Lib.ru/Современная:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Помощь]
Раздел 1. Задачи, объединенные с теорией
В качестве примера приведем задачи МИЭМовской физической олимпиады 1996 года, при составлении которых мы в наибольшей степени реализовали этот принцип. Каждый вариант состоял из одной задачи, а успешность решения оценивалась количеством вопросов, на которые дан правильный ответ (в некоторых случаях учитывалась и глубина ответа).
Такие задачи диагностируют обучаемость и могут быть применены на серьезном экзамене по физике для абитуриентов, из которых предполагается растить физиков.
Вариант 1
Из школьной физики мы знаем, что поле внутри плоского конденсатора с параллельными обкладками однородно, напряженность равна отношению напряжения на конденсаторе к зазору между обкладками, поле вне конденсатора отсутствует. Формулы для емкости и энергии конденсатора известны.
Рассмотрим конденсатор, между обкладками которого находится пластина из диэлектрика. Конденсатор заряжается от источника так, что заряды на его обкладках равны Q и, соответственно, - минус Q. Затем пластина извлекается из зазора между обкладками.
Вопрос 1. Как изменяется при этом энергия конденсатора?
Вопрос 2. Откуда берется дополнительная энергия, т.е. как соблюдается в процессе закон сохранения энергии?
Рассмотрим тело, имеющее массу m и начальную скорость V, формула для кинетической энергии известна. Если на тело действует сила F и тело перемещается по прямой на расстояние S, сила производит работу A=FS (угол между силой и траекторией = 0). Можно показать, что энергия при этом возрастает на такую же величину.
Вопрос 3. Покажите это вычислением, хотя бы для V=0. Заметим, что если F=0, то и А=0 и энергия, естественно, не изменяется. Теперь вернемся к нашему конденсатору.
Вопрос 4. Производится ли работа при извлечении диэлектрической пластины из конденсатора?
Вопрос 5. Действует ли на эту пластину сила со стороны электрического поля заряда на обкладках?
Как известно, в однородном электрическом поле на диэлектрическое тело (как и на металлическое) сила не действует. Действительно, индуцированные заряды возникают, но раз поле однородное - то и силы, действующие на них, равны по модулю, но противоположно направлены, и сумма их равна нулю.
Вопрос 6. Если поле конденсатора однородно, откуда берется сила, если она есть?
Вопрос 7. Действует ли на диэлектрик в электрическом поле момент?
Вопрос 8. Происходит ли в процессе вытаскивания пластины из конденсатора перераспределение заряда по пластинам?
Вопрос 9. Как в процессе вытаскивания изменяется напряжение между пластинами? Линейна ли зависимость напряжения между пластинами от расстояния, на которое выдвинута пластина?
Теперь рассмотрим ситуацию, когда наш конденсатор не заряжен, а подсоединен к батарее, уже зарядился от нее и, но батарея не отсоединена. При этом в процессе манипуляции сохраняется не заряд конденсатора, а напряжение на нем. Пользуясь формулой для энергии, иногда утверждают, что раз С уменьшается, то и W уменьшается, и, следовательно, пластина должна выскочить из конденсатора со скоростью такой, чтобы кинетическая энергия равнялась изменению W.
Вопрос 10. Покажите, что это рассуждение неверно, пластина не будет выскакивать, а ее придется вытаскивать, и укажите, куда денется проделанная работа.
Вариант 2
По определению, источник ЭДС - это устройство, поддерживающее на своих двух клеммах постоянную разность потенциалов, равную некоторой величине Е. Это идеализация, теоретическая модель, ибо если, например, соединить эти клеммы проводником с сопротивлением R=0, то получить между ними разность потенциалов Е невозможно, разве что при бесконечном токе и, следовательно, бесконечной мощности источника, чего не бывает.
Вопрос 1. В каких условиях допустимо использовать ''источник ЭДС" как модель реальных источников электроэнергии?
Для приближения модели к реальности и исключения противоречий используется модель "источника с внутренним сопротивлением", представляющая из себя источник ЭДС, соединенный последовательно с сопротивлением R, называемым "внутренним сопротивлением".
Вопрос 2. Каково напряжение на выходе, на клеммах такого источника при сопротивлении нагрузки, равном бесконечности (разрыв)?
