Шулепова-Кавальони Юлия Ивановна
О масштабе мышления

Lib.ru/Современная: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Шулепова-Кавальони Юлия Ивановна (shulepova48@yandex.ru)
  • Размещен: 12/03/2025, изменен: 12/03/2025. 14k. Статистика.
  • Статья: Проза
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Продолжение темы "Откровенный разговор"

  •    -Пару дней назад мне передали записку с просьбой разобраться в том, что такое МАСШТАБ МЫШЛЕНИЯ. Вопрос мне показался довольно интересным и актуальным. Меня радует, что вас интересуют подобные проблемы. И вот для начала я хотела бы вам предложить довольно интересную картинку. Готовы нарисовать её в своем воображении? Ну, так вот.
      Представьте себе обычную однокомнатную городскую квартиру. Посреди комнаты на ковре сидит четырехлетний ребенок и увлеченно играет со своими игрушками. Вокруг него машинки, железная дорога с паровозиком, кубики, ну, и другие всякие интересные вещи. В квартире он один. Папа на работе, а мама ушла на рынок и строго-настрого приказала сыну никуда не отлучаться из дому. А он и не собирается отлучаться. Он отлично играет сам с собою. Тут в комнату заходят двое неизвестных мужиков.
      "А где родители? - спрашивают.
      "Папа на работе, а мама на рынок пошла, -спокойно отвечает ребенок. - А вы кто?"
      "Мы друзья, - отвечают дяденьки. - А ты играй, играй. Мы маму твою подождем".
      И ребенок продолжает увлеченно играть. Ну, пришли какие-то знакомые. Пусть себе ждут.
      "Знакомые" почему-то быстро принялись вытаскивать из шифоньера мамину шубу и папину дубленку, потом в серванте выгребли мамину шкатулку со всеми её украшениями, из папиного письменного стола вытащили пачку денег и еще кое-что. Короче, обчистили квартиру основательно в присутствии четырехлетнего малыша, который при этом не издал ни звука. Он играл, и ему не было никакого дела до маминых и папиных вещей. "Знакомые" дяденьки, собравши все в две увесистые сумки, направились к выходу. Но проходя мимо ребенка, один из них нечаянно наступает на игрушечную машинку. И тут малыш при виде раздавленной машинки поднимает отчаянный рев. Но "гости" уже благополучно покинули квартиру, которую только что без всяких проблем и преград ограбили.
      Теперь вопрос: почему малыш спокойно отнесся к тому, что незнакомые мужики по-хозяйски шарят в маминых и папиных вещах? Не принялся кричать, звать на помощь соседей, не попытался выскочить из квартиры, чтобы позвать кого-нибудь.
      -Родители, небось, не научили звать на помощь соседей, когда приходят незнакомые люди.
      - Может, он испугался этих мужиков? Ну, то есть, если он станет кричать, то они его убьют.
      -Нет. Они же ему сказали, что являются друзьями его родителей. Чего ему бояться?
      -Да он, Юлия Ивановна, был просто увлечен своей игрой, поэтому не следил за тем, что делали в комнате грабители. Но потом же он все равно заорал.
      -Когда?
      -Ну, когда его игрушку раздавили.
      -Вот именно! Когда его игрушку раздавили. Видите ли, дорогие мои, все дело в том, что маленькие дети в силу своего возраста еще не способны воспринимать и оценивать ситуации, которые не затрагивают их личные интересы, а точнее сказать, их внимание. Ребенок не может держать в поле своего зрения мамины или папины проблемы. Его интересует только лишь собственный комфорт - и все. Это плохо? Нет. Это нормально в условиях нормальной жизни. У него еще пока низкий уровень масштаба мышления.
       Мы привыкли понятие масштаба соотносить с величиной, показывающей во сколько раз нечто, представленное нашему взору, больше или меньше реального. И это применительно не только к географическим картам, но и к каким-то явлениям в жизни. К примеру, говорим о масштабе разрушения в результате стихийного бедствия, или о масштабе строительства объекта. Оказывается, понятие масштаба вполне применимо и к мышлению человека, а точнее, к уровню его восприятия и реакции во взаимоотношении с окружающим миром. В зависимости от уровня этого масштаба человек воспринимает окружающий мир в той или иной степени и строит свое поведение.
       Иными словами, МАСШТАБ МЫШЛЕНИЯ - это способность человека воспринимать и оценивать ту или иную ситуацию, ведущую к принятию конкретных решений с позиции личной заинтересованности. Можно сказать, что это отношение человека к личному и общественному.
      Скажем, у человека ограбили квартиру. Естественно, что человек воспринимает этот факт как трагедию и предпринимает все усилия для того, чтобы найти и покарать преступника. Это норма для всякого человека. И так на подобные события реагируют все. Но ответьте, пожалуйста, все ли точно так же болезненно реагируют на то, что кучка преступников разграбляет страну? Если грабят мою квартиру, это меня задевает, а если грабят страну, то мне нет никакого до этого дела. Так рассуждает большая часть населения. Потому что страна не входит в поле зрения обычного человека. Он воспринимает и реагирует в пределах своего маленького масштаба. Его заботы не простираются дальше собственной квартиры и своего маленького мирка. Это нормально?
      - Но ведь так живут все. Ну, может, и не все, но большая часть людей. В конце концов, каждый ведь устраивает свою жизнь сам, поэтому сам и отстаивает свои интересы. И что? За это человека следует винить?
      -Ну, винить никто никого не собирается. Благоустраивать и охранять свою жизнь и свое жилище - это не только право всякого человека в свободном мире, но и его обязанность. Речь о том, как человек должен относиться к общественным явлениям, благоустраивать общий наш дом: двор, квартал, город, страну, планету? Готов ли сейчас современный человек пожертвовать чем-то своим личным во имя общего блага? Что вы на это скажете?
      -Ой, о каком общем благе вы говорите, Юлия Ивановна? Сейчас в каждой семье только и думают о том, как бы выжить в тех условиях, в которых мы живем.
      -Вот сейчас самое время заботиться обо всех, когда у самих ничего за душой нет? У меня мама, например, всю жизнь проработала в политехе преподавателем. А теперь вынуждена торговать на рынке. Это как называется? А вы об общем благе толкуете.
      -Но ведь кому-то необходимо заботиться и об общественном благе.
      -Для этого существуют органы власти.
      -Существуют. И не только органы власти, но и различные общественные, профсоюзные, партийные организации. Все они, как известно, призваны заботиться об общественном благе. Да вот беда: наши чиновники, призванные заботиться о благе людей, сами погрязли в заботах о своих личных шкурных интересах. Отсюда и весь этот беспросветный бардак, который охватил всю страну.
