Оценка возможности использования комикса в преподавании физики
Аннотация:дается предварительная оценка возможности использования комиксов для преподавания физики в школе для русскоязычной аудитории. Для описания комикса как такового введены четыре параметра, для описания комикса с точки зрения использования для преподавания - еще пять параметров. Рассмотрено 18 комиксов, выделено три пригодных для использования в преподавании физики и еще три - умеренно пригодных. Сформулированы факторы, на которые стоит обращать внимание издателям и потребителям образовательных комиксов.
Ключевые слова:использование комикса, преподавание, физика, параметры комикса, параметры для преподавания.
Цель данной статьи - предварительная оценка возможности использования комиксов для преподавания физики в школе у русскоязычной аудитории. В публикациях, посвященных рассмотрению этой проблемы, обычно утверждается, что комиксы - это хорошо для образования. И как сильная сторона комиксов упоминается визуальность. Однако любой учебник физики содержит рисунки, что может рассматриваться как "визуальность". Кроме того, в некоторых школьных учебниках текст сопровождается изображением человечка, отпускающего реплики, которые (по замыслу автора учебника) будут восприниматься читателем. Это означает, что при серьезном исследовании надо было бы сравнивать не только преподавание с комиксами и без, но и преподавание с использованием "книжки с картинками" [Сергеев, Иванова, 2020], причем разного типа, с разным уровнем внедрения визуальности в текст. Можно предположить, что не существует единого подхода для всех классов и оптимальным решением станет комбинация подходов (ниже будут отмечены случаи их сочетания).
В некоторых работах упоминается, что производилось какое-то сравнение результатов обучения с комиксами и без. При этом само сравнение производилось так, что сделать хоть какие-то выводы о применении других комиксов, с другими преподавателями или с другими учащимися невозможно. Также невозможно сделать заключение об отдаленных последствиях, даже на тривиальном уровне измерения "остаточных знаний". Причин две - высокая сложность корректных экспериментов в педагогике, и сложившаяся в педагогике традиция обходиться без таковых. Что касается содержания самих комиксов, то лишь в одной работе [Бражников, 2018, с. 83] сделана попытка анализа содержания одной серии комиксов по физике (позиции 01 и 02 в списке ниже) и отмечено несколько имеющихся в них неточностей.
Поскольку получить серьезные экспериментальные данные не представлялось возможным, при исследовании русскоязычных комиксов пришлось сосредоточиться именно на содержании и рассматривать его с точки зрения накопленного вообще в педагогике опыта преподавания физики. Такой подход неизбежно субъективен; в качестве попытки уменьшения субъективности в данной работе предлагается следующая система параметров для оценки комикса именно с точки зрения преподавания. Эта система может быть применена для оценивания комиксов по любой естественной науке, а при небольшой модификации - и для комиксов по гуманитарным дисциплинам. Например, для применения этой схемы к комиксам, предназначенным для преподавания литературы (см.: [Гущина, 2024, 2022]), можно было бы добавить параметр - уровень апелляции к эмоциям читателя.
Первый параметр - плотность отсылок к науке, т. е. напоминаний о том, что все, что мы видим (вообще в жизни, а в данном случае на картинке в комиксе) - есть проявление того или иного физического закона, процесса и параметра. Пример - мы видим птицу в небе, потому что она рассеивает свет, а цвет ее оперения именно таков из-за избирательного поглощения и интерференции. Понятно, что текст может весь состоять из подобных фраз, но это явно не будет оптимальным решением - ни для комикса, ни для обычного школьного учебника. Для школьного учебника плотность "собственно физики" стабилизировалась в первой трети прошлого века (ранее она была ощутимо меньше), для комикса кажется естественной плотность не более одной отсылки на картинку или меньше. Причем она должна быть меньше, если несколько последовательных картинок составляют, условно говоря, сцену, законченное действие. В образовательных комиксах плотность физики не превосходит этой величины, но бывает и существенно меньше. Важна также включенность отсылок в физический контекст, в том числе связь их между собой.