Вопрос 3. Каков ток через нагрузку при сопротивлении нагрузки, равном нулю, и каково в этом случае напряжение на нагрузке?
Вопрос 4. От чего зависит внутреннее сопротивление реального источника?
Кроме "источника ЭДС" для описания работы источников электроэнергии используется несколько менее привычное для вас понятие "источника тока". Это устройство, поддерживающее в нагрузке ток, равный I, независимо от сопротивления нагрузки.
Вопрос 5. Какое противоречие возникает в этом случае?
Вопрос 6. Как подключить к источнику тока сопротивление, чтобы противоречие исчезло?
Вопрос 7. Пусть сопротивление R, упомянутое в вопросе 6, подключено. Каково напряжение на клеммах такого источника при сопротивлении нагрузки, равном бесконечности?
Вопрос 8. Каков ток в нагрузке, создаваемый таким источником, при сопротивлении нагрузки, равном нулю?
Вопрос 9. Пусть некий источник электроэнергии изображен "эквивалентной схемой" в виде источника ЭДС Е и сопротивления R. Как изобразить его эквивалентной схемой в виде источника тока I и сопротивления r, то есть как по E, R вычислить I, r?
Вопрос 10. При каких условиях допустимо использовать "источник тока" (без дополнительных сопротивлений) в качестве модели реального источника электроэнергии?
Вопрос 11. 3ависимость напряжения на нагрузке от тока нагрузки называется "нагрузочной характеристикой". Для ее измерения в эксперименте надо изменять, разумеется, сопротивление нагрузки. Постройте теоретически, то есть вычислите нагрузочную характеристику источника ЭДС с последовательным сопротивлением и источника тока с сопротивлением, включенным согласно вашему ответу на вопрос 6.
Вопрос 12. Атомная батарея в ее простейшем варианте - это конденсатор, на одну из пластин которого нанесено радиоактивное вещество, испускающее электроны с энергией Е и с интенсивностью N электронов в секунду. Между обкладками конденсатора вакуум, так что все электроны свободно летают в зазоре. Пусть от источника ЭДС на обкладки конденсатора подано напряжение U. Как это повлияет на количество электронов, долетающих до второй пластины?
Вопрос 13. Постройте нагрузочную характеристику атомной батареи.
Вариант 3
В теории идеального газа постулируется, что молекулы газа не взаимодействуют между собой, а со стенками сосуда взаимодействуют абсолютно упруго. То есть каждая молекула летает сама по себе, вообще "не зная" о наличии в сосуде других молекул, а сталкиваясь со стенками сосуда, отскакивает от них, сохраняя модуль скорости. Такая модель соответствует всем газовым законам, приведенным в школьном курсе.
Вопрос 1. В сосуд впущен два количества одного и того же газа с разными температурами. Какова будет температура газа после смешивания и как быстро она установится? Газ считать идеальным.
Фактическая ситуация в газе отличается от идеальной. Молекулы взаимодействуют, причем не только при столкновениях, но и на некотором расстоянии, а сталкиваясь со стенками, обмениваются с ними энергией. Причем если температура стенки и температура, соответствующая скорости молекулы, не равны, то отскочить молекула может со скоростями, соответствующими...
Вопрос 2. Со скоростями, соответствующими какому диапазону температур, может отскочить в этих условиях молекула?
Вопрос 3, Почему бы вместо "молекула со скоростью, соответствующей температуре такой-то" не сказать просто "молекула с температурой такой-то"?
Между прочим, молекула, упавшая на стенку, отскакивает не сразу - некоторое время она находится на стенке. Время это весьма мало, оно может быть менее микросекунды, но оно не равно нулю.
Вопрос 4. Пусть одна молекула пробыла на поверхности меньше времени, а другая больше. Как вы думаете, какая отскочит со скоростью, близкой к скорости, с которой она прибыла на поверхность, а какая со скоростью, соответствующей температуре стенки?
Далее для простоты будем считать, что молекула, отскакивая от стенки, имеет скорость, соответствующую температуре стенки. Рассмотрим пластину, находящуюся в газе и имеющую разную температуру двух своих поверхностей.
Вопрос 5. Покажите, что в этих условиях на пластину со стороны газа будет действовать сила. Куда она будет направлена?
