Аннотация: Повесть,написана в 1979
В конце восьмидесятых она была напечатана в "Континенте".Это очень питерская повесть - отчасти современнй вариант "Шинели".
НЕЯРКАЯ ЖИЗНЬ САНИ КОРНИЛОВА
Рисовать Саню учил отчим Ховралёв. То есть он и
не отчим ему был, мог стать отчимом, но не успел. Да и
рисовать научить тоже не успел. Но краски подарил и,
как говорится, пристрастил, заронил в душу огонек.
Слабенький огонек тлел-тлел, да в сущности и погас.
Тогда, в ту осень, когда не стало матери, Сане шестой
год шел. Он даже и не знал, что она отравилась, ему ска-
зали, что умерла. Ну, умерла и умерла - он еще не мог
почувствовать смерти, детям не дано ее чувствовать,
обычно они заражаются горем ближних, а тут круто так
наворачивались скандалы. Как видно, Ксюшина смерть
никого не обделила, разве что его, Саню, а наоборот,
развязала какой-то запутанный узел, так что горевать
особенно было некому. Да и новую петельку накинула -
Саню надо было теперь тащить тетке, она, правда, сама
вызвалась, но при этом костила Ксюшу, осиротившую
парня, на чем свет стоит, всю жизнь ругала, уже когда
годы прошли, когда он уже сам себя кормил, тетка без
упреков Ксюшу не поминала. Из этих поминаний, когда
научился понимать, Саня и понял, что мать не умерла, а
отравилась. Мало-помалу, то из теткиных слов выужи-
вая, то вороша в тусклых закромах памяти, он вытряс и
выстроил пыльную, неуютную, наполненную горьким
светом картину своего детства.
Зачем это было ему нужно, он не знал, но одинокие
люди часто думают о себе больше, чем следует, и Сане
в отрочестве и потом, в юности, интересно бывало
думать о том, что у него есть, где-то и сейчас живет, род-
ной отец. Правда, знание это было умозрительное, не
одушевленное ни единым воспоминанием об отцовской
ласке, об отцовской улыбке. А ведь тогда, пока еще
была жива Ксюша, жил отец не где-нибудь на другом
конце света, а тут же, в одной комнате с ними. Ясно,
отчетливо Саня помнил только поставленные в ряд
посередине комнаты стулья - от шкафа до стены, при-
чем шкаф тоже от стены был развернут вдоль комнаты
и вместе со стульями обозначал раздел, за который Сане
ходить не полагалось. На один из стульев отец вешал
свой китель - вот этот черный китель с золотыми пого-
нами, такими яркими в тусклом свете маленькой лам-
почки, особенно запомнился ему. Украдкой он подби-
рался к стулу, пытаясь не двигая, не шевеля стоящие
рядом, заглянуть с другой стороны на лацкана, на орден-
скую колодку из трех разноцветных ленточек, на пуго-
вицы - вообще почему-то дотрагиваться до кителя было
особенно заманчиво и щекотливо. Но пересекать
рубеж, за которым кончались владения их с матерью и
начиналась территория отца, строго запрещалось. И
так хитроумно была поделена комната этими стульями и
шкафом, что все вроде бы получалось поровну: у отца
оставался письменный стол с лампой под зеленым сте-
клянным колпаком, зато в их половину был обернут
створками зеркальный шкаф, а на отведенном с сере-
дины потолка проводе светила маленькая люстрочка;
там стоял диван, а тут за шкафом двуспальная кровать -
на ней Саня спал вместе с матерью; и даже обеденный
стол кое-как, но все-таки вмещался на их половине, но
зато окно со всем льющимся сквозь стекла светом, с
подоконником, с раскинутым за ним двором - принадле-
жало отцу. И это было, конечно, несправедливо. Ока-
зывается, Ксюша тоже так считала, что это несправед-
ливо оставлять ребенка без дневного света, но капитан
иначе не соглашался делить комнату. Должно быть,
просто из вредности, из лютой злобы на Ксюшу, из
желания покрепче отомстить ей - скорее всего за нелю-
бовь к себе. И чем-то он умел так пригрозить ей, или она
его вообще боялась, что всегда во всем, кроме одного,
уступала. Сначала, оказывается, она и представить не
могла, что его злоба распространится и на сына и даже
не думала запрещать Сане бегать к окну, взбираться на
подоконник и через форточку перекрикиваться с маль-
чишками, но это было до тех пор, пока отец не поставил
все шесть стульев поперек комнаты - три спинками в
сторону их половины, а три сиденьями.