Второй параметр - концентрация неясных терминов. Начальные понятия школьной физики (примеры - координата, время, масса) вводятся в учебниках с опорой на быт и интуицию. Далее учащийся, усвоивший курс физики до какого-то уровня, не должен натыкаться на непонятное новое слово, оно должно вводиться с опорой на уже пройденный (и в идеале - усвоенный) материал (примеры - скорость, ускорение, сила). В учебнике это соблюсти можно (хотя это соблюдается не всегда), а в комиксе это нереально. Можно было бы делить комиксы на уровни, например, на два - до школьной физики и после первого цикла ее изучения. С другой стороны, комикс - все-таки не учебник и требования могут быть смягчены, он может использовать немного больше быта и интуиции, чем учебник.
Третий параметр - концентрация ошибок и неточностей, т. е. утверждений, которые при некоторых условиях станут ошибками (пример - удельное сопротивление металла пропорционально температуре). В учебнике и в комиксе их быть не должно; избежать неточного утверждения можно даже чисто формальным приемом - указав на ограниченную его применимость; однако даже это обычно не делается. Уточним, что не считаются неточными утверждения классической физики, которые делаются неверными в релятивистской ситуации или в квантовом мире.
Четвертый параметр - наличие содержательного диалога. Он не часто используется в учебниках, хотя пример Галилея с его "Диалогом о двух системах мира" хрестоматиен. Есть и более поздние примеры [Dowden, 2009; Выродов, 2015; Тарасов, Тарасова, 1984]. В преподавании математики диалог персонажей используется более широко, в диапазоне от дошкольного [Житомирский, 1975] до старшей школы [Перельман, 1967]. Использование диалога в комиксах было бы очень естественно, но делается это редко (ниже такие случаи отмечены), и понятно почему - написать содержательный диалог намного труднее. В нашем списке это позиции 13, 14 и 15, в описаниях это отмечено. Поэтому, хотя диалог между персонажами в комиксе есть всегда, но в комиксах по физике он часто сводится к тому, что один персонаж изрекает правильные утверждения, а другой удивляется или поддакивает. Причем в содержательном диалоге могут присутствовать не только реплики, которые развивают и уточняют сказанное ранее, но и возражения, и контрвозражения. Второе еще сложнее и в написании, и в усвоении при чтении, но именно так может быть сформировано более глубокое знание. Вспомним легендарный документ "Положение для постоянного определения или оценки успехов в науках" с его чеканной формулировкой: "Ученик владеет наукой Ъ...Ъ разбирает новые и сложные предлагаемые ему случаи, знает слабые стороны учения, места, где сомневаться должно, и что можно возразить против теории" [Глиноецкий, 1882, с. 366].
Пятый параметр - наличие совмещения методик. Для российской образовательной системы комикс - объект новый, учащиеся привыкли к другой форме подачи учебного материала. Именно поэтому может быть полезно совмещение подходов или дополнение комикса приложением, которое может быть нескольких типов. Самый простой в реализации вариант - указание на разделы в основных учебниках (школьных и не школьных), имеющие отношения к материалу комикса. В физических комиксах нет жесткой связи с принятым сегодня ограничением школьного материала, и это их сильная сторона. Но там, где есть параллели (в том числе и с более серьезными учебниками), их не трудно указать, и это может оказаться полезно читателю. В некоторых комиксах есть разделы, традиционные для серьезной литературы: предметный указатель, в нашем перечне это позиции 08, 09, 10, 13, 14, 15; оглавление - позиции 13, 14, 15; конспект комикса в стиле более близком к учебнику - позиции 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17. Наконец, в приложении могут быть даны разъяснения терминов, использованных в комиксе, список литературы и ссылки на материалы в интернете, имеющие отношение к материалу комикса - в этом последнем пункте, а также для разъяснения и иллюстрации терминов, может быть использован линк-лист [Ашкинази, 2007-2024].
Перейдем к описанию исследованных комиксов. Всего было исследовано 18 комиксов, опубликованных на русском языке. В анализ были включены, кроме чисто физических, два комикса про "разные науки", в которых фактически была физика, один про биологию, два про компьютеры и искусственный интеллект. Если комикс посвящен разным наукам, данные относятся именно к физике. Если обнаруживалась серия комиксов одного издателя и с одинаковым стилем, то брались по два примера. В нашем списке это позиции 01 и 02; 09 и 10; 11 и 12; 16 и 17, а также 13, 14 и 15.
