Шулепова-Кавальони Юлия Ивановна
Петр Никитич Цыганков. Воспоминания о современниках

Lib.ru/Современная: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Шулепова-Кавальони Юлия Ивановна (shulepova48@yandex.ru)
  • Размещен: 05/04/2025, изменен: 05/04/2025. 8k. Статистика.
  • Эссе: Публицистика
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:

       Оставить работу в школе и в институте в Краснодаре меня вновь заставило здоровье моего ребенка, который перенес заболевание гепатитом, а потом еще и осложнения после гепатита. Когда я пошла к лечащему врачу сына и попросила у нее направление в санаторий для него, она мне сказала:
      -Знаете что, мамочка, я, конечно, могу выписать вам направление, но санаторий вряд ли серьезно поможет вашему ребенку. Поезжайте лучше с ним на год-два куда-нибудь в деревню. Свежий воздух, настоящее парное молоко и свобода будут для него лучшим лекарством.
      Что делать? Я опять, как несколько лет назад, потопала в краевой отдел народного образования с просьбой направить меня в какой-нибудь район поближе к Краснодару: школу, в которой я работала, я вовсе не собиралась надолго покидать. Мне предложили три ближайших района: Горячеключевской, Динской и Северский. Свою разведку по выбору школы я решила начать с Северского района. С директрисой краснодарской школы я договорилась, что поеду в деревню на год, а потом вернусь назад. Директором школы No57 в Краснодаре на тот момент была Кантемирова Маргарита Андреевна, замечательная женщина и прекрасный руководитель. Она вошла в мое положение, и пообещала мне, что оформит мне перевод, как только я найду себе подходящее место, а потом будет ждать возвращения сколько угодно.
      Был уже конец августа. В городах и районах начались августовские педагогические совещания. Я приехала в станицу Северскую и сразу же пошла в районный отдел образования. Но все работники отдела кроме секретарши в это время находились в районном ДК на совещании. Пришлось идти в ДК, в котором как раз проводилось пленарное совещание. Я присела в фойе в ожидании перерыва, который начался минут через 10. Народ из зала повалил в фойе. Заведующего отделом я не знала в лицо, поэтому попросила первого приглянувшегося мне представительного мужчину, чтобы он указал мне на заведующего.
      -А для чего он вам нужен? - спросил мужчина.
      -Я приехала устраиваться на работу. Меня к вам направили из КрайОНО.
      -А какой у вас предмет?
      -Русский и литература.
      -Меня зовут Цыганков Петр Никитич, - представился мужчина. - Я директор средней школы в селе Львовское. И я приглашаю вас на работу в школу в качестве учителя русского языка и литературы. У нас очень хорошая школа и прекрасный педколлектив. Соглашайтесь. Уверяю, что вы не пожалеете.
      -Да, но мне помимо часов нужны свежий воздух, молоко и квартира для проживания.
      Петр Никитич рассмеялся:
      -Ну, с этим у вас проблем не будет. Все это вы получите сразу же, как только приедете в село.
      -Кроме того, - добавила я, - работа в сельской местности мне нужна только лишь на один год. Мне нужно оздоровить моего сына.
      -На год, так на год, - сказал директор. - У меня все равно нет словесника. Я как раз хотел слезно просить завроно, чтобы он направил из станицы к нам кого-нибудь хотя бы на время. Поработаете год, а потом, может, и насовсем у нас останетесь.
      Я осталась после обещанного мною года. Правда, не на все время, а всего лишь на 4 года.
      Много позже я спросила у Петра Никитича, почему он, совершенно не зная меня, сразу же предложил мне работу?
      -А что мне оставалось делать? Через пять дней начинался учебный год, а у меня 6 классов без учителя русского языка. Я готов был и кота в мешке приглашать.
      С Цыганковым Петром Никитичем у мена сразу же сложились добрые и доверительные деловые отношения. Имевший большой педагогический и житейский опыт, он, между тем, не опекал меня и на контролировал излишне, предоставив мне полную свободу в действиях. Но при этом требовал неукоснительно соблюдать дисциплину труда при исполнении всех учительских обязанностей. Будучи по характеру спокойным и выдержанным человеком, он никогда не повышал на подчиненных голоса и не позволял этого делать никому. Замечания делал корректно и непременно с глазу на глаз без посторонних свидетелей. Помню, как-то он зашел ко мне в кабинет во время переменки. А мои дежурные не успели спрятать в специальный шкаф мусорную корзинку. Когда все ученики вышли из класса, директор негромко сказал:
