Матрица Повреждения. В каждом человеке живёт подсознательное делание на самоуничтожение. Желание подсознательное - потому оно не проявляется. А то, что невозможно выявить - от этого трудно и избавиться.
Вот только то немногое, где проявляется Матрица Повреждения: курение, наркотики, алкоголь, быстрая езда на мотоциклах, экстремальные виды спорта, криминал, войны, болезни, самоубийства, неврастения, аскетизм, мученичество, психозы, членовредительство, преднамеренные несчастные случаи, психосоматические расстройства, соматические заболевания (травмы, ожоги, ранения, заболевания сердца, почек, сосудов, печени, заболевание дыхательной системы, онкология и проч.), садизм, мазохизм, невротическая любовь, аттракционы, компьютерные игры, игровые автоматы, казино, игра в карты на деньги, и т.д. и т.п. - всё это позволяет человеку балансировать на грани жизни и смерти - фактически видя эту самую смерть, а во время риска по своему выделяется адреналин и вроде как впереди только жизнь - а на самом деле человек бессознательно стремиться к смерти, потому и запускается матрица самоуничтожения, или как мягко мы её назвали - матрица повреждения (повреждения в т.ч. и своей божественной природы, повреждение психики. Это то, что в каждом из нас. И когда люди узнают об этом, они смогут задуматься и спасти себя.
Фрейд открыл более ста лет назад, после первой мировой войны, что в людях живёт стремление к смерти и уничтожению себя, он назвал танатос, влечение к смерти, или мортидо (любопытно, что первоначально Фрейд оспорил этот инстинкт к смерти, который на самом деле открыла ученица Карла Густава Юнга из России Сабина Шпильрейн, которая впервые об этом термине заявила в 1912 году в своей докторской диссертации, но после первой мировой войны проанализировал ситуацию, когда люди хладнокровно убивали друга и с радостью шли на смерть, Зигмунд Фрейд ввел это понятие в обиход, назвав инстинктом к смерти. Именно заслугой Фрейда явилось в том числе и то, что ему удалось объединить разрозненные мысли Шпильрейн об этом).
Фрейд отмечал, что влечение к смерти отмечается как понятие, которое находится на границе между душевным и физическим, является физическим представителем раздражений, которое берёт начало внутри тела и проникает в душу, становится своеобразным определителем работы, которую необходимо проделать психике благодаря её связи с физическим.
Таким образом заметим, что целью влечения к смерти является удовлетворение, которое достигается путём максимально возможного уменьшения напряжения в психике. Объект влечения - с помощью чего влечение достигает своей цели. Источник влечения - это процесс возбуждения (в органе или части тела), который на психическом уровне проявляется влечением.
В работе 'По ту сторону принципа удовольствия' Фрейд противопоставлял влечение к смерти (агрессивность) - влечению к жизни (сексуальные инстинкты и инстинкты самосохранения). Он отмечал, что если принять во внимание что всё живое рано или поздно умирает, возвращаясь к неорганическому, то целью жизни является смерть.
Позже теорию Фрейда подхватили его ученики и руководители собственных направлений в психоанализе. Так Мелани Кляйн, исследуя детскую психику, не только обнаружила влечение к смерти у детей в разнообразных детских конфликтах, но и выяснила, что чувство тревоги у детей обусловлено возникновением опасности, которой подвергает организм влечение к смерти.
Антонио Менегетти считал, что существует т.н. монитор отклонения, цель которого - нарушить целостность сознания человека и воспрепятствовать ему осознать самого себя, в результате чего люди, с низким уровнем развития интеллекта - становятся рабами тех, кто ими управляет. Менегетти отмечал что человеческий организм - это компьютер, который управляет сильными - пастухами, а слабые - овцы, ведомые этими пастухами, они живут и генерируют энергию, но, когда наступит время - эту энергию у них забирают.
Курт Воннегут писал в одной из книг, что он курит, чтобы умереть медленной смертью, также как это делают другие, кто хочет умереть, но умереть не сразу, а как бы постепенно.
Игнатий Брянчанинов приводил пример с лягушкой, которую варят в холодной воде и медленно температура повышается, а она не замечает этого, тогда как если бы сразу бросить в кипяток - она бы выпрыгнула. Этот пример как никакой другой свидетельствует и о том, что точно также человек медленно разрушает себя в течение жизни, будучи заряжен на саморазрушение и включая матрицу повреждения.
Шопенгауэр, в своём программном произведении 'Мир как воля и представление' отмечал тягу человека к смерти и считал, что никто не захочет заново проходить жизнь, ибо устал от неё, жизнь приносит только страдание, замечал он.
Современный философ Борис Кригер невероятно верно отмечает, что ошибочно считается, что человек живёт на благо себе и близким, потому его саморазрушительные наклонности не учитываются ни в политике, ни в экономике, ни в личной жизни и проч., тогда как в действительности оказывается наоборот и игнорирование присутствия саморазрушительной мотивации у человека неизбежно ведет к ошибочному представлению о нём и не позволяет предвидеть его поступки.
Заметим, что весьма ярко матрица повреждения включается у человека, когда он заболевает и даже ещё когда здоров - особенно если очень здоров. Именно тогда, наблюдая со стороны общество, в котором все болеют или умирают, он бессознательно начинает задаваться вопросом: отчего же он так здоров и когда у него включится программа на уничтожение - и подсознательно радуется, когда код активации запускается и программа включается.
Более того, в человеке именно от бога заложена программа на смерть - вспомним что первые люди жили очень много, а потом бог значительно сократил их жизнь.
