Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.
Аннотация
Я не знаю о чем это книга. Наверное, о самом себе. Обо мне, получается.
Но чем она тогда отличается от других книг, написанных тоже обо мне? Только временем написания, а значит и осмысления истины? Или чем-то еще, более глубоким и... так необходимым.
На мой взгляд верно все вышесказанное и еще то, что только формируется и будет явлено на ваш суд ниже, в самом тексте книги. Ведь только когда мы начинаем писать - нам открываются порой такие тайны, что просто "за голову берешься".
И даст бог, что я смогу это для вас донести...
О книге
В книге показаны жизнь и смерть, любовь и ненависть, парадоксы и словно бы непонятые истины. Там, по сути, весь наш мир. Мир нашего с вами подсознания.
И порой страшно становится самому себе все это "вскрывать". Но с другой стороны, если не делать так - то будем еще долго "болеть". В том числе и "жизнью".
Книга о нас с вами. О каждом вместе, почти о каждом в отдельности, и при этом как будто это все и не о нас написано.
И только во взгляде "со стороны" улавливается самая настоящая правда. О которой порой и самому себе не всегда хочется признаться. Ну да это уже на возможностях совести. Совести каждого...
А еще я хотел сказать, что бывает так, что человек перед вами, и он нравится и даже подходит вам, но понимаете, что попросту время его еще не пришло. И делаете все, чтобы такого человека с вами не было. А после, хватаясь за голову (когда уже "все кончено"), восклицаете: бывает же такое!
Бывает. В книге есть и об этом...
Сергей Зелинский
Экзекуция разума
Роман
"И предал я сердце мое тому, чтобы познать мудрость и познать безумие и глупость...".
Еккл.1:17.
"Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает".
Рим.14:22.
"И раскаялся Господь, что создал человека на земле...".
Быт.6:6.
Предисловие
Загадочное поле бытия в итоге размыто слезами обрушившихся надежд и неприкрытых правдой истин. Но где же тот плащ от напастей судьбы и кинжал, способный прорезать мрак несчастий? Быть может все еще впереди?
Пролог
Вот и снова - все по новой. Новая книга, новая жизнь.
А вместе с этим - и новые мысли, и новый - совсем иной, получается "новый" - круговорот дней. Ведь уже так или иначе, но я все время фактически подчиняю собственную жизнь под то произведение, над которым работаю. И от этого могу признать, что оно пророческое. А почему нет? Если только да, да, да.
Иной раз я начинал походить на настоящего негодяя. Таким я очень не нравился себе. Но видимо что-то такое там жило внутри меня, что доставляло по жизни столько неприятностей. Хотя, конечно, фактически смирившись с этим, я еще одно время пытался подчинить этого зверя внутри себя, а позже понял, что надо как-то извлекать из этого хоть какие-то дивиденды. Этакая еврейская хитрость (или приписываемая евреям), доставшаяся видимо по крови (бабка по отцу была дочерью польского еврея, генерала царской армии, поступившего на службу в Российскую империю по приглашению царя).
Выведенные в предыдущей книге три категории, на которые делятся люди (финансово обычные люди, с таким же мещанским интеллектом, ориентированным на лучшее "устройство" в жизни, олигархи, и свободные художники - преподаватели, ученые, писатели да поэты, живописцы и прочая богема) задавали собой новый вопрос. Зная, к какой принадлежу я, мне предстояло выяснить - как можно перейти в другую категорию. Понятно, куда я хотел. И так было всю жизнь. Начиная с юности и оканчивая нынешним днем. (Можно сказать что еще родители - высокопоставленные и очень обеспеченные, особенно отец, чиновники, фактически определили мой выбор.) Но вот было совсем пока непонятно, собственного говоря, как это сделать? Предстояло изменить мозги? Так они уже намертво срослись со мной (я даже таким родился). И тогда?
Причем, хотел бы уточнить, я никого не осуждаю, ибо ощущаю, что также как и я могут мыслить - (тире) - мечтать и другие. Вот только родились мы все именно такими, какие есть - принадлежащими к определённой категории. И как выбраться из нее, если это предопределено самой судьбой, - вот это уже поистине загадка. Но уже то, что мы понимаем это - ключ к двери (потаенный ключ или, вернее, отмычка к потаённой двери; знать бы еще где эта дверь).
Если взять ту решимость, с которой я относился к поиску жизненного счастья, да помножить на потенциал, который еще оставался, то вероятно могло бы в итоговом знаменателе получиться "нечто".
Загадочное поле бытия в итоге размыто слезами обрушившихся надежд и не прикрытых правдой истин. Но где же тот плащ от напастей судьбы, и кинжал, способный прорезать мрак несчастий? Быть может все еще впереди?
Иногда в какой-то мере я даже наслаждался накатывавшим на меня отчаянием. И это видимо вошло в привычку (как наркотик), потому что когда подобного не было (и было все "ровно"), мне хотелось вызвать неприятности. Чтобы вновь испытать эту бурю эмоций. Этакий революционер, наверное.
Когда-то один из моих российских издателей, Игорь Владимирович, поздравил меня на день рождения такими словами: "Я рад, что знаю Вас. Вы принадлежите к тем людям, которые могут увлечь за собой массы и сделать революцию. И пусть даже дорога будет не туда, куда нужно, - за вами пойдут. Даже на собственную, быть может, погибель".
Хорошие слова и, стоит признать, полностью верные.
Я не мог понять, что со мной происходило. На мой взгляд, в душе начинались полная вакханалия, которая свидетельствовала о перепрограммировании сознания. Итогом чего должна была родится во мне другая личность. Совсем иная, чем была доселе.
Не каждый может решиться на подобное. Но я решился, потому что понимал, что надо в корне менять собственную жизнь, отказавшись от старых привычек. Тем самым я рассчитывал вырвать победу у судьбы, сломав предназначенный жизнью путь.
А еще я слушал "знаки" судьбы. Ведь свыше всегда вам что-то дают да подсказывают, а большинство не слышит (и даже не желает прислушаться). Да и не все могут, конечно. Я мог.
Не смотря ни на что, я явно понимал, что у меня свой, отличный от других, путь в жизни. И пусть в чем-то он меня самого не радовал, а то, случалось, и огорчал, но тем не менее именно это была истина в трех лицах бытия (бог отец, бог сын и святой дух), и именно эта "троица" существовала и в моем подсознании, а оттого и во мне жили не две личности, а три. Это я уже понял только сейчас. Раньше может догадывался, сейчас понял ясно. Потому и не удавалось до сих пор "договориться", потому что в отличие от той "троицы", мои три "Я" совсем не ладили друг с другом. Но ведь одна кровь, родные братья-сестры, потому до конца они не ссорились, а размолвки - так они случаются в каждой семье, все ведь люди.
Несмотря ни на что, во мне существовал какой-то жуткий протест и такая же гиперболическая уверенность, что в итоге все равно все будет хорошо. Подобная моя уверенность помогала мне идти по жизни и всегда выручала даже в самые трудные минуты. Мне бы только понять истину. И все станет на свои места. А проблема всех людей (особенно людей мыслящих, думающих, рассуждающих, ищущих ответы на вопросы бытия) в том, что сознание наше исковеркано миром. Тем что "в миру" (общая "окультуренность", веяние цивилизации, ну и еже с ними). А в итоге мы не мыслим, как того сами хотим, а все время слушаем кого-то и от этого ужасно запутываемся. Забывая, что каждый человек исключительно уникален и индивидуален. От того он и зовётся в научных книгах индивид, а подмять всех под общую копирку - есть изначальная ошибка. Вот ведь в чем вопрос...
Мне нравилась методичность поиска истины. Подумал, от того я, вероятно, так люблю ходьбу, проходя в день по пять-десять-пятнадцать, а то и двадцать-двадцать пять километров. Ведь когда вы идете, а вокруг вас проносятся велосипедисты или автомобили, вы понимаете, что никогда не сможете двигаться также быстро как они, но, закусив удила, идете и идете, методично отчеканивая шаг. Ходьба дисциплинирует и рождает в душе терпение. А терпение всегда важно по жизни. Тихой сапой, как говорится, да в рай.
Только вот о чем я подумал. Если из моих трех сущностей, живущим во мне, один был положительно хорошим, а второй отъявленным негодяем, то кто же был тогда третий? Фрейд, помнится, тоже поначалу вывел лишь два начала человека, сознание и подсознание ("Я" и "Оно"). И только позже понял, что существует еще и "Сверх-Я", так называемая цензура психики, или своеобразный барьер критичности между сознанием и подсознанием.
Таким образом, психика человека состоит из трех структурных единиц: "Я" или "Эго" (сознание), "Оно" (подсознание), и "Сверх-Я" или "Альтер-Эго" (цензура психики, барьер критичности). Уже ставшее историческим сравнение Фрейдом сознания и подсознания как всадника и лошади, когда сознание (всадник) пытается подчинить себе подсознание (лошадь) - лошадь встает на дыбы и сбрасывает седока. В итоге всадник подчиняется необузданной лошади, а значит и сознание фактически подчиняется воле подсознания, создавая лишь видимость своего превосходства.