Мы предположили, что комикс должен иметь четыре признака: единое действие, сквозных персонажей, взаимодействие персонажей, общение персонажей. В двух случаях (позиции 04 и 08) нет единого действия и взаимодействия персонажей, по сути, это "книжки с картинками". Но они позиционируют себя как комиксы, поэтому они включены в список. Описание исследованных комиксов построено по следующей схеме.
Первый пункт - автор, название (указаны, как на обложке).
Второй пункт - формализованное описание комикса посредством четырех параметров, в которые вошли:
наличие единого действия,
наличие сквозных персонажей,
наличие взаимодействия персонажей,
включение их речи в текст.
Поскольку считалось, что в идеале все эти признаки должны быть, и в большинстве случаев это и имело место, то отмечались только случаи отсутствия этих признаков или слабой их выраженности.
Третий пункт - описание комикса посредством пяти параметров, связанных с преподаванием:
наука, область, тема,
плотность отсылок к науке, включенность в физический контекст (отмечена отдельно),
наличие не объясненных терминов, ошибок, неточностей,
наличие совмещения методик, т. е. словаря, конспекта, предметного указателя,
наличие содержательного диалога.
Четвертый пункт - общее впечатление и рекомендация.
Перейдем к описанию изученных комиксов и их характеристик.
Содержат все признаки комикса (далее указаны только отклонения от этой ситуации). Комиксы посвящены физике, центр внимания - человек (Галилей, Кюри) поэтому отсылок к физике мало, не разъясненных терминов, ошибок и неточностей тоже мало. Совмещения методик и содержательного диалога нет. Оригинальное решение - в конце комиксов приведены эскизы к ним. Общее впечатление - польза для преподавания основного курса незначительная, но повествование увлекательное, как дополнительный материал оба использовать можно.
03. Майк Барфилд "Безумные эксперименты в комиксах. Ставь опыты вместе с известными учеными"
Недостаток как комикса - слабое взаимодействие персонажей и отсутствие единых персонажей. Комикс посвящен разным наукам, в том числе физике. В этой части отсылок к науке достаточно, не разъясненных терминов мало, ошибки и неточности имеются. Совмещения методик и содержательного диалога нет. Общее впечатление по физической части - применение для образования возможно, но желательно с педагогом и с критикой текста. Уникальное свойство данного комикса - описание экспериментов, причем таких, которые можно делать с использованием подручных материалов и предметов.
04.Генри Брайтон, Говард Селина "Искусственный интеллект в комиксах"
Нет единого действия, сквозных и взаимодействующих персонажей. По сути, это не комикс, а книжка с картинками. Учебный материал посвящен истории ИИ, отсылок много, не разъясненных терминов много, поэтому ошибки и неточности идентифицировать трудно. Совмещения методик и содержательного диалога нет. Общее впечатление - польза для преподавания отсутствует. Попутно заметим, что оформление весьма архаично.
Комикс посвящен физике, отсылок к науке почти нет, поэтому не разъясненных терминов, ошибок и неточностей мало. Название не имеет отношения к содержанию, совмещения методик и содержательного диалога нет. Общее впечатление - польза для преподавания отсутствует.
06. "Это точно: чертова дюжина комиксов о науке и ученых"
Комикс посвящен разным наукам, в том числе физике. Что касается физики, то отсылки к науке есть, не разъясненных терминов много, поэтому ошибки и неточности идентифицировать трудно. Совмещения методик и содержательного диалога нет. Общее впечатление - польза для преподавания отсутствует. Возможен некоторый вред, потому что сделана попытка показать, как получаются научные и инженерные результаты, но показана недостоверная картина - новичок приходит в науку и чересчур быстро получает результат.
07. Фаринелла Маттео, Хана Рос "Нейрокомикс"
Комикс посвящен биологии. Много отсылок к науке, имеются не разъясненные термины, ошибки и неточности, совмещения методик и содержательного диалога нет. Общее впечатление - для преподавания биологии может быть использован.