К слову сказать, ещё в 1903 году Мечников ввёл термин 'инстинкт смерти', хотя и полагал, что подобного рода инстинкт возникает у людей после 70-80 лет и характеризуется потребностью небытия и удовлетворением уже отжитой жизни. В монографиях 'Этюды о природе человека' и 'Этюды оптимизма' Мечников отмечал, что инстинкт смерти не обнаруживается только у больных людей, тогда как у здоровых он всячески отмечается и является идеалом здорового и сбалансированного проживания жизни, который, по его мнению, достигается далеко не каждым. Инстинкт смерти, писал Мечников, гнездится в природе человеческой.
Философ Жан Бодрийяр в работе 'Символический обмен и жизнь' не только очень много говорит о влечении к смерти, но и отмечает культуру смерти в обществе. Он также обращает внимание на заслугу Фрейда, который ввёл понятие Эрос и Танатос (два инстинкта - инстинкту к жизни и инстинкт к смерти), в которых, по его мнению, Фрейд воскресает древнее манихейское видение мира как бесконечного противоборства двух влечений, Эроса и Танатоса.
Также Бодрийяр отмечает что Эрос находится на службе у смерти, а вся культура на самом деле одержима смертью как своей целью. Пусть это, по словам Бодрийяра, и выражается в длинном окольном пути к смерти в результате процесса культурной сублимации, питающее собой репрессивное насилие и управляющее всей культурой как безжалостное Сверх-Я, силой жизни, вписанной в навязчивое повторение, что верно для культуры, которая, по мнению философа, в попытке отменить смерть нагромождает мёртвое на мёртвое и которая одержима смертью как своей целью.
По мнению Бодрийяра, влечение к смерти делает потенциально бесполезными все ранее наработанные психоаналитические подходы в экономике, в энергетике, в психике, потому как влечение к смерти находится по другую сторону бессознательного, и это влечение, как полагает философ, следует отнять у психоанализа и обратить против него.
Шмидт-Хеллерау в работе 'Влечение к жизни и влечение к смерти. Либидо и Лета' одновременно и опирается, и пересматривает Фрейдовскую теорию о смерти, полагая что влечение смерти существует, но является желанием жизни. По мнению Шмидт-Хеллерау, влечение к смерти - это некая векторная величина, которая определяет направление влечения лишь в одну сторону и от этого направления способно отклоняться, но никогда не будет устремлено обратно, что исключает фрейдовское понимание влечения к смерти как стремления к восстановлению прежнего состояния.
Шмидт-Хеллерау полагает, что влечение к смерти не тождественно деструктивному влечению, которое представляет собой комплекс, включающий влечения и вытеснения, элементы влечения, восприятия и двигательной разрядки, и приходит к выводу об интровертивном характере влечения к смерти, подразумевающем бездействие. По её мнению, влечение к смерти бессознательно способствует вытеснению активного влечения к жизни и тем самым вносит свою лепту в процесс поддержания баланса организма.
Заметим, что, по нашему мнению, матрица повреждения до поры до времени может не включаться. Да, она существует у каждого, но важен код активации, запускающий программу на самоуничтожения. (Притом что за раз конечно же ничего не получится, человек на удивление сильное и выносливое создание, потому необходимо многолетнее разрушение в виде собственных установок на болезни или уничтожение, то же самое ругание себя например, или употребление алкоголя и табакокурение, не говоря уже о наркотиках.)
Кстати, про установки. Мысль человека материальна. Проговаривая вслух или про себя что-то - человек таким образом закладывает в подсознание те установки, которые после непременно сработают. Всему просто нужно время. и когда-то, в результате долгого повторения, результат будет налицо.
Следует также обратить внимание, что своими мыслями мы фактически программируем себя и происходит это следующим техническим образом. Мысль даёт информацию. Информация, поступающая в мозг человека, вызывает, вследствие, скажем, эмоциональной насыщенности, очаговое возбуждение в коре головного мозга, рождая доминанту, а значит и закрепляясь таким образом в памяти в т.ч. и вследствие формирования психологической установки в подсознании и паттерна поведения в бессознательном. Весь процесс будет выглядеть в таком случае следующим образом: внешний мир воздействует информацией на кору головного мозга конкретного человека, вследствие этого в коре головного мозга формируется активный очаг повышенной возбудимости (образуется доминанта), формирующая в последующем психологическую установку и образуя паттерн поведения; таким образом, информация, полученная из внешнего мира, закрепившись в подсознании в виде установки и паттерна поведения, начинает оказывать влияние на возникновение у человека тех или иных мыслей, и как следствия - управлять поведением человека. При этом образование установок и паттернов поведения может происходить не только благодаря предварительному возбуждению в коре головного мозга (активная доминанта), но и благодаря предварительному торможению в коре головного мозга (пассивная доминанта), в результате чего блокируются все другие участки мозга, кроме задействованных в процессе связи между гипнотизером и гипнотиком, который слышит только голос гипнотизера (установление т.н. раппорта). Кроме того, доминанты, установки и паттерны могут формироваться также вследствие усиления раннее уже имеющихся полу-доминант, полу-установок и полу-паттернов. Становится возможным подобное вследствие того, что в подсознании, ко времени попадания туда новой информации, могут уже иметься определенные, как мы когда-то открыли (Зелинский С.А.), ранее сформированные полу-доминанты, полу-установки, полу-паттерны. Кроме того, как когда-то мы также установили, в психике человека, помимо того, что постоянно формируются новые и усиливаются раннее существующие доминанты, установки и паттерны, происходит постоянное формирование новых архетипов (в личном бессознательном). По нашему мнению, архетипы присутствуют не только в коллективном бессознательном, но и в личном. Как образуются архетипы личного бессознательного? В свое время, попавшая в мозг информация, не послужила образованию полноценных доминант, установок и паттернов поведения, но как бы наметила их формирование. В результате произошло образование полу-доминант, полу-установок, полу-паттернов поведения, которые остались как бы на поверхности личного бессознательного, на границе между сознанием и бессознательным, т.е. не были окончательно вытеснены в глубины памяти, но создали определенный код. В последующем, при поступлении информации схожего содержания (т.е. информации со схожей кодировкой, или иными словами, схожими импульсами от афферентных связей, т.е. связей между нейронами мозга), раннее полусформированные полу-доминанты, полу-установки и полу-паттерны доформировываются, в результате чего в мозге появляется полноценная доминанта, а в подсознании - полноценные установки, переходящие в паттерны поведения; в этом случае доминанта в коре головного мозга, вызванная очаговым возбуждением, служит причиной надежного закрепления психологических установок в подсознании, а значит и появление соответствующих мыслей у индивида, которые в последующем переходят в поступки вследствие предварительного перехода установок в подсознании в паттерны поведения в бессознательном.