Сознание олицетворяет то, что можно назвать разумом и рассудительностью, в противоположность к подсознанию, содержащему страсти. При этом цензура психики сохранит характер отца, и чем сильнее был Эдипов комплекс, чем стремительнее было его вытеснение, тем строже впоследствии цензура психики будет властвовать над сознанием как совесть и бессознательное чувство вины. Таким образом, цензура психики - это барьер критичности между мозгом и внешней средой. Информация из внешнего мира не сразу воздействует на мозг (психику), а сначала наталкивается на цензуру психики. Основная функция цензуры - распределение информации, поступаемой из внешнего (окружающего) мира между сознанием и подсознанием (бессознательным). Если информация, поступая из внешнего (окружающего) мира, усиливается эмоционально, то подобная информация запоминается, сохраняясь, например, в виде психологических установок, сформированных и усиленных паттернов поведения за счет задействования, в том числе, и архетипической составляющей бессознательного. При этом, большую часть информации, поступающей из внешнего мира, цензура психики не пропускает и такая информация вытесняется, то есть откладывается исключительно в подсознании. И только малую часть информации цензура психики пропускает в сознание (при этом сначала такая информация попадает в предсознание, своего рода "прихожую", а уже оттуда - или попадает в сознание, или вытесняется в бессознательное). Однако информация из подсознания (бессознательного) все равно, рано или поздно, оказывается в сознании. Поэтому следует говорить, что любая информация, которая прошла в зоне внимания человека, оказывает влияние на мозг (психику), независимо, была ли такая информация осознанной или нет.
В результате ослабления цензуры психики (снижения барьера критичности на пути поступления информации из внешней среды) становится возможным вводить в бессознательное психики значительные объемы информации, а также такая информация будет откладываться в подсознании, закрепляясь там особыми кодовыми характеристиками, благодаря которыми подобная информация перейдет в психологические установки в подсознании (происходит своего рода кодирование психики путем образования доминант: очагового возбуждения в коре головного мозга); также, при поступлении новой информации со схожим кодовым значением, такая информация будет доформировывать задатки намеченных к формированию (полусформированных) паттернов поведения и усиливать архетипы личного бессознательного. Бессознательное находит отражение в сознании в виде предчувствий, сновидений, галлюцинаций, иллюзий, оговорок, эмоций, переживаний, интуиции, поэзии, музыки, влечений, страстей, привязанностей, привычек, инстинктов, стереотипов поведения и тому подобного.
Вообще, если разобраться, вполне можно, наверное, и еще подробнее написать о сознании и подсознании. Ведь в этом, по сути, может и таится правда жизни.
Итак. Попробую чуть подробнее.
Психика человека делится на сознание и подсознание. Функциональное определение сознательной и бессознательной психической деятельности следующее. Сознательная психическая деятельность происходит в случае, если одновременно работают оба уровня психологической саморегуляции: личностно-познавательный и гностический. Анатомически эти уровни представлены лобными долями и теменной областью. Бессознательная (неосознаваемая) психическая деятельность - если эти блоки работают раздельно. В ходе решения творческих задач сознательная деятельность возможна благодаря функции взаимодействия высшего коркового регулятора поведения с гностической сферой (то есть процесс осуществляется осознанно - если построение и моделирование объектов находит свое отражение в лобной коре). Бессознательная деятельность - если модели, будучи сформированными для решения той или иной проблемы, работают автономно, вне непосредственной связи с целостно-поведенческим регулятором. Также существуют процессы, возникающие на уровне передних отделов лобной доли, которые развертываются вне контакта с гностической корой, обеспечивающей наличие образов. Такие процессы познания и преобразования действительности окажутся вне сознания, так как процесс осознания всегда происходит в форме динамики образов. Это случай неосознаваемых процессов, осуществляющихся на высшем корковом уровне, является той формой психической деятельности, которая, будучи бессознательной, одновременно является высшей. Таким образом кора больших полушарий является единой самоуправляемой системой, в которой существует саморегуляция информационных и психических процессов, а значит модели объектов окружающей действительности представлены в корковом регуляторе, и для этого используется специальный язык, на котором осуществляется высшая неосознаваемая мыслительная деятельность человека.
Рассмотрю сознание и подсознание еще более подробно.
Сознание - это разум, который в ходе эволюции природа сформировала у человека на базе психофизиологии коры левого полушария головного мозга и соответствующих подкорковых глубинных структур всего мозга. Сознание составляет у большинства людей до восьмидесяти процентов дневной активности всего разума человека. Сознание - это словесно-логическая основа разума и присуща только человеку. Языком сознания (человеческого разума) является логически оформленная речь, вслух или мысленно (про себя), - (то есть сознание мыслит словами и формирует собственную личность, со своими механизмами памяти, стереотипами мышления, характером, привычками и так далее). Сознание существует у каждого психически здорового человека. Человек формирует сознание с детских лет в процессе воспитания, культуры, образования, получения профессии, а также идеалов, убеждений, иерархии нравственных и духовных ценностей и так далее. Сознание - это идеальная природа человека, которая управляет бессознательным психики, выполняя критико-аналитическую роль цензуры психики.
Цензура психики - это барьер критичности на пути информации, получаемой из внешнего мира. Цензура психики распределяет информацию между сознанием и подсознанием (бессознательным). Если сознание неразвито - люди мыслят шаблонами и социальными стереотипами своей среды. Такие люди часто не воспринимают что-то новое, что не укладывается в их стереотипы и установки, полученные в процессе социализации (жизни в обществе). При развитом сознании люди образованны, воспитаны, обладают умением сочувствовать, сопереживать, их слова, дела и поступки нравственны и полезны обществу. При чрезмерном и неправильном словесно-логическом развитии сознания люди теряют способность понимать и сочувствовать, объективно оценивать происходящее, пренебрегают в ущерб делу материальной стороной, увлекаясь и полностью подчиняясь какой-либо идее, которую они рано или поздно извращают своим фанатизмом.
Сознание делится на несколько характеристик.
Во-первых, это ощущение себя познающим субъектом, способность представлять действительность (реальную и воображаемую), контролировать и управлять собственными психическими и поведенческими состояниями, способность восприятия в форме образов окружающей действительности.
Во-вторых, это мысленное представление и воображение действительности. (Так как воображение и представление не всегда связаны с волевым контролем сознания, следует говорить в данном случае о предсознании, - предсознание - промежуточная единица между сознанием и бессознательным). Воля - прерогатива сознания (так как человек в момент волевого усилия сознательно отвлекается от восприятия окружающего мира и сосредоточивает свое внимание на какой-либо идее, образе, воспоминании и тому подобном, рисуя и развивая в воображении то, что в данный момент он непосредственно не видит). Сознание связано с речью. В сознании (или при помощи сознания) становится возможным осмысление представляемого или осознаваемого. В сознании отображается не все характеристики предметов, событий, явлений, а только основные и главные.
В-третьих, способность сознания к человеческому общению. С помощью языка человек передает объективную информацию об окружающем мире (сообщения о том что знает, видит, чувствует и тому подобное)
Особенностью сознания является наличие в нем интеллектуальных схем. Схемой называется определенная умственная структура, в соответствии с которой человеком воспринимается, перерабатывается и хранится информация об окружающем мире и о самом себе. Схемы включают правила, понятия, логические операции, используемые людьми для приведения имеющейся у них информации в определенный порядок, включая отбор, классификацию информации, отнесение ее к той или иной категории. Обмениваясь друг с другом разнообразной информацией, люди выделяют в сообщаемом главное. Так происходит абстрагирование, то есть отвлечение от всего второстепенного и сосредоточение сознания на самом существенном. Откладываясь в лексике, семантике в понятийной форме, это главное становится достоянием индивидуального сознания человека по мере того, как человек учится пользоваться языком как средством общения и мышления. Обобщенное отражение действительности составляет содержание индивидуального сознания. Без языка и речи сознания не существует. Поэтому язык и речь образуют два пласта сознания: систему значений слов и систему смыслов слов. Значения слов - это то содержание, которое вкладывают в слово носители языка, когда принимаются во внимание всевозможные оттенки в употреблении слов в полной мере отображенные в толковых и специальных словарях. Сознание существует также и в образной форме. В этом случае оно связано с использованием второй сигнальной системы, вызывающей и преобразующей соответствующие образы (например, искусство, литература, музыка).
Любое сознательное поведение предполагает наличие выбора из нескольких вариантов. Например, нам надо попасть в другой конец города. Это можно сделать пешком, но можно и на транспорте. Мы оцениваем ситуацию, обдумываем имеющиеся у нас возможности и, выбрав один вариант, намечаем конкретный план действий. Другими словами, перед нами стоит определенная задача, но выбор правильного решения зависит от нас самих. Мы не автоматически (бездумно) удовлетворяем свою потребность, а сознательно выбираем и составляем друг с другом разные способы достижения цели. Таким образом, не менее семь восьмых человеческого поведения складывается из левомозговых (то есть разумных, сознательных) актов и только одна вторая (двенадцать процентов) - это правомозговые (то есть условные и безусловные рефлексы).
Любой сознательный (левомозговой, разумный) акт состоит из трех фаз:
Первая - ориентировка в условиях возникшей задачи и выработка плана действий.
Вторая - исполнение или осуществление намеченного плана.
Третья - сличение получившегося результата с поставленной целью.
Поэтому, в примере с поездкой в другой конец города, первая фаза - это размышление о том, какой транспорт лучше, сравнение вариантов и выбор лучшего; вторая - осуществление выбранного варианта, третья - удовлетворение от того, что вовремя попали в задуманное место. В результате, все фазы четко отделены друг от друга, то есть человек сначала рассматривает свои возможности, составляет план действий, а затем этот план осуществляет. Поэтому если человек попадает в ситуации частичного или полного торможения разума левого полушария головного мозга, то в его поведении преобладают чувственно-образный разум правого полушария, а значит в своих действиях он руководствуется инстинктами.
