Динамов Сергей Борисович
Одинокая королева Севера по прозвищу Зверь. Книга 1.2

Lib.ru/Современная: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 23, последний от 14/06/2018.
  • © Copyright Динамов Сергей Борисович (sdinamov@me.com)
  • Размещен: 09/03/2020, изменен: 24/07/2018. 61k. Статистика.
  • Монография: Перевод
  • Тирпиц
  • Скачать FB2
  • Оценка: 5.88*5  Ваша оценка:




      
      

    Р.Геринджер, А.Бономи

    "Одинокая королева Севера по прозвищу "Зверь"



      "Линкор "Тирпиц" - это наверное неиссякаемый источник интереса во всем мире, который нашел отражение в многочисленных публицистических изданиях и литературных произведениях в течение последних десятилетий. Почему же тогда необходимо снова вернуться к истории затонувшего корабля времен очень темного периода прошлого столетия? Просто потому, что люди до сих пор находятся под впечатлением от мощи и величия военно-морских кораблей, в особенности когда они окружены ореолом легенды," - пишут Авторы.

      Сэр Винстон Леонард Спенсер-Черчилль прозвал Тирпиц зверем или животным: "The Beast". Норвежские моряки называли Её "Одинокой королевой Севера". Демонстрируя исторические документы, невозможно не отразить символизм эпохи. Однако, обвинять кого-либо в приверженности к идеологии того периода ошибочно. В публикации детально отражена настоящая история эйфории и краха, о которой хотят знать сотни тысяч, если не миллионы людей, в каком бы виде и какие бы эмоции она не вызывала.



    ПЕРЕХОД ВИЛЬХЕЛЬМСХАФЕН - КИЛЬ
    с 9 по 12 марта 1941 года.


       Переход из Вильхельмсхафена в Брунсбюттель (Brunsbüttel) осуществлялся через рейд Шилихь (Schillig) и по фарватеру Вангеруг (Wangeroog). Пройдя через точки поворота Эльба 1- 4 (Elbe I-IV), линкор вошел в реку Эльба по направлению к рейду Брюнсбютель, затем - два дня спустя, - прошел через Кильский канал (KWK) в порт Киль (Kiel). Из-за недостатка документального материала курс через бухту Немецкая (German Bight) проложен приблизительно, принимая во внимание наличие малых глубин, мелей на рассматриваемый период времени.



       Воскресенье 9 марта 1941 г. Направление съемки: юго-восток. Согласно боевому журналу, Тирпиц отбуксирована с "Полигона испытаний корабельной энергетической установки" (Dampfprobenplatz) к "Морским воротам-III" (Einfahrt III) 9-го марта в 08:07 утра. "Морские ворота-III" - это шлюз, введенный в эксплуатацию в 1909 году и названный "Шлюз Тирпиц" (Tirpitz-Schleuse) в 1930-х годах.




       9 марта 1941 г. Утро, 09:00. Тирпиц отбуксирована и ошвартована для шлюзовых операций в южном канале "Морских ворот-3". Морские буксиры "Ангаст" (ARNGAST) и "Морской котик" (SEEBÄR) шлюзовались в северном канале. Снимок выполнен с навигационно-сигнальной башни "Морских ворот-3".




       9 марта, утро. Южный канал "Морских ворот-3". Поскольку южный канал шлюза имел размерения: 250 метров в длину и 40 метров в ширину, Тирпиц, при ширине корпуса 36 метров, жестко ограничена в маневре.




       9 марта. Утро, 10:01. Выход из южного канала шлюза. При полном штиле, впервые своим ходом Тирпиц покидает Вильхельмсхафен (Wilhelmshaven) и никогда не вернется сюда... По правому борту видны морские буксиры - одни из четырех в конвое - для обеспечения безопасности мореплавания.




       9 марта, утро. Река Яде (Jade). Несмотря на проведенное вчера траление мин с шириной охвата в 300 метров по маршруту следования Тирпиц, вспомогательные штурмовые корабли-тральщики (Spbr сокращ,Sperrbrecher) с бортовыми номерами 31 и 12 следуют впереди. Прикрытие с траверза обоих бортов осуществляется малыми кораблями ПВО (Flakjäger) с бортовыми номерами 21, 22, 25 и 26.
      