Таким образом, новая информация, поступающая в мозг и в психику в результате отражения (важной функции сознания), может как сразу переходить в паттерны поведения, формируя их и усиливая раннее существующие, так и может предварительно обогащаться остатками информации, хранящейся в личном бессознательном подкрепленном схожей информацией (со схожей кодировкой) из коллективного бессознательного. Раннее у подобной информации не хватило силы для формирования отдельного архетипа (поэтому был сформирован полу-архетип). Теперь же, вследствие повторения сигнала, старый сигнал усиливается (в результате дополнения новой информацией старой), а значит и образуется (формируется) новый архетип бессознательного (архетип личного бессознательного).
Возвращаясь к матрице, скажем что Матрица Повреждения, это ещё матрица психологического повреждения помимо того, что матрица повреждения природы психики, духовной природы, ибо бог дал жизнь и против самоубийства.
Матрица повреждения может случаться и при приёме на работу (фактор который вообще мало кто, а может и никто не учитывает), человека берут, или скажет он работает уже долгие годы, а потом раз - и начинает совершать фактически явное вредительство. И никто не понимает почему и отчего он делает такое. А это просто у него произошёл код активации и включались матрица повреждения.
Возможно очень многое, если не всё, продиктовано матрицей повреждения, свойственной каждому из нас. По сути, ведь на самом деле так и есть, стоит захотеть начать делать добрые дела - почти обязательно случается какая-то гадость, которая мешает этому. Но и даже если вы вдруг делаете - после словно бесы начинают играть на сковородах души, отчего случается нечто, что как будто бы надолго отвращает вас от благих поступков.
Ну а если вы изначально благи и добры, то обязательно или заболеваете какой-то болезнью (смертельной или около того), или же происходит у вас или ваших близких горе (после которого вам надо время оправиться, и соответственно всё остальное отодвигается на второй план).
Вот это всё и есть матрица повреждения. Матрица того, что происходит в жизни, и, собственно, пожалуй, жизнь и состоит. (По крайней мере точно, что в выше озвученном ключе проходит всё и вся.)
А иногда случается и плата за талант. Вспомните сколько гениальнейших поэтов, писателей, артистов ушли из жизни молодыми. Но вот, работая над матрицей (и открытым Мечниковым и Фрейдом и другими инстинктом смерти), подумал я что не просто так ведь всё происходит, этак чтобы раз и всё. Обязательно должен существовать какой-то код активации. Ведь да, всё относится к тому что человек сам себя разрушает, но не есть ли это лишь то, что относится к матрице повреждения, то есть к тому, что способно разрушить вас, но лишь при вашем желании, ибо только в таком случае запускается код активации, т.е. сознательно, и потому мы говорим в т.ч. и о сознательно-бессознательной саморегуляции. А это значит, если вы знаете, что что-то является злом, скажем внушили вам с детства или юности, то вот вам и активация кода на самоуничтожение, активация кода матрицы повреждения, но срабатывает по-настоящему это когда вы только сами того хотите - то есть управляете в том числе и сознательно, а значит способны и остановиться процесс разрушения!
Испытываемый в той или иной мере страх у любого человека относится к базальной тревожности, то есть к тому, что свойственно каждому и корнями уходит в природу первобытной психики, откуда, собственно, вся и психика современного человека. Страх этот играет очень важную роль, потому что он зачастую и играет роль некоего фактора надёжности, того, что прошло верификацию временем, того, что подтверждает, что существует смерть и значит матрица повреждения, включаясь, может к этой смерти в итоге и привести. (О страхе отдельно и ниже мы напишем подробней, а сейчас продолжим матрицу, чтобы не терялась общая нить повествования.)
И вот что наверняка покажется удивительным и занимательным, это фактически наша программируемость самих себя. То есть опять включается матрица повреждения, запускаемая по коду активации. И при том, что какую программу (внушением) мы в себя заложим - такое и получим в итоге.
То есть матрица повреждения существует и в любой момент может запуститься код активации, но этот код в виде любого триггера может иметь и положительную и отрицательную сторону и это всё зависит исключительно от того, какие вы сами себе дадите установки. Хотя и, надо заметить, исходя из того, что подавляющее большинство людей отчего-то дают себе негативные установки (жизнь - страдание, как полагали и Будда и Шопенгауэр, и не сказать что сильно ошибались), то и случаются в их жизни какие-то отрицательные моменты (потому как в ином случае можно внушить себе, что и яд - не яд, и, выпив (как тот же исторический пример с Распутиным - великим старцем супруги последнего царя, когда его травили - а отравить не получилось, яд не брал, пришлось, к слову, убить другим способом, более практичным чем слово - пуля, но это уже из другой оперы).
Заметим, что осознание существования Матрицы Повреждения по-своему обескураживает, но вот открыли мы что человек фактически сам программирует себя. Например, услышав дурные мысли он подсознательно ожидает их свершения, а если они не свершаются, то бессознательно делает всё, чтобы они свершились и после получения оного - испытывает внутреннюю психологическую радость.