      - И что же теперь делать?
      -Ну, для начала серьезно подумать о том, что можно сейчас или в ближайшем будущем сделать для того, чтобы изменить жизнь к лучшему.
      -А вы сами что-нибудь делаете для этого?
      -Во-первых, если вы имеете в виду меня лично, то, как вы сами видите, я уже несколько месяцев еженедельно провожу с вами наши беседы. Абсолютно бесплатно, в ущерб своему свободному от работы времени, и даже рискуя лишиться работы вообще. Во-вторых, мы с вами, кажется, договорились изначально не переходить на личности. И, в-третьих, учителя нашей школы в последние годы не получают полную зарплату, но работают, ведут полноценные уроки, а не торгуют на рынках. Это чтоб вы знали на всякий случай.
      -Извините, мы как-то не подумали об этом.
      -Бывает. Но продолжим наш разговор. Вы спрашиваете, что делать вам сейчас конкретно, чтобы позаботиться об общем благе? Позаботьтесь о ваших близких: родителях, бабушках, дедушках, о младших членах семьи. Посмотрите, где и что в вашем окружении находится в беспорядке и попробуйте навести порядок (что в ваших силах, конечно). Призовите на помощь ваших друзей и приятелей. Скажем, очистить от мусора и грязи общий двор. Сейчас в наши дворы заходить опасно без риска застрять в куче мусора. Но самое важное для вас, это не ввязываться ни в какие разборки, не вступать в какие-либо неформальные группировки и сообщества, не поддаваться на призывы провокаторов устраивать на улицах города всевозможные митинги, демонстрации и погромы. Ваше дело сейчас - набираться полезных знаний и навыков. И непременно думать о жизни серьезно, глубоко и перспективно. Ваша задача сейчас - повышать свой уровень масштаба мышления. А за этим последуют решения и конкретные действия.
      - И до какого момента мы должны повышать этот самый уровень?
      -Ну, я не могу вам четко отмерить "от сих до сих". Низкий уровень, когда человек, например, курящий мужчина у себя в квартире не курит, потому что жена запрещает, дети, опять же, маленькие... Мужик выходит в подъезд и курит в подъезде. Тут же и окурки бросает. В подъезде же никто за ним не следит. А раз так, то тогда можно творить в подъезде все, что угодно. Вот вам пример низкого уровня масштаба мышления. При этом, мужчина может даже иметь высшее образование и считаться интеллигентным человеком. Или, скажем, какой-нибудь пьяный лихач летит на полной скорости, минуя без остановок светофоры. Ему хорошо, забавно, и он не задумывается о том, что может устроить автокатастрофу.
       Низкий уровень - это только собственное "Я", комфорт для себя и для своих близких. Предметом всех устремлений такого человека является только приобретение материальных благ, карьера и удовлетворение личных амбиций. Все, что вне этих устремлений, данный субъект вообще никак не рассматривает. Это уровень маленьких детей, которые не могут осознавать, что государство, в котором каждый гражданин стремится заботиться только о себе, не может быть суверенным. Рано или поздно это государство окажется в вассальной зависимости от более сильного государства-агрессора. Примеров тому в мировой истории тьма.
      Но ведь кому-то необходимо заботиться и о том, чтобы разного рода мошенники не грабили страну и не обижали народ. Кому-то надо быть взрослым среди детей. И, к счастью, в каждом народе всегда были и есть люди, которые обладают высоким, взрослым, масштабом мышления. В отличие от тех, которые рассуждают, что от них в этой жизни достаточно того, чтобы "построить дом, посадить дерево и вырастить сына", люди с высоким масштабом мышления ставят себе цели построить город, развести на своей земле сады и вырастить целое поколение прекрасных молодых людей. Таких людей очень мало. Таким людям очень даже неуютно среди массы людей с детским масштабом мышления, как взрослым неуютно и тесно в детской песочнице, где возятся со своими игрушками дети. Дети увлечены своими игрушками и куличами, которые они делают в песочнице, а взрослый топчется, задевая куличи, и толкует о том, чтобы дети не вымазались, чтобы не сыпались песком... И что же? Охотно дети прислушиваются к советам взрослого? Наверное, тогда только, когда кто-нибудь насыплет на голову другому горсть песка.
      Надо сказать, что люди с высоким уровнем масштаба мышления тоже могут совершать ошибки и промахи. Часто бывает, что им не удается воплотить в жизнь свои благие замыслы, потому что не имеют в обществе поддержки, а часто и понимания. Их мало. Примерно, 1-2% из 100%. Поэтому им приходится опираться на поддержку людей, имеющих такой масштаб мышления, при котором человек способен проявлять свою заботу теоретически. Люди среднего уровня могут составлять различные проекты, теории, открытия, программы, совершенно не заботясь о последствиях, которые произойдут в результате реализаций проектов. И эти люди, не принуждая себя к реализации своих же проектов, способны принуждать к этому других. Если представить данную концепцию образно, то получится такая формула: мелкий уровень мышления, когда "человек построил себе дом, посадил дерево и вырастил сына", средний уровень, когда человек указал способ и путь выращивания растений, строительства домов и воспитания детей. Высокий уровень, когда человек выстроил города, вырастил сады и облагородил жизни многих людей.
      Современные устроители миропорядка, которые, скорее всего, относятся к числу людей со средним уровнем мышления, специально культивируют формирование мелкого, детского, масштаба мышления, поскольку управлять детьми гораздо проще, чем взрослыми. Ведь только лишь взрослые способны удерживать правопорядок в масштабах региона, страны, планеты. А конкуренты в этом деле олигархической верхушке, которая манипулирует людьми, совсем не нужны. Отсюда какой мы должны сделать вывод?
      -Не надо позволять всевозможным мошенникам манипулировать нами. Самим нужно соображать, что к чему.
      -И набираться знаний, чтоб какой-нибудь делец не обвел вокруг пальца.
      -Совершенно верно! И еще я хотела бы добавить к нашему разговору, что не следует вообще всех людей оценивать только по признаку масштаба мышления. Каждый человек - это целый мир, в котором уживается много чего: характер, темперамент, тип нервной системы, таланты и способности, особенности восприятия, особенности воспитания и интеллекта - все это и многое другое делает человека уникальным и способным как на великий подвиг, так и на великую подлость. Но это тема уже другого разговора.
      