Вопрос 6. Как эта сила, называемая радиометрическим давлением, зависит от концентрации газа, в котором находится пластинка, имеющая с разных сторон разные температуры?
Когда на улице холодно, человек мерзнет сильнее, если есть ветер. А почему? Ведь температура воздуха - что с ветром, что без него - одна и та же. Дело в том, что при отсутствии ветра вокруг человека образуется более теплая воздушная прослойка ("пристенный слой"), так как воздух нагревается от человека. Теперь вернемся к нашей пластинке, но рассмотрим пластинку, имеющую вдоль своей поверхности переменную температуру.
Вопрос 7. Покажите, что в этом случае на пластину будет действовать сила. Куда она будет направлена?
Вопрос 8. Как эта сила будет зависеть от концентрации газа, в котором находится пластина, имеющая вдоль своей поверхности изменяющуюся температуру?
Согласно третьему закону Ньютона, если на пластину со стороны газа действует сила, то и на газ со стороны пластины действует сила. Эта сила вызывает перемещение газа вдоль пластины. Это явление называется "термоскольжение".
Вопрос 9. Объясните механизм возникновения силы, действующей на газ.
Вариант 4
Рассмотрим несжимаемую и невязкую жидкость, движущуюся по трубе переменного сечения. Пусть на 1 участке, сечение трубы, скорость жидкости и давление в жидкости такие-то. Каково будет давление на участке 2, где из-за изменения сечения изменилась и скорость? Рассмотрим тонкий слой жидкости, лежащий поперек трубы и занимающий все ее сечение. Этот слой перемещается из 1 в 2 ускоряясь, то есть увеличивая кинетическую энергию - значит, над ним производится работа. То есть на него действует сила. А следовательно, давление "в спину" на этот слой больше, чем в "лицо" (так как он ускоряется). Увеличение кинетической энергии равно сумме произведенных над выделенным объемом работ. Отождествим пути с толщиной выделенного слоя жидкости, то есть разобьем путь нашего слоя на участки, равные его толщине, как будто он перемещается маленькими шагами, каждый раз занимая соседнее место в пространстве. Производя очевидные преобразования, получаем уравнение Бернулли: изменение давления в жидкости равно изменению квадрата скорости, умноженному на плотность жидкости и деленному на 2. Причем, чем скорость больше, тем давление меньше.
Вопрос 1. Почему при вычислении работы не учитывалась сила, с которой на жидкость давят стенки?
Вопрос 2. Как повлияет на ответ (качественно) наличие вязкости, то есть трения при перемещении слоев жидкости?
Вопрос 3. Как повлияет на ответ (количественно) расположение трубы, если труба не горизонтальна?
Вопрос 4. Можно ли увеличением скорости достичь ситуации давление<0?
Вопрос 5. Если да, то что произойдет, если в стенке трубы просверлить отверстие?
Вопрос 6. Как вы думаете, если ситуации давление<0 достичь можно, то насколько мало может быть это давление?
Вопрос 7. Жидкость движется по трубе постоянного сечения, но не прямой, а имеющей радиус R. Возникает ли разность давлений у внутренней и внешней стенок трубы? Если да, вычислите ее.
Вопрос 8. Если на вопрос 7 Вы ответили "да", то влияет ли эта разность давлений на скорость движения жидкости по трубе?
Вариант 5
Известно доказательство независимости работы от траектории при перемещении тела из точки 1 в точку n в поле гравитации. Траектория разбивается на маленькие прямолинейные участки, работа складывается из работ на участках, далее получаем, что на каждом участке работа равна F.h, где h - высота подъема на этом участке. Следовательно, общая работа равна FH, где Н - общая высота подъема и не зависит от траектории. Далее сообщается, что такие силы называются потенциальными и что в поле таких сил работа по перемещению тела по замкнутой траектории равна нулю.
Вопрос 1. Почему в поле таких сил работа перемещения по замкнутой траектории равна нулю?
Вопрос 2. Как повлияет на исходное рассуждение, если траектория проведена так, что тело на пути из 1 в n не только поднимается, но и опускается?
Вопрос 3. Исходное рассуждение сделано для однородного гравитационного поля. Почему гравитационное поле Земли в этой комнате однородно и с какой точностью оно однородно?