Основные закономерности функционирования сознания следующие. Сознание имеет естественную основу, материальным субстратом которой является головной мозг. Головной мозг имеет "многоэтажную" структуру, поэтому формирование психики осуществлялось в определенной последовательности. Наиболее древним структурам головного мозга соответствуют простейшие нервно-психические процессы (то есть процессы, в основе которых лежат органы чувств, с их представительством в коре головного мозга). На каждом этапе эволюции происходило появление новых структур головного мозга, а значит и появление новых психических функций (восприятия, представления, воображения...)
С подключением трудовой деятельности, речи и формированием общественных отношений развивались высшие отделы коры головного мозга, которые в свою очередь оказывали воздействие на трудовую деятельность, речь, общественные отношения и мышление. В основе деятельности сознания существуют строго определенные закономерности.
Сознание функционирует по законам саморегулирующейся системы. Рассмотрю эти функции:
Первая, это целостность системы сознания. Сознание не может нормально функционировать, если выпадает тот или иной элемент его как системы. В этом случае система перестает быть целостной, и хотя она продолжает функционировать, в ее поведении обнаруживается явный или скрытый изъян. Например, выпадение тактильного ощущения отразится на сознании в меньшей степени, чем потеря памяти.
Вторая, это строгая специализированность компонентов сознания. Каждая психическая функция играет свою ничем не заменимую роль. Ощущение, восприятие, представление, воображение, внимание, память, речь.
Третья, это взаимосодействие элементов сознания. Каждый элемент сознания, вступая в связь с другим, содействует его работе. Например, каждый вид ощущений дает возможность познать какую-то одну сторону или свойство предмета. Однако в процессе познания все виды ощущений дополняют друг друга и тем самым создают условия для более полного, всестороннего познания. Таким образом, на их основе формируется новый элемент сознания - восприятие. В свою очередь, без участия памяти все ощущения человека потеряли бы свое значение как элементы сознания. Память хранит и воспроизводит следы ранее полученных ощущений. Благодаря этому человек получает возможность воспроизвести образ того, с чем встречался ранее.
Четвертая, это интеграции низших уровней системы высшими. Высшие уровни системы включают в себя низшие, но не сводятся к ним.
Пятая, это социализация элементов сознания. Все элементы сознания социализированы, а само сознание представляет собой высшую степень социализации, то есть сознание присуще только человеку и формируется только в процессе общественной жизни.
Шестая, это единство системы функционирования. В норме все элементы сознания функционируют по единой программе. Если появляется разобщенность и элементы сознания выходят из-под контроля общей программы, формируется психическая болезнь.
Теперь, когда мы с вами рассмотрели сознание, обратимся к подсознанию, или бессознательному психики. В бессознательном берет основу все то, что в последствие находит отражение в сознании. В бессознательном отображаются скрытые желания человека и закладываются основы мыслей, желаний, поступков и прочее.
При формирование бессознательного выделяются два способа.
Первый, это коллективное бессознательное (то, что находится в психике от рождения и является некой концентрацией опыта предков, опыта предшествующих поколений).
Второй, это личное бессознательное (содержит информацию, воспринимаемую при жизни конкретным человеком посредством репрезентативных систем: визуальной (зрительной), аудиальной (звуковой), кинестетической (мышечные ощущения, вкус, запах), и двух сигнальных систем (чувства и речь). В этом случае в личном бессознательном находит отражение любой прочитанный, прослушанный или увиденный материал, а также информация, полученная органами вкуса, запаха и прочее.
Коллективное бессознательное представлено архетипами. Человек наследует архетипы (образы) из своего прошлого, которое включает жизненный опыт предшествующих поколений.
Архетипы могут быть представлены как в виде определенных, передаваемых от поколения к поколению структур, так и в виде определенных ситуаций.
Способом представления архетипа является символ. Символизация - это главный путь проявления бессознательного психики (подсознания). Человек воспринимает мир мифологически, то есть формируя архетипические образы, которые проецируются на реальный мир и которые являются выражением бессознательного психики. Архетипами являются коллективные модели (паттерны) поведения, исходящие из коллективного бессознательного и являющиеся основным содержанием сказок, мифологий, легенд, и проч.
Рассматривая как связаны между собой сознание и подсознание (бессознательное), возьмем в качестве примера случай, когда человек внезапно забывает какую-то свою мысль, которая до этого "вертелась на языке". В этом случае он говорит "забыл", хотя на самом деле эта мысль стала подсознательной, потому что когда идея выскальзывает из сознания человека, она не перестает существовать - так же, как машина, скрывшаяся за углом, вовсе не растворяется в воздухе. Просто она оказалась вне поля зрения. Позже мы опять можем встретить эту машину, как можем и натолкнуться на ранее утерянные мысли. Таким образом, подсознание человека может быть занято множеством временно угасших образов, впечатлений, мыслей, которые продолжают влиять на сознательное мышление, хотя и являются потерянными. Еще пример. Человек пересекает комнату, чтобы что-то взять. На полпути он останавливается в смущении - он забыл, за чем шел. Он механически перебирает вещи на столе - хотя первоначальное намерение забыто, оно подсознательно движет им. Наконец он вспоминает, что хотел. Подсознание подсказало ему. Забытые идеи не прекращают существования, а пребывают под порогом сознания, ниже порога памяти, откуда могут всплыть в любой момент. Человек видит, слышит, чувствует запах и вкус множества вещей, не замечая этого. Но эту информацию впитывает подсознание (бессознательное психики). Именно подсознание берет контроль над сознанием в трансовых, или измененных состояниях сознания.
В бессознательном скрываются архаичные желания человека (архаичные инстинкты), вытесненные в глубины психики в процессе развития цивилизации. При этом первичные инстинкты, вытесняясь в бессознательное, не исчезают окончательно; просто человек, находясь в режиме контроля сознания, способен контролировать их. При переводе психики такого человека в измененное состояние сознания (алкогольное опьянение, усталость, сильное сексуальное желание, состояние сильной тревоги или радости, нахождение в массе среди других индивидов и тому подобное) все эти первобытные инстинкты находят выход, снова оказываясь в сознании, и если нарушен контроль сознания - вынуждают человека совершать криминальные поступки.
При нахождении в толпе психика человека также переводится в измененные состояния сознания (ИСС). В этом случае человек толпы в полной мере испытывает на себе влияние первичных инстинктов, доставшихся от первобытного человека и активно проявляющихся в стадных чувствах всеобщего единения, когда психика людей подчинена единым позывам и первобытным желаниям вследствие значительного ослабления критичности психики. Перед человеком толпы не существует преград, его сила удесятеряется, он способен на совершение явно выраженных криминальных поступков проникнутых деструктивным желанием.
В случае нахождения человека в ИСС работает правое полушарие головного мозга (бессознательное), а левое полушарие мозга частично выключается и человек пребывает в ссуженном состоянии сознания (транс). Тем самым ослабевает барьер критичности на пути поступления новой информации, и вся получаемая информация откладывается в подсознании. Если такая информация будет эмоционально насыщена, то в этом случае путем образования активных (очагового возбуждения в коре головного мозга) или пассивных доминант (очагового торможения в коре головного мозга) в подсознании закрепляются психологические установки, что приводят к формированию соответствующих паттернов поведения. Кроме того, как я полагаю, новые доминанты, установки и паттерны поведения помимо уже известных механизмов возникновения, появляются вследствие усиления раннее уже имеющихся полудоминант, полуустановок и полупаттернов. Становится возможным так от того, что в подсознании, ко времени попадания туда новой информации, могут уже иметься определенные, ранее сформированные полудоминанты, полуустановки, полупаттерны.
В итоге новая информация способна или сразу формировать психологические установки в подсознании и далее переходить в паттерны поведения бессознательного или же способна предварительно обогащаться остатками информации, хранящейся в личном бессознательном, то есть в этом случае новая, вновь поступающая информация дополняет раннее существующую, а значит и образуется (доформировывается или формируется, в зависимости от силы совпадающих кодировок сигнала в прежней и новой информации) новый архетип, причем исключительно в личном бессознательном. Помимо этого (словно в дополнение) в психике человека происходит постоянное формирование новых архетипов (в личном бессознательном). Как я считаю, что архетипы присутствуют не только в коллективном бессознательном, но и в личном.
Как образуются архетипы личного бессознательного? В свое время попавшая в мозг информация не послужила образованию полноценных доминант, установок и паттернов поведения, но как бы наметила их формирование. В результате произошло образование полудоминант, полуустановок, полупаттернов поведения, которые остались как бы на поверхности личного бессознательного, на границе между сознанием и бессознательным, то есть не были окончательно вытеснены в глубины памяти, но создали определенный код. В последующем, при поступлении информации схожего содержания (то есть информации со схожей кодировкой или, иными словами, схожими импульсами от афферентных связей, связей между нейронами мозга), раннее полусформированные полудоминанты, полуустановки и полупаттерны доформировываются, в результате чего в мозге появляется полноценная доминанта, а в подсознании полноценные установки переходящие в паттерны поведения. В этом случае доминанта в коре головного мозга, вызванная очаговым возбуждением, служит причиной надежного закрепления психологических установок в подсознании, а значит и появлению соответствующих мыслей у индивида, причем в последующем эти мысли переходят в поступки вследствие предварительного перехода установок в подсознании в паттерны поведения в бессознательном.
