Борычев Алексей Леонтьевич
По тонким душам тополей

Lib.ru/Современная: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Борычев Алексей Леонтьевич (tankredoff@mail.ru)
  • Размещен: 27/03/2012, изменен: 27/03/2012. 9k. Статистика.
  • Статья: Литкритика
  • Газета Культура
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Статья о творчестве поэта Анатолия Рыбкина. Газета "Культура, декабрь, 2010 г.

  •   
      
      
      Алексей БОРЫЧЕВ
      член Союза писателей России
      
      Никто не дал до сих пор точного определения поэзии. Если само понятие "Поэзия" неопределимо, то "современная поэзия" - тем более! В самом деле, то, что было современным, скажем, век назад, сегодня выглядит пафосным, "заштампованным". Где символизм, футуризм и прочие "измы"? Что осталось от них? Практически ничего... кроме двух-трех имен! Тем не менее многие литературоведы до сих пор считают, что писать стихи следует только "на современном уровне", то есть с использованием современной лексики, сложных метафорических приемов и т.д. Но никто не может дать ответ на вопрос, куда подевались стихотворения с разными "бициклетами", "ландо", "синема"?.. Сегодня они почти не издаются! А ведь это были когда-то современные слова, именно ими изобиловали стихи наимоднейших в то время поэтов - Брюсова, Северянина, вождей символизма и эгофутуризма!
      
      Появляются и почти бесследно исчезают новые литературные течения, и снова пишутся светлые, ясные стихи поэтами Божьей милостью.
      
      Уже немало было сказано о том, что магистральным направлением русской литературы всегда являлся и является поиск "своей" (авторской) простоты - такой простоты, за которой открывалось бы глубокое духовное содержание, но не поиск новых форм. В этой связи можно сказать, что стихотворения Анатолия Рыбкина продолжают это направление русской поэзии. В его ранних книгах, например в сборнике "Времена года", за каждым стихотворением о природе, о жизни через призму простых образов читателю открывается душа поэта. Нехитрыми поэтическими приемами автору удается сделать качественный "фотоснимок" ее внутреннего состояния:
      
      По тонким душам тополей
      
      Стекает небо голубое.
      
      Одна деталь: именно "душам", но не стволам - создает атмосферу сложного психологического состояния, которая "вживляет" в этот образ читателя, и стих наполняется необычайной мощью. Во множестве, казалось бы, обычных строк вдумчивый читатель всегда найдет образы, исполненные поэтической глубины и красоты:
      
      Зимы холодная свеча
      
      Опять колышется над нами,
      
      И снега ветреное пламя
      
      Слетает с неба невзначай.
      
      Совершенно очевидно, что очень немногие современные стихи с различными метафорическими "ухищрениями" по красоте стиля, композиции, а, главное, по метафизической глубине мысли и чувства могут конкурировать с этими элегантными классическими строками.
      
      Каждая книга Анатолия Рыбкина является как бы продолжением предыдущей, что встречается только у поэтов с большим жизненным опытом, пишущих не просто стихи, но как бы одну и ту же поэму на протяжении всей жизни - поэму своего мировоззрения, поэму своего душевного пути. Композиционная целостность присутствует, таким образом, не только в одной его книге, а во всех. В более поздних сборниках, например "Листва касается лица", композиция тщательным образом не только прочувствована автором, но и продумана.
      
      Действительно, поэтические книги писать и составлять порой очень трудно, поскольку какой-либо огрех, например, стилистический, не замечаемый в пространстве одного стихотворения, на уровне книги становится весьма ощутимым. Бывает даже так, что некоторый положительный момент, характеризующий одно стихотворение, в силу множества повторений в других стихах, на уровне целой книги становится отрицательным. Однако обилие неожиданных, я бы сказал, нестандартных эпитетов "пионовое лето", "люпиновый цвет" легко избавляет поэтические книги автора от этого недостатка. По мере прохождения поэтом жизненного пути, стихи становятся более раздумчивыми, а каждое слово в них - более весомым. Автор обращается к Богу:
      
      Боже, прости мой недуг,
      
      Грешные все повторенья,
      
      Знаю, любые творенья -
      
      Дело божественных рук.
      
