Lib.ru/Современная:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Помощь]
Оставить комментарий
© Copyright Беломлинская Виктория Израилевна
(julietta60@mail.ru)
Размещен: 19/01/2009, изменен: 17/02/2009. 936k. Статистика.
Роман: Проза
Скачать FB2
|
|
Аннотация: Роман - частично автобиографический. Он написан в Ленинграде, В середине семидесятых-начале восьмидесятых. История ленинградской семьи... действие начинается в послеблокадном Ленинграде, а заканчивается в Ленинграде конца семидесятых. повесть "Берег" и мемуарная проза Виктории Беломлинской находятся вот тут http://juliabelomlinsky.spb.ru/pages/prose_vic.htm
|
Виктория Беломлинская-Платова
РОАЛЬД И ФЛОРА
Роман
СОДЕРЖАНИЕ
Возвращение к себе ...................
Перевёрнутый мир ...................
"Дай, Боженька, дай!.." .................
Трофеи .......................
В восходящем потоке ..................
С любовью на память ..................
"Идёт бычок, качается..." ..................
Коробок .......................
Паршивый Роальд ...................
Во времени и пространстве ................
ВОЗВРАЩЕНИЕ К СЕБЕ
Это было года за полтора до окончания войны. Еще до того,
как Флора пошла в первый класс, до того, как ее положили в
больницу для дистрофиков, до того, как она отморозила пальцы
на руках и ногах, до того, как ее обрили наголо... Так что точно,
они тогда только-только вернулись в Ленинград. Ну, разве что
чуточку попозднее, мать уже успела немного успокоиться из-за
квартиры. Правда, что она недолго по ней убивалась, но уж такой
характер у Ады: другим и не снилось, какой она может скандал,
какую истерику закатить по всякому пустяку - вот и тут ее
больше всего волновало, что Залман - дурак; она, как с вокзала
приехали, вошла, страдальческим взором окинула новое их
жилье, села на диванные подушки, вместо отсутствующих стуль-
ев заботливо сложенных Залманом на полу, закрыла лицо рука-
ми и сквозь них простонала: "Какой дурак, господи! Ну, какой
дурак! Это надо же..." И пошло и поехало, как она его честила,
какие проклятия посылала на его голову, даже в собственной
смерти винила, как будто она уже и вправду умерла. И как будто
не она все эти годы дрожмя дрожала за его жизнь и каждую ночь
говорила себе: "Пусть все, что угодно случится, только бы он ос-
тался жить!.." Залман, наверное, тоже так о них думал, и что ему
было до того, в какой квартире жить - в такой, в сякой, когда
главное - война к концу подходит, все живы пока, и он вырвался
на какие-то считанные дни с фронта в Ленинград, то есть его ко-
мандировали с заданием, но он за эти дни все провернул: и вызов
им успел сделать, и вот с квартирой решил вопрос. В их довоен-
ной квартире поселился один инженер с Кировского завода и со-
всем прочно обосновался; мебель вся уже инженерова стояла, от
их мебели и следа не осталось; ее, по словам инженера, видно,
кололи на дрова прямо на кухне, и немудрено: у кого это в блока-
ду нашлись бы силы вытащить из квартиры такой громадный ду-
бовый буфет, в теперешние их комнаты его и не внести было бы,
правда, стулья, тоже дубовые, еще дедовские, так-таки вытащи-
ли - Залман их потом в одном доме видел, даже попросил хозяи-
на встать, перевернул стул и на всякий случай проверил, есть ли
клеймо деда. Клеймо было на месте, то самое, каким он, красно-
деревщик и обойщик-декоратор Двора Его Императорского вели-
чества, метил свои изделия, но какое все это могло иметь значе-
ние, смешно даже думать, теперь, когда Залман хорошо знал, что
тут люди перенесли, в каком аду выжили. И его дети, слава богу,
тоже живы, и жена, и скоро все это кончится, надо только, чтобы
они вернулись и ждали его дома. Тогда, он твердо верил, все бу-
дет хорошо. Но если с ним все-таки что-нибудь случится - так
тем более, в последнюю минуту он должен знать, что у них есть
своя крыша над головой. А вот что делать с крышей - тут он не-
много растерялся: не гнать же человека с уже обжитого им места.
Но инженер сам ему выход подсказал: разбомбленную квартиру,
в которой он прежде жил, уже успели подлатать, и он мог бы в нее
переехать, но тут ему до завода ближе и вообще, и он предложил
Залману поменяться. Правда, она коммунальная, три смежных
комнаты его, а в четвертой соседка, но зато самый центр: тут и
Летний сад, и Марсово поле, и все такое... Мирная жизнь пред-
ставлялась Залману каким-то сплошным гуляньем по садам и
паркам, по друзьям и знакомым, и он очень обрадовался; до вой-
ны у него была машина, на которой он развозил по домам гостей,
а теперь ее нет, и дети выросли, им полезно будет жить поближе
ко всем этим памятникам старины. А что, люди не живут в ком-
мунальных квартирах? Да еще в сто тысяч раз в худших услови-
ях, в одной комнате по пять человек ютятся, а тут три комнаты,
да в них и ставить-то нечего. Хорошо, что по ордеру выдали кое-
что, там стол, диван, кроватки две железные и шкаф с зеркалом,
жаль только, что когда впопыхах, в последний день вез все это бо-
гатство со склада, зеркало по всей диагонали лопнуло, и Залман
ужасно расстроился: конечно, теперь Ада будет переживать и бо-
яться, что в доме разбитое зеркало. Что ее что-нибудь другое мо-
жет огорчить - это ему и в ум не могло прийти, но разбитое зер-
кало - скверная примета, говорят к покойнику, хотя, впрочем,
все это глупости...