Таким образом новая информация, поступаемая в мозг и в психику в результате отражения (важной функции сознания), может как сразу переходить в паттерны поведения, формируя их и усиливая раннее существующие, так и может предварительно обогащаться остатками информации, хранящейся в личном бессознательном - подкрепленной при этом схожей информацией (со схожей кодировкой) из коллективного бессознательного. Раннее у подобной информации не хватило силы для формирования отдельного архетипа (поэтому был сформирован полу-архетип). Теперь же, вследствие повторения сигнала, старый сигнал усиливается (дополняется новой информацией), а значит и образуется (формируется) новый архетип бессознательного (архетип личного бессознательного).
Психика человека состоит из трех структурных единиц: Я или Эго (сознание), Оно или Ид (бессознательное), Сверх-Я или Альтер-Эго (цензура психики, барьер критичности).
Уже ставшее историческим сравнение сознания и подсознания Фрейдом (как я уже писал выше) - как всадника и лошадь. Напомню еще раз. Когда сознание (всадник) пытается подчинить себе подсознание (лошадь) - лошадь встает на дыбы и сбрасывает седока. В итоге всадник подчиняется необузданной лошади; а значит и сознание фактически подчиняется воле подсознания, создавая лишь видимость своего превосходства. Сознание олицетворяет то, что можно назвать разумом и рассудительностью, в противоположность к подсознанию, содержащему страсти. При этом цензура психики сохранит характер отца, и чем сильнее был Эдипов комплекс, чем стремительнее было его вытеснение, тем строже впоследствии цензура психики будет властвовать над сознанием как совесть и бессознательное чувство вины.
Цензура психики - это барьер критичности между мозгом и внешней средой. Информация из внешнего мира не сразу воздействует на мозг (психику), а сначала наталкивается на цензуру психики. Основная функция цензуры - распределение информации, поступаемой из внешнего (окружающего) мира между сознанием и подсознанием (бессознательным). Если информация поступая из внешнего (окружающего) мира усиливается эмоционально, то такая информация запоминается, сохраняясь, например, в виде установок, сформированных и усиленных паттернов поведения за счет задействования в том числе и архетипической составляющей бессознательного.
Большую часть информации, поступающей из внешнего мира, цензура не пропускает, и такая информация вытесняется, то есть откладывается исключительно в подсознании. Часть информации - цензура психики пропускает в сознание (при этом сначала такая информация попадает в предсознание, своего рода "прихожую", а уже оттуда - или попадает в сознание, или вытесняется в бессознательное). Однако информация из подсознания (бессознательного) все равно, рано или поздно, оказывается в сознании. Поэтому следует говорить, что любая информация, которая прошла в зоне внимания человека, оказывает влияние на мозг (психику), независимо, была ли такая информация осознанной или нет.
В результате ослабления цензуры психики (снижения барьера критичности на пути поступления информации из внешней среды) становится возможным вводить в бессознательное психики значительные объемы информации, а также такая информация будет откладываться в подсознании, закрепляясь там особыми кодовыми характеристиками, благодаря которым подобная информация перейдет в установки в подсознании (происходит своего рода кодирование психики путем образования доминант: очагового возбуждения в коре головного мозга); также, при поступлении новой информации со схожим кодовым значением, такая информация доформировывает задатки намеченных к формированию (полусформированных) паттернов поведения и усиливает архетипы личного бессознательного. Бессознательное находит отражение в сознании в виде предчувствий, сновидений, галлюцинаций, иллюзий, оговорок, эмоций, переживаний, интуиции, поэзии, музыки, влечений, страстей, привязанностей, привычек, инстинктов, стереотипов поведения и так далее.
Одной из форм проявления бессознательного психики является так называемая маска, вымышленный образ. Почти каждый человек в процессе жизни формирует вокруг себя некое иллюзорное представление, которое называется маской, или вымышленным образом, то есть тем образом, который человек сначала бессознательно примеривает на себя, а после, привыкая, старается соответствовать. Маску можно рассматривать в роли некой защитной функции, помогающей тому или иному человеку адаптироваться к условиям внешней среды и способной защитить такого человека от воздействия неблагоприятных факторов, проецируемых от других людей.
Причиной ряда неврозов является следующее обстоятельство, выявленное наукой о подсознании. Цивилизация способствует формированию в бессознательном индивида стереотипов поведения и восприятия действительности. Стереотипы - это сформировавшиеся в бессознательном паттерны поведения. Устоявшиеся и закрепленные в подсознании привычки реагирования на те или иные действия, рождаемые поведенческие ответы на различные жизненные ситуации. Стереотипность мышления свойственна всем людям. С самого раннего детства, когда закладываются в подсознание паттерны поведения, ребенок приобретает привычки реагировать тем или иным способом на какие-либо ситуации. Тем самым в последующем он как бы уже не выходит из навязанных ему рамок. И любые свои новые действия диктует с позиции имеющихся у него (и устоявшихся) привычек, стереотипов. Люди как бы "навязывают" определенные взгляды обществу, так же как и общество, социум, влияет на формирование стереотипность мышления людей. Так как стереотипность мышления свойственно практически каждому человеку, ряд психотерапевтических методик (например, НЛП) направлены или на выход за пределы устоявшегося стереотипа мышления, или базируются на существовании стереотипов (в какой-то мере и индивидуальная психология Адлера и аналитическая психология Юнга и психоанализ Фрейда - ориентируется на классическое "отреагирование" индивида в ответ на те или иные ситуации (раздражители).
Стереотипы входят в психику человека еще и потому, что человек должен неразрывно быть связан с обществом. Вследствие роевого характера сознания, отдельные люди вынуждены сгруппировываться, собираться в массы. В массе наступает общее избавление от проявления симптоматики различных заболеваний психопатического характера. В случае, если человек становится способен высвободиться от навязываемых ему (обществом, жизнью в социуме) стереотипов, то за это он расплачивается симптоматикой нервных и психических заболевания. Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд полагал, что развитие симптоматики психических заболеваний развивается вследствие вытеснения нереализованных влечений. То есть желание, не находящее какого-либо реального применения, сначала вытесняется в бессознательное, а уже оттуда начинают оказывать на человека определенное влияние, являясь причиной возникновения различного рода отклонений психики от нормы. Поэтому невроз в этом случае является средством отказа от реальности, потому что нарушает отношение больного к реальности. Любому человеку важно сохранять внутреннюю гармонию. От внутренней гармонии зависит состояние психики человека. Если эта гармония соблюдается, то психика человека будет более-менее стабильной и на нее не будет оказывать воздействие все то, что скрывается в бессознательном, и что ученик Фрейда, позже основатель собственного направления психоанализа Карл Густав Юнг охарактеризовал как тень. Архетип тени. Как известно, в психике любого человека живут так называемые первичные желания. Это желания дикаря, первобытного человека (как известно, Юнг различал в бессознательном каждого индивида архетип дикаря).
В ряде работ ("Недовольство культурой", "Будущее одной иллюзии") Фрейд приходит к выводам, что именно развитие цивилизации, своеобразное "окультуривание" людей является причиной развития невротических и психических заболеваний. Цивилизация (главным образом - свойственная цивилизации культура) вводит для каждого человека ряд ограничений, направленных на его адаптацию в современном обществе. Другими словами, создаются определенные правила жизни в обществе. Правила, регламентирующие нормы поведения в социуме, направлены на сдерживание первичных желаний, а значит происходит вытеснения первичных желаний в бессознательное. Отсюда (в невозможности реализации таких желаний, инстинктов) и развитие психотических (неврозы, истерии...) и психопатических (шизофрения, паранойя, галлюцинаторный бред и тому подобных) заболеваний. Каждая культура создается принуждением и подавлением первичных позывов, потому что приходится считаться с тем фактом, что у всех людей имеются разрушительные тенденции и у большого количества людей такие тенденции достаточно сильны, чтобы определить их поведение в человеческом обществе. В своей основной массе люди ленивы и несознательны, и с неохотой отказываются от удовлетворения инстинктов. Поэтому только влиянием образцовых индивидов, признанных ее вождями, можно добиться от других людей работы и самоотверженности, от которых зависит прочность культуры; культурные законы можно удержать только при помощи принуждения.
Замечу, что первичные желания (желания дикаря) никогда не исчезнут. Наоборот, они будут не оставлять попыток самореализации. "Сверх-Я" ("Супер-Эго") является той составляющей психики (две других части: "Я" (сознание) и "Оно" (бессознательное), которая стоит на пути инстинктов, мешая им проникнуть в сознание. Поэтому "Сверх-Я" выступает в роли цензора, решающего: пропустить или не пропустить ту или иную информацию из бессознательного в сознание. Можно заключить, что именно культура, являющаяся непреложным фактором цивилизации, берет на себя роль "Сверх-Я", выступая ограничителем возможностей воплощения первичных желаний, реализации инстинктов в современном обществе.
Однако, бессознательное человека иной раз восстает против "столь жестких", в его представлении, норм. И тогда необходимо говорить как минимум о двух способах и возможностях реализации первобытных желаний (инстинктов) в современном обществе. В одном случае, бессознательное человека, не желающее мириться с выставленной преградой в виде "Сверх-Я", толкает такого человека на реальное претворение имеющихся у него желаний в действительность. И тогда можно наблюдать совершение преступлений (убийство, изнасилование, каннибализм и прочие асоциальные эффекты поведения); в другом - первичные инстинкты воплощаются в иллюзорную действительность и тогда происходит уход человека из мира реальности, мира сознания, в вымышленный мир; мир иллюзорных представлений о действительности. В мир бессознательного.
