Аннотация: Беседа с учениками из цикла "Откровенный разговор"
Вообще, этот вопрос, дорогие мои, вы задали не по адресу, потому что я не священнослужитель, который мог бы квалифицированно ответить на все вопросы, касающиеся религии, вероисповедания и церкви. Но так как мы с вами договорились, что все вопросы у нас должны получить ответы, то я попробую ответить на этот вопрос с точки зрения моего понимания. Но сначала по сложившейся у нас традиции я хотела бы, чтобы вы поделились теми познаниями об известных библейских заповедях, которыми обладаете.
-А что рассказывать-то?
-Да все, что знаете.
-Ну, во-первых, этих заповедей всего 10. Хотя лично я добавил бы к этим десяти еще пару заповедей.
-А почему только пару?
-Ну, чтоб их было 12. Число 12 - это ведь священное число.
-Да их и так называют Священными. А число, по-моему, роли не играет. Могло быть, например, всего семь.
-Вот еще эти заповеди считаются христианскими. Их должны знать все люди, исповедующее христианство.
-И не только христиане должны знать эти заповеди. Они для всех людей, потому что направляют людей на укрепление добрых взаимоотношений.
-А я думаю, что в наше время все эти заповеди давно уже утратили свою актуальность. Их ведь все равно никто не исполняет. Зачем заявлять о том, что практически неисполнимо? Вот там говорится: "Не убивай!" А в действительности люди убивают друг друга каждый день. Или: "Не укради!" Это для кого? Для тех, которые воруют миллионы ? Чушь какая-то эти заповеди.
-Да эти заповеди церковники придумали для того, чтобы пудрить верующим мозги. Может быть, когда-то это работало. А сейчас все эти церковные проповеди никому не нужны.
-А что нужно?
-Деньги нужны. Чтобы можно было иметь все: шмотки, жрачку, развлекуху всякую. Извините, пожалуйста, что я употребляю такие слова! Это я не от себя лично, а для полноты образа. Так же ведь кругом говорят?
-Я хотела бы, друзья мои, чтобы вы излагали собственные суждения, а не то, что "все говорят".
-Ну хорошо, если то, что я думаю, то мне кажется, в наше время люди в нашей стране все больше и больше приходят к убеждению, что каждому человеку нужно, в первую очередь, обеспечить себя материально, чтобы жить по-человечески. Поэтому распространилась эта страсть к потребительству. А когда люди всецело заняты накоплением денег и приобретением всяких благ, то думать о чем-нибудь духовном некогда.
-Ну, ты даешь, Андрей! Почему же тогда люди массово потянулись в церкви?
-Да чтобы свою совесть как-то успокоить. Пошел, покаялся - и всё замечательно. Опять можно грешить.
-Ребята, мы отклонились от темы нашего разговора. Прошу высказываться по существу.
-Ну, если по существу, то все Библейские заповеди и проповеди уже давно устарели, и потому от них нет никакой пользы. Разве это не так?
-Так это или не так, мы с вами сегодня обсудим. А для начала я хотела бы уведомить вас в том, что сама я не считаю себя глубоко верующим человеком. Я родилась и росла в эпоху расцвета социализма в СССР. А в то время, как известно, всякая религия не пользовалась популярностью, и за крещение, а тем более, за верование можно было даже навлечь на себя много неприятности. В СССР культивировался атеизм, и мы все обречены были быть атеистами. Мои родители были нормальными людьми, поэтому, как все, они были не крещены. Родители моих родителей также воспитывались воинствующими атеистами. Откуда быть верованию? Правда, бабка моя веровала в Христа, всегда соблюдала христианские посты, отмечала праздники, молилась и посещала церковь, там где она была. Моя мать рассказывала, что, когда мне было полтора года, бабка втайне от всех, когда мать отлучилась из дому, снесла меня к какому-то батюшке для благословения. Что там этот батюшка со мной делал, этого уже теперь никто не скажет. Поговаривали в семье, что батюшка тот меня крестил. Но точно об этом я сказать не могу, потому что бабка моя все это дело держала в строжайшей тайне. Впрочем, в любом случае, я всегда считала себя нормальным "совковым" атеистом.