Вопрос 4. Верно ли исходное утверждение для так называемого "поля центральных сил", то есть, например, поля гравитации вблизи тяготеющей массы?
Исходное рассуждение проведено для силы, не зависящей от скорости движения тела. Действительно, если предположить шутки ради, что гравитация зависит от скорости, то потенциальность тут же нарушается - подняв груз один раз быстро, а другой раз медленно, мы проделаем разную работу.
Вопрос 5. Одинаковая ли производится работа, если поднимать штангу 1 сек и 1 час? Как это согласовать с потенциальностью гравитации?
Вопрос 6. Сила сопротивления движению при перемещении тела в жидкости равна нулю при нулевой скорости. При каком условии рыбы могли бы открыть потенциальность гравитации?
Вопрос 7. Равна ли нулю при нулевой скорости сила сухого трения? Если нет, то чему она равна?
Вопрос 8. При движении в среде с сухим трением, то есть с силой трения, не зависящей от скорости, может ли быть обнаружена потенциальность гравитации?
Вы видите, что если сила сопротивления движению зависит от скорости, потенциальность исчезает, так как работа уже зависит не только от траектории, но и от скорости ее прохождения и ее длины (в жидкости) или только от ее длины (при сухом трении).
Вопрос 9. Может ли сила зависеть от скорости, но на работу, совершаемую при движении по некоторой траектории, не влиять?
Вопрос 10. Если да, приведите пример такой силы.
Вариант 6
Для описания движения материальных точек под действием сил применяется второй закон Ньютона F=ma, где F - сила (или сумма сил), m - масса, а - ускорение. Для описания движения тел такое уравнение недостаточно, хотя бы потому, что разные точки тела могут иметь разные ускорения.
Вопрос 1. Можно ли считать материальной точкой искусственный спутник Земли? Луну? Саму Землю?
Однако у любого тела есть точка, движение которой подчиняется уравнению F=ma, где F - сила (или сумма сил), приложенная к телу, m - масса, а - ускорение этой точки. Эта точка - центр масс (иногда его еще называют центр тяжести, и это не совсем верно). Но описания движения центра масс недостаточно. Тело может, например, вращаться вокруг него.
Вопрос 2. По дороге без скольжения катится колесо. Скорость центра колеса V. Каковы скорости нижней точки колеса, верхней, крайней левой, крайней правой?
Для описания вращения существует свой "словарь". Во-первых, это угловая скорость, ее размерность рад/сек, и равна она отношению угла поворота к времени поворота. Как видите, она определяется почти так же, как обычная скорость.
Вопрос 3. По аналогии с ускорением введите понятие углового ускорения. Какова его размерность, как оно вычисляется через угловую скорость и время?
Вам, скорее всего, известно понятие "момент". Моментом силы F относительно точки x называется произведение расстояния от точки x до точки приложения силы F, умноженное на проекцию силы F на плоскость, перпендикулярную отрезку, соединяющему точку x и точку приложения силы F.
Вопрос 4. Чему равен момент силы относительно точки ее приложения?
Вопрос 5. Чему равен момент силы притяжения, действующей на вас лично, относительно центра Земли?
Для того, чтобы написать аналог второго закона Ньютона F=ma для вращения тел, нам осталось ввести еще одну величину - момент инерции. Он определяется для двумерного тела относительно некоторой его точки. Разобьем тело на маленькие кусочки. Пусть массы кусочков и расстояния кусочков от выбранной точки известны. Тогда момент инерции равен сумме произведений масс участков на квадраты расстояний участков от выбранной точки.
Вопрос 6. Вычислите момент инерции тонкого проволочного кольца массы M и радиуса R относительно его центра.
Вопрос 7. Диск имеет массу М и радиус R, но сделан он из суперпенопласта, имеющего плотность = 0, а вся масса сосредоточена в центре, в виде кусочка суперсвинца с бесконечной плотности. Вычислите момент инерции.
Теперь аналог закона Ньютона для вращения плоского тела в его плоскости, например, для движения книги по столу: момент силы или сумма моментов сил относительно центра масс (центра тяжести) равен произведению момента инерции относительно той же точки на угловое ускорение.