      -Не хватало, чтобы эта корзинка стояла у вас на столе.
      -Простите! - принялась оправдываться я, - дежурные не успели убрать.
      -Да ей вообще не место возле двери. Это же некрасиво.
      С тех пор все мусорные корзинки и ведра дома и на работе я всегда убирала подальше от глаз.
      У меня в классе учился его старший сын Юрий. Очень умненький и прилежный мальчик. У него по всем предметам были одни пятерки. И только по русскому языку четверка. Я не могла ставить ему высший бал за почерк и манеру поверх написанной неверной буквы рисовать нужную. Получалась грязь. Мне было неловко перед директором. После первой же контрольной работы я пришла к нему в кабинет пожаловаться на Юрика за почерк и мазню. И тут же извинилась за то, что вынуждена снизить оценку.
      -Что вы извиняетесь? - удивился Петр Никитич. - Вы все правильно делаете. А в школе мой сын мне такой же ученик, как все. И потому убедительно прошу не делать ему никаких поблажек и снисхождений. Но только давайте договоримся с вами, что если нужно будет к моему сыну применить какие-либо меры воздействия с моей стороны, то я приглашаю вас к себе домой в гости. Мы вместе с моей супругой попьем чайку с какими-нибудь там плюшками и заодно обсудим Юрино поведение и учебу. Вы же понимаете, что на работе я должен выполнять свои служебные обязанности, а не заниматься проблемами своего ребенка.
      Надо сказать, что потом поводов со стороны Юрия для жалоб у меня не было. А вот в гости к себе Цыганковы приглашали меня часто.
      Мудрым был человеком Петр Никитич и умел заглянуть каждому в душу. Еще он отличался немногословием и сдержанностью. Скоропалительных решений не принимал. В ходе решений каких-либо проблем и задач выслушивал мнения и суждения коллег.
      Петр Никитич был практик, человек дела. Всякие проекты, идеи, обещания и прочие слова он воспринимал скептически. Ему нужны были конкретные дела. Сам он, кстати, тоже никому никаких благ или льгот не обещал. Просто в нужный момент он приходил на помощь. Когда мой сын, учась уже в 4-м классе, сильно расхворался, и врач районной поликлиники посоветовал санаторное лечение, директор зимой, в течение всего одной недели выхлопотал моему ребенку бесплатную путевку в детский санаторий "Ласточка" в Анапе. Ребенок лечился и учился в этом круглогодичном санатории два с половиной месяца и после этого о простудных заболеваниях забыл до конца всей своей учебы в школе.
      В начале второго учебного года моей работы в Львовской школе мне пришла идея создать школьную агитбригаду (тогда они были в большой моде). Но не такую, как обычно: песни, стихи, танцы, а некое театрализованное представление из миниатюр и пантомимы с песнями и танцами. Я пришла к директору и принялась подробно выкладывать ему суть своей идеи.
      -Что вы мне обо всем этом рассказываете? - спросил он, когда я прервала свою речь, собираясь с новыми мыслями. - Вы сделайте все это, а потом мы все вместе и посмотрим, что это такое.
      -Значит, вы мне разрешаете?
      -А когда я вам что-то дельное запрещал? Идите и делайте. Только денег у меня на вашу агитбригаду никаких нет.
      Возможно, у него действительно не было денег, но он их выпросил у правления колхоза.
      Агитбригада выступала со своими программами не только в школе, но и в Доме культуры колхоза, и в отделениях колхоза. Мы ездили даже выступать на районный смотр самодеятельности и к нашим друзьям в Адыгейский аул Панахес. В дни зимних каникул колхоз наградил нас туристической поездкой в город Курск с посещением памятных мест на Курской дуге.
      Очень легко мне работалось под началом Цыганкова Петра Никитича. По правде, мне и в голову не приходили мысли покинуть когда-нибудь эту школу. Но меня неожиданно пригласили в Краснодарский институт усовершенствования учителей и предложили поучаствовать в эксперименте по внедрению будущего школьного предмета "Мировая художественная культура". Северский район не вошел в число базовых площадок для эксперимента. Нужно было либо возвращаться в Краснодар, либо ехать в Тимашевский район. Я выбрала Тимашевский район.
      Но это уже другая история.

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Шулепова-Кавальони Юлия Ивановна (shulepova48@yandex.ru)
  • Обновлено: 05/04/2025. 8k. Статистика.
  • Эссе: Публицистика
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.