Все права защищены. При цитировании - обязательно указывать автора, Сергея Зелинского (владелец авторских прав - Сергей Алексеевич Зелинский).
Журналистское подсознаниеведение.
Сергей Зелинский
Журналистское подсознаниеведение
Общее вступление для всех книг серии подсознаниеведение.
Вступление (на август 2024).
Вступление.
Подсознаниеведение - это новая наука о подсознании. Фактически это подытоживание всех существующих на сегодняшних день методик, теорий, методов, и проч. о подсознании - с позиции видения автора.
Мы представляем вашему вниманию десятки направлений подсознаниеведения, потому как наука о подсознании, - а именно так переводится термин "подсознаниеведение" - позволяет проникнуть в любую науку и провести психологический анализ изнутри, заметив те моменты, которые могут быть заметны только при подобном подходе.
Говорить о подсознании можно долго, и мы всё подробно разберём в каждой нашей книги из серии подсознаниеведение. Также давайте договоримся, что и подсознание и бессознательное психики - это одно и то же, просто разными словами мы называем одно и тоже.
Итак, на сегодняшний день насчитывается как минимум несколько десятков направлений подсознаниеведения.
Подсознаниеведение - это способность смотреть на любые будь то события, будь то науки - с позиции истинных причин, а не официальных данных, а истинные причины - это то, что скрывается в подсознании и что даже сам человек может не осознавать и потому говорить другое. Мы как бы заглядываем сквозь призму тайн человечества. Видим любого человека насквозь, просвечивая незримо для него его мысли, желания, поступки и прочее - возникновение и даже зарождение оных - с прогнозированием что и как он вообще может и способен сделать. И это человек, и это вполне решает и психоанализ, а мы видим точно также все науки и вот мы их сейчас представим. (Обратим внимание, что как каждое направление будет представлено в отдельной книге, так и несколько направлений будут собраны в единые книги - для удобства прочтения.)
Направления подсознаниеведения:
1. Психологическое.
2. Психическое.
3. Психоаналитическое.
4. Информационное.
5. Манипулятивное.
6. Социологическое.
7. Историческое.
8. Филологическое.
9. Политологическое.
10. Искусствоведческое.
11. Философское.
12. Спортивное.
13. Теологическое.
14. Журналистское.
15. Гипнотическое.
16. Любовное.
17. Магическое.
18. Психотерапевтическое.
19. Специальное.
20. Экономическое.
21. Педагогическое.
22. Другие направления (дзен-буддистское, религиоведческое, юридическое, ноосферное, и др.).
Журналистское подсознаниеведение
План
1. Манипулирование с помощью СМИ.
2. Анализ влияние ТВ (кратко).
3. Анализ влияния телевидения. (Подробно.)
4. Влияние на психику с помощью СМИ. (Кратко.)
5. Влияние на психику с помощью СМИ. (Подробно.)
6. Способы воздействия на масс-медиа-аудиторию с помощью манипуляций. (С.А.Зелинский, 2003, 20017, 2024)
1. Манипулирование с помощью СМИ
"Вот выводы ученых о том, какую pоль сыграло ТВ как важнейший сегодня инструмент инфоpмации и культурного воздействия на человека. Первый и поистине поразительный вывод: ТВ обладает свойством устранять из событий пpавду. Именно глаз телекамеры, передающей событие с максимальной пpавдоподобностью, пpевpащает его в "псевдособытие", в спектакль".
С.Г.Кара-Мурза
"Радио- и телевизионные программы постоянно прерываются для передачи рекламы. ...постепенное увеличение промежутка времени, когда дети концентрируют внимание на чем-то одном, может стать фактором, с помощью которого можно управлять развитием их умственных способностей".
Г.Шиллер
Методы воздействия на психику через СМИ.
- средства массовой коммуникации, информации и пропаганды.
- манипулирование массовым сознанием и СМИ.
- особенности психологического воздействия телевидения.
Средства массовой коммуникации (СМК) включают в себя расширенный арсенал способов воздействия на психику индивида и масс с целью внедрения в подсознание психологических установок и формирования паттернов поведения в бессознательном психики. К средствам массовой коммуникации помимо СМИ (средств массовой информации: телевидение, пресса, радио, и т.д.) относятся также кинематограф, театр, цирк, все зрелищные мероприятия и литература, видеофильмы, компьютер, различные виды рекламы, видео и звукозапись и т.п., с помощью чего можно воздействовать на массовую аудиторию.
Коммуникация - это информация, сообщение.
Средства коммуникации - способы передачи сообщений на большие территории.
Массовая коммуникация - означает вовлеченность в подобный процесс масс.
По эффективности воздействия на психическое сознание масс средства массовой коммуникации и информации выходят на первое место. Становится возможным это по следующим причинам.
Кратко рассмотрим, как происходит процесс воздействия информации на психику индивида или масс.
Головной мозг человека состоит из двух больших полушарий. Левое полушарие - это сознание, правое - бессознательное. На поверхности полушарий находится тонкий слой серого вещества. Это кора головного мозга. Под ней содержится белое вещество. Это подкорковые, сублиминальные, отделы мозга.
Психика человека представлена тремя составляющими: сознанием, бессознательным и барьером между ними - т.н. называемой цензурой психики.
Информацией является любое сообщение, которое поступает из внешнего мира в психику человека. Информация проходит через цензуру психики.
Таким образом цензура психики стоит на пути информации, появляющейся в зоне восприятия ее индивидом (через репрезентативные и сигнальные системы), и является своего рода заградительным щитом, перераспределяя информацию между сознанием и бессознательным психики (подсознанием). Часть информации, в результате работы цензуры психики, поступает в сознание, а часть (большая по объему) вытесняется в подсознание. При этом заметим, что информация, которая перешла в подсознание, по прошествии какого-то времени начинает воздействовать на сознание, а значит через сознание, на мысли и на поведение человека. Напомним, что в подсознание откладывается любая информация, которая когда-либо проходила мимо индивида. Не важно, запомнил ли он ее или нет. Любая информация, которую человек мог увидеть или услышать, информация, улавливаемая психикой с задействованием органов зрения, слуха, обоняния, осязания и т.д., такая информация неизменно откладывается в подсознание, в бессознательное психики, откуда и начинает вскоре свое воздействие на сознание.
Как известно, главная роль в отражении контактов человека с реальностью, в восприятии этой реальности, принадлежит сознанию. Однако помимо сознания существует и подсознание или бессознательное психики. Таким образом психика человека состоит из двух слоев - сознания и бессознательного, подсознания. Именно от подсознания зависит реализация человеком скрытых, сублиминальных воздействий, или воздействий со стороны манипуляторов, которые разработанными психо-технологиями вводят в подсознание человека психологические установки. Подсознание или бессознательное в свою очередь тоже представлено двумя слоями. Это личное бессознательное и коллективное бессознательное (или т.н. филогенетическая память). Своим поведением представители массы, бессознательно выполняя заложенные в их психику установки, обязаны архетипическим составляющим психики, которые частично перешли к такому человеку филогенетическим путем (т.е. были сформированы до его рождения), а частично сформировались в результате личного опыта каждого человека. Т.е. личное бессознательное формируется при жизни человека посредством задействования его репрезентативных и сигнальных систем, а формирование коллективного бессознательного зависит от опыта предшествующих поколений. На информацию, поступающую из внешнего мира оказывает частичное влияние сам человек, а также среда обитания, которая формирует направленность его мыслей в спектре определенных знаний. Бессознательное психики -- это багаж знаний, накопленный человеком в процессе жизни. Причем следует обратить внимание что информация личного бессознательного постоянно пополняется в течении жизни. Информация, поступающая из окружающего мира, со временем будет переработана с задействованием глубинных слоев бессознательного, а также находящихся в бессознательном психики архетипов и паттернов поведения, и далее эта информация перейдет в сознание в виде возникновения у человека определенных мыслей и как результат - совершения соответствующих поступков. Именно в бессознательном психики сосредоточены желания, инициативная составляющая поступков, да и вообще все, что позже переходит в сознание, т.е. становится осознанным тем или иным человеком.