Вопрос 8. Как складывать моменты? Можно ли сложить силы, действующие на тело, и вычислить момент суммы? Рассмотрите, например, случай, когда на тело действуют две одинаковые по модулю и противоположно направленные силы, приложенные по разные стороны от центра масс.
Для замкнутых систем имеет место закон сохранения импульса: сумма mV= const. Имеет место его аналог для вращения.
Вопрос 9. Как его записать?
Вопрос 10. Пример из учебника физики - фигуристка, вращающаяся на острие конька, прижимает к себе руки, при этом угловая скорость вращения увеличивается. Как это связано с законом, который вы написали в вопросе 9?
Теперь применим аналог второго закона Ньютона для вращения при решении реальной задачи? Правда, мы рассмотрим не плоское, двумерное, а трехмерное тело. Поэтому сначала переформулируем его для трехмерных тел. Новые определения угловой скорости и ускорения давать не надо, а момент инерции будем вычислять не относительно точки, а относительно оси вращения, беря расстояния не от точки, а от оси.
Вопрос 11. Чему равен момент инерции тонкостенной трубы массы М и радиуса R относительно ее оси?
Момент сил относительно оси будем вычислять, умножая расстояния от точек приложения сил до оси на проекции сил, устроенные так: сначала сила проецируется в плоскость, перпендикулярную оси и проходящую через точку приложения силы, а в этой плоскости проецируется еще раз - на перпендикуляр к отрезку, соединяющему ось и точку приложения.
Вопрос 12. Чему равен момент относительно оси силы, параллельной оси? А силы, перпендикулярной оси, но направленной по перпендикуляру, опущенному из точки приложения на ось?
Вопрос 13. Самолет-носитель крылатых ракет Боинг-999, преодолев систему ПВО предполагаемого (уже не предполагаемого - заметила редактор) противника, готовится к пуску ракет. Пуск осуществляется из вращающегося барабана, ось которого совпадает с осью самолета (система похожа на револьвер, только летящий быстрее звука и имеющий массу 200 тонн). Радиус барабана 1 м, по его окружности расположены 12 крылатых ракет, массой по 1 тонне. Оси ракет параллельны оси барабана (как патроны в револьвере), а диаметром ракет можно пренебречь. После раскрутки барабана пуск всех ракет осуществляется за 1 оборот и должен произойти за 1 секунду. Время боевой готовности, то есть время раскрутки барабана - 10 секунд. Найти угол отклонения элеронов на крыльях Боинга, необходимый для компенсации момента, если отклонение каждого элерона на 1 градус создает на крейсерской скорости вертикальную тягу, равную 0,01% от веса самолета. Размах крыльев 40 метров (то есть считать среднее расстояние элерона от оси самолета - 15 метров).
Вариант 7
Как вы знаете, молния - это процесс прохождения тока по проводящему каналу в атмосфере между разноименно заряженными облаками или между облаком и землей. При этом электрическая энергия, которая накоплена в конденсаторе, преобразуется в тепловую. Газ нагревается, увеличивает давление и начинает излучать. Рост давления порождает разбегающуюся от канала молнии волну, ее-то мы и слышим. Излучение мы, естественно, частично, видим. Теперь займемся расчетом основных характеристик молнии. При этом мы совершенно не рассматриваем механизм образования проводящего канала в атмосфере, так как этот механизм слишком сложен. Прежде всего оценим полную энергию, выделяющуюся в молнии. Можно было бы это сделать по Джоулю-Ленцу, но даже если бы мы знали ток молнии и ее длительность (их легко оценить), то сопротивление канала оценить было бы труднее.
Вопрос 1. Как оценить энергию, выделяющуюся в молнии, считая известными площадь тучи - 4 квадратных км, расстояние тучи от земли - 1 км, разность потенциалов между тучей и землей - 10 МВ?
Теперь эта энергия преобразуется в тепловую. Пусть диаметр канала молнии - 10 см, длина канала - 3 км (молния бьет косо), плотность воздуха - 1 кг/на м в кубе, удельная теплоемкость - 1 Дж/г.град.
Вопрос 2. Вычислите температуру газа в канале молнии.
Вопрос 3. Какое предположение относительно характера протекающего теплового процесса надо еще сделать, чтобы ответ на вопрос 2 стал возможен?