Таким образом мы можем заключить, что матрица повреждения конечно же существует, и, к сожалению, существует она в каждом - вот только код активации способен запускать уже сам человек (сознательно или бессознательно в зависимости от уровня природного интеллекта и образования). То есть кто-то ведь может и не запускать, или же даже при явной пагубности чего-либо - внушить себе обратную сторону бытия, и всё будет в порядке (ослепительно хорошо, как говорила булгаковская Маргарита). А можно наоборот - (эффект плацебо) и молоко выпить, а брякнет кто-то что яд - и умрёт человек или какие органы откажут.
'Но вот какой вопрос меня беспокоит: ежели бога нет, то, спрашивается, кто же управляет жизнью человеческой и всем вообще распорядком на земле?
- Сам человек и управляет, - поспешил сердито ответить Бездомный на этот, признаться, не очень ясный вопрос.
- Виноват, - мягко отозвался неизвестный, - для того, чтобы управлять, нужно, как-никак, иметь точный план на некоторый, хоть сколько-нибудь приличный срок. Позвольте же вас спросить, как же может управлять человек, если он не только лишен возможности составить какой-нибудь план хотя бы на смехотворно короткий срок, ну, лет, скажем, в тысячу, но не может ручаться даже за свой собственный завтрашний день? И, в самом деле, - тут неизвестный повернулся к Берлиозу, - вообразите, что вы, например, начнете управлять, распоряжаться и другими и собою, вообще, так сказать, входить во вкус, и вдруг у вас... кхе... кхе... саркома легкого... - тут иностранец сладко усмехнулся, как будто мысль о саркоме легкого доставила ему удовольствие, - да, саркома, - жмурясь, как кот, повторил он звучное слово, - и вот ваше управление закончилось! Ничья судьба, кроме своей собственной, вас более не интересует. Родные вам начинают лгать, вы, чуя неладное, бросаетесь к ученым врачам, затем к шарлатанам, а бывает, и к гадалкам. Как первое и второе, так и третье - совершенно бессмысленно, вы сами понимаете. И все это кончается трагически: тот, кто еще недавно полагал, что он чем-то управляет, оказывается вдруг лежащим неподвижно в деревянном ящике, и окружающие, понимая, что толку от лежащего нет более никакого, сжигают его в печи. А бывает и еще хуже: только что человек соберется съездить в Кисловодск, - тут иностранец прищурился на Берлиоза, - пустяковое, казалось бы, дело, но и этого совершить не может, потому что неизвестно почему вдруг возьмет - поскользнется и попадет под трамвай! Неужели вы скажете, что это он сам собою управил так? Не правильнее ли думать, что управился с ним кто-то совсем другой? - и здесь незнакомец рассмеялся странным смешком'.
Булгаков. Мастер и Маргарита.
Как известно, культура несёт в себе тревожность и невроз для индивида, так как вынуждено загоняет его в рамки цивилизации.
Прослеживая вопрос влияния культуры на человека, Фрейд отмечал, что цель жизни задана удовольствием. При этом следует заметить, что психика современного человека мало чем отличается от психики человека первобытного, и наиболее яркое различие как раз заключается в том, что все то, что у первобытного индивида было как бы наяву, т.е. было представлено в сознании, - современный человек, человек цивилизованный и культурный, вынужден скрывать в бессознательном (подсознании), за мощной маской т.н. цензуры психики. Всё же ужасы и низменные желания, которыми активно жил первобытный человек, современный индивид способен проявлять лишь в ИСС (измененных состояниях сознания). И это наиболее становится заметно, например, в войнах (с их кровавыми драмами в разыгрываемых жестокостях по отношению к мирному населению захваченных стран: убийства, пытки, изнасилования), в рядах футбольных фанатов или иных скоплениях масс (в подобных толпах некоторые представители молодежи даже занимаются сексом, стоя, и не взирая на то, что плечом к плечу стоят другие люди; в толпе все едины, все как одно целое, толпа завораживает, и каждый участник бессознательно одобряет поведение другого, и готов пойти за ним в огонь и в воду), и проч. формах массообразования, или, например, в результате погружении я в ИСС после употребления алкоголе- и нарко-содержащих препаратов (опиум, гашиш, ЛСД, водка, иногда марихуана, и др.)
То, что называется счастьем, проистекает из внезапного удовлетворения, разрядки достигшей высокого уровня напряжения потребности. По самой своей природе это возможно только как эпизодическое явление. Любое постоянство, длительность ситуации, страстно желательной с точки зрения принципа удовольствия, вызывает у нас лишь чувство равнодушного довольства.
Мы устроены таким образом, что способны наслаждаться лишь при наличии контраста и в малой степени самим состоянием. Так что возможности нашего счастья ограничиваются уже нашей конституцией. Куда меньше трудностей с испытанием несчастья. С трех сторон нам угрожают страдания: со стороны нашего собственного тела, приговоренного к упадку и разложению, предупредительными сигналами которых являются боль и страх - без них нам тоже не обойтись. Со стороны внешнего мира, который может яростно обрушить на нас свои огромные, неумолимые и разрушительные силы. И, наконец, со стороны наших отношений с другими людьми. Страдания, проистекающие из последнего источника... воспринимаются нами болезненнее всех остальных; мы склонны считать их каким-то излишеством, хотя они ничуть не менее неизбежны и неотвратимы, чем страдания иного происхождения.
Поэтому мы должны говорить о том, что принцип удовольствия под влиянием жизненных обстоятельств (над всеми нами довлеет культура, цивилизация) преобразуется в принцип реальности.