Таким образом, если говорить об архетипах бессознательного в факторе влияния на подсознание с использованием манипулятивных методик, мы должны говорить, что это становится возможным посредством определенной провокации архетипических пластов бессознательного психики. Манипулятор в этом случае наполняет таким смысловым значением информацию, поступающую в мозг человека, чтобы путем задействования того или иного архетипа вызвать в психике человека соответствующие реакции, а значит и сподвигнуть последнего к выполнению установок, заложенных в его подсознание самим манипулятором.
Кроме того, архетипы присутствуют не только в коллективном, но и в личном бессознательном. В этом случае архетипы состоят из остатков информации, которая когда-то попала в психику человека, но не была вытеснена в сознание или в глубины памяти, а осталась в личном бессознательном будучи обогащенной раннее полусформированными доминантами, полу-установками, и полу-паттернами; т.е. в свое время такая информация не явилась созданием полноценных доминант, установок или паттернов, но как бы наметила их формирование; поэтому при поступлении в последующем информации схожего содержания (т.е. информации со схожей кодировкой, или иными словами, схожими импульсами от афферентных связей, т.е. связей между нейронами мозга), раннее полусформированные доминанты, установки и паттерны доформировываются, в результате чего в мозге появляется полноценная доминанта, а в подсознании появляются полноценные установки переходящие в паттерны поведения; доминанта в коре головного мозга, вызванная очаговым возбуждением служит причиной надежного закрепления психологических установок в подсознании, а значит и появление соответствующих мыслей у индивида, переходящих в последующем в поступки вследствие предварительного перехода установок в подсознании в паттерны поведения в бессознательном. И тут нам следует отметить силу средств массовой коммуникации. Потому как именно с помощью подобного рода воздействия происходит психологическая обработка не отдельного индивида, а индивидов, объединенных в массы.
Поэтому необходимо помнить, что если какая-либо информация поступает с помощью средств массовой коммуникации (телевидение, кино, глянцевые журналы, проч.), то такая информация непременно целиком оседает в психике индивида. Оседает независимо от того, успело сознание обработать хотя бы часть подобной информации, или не успело. Запомнил ли индивид поступаемую в его мозг информацию, или не запомнил. Сам факт наличия подобной информации уже говорит о том, что такая информация навсегда отложилась в его памяти, в его подсознании. И это означает, что такая информация может оказать свое воздействие на сознание как сейчас или завтра, так и через многие годы или десятилетия.
Фактор времени в данном случае не играет роли. Подобная информация уже никогда не уходит из подсознания. Она может, в лучшем случае, лишь отодвигаться на второй план, скрываться до времени в глубинах памяти, потому что память индивида так устроена, что требует постоянного обновления имеющейся (хранящейся) информации, чтобы запоминать новые объемы информации. При этом не важно, прошла ли подобная информация через сознание или не прошла.
При этом такая информация может усиливаться, если она была обогащена эмоциями. Любые эмоции, эмоциональная наполняемость смысловой нагрузки какой-либо информации, значительно усиливает запоминаемость, формируя доминанту в коре головного мозга, а через это и психологические установки в подсознании. Если информация "бьет по чувствам", то цензура психики уже не может оказывать свое воздействие в полной мере, потому как то, что касается чувств, эмоций, легко преодолевает защиту психики, и такая информация прочно усваивается в подсознание, надолго оставаясь в памяти. А чтобы как-то разделить информацию, поступаемую в подсознание через барьер психики (цензуру), и информацию, поступаемую в подсознание минуя цензуру психики, заметим, что в первом случае подобная информация откладывается в поверхностном слое личного бессознательного, т.е. откладывается не очень глубоко, тогда как во втором случае -- проникает значительно глубже. При этом нельзя говорить, что в первом случае информация со временем перейдет в сознание быстрее, чем та информация, которая до этого через сознание (а значит через цензуру) не проходила. Тут нет особой взаимосвязи. На информацию, извлекаемую из подсознания, оказывает влияние множество различных факторов, в том числе архетипы коллективного и личного бессознательного. И тогда уже, как раз задействуя тот или иной архетип, становится возможным выведение информации из подсознания - и перевод ее в сознание. Из чего следует, что такая информация вскоре начнет оказывать влияние на поведение индивида, руководя его поступками.
Немного остановившись на архетипах, заметим, что под архетипами понимается сформированность в подсознании неких образов, последующее воздействие на которые способно вызывать в психике индивида определенные положительные ассоциации, и через это оказывать влияние на информацию, получаемую индивидом "здесь и сейчас", то есть информацию, оцениваемую индивидом в настоящее время.
Архетип формируется через планомерное поступление какой-либо информации (т. е. посредством поступления информации на протяжении какого-либо времени), причем чаще всего формируется в детстве (раннем детстве), или юности.
С помощью того или иного архетипа бессознательное способно оказывать воздействие на сознание. К.Г.Юнг предполагал, что архетипы уже заложены в природе человека от рождения. Это положение находится в прямой взаимосвязи с его теорией о коллективном бессознательном. Кроме того, так как архетипы, находящиеся в бессознательном, и сами бессознательны, то становится объяснимым тот факт, что их воздействие на сознание не осознается, как не осознается в большинстве случаев любая форма влияния на сознание информации, хранящейся в подсознании. Вводя понятие коллективного бессознательного, Юнг отмечал, что поверхностный слой бессознательного называется личностным бессознательным.
Кроме личного бессознательного (приобретаемого из личного опыта в процессе жизни), существует еще и врожденный и более глубокий слой, который называется коллективным бессознательным. Коллективное бессознательное включает в себя содержания и образы поведения, которые являются у всех индивидов одними и теми же.
Из всех средств массовой коммуникации наивысшим манипулятивным эффектом выделяется телевидение. Существует определенная проблема подверженности современного человека к манипулированию посредством телевидения. Отказаться от просмотра телепередач для большинства индивидов невозможно, потому как специфика телесигнала и подачи материала построена таким образом, чтобы сначала провоцировать в индивиде симптомы психопатологии, а позже - снимать их посредством телетрансляции, тем самым, обеспечивая устойчивую зависимость (сродни наркозависимости). Все, кто на протяжении длительного времени смотрел телевизор - находятся в подобного рода зависимости. Они уже не могут отказаться от просмотра телепередач, потому что, в случае избегания просмотра, у подобных индивидов могут начинаться состояния, напоминающие по своим характеристикам симптоматику невроза. На провоцировании в психике индивида симптоматики пограничной психопатологии основано значительное действие манипулятивных методик.
Посредством телесигнала телевидение кодирует психику индивида. Основано такое кодирование на законах психики, согласно которым любая информация сначала поступает в подсознание, и уже оттуда оказывает воздействие на сознание. Таким образом, посредством телетрансляции становится возможным моделировать поведение индивида и масс. С.Г.Кара-Мурза отмечает, что телепродукция - это "товар" сродни духовному наркотику. Человек современного городского общества зависим от телевидения, потому что воздействие телевидения таково, что человек утpачивает свободу воли и пpоводит у экрана гораздо больше времени, чем тpебуют его потpебности в инфоpмации и pазвлечении. Как и в случае наркотиков, человек, потребляя современную телепрограмму, не может рационально оценить характер ее воздействия на его психику и поведение. Более того, поскольку он становится "зависимым" от телевидения, то продолжает потреблять его продукцию даже в том случае, если отдает себе отчет в ее пагубном воздействии.