Хочу напомнить, что природа предусмотрела и легитимные способы воплощения первичных желаний в действительность. Такие способы не наносят какого-либо вреда для психики. Одним из таких способов является сон (королевская дорога к пониманию бессознательного, - как говорил Фрейд, предполагая, что посредством интерпретаций сновидений можно понять механизмы бессознательного и рассматривая сновидение как своего рода мост между реальной действительностью и бессознательным). Другим способом является сублимация; например, сублимация в творчество. Посредством сублимации человек способен безболезненно (для своей жизни в социуме) реализовывать весь негатив собственного бессознательного в творчество, воплощая любые - даже самые низменные - фантазии и желания и награждая ими, например, героев своих произведений. Тем самым снимая с себя подозрения в извращенных желаниях и освобождаясь от нежелательной симптоматики.
Существует еще один способ реализации фантазий бессознательного. Это так называемая игра. Игра - это подмена реального образа - вымышленным. Мы как бы сознательно - и на время - погружаемся в мир собственных фантазий для того чтобы тогда, когда потребуется, возвратиться обратно.
Говоря об игре, замечу, что игра, по сути, всегда достаточно условна. В практике встречается немало примеров, когда способность человека "играть" приобретает профессиональный статус. Например, профессия актера кино, артиста театра, клоуна; даже, по сути, профессия режиссера, сценариста, музыканта, мультипликатора и прочее схожего плана - ничто иное, как "законное" отыгрывание фантазий бессознательного.
Карл Юнг как-то заметил, что к величайшим достижениям своего учителя Зигмунда Фрейда относится то, что Фрейд со всей серьезностью относился к страдающим неврозами пациентам и вникал в их индивидуальные психологические особенности. У Фрейда хватало мужества отбросить казуистику и тем самым вскрыть истинную психологию душевной болезни. Для этого ему приходилось смотреть на болезнь глазами пациента, и это позволяло ему понять ее так глубоко, насколько было возможно.
Я уже обращал внимание, что основой психоанализа является разделение психики на сознательное и бессознательное. В модели психики по Фрейду выделяется роль трех структурных единиц: "Я", "Оно", и "Сверх-Я". "Я" функционирует в соответствии с принципом реальности. "Я" имеет как сознательный, так и бессознательный аспекты. Сознательный аспект - Самость или "Я", а бессознательный аспект включает в себя механизмы психологической защиты. "Оно" соответствует бессознательному и содержит инстинктивные влечения. Эта часть психики управляется принципом удовольствия и функционирует в соответствии с первичными процессами. Как я уже отмечал ранее, Фрейд сравнивает "Я" с всадником, а "Оно" - с диким конем, которого всадник ("Я") стремится обуздать. "Сверх-Я" - это цензура психики. Причина возникновения "Сверх-Я" - идентификация мальчика с отцом. Мальчик испытывает любовь к матери и на его пути встает отец. Возникает Эдипов комплекс. Отец в данном случае более сильная фигура, поэтому, чтобы его победить, мальчик должен стать таким же сильным. У мальчика возникает желание занять место отца у матери. Отношение к отцу амбивалентно (любовь и ненависть). При разрушении Эдипова комплекса влияние матери на мальчика ослабевает. Исчезновение Эдипова комплекса укрепляет мужественность в характере мальчика.
Фрейд считал, что у каждого человека существует Эдипов комплекс. Эдипов комплекс исчезает с возрастом пяти-семи лет. "Сверх-Я" хранит характер отца: чем сильнее был Эдипов комплекс, чем быстрее происходит его вытеснение, и тем строже будет цензура психики ("Сверх-Я"), которое проявляется как совесть, мораль, стремление к совершенству, бессознательное чувство вины. Сверх-Я берет на себя роль родительской инстанции. Если родители придерживались строгого воспитания, то у ребенка развивается строгое "Сверх-Я". Однако "Сверх-Я" может быть строгим, даже если воспитание было мягким. "Сверх-Я", "Я" и "Оно" составляют психический аппарат личности. Главной функцией "Сверх-Я" является подавление инстинктов из "Оно". В жизни подобное проявляется как совесть. Действия, совершаемые вопреки велению совести способствуют развитию чувства вины, и приводят к возникновению потребности в наказании.
Для понимания бессознательного психики Фрейд рекомендовал исследование сновидений. Он исследует сновидения методом свободных ассоциаций. По Фрейду сновидения связаны с детскими чувствами, такими как любовь к матери, соперничество с отцом и тому подобных, вытесненными по завершении Эдипового комплекса в подсознание, но продолжающими оказывать влияние на жизнь человека в виде возникновения бессознательных желаний. Сновидение включает в себя явное (манифестное) содержание, то есть сновидение в том виде, как его помнят и скрытое (латентное) содержание, которое раскрывается путем интерпретации.
Кроме того, сновидения являются результатом исполнения желаний. В результате действия цензуры психики возникает деформация сновидений. Материалом сновидений выступают телесные раздражения (голод, жажда и тому подобное), остатки дневных впечатлений (события предыдущего дня, прямо или ассоциативно связанные с бессознательными желаниями, исполняемыми во сне) и давние воспоминания.
Рассмотрим вопрос несколько подробней.
Механизмами работы сновидений являются конденсация, смещение, драматизация, символизация, интерпретация.
Конденсация (сгущение) - процесс, посредством которого объединяются два или более образа. Например, из множества элементов сновидений сохраняется лишь один (тема, персонаж и прочее), многократно встречающийся в различных скрытых содержаниях. Или, скажем, различные элементы складываются во внутренне разнородную совокупность (например, персонаж, составленный из черт разных людей). Иногда соединение различных образов может приводить к затушевыванию различий и усилению общих черт.
Смещение - процесс, посредством которого энергия перемещается с одного образа на другой. Так, например, в сновидениях один образ может символизировать другой.
Драматизация - процесс отбора и преобразования сновиденческих мыслей в зрительные образы. (Например, абстрактное понятие "унижение" может быть образно представлено как уменьшение в размерах или падение на нижнюю ступень лестницы.)
Символизация - процесс образного представления бессознательного желания за счет использования устойчивых отношений между символом и символизируемым бессознательным содержанием. Считается, что в сновидениях детей этот механизм используется реже, чем у взрослых, поскольку детские желания искажаются меньше или не искажаются совсем.
Интерпретация - процесс переделки сновидения с целью представить его в виде более или менее связного сценария. Этот процесс осуществляется, когда пациент рассказывает о своем сновидении.
Все эти процессы носят название первичных процессов и противопоставляются вторичным процессам. В первичных процессах игнорируются законы пространства и времени, они управляются принципом галлюцинаторного исполнения желания. Вторичные процессы управляются принципом реальности. По мнению Фрейда, толкование сновидений - королевская дорога к познанию бессознательной активности мозга.
Основные черты бессознательного сводятся к следующим трем пунктам:
Первое - в содержании бессознательного проявляются влечения.
Второе - содержания бессознательного переходят в сознание и выявляются в поведении.
Третье - в бессознательном скрыты детские желания.
Согласно Фрейду, влечения (инстинкты) имеют: биологический источник, запас энергии этого источника, цель (осуществляют специфические действия, ведущие к его удовлетворению и к разрядке заключенной в нем энергии), объект (в отношении которого эта цель может быть достигнута).
В случае если влечение не переносилось на объект, то это может привести к страданию (то есть страдание - увеличение психического напряжения вследствие неудовлетворения влечения). Страдание ведет или к достижению разрядки, или к включению защитных механизмов психики.
Фрейд описал четыре формы трансформации влечения:
Первое - обращение в свою противоположность (замена активной роли на пассивную).
Второе - поворот против себя (использование себя в качестве инстинктивного объекта).
Третье - вытеснение.
Четвертое - сублимация (психическая энергия проецируется в социально активный труд).
Фрейд также выделял ряд последовательных либидных стадий.
Первая стадия - оральная. Она связана со ртом как с первичным органом удовольствия, через который младенец осуществляет контакт со своим первым объектом желания - материнской грудью. Когда грудь отнимается или является недоступной, он прибегает к заменителям (например, соска, палец, и тому подобное) Этот интерес к области рта полностью не исчезает и во взрослой жизни проявляется при курении, еде, поцелуях и оральных формах секса.
Оральную стадию сменяет анальная стадия. Анально-садистический этап этой стадии заключается в появлении импульса к господству, укреплении мускулатуры тела и усилении контроля над сфинктерами. Анальная стадия развития связана также с тем, что эрогенная слизистая мембрана ануса проявляет себя как орган, характеризующийся пассивной сексуальной целью. Из-за этого агрессивное первоначальное выталкивание сменяется удержанием. С этой стадией связаны такие черты характера, как аккуратность, бережливость и упрямство.
В случае наступления фаллической стадии сексуальный интерес смещается на генитальный аппарат (фаллос). На Эдиповом этапе наступает высшая точка инфантильной сексуальности. Преодоление данного этапа необходимо для нормального развития, потому как бессознательная фиксация на Эдиповых тенденциях является типичной для невротиков.
На ранних стадиях развития маленький мальчик идентифицирует себя с отцом в проявлении отношений к матери. Позже (в течение фаллической стадии) интерес к матери усиливается и у ребенка появляется желание избавиться от отца и занять его место рядом с матерью. Кастрационная тревога заставляет мальчика отказаться от инцестуозных желаний и подавлять их.