Задача избавления от страдания, задача недопущения страдания, вытесняет принцип удовольствия, т.е. - удовлетворение низменных желаний. При этом можно или сознательно контролировать проявление подобных желаний, или же также сознательно уходить от мира, например, в монастырь. И в том и в другом случае это сознательный уход от реальности проявления тайных желаний, которые современный человек вытесняет в бессознательное, и держит там с помощью барьера психики, барьера, воздвигаемого самой природой (структурой психики) между сознанием и бессознательным (подсознанием).
Существует еще и бессознательный уход от проблем окружающего мира (психические заболевания). А среди полусознательных можно назвать наркотики и алкоголь. Это тоже своего рода бегство от реальности с целью 'общения' с собственным бессознательным, с целью реализации того, что никак невозможно совершить, будучи в сознании. Но это опасный путь, фактически путь в никуда. Поэтому если невозможна на таком пути умеренность (Черчилль до конца жизни выпивал по бутылке 'виски' каждый день, а Фрейд 20 лет употреблял кокаин и до конца жизни выкуривал каждый день больше 20 сигар; притом что и тот и другой не только прожили далеко за 80, а Фрейд ушел из жизни сам, покончив с собой в результате укола яда, но и были исключительно уважаемыми людьми в обществе, имеющими мировое признание; Черчилль, помимо прочего, был еще и лауреатом нобелевской премии по литературе), так вот, если невозможна умеренность или организм предрасположен к усилению действия алкоголя или наркотика, рекомендуется прекратить прием, и, например, сублимировать собственные желания из бессознательного - в творчество или иное общественно-полезное деяние.
Возвращаясь к влиянию культуры на психику индивида, мы должны заметить, что необходимость сдерживать низменные позывы бессознательного (а такие позывы, напомним, уже изначально находятся в психике каждого человека) в иных случаях приводят к повышению общей нервозности психики, т.е. к развитию различного рода симптоматики невротических заболеваний. Причём иной раз человек может и не погружаться полностью в болезнь, а находиться, например, в пограничной стадии, так сказать между погружением (и завладением сознания соответствующей симптоматикой) и ОСС (обычными состояниями сознания). И таких людей на самом деле очень много (особенно после Перестройки).
Наиболее частым проявлением симптоматики пограничных заболеваний вследствие отказа от удовлетворения низменных желаний является чувство вины.
Фрейд пришел к выводу, что известны два источника чувства вины: страх перед авторитетом и позднейший страх перед 'Сверх-Я'. Первый заставляет отказываться от удовлетворения инстинктов, второй еще и наказывает (ведь от 'Сверх-Я' не скрыть запретных желаний). Первоначально отказ от влечений был следствием страха перед внешним авторитетом: от удовлетворения отрекались, чтобы не потерять любви. Отказавшись, человек как бы расплачивается с внешним авторитетом, и у него не остается чувства вины.
Иначе происходит в случае страха перед 'Сверх-Я'. Здесь мало отказа от удовлетворения, поскольку от 'Сверх-Я' не скрыть оставшегося желания.
Чувство вины возникает несмотря на отказ. Каждый отказ делается динамическим источником совести, он всякий раз усиливает ее строгость и нетерпимость.
Совесть - следствие отказа от влечений; либо отказ от влечений (навязанный нам извне) создает совесть, которая затем требует все нового отказа от влечений.
Каждая составная часть агрессивности, которой отказано в удовлетворении, перехватывается 'Сверх-Я' и увеличивает его агрессию против 'Я'.
Какими бы ни были первые запреты, у ребёнка должна была развиться значительная агрессивность против того авторитета, который препятствует удовлетворению самых настоятельных его влечений.
Ребёнок был вынужден отказываться от удовлетворения своей мстительной агрессии против авторитета. В этой трудной ситуации он прибегает к помощи механизма идентификации, а именно, переносит внутрь себя самого этот неуязвимый авторитет, который становится 'Сверх-Я'. Тем самым он получает во владение всю ту агрессивность, которую в младенчестве направлял против этого авторитета. Детское 'Я' должно довольствоваться печальной ролью столь униженного - отцовского - авторитета. Как это часто случается, мы имеем дело с зеркальной ситуацией: 'Если бы я был отцом, а ты ребёнком, то плохо бы тебе пришлось'. Отношение между 'Сверх-Я' и 'Я' есть перевернутое желанием реальное отношение между еще не расщепившимся 'Я' и внешним объектом. Это также типичная ситуация. Существенное различие, однако, состоит в том, что первоначальная строгость 'Сверх-Я' отличается от той, которая испытывается со стороны объекта или ему приписывается; скорее, она представляет собственную агрессивность против объекта. Сначала совесть возникает посредством подавления агрессивности, а затем она все более усиливается благодаря все новым актам подавления. Таким образом, даже при самом мягком воспитании у ребёнка может развиваться суровая совесть. Совесть - это одна из структур Сверх-Я и действует как цензор, отсеивая поступающую в сознание информацию.
Чувство вины, 'Сверх-Я', это контроль за взаимоотношениями стремлений 'Я' и требований 'Сверх-Я'. Лежащий в основе этого отношения страх перед критической инстанцией, потребность в наказании - это проявление инстинкта 'Я', сделавшегося мазохистским под влиянием садистического 'Сверх-Я'.
Иначе говоря, 'Я' употребляет часть имеющегося у него внутреннего деструктивного влечения для установления связи со 'Сверх-Я'.
При этом в ОСС чувство вины оказывается ощутимо (осознано) сознанием. Тогда как в неврозе навязчивых состояний чувство вины уже навязывается сознанию. Тогда как в проявлении иных неврозов можно говорить и о бессознательном чувстве вины.