Первое массовое вещание началось в фашистской Германии, во время Олимпийских игр 1936 года. С 15 января 1936 г. берлинский телецентр стал показывать передачи со стандартом 180 строк ежедневно с 20.00 до 22.00. Сотрудники телецентра стали готовиться к освещению Олимпийских игр. Присутствие на играх телекамер связывалось с престижем немецкой науки и техники и приобретало политический характер. Во время игр, проходивших в Берлине в августе 1936 г., объем прямых трансляций возрос до 8 часов в сутки. В 25 пунктах Берлина работали просмотровые залы. Сообщалось, что за Олимпиадой по телевизору следило в общей сложности 150 тыс. человек. Игры можно было видеть и в Гамбурге, куда был проложен кабель. Позднее коаксиальная связь была налажена также с Лейпцигом, Нюрнбергом, Мюнхеном и Кельном. (Гитлер первым понял и стал использовать манипулятивные возможности ТВ). Немногим ранее, в апреле 1935 года в Берлине появился первый телесалон на тридцать человек с двумя телевизорами, а осенью 1935 года открылся телетеатр с проектором на триста человек. В США в 1946 году телевизор имели только 0,2% американских семей. В 1962 году эта цифра возросла до 90%, а к 1980 году телевизоры имели почти 98% американских семей, причем некоторые семьи имели по два-три телевизора. В Советском Союзе регулярное телевизионное вещание началось в 1931 году из здания Московского радиоузла на Никольской улице (ныне Российская телевизионная и радиовещательная сеть - РТРС). А первый телеприемник появился в 1949г. (назывался КВН-49, был черно-белым, экран был чуть больше размеров почтовой открытки, для увеличения изображения применялась линза, приставляемая к экрану, которая увеличивала изображение примерно в два раза.) До середины 80-х гг. в нашей стране существовало два-три канала, причем, если первый канал могли смотреть почти 96% населения страны, то два канала "ловилось" не у всех (в зависимости от региона), примерно 88% в масштабах страны. Три канала - было только у третьей части страны. Причем большинство телеприемников (на две трети) еще до 90-х годов оставался черно-белым.
При проведении телетрансляции происходит воздействие на психику посредством активации различных форм передачи информации; одновременное участие органов зрения и слуха оказывает мощный эффект на подсознание, за счёт чего осуществляются манипуляции. Через 20-25 минут просмотра телевизионной передачи мозг начинает впитывать любую информацию, которая поступает посредством телетрансляции. Один из принципов манипуляции массами -- внушение. На этом принципе основано действие телерекламы. Например, человеку показывается какой-нибудь рекламный ролик. Предположим, поначалу у такого человека происходит явное отторжение демонстрируемого материала (т.е. его представление об этом товаре другое). Такой человек смотрит, слушает, оправдывая себя тем, что ничего подобного покупать не будет. Этим как бы успокаивает себя. На самом деле, если на протяжении длительного времени в информационное поле человека попадает какой-нибудь сигнал, то информация неизбежно откладывается в подсознании. А значит, если в последующем станет выбор между тем, какой товар купить, такой человек бессознательно отдаст предпочтение тому товару, о котором уже "что-то слышал". Более того. Именно этот товар в последующем будет вызывать в его памяти положительный ассоциативный ряд. Как чего-то знакомого.
В итоге, когда человек становится перед выбором товара, о котором ему ничего не известно, и товара, о котором он уже "что-то слышал" - то инстинктивно (т.е. подсознательно) потянется к знакомому товару. Причём в данном случае зачастую важен фактор времени. Если на протяжении длительного времени перед нами проходит информация о каком-то товаре, он уже автоматически становится чем-то близким нашей психике, а значит, человек бессознательно может сделать выбор в пользу такого товара (подобной марки товара, бренда).
При телевизионном сигнале, особенно во время рекламы, используется три основных принципа технологии пассивного транса (гипноза): релаксация, концентрация внимания и внушение. Расслабившись и сосредоточившись перед экраном телевизора, человек поглощает всю внушаемую ему информацию, а так как у человека, в отличие от животных, две сигнальные системы, то это значит, что люди одинаково реагируют как на реальный чувственный раздражитель (правое полушарие мозга), так и на человеческую речь (левое полушарие мозга).
Другими словами, для любого человека слово является таким же реальным физическим раздражителем, как и все остальные. Транс усиливает действие слов (левое полушарие мозга) и эмоционально воспринимаемых картинок-образов (правое полушарие мозга), поэтому, отдыхая у телевизора, любой человек именно в этот момент и в этом состоянии становится чрезвычайно психофизиологически уязвимы, так как сознание человека переходит в гипнотическое состояние, так называемое "альфа-состояние" (состояние, которое нейрофизиологически сопровождается альфа-волнами на электроэнцефалограмме коры головного мозга. Кроме того, телевизионная реклама обязательно часто повторяется. В этом случае применяется еще один важный принцип гипноза. Повторение резко усиливает силу внушения, низводя в итоге поведение многих людей до уровня обычных рефлексов нервной системы.
Современное телевидение выступает в качестве самого эффективного средства формирования гипнотической пассивности зрителя, которая способствует прочному закреплению создаваемых психологических установок, поэтому именно телевизионная реклама считается наиболее действенным способом программирования покупателей и потребителей услуг. Во время просмотра телепередач зритель погружается в поверхностный гипноз. В этом случае программирование зрителя осуществляется по типу постгипнотического внушения, когда заданная установка активируется в назначенный срок после выхода из транса, т.е. через время после просмотра телепередачи, у человека появляется навязчивое желание сделать покупку. Поэтому в последние годы появилось новое психическое заболевание - мания покупок. Свойственна она в основном людям, страдающим от одиночества, комплексов неполноценности, низкой самооценки, не видящих смысла своего существования. Болезнь проявляется в том, что, попав в супермаркет, такой человек начинает покупать буквально всё подряд, пытаясь избавиться от некоего внутреннего беспокойства. Явившись с приобретениями домой, и сам покупатель и его близкие оказываются в шоке, будучи поражены величиной денежных расходов и явной ненужностью покупок. Особенно часто страдают этой болезнью женщины, т.к. они более внушаемы. Установлено, что более 60% людей, не способных удержаться от покупок, даже если понимают, что этот предмет им не нужен, страдают депрессией.
Особую опасность являет просмотр телевидения для ребенка. Одна из причин гипнотизирующего действия телепередач заключается в том, что просмотр телепередач сопровождается очень большим расходом энергии. Человеку кажется, что он сидит и физически отдыхает, однако быстро сменяющиеся на экране зрительные картины непрерывно активируют в его долговременной памяти множество образов, составляющих опыт его индивидуальной жизни. Сам по себе зрительный ряд телеэкрана требует непрерывного осознания визуального материала, порождаемые им ассоциативные образы требуют определенных интеллектуальных и эмоциональных усилий, по их оценке, и затормаживанию. Нервная система (особенно у детей), будучи не в силах выдержать такой интенсивный процесс осознавания, уже спустя 15-20 минут формирует защитную тормозную реакцию в виде гипноидного состояния, которое резко ограничивает восприятие и переработку информации, но усиливает процессы ее запечатления и программирования поведения.
Не меньшую опасность телевидение оказывает на психику женщин-домохозяек, а также мужчин и женщин, которые после рабочего дня приходят домой и включают телевизор. Связанна такая опасность с тем, что телевидение имеет сильный суггестивный эффект. При просмотре телепередач любой направленности у человека работает преимущественно правое полушарие головного мозга. Правое полушарие мыслит образами, и отвечает за комплексное видение мира, т.е. компонует отдельные кадры увиденного в единую целостную композицию. При этом выключается работа левого полушария, с его аналитическим мышлением.