Вопрос 4. Каково будет давление газа в канале?
Вопрос 5. Предположим, что при этих температурах кислород и азот полностью диссоциируют на атомы. Каково тогда будет давление в канале?
Теперь этой тепловой энергии надо рассеяться. Нагрев окружающего воздуха - процесс медленный, звуковая волна уносит при этих температурах лишь незначительную часть энергии. В основном энергия излучается (как Солнцем). Мощность излучения будем вычислять по формуле N=kST в четвертой степени, где S -площадь в м квадратных, Т - температура в Кельвинах, , k - постоянная Стефана - Больцмана, равная 5,6.10 в степени минус 8 Вт/Км в квадрате.
Вопрос 6. Вычислите из этой формулы и уже имеющихся у вас данных длительность свечения молнии.
Вопрос 7. Теперь займемся громом. Как вообще достигает звук молнии уха человека? Почему возникают "раскаты грома", то есть почему гром так длителен (раскаты могут длиться и несколько секунд, а еще - становиться то тише, то громче)?
Рассмотрим структуру грома несколько подробнее, основываясь на модели, которую вы предложили, отвечая на вопрос 7. Но для рассмотрения структуры грома придется сначала вывести ни много ни мало как так называемую "радиолокационную формулу". Займемся этим. Пусть радиолокатор излучает мощность N. Расстояние до цели - L. Будем считать, что радиолокатор излучает равномерно в полусферу. Тогда в районе цели плотность мощности будет равна отношению мощности к площади сферы с радиусом, равным расстоянию до цели. Пусть площадь самолета (на самом деле эта величина называется "радиолокационное сечение") равна S. Тогда он отражает мощность, равную произведению этой плотности на S. Эта мощность излучается равномерно во всю сферу (предположим для простоты, что это так).
Вопрос 8. Какова плотность мощности, отраженной самолетом, в районе радиолокатора? Какую мощность он примет, если площадь его приемной антенны S антенны?
Вы получили так называемую "радиолокационную формулу". Обратите внимание на степень при L и ее отличие от законов Кулона и гравитации. Теперь вернемся к рассмотрению модели грома. Пусть тучи находятся на высоте Н=1 км над землей, источник звука будем считать точечным и расположенным у нижнего края туч, то есть на высоте Н=1 км над землей. Точка наблюдения находится на земле, на расстоянии L от проекции на землю источника звука.
Вопрос 9. Сколькими путями может достичь звук точки наблюдения?
Вопрос 10. Каковы длины этих путей и времена движения звука по этим путям?
Вопрос 11. Что вы можете сказать об интенсивностях звука, пришедшего по разным путям?
Если вопрос 11 в этой формулировке показался вам слишком сложным, рассмотрите ситуацию, когда площадь участка земли, отражающая звук, примерно равна квадрату расстояния до туч. Сопоставьте полученный ответ с экспериментальным фактом - раскаты грома делаются все тише и тише.
Вопрос 12. Если у вас получился ответ, при котором раскаты не затухают, подумайте, чем вы пренебрегли?
И напоследок - а почему молния ветвится?
Раздел 2. Задачи с углубленным анализом
В этом разделе собраны задачи, под "решением" которых подразумевается более или менее подробный анализ ситуации - или на уровне физики процесса (то есть что участвует, что влияет, в какой степени и т.д.), или на уровне математики (то есть анализ полученных уравнений). Однако при этом - в отличие от задач следующего раздела - сам набор физических законов, которые могут описывать ситуацию, ясен с самого начала.
1. Через блок перекинута веревка с двумя грузами. Найдите их ускорения, проанализировать все допущения о блоке и веревке.
2. Найдите коэффициент деления постоянного напряжения RC-делителем (сопротивления соединены параллельно с емкостями) и С-делителем. Почему решение для RC-делителя не выдерживает предельный переход при R, стремящемся к бесконечности?
3. На прямом круговом конусе с некоторым углом при вершине в горизонтальной плоскости вращается кольцо. Коэффициент трения дан. В каком диапазоне угловых скоростей кольцо не будет перемещаться по вертикали?
4. Какое максимальное напряжение можно получить, имея батарею с ЭДС и несколько одинаковых конденсаторов? А если несколько любых конденсаторов?