       9 марта, после полудня. Бухта Немецкая. Судно-маяк Фриц (FRITZ), находящееся вблизи фарватера Вангеруг (Wangeroog), пройдено около 12:05. В 14:59 - проход судна-маяка "Ханс" (HANS), стоящего на якоре в точке поворота "Эльба-2" (Elbe II). Прикрытие с воздуха решено было не проводить в связи с плохими погодными условиями (дымка, низкая облачность). По правому борту Тирпиц виден один из малых кораблей ПВО (Flakjäger), по левому борту - плавсредство для доставки лоцмана (по стрелке).




       9 марта, 15:50-17:35. Тирпиц села на мель (песчаная банка) на подходе к точке поворота Эльба-4 (Elbe-IV) - веха "K", - к югу от Люхтэргунд (Lüchtergrund), несмотря на прохождение главным фарватером дельты реки Эльба. Два морских буксира видны с обеих бортов. На удалении, по правому борту находится малый корабль ПВО (Flakjäger) для отражения воздушных атак.




       Морские буксиры из Вильхельмсхафена пытаются снять Тирпиц с мели. Справа: буксир "Морской котик" (SEEBÄR). Согласно записи в боевом журнале 2-й флотилии малых кораблей ПВО в 17:35 Тирпиц начала движение с поворотом в сторону Люхтэргунд (Lüchtergrund), а затем полностью снялась с мели.




       9 марта, вечер. Фарватер реки Эльба. В боевом журнале Тирпиц сделана запись о разряжении облачного покрова и временном улучшении видимости. В связи с этим авиагруппа (по замечанию дяди Игоря вношу исправление: ЗВЕНО, но сколько это Мессеров - никто не знает. Может быть даже 4. Не обязательно 2) истребителей "Мессершмидт-109 вылетела для прикрытия с воздуха. Линкор прошел Куксхафен (Cuxhaven) в 18:11.




       9 марта, вечер. Фарватер реки Эльба. На румбе: восток юго-восток. Переход Куксхафен (Cuxhaven) - Брунсбюттель (Brunsbüttel). На переднем плане один из четырех малых кораблей ПВО (Flakjäger) - бывших китобоев типа "Викинг" (WIKING) - с бортовыми номерами 6, 8, 9 и 10.




       Снова дымка, позднее - туман. Это и четыре предыдущих фото сделаны членами экипажа малого сторожевого корабля V-802 (Vorpostenboot), следовавшего из Визамюнде (Wesermünde) назначением Брунсбюттель (Brunsbüttel), на рейде которого - в северо-восточной части акватории, - Тирпиц встала на якорь в 19:46.




       Вторник 11 марта 1941 г. Полдень, вблизи шлюза Брунсбюттель (Brunsbüttel) (по стрелке). В 12:55 Тирпиц подняла якорь для следования на вход в канал. Предварительно, проход канала был запланирован на сутки раньше, но коррективы внес густой туман.




       Вторник 11 марта 1941 г. 15:00. Внутренний порт Кильского канала (Кaiser Wilhelm Kanal). Тирпиц только что вышла из южного шлюза в канал. Верхняя, телескопическая часть грот-мачты снижена для прохождения под мостами над каналом. Поднят навигационный сигнал "Уступите дорогу. Ограничены в маневрировании" (по стрелке).




       11 марта. Около 16:30. Виден низменный ландшафт берегов западной части Кильского канала. Буксиры - слева "Ангаст" (ARNGAST), справа "Морской котик" (SEEBÄR), - обеспечивают безопасное прохождение Тирпиц, ограниченную в возможности маневрировать. На правом берегу - причал паромной переправы "Буаг" (Burg - Замок, немецк.)




       Среда 12 марта 1941 г. Около 14:00. После того как Тирпиц, пришвартованная левым бортом, простояла ночь на промежуточном пункте "Дюкарфиш" (Dückerwisch), на борт прибыл комендант канала, и в данный момент Тирпиц приближается к промежуточному пункту "Штайнвеа" (Steinwehr - Каменное русло, немецк.), вблизи от Зиештидт (Sehestedt).