Саня много раз силился вспомнить, что и когда
говорил отец, и никогда не то чтобы слов его не вспо-
мнил, но даже ни разу не всплыло в памяти лицо отца с
разомкнутым для говоренья ртом. Оно оставалось в
памяти каменным, намертво замурованным, без вся-
кого выражения - он не помнит даже самого незначи-
тельного шевеления его узких, крепко припаянных друг
к другу губ. Саня только отчетливо видит те немногие
движения и жесты, которые требовались отцу, чтобы,
придя домой, зажечь лампу на столе, снять китель, раз-
бросать простыню, подушку, одеяло, погасить лампу и
лечь лицом в спинку дивана.
Потом Ксюша, протянув от верха шкафа до стены
веревку, повесила ситцевую занавеску, достающую до
спинок стульев - убрать стулья и повесить занавеску до
полу, очевидно, было нельзя. Но с тех пор Саня видел
отца только в те минуты, когда тот проходил их полови-
ну. Должно быть, и была так хитроумно поделена ком-
ната, чтобы он непременно проходил через них, иначе,
по его мнению, им было бы незаслуженно удобно жить.
Но как бы им не было теперь плохо, видно, Ксюше еще
очень нравилось жить на белом свете, и она часто вече-
рами, распахнув дверцы шкафа, сняв с плечиков вешал-
ки выходное платье, распускала по плечам волосы -
пепельного цвета, как потом догадался Саня, потому
что когда-то они казались ему голубыми, до того были
пушистыми и легкими - и долго колдовала маленькой
щеточкой над маленькой черной коробочкой, слюня
щеточку, потирая ею в коробочке, поднося ее к ресни-
цам, так легко и мгновенно касаясь их, что непонятно
было, касается ли и если касается, то зачем; среди од-
нообразия этого действия, скосив на Саню ласковые и
почему-то виноватые глаза, она говорила: "Санек, я
поздно приду, ты не жди меня, попей молочка и ложись.
Хорошо?" И Саня согласно кивал головой, хотя хорошо
ему вовсе не было. И когда она шептала на ухо: "Дура-
чок, ты же не один остаешься, чего бояться?" - он не
знал, как объяснить, что именно потому и боится, что не
один. Казалось, что если бы один, то не боялся бы...
А Ксюша, последний раз глянув на себя в зеркало
глазами, ставшими вдруг крылатыми, как готовые сор-
ваться в полет птицы, убегала... Куда она убегала, Саня
не знал и не задумывался, но наверное можно сказать -
туда, где не надо было говорить шепотом, где можно
было громко, непринужденно смеяться, встряхивая
головой, обдавая всех легким летящим дымком волос,
где пили вино, пели - Саня ни разу не слышал, чтобы
мать пела, но тетка, ругая Ксюшу, говорила: "А все эти
али-вали - траливали, все бы это хвостом вертела да
песни пела, сумасбродка непутевая!" - может быть, там
даже танцевали, и Ксюша, положив руки на плечи парт-
нера, тоскливо и нежно прижималась к нему; а может
быть, там рассуждали, спорили, тогда, наверное, одна
Ксюша молчала, сквозь папиросный дым ширя серые
крылатые очи, и, должно быть, ее особенно любили за
умение слушать и молчать.
Может быть, за это и полюбил ее Ховралёв. Во вся-
ком случае, он определенно любил ее, а не то, чтобы
ему было негде ночевать, как объясняла Сане Ксюша.
Он появился вскоре после того, как она повесила ситце-
вую занавеску. В ночь, когда она впервые вернулась не
одна, Саня крепко спал и вовсе не слышал прихода мате-
ри, но среди ночи, привычно ища ее теплоты, наткнулся
на что-то грубое, жесткое, открыл глаза и увидел, что
спит между матерью и кем-то еще. Однако мать, ле-
жавшая без сна, тотчас поймала его испуганный взгляд
и, прижав к себе, зашептала на ухо: "Не бойся, роднень-
кий, это дядя один, ему ночевать негде... Он поспит
здесь и уйдет утром. Раненько-раненько, ты не буди его,
лапусенька, спи спокойно..."
Он хотя и был озадачен и полон любопытства, но
все ж таки и вправду уснул и не слышал, как и когда
бородатый дядя ушел. Ксюша разбудила его, как обыч-
но, торопливо собираясь на работу, и по дороге в дет-
ский сад еще раз втолковывала ему, что дяде, ночевав-
шему у них, совсем в целом свете некуда идти спать по
ночам - днем он у друзей бывает или по улицам ходит, а
ночью - хоть в саду на скамейке спи, но тоже нельзя.