08. Дж. П. МакЭвой, Оскар Зарате "Квантовая теория в комиксах"
Из параметров комикса нет ничего, по сути, это книжка с картинками. Материал посвящен физике и выходит за обычный школьный курс. Отсылок к науке много, в физический контекст они включены частично, не разъясненные термины, ошибки и неточности имеются, содержательного диалога нет, из совмещения методик есть предметный указатель. Общее впечатление - применение для образования возможно, но только вместе с педагогом и с критикой текста.
09.Ларри Гоник "Физика. Естественная наука в комиксах"
10.Ларри Гоник "Химия. Естественная наука в комиксах"
Из параметров комикса - персонажи слабо взаимодействуют, и большая часть текста идет от автора. Первый комикс посвящен физике, второй - химии и частично физике. В первом тексте отсылок к науке много и они связаны. Не разъясненные термины, ошибки и неточности имеются. Некоторые вещи объяснены лучше, чем в большинстве учебников. Из совмещения методик - есть предметный указатель. Общее впечатление - можно использовать в преподавании, комментарии педагога желательны.
11. Хайанон "Что такое космические лучи?!"
12. Хайанон "Что такое солнечный ветер?!"
Комиксы посвящены физике. Текст очень короткий, поэтому отсылок к науке, не разъясненных терминов, ошибок и неточностей мало. Есть совмещение методик (конспект) и содержательный диалог. Восклицательный знак в названии выглядит странно. Общее впечатление - если и использовать в преподавании, то на самом начальном уровне, до школьной физики.
Комиксы посвящены физике. Материал позиции 14 существенно выходит за школьный курс. Отсылок к науке много, и они связаны; не разъясненных терминов, ошибок и неточностей мало. Есть совмещение методик (предметный указатель, конспект, оглавление), и содержательный диалог. Общее впечатление - позитивное, стоит использовать в преподавании.
16. "Физика в комиксах" ! 2
17. "Физика в комиксах" ! 10
Комиксы посвящены физике. Отсылок к науке мало, и они формальны и не включены в физический контекст. Поэтому не разъясненных терминов, ошибок и неточностей мало. Есть совмещение методик (конспект), нет содержательного диалога. Общее впечатление - если и использовать в преподавании, то на самом начальном уровне, до школьной физики.
18. Сидни Падуа "Невероятные приключения Лавлейс и Бэббиджа. (Почти) правдивая история первого компьютера"
Комикс посвящен истории компьютера. Отсылок к науке мало, не разъясненных терминов, ошибок и неточностей мало, совмещения методик и содержательного диалога нет. Общее впечатление - для преподавания физики не полезен.
Итак, что касается преподавания физики, если подходить строго, можно использовать позиции 13, 14 и 15, если подходить мягче - еще 03, 09, 10. В остальных случаях или мало физического содержания, или много не разъясненных терминов, ошибок и неточностей, которых можно было бы избежать. Хотя и эти материалы можно использовать, например, для критического разбора в подготовленной аудитории (в частности, для студентов на соответствующих специальностях или преподавателей).
Можно предположить, что создатели комиксов делятся на две группы. У одних на столе лежала так называемая научно-популярная литература, и они на ее основе делали комикс, а у других на столе лежал хороший учебник физики либо среди авторов или консультантов были люди, знакомые с предметом.
Авторам и издателям можно рекомендовать обращать внимание на факторы двух групп - общие и специфические. Общие факторы, это разумное количество физического содержания, включенность отсылок к науке в физический контекст, то есть они должны быть связаны между собой, ясность терминов, правильное их введение, отсутствие ошибок и неточностей.
Специфические факторы, в данном случае это содержательный диалог, еще лучше - с возражениями и контрдоводами, совмещение методик, т. е. наличие словаря, конспекта, предметного указателя, указаний на связь с учебниками и интернетом. При этом специфические факторы могут быть оценены человеком и не знающим физики, в том числе и родителем, и самим учеником.
Автор благодарен С. Г. Чернацкому (физико-математическая школа fmsh.ru) за указание на использование диалога в книгах для преподавания математики.