       Около 14:00. Вблизи Зиештидт (Sehestedt). Данная, предыдущая и две последующих фотографии возможно было сделать либо на большом удалении, либо со скрытной позиции, в связи с тем, что фотографирование в районе Кильского канала в военное время было запрещено.




       Участок перехода из "Дюкарфиш" (отход в 07:10) в Киль был пройден примерно за 10 часов, если учитывать истинность заявленного времени прибытия в Зиештидт 14:00. Позже, на самом подходе к Рендсбургу (Rendsburg), то есть на шестидесятом километре канала, Тирпиц потеряла ход в связи с предполагаемым касанием дна. Потребовалась помощь буксиров для возобновления движения.




       В период с 17:17 до 18:35 Тирпиц была ошвартована в южном шлюзе Хольтенау (Holtenau). Тогда же был получен приказ с "Базы Восток" (Station Ost) на следование в залив Штранда (Strander), вместо первоначального плана прибытия на военно-морскую верфь в Киле.




       Вечер 12 марта. Кильская бухта (Kieler Förde). В 19:30 Тирпиц встанет на якорь в заливе Штранда. Надо отметить рабочий вид крана по левому борту - среди остальных деталей, заслуживающих внимания, положение стрелы крана послужит расположению следующего фото в хронологическом порядке.




       Вблизи Лябю. После проведения шлюзования в Хойтенау (Holtenau) и входа в Кильский канал защиту Тирпиц от мин осуществляли указанные стрелками буксиры "Гага" (EIDER) и "Пирали" (PIRALY), оснащенные дистанционными электромагнитными системами активации мин (FRG, сокращ.Fern-Raumgerät), а также корабль с бортовым номером 143 (Boot 143). По корме линкора видно торговое судно, вероятно, ходящее на угле. По стрелке справа: монумент в память о военных моряках в Лябю.



    ПЕРЕХОД КИЛЬ - ГОТЕНХАФЕН
    13-14 марта 1941 года.


       Из залива Штранда (Strander-Bucht) c точки поворота "Красный-01"(rot 01), находящейся на фарватере входного створа Киля, курс был проложен через точки по свободному от мин фарватеру "Красный" (rot) и - через точку поворота "Красный-13" - по фарватеру "Юнкер" (Kadett-Rinne) и далее, затем по точкам "Зеленые" (grün) , вероятно через точку "Синий-50"(blau 50) в узкость Хаммерен (Hammeren-Enge) и, после поворота в точке "Синий 51", прямым курсом на залив Данциг.
      Текст на приведенной карте в соответствии с боевым журналом Тирпиц:
      1. 13.03.41 (07:30) Подъем якоря. Залив Штранда. Из "Красный-01" с штурмовым тральщиком Spbr-18 и эсминцем Z26 (позже подход Z7) курс на восток.
      2. 13.03.41 (21:06) По достижению точки поворота "Зеленый-03" боевой порядок кораблей достиг открытой акватории моря и рассредоточился.
      3. 14.03.41 (13:30) Ошвартованы у причальной стенки Зеебанхоф (Seebahnhof) в порту Готенхафен (Gotenhafen).




       Четверг 13 марта 1941 года, утро. Сигнально-барьерная сеть (Shutzsperre) порта Киль пройдена в 07:49. Снимок сделан с штурм-тральщика Spbr-18 (бывший пароход SCHÜRBEK, затем Schiff-40), который лежит на курсе приблизительно 73 градуса и осуществляет проводку Тирпиц по фарватеру местами покрытого льдом Кильского залива.




       Утро 13 марта. Первое небольшое изменение курса в точке поворота "Красный-05" (54-34',8 сев.широты 10-47',0 вост.долготы). Снимок сделан с эсминца Z26, который сопровождает от залива Штранда. Позже, в 17:00 подойдет второй эсминец Z7.