Культура есть нечто навязанное противящемуся большинству меньшинством, которое ухитрилось завладеть средствами власти и насилия. Культура вынуждена строиться на принуждении и запрете влечений; у всех людей имеют место деструктивные, то есть антиобщественные и антикультурные тенденции и что у большого числа лиц они достаточно сильны, чтобы определить собою их поведение в человеческом обществе. Этому психологическому факту принадлежит определяющее значение при оценке человеческой культуры.
Нельзя обойтись без господства меньшинства над массами, потому что массы косны и недальновидны, они не любят отказываться от влечений, не слушают аргументов в пользу неизбежности такого отказа, и индивидуальные представители массы поощряют друг в друге вседозволенность и распущенность. Люди обладают двумя распространенными свойствами, ответственными за то, что институты культуры могут поддерживаться лишь известной мерой насилия, а именно люди, во-первых, не имеют спонтанной любви к труду и, во-вторых, доводы разума бессильны против их страстей. Определенный процент людей навсегда останется асоциальным. Всякая культура покоиться на принуждении к труду и на отказе от влечений. А это в конце концов вызывает сопротивление со стороны психики индивидов.
Прослеживая развитие подобного рода сопротивления, Фрейд находил, что какое-либо влечение может быть неудовлетворенно в результате запрета, вследствие чего образуется лишение. Следует разделять древнейшие лишения с запретами, предписывавшими эти лишения, ибо они действуют до сих пор, составляя ядро враждебных чувств к культуре. Проявляется это у ряда индивидов-невротиков, реагирующих на подобное асоциальностью (желание инцеста, каннибализма, кровожадности). При этом за время цивилизации запреты культуры входят в бессознательное психики, и подобным образом ребенок приобщается к нравственности и социальности. Это усиление Сверх-Я есть в высшей степени ценное психологическое приобретение культуры. Личности, в которых оно произошло, делаются из противников культуры ее носителями. Чем больше их число в том или ином культурном регионе, тем обеспеченнее данная культура, тем скорее она сможет обойтись без средств внешнего принуждения. При этом, значительное число людей повинуется культурным запретам лишь под давлением внешнего принуждения (только там, где нарушение запрета грозит наказанием). В основном с фактами нравственной ненадежности людей мы сталкиваемся в этой сфере. Бесконечно многие культурные люди, которые отшатнулись бы в ужасе от убийства или инцеста, не отказывают себе в удовлетворении своей алчности, своей агрессивности, своих сексуальных страстей, не упускают случая навредить другим ложью, обманом, клеветой, если могут при этом остаться безнаказанными, и это продолжается без изменения на протяжении многих культурных эпох.
Деструктивные желания возможно реализовывать в творчестве. При этом на пути удовлетворения влечений в обычной жизни становится, по мнению Фрейда, религия. В чем заключена особая ценность религиозных представлений? Мы говорили о враждебности к культуре, следствии гнета этой последней, требуемого ею отказа от влечений. Если вообразить, что ее запреты сняты и что отныне всякий вправе избирать своим сексуальным объектом любую женщину, какая ему нравится, вправе убить любого, кто соперничает с ним за женщину или вообще встает на его пути, может взять у другого что угодно из его имущества, не спрашивая разрешения, - какой вереницей удовлетворении стала бы тогда жизнь! Правда, мы сразу натыкаемся на следующее затруднение. Каждый другой имеет в точности те же желания. По существу, только один-единственный человек может поэтому стать безгранично счастливым за счет снятия всех культурных ограничений - тиран, диктатор, захвативший в свои руки все средства власти; и даже он имеет все основания желать, чтобы другие соблюдали по крайней мере одну культурную заповедь: не убивай. При этом, в случае избавления от культурных запретов, единственной участью человека окажется природное состояние. В этом случае природа не требовала бы ограничения влечений и дала бы свободу действий, однако в таком случае природа губит человечество. Как раз по случаю удовлетворения человеком любых влечений. Как раз из-за этих опасностей, которыми грозит природа, люди объединились и создали культуру. И тогда уже главная задача культуры - защита от природы. При этом любая религия, по мнению Фрейда, это иллюзия, потому что нет доказательств религии, есть только вера в них. При этом религия способна сдерживать асоциальные влечения индивида. Когда культура выставила требование не убивать соседа, которого ты ненавидишь, который стоит на твоем пути и имуществу которого ты завидуешь, то это было сделано явно в интересах человеческого общежития, на иных условиях невозможного. В самом деле, убийца навлек бы на себя месть близких убитого и глухую зависть остальных, ощущающих не менее сильную внутреннюю наклонность к подобному насильственному деянию. Он поэтому недолго бы наслаждался своей местью или награбленным добром, имея все шансы самому быть убитым. Даже если бы незаурядная сила и осторожность оградили его от одиночных противников, он неизбежно потерпел бы поражение от союза слабейших. Если бы такой союз не сформировался, убийство продолжалось бы без конца, и в конце концов люди взаимно истребили бы друг друга. Одинаковая для всех небезопасность жизни сплачивает людей в общество, которое запрещает убийство отдельному индивиду и удерживает за собой право совместного убийства всякого, кто переступит через запрет. Так со временем возникают юстиция и система наказаний.
Необходимо заметить, что мы сами способны управлять матрицей повреждения. Да она часто и срабатывает лишь от наших мыслей. И это верно также, как никакой гипноз невозможен если сам человек подобного не хочет.
А в случае с матрицей, мы попросту сами себя программируем. Так действуют гадалки, играя на свойствах человеческой психики, когда, сказав какое-то слово, они знают, что подобное свершится потому что человек сам начнёт думать об этом и не успокоимся, пока оно не свершится. В крайнем случае он это выдумает. Но то что будет так - фактически наверняка будет именно так. (Вот почему гадалки имеют 'постоянных' клиентов. Те попросту сами к ним потом приходят после того как 'сбудется' что-то из предыдущего предсказания.)