Таким образом вся увиденная посредством просмотра телевизора информация беспрепятственно проникает в подсознание, где формирует соответствующие психологические установки и паттерны поведения. В результате этого спонсоры телеканалов программируют население страны на выполнение заданных действий, не оставляя человеку шансов к сопротивлению. Против профессионалов-манипуляторов необходимо учиться бороться, овладевая специальными знаниями, которые значительно затрудняют, а при должном подходе и сводят на нет усилия манипуляторов.
В отношении манипулятивного воздействия направленного на детей (значительное количество телепередач) следует говорить, что у ребенка в силу возраста не сформирован навык перевода информации из правого полушария в левое, т.е. навык осмысления информации, которая подается посредством телепоказа. Телевидение с его огромным потоком зрительной информации оказывает воздействие главным образом на правое полушарие мозга. Быстрая смена изображений, невозможность вернуться назад и еще раз просмотреть недостаточно понятые кадры (а значит осмыслить их), это признаки динамического искусства, коим является телевидение. Осмысление увиденного, т.е. передача информации из правого (чувственного, образного) полушария в левое (логическое, аналитическое), происходит посредством перекодирования увиденных на экране образов в слова. Для этого требуется время и навык. У детей подобный навык еще не сформирован. Тогда как при чтении книг - работает преимущественно левое полушарие, поэтому и ребенок, который читает книги, имеет интеллектуальное преимущество перед теми, кто смотрит телевизор в ущерб чтению. Академик Александр Викторович Фёдоров, которого автор искренне считает одним из своих учителей, приводил данные негативного влияния средств массовой коммуникации на психику подрастающего поколения, отмечая что в настоящее время в России один из самых высоких в мире уровень преступности. Ежегодное количество убийств (на 100 тысяч населения) в России - 20,5 чел. В США эта цифра составляет - 6,3 чел. В Чехии - 2,8. В Польше - 2. По этому показателю Россия делит первое место с Колумбией. В 2001 году в России было совершено 33,6 тысяч убийств и покушений на убийство, 55,7 тысяч случаев причинения тяжкого вреда здоровью, 148,8 тысяч грабежей, 44,8 тысяч разбойных нападений. При этом подростковая преступность приобретает масштабы национального бедствия. После отмены цензуры в средствах массовой информации, на кино/теле/видео/компьютерных экранах стали демонстрироваться (без соблюдения возрастных ограничений) тысячи отечественных и зарубежных произведений, содержащих эпизоды насилия. Насилие, демонстрируемое с экранов, связано с коммерциализацией телевидения и отмены государственной цензуры. Сценами насилия часто заменяют слабый сюжет картины, т.к. сцены насилия оказывают воздействие сразу на подсознание, задействуя чувства, а не на разум. Демонстрацией секса и насилия манипуляторы с помощью СМИ добиваются деградации подрастающего поколения, у представителей которых нарушаются способности адекватно воспринимать реальность. Такой человек начинает жить в своем вымышленном мире. Причём телевидение и кино (как и вообще все средства массовой коммуникации) формируют в психике подростка установки и паттерны поведения, в соответствии с которыми на ту или иную жизненную ситуацию такой подросток уже будет реагировать в соответствии с теми установками, которые оказались у него сформированы посредством просмотра телепередач и кинофильмов. Явно выделяется конечно же телевидение и кино, т.к. в отличие от печатных или электронных СМИ, в данных видах воздействия на психику наибольший манипулятивный эффект достигается еще и от сочетания музыки, картинки изображения, голоса диктора или героев фильма, и это все значительно усиливает смысловую нагрузку, которую заложили манипуляторы массовым сознанием в сюжет той или иной картины. Еще один манипулятивный эффект заключается в вовлеченности зрителей в происходящее на экране. Наступает своего рода идентификация зрителя с героями киноленты или передачи по ТВ. В этом кроется одна из особенностей популярности различных передач. Причем эффект от подобного рода демонстрации весьма значителен, и базируется на механизме воздействия (намеренного или бессознательного) происходящего на экране на подсознание, с особого рода вовлечением архетипов личного и коллективного (массового) бессознательного. Кроме того, мы должны помнить о такой категории воздействия на психику, как подключенность к источникам информации. Если вы смотрите какую-либо передачу по ТВ, то даже если вы при этом находитесь один, вы входите в некое информационное биополе масс, т.е. подключаетесь к психическому сознанию тех, кто тоже смотрит эту же передачу; таким образом вы образуете единую массу, на которую распространяются механизмы манипулятивного воздействия свойственные массообразованиям.
В российской науке было выявлено, что коммерческое кино сознательно и методично, с дьявольской изощренностью устраивает для зрителя ловушки на экране, отмечал учёный К.А.Тарасов, который приводит для примера такой факт: в 1949-1952 гг. создатели первого в мире криминального телесериала "Человек, противостоящий преступности" (США) получали от своего руководства инструкцию следующего содержания: "Было установлено, что интерес аудитории можно поддерживать наилучшим образом в том случае, когда сюжет разворачивается вокруг убийства. Поэтому кто-то обязательно должен быть убит, лучше в самом начале, даже если по ходу фильма совершаются другие виды преступлений. Над остальными героями все время должна висеть угроза насилия". Главный же герой с самого начала и на протяжении всего фильма должен подвергаться опасности.
Показ насилия в коммерческом кино нередко оправдывают тем, что в финале картины торжествует добро. При этом подразумевается квалифицированное прочтение фильма. Но есть и другая реальность восприятия, особенно в подростковом и юношеском возрасте: социально значимым является смысл, который приписывают фильму зрители, а не намерения автора.
Выделяются пять типов последствий восприятия экранного насилия.
Первый тип - катарсис. В его основе лежит представление о том, что неудачи индивида в повседневной жизни вызывают у него состояние фрустрации и развивающееся отсюда агрессивное поведение. Если оно не реализуется через восприятие соответствующих героев популярной культуры, то может проявиться в антисоциальном поведении.
Второй тип последствий - формирование готовности к агрессивным действиям. Имеется в виду установка на агрессивное поведение, происходящая в результате, с одной стороны, возбуждения зрителя от сцен насилия, а с другой - представления о допустимости насилия в межличностных отношениях под влиянием сцен, в которых оно выступает как нечто вполне оправданное.
Третий тип - научение посредством наблюдения. Имеется в виду, что в процессе идентификации с киногероем зритель вольно или невольно усваивает определенные образцы поведения. Информация, полученная с экрана, в дальнейшем может быть использована им в реальной жизненной ситуации.
Четвертый тип последствий - закрепление существующих у зрителей установок и образцов поведения.
Пятый тип - это не столько насильственное поведение, сколько эмоции - страхи, беспокойство, отчужденность. В основе этой теории лежит идея, что масс-медиа, прежде всего ТВ, создают некую символическую среду, куда люди погружаются с детства. Среда формирует представления о реальной действительности, культивирует определенную картину мира.
Поэтому следует вывод, что образы насилия влияют на общеличностную идентичность по трём направлениям:
1) формирование готовности к агрессивным действиям в результате закрепления или возникновения представления о допустимости физического насилия в межличностных отношениях.
2) научение посредством наблюдения. В процессе идентификации с киногероем зритель вольно или невольно усваивает определенные образцы агрессивного поведения. Полученная информация в дальнейшем может быть использована в реальной жизненной ситуации.
3) закрепление у зрителей существующих установок и образцов поведения.
Таким образом, в детском развитии современное экранное искусство способствует формированию агрессивности как составляющих общеличностной идентичности человека.
У большинства ученых нет разногласий по поводу негативного влияния неконтролируемого потока сцен экранного насилия на детскую аудиторию и необходимости создания продуманной государственной политики по отношению к защите прав ребенка в области медиа, отмечает академик А.В.Фёдоров.