В новой России, в годы перестройки, когда отношение к религии и церкви кардинально переменилось, многие мои сверстники побежали срочно креститься. Кто-то и впрямь увидел в религии спасение, большинство поддались модному течению, а кто-то и выгоду от союза с церковью принялся извлекать. Меня лично все это не влекло. Я считала и считаю, что к любому верованию нужно приходить духом, и не кривить душой. А без этого как молиться? Как искать в вере смысл и отдохновение?
Однако и отрицать верование я тоже не стала. Да и не отрицала, в общем-то, и раньше. Я вздумала очень близко познакомиться с Учением. И, в первую очередь, с церковной литературой, в частности, с Библией. Поскольку считала и считаю, что всякий культурный человек должен быть знаком с Великим документом, созданным человечеством. Я прочитала Библию внимательно. Особенно основательно изучила Писания евангелистов. И я нашла, что нет более мудрого Учения, жизненно необходимого каждому смертному, будь он христианин или атеист. Каждое слово Писаний проникнуто духом высокой нравственности и гуманизма. Как можно отрицать христианство, когда оно призывает к миру и согласию, к добру и справедливости, к любви и преданности, к спокойствию и благоразумию? Христианское учение никак не противоречит общечеловеческим законам, а, наоборот, призывает неукоснительно следовать им. Христос, какой изображен евангелистами, стал мне понятен, а потому дорог и близок. Наиболее всего меня привлекла Нагорная проповедь Христа, в которой Он обращает внимание своих спутников на Ветхозаветные заповеди и комментирует их.
Чтобы не быть голословным, я процитирую для начала полностью Библейские Заповеди.
Ветхий Завет. Исход. Глава 20.
"Стих 1. Изрек Бог все слова сии, говоря:
Стих 2. Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства.
Стих 3. Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. (1 заповедь).
Стих 4. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. (2 заповедь)
Стих 7. Не произноси имени Господа, Бога твоего, всуе; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно. (3 заповедь)
Стих 8. Помни день субботний, чтобы святить его. (4 заповедь)
Стих 12. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе. (5 заповедь)
Стих 13. Не убивай. (6 заповедь)
Стих 14. Не прелюбодействуй. (7 заповедь)
Стих 15 Не кради. (8 заповедь)
Стих 16. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. (9 заповедь)
Стих 17. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что есть у ближнего твоего" (10 заповедь).
Чтобы вам, ребята, было легче разобраться в этих заповедях, я передаю каждому из вас распечатку этого документа. Возьмите вот и передайте дальше.
А теперь, когда вы детально ознакомились с Заповедями, пожалуйста, скажите мне, как вы их понимаете, если перевести эти строки на обыденный современный язык? Вам все здесь понятно?
-Вот лично мне абсолютно понятны заповеди от 5-й до 9-й.
-Да. А первые четыре, скорее всего, адресованы исключительно верующим.
-И еще последняя, десятая, - это, наверное, про то, что нельзя воровать. Но для этого имеется восьмая заповедь. Зачем же повторяться?
-А это, небось, чтобы сохранить число десять. Оно же священным считалось.
-Верно. Десятка в древности считалась священным числом. Дело в том, что в десятеричной системе, которую придумали индийцы, каждое число и цифра имели особое значение. Ноль обозначался кругом и обозначал одновременно и бесконечность, и замкнутость, завершенность процесса. А последнее число десять получило изображение связи единицы с нулем и обозначило начало процесса и его завершение. Число 10 было особым, священным числом. И не только у индийцев. У всех народов, имевших десятеричное исчисление, поскольку также обозначало начало и конец всему.
Поэтому логика наличия именно Десяти Священных Заповедей, разумеется, есть.