Разрешение Эдипова комплекса для мальчика подразумевает отказ от его влечения к матери, что может вести к идентификации с матерью или к усилению идентификации с отцом. Ситуация Эдипа часто усложняется в связи с наличием у ребенка бисексуальной склонности. Так, вместо привязанности к матери и двойственного отношения к отцу, может иметь место любовь к родителю того же пола и ревнивая ненависть к родителю противоположного пола или смесь привязанности и двойственного отношения к каждому из родителей.
Эрик Эриксон дополнил теорию Фрейда: оральная стадия - состояние полной зависимости, во время которой формируется базовое доверие (или его отсутствие) - результат удовлетворения или неудовлетворения оральной потребности. Анальная стадия - стадия достижения автономии (или, в случае неправильного воспитания, стыдливости и нерешительности). Фаллическая стадия - развитие чувства удовлетворенности от идентификации с объектами любви.
Гарри Салливан предложил теорию стадий развития, которая подчеркивала коммуникативные достижения (например, речь или игру), а не удовлетворение влечений.
Маргарет Малер вывела теорию взаимоотношений матери и ребенка. По Малер, нормальное развитие начинается с аутистической фазы, когда младенец проводит большую часть времени сосредоточенный на своих внутренних ощущениях, а не на стимулах внешнего мира. Такой ребенок начинает получать удовольствие от внешних стимулов (исходящих от матери), при этом находясь в иллюзии, что он и мать - единое целое. Для этого состояния характерна иллюзия всемогущества, ощущение, что весь окружающий мир находится в полной гармонии с желаниями ребенка. Мать непроизвольно поддерживает эти иллюзии, угадывая нужды ребенка. На данной фазе младенец может напрягать свое тело в ответ на раздражающие стимулы, что является первыми попытками обрести собственную независимость.
Фаза сепарации - ребенок начинает исследовать мир вокруг себя, постепенно отстраняясь от матери и сравнивая окружающие объекты и людей с ней. Здесь впервые появляется сепарационная тревога - состояние пониженного настроения, возникающее вследствие разлуки с матерью. В случае если мать испытывает тревожные чувства в связи с отделением ребенка, она прерывает исследовательскую деятельность малыша и вселяет в него свою тревогу.
Субфаза - ребенок переживает восторг от свободного освоения мира, забывая о присутствии матери.
Субфаза повторного сближения - ребенок вновь начинает осознавать потребность в матери, в ее эмоциональной поддержке и практической помощи. В это время ребенок переживает определенный кризис (игры, связанными с убеганием-преследованием: вырываясь и убегая, ребенок внезапно ощущает свою независимость и в то же время может тут же обрести единство, будучи пойманным).
Фаза консолидации - ребенок разрешает кризис путем выработки у себя внутреннего образа матери, который сохраняется даже тогда, когда ее нет рядом.
Постфрейдовские разработки теории стадий развития личности дали возможность говорить о том, что затруднения пациентов отражают семейные процессы, которые осложнили им доступ к чувству безопасности, автономии или удовлетворенности своей идентификацией, или в предподростковый период у них не было близкого друга, или же госпитализация матери в то время, когда им исполнилось два года, разрушила процесс воссоединения, присущий этому возрасту и необходимый для оптимальной сепарации.
Ряд учеников Фрейда со временем создали свои научные школы в психотерапии (например, Адлер, Юнг, Штекель, Ференци, Ранк, Райх и другие).
После Первой мировой войны Фрейд вводит понятие первичного нарциссизма - любви к себе на ранней стадии развития, и вторичного нарциссизма - любви к себе, являющейся результатом изъятия либидо из объекта и обращения его вновь на Эго. Кроме того, Фрейд вводит понятие влечение к смерти (танатос), объясняя этим агрессивные и самодеструктивные желания индивида. Влечение к смерти противостоит влечению к жизни (Эросу). Этим противостоянием объясняются состояния грусти и меланхолии, суицид, несчастные случаи, вредные привычки, преступления, совершаемые с бессознательным стремлением быть уличенным, а также садизм и мазохизм. Влечение к смерти вызвало протест у ряда ученых прошлого, искренне заблуждавшихся по поводу существования того, свидетелями чего мы являемся до сих пор, наблюдая влечение к смерти у многих индивидов, бессознательно испытывавших, например, чувство вины, и проявляющих вследствие этого свои деструктивные наклонности.
К концу жизни Фрейд стал рассматривать разработанную им теорию психоанализа в приложении к разрешению социальных вопросов общества, все больше отходя от ее клинического применения. Таким образом появился прикладной психоанализ. Но большинство учеников продолжало заниматься только лечебным психоанализом. Таким образом разделение психоанализа на клинический (лечебный) и прикладной произошло еще при жизни Фрейда. В прикладном психоанализе рассматривались варианты применения теории психоанализа в политике, литературе, и тому подобных дисциплинах; при этом основное применения прикладной психоанализ нашел в теории манипулирования.
По прикладному психоанализу - любая жизнедеятельность индивида является проекцией бессознательного психики на окружающий мир. Бессознательное фактически формирует окружающий мир. Визуальные, аудиальные, кинестетические контакты человека с окружающей средой приводят к тому, что информация, полученная с помощью подобных контактов, откладывается в подсознание и начинает оказывать влияние на сознание. При этом определенная часть информации уже находится в бессознательном изначально. В этом случае мы говорим о коллективном бессознательном.
На любого человека общество оказывает воздействие, выражающееся в необходимости придерживаться определенных правил и норм поведения. Фрейд прослеживал пути возникновения подобных правил и норм исходя из времен существования первобытного человека. Психика современного человека в своих глубинных основах ничем отличается от психики первобытного человека. Отличие лишь в соблюдении современным человеком норм поведения, сформированных в свод законов и являющиеся следствием развития цивилизации (развития в обществе культуры). Как наиболее явное доказательство схожести психики - поведение современного человека при его попадании в толпу или при нахождения в измененном состоянии сознания (алкогольное опьянение, например). В обычном состоянии психика человека контролируется сознанием. Но если подобный контроль ослабевает - наружу прорывается то, что таится в подсознании, и что сдерживается цензурой психики, роль которой выполняет Сверх-Я (цензура психики).
Любая информация из внешнего мира программирует человека на совершение поступков. Поступки являются следствием мыслей. Таким образом мысли являются трансформацией полученной из внешнего мира информации. Трансформации, потому что информация, поступаемая в подсознание, переводится в сознание не в чистом виде. Такая информация смешивается с уже имеющейся в подсознании информацией, полученной как в процессе жизненного опыта самого индивида, так и в результате филогенетического наполнения.
В процессе жизнедеятельности большинству индивидов удается сдерживать первобытные инстинкты (сохранившиеся в психике в латентной форме) с помощью "Сверх-Я". Человек освобождается от "Сверх-Я" когда его психика переходит в режим измененных состояниях сознания (ИСС). ИСС - алкогольное или наркотическое опьянение, усталость, стресс, внутреннее расстройство, вызванное, например, переключением внимания на какой-либо посторонний объект, и т.п. трансовые и полутрансовые состояния. В этом случае ослабевает контроль "Сверх-Я" (пропускная способность цензуры психики).
"Сверх-Я" находится между "Я" (сознание) и "Оно" (бессознательное). Бессознательное ("Оно") стремится вывести в сознание свои первобытные желания, которые запрещает мораль и закон современного общества. "Сверх-Я" противится этому, сдерживая деструктивные желания индивида. По Фрейду культура несет в себе тревожность и невроз для индивида, так как загоняет его в рамки цивилизации. Цель жизни задана удовольствием. Я уже отмечал, что психика современного человека мало чем отличается от психики человека первобытного. Наиболее яркое отличие заключается в следующем: то, что у первобытного человека было представлено в сознании, современный, цивилизованный и культурный человек, вынужден скрывать в бессознательном (подсознании). Речь идет о желаниях, которыми активно жил первобытный человек, и которые современный человек вынужден подавлять. Это три основные желания: убить, съесть, изнасиловать. И только когда психика современного человека переводится в ИСС такие желания (как минимум два из них) он свободно реализует (например войны).
Фрейд обращал внимание, что то, что называется счастьем, проистекает из внезапного удовлетворения достигшей высокого уровня напряжения потребности. Любое постоянство вызывает лишь чувство равнодушного довольства. Психика устроена таким образом, что способна наслаждаться лишь при наличии контраста. Иное происходит с испытанием несчастья. С трех сторон психике угрожают страдания: со стороны тела, приговоренного к упадку и разложению, предупредительными сигналами которых являются боль и страх, со стороны внешнего мира, и со стороны наших отношений с другими людьми. Поэтому принцип удовольствия под влиянием жизненных обстоятельств преобразуется в принцип реальности. Задача избавления от страдания вытесняет принцип удовольствия, то есть - удовлетворение низменных желаний. При этом можно или сознательно контролировать проявление таких желаний или сознательно уходить от мира, например, в монастырь. И в том и в другом случае это сознательный уход от реальности проявления тайных желаний, которые современный человек вытесняет в бессознательное и сдерживает там с помощью барьера психики, воздвигаемого между сознанием и бессознательным.
Я уже говорил, что существует бессознательный уход от проблем окружающего мира (психические заболевания). Среди полусознательных можно назвать наркотики и алкоголь, как своего рода бегство от реальности. Но это путь в никуда. (Любопытная деталь: в молодости Зигмунд Фрейд на протяжении почти двадцати лет подряд употреблял кокаин, защитив за это время докторскую диссертацию врача-психиатра и разработав все основные концепции психоанализа; при этом до конца жизни он выкуривал каждый день больше двадцати сигар, прожил почти восемьдесят четыре года и закончил жизнь самоубийством, попросив сделать себе смертельный укол, не в силах терпеть боль от рака).