       Предназначение вспомогательного штурмового корабля-тральщика 18 (Spbr), следующего головным в строю кораблей - это подрыв мин при сработке электро-магнитного взрывателя на массивный металлический корпус корабля. На фарватерах периодически проводились траления, но такого рода операции не всегда достигают своей цели, как в случае с донными минами. Скорость кораблей на переходе - 10 узлов.




       В течение следующей ночи, во избежание подрыва на английских донных минах был избран более протяженный маршрут по глубоководной акватории с удалением к северу от острова Борнхольм, так как этот тип мин эффективен только на малых глубинах.




       Снимок сделан с борта штурм-тральщика Spbr 18. Видны Тирпиц и в ее кильватере - эсминец Z26. Позднее в это утро в точке поворота "Красный-06" (54-36' сев. 11-09'вост.) будет пройдено судно-маяк FEHMARNBELT, затем в точке "Красный-07" (54-28' сев. 11-33 вост.) - вспомогательный брандвахтенный корабль 7 (Wachschiff 7).




       13 марта 1941 года, около 14:00. Штурм-тральщик (Spbr 18) изменил курс к северо-востоку в точке поворота "Красный-13" (rot 13, координаты: 54-22'сев. 12-45'вост.) Во время перехода экипаж Тирпиц отрабатывал выполнение различных учебно-боевых задач. На снимке видно, что башни главного калибра развернуты к траверзам.




       Около 14:00. Эсминец Z26 на курсе 108 градусов (приблизительно). Штурм-тральщик и Тирпиц уже повернули и вышли на фарватер "Юнкер" (Kadett-Rinne).




       13 марта, после полудня (солнце на западе юго-западе). Фарватер "Юнкер" (Kadett-Rinne). Снимок сделан с борта эсминца Z26. За Тирпиц и вправо виден дымный след из трубы головного штурм-тральщика (Spbr 18). В 18:30 Тирпиц проложит канал в дрейфующем ледяном поле вблизи точки поворота "Зеленый-02" (54-43',2 сев. 12-40',0 вост.), обеспечив беспрепятственное прохождение эсминцев. Из-за ухудшения ледовой обстановки, примерно в 18:40 вместо штурм-тральщика головным пойдет пароход STRAUSS. В 21:06 вблизи точки "Зеленый-03" (координаты: 54-45',7 сев. 13-33',9 вост.) корабли рассредоточатся. Z7 приступит к выполнению сдаточных ходовых испытаний после ремонта, Z26 отвалит в Графсвальдский залив (Graifswald Bucht), Тирпиц проведет эксплуатационные испытания корабельной энергетической установки.



    ПОРТ ГОТЕНХАФЕН, ПРИЧАЛ ЗЕЕБАНХОФ
    14-20 марта 1941 года.


       Военно-морской порт Готенхафен (Gotenhafen), карта 1940 года. Справа внизу: увеличенная часть карты, на которой показан причал, предназначенный для Тирпиц на северной части так называемой "Железнодорожной станции морского базирования"(Seebahnhof). Судя по данным на карте, акватория причалов и рейд представляли определенные трудности по маневру для крупнотоннажных кораблей из-за малых глубин.




       Суббота 15 марта 1941 года, после полудня. Тирпиц у причальной стенки Зеебанхоф (Seebahnhof). На оконечностях молов (слева) видны навигационные портовые огни, обозначающие вход в акваторию порта. Фото сделано членом экипажа легкого крейсера NÜRNBERG.




       Воскресенье 16 марта. Зеебанхоф. День памяти павших героев. Фотография сделана изнутри тентованного грузовика. Поднят бывший имперский флаг ВМС Германии (по стрелке) в память о павших в Первой мировой войне.




       После аннексии Германией и модернизации порт Готенхафен стал одной из важнейших германских баз ВМФ в восточной Балтике. В акватории постоянно проводились дноуглубительные работы, так как прежде возле причальной линии Зеебанхоф глубина равнялась всего лишь 9,9 метра.




       При бункере "под пресс", составлявшем 7717 куб.метров, и в полном боевом снаряжении Тирпиц имела осадку 10,6 метра. Для ремонта и обслуживания приходилось возвращаться в Киль, так как в Готенхафене отсутствовала возможность докования.