      Комментарий автора.
      Разговор со старшеклассниками, запись которого я вам представила, состоялся в конце 1998 года в средней школе No3 города Краснодара. За 27 лет многое изменилось и в жизни всех участников разговора, и в истории нашей страны. Ушли в прошлое "лихие девяностые" и сложные годы начала двухтысячных. Впрочем, жизнь в истории нашего государства никогда не была легкой. Все приходилось с кем-то и с чем-то бороться и героически преодолевать всевозможные трудности, которые подсовывали нашему народу внешние и внутренние недоброжелатели. Но речь не об этом, а о том, что в те (уже далекие) годы несмотря на тяжелое время, когда жизнь заставляла думать о том, как элементарно выжить в условиях крайней нищеты и нестабильности, учащаяся молодежь способна была размышлять о животрепещущих проблемах современности.
      Рассматриваемая проблема МАСШТАБНОСТИ МЫШЛЕНИЯ, предложенная мне самими ребятами, - тому доказательство. Теперь по истечении стольких лет я убедилась в той истине, что в жизни общества может меняться все, но не отношение людей к личному и общественному. Поэтому проблема масштабности мышления и тогда, и теперь была и остается важной и актуальной. Сейчас, пожалуй, даже более актуальна, как никогда, со времен Минина и Пожарского, призвавших русский народ к единению в борьбе с врагами. Потому что лишь в единстве наша сила и победа.
      А те, которые ломанули за рубеж, спасая с начала СВО свои шкуры, счета и недвижимость на Западе, остались "при своих интересах" в изгнании и забвении.
      
      

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Шулепова-Кавальони Юлия Ивановна (shulepova48@yandex.ru)
  • Обновлено: 12/03/2025. 14k. Статистика.
  • Статья: Проза
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.