Линк-лист предназначен для преподающих и изучающих физику и астрономию на школьном и немного более высоком уровне. Список корректируемый и дополняемый, база - русскоязычный Интернет. Деление на темы соответствует: разделы I-V - учебнику физики под ред. Г.Я.Мякишева (2002-2013), раздел VI - учебникам астрономии Б.А.Воронцова-Вельяминова (2005), Е.К.Страута (2005), В.М.Чаругина (2017). Раздел VII - мАстерский произвол, как говорят в Ролевом сообществе; жалобы можно подавать, как рекомендовали древние китайцы, непосредственно в Небесную Канцелярию. Ключевые слова, термины для поиска материалов брались из этих учебников. Некоторые ключевые слова добавлены в список составителем, они обозначены звездочкой * после термина. Добавление производилось в большинстве случаев по запросам учащихся; раздел VII - весь *.
Со временем многие ссылки перестают правильно работать, поэтому раз примерно в два года проверяется весь массив, исключаются ссылки, которые не работают, и вводятся новые. Это не исключает наличия "битых" ссылок; ближе к концу, как говорят метрологи, межповерочного периода, их относитеотная концентрация может достигать 0,1.
Выбор терминов для поиска - нетривиальная задача. Слишком общие слова (например - "сила", "масса", "энергия") дают миллионы ссылок, их можно применять только с прилагательными ("тяжелая масса", "инертная масса"), либо с фильтрами, определяющими область ("в физике", "уравнение", "зависимость") или конкретизирующими обсуждение ("гравитационные волны", "длина волны"), либо с речевыми оборотами, свойственными области ("добавочное сопротивление", "представление данных"). Но даже применение фильтров не всегда спасает - в статье может содержаться или преобладать бред, и бредовые статьи могут преобладать в общем массиве. Поэтому для искусственного интеллекта по аналогии с тестом Тьюринга предлагаю более жесткий тест (стесняюсь предложить название...) на способность отличать нормальную статью по физике от бреда.
Все ссылки расположены после тех ключевых слов, при поиске по которым они были найдены. Это не означает, что в конкретной статье нет других ключевых слов из списка, кроме того, под которым оно указано - поэтому некоторые ссылки дублируются, особенно в соседних блоках. С другой стороны, по этой же причине интересная статья может попасть не в свой блок, а в соседний - с которым тоже стоит ознакомиться. Количество ссылок по каждому ключевому слову - четыре, иногда больше, - компромисс между желанием привести ссылки на разнообразные материалы и наличием достоверных и содержательных статей, пригодных для восстановления и расширения школьных знаний. Достоверность трактуется как соответствие ортодоксальному научному представлению. В большинстве статей не используется математический аппарат, выходящий за школьную программу.
Блоки соответствуют главам, введению и заключению указанных учебников. Заголовок блока состоит из названия главы и служебной информации - номера книги (тома) указанного учебника и номера главы в томе. Если блок относится к введению или заключению к книге (томе) указанного учебника, в качестве названия блока фигурирует слово "введение" ("заключение") и название книги (тома), вместо номера главы - буквы "В" или "З". Сам блок состоит из ключевого слова, упомянутого в учебнике, в том виде, в котором оно применялось при поиске (в словосочетании или с фильтром) и округленное количества ссылок Google.
Кроме указанных выше основных критериев, применялись дополнительные: в основном не использовались ссылки на сервера, содержащие информацию, не имеющей отношения к изучению и преподаванию физики, а именно - рефераты, шпаргалки, рекламу "помощи" и прочие помои. Такая "помощь" предлагается, как правило, за деньги, и здесь я вижу некоторую странность. Позиция жулья, которое этим занимается, понятна. Но почему те, кто пользуется такой "помощью", идут на то, чтобы их делали идиотами? Да еще и платят за это?!
Используя данный линк-лист, вы заметите, что существенная часть ссылок концентрируется на некоторых сайтах, содержащих много полезных материалов, то есть достоверных и умеренно сложных. Можно было бы, конечно, ограничиться именно этими сайтами, что сильно бы уменьшило количество работы, поскольку ссылки на таких сайтах еще и долговечнее. Однако интересные материалы встречаются на других сайтах, кроме того, учащимся полезно учиться работать с интернетом. Умение разобраться в имеющемся материале, выделить достоверное и серьезное, и заметить сомнительное (а это бывает и на хороших сайтах) - важная часть таког умения. Да и вообще умения работать.
Когда кот и кошка учат котят работать с крысами и мышами, они сначала приносят им уже готовое, потом готовое на три четверти, потом полуготовое... так что и к материалам, на которые тут стоят ссылки, надо относиться с некоторой осторожностью. И вообще, иногда при сохраненной ссылке изменяется или заменяется сам материал.
Указатель является поддерживаемым и ограниченно интерактивным ресурсом. По адресу fmsh.miem@gmail.com с сабжем loсman можно направлять предложения по включению в указатель терминов. Желательно, чтобы была указана привязка (учебник, том, глава); принятие и отклонение предложений, а также обсуждение или отсутствие оного также является, как вы уже догадались, "мАстерским произволом".
Если вас интересует вообще научно-популярные книги, то рекомендую мою "ленту коротких рецензий"