       Вторник 18 марта, утро. Солнце на юго-востоке. Снимок сделан членом экипажа легкого крейсера NÜRNBERG с первой палубы кормовой надстройки во время отхода.




       Предположительно четверг 20 марта, утро. Снимок с борта крейсера NÜRNBERG. Бункеровка Тирпиц перед ходовыми испытаниями с борта малого танкера (бункеровщика) "Земля" (TERRA), который в полном бункере на борту судя по глубокой осадке.




       Под правым бортом стоит бункеровщик "Земля", на передовом и главном боевых дальномерных постах управления артой отсутствуют дальномеры. Не установлена 105-мм артустановка ПВО в позиции I, отсутствует антенна для радара FuMO 27.




       Вероятно 20 марта, после полудня. Продолжается бункеровка. Танкер "Земля", видимый под бортом у Тирпиц, передал топливо и осадка, как видно на фото, значительно уменьшилась. В 18:00 буксиры развернут Тирпиц на выход, и она покинет порт Готенхафен впервые. На рейде стоит легкий крейсер EMDEN (слева, у линии горизонта)



    ПЕРВАЯ ФАЗА БОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ ЭКИПАЖА. ВОСТОЧНАЯ БАЛТИКА
    с 21 марта по 17 апреля 1941 года.


       Конец марта - начало апреля 1941 года. Залив Данциг (Danziger Bucht) или восточная Балтика. Снимок сделан с ОВУшки германской подводной лодки.



       Конец марта-начало апреля. Залив Данциг или восточная Балтика. Командир корабля Карл Топп на навигационной палубе, возле целеуказателя S образца 1938 года под защитным кожухом.




       ===================
       Записи в Боевом журнале Тирпиц с 21 по 31 марта 1941 года.


       21.03______Восточная Балтика. Сплошная облачность, дымка. Эксплуатационные ходовые испытания, боевая подготовка.
       22.03______Восточная Балтика. Сильное волнение моря. Эксплуатационные ходовые испытания, боевая подготовка.
       23.03 09:06 встали на якорь на рейде п.Нойфахвассер. Снежные заряды, сильный северо-западный ветер.
       24.03______Рейд п.Нойфахвассер (Neufahrwasser). Якорная стоянка.
       25.03 08:05 снялись с якоря. Рейд п.Нойфахвассера.
       __________Залив Данциг/Вост.Балтика. Эксплуатационные ходовые испытания, боевая подготовка.
       26.03 _____Залив Данциг/Вост.Балтика. Эксплуатационные ходовые испытания, боевая подготовка.
       _____19:01 встали на якорь на рейде п.Готенхафен.
       27.03 14:05 снялись с якоря. Рейд п Готенхафен.
       __________Залив Данциг/Вост.Балтика. Эксплуатационные ходовые испытания, боевая подготовка.
       _____19:36 встали на якорь на рейде п.Готенхафен.
       28.03 08:10 снялись с якоря. Рейд п.Готенхафен.
       _____10:22 залив Данциг/Нойкруг (Neukrug). Начало ходовых испытаний на мерной миле.
       _____16:41 залив Данциг/Нойкруг (Neukrug). Завершение ходовых испытаний на мерной миле.
       _____18:05 встали на якорь на рейде Нойфахвассер (Neufahrwasser).
       29.03_____Рейд Нойфахвассер. Калибровка радиотехнического оборудования.
       30.03_____Рейд Нойфахвассер. Калибровка радиотехнического оборудования.
       31.03 08:27 снялись с якоря.Рейд Нойфахвассер.
       _________Залив Данциг. Плохая видимость с улучшением после полудня. Проверка работы
       _________системы размагничивания (M.E.S.), затем эксплуатационные ходовые испытания.
       ===================
        Сложно разместить фотографии в хронологическом порядке только на основе записей в боевом журнале без каких-либо точных привязок к датам-месту-времени. Согласно подтвержденной информации, с 1 апреля по 20 июля записи в боевой журнал не вносились в связи с временным выводом Тирпиц из боевого состава флота.