Она только не могла бы ему объяснить, почему - поче-
му негде спать, почему у друзей нельзя, а только у нее, в
самой неподходящей обстановке, где же он до того
спал? Но Саня очень на объяснениях не настаивал и
Ксюшиных слов: "Вот ведь бывает так, ты еще малень-
кий, не всё поймешь, еще и не такое бывает, Санек!" -
оказалось достаточно.
А Ховралёву и точно негде было ночевать. И точ-
но, что вряд ли Саня сумел бы в те годы понять причину
его бездомья. Особенно, если бы узнал, что не только
сам по себе дом, в котором Ховралёв родился и вырос,
существовал где-то совсем неподалеку, но и мать Ховра-
лёва живой и невредимой жила в той же с детства ему
знакомой коммунальной квартире - но идти туда он не
мог.
Он только что вышел из заключения, в которое
попал, так и не кончив одиннадцатого класса художест-
венной школы. К моменту ареста ему уже исполнилось
восемнадцать лет, и его судили за участие в подполь-
ной организации, созданной с целью захватить и угнать
к финским берегам катер или какой-нибудь другой
корабль - судили на полную катушку с лишением прав
на жительство в Ленинграде по истечении срока сидки:
Он был затейливый и упрямый человек - этот Хов-
ралёв - так потом понимал о нем Сеня. Много лет потом
он узнал, что вся та подпольная организация состояла из
четырех парнишек, а при аресте у них найдены были
рисованные ими карты несуществующего государства и
планы похищения у несуществующих врагов несуще-
ствующего корабля. Но исполнены они были со столь
тщательным мастерством, на которое только способны
ученики художественной школы, набившие руку на
подделке билетов в кино, проездных карточек и прочей
мелочи - что тоже было обнаружено и присовокуплено
к делу. К тому же у Ховралёва был найден при обыске
револьвер - у многих послевоенных мальчишек можно
было найти эту неоспоримую улику, да, к счастью, не у
всех искали...
Впрочем, все это Саню никак не касалось, а вот то,
что отсидев срок, заматеревший на лесоповале, обутый
в кирзовые сапоги и черную косоворотку с белой пугов-
кой у ворота, хриплоголосый, обросший бородой, Хов-
ралёв не пожелал жить на сто первом километре, а
избрал своим уделом полуголодное бездомное незакон-
ное мотание по городу, по утрам укрываясь в пустых
музейных залах, вечера празднуя в мастерских друзей-
художников, ночи в случайных постелях - коснулось
Сани, и даже очень. Но с Ксюшей у него получилось
что-то не случайное и не из благодарности, не из сообра-
жений удобств - потому что какое ж это удобство: спать
с самого края постели, одним боком свисая с нее, а дру-
гим прижимаясь к мальчишескому тельцу, будто на-
рочно сделанному из одних локтей и коленок, и лишь
закинутой на подушку рукой, самыми кончиками паль-
цев гладить, перебирать пушистые нежные прядки ее
волос, не смея даже слова сказать, - какое ж этой удоб-
ство? Вдруг среди ночи сквозь чуткий сон Ксюша услы-
шала, как, сняв со стула китель, застегивается на все
пуговицы и проходит мимо них к дверям капитан. Она
понимает неотступную беду и будит его, и надо бежать
через черный ход, по длинному темному коридору,
мимо дверей, из-за которых несется храп, босиком,
держа сапоги в одной руке, другой сжимая холодные
Ксюшины пальцы, не видя ее, но угадывая: сейчас по-
ворот, а здесь кухонный порожек? Ксюша скользит
неслышно, она тоже босая, в одной сорочке, и ключ
долго дрожит и бьется о замочную скважину, и нет вре-
мени обнять ее напоследок, надо бежать по черной не-
освещенной лестнице, мучительно думая, как она там
отвертится? А очень просто:
- Нет никого и не было. Вот, пожалуйста, докумен-
ты, тоже не стыдно, мальчишку разбудили...
- Был здесь кто?..
Саня только ревет со сна...
- Это же зверь, а не человек! Что вы его слушаете,
он же со зла всё...
Так начались скандалы, которые Саня хорошо
помнит, - полубезмолвные, потому что капитан так ни
разу и не открыл рта для того, чтобы ответить, но
Ксюша кричала, плакала, причитала над своей судьбой,
подолгу, безостановочно проклиная его, паука, крово-