Говоря о матрице и уже упомянутых триггерах, заметим, что действительно, вероятней всего существуют ещё начальные стадии того, что матрица повреждения будет активирована посредством активации кода активации - это так называемые триггеры, которые у каждого безусловно свои и чем-то напоминают триггеры из НЛП.
В результате бессознательных мыслей о смерти, болезни или каком-то якобы ожидаемом несчастье усиливают самовнушение и происходит запрограммированность мозга на получение результата, а стрессовые состояния и различные факторы жизни (например, когда-то что-то сбывается из того, о чём человек думал), в результате чего человек начинает пребывать в неком трансе, т.е. специфической диссоциации психики. Большая часть таких программ не осознается человеком и находит отражение только в глубинных речевых структурах (т.е. неосознаваемой идеи того, что хочет сказать говорящий; сокращая эту глубинную структуру, чтобы выразиться ясно, говорящий высказывает поверхностную структуру). Если чуть отвлечься, то стоит заметить, что на этом частично строится НЛП, которая предполагает, что поскольку люди общаются с внешним миром посредством нейрофизиологических, социокультурных и индивидуальных фильтров, то они вынуждены создавать карты, которые используют для управления своим поведением. Именно благодаря таким картам человек способен осмысливать свой опыт, помещая его в определенный контекст. Исходя из этого, НЛП рассматривает любое человеческое поведение сквозь призму выборов, которые предоставляет человеку его карта. Отсюда вытекают основные критерии оценки поведения - его адаптивность, многообразие, гибкость и эффективность в достижении поставленных целей.
Каждый человек всегда делает лучший выбор, доступный ему в рамках собственной 'карты' мира. Все внутренне и межличностные конфликты имеют в своей основе ту или иную ограниченность 'карты' мира. Причём любой человек создает свою 'карту' посредством трех универсальных моделирующих процессов: обобщения (генерализации), исключения (стирания) и искажения. Такие процессы служат адаптивным целям, но, если человек начинает принимать субъективную реальность за одну-единственную истинную действительность, эти же процессы ограничивают его и лишают способности реагировать гибко.
Обобщение - процесс, посредством которого части карты мира, созданной человеком, отрываются от первоначального переживания и начинают репрезентировать всю категорию, по отношению к которой данное переживание рассматривалось как пример. (Например, в процессе жизни человек учится действовать с различными предметами и ситуациями: осторожно вести себя электричеством, управлять автомобилем, и т. п., но при этом, эти же процессы способны стать причиной ограничений: несколько неудач в управлении автомобилем могут сформировать убеждения об отсутствии подобных способностей, или, например, неудачный сексуальный опыт способен привести к ряду установок, мешающих в последствии гармоничной сексуальной жизни).
Исключение - процесс, посредством которого человек выборочно обращает внимание на определенные аспекты опыта и исключает другие. Например, влюбленность и идеализация объекта любви ограничивают как самого влюбленного, так и любимого.
Искажение - процесс, вынуждающий осуществлять самые невероятные трансформации в восприятии информации. Благодаря этому люди обладают способностью к фантазированию, творчеству, выдвигают новые научные гипотезы и проч.
Кроме того, известно, что человек воспринимает и отражает окружающий мир посредством органов чувств. Поэтому в НЛП большое значение придается модальности.
Выделяют следующие модальности:
1) визуальную (зрительную);
2) аудиальную (слуховую);
3) кинестетическую (телесных ощущений);
4) обонятельно-вкусовую.
Обычно у человека доминирует одна из модальностей, а другие являются сопутствующими. При этом, если человек воспринимает внешний мир в разных модальностях, одна из которых доминирующая, то примерно так же он отражает и свой внутренний мир. Прежде чем что-то сказать, ответить на вопрос, человек должен получить доступ к собственной информации, к своим собственным бессознательным процессам. Модальная система, отвечающая за извлечение информации, называется ведущей; система, представляющая эту информацию сознанию - репрезентативной; а система, сверяющая полученный результат - референтной.
Существует определенная зависимость между доминирующей модальностью, в которой человек воспринимает мир, и предикатами речи, посредством которых он это восприятие выражает. Предикаты формируются у объекта на бессознательном уровне, поэтому для того, чтобы наладить контакт с объектом (сформировать раппорт), необходимо использовать те предикаты речи, к которым прибегает объект.
НЛП наиболее активно используется в, различного рода, манипуляциях психикой человека (объекта), так как весьма эффективна. Известна такая методика закрепления необходимых реакций у объекта, как техника якорения. Якорем называется пусковой стимул (триггер), по ассоциации запускающий искомое эмоциональное переживание из прошлого (наподобие лампочки в лаборатории академика Павлова, стимулировавшей слюноотделение у подопытной собаки).
Якоря весьма распространены в жизни каждого человека, просто большинство их не замечает.
Якоря участвуют в формировании установок человека, и весьма распространены, например, в рекламе.
Возникают якоря двумя способами: путем длительного повторения и появления на пике интенсивного эмоционального переживания. Причём, повторение требуется только тогда, когда нет эмоциональной вовлеченности. Чем менее эмоционально вовлечен человек, тем больше повторений ему необходимо, чтобы закрепить ассоциацию.
Установка и использование 'якорей' позволяет получать быстрый и эффективный доступ к необходимым ресурсам. Для кинестетических 'якорей' обычно выбирают незаметные касания, сжимания (например, запястья или локтя), похлопывания (по плечу). Для аудиальных якорей используют слова или фразы. Визуальный якорь - образ или символ. Якоря не должны повторяться и по возможности являться частью обыденного поведения объекта.