       1 - 4 апреля 1941 г. Залив Данциг (Danziger Bucht). Тирпиц в период эксплуатационных испытаний и боевой подготовки экипажа. Снимок сделан с борта эсминца Z20 KARL GALSTER с нанесенным на баке опознавательным знаком для авиации.




       Предположительно начало апреля. Якорная стоянка на рейде. Так как, согласно боевому журналу, погодные условия в течение третьей декады марта 1941 года в восточной части Балтийского моря были неблагоприятными (частые шторма), то есть все основания полагать, что эта фотография сделана в начале апреля.




       Подъем якоря перед очередными ходовыми испытаниями. С якоря смывают донную грязь забортной водой, подаваемой из пожарной системы, головки присоединения к которой были расположены по всей главной палубе.




       Предположительно начало апреля 1941 года. Аврал на главной палубе. Башня главного калибра "Бруно" развернута на траверс левого борта. Над башней на нижнем марсе виден командирский мостик с группой лиц неустановленной принадлежности (видимо, командование). Выше: рубка флагманского мостика.




       Конец марта - начало апреля. Залив Данциг (Danziger Bucht). Якорная стоянка на рейде. По левому борту: подводная лодка U-10 из 21-й флотилии ПЛ, базирующейся в порту Пиллау (Pillau). По правому борту: плавкран, который мог быть использован для доставки и перегрузки боезапаса на борт Тирпиц, а также для выполнения незначительных ремонтных работ.




       Конец марта - начало апреля. Залив Данциг. На переднем плане: учебно-боевая подводная лодка U-148, входящая в состав 24-й флотилии ПЛ, порт Мемель. На базе этой флотилии был организован специальный курс торпедных стрельб (KSL), на котором проходили подготовку будущие командиры ПЛ.




       Конец марта - начало апреля. Поднят навигационный сигнал (по стрелке) в виде шара: "Стою на якоре". Сферическая защита прожектора на площадке трубы по левому борту в закрытом положении. Часть котлов введена, о чем свидетельствует пар выходящий из многочисленных пароотводов, расположенных вдоль стенок трубы. Шлюп-балки спасательной шлюпки развернуты в рабочее положение для вира-майна. Командирский катер, а также два катера на топе авиа-ангара по левому борту укрыты брезентом.




       11 - 18 апреля 1941 года. Восточная Балтика. Якорная стоянка на рейде. Верх орудийных башен красили в темно-серый цвет RAL7024 в этот период времени. Фото с борта тяжелого крейсера PRINZ EUGEN, который выполнял учебно-боевые задачи совместно с линкором "Бисмарк" по плану подготовки к боевому походу под кодовым наименованием "Райнюбунг" (Rheinübung). Согласно архивным документам TS/W-04, первые боевые стрельбы главным калибром Тирпиц проводились 17 и 18 апреля.




       Согласно вахтенному журналу, Тирпиц на швартовых у причальной стенки Зеебанхоф (Seebahnhof) с 18 апреля, после первой стадии испытаний и боевой подготовки. В период с 18 апреля по начало мая 1941 года проводилось оснащение переднего и основного боевых постов управления артиллерией оптическими дальномерами и радиодальномерными антеннами. Также размещены 105-мм зенитные артустановки ПВО в позициях I на обоих бортах.




       Конец апреля. 105-мм артустановки ПВО I уже размещены на борту. Передний оптический дальномер (база 7 метров) с антенной радиодальномера (радара) FuMO27 установлены на переднем боевом посту управления артой. Основной оптический дальномер (база 10,5 метров) с радиодальномерной (2х4 метра) антенной FuMO27 будут установлены на главном боевом посту управления в этот период. Вопреки прежним публикациям, в настоящее время есть все основания полагать, что на Тирпиц в период с 18 апреля до начала мая 1941 года были установлены FuMO27 (FuMO23 не устанавливались) согласно рапорту Инспекции по испытаниям корабельной артиллерии флота. (AVKS Artillerieversuchskommando für Kriegsschiffe),




       Запись в вахтенном журнале от 28 апреля: контр-адмирал Вернер Стеффан, комендант базы флота в Данциге посетил Тирпиц с делегацией Японского императорского флота.