Десять - это высшая степень числа и порядка, разумности и добродетели. Поэтому Ветхий Завет сконцентрировал весь разумный миропорядок в отношениях между людьми именно в Десяти Заповедях. Однако ни одна заповедь не повторяет другую.
Рассмотрим каждую из них.
1. Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
У всякого человека может быть только один Бог, потому что "Никто не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть". (От Матфея. Гл.6. Стих 24). Так эту заповедь растолковывает Иисус Христос. Но разве эти слова адресованы только лишь христианам? Подставьте вместо слова Бог любое другое, равное по значению и важности для каждого человека: семья, мать, род, племя, народ, Родина, страна, вера. Что получаем? У нормального человека может быть только одна семья, только одна Родина и земля, только одна мать и одна вера. Если появляется другая семья или Родина, то первую (или вторую) он вынужден предавать. Одну любить, а другую ненавидеть. О предательстве здесь идет речь и о гнусной сущности каждого предателя.
2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли.
Иначе еще так говорят: "Не сотвори себе кумира".
Кем бы ни был этот кумир, он имеет как достоинства, так и недостатки. Но к кумирам, как правило, предъявляются слишком высокие требования, многие из которых он не в состоянии тебе удовлетворить. И тогда из кумира он превращается в твоих глазах в изгоя. Всякое подобное "творение" кумира очень мешает конструктивным взаимоотношениям между людьми. Любовь и дружба переходит в свою противоположность. Каждого человека следует воспринимать таким, каков он есть, и ожидать от него только то, на что он способен. Как видите, не только христиане должны следовать этой заповеди.
-А как же любовь? Ведь когда человек влюбляется, то он, как правило, представляет себе в любимом человеке кумира.
-Творение кумира и любовь - это совсем не одно и то же. Влюбляясь, а затем и по-настоящему испытывая любовь к человеку, мы не возводим для себя кумира, а очаровываемся, ожидая получить ответное очарование. Влюбиться мы можем в любого человека, к которому испытываем симпатию и привязанность. Предмет влюбленности может быть старше, младше, может быть ровесником. Мы ЛЮБИМ НЕ ЗА ЧТО-ТО, А ПОТОМУ ЧТО. Кумир всегда выше, мы обожествляем его за что-то, к чему стремимся, но никогда не достигнем. Любовь - это радость, а кумир - это тягость.
Но продолжим разговор о следующих заповедях.
3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, всуе... Что значит, не произносить имя Господа всуе? То есть, ежечасно и напрасно.? Это значит, все свои грехи, надежды и ожидания не стоит перекладывать на плечи твоего господина (родителя, начальника, руководителя - любого "старшего"). Он же может все, а потому я, вроде как, и не при делах. Каждый человек должен быть ответственен и честен как перед людьми, так и перед своей совестью. И жизнь не будет казаться слишком уж тягостной.
4. Помни день субботний, чтобы святить его...
В Библейские времена суббота считалась свободным от всяких дел днем. Слово "суббота" происходит от древнееврейского "шаббат", что означает "покой", "не делать".
Почему его следует "помнить" и "святить"? Ну, во-первых, потому что всякая работа требует отдыха. В противном случае, человеческий организм просто истощится. Даже в том случае, когда работа в радость. Но главное, свободный от всяких дел день нужен для того, чтобы человек имел возможность погрузиться в мир своих мыслей, размышлений, подумать в спокойной обстановке о себе и о своем месте в жизни, внутренне побеседовать с Всевышним, если есть необходимость. С этой целью верующие посещают храмы, а неверующие предаются любимым развлечениям.
5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
Я думаю, что эту заповедь и комментировать не следует. Разве что каждый из нас должен спросить себя, действительно ли я почитаю своих родителей? Что я делаю для того, чтобы продлить их годы. Своим поведением, как и всей своею жизнью, я доставляю им радость или горе? Как мое отношение к родителям и предкам повлияет на отношение моих детей и потомков ко мне? Ибо именно почитание предков и связь поколений обеспечивает мирную жизнь на Земле, "продлеваются дни твои".