Список источников и литературы:
Ашкинази Л. А.научно-популярные статьи по физике и астрономии в интернете. URL: http://lit.lib.ru/a/ashkinazi_l_a/text_0010.shtml (дата обращения: 11.04.2024).
Барфилд М. Безумные эксперименты в комиксах. Ставь опыты вместе с известными учеными / Пер. с англ. А. Авдеевой. М.: МИФ, 2021.
Баярри Х. Галилео Галилей. Посланник звезд / Пер. с исп. М. В. Нижуриной. М.: Эксмо, 2018.
Баярри Х. Мария Кюри. Радиоактивность / Пер. с исп. С. С. Зеленовой. М.: Эксмо, 2018.
Бражников М. А. Физика в комиксах: оценка умения критического анализа информации // Педагогические измерения. ! 2. 2018. С. 83-91. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fizika-v-komiksah-otsenka-umeniya-kriticheskogo-analiza-informatsii (дата обращения: 11.04.2024).
Брайтон Г., Говард С. Искусственный интеллект в комиксах / Пер. с англ. Д. Кудряшова. М.: Бомбора, 2018.
Выродов Е. А. Споры о физике после уроков. М.: Издательство МЦНМО, 2015.
Глиноецкий Н. П. Исторический очерк Николаевской Академии Генерального штаба. СПб.: тип. Штаба войск Гвардии и Петерб. воен. окр., 1882.
Гоник Л. Физика. Естественная наука в комиксах / Пер. с англ. В. Кадученко. М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2016.
Гоник Л. Химия. Естественная наука в комиксах / Пер. с англ. В. Горбункова. М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2015.
Гущина К. Горький, который хотел летать. М.: Ад Маргинем Пресс, 2024.
Гущина К. 100 причин, почему плачет Лев Толстой. М.: Ад Маргинем Пресс, 2022.
Дамур Т., Бюрниа М. Тайны квантового мира / Пер. с фр. Д. Батий. М.: МИФ, 2019.
Житомирский В. Г., Шеврин Л. Н. Геометрия для малышей. М.: Педагогика, 1975.
МакЭвой Дж. П., Зарате О. Квантовая теория в комиксах / Пер. с англ. Е. Кузьминой. М.: Бомбора, 2019.
Нитта Х. Занимательная физика. Механика / Пер. с яп. М. А. Анненкова. М.: Додэка-XXI, 2011.
Падуа С. Невероятные приключения Лавлейс и Бэббиджа. (Почти) правдивая история первого компьютер / Пер. с англ. С. Ломакина. М.: МИФ, 2017.
Перельман Я. И. Живая математика. М.:Наука, 1967.
Сергеев Д. В., Иванова Ю. В. Книжка-картинка и комикс: история, теория, практика: учебное пособие. Забайкальский государственный университет. Чита: ЗабГУ, 2020.
Такэи М. Занимательная физика. Гидродинамика / Пер. с яп. А. Б. Клионского. М.: Додэка, ДМК Пресс, 2015.
Тарасов Л. В., Тарасова А. Н. Вопросы и задачи по физике. М.: Высшая школа, 1984.
Фаринелла М., Рос Х. Нейрокомикс / Пер. с англ. Е. Пустошкина. М.: МИФ, 2018.
Физика в комиксах. ! 2. Алматы, KHAN COMICS, 2018.
Физика в комиксах. ! 10. Алматы, KHAN COMICS, 2020.
Фудзитаки К. Занимательная физика. Электричество / Пер. с яп. Т. И. Сенниковой. М.: Додэка, ДМК Пресс, 2014.
Хайанон. Что такое космические лучи?! / Пер. с яп. Е. А. Сигаевой. SCOSTEP, 2008.
Хайанон. Что такое солнечный ветер?! / Пер. с яп. Р. Ю. Лукьяновой. SCOSTEP, 2008.
Это точно: чертова дюжина комиксов о науке и ученых. М.: Эксмо, 2018.
Dowden B. The Metaphysics of Time. A Dialogue. New York: Rowman & Littlefield Publishers, 2009.