       Весна 1941 года. Зеебанхоф. Башня "Дора" развернута на траверс правого борта, что означает погрузку боезапаса главного калибра, так как доступ к погрузочному люку был возможен только в этом положении башни.




       Суббота 26 апреля 1941 года, после полудня. Зеебанхоф. Снимок сделан с борта эсминца Z26. В боевом журнале эсминца имеется запись, что стоянка была именно в этот, прежде чем Z26 с Z24 вышли в западном направлении. В целях поддержания должного уровня санитарии, на борту Тирпиц установлены мусоропроводы (по стрелкам). Мусор попадал на баржу (на снимке) или в море.




       Снимок с борт Z26. Центральный носовой якорь весом 9,5 тонн отдан "до воды". Осадка по марке 10,3 метра, а значит Тирпиц почти в полной снаряге и бункере. Вызывает вопрос наличие флага на гафеле, при пустующих носовом и кормовом флагштоках, как надлежит при стоянке в порту.




       Понедельник 5 мая 1941 года, 14:30. Зеебанхоф. Снимок сделан с борта корабля управления подводных сил флота HELA, который проходит вдоль борта Тирпиц, чтобы ошвартоваться по ходу. 'Это' находится на борту, собирается с визитом на Тирпиц и только что покинуло линкор 'Бисмарк', стоящий на рейде. В течение прошедшей недели были установлены дальномер с базой 10,5 метров, антенна и радар FuMO27 главного боевого дальномерного поста управления артой (по стрелке).




       5 мая 1941 года, около 14:45. Карл Топп приветствует "это" с адъютантом Карлом Еско фон Путткамером и командующего флотом линкоров Гюнтера Лютьенса. На заднем плане: левый борт бака Тирпиц.




       5 мая. Карл Фридрих Топп представляет командный состав Тирпиц. Начальник штаба верховного командования вермахта, генерал-фельдмаршал Вильгельм Кейтель (по стрелке) на борту Тирпиц.




       Сразу после 15:00. "Это" обменивается рукопожатием с капитан-лейтенантом Фридрихом Вильгельмом Разенаком. В центре: старший помощник командира корабля Пауль Дювель. Закрепленный к переборке, выносной трап ( по стрелке), один из четырех на борту, для подъема-спуска с борта на берег и посадки-высадки с плавсредств.




       Визит "это" на борт Тирпиц 5 мая 1941 года, стоящей у южной причальной стенки Зеебанхоф. В соответствии с фото, маршрут следования "это" на борту следующий: вначале идет в направлении кормы, затем - внутрь, возле башни главного калибра "Цезарь" (С) для инспекции отсеков. Снова вышел на главную палубу у башни 150-мм орудий в позиции II по левому борту, направился вдоль левого борта на бак, изменил направление на противоположное и шел вдоль правого борта, чтобы снова покинуть палубу возле башни орудий среднего калибра в позиции II. Пройдя по внутренним отсекам, вновь на главной палубе у 150-мм орудий правого борта в позиции III. Направляется в корму по правому борту, затем, уже по левому борту идет в сторону бака. Возле башни главного калибра "Цезарь" входит внутрь и, для присутствия на посвященном визиту брифинге, следует внутри Тирпиц в адмиральскую кают-кампанию.




       Около 17:10. На левом фото: брифинг завершен, дверь в переборке под кормовым дальномерным боевым постом управления артой. Правое фото: Мартин Борманн (по стрелке), начальник партийной канцелярии НСДАП.




       На левом снимке: Льютенс салютует согласно военно-морской традиции, дежурный горнист готовится подать команду "Слушайте все" (?). На правом фото: адъютант "это" фон Путткамер (слева).




       5 мая 1941 года, около 17:15. Кормовой трап левого борта. "Это" находилось на борту примерно два с половиной часа.




       Эскорт покидает Зеебанхоф. Тирпиц больше никогда не увидит "это".