6. Не убивай!
Эта заповедь означает нечто большее, чем запрет на физическое устранение людей, а также священных животных. В первую очередь, нельзя убивать собственную душу, честь, а также свое тело. В христианстве самоубийство считается самым большим грехом, которому нет прощения. Люди же, осознанно или неосознанно, постоянно убивают свою плоть невоздержанностью, пагубными привычками, к которым относится употребление наркотиков, алкоголя и курение. Гробят себя люди преступными умыслами и действиями, направленными против других людей, убивая разум и совесть. Взять в руки оружие, способное убивать человека или животное, Господь допускает только лишь в случае защиты своей жизни, жизни своих близких и защиты своего жилища.
7. Не прелюбодействуй.
Понимать эту заповедь тоже необходимо гораздо шире, чем полагать, что это о похождениях мужа или жены "налево" или о сексуальных отношениях вне брака. Разумеется, эта заповедь тоже (и даже в первую очередь) направлена для сохранения чистоты брачных уз. Но что значит ПРЕЛЮБОДЕЙСТВОВАТЬ? Это значит - переходить всякие грани в плотских действиях и удовольствиях. Это запрет на однополые сексуальные связи, на педофилию, зоофилию, на различные насильственные действия ради забавы или удовлетворения своих потребностей. Нельзя желать для себя большего, чем предназначено природой и законами общества. Всякое чрезмерное, а тем более, противоестественное наслаждение неотвратимо приводит к наказанию.
Думаю, что 8-ю и 9-ю заповеди не стоит особо комментировать. Они просты и понятны всякому смертному. Красть что-либо и лжесвидетельствовать - эти действия можно отнести к числу наиболее тяжких грехов. Однако везде и во все времена в обществе находились люди, которые не только не гнушались этими занятиями, но и делали их своей профессией, что не приносило им ни счастья, ни полноценного достатка.
А вот десятая заповедь требует особого толкования.
10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что есть у ближнего твоего".
Эта заповедь о зависти и о пагубности всех действий, творимых завистливым человеком. Очень просто и толково 10 заповедь Господа разъясняет в своей Нагорной проповеди Иисус Христос: " Не желай дома ближнего твоего...". Во-первых, Иисус разбивает ее на две, выводя основную суть на второе место после первой и наиглавнейшей заповеди: "...возлюби ближнего твоего, как самого себя..". И тут же подчеркивает: " иной большей сих заповедей нет". Во-вторых, целую фразу: "Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что есть у ближнего твоего" - Иисус заменяет двумя словами: "Не обижай". И в этой емкой и мудрой фразе сконцентрирована целая картина пагубности действий завистливого человека, не соблюдающего этой Божественной Заповеди. Ибо желающий дома, жены, раба и всего, что есть у другого, человек на практике непременно не только желает, но и предпринимает определенные действия по отношению к ближнему. И тем самым, наносит обиду, вслед за которой могут произойти самые неблаговидные действия со стороны обиженного. Грех нарушающего Заповедь порождает ответный грех.
Десять Священных Заповедей. В них сконцентрирована основополагающая суть всего жития человеческого и в масштабах человечества, и каждого человека отдельно. Вы и теперь будете утверждать, что Священные Библейские Заповеди предназначены только для верующих?
-Нет, конечно. Но если в заповедях все так предельно ясно и четко сформулировано, то почему же, спрашивается, людьми эти общечеловеческие законы повсеместно и поголовно не исполняются?
-А я понял, почему. Жить по этим законам сложно. А простым смертным людям неохота усложнять свою жизнь.
-Что же в этих предписаниях сложного? Все изложено просто и ясно. И не для богов эти законы созданы, а как раз для простых смертных. Может, здесь стоит говорить о том, что людям просто не хочется принимать все это в личное пользование?
-Ну да. Другие разумеется, обязаны соблюдать и законы, и правила, и всякие предписания. Но лично МЕНЯ это не касается, потому что Я это не желаю исполнять, не могу, не знаю и не умею. Так многие рассуждают.