В вопросе воздействия на психику ребенка следует обратить внимание, что такая структура психики как цензура (барьер критичности на пути информации, поступаемой из внешнего мира), у ребенка еще не сформирована. Потому почти любая информация из телевизора закладывает в психике ребенка установки и паттерны последующего поведения. Иного не дано. В этом заключается сильный манипулятивный эффект телевидения, когда человек может даже не понимать смысла информации, которую видит на экране ТВ; содержимое телепередачи может даже представлять из себя набор смешных историй со скандальным оттенком (усиливавшим суггестивный эффект, потому как любая провокация эмоций разрушает барьер критичности психики), и внешне как будто явного негатива не просматривается. Такой негатив становится заметен после, когда подросток начинает демонстрировать поведение, смоделированное раннее в результате просмотра ТВ. Как заметил В.Н.Лопатин в работе "Информационная безопасность России", культ жестокости, насилия, порнографии, пропагандируемый в СМИ, печатных изданиях неограниченной продажи, а также в компьютерных играх и др., ведет к неосознаваемому порой желанию у подростков и молодежи подражать этому, способствует закреплению таких стереотипов поведения в их собственных привычках и образе жизни, снижает уровень пороговых ограничений и правовых запретов, что, наряду с другими условиями, открывает путь для многих из них к правонарушениям.
Говоря об установках, мы должны говорить, что выражаются такие установки в запрограммированных моделях поведения. Выделяя одну их характеристик установки, заметим, что установкой называется состояние внутренней готовности индивида реагировать запрограммированным образом на объекты действительности или на информацию о них. Принято выделять несколько функций установки в процессе познания и мотивации поведения: познавательную (регулирует процесс познания), аффективную (канализирует эмоции), оценочную (предопределяет оценки) и поведенческую (направляет поведение). Рассматривая подобные функции, учёная Т.В.Евгеньева приводит пример понимания различий между установками, известный как "парадокс Лапьера". Вкратце суть такова. В 1934 году Р.Лапьер провел эксперимент. Он решил объехать множество различных гостиниц в небольших американских городках, взяв с собой двух студентов-китайцев. Везде, где компания останавливалась на ночлег, хозяева гостиниц их встречали очень радушно. После того как Лапьер с китайцами возвратился на базу, он написал письмо всем владельцам гостиниц, с вопросом, может ли он приехать к ним с компанией, в которой будут китайцы. Почти все владельцы гостиниц (93%) ответили отказом. На этом примере можно увидеть, что оценочная установка по отношению к представителям конкретной расовой группы в ситуации, требующей поведенческой реакции, была вытеснена поведенческими установками хозяина гостиницы по отношению к клиенту.
Следует отметить хаотичный характер российских СМИ, которые ориентируются на рейтинг и привлечение рекламодателей, и дополняет приведенные установки еще одной: установкой барьера. Заметим, что подобная установка лежит в плоскости психоанализа, и обозначает собой тот факт, что информация поступаемая из внешнего мира, которая не наталкивается на предварительно заложенные в подсознание архетипы или паттерны поведения, не будет воспринята сознанием индивида, а значит до срока отправляется в подсознание. Но не исчезает. Об этом необходимо помнить. Потому как любая информация из внешнего мира, которая оказалась не воспринятая сознанием и вытесненное им в подсознание (в бессознательное), на самом деле по прохождении определенного времени начинает оказывать свое воздействие на сознание. Таким образом установки, внедряемые в подсознание, и направленные на формирование соответствующих мыслей, желаний и поступков индивида и масс, весьма устойчивые по времени, и растворяясь в бессознательном (как личном, так и коллективном) в виде образования соответствующих архетипов, оказывают ключевое влияние на жизнь человека. Мы уже отмечали повышенное восприятие любой информации детской психикой. Фактически любая информация, поступаемая в психику в детском возрасте откладывается в подсознание, а значит по прошествии времени начинает оказывать воздействие на сознание. Таким образом с помощью СМИ манипуляторы программируют сознание масс на долгие годы, потому что взрослые люди живут установками, полученными в детстве.
Говоря о современных средствах массовых воздействий на аудиторию, мы должны говорить о сочетании рекламы и средств массовой коммуникации. Воздействуя на подсознание индивида, реклама приводит к тому, что человек уже не принадлежит самому себе. Он подчиняется навязываемым ему принципам и нормам жизни. И даже если сознательно он еще противится некоторым из них, подсознательно он уже делает выбор в пользу той или иной психологической установки со стороны манипуляторов.
Кроме того, манипуляторами формируется комплекс неполноценности у определенных групп населения, не имеющих возможности купить тот или иной товар. Товар, соответствующий тому или иному стилю жизни. Например, телевидение посредством передач определенной направленности формирует образ успешных людей, имеющих средства, чтобы покупать себе любые товары. Народ желает приблизиться к такому же уровню потребления, отсюда рост кредитов со стороны банков, и в целом - рост невротических зависимостей и озлобленности в обществе, кредиты не всегда удается отдавать.
Выделяют пять стадий взаимодействия социума и телевидения. Первая стадия - интерес к источнику информации (т.е. к телевизору). Вторая стадия - оценка информации. Кроме того, обладание телевизором на этой стадии отмечается человеком как повышение собственного социального статуса. Третья стадия характеризует собой развитие массового телевидения. Телеприемник могут себе позволить приобрести многие семьи. На четвертой стадии - взрослые уже не только проводят значительное количество времени перед телевизором, но и телевизор уже начинает строить их жизнь посредством полученной когда-то информации посредством телепросмотра. Пятая стадия характеризует собой появление кабельного телевидения, а значит, растет избирательность в получении той или иной информации, отмечал Я.Н.Засурский. При этом современный этап развития телевидения характеризует собой изменения, происходящие от простого просмотра телепередач через телеприемник (как это происходило в 20 веке), к таким разновидностям телевидения, как спутниковое (всемировое), кабельное (абонентское), кассетное (ТВ посредством лазерных дисков), титровое телевидение (видеотекст, телетекст).
Кроме того, мы должны говорить и о том, что манипулирование психическим сознанием масс заложено в любой телетрансляции. Как отмечает А.Н.Фортунатов, в специфике телевизионной информации заложена необходимость восприниматься некритично, соответствовать ожиданиям аудитории, ее стереотипам и устойчивым представлениям о реальности. Телепрограмма с первых же секунд должна сигнализировать зрителю о том, что она адресована именно ему, отвечает его потребностям. После этого такие импульсы должны повторяться с достаточной периодичностью, чтобы у сидящего перед экраном человека не появилось мотивов переключить канал. Зритель выступает своеобразным "резонатором" между собственными представлениями о мире и тем, что он видит по телевизору, получая из телевизора подтверждения правильности своего выбора.
При этом следует говорить об информационном управлении (посредством телевидения в частности, и средств массовой коммуникации в целом). Причём рассматривая вопрос управления, можем заметить (основываясь на пример Перестройки и разрушения вследствие этого социального уклада советского общества), что эффективность подобных действий строилась на методологической базе Антонио Грамши, считавшим, что для разрушения общества массовая революция будет слишком сложна, так как является изменением "базиса", что в современных условиях относительно сложно. И легче в таком случае изменить "надстройки", то есть другими словами - направить манипулятивное воздействие на интеллигенцию, потому как изменение ее мировоззрения - окажется заметно выигрышнее, в том числе, и по времени, нежели чем пытаться изменить сознание всего общества сразу, писал Грамши в своей известной работе "Тюремные тетради".
С.Г.Кара-Мурза приводит следующие способы манипуляций посредством телевидения.
1) Фабрикация фактов.