      И соответственно мелодия стиха становится медленнее, задумчивей:
      
      Дождь и дождь, и нет людей,
      
      Тишины не перечислить,
      
      По листве стекают мысли,
      
      Растворенные в воде.
      
      И далее - в повторениях - осенняя мелодия дождя:
      
      Растворенные дела,
      
      Растворенные обиды...
      
      Анатолий Рыбкин как истинный поэт всегда пишет одну-единственную книгу - книгу-исповедь. Используя нехитрый поэтический инструментарий, автор проникает в душу читателя, и в итоге получается, что "листва касается" не лица, а... сердца!
      
      Однако было бы ошибкой полагать, что стихотворения Анатолия Рыбкина - это пейзажи, обладающие только лишь "психологизированностью" и "исповедальностью". Во многих его строках присутствует также философская компонента, которая находится чаще вне лексического ряда:
      
      И мы по льду, Вселенной пилигримы,
      
      К неясным отражениям спешим.
      
      А порой непосредственно в самом тексте:
      
      Галактики уже не в первый раз
      
      То разойдутся в космосе по кругу,
      
      То снова возвращаются друг к другу
      
      Примером назидательным для нас.
      
      Философия автора часто поражает своей глубиной. В своих стихах Анатолий Рыбкин не просто замечает дуализм бытия, но и пытается отобразить фактор времени как единственную возможность вырваться из круга двойственности вещей:
      
      Просто и быстротечно
      
      Все образует круг.
      
      Так и любовь по кругу
      
      Вспыхнет порой в ответ,
      
      Ласково, как услугу,
      
      Нам предлагая свет.
      
      Позже, без объяснений,
      
      Нам предлагая грусть...
      
      Таким образом, возможность обретения гармонии души показана автором как переживание последовательного чередования во времени периодов грусти и счастья. В некоторых стихах прослеживается и эзотерическая предопределенность:
      
      Но ведь жизнь кончается не вдруг,
      
      Ты когда-то тоже на излете
      
      Встретишь прошлое на повороте,
      
      Одинокий замыкая круг.
      
      Через простые зарисовки поэту удается быть предельно искренним. Именно поэтому в каждом стихотворении слышится его индивидуальный поэтический голос, и даже редкие штампы в иной инструментовке таковыми не кажутся. Нет и поднадоевших "ясных зорь", "звездных ночей" и прочих трюизмов.
      
      Нет также искусственных навязчивых аллитераций, отвлекающих читателя от содержания в сторону красивости формы и техники. Нет современности, злой и зыбкой. А что есть? Есть Вечность, мягкая, туманная и такая притягательная своей загадочностью.
      
      Кроме всего вышеописанного, в произведениях Анатолия Рыбкина существует еще много незаметной (на первый взгляд), неброской новизны. Это особая размеренность, неторопливость и в то же время "уверенность" каждой строки, это точно выверенное построение фраз на уровне строф и целых стихотворений. Это бунинская прозрачность стиха, которую очень трудно найти сегодня среди груд поэтического мусора, заполонившего Интернет и некоторые журналы. Это, конечно же, присутствующие во всех его стихах цветы, цветы, цветы... Цветочные образы очень точны, разнообразны:
      
      ...В садах тюльпаны
      
      вывернули души,
      
      Стараясь май на клумбах удержать.
      
      Опушку покидает цикламен,
      
      И жимолости розовые ласки...
      
      Трудно припомнить поэта, который в своих стихах с такою же страстью, как Анатолий Рыбкин, любит цветы.
      
      Сколько акварельных красок, оттенков, ароматов добавляют они! И если учесть, что за всем этим читателю открывается не просто отрешенный пейзаж, как было отмечено выше, но и путь души, а также тонкая, глубокая философия, то становится возможным говорить о том, что лирика Анатолия Рыбкина являет собой кристалл, грани которого отражают объемную картину бытия. А сам поэт предстает не только ярким пейзажистом, но и философом.
      
      Последнее обстоятельство свидетельствует об особом даре Анатолия Рыбкина - быть настоящим поэтом, - поэтом от Бога, умеющим находить и раскрывать глубочайшие вечные темы.
      
      Газета "Культура" ? 45 (7757) 2 - 8 декабря

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Борычев Алексей Леонтьевич (tankredoff@mail.ru)
  • Обновлено: 27/03/2012. 9k. Статистика.
  • Статья: Литкритика
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.