-Совершенно верно! Рассуждают, оправдывая свою дремучую душевную лень и агрессивную гордыню. Что следует понимать под словами "душевная лень" и "гордыня"? Православная христианская церковь понятие "гордыни" объясняет довольно просто: это всякое самолюбование, самовосхваление, тщеславие, эгоизм, эгоцентризм, нежелание человека принимать внешнее окружение как данность. Окружающие люди, их заботы, стремления и чаяния воспринимаются человеком, которого "обуяла гордыня", через его собственные ощущения, желания и представления. Он сам никому ничего не должен, но все должны ему. Душевная лень - это ягодка того же поля, что и гордыня, только способна умело маскироваться в различные добропорядочные личины. Скажем, в личину "Меня это не касается", или в личину "Я человек занятой". "Что вы от меня хотите?", "Я никому не обязан", "Я сделал все, что мог", "Имею право", "Что вы ко мне пристали?" - вот далеко не полный перечень стандартных заявлений, служащих для оправдания элементарной душевной лени. Никто не знает, что родилось первым, гордыня или душевная лень. Но то, что эти два порока идут вместе рука об руку по жизни, нет никакого сомнения. Они же всецело блокируют путь человека к проникновению в суть Божественных заповедей и к принятию их в свою душу.
По большому счету, всякий обыватель не способен даже и думать о каких-то там Библейских заповедях. "Да, я знаю, об этом, - рассуждает он. - "Не убий, не укради, не прелюбодействуй..." Ну, что с того? Я-то тут при чем? Я, что, убивал кого-то? Или воровал? Ну, была у меня любовница недавно. А у кого их не было? И вообще, эти ваши заповеди для верующих написаны. А я, слава богу, в этом смысле человек свободный: ни в бога, ни в черта не верю". Все! Разговор окончен. И никаких комментариев, как говорится.
Бывают рассуждения иного плана. Скажем, говорят: " Какой толк от всех ваших заповедей, если их никто не исполняет? Я, к примеру, готов жить, как велят ваши Библейские законы. Но вокруг же никому нет никакого дела до них: воруют кругом, убивают, родителей на произвол судьбы бросают. Я уж не говорю о прелюбодеяниях: весь мир на сексе помешался. Я, что, своей добродетелью погоду сделаю? Да меня же никто не поймет. Заплюют все и в дурдом отправят".
Знакомые доводы? Еще бы, кто подобными рассуждениями не оправдывал свои дурные поступки? Ну, разве только те, которые вообще никак и ничем их не оправдывали.
Мы воспринимаем Заповеди как некое предначертание, как инструкцию к действиям и поступкам. А на самом деле они - прекрасный и надежный гарант нашей безопасности и стабильности. Соблюдающий эти Заповеди человек без всяких условий застрахован от многих бед и конфликтов, от душевного расстройства и тяжелых переживаний. Он живет в согласии со своею совестью, со своими обязательствами и правами перед людьми. Он избавляет себя от забот о том, чтобы где-то что-то скрыть, спрятать, утаить, обезопасить, предохранить, утрясти, уладить, укрыться, оправдаться и т.п. Он живет спокойно, потому что никого не убил (даже собственную душу), не ограбил, не обманул, не предал, не пожелал ничего чужого, не преступал своих клятв, не предавал, не служил двум господам сразу и не подчинялся фанатично указаниям какого-нибудь вождя-параноика (то есть, не делал себе из него кумира), а стремился жить честно и праведно, следуя благородным предначертаниям одного только высокого Духа. Не стоит скрывать, что жить в согласии со своим Духом чрезвычайно трудно. Чтобы подвинуть себя на это, человек должен иметь и огромную волю, и стремление, и желание понимать людей. Иными словами, нужно полностью искоренить в себе гордыню и душевную лень. Способен на это каждый. Вот только вопрос: желает ли каждый совершить подобный подвиг? Ответы ищите в себе, ребята.