В данном случае эффект манипулирования происходит в результате мелких отклонений, используемых при подаче материала, но действующих всегда в одном направлении. Манипуляторы говорят правду, только когда правда может быть легко проверена. В остальных случаях - стараются преподнести материал в нужном им ключе. Причём ложь становится наиболее эффективной, когда опирается на заложенный в подсознание стереотип.
2) Отбор для материала событий реальности.
В данном случае эффективным условием программирования мышления является контроль СМИ с целью подачи единой информации, но различными словами. При этом допускается деятельность оппозиционных СМИ. Но деятельность их должна быть подконтрольна и не выходить за рамки разрешаемого им вещания. Кроме этого СМИ используют т. н. принцип демократии шума, когда ненужное манипулятором сообщение просто должно погибнуть под мощным выбросом разносторонней информации.
3) Серая и черная информация.
Во второй половине ХХ века СМИ стали использовать технологии психологической войны. Американский военный словарь 1948 г. дает психологической войне такое определение: "Это планомерные пропагандистские мероприятия, оказывающие влияние на взгляды, эмоции, позиции и поведение вражеских, нейтральных или дружественных иностранных групп с целью поддержки национальной политики". В руководстве 1964 года говорится, что цель такой войны - "подрыв политической и социальной структуры страны... до такой степени деградации национального сознания, что государство становится не способным к сопротивлению".
4) Большие психозы.
Тайными задачами СМИ является превращение граждан нашей страны в единую массу (толпу), с целью общего регулирования распространения потока информации, которой обрабатывается сознание и подсознание людей. В итоге, такой толпой легче управлять, а средний обыватель беспрекословно верит самым нелепым утверждениям.
5) Утверждение и повторение.
В данном случае информация подается в виде готовых шаблонов, которые активно задействуют имеющиеся в подсознании стереотипы. Утверждение в любой речи означает отказ от обсуждения, поскольку власть идеи, которая может подвергаться обсуждению, теряет всякое правдоподобие. В мышлении человека сложился т.н. мозаичный тип культуры. СМИ являются фактором укрепления такого типа мышления, приучая человека мыслить стереотипами, и не включать интеллект при анализе материалов СМИ. С помощью повторения информация внедряется в глубины подсознания, туда, где зарождаются мотивы последующих действий человека. Чрезмерное повторение притупляет сознание, заставляя любой информации практически без изменений откладываться в подсознании. А из подсознания, через определенный промежуток времени, такая информация переходит в сознание.
6) Дробление и срочность.
В данной методике манипулирования, используемой СМИ, целостная информация разделяется на фрагменты, чтобы человек не смог соединить их в единое целое и осмыслить проблему. (Например, статьи в газете разбиваются на части и помещаются на разных страницах; текст или телепередача разбиваются рекламой.) Разрывая на кусочки информацию о важном событии, удается резко снизить воздействие сообщения или вообще лишить его смысла.
7) Упрощение, стереотипизация.
Данный вид манипуляции основан на том факте, что человек - продукт мозаичной культуры. Его сознание создано СМИ. СМИ, в отличие от высокой культуры, предназначены именно для массы. Поэтому в них были установлены жесткие ограничения на сложность и оригинальность сообщений. Оправданием для этого служит то правило, что представитель массы способен адекватно усваивать только простую информацию, поэтому любая новая информация подгоняется под стереотип, чтобы человек воспринимал информацию без усилий и внутреннего анализа.
8) Сенсационность.
В данном случае сохраняется принцип такого преподнесения информацию, когда из отдельных частей невозможно или очень затруднительно составить единое целое. При этом выделяется какая-либо псевдо-сенсация. А уже под прикрытием ее - замалчивается по-настоящему важная новость (если эта новость по каким-то причинам является опасной для кругов, контролирующих СМИ). Непрерывная бомбардировка сознания, особенно "плохими новостями", выполняет функцию поддержания в обществе необходимого уровня "нервозности". Такая нервозность, ощущение непрерывного кризиса, резко повышает внушаемость людей и снижает способность к критическому восприятию.
9) Изменение смысла слов и понятий.
Манипуляторы от СМИ в этом случае вольно интерпретируют слова любого человека. При этом меняется контекст, часто принимая форму прямо противоположную или как минимум искаженную. Пример: когда римского папу во время визита в одну из стран спросили, как он относится к домам терпимости, тот удивился, что, мол, разве они есть. После этого в газетах появилось экстренное сообщение: "Первое, что спросил папа, ступив на нашу землю, есть ли у нас дома терпимости?"
Мы уже заметили, что телевизионная трансляция служит некой ежедневной дозой духовного наркотика, позволяющей на время снимать невротическую зависимость. Избавление от зависимости происходит путем подключения к коллективному разуму. Как мы уже заметили, если определенное количество людей занимаются одним и тем же делом (например, смотрят телевизор), то они объединяются в массу. А значит над такими людьми распространяются законы толпы (внушаемость, заразительность, подражание и проч.), и управлять такими людьми можно как бы из единого "командного центра". Какое-либо противостояние манипуляциям со стороны СМИ практически исключено. Все люди проживают в социуме, т.е. находясь между равномерно излучаемых друг от друга сигналов, взаимодействуют друг с другом в рамках одного общества схожего социального устройства, а значит имеют почти одинаковые страхи и радости, заботы и проблемы и т.п. Причем первоначальное подключение разума отдельных людей в единый разум происходит еще в детском саду и школе (т.н. дисциплинарных пространствах). Таким образом с детства в психике человека формируются механизмы, воздействие на которые в последующем позволяет объединять людей в массы и подчиняться вождю (главе государства) А что такое подчинение? Подчинение - это снятие невроза. Делая как все, человек не подвергается давлению со стороны своих руководителей. В ином случае на него обрушивается поток критики, бессознательно провоцирующий в психике различного рода невротические зависимости (беспокойство, чувство вины, страх, тревожность, неуверенность в себе, и т.п.). Снятие таких зависимостей происходит путем объединения отдельных индивидов в единую массу, когда человек начиная играть по принятым в обществе правилам, перестает выделяться, а значит у него исчезает и симптоматика невротической зависимости. В результате чего мозг человека запоминает подобное, и в последующем, когда такой человек хочет сделать что-то отличное от общепринятого, он становится перед выбором: сделать это сознательно и пойти по пути противостояния обществу (а значит вновь ввергнуть себя в невроз), или делать все так как все, и относительно счастливо жить дальше. Большинство выбирает последнее. Поэтому, когда вечером показывают развлекательные передачи - люди смотрят их, потому что кроме всего прочего знают, что и другие, придя с работы, тоже смотрят эти же самые передачи.
Кроме того, СМИ оказывают психологическое воздействие на следующие сферы психики:
4) Коммуникативно-поведенческую (характер и особенности общения, взаимодействия, взаимоотношений, межличностного восприятия), замечает В.Г.Крысько.
При этом психологическое воздействие имеет свои закономерности:
- если оно направлено на потребностно-мотивационную сферу людей, то его результаты сказываются на направленности и силе побуждений (влечений и желаний) людей;
- если направлено на эмоциональную сферу психики, то это отражается на внутренних переживаниях, а также на межличностных отношениях;
- сочетание воздействий на потребностно-мотивационную и эмоциональную вместе -- позволяет влиять на волевую активность людей и таким образом управлять их поведением;
- влияние на коммуникативно-поведенческую сферу (специфику взаимоотношений и общения) позволяет создавать социально-психологический комфорт и дискомфорт, заставлять людей сотрудничать либо конфликтовать с окружающими;
- в результате психологического воздействия на интеллектуально-познавательную сферу у человека изменяются в нужную манипуляторам сторону представления человека, характер восприятия им вновь поступающей информации и, в итоге, его "картина мира".