Одной из известных техник НЛП является рефрейминг (переформирование). Процессы человеческого мышления базируются на хранящихся в памяти людей многочисленных структурах данных - фреймах, с помощью которых человек осознает зрительные образы (фреймы визуального восприятия), понимает слова (семантические фреймы), рассуждения, действия (фреймы-сценарии) и повествования (фреймы-рассказы). Считается, что смысл любого события зависит от того, в какую рамку оно помещено. Изменение рамки приводит к изменению смысла, что, в свою очередь, меняет программы сознания и поведения.
Рефрейминг - это способность человека помещать события в самые различные рамки. Выделяют два вида рефрейминга: рефрейминг контекста и рефрейминг содержания. В основе рефрейминга лежит различие между намерением и поведением, тем, что человек делает, и тем, чего он на самом деле пытается при этом достичь.
В НЛП известны также такие техники, как взмах и взрыв.
Первым этапом техники взмаха является определение проблемы и той пусковой картинки (звука, ощущения), которая предшествует нежелательному поведению или симптому. Затем создается вторая картинка - образ желательного состояния, в котором пациент уже как бы избавился от проблемы.
Взмах состоит в том, что сначала клиента просят представить первую пусковую картину как большую и яркую, а в нижний правый угол поместить пока еще маленькую и тусклую вторую картинку. Затем требуется резко и максимально быстро заменить большую картинку маленькой, сделав последнюю большой, яркой и контрастной. После этого делается непродолжительная пауза, а затем внутренний экран очищается и картинки взмахиваются снова. Для достижения устойчивого результата рекомендуется проделывать это не менее пяти раз.
Результат взмаха проверяется следующим образом: клиента просят вызвать первый, проблемный образ. Если взмах был эффективным, то это будет трудно сделать, а если и удастся, то образ будет тусклым, размытым, удаленным и, главное, неприятным.
При использовании техники взрыва клиента просят подумать о проблеме, связанной с навязчивыми мыслями. После этого его просят подумать о желании, к которому он относится более-менее безразлично. Так определяется, какие именно субмодальности формируют навязчивое состояние и какие - нейтральное отношение. В завершение производится взрыв доминирующей субмодальности, формирующей навязчивость. Это либо одноразовое мощное усиление доминирующей субмодальности до такой степени, что кинестетическая реакция превышает верхний порог и исчезает вместе с навязчивостью, либо используется метод, заключающийся в быстром и многократном повторении усиления-ослабления доминирующей субмодальности. Повторения идут последовательно и быстро до победного завершения.
Непременно в открытую нами матрицу повреждения следует внести ещё и всю ту глупость, которая льётся с человеческих речей и особенно действия. Возможно когда-нибудь мы обязательно выделим глупость в какое-то новое изобретение, но сейчас понятно, что глупость человеческая относится как раз именно к матрице повреждения.
Да ведь и действительно, глупость относится к матрице повреждения самым непосредственным образом, ибо ведь не сразу человек рождается глуп (хотя есть и такие). Но о априори дураках сейчас речь не ведём, нас интересуют вполне успешные и образованные люди - которые такими были или хотя бы умело казались. А после вот как-то разом поглупели. А ведь на самом деле они всегда и были таковыми. Просто среди их окружения присутствовали ещё более тупые люди, которые понятно, не понимая или - что ещё хуже - недопонимая - приписывали этому вождю среди дураков поистине лучшие качества (качества, кои явно не угадывали в себе), а значит вот вам налицо и глупость - не только помноженная на тупость других людей, но и на некоторого рода возвеличивание, своего рода вождизма даже - от слова вождь для правильного перевода на другие языки - а потому уже тут и говорить нечего, ибо всё равно вокруг каждого из нас рано или поздно формируется круг единомышленников, которые априори по своим мозгам или соответствуют нам или являются чуть выше (для собственной гордости - вспомним, гордыня недаром один из смертных грехов потому, что очень распространено, Библия ведь ещё и кладезь философско-психологической мудрости - помимо своего теолого-богословского начала), или же ниже нас (надеясь в скором времени обогнать и перегнать - как СССР всё время стремилась догнать и перегнать Америку, все пятилетки были фактически направлены на это, но окончилось тем, что Америка разрушила СССР и он распался), так, вероятней всего, и здесь, но эти глупцы же в человеческом обличье наверняка мыслят иное и по всей видимости даже верят, что подобное рано или поздно им удастся.
В любом случае и в первом и во втором случае перед нами явно какое-то философско-психологическое извращение души и понятно, что ничего никому не удастся.
Таким образом мы можем сделать вывод, что до поры до времени матрица повреждения может и не включаться. Да, она будет занимать некую выжидательную позицию, чтобы после - когда будет задействован (через триггер) код активации - вспыхнуть, то есть буквально чуть ли не взорваться.
И вот что наверняка покажется удивительным и занимательным, это фактически наша программируемость самих себя. То есть опять включается матрица повреждения, запускаемая по коду активации. И при том, что какую программу (внушением) мы в себя заложим - такое и получим в итоге.
Но и вот тут не всё просто. Как мы уже говорили. В человеке существует сознательно-бессознательная саморегуляция. Это и вымышленный образ, который он тем или иным образом бессознательно придумывает и сознательно вводит в жизнь (скорее даже в иных случаях и наоборот), и те действия, которые он выполняет почти одновременно - и сознательно, и бессознательно. И тогда получается - что каждый человек сам в себе может решить: запустить ему матрицу на самоуничтожение. Или всячески наоборот - дать иную психологическую установку. А значит с помощью нашего метода сознательно-бессознательной саморегуляции - мы впервые в истории способны остановить матрицу повреждения и инстинкт смерти затушить, перепрограммируя себя на долгую жизнь без болезней. И всё в руках каждого человека. Вечной и здоровой всем вам жизни - друзья!