Аннотация: В романе "Война и мир" Л.Н. Толстой с удивительной правдивостью описывает не только событийный жизненный путь каждого героя, но и каждое движение души, малейшие оттенки чувств, настроений и мыслей каждого. В текст романа как бы ненароком врываются, казалось бы, случайно возникшие такие суждения и такие поступки героев, которые порой не вяжутся с устоявшимся в сознании читателей представлением о том или ином образе. Некоторые дела героев и их высказывания звучат диссонансом, они как будто бы нечаянно промелькнули на страницах романа, читатель почти не обратил на них внимания, пропустил мимо сознания и забыл. Толстой вынуждает поверхностного и торопливого читателя не заметить эти непонятно откуда взявшиеся рассуждения, слова и дела героев. Читателю удобнее и привычнее видеть и принимать в характерах героев лишь то, что многократно подчеркнуто в тексте и стало устоявшейся и общепринятой характеристикой персонажа. Только кропотливое прочтение романа позволяет разглядеть ту правду жизни, которая порой лежит между строк и делает характеры героев многогранными, многоплановыми и неоднозначными. Тщательный анализ этого фантастического по глубине проникновения в души героев произведения позволяет читателю выйти за рамки сложившегося за более, чем полтора столетия взгляда на порядок вещей. Читая между строк романа Толстого, можно обратить внимание на недомолвки, жесты, несовпадения, которые идут вразрез с характером героев и которые не соответствуют тому, каким мы привыкли видеть тот или иной образ. Это то глубинное, сокровенное, что является подоплекой, ключом к тому, чтобы понять, какие побудительные мотивы лежали в основе поступков героев, руководили их поведением и являлись той движущей силой, которая вела их по жизни. Непредвзятый взгляд и трезвый подход к характерам героев может сослужить полезную службу современному читателю и помочь ему овладеть искусством видеть правду жизни за теми словами, которые он слышит каждый день, с которыми давно сжился и привычно сделал своими. Анализ текста романа "Война и мир" способен научить читателя тому, как в настойчивом и привычном повторе того, что он слышит ушами, расслышать то, что от него хотят спрятать, о чем умолчать. Научить тому, как слышать сердцем.
|