Необходимость сдерживать позывы бессознательного в ряде случаев приводит к неврозу. В других случаях человек пребывает в так называемых пограничном состоянии. Таких людей большинство.
Наиболее частым проявлением симптоматики пограничных состояний вследствие отказа от удовлетворения бессознательных желаний является чувство вины. Фрейд заметил, что существуют два источника чувства вины: страх перед авторитетом отца (Эдипов комплекс) и страх перед "Сверх-Я". Даже при самом мягком воспитании у ребенка может развиваться суровая совесть. Совесть - одна из структур "Сверх-Я", и действует как цензор, отсеивая поступающую в сознание информацию.
Всякая культура покоиться на принуждении к труду и на отказе от влечений. В итоге это вызывает сопротивление со стороны психики. Значительное число людей повинуется культурным запретам лишь под давлением внешнего принуждения (когда нарушение запрета грозит наказанием). Фрейд замечал, что на протяжении многих культурных эпох большинство, так называемых, "культурных людей" - не отказывают себе в удовлетворении собственной алчности, агрессивности, сексуальных страстей, и не упускают случая навредить другим ложью, обманом, клеветой, если могут при этом остаться безнаказанными.
Отмечу еще раз, что практически любые деструктивные желания можно реализовывать в творчестве. Это называется сублимацией. Говоря о сублимации замечу, что поступательное движение каждого индивида может быть продиктовано стремлением реализоваться в жизни посредством реализации душевных характеристик внутреннего мира вследствие совершенствования оных. Причем тут уже можно обратить внимание, что на самом деле, конечно же, невозможно говорить о всех без исключения индивидах, потому как явно прослеживается (и доказывается временем) определенная модель развития общества, исходящая из существования в обществе (как любое общество, так и любой общественный строй) определенной прослойки, среди представителей которой и возникают социально и интеллектуально ориентированные люди, которые, можно предположить, способны на осуществление подобных творческих проектов. При этом вполне разумно допустить определенный процент на возможность возникновения подобного и в каком-либо ином социальном классе. Каждому индивиду от природы даны соответствующие возможности для возникновения и реализации творческого потенциала. Просто так получается, что кто-то свои внутренние проблемы сублимирует непосредственно в литературное (художественное, научное, иное) творчество, а кто-то воплощает в каких-либо иных дисциплинах. Потому как любой труд, выполнение любой работы - уже суть есть сублимация. По причине того, что накапливающаяся в психике индивида энергия находит таким образом свою реализацию. И совсем неважно в чем она выражается, потому и рассматривается процесс выброса психической энергии и наступление вследствие этого определенного терапевтического эффекта.
Говоря о сублимации как способе исцеления психики, стоит обратить внимание на возможный негативный аспект подобного действия, выражавшийся в неком отрицательном деянии, потому как при сублимации нет ни позитива не негатива, ибо если психическая болезнь замещается каким-то трудом - лично для нее это польза. Польза, уточню, для психики, но не для общества, ибо не вся сублимация является позитивной для социума. При этом вполне разумно заметить, что если индивид находится в социуме, то как раз социальная среда является причиной провоцирования (и последующего развития) в душе его определенной степени невротичности. И происходит так потому, что общество выдвигает ряд обязательных условий для возможности нахождения в своих рядах других индивидов. Ведь невозможно проживать в какой-либо социальной среде и быть самим по себе (разве что за исключение маргинально настроенных сограждан; причем одной из причин существования подобного фактора в социальной среде является некий внутренний протест ряда индивидов подчиняться правилам общежития).
Рассматривая вопрос переориентации внутреннего негатива психики в какое-либо деяние (позитивное, нейтральное, или общественно опасное), следует заметить, что лишь на какое-то время после сублимации наступает в душе индивида душевное спокойствие, умиротворенность и гармония. Тогда как через время все возвращается на крути своя. И только в результате многократного повторения, когда наступление подобного как бы сливается с окончанием предыдущего, только в таком случае следует говорить о том, что человек становится способен находиться в определенном душевном состоянии покоя значительное время. Причем все равно он должен отдавать отчет, что наступает это не на всегда. И необходима постоянная работа в данном направлении. И человек таким образом становится неким заложником подобного рода исцеления, потому как обязан постоянно поддерживать определенный ритм действий, необходимый для нахождения в определенном социальном статусе. То есть если он стал писателем, сублимируя в творчество свои психические нарушения - то вынужден все время что-то писать, иначе через время разорвет его психику и болезнь снова возвратится. Если в спорт - значит все время тренироваться. Если в какую-либо иную деятельность - должен все время делать ее, иначе если наступит состояние покоя - в душе его начнется хаос. И иного тут не дано.
Возвращаясь к теме психических замещений, обращаю внимание, что на пути удовлетворения влечений в обычной жизни, по мнению Фрейда, становится религия. Задаваясь вопросом значимости для человека религии, Фрейд предлагал представить, что будет, если вдруг снять все запреты и любой человек отныне вправе избирать своим сексуальным объектом любую женщину, какая ему нравится, вправе убить любого, кто соперничает с ним за женщину или вообще встает на его пути, может взять у другого что угодно из его имущества, не спрашивая разрешения. Однако ведь при этом и любой другой человек будет иметь в точности те же желания. И кто в итоге победит? А победит в этом безумии снятия всех культурных ограничений только один - тиран, диктатор, захвативший в свои руки все средства власти. Но и при этом даже он будет иметь все основания желать, чтобы другие соблюдали по крайней мере одну культурную заповедь: не убий.
При этом, в случае избавления от культурных запретов, единственной участью человека окажется природное состояние. Но в этом случае природа погубит человечество. Поэтому люди создали культуру. По мнению Фрейда, любая религия это иллюзия. При этом религия способна сдерживать асоциальные влечения индивида. Потому что именно религия выдвинула требование не убивать того, кому ты завидуешь, чтобы отобрать его имущество, и это было сделано в интересах общества. Потому как убийца навлек бы гнев близких убитого, и те начали бы мстить, вызывая при этом зависть других, тех, кто тоже так бы хотел решить свои вопросы. Помните слова, приписываемые Сталину, о том, что нет человека - нет проблемы. А если бы все поддались своим природным инстинктам и принялись бы грабить, убивать и насиловать, то в обществе начался бы хаос.
Важная позиция в вопросе психоаналитического понимания общества принадлежит Карен Хорни, которая находила схожие причины в развитии невроза у разных индивидов даже несмотря на то, что у каждого по-своему сформировано личное бессознательное. И при этом оказывалось, что схожими с невротическими конфликтами подвержен и человек в результате влияния на него культуры. Хорни прослеживала связь между характером индивидуальных конфликтов и характером трудностей, порождаемых культурой. Говоря о культуре и неврозе, Хорни отмечала, что культура основывается на принципе индивидуального соперничества. Отдельному человеку приходится бороться с другими представителями той же группы. Превосходство одного означает неудачу для другого. Психологическим результатом такой ситуации является враждебная напряженность между людьми. Каждый представляет собой потенциального соперника для другого. Эта ситуация вполне очевидна для членов одной профессиональной группы, независимо от стремлений быть справедливым или от попыток замаскировать соперничество вежливым обращением. Соперничеством и сопутствовавшей ей враждебностью проникнуты все человеческие отношения. Соревновательность является одним из господствующих факторов в социальных отношениях. Соперничество присутствует в отношениях как мужчин с мужчинами, так и женщин с женщинами. Соперничество между отцом и сыном, матерью и дочерью, одним и другим ребенком является реакцией на культурно обусловленные воздействия. Соперничество является результатом данных культурных условий. Семейная ситуация порождает соперничество и стимулирует его. Враждебное напряжение между людьми приводит к развитию страха, как следствию враждебности или перспективы неудачи. Страх неудачи реален потому, что шансы потерпеть неудачу намного больше шансов достичь успеха, так как неудачи в обществе, основанном на соперничестве, означают потерю престижа и все виды эмоциональных переживаний неудачи. Успех оказывает воздействие на чувство самоуважения индивида. При этом успех зависит от многих случайных факторов: случайных обстоятельств, чьей-то недобросовестности и тому подобное. Но выходит так, что под давлением существующей в обществе идеологии даже абсолютно нормальный человек считает, что его значимость напрямую связана с сопутствующим ему успехом.
Соперничество и сопутствующие ему враждебные отношения между людьми приводят к тому, что человек чувствует себя изолированным. Даже когда у него много друзей, эмоционально он все же изолирован. Такая ситуация вызывает у современного человека потребность в любви и привязанности как своего рода лекарстве. Получение любви и расположения способствует тому, что у него растет уверенность в себе. Так как это соответствует жизненно важной потребности, роль любви переоценивается в культуре. Она становится иллюзией того, что является решением всех проблем. Любовь служит ширмой для удовлетворения желаний; и она превращается в иллюзию, так как мы ждем от нее намного больше того, что она в состоянии дать. Идеологический упор, который мы делаем на любовь, служит сокрытию факторов, которые порождают нашу в ней потребность. Поэтому человек стоит перед дилеммой: у него огромная потребность в любви, и в тоже время он знает о трудности ее достижения. Такая ситуация служит развитию неврозов.