Потом они лет пятнадцать жили с этим разбитым зеркалом и
всегда думали, что это плохая примета, и боялись, что кто-ни-
будь умрет, но сменить зеркало так и не собрались, и никто, слава
богу, не умер, хотя примета есть примета... А в те первые минуты
его обезображенная поверхность как-то особенно зловеще отра-
зила все убожество залмановских благоприобретений. Непопра-
вимое зло заключали сами комнаты: первую, вытянутую длин-
ным угрюмым коридором, надо было пересечь по диагонали для
того, чтобы попасть в следующую, квадратную, но ее тоже при-
ходится пересекать из угла в угол, и за тонкой перегородкой к ней
лепится третья - маленький гробик, его видно Залман опреде-
лил быть детской, потому что сам укрепил под низким, растре-
скавшимся потолком единственный, сохранившийся из довоен-
ной жизни предмет, умильно возвращенный инженером -
парящего амурчика. С одной стороны рука, часть крылышка и
кусок какого-то бронзовато-прозрачного одеяния натурально
гипсового вестника любви отбились, но другой половиной своего
существа этот инвалид войны был готов еще самоотверженно по-
служить людям, исступленно простирая в вытянутой детской ру-
чонке непомерную тяжесть электрической лампочки. Первой
комнате не хватило абсолютно никакой мебели, не говоря уже о
том, что сразу же стало очевидно, бессмысленно эту пустоту
отапливать, и ей суждено было на долгие времена остаться неким
чистилищем перед входом...
Но самое страшное являла собой кухня. Ее коммунальная за-
брошенность как бы нашла последнее свое утверждение в навеки-
вечные разлитой на полу огромной цементной луже - сюда и
жахнула бомба, говорят, она провалилась до самого нижнего эта-
жа и так и не взорвалась, но как можно было залатать следы ее
падения более безобразным способом, для Ады навсегда осталось
излюбленным риторическим вопросом.
Уборная имела особенности, из которых одна была велико-
лепно устойчива, а другую необходимо было устранить, но уда-
лось это сделать не раньше, чем по возвращении Залмана. С од-
ной стороны, ничем не оправданное возвышение, на которое надо
взойти, чтобы достигнуть унитаза, обещало какое-то неземное,
царское блаженство, но с другой стороны, очевидность отсутст-
вия самого унитаза призвана была обратить эти посулы в прах.
Почему-то и Флору и Роальда все время мучила мысль, что со-
держимое их горшков, выливаемое в раскуроченную дыру посре-
ди возвышения, должно обрушиваться жильцам нижнего этажа
прямо на головы, и это приводило их в ужас перед необходимо-
стью естественных отправлений.
Но словно не желая бить наповал, судьба смягчила картину
возвращения семейства Залмана Рикинглаза в будущее без про-
шлого, предоставив Аде возможность некоторое время чувство-
вать себя полновластной хозяйкой среди этих излишне обильных
символов войны и мира.
И когда громкий плач Флоры ("Мамочка, не надо, ой, не ру-
гай папочку...") и вполне мужское сдержанное дрожание подбо-
родка Роальда вывело ее из мистического состояния общения с
отсутствующим мужем, она оборвала себя на фразе: "Ну, поче-
му, почему ты такой идиот, почему ты никогда ни о ком не дума-
ешь?!" - и с необъяснимой в ее болезненном щуплом теле энер-
гией принялась налаживать быт.
... Пройдут годы, и все в семье забудут радоваться тому, что
одна печка обогревает обе комнаты, большую и маленькую, па-
ровое отопление сделает ее вообще не нужной; и эти примуса, ке-
росинки - каким ужасом покажется готовка на них спустя две
недели после того, как на кухне установят газовую плиту, но для
Роальда и Флоры нежной памятью хрупкого несказанного де-
тского счастья вечно будут живы те вечера, когда Аде наконец
удавалось разжечь сырые дрова; еще немного они покряхтят в пе-
чи за уже прикрытой дверцей, постонут, как бы прощаясь с му-
кой своей мертвой жизни, протяжно гулко взвоет в дымоходе, как
будто:у-ух,утащу-у! - и защелкает, затрещит, застрекочет;
вдруг как радостно каждый раз, дружно рванет пламя, и уже
можно, присев на сучковатое полено, не отрываясь, глядеть в
щелку на магическое, никогда не скучное действо огня. Так в гла-
зок волшебной трубочки, калейдоскопа, купленного Адой за де-
сятку на рынке, смотри до одури, до кружения в голове, но все-
таки надоедает, а на огонь никогда-никогда бы не надоело...