Таким образом телевидение и другие средства массовой культуры (кинематограф, глянцевые журналы и проч.) изменяют привычки людей, вводя им в подсознание новые установки, инициируемые властью и (или) капиталом. Происходит своеобразное зомбирование массового сознания. И закодированные таким образом люди начинают действовать в интересах правящей элиты, об этом даже не подозревая.
Известный учёный Д.А.Волкогонов приводит основные характеристики подобной тактики, отмечая, что наиболее характерными особенностями ее являются высокая степень избирательности воздействий, быстрая перестройка аргументации в зависимости от меняющейся обстановки, комплексное применение различных методов и приемов психологической войны, концентрация усилий на том или ином объекте, конкретной дате, регионе, социальной группе и т.п.
Выделяют три уровня воздействия на психику:
1) Усиление существующих в сознании людей нужных установок, идеалов, ценностей, норм. Закрепление этих элементов сознания в мировоззрении и жизненных установках.
2) Частные и малые изменения взглядов на то или иное событие, что оказывает воздействие на позицию и эмоциональное отношение человека к конкретному явлению.
3) Коренное, кардинальное изменение жизненных установок на основе сообщения драматических сведений и необычных новых данных.
Реализации первых двух установок достигается с помощью манипулирования в быстрый период времени, а третий уровень, характеризующий собой кардинальное изменение установок в моделях поведения масс, становится возможным в результате длительного воздействия на психику.
На наш взгляд следует выделять такую важную роль телевидения, как возможность и избавления от невроза путем просмотра, например, кинофильмов. Такие фильмы как, например, "Груз 200", по силе достигнутых эффектов-воздействий на аудиторию и связанных с этим аффективных переживаний психики, способны добиться намного большего эффекта, чем многие психотерапевтические методики, требующие методичного и вдумчивого погружения пациента в свой внутренний мир. То есть в течении одного просмотра фильма подобного содержания, пациент разом снимает с себя груз наболевших психосоматических проблем, испытывая катарсис (очищение). Рассматривая механизмы достижения подобных эффектов-результатов посредством просмотра теле- или кинофильма, приведем классические приемы задействования в психике масс той эмоциональной составляющей, благодаря которой, собственно, и рождаются в душе чувства, которые помогают сопереживать героям фильмов путем бессознательной вовлеченности в сюжет и действие, разыгрываемое на экране.
Академик А.В.Фёдоров приводит такую схему достижения эффекта у зрителя:
- оркестровка" - психологическое давление в форме постоянного повторения тех или иных фактов вне зависимости от истины;
- "селекция" ("подтасовка") - отбор определенных тенденций - к примеру, только позитивных или негативных, искажение, преувеличение (преуменьшение) данных тенденций;
- "наведение румян" (приукрашивание фактов);
- "приклеивание ярлыков" (например, обвинительных, обидных и т.д.);
- "трансфер" ("проекция") - перенос каких-либо качеств (положительных, отрицательных) на другое явление (или человека);
- "свидетельство" - ссылка (не обязательно корректная) на авторитеты с целью оправдать то или иное действие, тот или иной лозунг;
- "игра в простонародность", включающая, к примеру, максимально упрощенную форму подачи информации.
- "просеивание" информации (к примеру, для медиатекстов, претендующих на документальность, эффективно аргументированное выделение истинного и ложного, очищение информации от "румян" и "ярлыков" путем сопоставления с действительными фактами и т.д.);
- снятие с информации ореола "типичности", "простонародности", "авторитетности";
- критический анализ целей, интересов "агентства"/авторов медиатекста".
Среди факторов, влияющих на притягательность теле- и кинофильма, выделяется демонстрацию сцен насилия, вызывающих дополнительный всплеск эмоций зрителя, а значит и вовлеченность в процесс просмотра.
Рассмотрим классификацию притягательности сцен насилия для аудитории (Дж.Кэнтор):
1) Желание испытать волнение. Просмотр сцен с насилием активизирует сопереживание, увеличивает скорость сердцебиения и давление.
2) Стремление виртуально испытать агрессию (эффект эмпатии): многим медийным реципиентам нравится виртуально участвовать в агрессивных действиях. Увлечение медиатекстами, содержащими натуралистическое изображение сцен насилия, имеет прямое отношение к процессу получения удовольствия от созерцания подобных сцен, к идентификации с агрессором, а не с положительным персонажем или жертвой.
3) Игнорирование ограничений (эффект "запретного плода): родители часто лимитируют доступ детей к медийному насилию, отчего такого рода эпизоды становятся для определенной части несовершеннолетних более желанными.
4) Попытка увидеть насилие и агрессию, отражающие свой собственный опыт. В этом смысле агрессивные люди любят смотреть программы, показывающие характерное для них поведение. Исследования показывают, что люди, которые в реальной жизни ведут себя агрессивно, останавливают свой выбор на более агрессивных программах.
5) Изучение окружающего криминального мира: люди, для которых насилие является неотъемлемой частью их социального круга, больше интересуются насилием на экране.
6) Самоуспокоение: контакт с медиатекстами, содержащими сцены насилия, помогает людям отвлечься от собственных жизненных страхов и реальных проблем, так как, к примеру, типичный сюжет телесериалов заканчивается торжеством порядка и правосудия.
7) Гендерный эффект. В детской аудитории имеется гендерная разница в восприятии сцен насилия. Когда мальчики и девочки смотрят одну и ту же телепередачу, первые могут быть более подвержены "эффекту агрессии" и идентификации с типичным агрессивным мужским персонажем, тогда как девочки в большей степени испытывают страх, потому что идентифицируют себя с типичным женским персонажем-жертвой".
Психотерапевтическая практика показывает, что немалую часть населения составляют своеобразные видеоманы. Это две возрастные категории: дети до 16 лет и пенсионеры. Явление видеомании напоминает наркоманию. Телеэкран существенно интенсифицировал гипногенную функцию, вплотную приблизив ее к гипнотической сути, замечает Л.П.Гримак.
Рассмотрим классификацию причин привлекательности медийного насилия для аудитории, разработанную Дж.Голдштайном:
1) Субъектные характеристики. Наибольший интерес к теме насилия проявляют следующие категории:
а) мужчины;
б) индивиды, в большей степени, чем обычно, склонные к агрессивности;
в) те, чьи потребности в возбуждении и острых ощущениях можно определить в диапазоне от умеренной до высокой;
г) находящиеся в поиске своего социального "Я", или способа подружиться со сверстниками;
д) склонные к "запретному плоду";
е) желающие увидеть восстановленную справедливость;
ж) способные сохранить эмоциональную дистанцию, для того, чтобы визуальные образы не вызывали слишком большое волнение.
2) Использование сцен, содержащих насилие: для управления настроением; для регуляции волнения и возбуждения; для возможности выражения эмоций;
3) Характеристики изображения насилия, которые повышают их привлекательность:
а) нереальность (музыка, монтаж, декорации);
б) преувеличенность или искаженность, фантастический жанр;
в) предсказуемый результат (справедливый финал);
4) Контекст. Сцены насилия (например, военная или криминальная тематика) более привлекательны в безопасной, знакомой обстановке.
Кроме того, сцены насилия в медиатекстах психологически готовят человека к напряженным эмоциональным ситуациям, позволяют проявить в символической форме свою физическую активность и способность действовать в кризисных ситуациях, осуществлять психическую саморегуляцию в момент замешательства.
Таким образом, среди основных причин притягательности медиатекстов, содержащих сцены насилия, у аудитории, А.В.Федоров выделяет следующие:
- развлечение, рекреация, компенсация, желание испытать волнение/страх;
- попытка увидеть насилие/агрессию, отражающие свой собственный опыт;
- изучение окружающего криминального мира (постижение роли насилия в обществе и в районе обитания данной аудитории);
- эффект самоуспокоения, т.е. эффект предчувствия счастливого финала и осознания того, что "весь этот кошмар происходит не со мной";
- гендерный эффект и т.д.