5. Баскетболисты применяют следующий метод увеличения высоты прыжка при забросе мяча в корзину. Мяч бросают об пол так, чтобы при отскоке он достиг корзины, а баскетболист прыгает вверх без мяча, а "наверху" ловит мяч и "укладывает" его в корзину. На сколько может быть увеличена высота прыжка этим способом? А если бросать мяч после прыжка? Соударения считать абсолютно упругими, масса мяча - 0,4 кг, баскетболиста - 80 кг.
6. Расческа поднесена к зеркалу и находится параллельно ему; человек видит широкие полосы, период которых зависит от расстояния расчески от зеркала - откуда они берутся? Определите их период и ширину.
7. Известна задача - при каком коэффициенте трения три бревна, касающиеся плоскости и друг друга попарно, раскатываются. А при каком они будут "расскальзываться"?
8. Требуется сконструировать электрокамин с заданными габаритами, стоящий на полу с известным коэффициентом трения и опирающийся всей нижней плоскостью. Где и как можно и нельзя располагать на его поверхности выключатели следующих типов: кнопка с заданным усилием нажатия, тумблер с заданным усилием переключения, переключатель с заданным моментом переключения?
9. Оцените соотношение теплоемкости при постоянном давлении и постоянном объеме для конденсированных фаз.
10. Два сосуда разных объемов с разными газами соединяются. При каких условиях процесс будет изотермичен и при каких - конечная температура равна начальной?
11. Выведите силу Архимеда из закона Паскаля.
12. Переохлажденная вода замерзает адиабатически. Найдите установившуюся температуру и количество льда.
13. В плоскости расположен n+1 заряд, n - равномерно по окружности, 1 - в центре. Исследуйте равновесие центрального заряда в случае, когда все заряды имеют один знак, и в случае, когда центральный заряд имеет другой знак.
14. По плоскости катится многогранник с разными гранями. Оцените вероятность остановки на конкретной грани.
15. Экспоненциальная зависимость сопротивления от угла поворота переменного резистора аппроксимируется линейным сопротивлением с отводами и подключенными к ним постоянными резисторами. Оценить точность аппроксимации.
16. Сколькими способами можно всунуть ноги в трусы? В каждое отверстие каждая нога может продеваться только один раз (вариант - один раз с каждой стороны), нога должна войти и выйти (оставлять невысунутую нельзя). Задача решается в топологическом приближении, то есть длина ног предполагается бесконечной, а диаметр и жесткость - нулевыми.
17. Часы имеют вероятность остановки в течение суток P и точность хода T. Определите вероятность дезориентации пользователя при пользовании двумя часами (то есть принятия совпадения показаний двух остановившихся часов за правильные показания двух идущих часов).
18. Определите поле дальней зоны диполя, квадрата с двумя положительными и двумя отрицательными зарядами в вершинах, тетраэдра с двумя положительными и двумя отрицательными зарядами, куба с четырьмя положительными и четырьмя отрицательными зарядами в вершинах.
19. Определите период колебаний коромысла с катящимся по нему и упруго отражающемуся на концах шариком. То же для коромысла в виде цилиндра с жидкостью внутри.
20. На сколько сдвинется покоящийся паровоз при абсолютно неупругом идеальном соударении с мухой и отсутствии трения?
21. Клин лежит на горизонтальной плоскости, и с двух его сторон соскальзывают два тела. Массы, углы, начальные высоты даны, трение отсутствует. Найдите скорости клина и тел после соскальзывания.
22. Докажите законы Паскаля.
23. Маятник из пяти одинаковых касающихся шаров на нитях, все геометрические параметры и масса шаров заданы. После отклонения одного шара маятник переходит в режим одновременного качания за 30 периодов, а потом еще за 30 периодов амплитуда падает вдвое. Какие параметры можно оценить, исходя из этих данных?
24. Электрическая лампочка имеет две спирали. В четырех разных вариантах включения лампа потребляет четыре разные мощности. Можно ли подобрать спирали так, чтобы отношения соседних мощностей были одинаковыми? Если нет - насколько можно приблизиться к такой ситуации? Во втором приближении попробуйте учесть зависимость сопротивления от температуры.
25. Известен следующий анекдот:
Летят две вороны на дозвуковой скорости:
- Стена!