...Тут, словно отступая перед живым огнем, медленно, мучи-
тельно замирает электричество. Ада с тоской взирает на лампоч-
ку: что ж, опять сидеть без света, а дети радуются и с нетерпени-
ем ждут темноты. Еще бы! Сейчас Ада распахнет настежь печную
дверцу, внесет в комнату керосинку - с ней все-таки посветлее,
а экономить дрова, керосин, - нет, она вообще никогда ничего не
могла экономить, не иметь - другое дело, но пока есть - живи,
пользуйся и... можно читать!
Они рассаживаются на палешках. Ада, кутаясь в дырявый
платок, по-царски устраивается на диванных подушках, берет в
руки "Отверженные", минуту-другую спорит с Роальдом о том,
начинать главу с начала или продолжать с того места, на котором
уснула прошлый раз Флора, и чтение начинается.
"Безнадежно глядела она в этот мрак, где уже не было людей,
где хоронились звери, где бродили, быть может, привидения",-
читает Ада. Она читает очень хорошо, совсем не так, как Роальд,
он просто бубнит, а Ада читает с выражением, с чувством, она ни-
когда ничего не пропускает, но и дети ее никогда не прерывают
чтения нетерпеливыми вопросами. Их исступленное воображе-
ние помогает им преодолевать невнятность тяжелого порой мно-
гословия, вырывая из его пут живую плоть любимых и ненавиди-
мых героев.
И мрак их комнаты, слабо нарушенный светом из печки,
мгновенно превращается в тьму наполненного призраками леса,
по которому пугливо мечется одинокий несчастный ребенок;
еще, еще страница - и печка их уже не та добрая печка, а злове-
щий очаг, к которому не смеет приблизиться Козетта, и Флора,
внезапно побледнев, хотя только что жар из печки так украсил ее
румянцем, плотнее сжав коленки, отодвигается от огня. Она му-
чительно дрожит от холода, обиды и страха, и две соленые струй-
ки уже свободно бегут из растопыренных глаз, даже не искажая
лица гримасой плача...
И Ада и Флора плачут за чтением просторно, не давясь слеза-
ми, но странное дело, Флора, плачет еще только предчувствуя бе-
ду, а Ада как раз тогда, когда к ее бедной девочке, конечно же к ее
Флоре, внезапно приходит спасение, и незнакомец протягивает
отвратительной трактирщице монету в двадцать су... Но хуже
всего дело обстоит с Роальдом. Нет, не потому, что он мужчина,
но то, что он сейчас чувствует - эта тяжесть сдавливает грудь,
совсем лишает дыхания, эта боль, эта любовь, эта мера сострада-
ния и ненависти - все это просто не может быть выражено слеза-
ми!
О, Жан Вольжан, скорее неси Козетте куклу! Ада торопится,
ведь детям пора спать, они должны уснуть счастливыми... Вот
оно, наконец:"0на больше не плакала, не кричала - казалось,
она не осмеливалась даже дышать. Кабатчица, Эпонина и Азель-
ма стояли истуканами"... - и Флора не выдерживает больше: она
заливается истерическим смехом.
- "Истуканами!" Мамочка, ой, не могу! Вот здорово! "Исту-
канами!" - хлопает она в ладоши, трясет головой и слезы разле-
таются с ее прозрачной переносицы в разные стороны...
В конце концов это место в романе зачитали до дыр, но что
могло сделать не новыми, остудить боль, тревогу и радость, рассе-
янные на тех страницах?! Время, одно только время...
Но вдруг Ада,- нет, Флоре и Роальду никогда этого не по-
нять- только что была с ними, там, и вдруг она уже здесь, в тус-
кло освещенной керосинкой и затухающим огнем в печи комна-
те, уже раздраженная, что топили с открытой дверцей, и тепло не
накопилось, и час уже поздний, - вдруг она крикливо-назойли-
во:"Спать, спать-спать-спать, ну, быстренько, нечего волынить-
ся, Флора, Роальд, оглохли что ли, ну, быстро-быстро на горшок
и спать!" - твердит, противная, до чего же она противная...
Утром Ада встает тяжело. Было бы можно, так и вообще не
вставала бы, нет у нее сил, нет желания жить этот день и еще
один, и другой, и следующий... Но ничего не поделаешь - надо
жить, надо будить детей, кормить, Роальду что-то там про уроки
сказать. Флоре - чтоб Рошу слушалась, помогла бы ему комна-
ты убрать; да вот еще, чтоб с карточками осторожно, когда за
хлебом пойдут, и, надо - ох, вечное "надо", самой отправляться
в артель. Если до выхода из дома у нее останется лишняя минут-
ка, она обязательно звонит Леле.
- Лелечка,- здравствуй, дорогая! Ай, что вы говорите, ми-
лая, ну что у меня может быть хорошего? Характер хороший -
вот и все! Ха-ха-ха! Конечно, гречневая каша, но что делать, вы
мне можете не поверить, но я ни одной ночи ни на секунду не