В основе типичных невротических конфликтов возможны следующие противоречия:
Первое, это противоречие между соперничеством и успехом, с одной стороны, и человечностью - с другой. В этом случае наблюдается парадокс: для того, чтобы чего-то достигнуть в жизни, необходимо быть уверенным и напористым (а значит сметать других со своего пути, то есть быть агрессивным), а с другой стороны, следование христианским позициям предполагает смирение и уступчивость. Для разрешения такого противоречия есть два варианта: всерьез следовать одному из этих стремлений и отказаться от другого или воспринимать оба этих стремления и в результате испытывать внутренние запреты в отношении того и другого.
Второе, это противоречие между стимуляцией потребностей индивида и фактическими препятствиями на пути их удовлетворения. Потребности постоянно стимулируются рекламой. Однако для большинства осуществление потребностей ограничено.
Третье, это противоречие между утверждаемой свободой человека и всеми его фактическими ограничениями. Общество говорит индивиду что он свободен и может строить жизнь в соответствии со своей волей. В действительности возможности большинства людей ограничены. В итоге человек колеблется между ощущением безграничной власти в определении собственной судьбы и ощущением полнейшей беспомощности.
Эти противоречия, заложенные в культуре, представляют собой те же конфликты, которые невротик отчаянно пытается примирить: склонность к агрессивности и тенденцию уступать, чрезмерные притязания и страх никогда ничего не получить, стремление к самовозвеличиванию и ощущение личной беспомощности. Отличие от нормы имеет чисто количественный характер. В то время как нормальный человек способен преодолевать трудности без ущерба для своей личности, у невротика все конфликты усиливаются до такой степени, что делают какое-либо удовлетворительное решение невозможным. При этом невротиком может стать человек, который пережил обусловленные культурой трудности в обостренной форме, преломив их главным образом через сферу детских переживаний и вследствие этого оказался неспособен их разрешить или разрешил их ценой ущерба для себя.
С вашего позволения, несколько остановлюсь на теме невротизма психики и рассмотрю невротизм с учетом того, что находятся те люди (назовем им манипуляторами), которые используют те или иные невротические зависимости других людей с целью психологического воздействия на них.
Любая психика может быть подвержена воздействию со стороны манипуляторов психическим сознанием. В этом случае наиболее распространенным приемом является провоцирование невротической зависимости. Следует обратить внимание, что невроз, пожалуй, одно из самых печальных аспектов возможности манипуляции. В той или иной мере неврозу подвержена психика практически всех без исключения индивидов. Вопрос в том, что у кого-то невротическая зависимость проявляется в меньшей степени и он может с ней бороться, а у кого-то невроз вызывает пограничные состояния. Ну и третья категория поистине несчастных людей вынуждена существовать с неврозом, мучиться, страдать, и фактически подстраивать жизнь под эту сильнейшую форму психической зависимости.
Сами по себе неврозы оказывают весьма удручающее воздействие на психику человека, подавляя его волю и заставляя идти на поводу собственного невротического конфликта, разраставшегося в психики данного индивида. Согласно психоанализу, подобный конфликт возникает вследствие противостояния сознания ("Я") и бессознательного психики ("Оно"). При этом неврозы возникают благодаря тому, что "Я" не хочет воспринять мощного побуждения влечений, существующих в "Оно", и не хочет оказать содействия моторному отреагированию этого побуждения, или же это побуждение неприемлемо для объекта, который оно имеет в виду. "Я" защищается от него с помощью механизма вытеснения. Вытесненное создает себе заместительное образование, которое навязывается "Я" путем компромиссов, то есть перед нами появление симптома. "Я" продолжает борьбу против симптома подобно тому, как оно защищалось от первоначального побуждения влечений, и все это в результате дает картину невроза.
Невроз является бегством от реальности, а при неврозах перенесения "Я" находится во взаимодействии со "Сверх-Я" (цензурой психики) и реальностью и попадает в конфликт с "Оно". Таким образом получается, что невроз для психики человека служит своего рода спасением от угрожающей окружающей действительности. Поэтому в случае манипуляций происходит провокация некой невротической агрессии, в результате которой в психике происходит конфликт между сознанием и реальностью, и, как следствие такого конфликта - различного рода отрицательные процессы (депрессия, беспокойства, психосоматика, и тому подобное).
Замечу, что неврозу подвержены не только явные невротики (то есть больные люди), или индивиды, находящиеся в пограничных состояниях психики, но и практически каждый человек в той или иной степени предрасположен к невротическим зависимостям. Вопрос только в том, что кому-то удается, а кому-то не удается отыгрывать подобные состояния посредством, например, сублимации или какого иного рода трансфера психической энергии с психики на посторонний объект, или же, например, замещать развивающийся в психике негатив чем-либо, после чего симптоматика уже не проявляется так остро. Хотя и подобного рода способы освобождения от невроза возможны в редких, и может даже исключительных случаях. Большинству индивидов все же приходится страдать. Невроз негативно отражается на деятельности человека, так как напоминает дополнительный груз, который невротик вынужден все время волочить за собой. В какой-то мере невротические зависимости могут исчезать в домашней обстановке, когда индивид оказывается наедине с собой. Однако подобное становится возможным в большинстве случаев лишь когда следствием наличия невроза является страх, выражающийся, например, в боязни контактов с другими людьми. В то время как одним из способов защиты в таком случае может являться нахождение индивида в толпе, так как в толпе происходит слияние индивидов в единую массу, а значит один как бы чувствует невольную поддержку другого (вот почему в толпе даже слабые духом индивиды способны на мнимые подвиги или провокации; они уверены в собственной безнаказанности и защищенности).
Если затронуть вопрос поведения индивида в толпе в применении избавления от невроза, то замечу, что такие индивиды чувствуют всю силу и мощь толпы, которая сможет при случае за них заступиться. Поэтому при нахождении в массе, даже у индивидов-невротиков могут наблюдаться черты, раннее им не свойственны. Например, таких индивидов может переполнять уверенность и даже излишняя самоуверенность. Тогда как оставаясь один на один с собой или с другими индивидами, невротики явно демонстрируют забитость и ущербность. При этом следует говорить о ложном характере таких невротиков в сравнении с тем, когда они находятся в толпе и наедине с собой.
Таким образом, одной из форм избавления от невроза (любое подобное избавление впрочем, носит временный характер) является почти обязательное периодическое посещение такими людьми мест массового скопления людей; причем желательно, чтобы все эти люди представляли не хаотичную толпу, а были связаны опосредованными связями, имели общую цель, или хотя бы таковую в перспективе (например, футбольный матч на стадионе). К тому же следует говорить о толпе не только подчиненной общей идеей, но и толпе, представляющей из себя большое количество индивидов, которые в обычной жизни ничем друг с другом не связаны и многие из них в другой раз уже не встретятся. Кроме того, рассматривая вопрос снятия невротической зависимости, следует заметить, что в современных условиях невротическая зависимость может исчезать и в результате контактов, например, в интернет сети, а не только посредством общения в виде традиционной формы разговора (то есть общения индивидов посредством речи). Причем в последнее время увеличивается возможность общения через подобные контакты в сети Интернет (помимо, собственно, переписки через электронную почту, это может быть общение в блогах, на форумах, сайтах знакомств, и тому подобное). О значимости подобного общения говорит тот факт, что с недавнего времени за некорректное общение в интернете распространена уголовная ответственность. Что, опять же, свидетельствует о массовом распространении данного вида общения.
Что значит "массовость" в подобном контексте? Это значит, что все больше индивидов снимают подобным образом свою невротическую зависимость. Что значит "значимость" в данном случае? А это значит, что среди каких-либо иных форм коммуникаций (общения) все большая часть индивидов выбирает общение посредством интернета. И даже не то, чтобы общение. Пожалуй, уместней вести речь о том, что это еще и провождение времени. Не за спорными (в факторе значимости для индивида) компьютерными играми, а за поиском новой информации, за общением с другими индивидами (естественно, если это конструктивный диалог, а не "трепотня ни о чем"). В таком случае именно позитивное общение - есть обогащение собственного интеллекта новыми знаниями. А просто общение в сети... На мой взгляд, хотя это и несет в себе некоторое, большей частью условное, обогащение жизненным опытом, но все-таки предпочтительнее общаться с теми, кто располагает определенным запасом знаний. Да, интернет становится массовым явлением. И можно предположить, что через какое-то время мы будем пожинать негативные плоды от подобной массовой вседоступности общения. И самое главное, общаясь с кем-либо, следует помнить: любая информация откладывается в подсознании, откуда через какое-то время начинает переходить в сознание, управляя, фактически, жизнью индивида. Поэтому "друзей" для общения следует выбирать более тщательнее.
Знали бы вы, как все-таки это больно психологически - понимать все, что с тобой происходит, и при этом не понимать, как выбраться сейчас из этого состояния. Это отнюдь не сумасшествие, это просто ощущение как внутри тебя живут другие личности ("сущности") и ты не знаешь, как вырваться из заколдованного круга. Притом, что вырваться ты должен.
А при всем при том, ты же как-то понимаешь, что должен во что бы то ни стало еще и освободиться от привычки к алкоголю и табаку. Если раньше это еще помогало тебе как-то выживать, то сейчас ведь откровенно начинает мешать. Да что говорить, срывы никого еще ни к чему хорошему не приводили.
А самое интересное, что справиться ты должен именно сам, без чьей-то помощи (разве что с психологической поддержкой, быть может, которая будет заключаться в вере в то, что ты сможешь).