Все это полностью соотносится с основными теориями "медийных эффектов", которые описывают следующие механизмы воздействия аудиовизуальных произведений, содержащих сцены насилия:
- манипулирование чувством страха (например, стимулирование чувства страха перед агрессией и насилием);
- обучение аудитории насильственным/агрессивным действиям с их последующем совершением в реальной жизни (насилие как допустимый способ решения любых проблем);
- стимуляция, возбуждение агрессивных, подражательных инстинктов аудитории, ее аппетита по отношению к сценам насилия (особенно по отношении к аудитории с нарушенной психикой);
- "прививка" аудитории чувства равнодушия, безразличности к жертвам насилия, снижение порога чувствительности по отношению к проявлению насилия в реальной жизни;
- "катарсический", виртуальный и безопасный для окружающих выход агрессивных эмоций, не приводящих к негативным последствиям в реальной жизни".
Кроме того, посредством телевидения усиливается образование масс. Во время просмотра какой-нибудь популярной телепередачи мозг зрителей (независимо от отдаленности их друг от друга) подключается к единой системе, которая посредством знаков и символов, представляющих кодированный сигнал, формирует соответствующие психологические установки в подсознании человека. Таким образом зрители получают определенный код. Будучи закодированными - они начинают мыслить в заданных манипуляторами алгоритмах. Для активации кода достаточно дать сигнал.
Методики кодирования тщательным образом разработаны в различных направлениях психотерапии (НЛП, психоанализ, гипноз и т.п.). Вопрос в том, что с развитием информатизации (21 век - век супертехнологий) появилась возможность проводить кодирование сразу огромной аудитории. У каждого телеканала имеются свои т.н. "целевые аудитории". Целевые аудитории телеканалов хорошо известны. Рейтинги составляются по приказу владельцев и руководителей каналов, т.к. приносят деньги спонсоров за рекламу. Каждая передача стоит определенную сумму. Сняв передачу, продюсер продает ее телеканалу, а телеканал прогнозирует ее рейтинг и в соответствии с этим рассчитывает стоимость рекламного времени. Если передача не будет приносить прибыль (основная прибыль ТВ за счет рекламы), такую телепередачу закроют. Законы программирования масс диктует рынок. Целевая аудитория, "подсевшая" на тот тили иной канал или телепередачу, становится еще более зависимой от ТВ. Для того чтобы исключить вредоносное воздействие ТВ на неподготовленных людей им следует воздержаться от просмотра телевизора. Более того, ТВ нельзя включать просто "для фона". Мы уже писали о том, что любая информация, попадающая в спектр действия репрезентативных или сигнальных систем человека, откладывается в подсознании. А значит - программирует человека, формируя паттерны и установки. Такой человек может не смотреть передачу, занимаясь другим делом (например, гладить белье, или готовить обед), но информация все равно входит в его подсознание. И усваивается такая информация намного быстрей, потому что цензура психики в этом случае практически бесконтрольно ослабевает. Например, если мы одновременно будем заниматься разными делами (читать, слушать музыку, идти или бежать и т.п.), то информация в таком случае практически беспрепятственно проникает в подсознание, и формирует там установки, в последующем влияющие на нашу жизнь. Любой поступок человека, любая его мысль, любое его желание - детерминировано раннее полученной психологической установкой. Начало подобной установки закладывается в детстве. Например, деспотичная мать, чувствуя возмущение по поводу непослушания ребенка, начинает выговаривать ему, что он ее не любит, тем самым бессознательно провоцируя в психике ребенка развитие невроза и психологической установки. Когда такой ребенок подрастает, и особенно если это девушка, то такая девушка несет негативные последствия полученной в детстве установки по жизни. С одной стороны, эта девушка не может полюбить "слабого" (в ее представлении) мужчину из-за презрения к любой слабости (ведь мать ее учила, что надо быть сильной), но и не сможет сладить с "сильным" мужчиной, потому что имеет внутреннее (бессознательное) желание диктовать свою волю (как когда-то делала мать по отношению к ней или к мужу, ее отцу), а сильный мужчина руководить собой такой девушке-невротику не позволит. Он сам будет управлять ей, а значит у девушки произойдет дисбаланс в психике, и она превратится в истеричку. Такая девушка будет хотеть невозможного: мужчина в ее представлении должен быть сверхсильным героем, чтобы понравиться ей, и в то же время он должен стать "подкаблучником" и выполнять любое ее желания. Слабого мужчину (который будет рад выполнять желания) она полюбить не может, а сильного любит - но он не выполняет ее желания, а сам выдает ей распоряжения, требуя беззаговорочного подчинения. И получается, что и сама девушка как бы не виновата, а виновата ее истеричная мать, которая ввела таким образом психологическую установку в подсознание дочки, сформировав соответствующий паттерн поведения. Подсознание всегда оказывает влияние на сознание, причем фактор времени исключен, и то, что у человека отложилось в памяти (в бессознательном) через время непременным образом перейдет в сознание. Вопрос времени.
Говоря о вопросе кодирования мозга (психики) посредством телесигнала, необходимо обратить внимание, что научные методы подобного воздействия разрабатывались в нейрофизиологии. Воздействие на сознание посредством новой информации, полученной, например, посредством слова, происходит следующим образом. Вначале слово шифруется в электрических импульсах мозга как сложные звуковые сигналы. При этом не важно смысловое содержание. Возникшая при подобной шифровке импульсная активность нейронов (код) адресуется к долгосрочной памяти, накопленной в результате индивидуального опыта, активизируя ее. После активизации долгосрочной памяти возникает новый электрический шифр - смысловой код. Теперь услышанное слово, пройдя через стадию акустического кода, "оживает" в мозге и вызывает другие, уже более сложные психические процессы, замечает Е.В.Поликарпова. Таким образом современной нейрофизиологией подтверждается, что любое слово откладывается в подсознании, и далее, смешиваясь с информацией, уже находившейся раннее в подсознании, задействует соответствующие архетипы, попутно формируя паттерны поведения, и далее переходит в сознание и находит отражение в делах и поступках человека.
Телевизор сканирует психику подключенного к нему человека и находит точки подключения к глубинным архетипическим пластам, к их образам и сюжетам. Поэтому телевидение способно часами удерживать психику человека в состоянии сновидческой активности, во время которой происходит психологическое кодирование и внедрение в подсознание стандартных реакций, идентификационных схем, формирование базовых иллюзий, которые все вместе усиливают психологическую зависимость от телевидения, обращает внимание один из учителей автора, В.А.Медведев.
Кроме того, в современном обществе важную роль играет воображение человека. Воображение определяется как форма психического отражения, когда на основе ранее сформированных представлений генерируются новые образы или ассоциации. В работе воображения важную роль играет память, хранящая в себе сенсорные образы. В процессе деятельности воображения происходит извлечение из памяти не только элементов того или иного образа, но и образов другой модальности (например, зрительный образ может вызывать связанный с ним запах), что сопровождается рядом последовательных электрических и молекулярных изменений в определенных участках нейронной сети. Поэтому влияние СМИ на сознание человека обусловлено физико-химическими процессами фиксации и закрепления воспринимаемой информации на нейронном уровне функционирования головного мозга человека. Другими словами, в нейронных структурах человеческого мозга посредством СМИ прокладываются физические пути, колеи, по которым движутся потоки информации и с которыми связаны внедренные в сознание индивида те или иные стереотипы мышления и поведенческие установки.
Действенность целенаправленных суггестий многократно повышается использованием новых технологий информационной обработки телезрителей: подпороговых сигналов, приемов нейролингвистического программирования (НЛП).