       Адмирал Гюнтер Льютенс и его начальник штаба Гаральд Нецбанд. Оба погибнут через три недели 27 мая 1941 года в северной Атлантике на борту линкора "Бисмарк".



    ФЛОТСКИЕ БУДНИ НА БОРТУ



       Перегретый пар высокого давления (58 бар, 450 гр.С) для вращения ходовых турбин, производили двенадцать котлов высокого давления типа Вагнер, которые были размещены в шести котельных отсеках (по два отсека в три ряда) машинно-котельного отделения. Три турбинных отсека образовывали треугольник с вершиной, направленной в корму. Четыре генераторных отсека , в каждом по два дизель-генератора и несколько турбогенераторов, обеспечивали в бортсети общую мощность потребления почти 8000 КВт с напряжением 220 В.




       Центральный пост. При кратковременном превышении максимальных оборотов гребных винтов достигалась мощность 163000 л.с. Дальность автономного перехода Тирпиц составляла 9000 морских миль с постоянной скоростью 20 узлов при прохождении по глубоководной акватории.




       Из-за стесненных условий быта экипажа для отдыха использовались гамаки.




       Прачечная и гладильная машина на борту.




       Отделение почтовой связи.




       Парикмахерская находилась возле 150-мм орудийной башни II по левому борту.




       Плановая проверка здоровья экипажа была обязательна в первые годы войны.




       Стоматология находилась на правом борту главной палубы у 150-мм орудийной башни I.




       Лазарет на главной палубе возле барбета башни главного калибра "Бруно", по правому борту. Относительный комфорт дополняли книги и музыка от государственной "Пропагандистской кампании". Здесь размещались тяжелораненые члены экипажа после налетов Британских королевских ВВС.




       Лаборатория анализа и химической очистки питьевой воды.




       Камбуз.




       В период после ввода в строй в провизионке и артелке наблюдалось изобилие, но в последствии снабжение продуктами питания осложнилось.




       Корабельная пекарня. Фотографии, касающиеся небоевых служб на борту, сделаны в пропагандистских целях. Боевые посты, вооружения и арсеналы, которые характеризовали боевые возможности Тирпиц, не демонстрировались публично.




       Кают-компания старших офицеров. Возможно, украшена под Рождество. Находилась между башнями орудий среднего калибра III.




       Убранство кают-компании было полностью уничтожено в результате попадания осколочно-фугасной бомбы 3 апреля 1944 года при якорной стоянке Тирпиц в северной части Кофьорда (Kåfjord) в Норвегии.




       Кают-компания унтер-офицеров. Хотя и просторная, и с иллюминаторами, но видны явные отличия, по сравнению с кают-компанией, которую англичане уничтожили 3 апреля 1944 года.




       Тесные столовые команды выглядели по-спартански, в сравнении с предыдущими пунктами питания. По словам живущих поныне свидетелей, пища была простой, но хорошего качества почти все время во избежание бунтов.




       Следующие фотографии посвящены первому командиру Тирпиц, капитану цур зее Карлу Фридриху Топпу.




       Предположительно середина 1941 года. Топп вручает медали. Экипаж считал его "единственным и неповторимым" командиром Тирпиц.




       Топп с командиром боевой части арты корветенкапитаном Робертом Вебером наблюдают за взлетом бортового гидроплана.




       Всего лишь в течение девяти дней, став уже капитаном цур зее, Роберт Вебер занимал должность командира Тирпиц. Он и 1074 членов экипажа погибли 12 ноября 1944 года, когда Тирпиц подверглась бомбардировке на якорной стоянке у острова Хокэйа (Håkøya) в районе Тромсё (Tromsø)




       Видимо, между Топпом и Вебером сложились хорошие отношения, так как на многих снимках они запечатлены вместе.




       Экипаж дал командиру Топпу прозвище "Чарли". Он командовал Тирпиц немногим более двух лет (15.01.1941 - 24.02.1943.




       Карл Топп в своей командирской каюте на спардеке по левому борту под кормовым дальномерным постом управления артой. Он родился 29 сентября 1895 года в Ваде (Voerde) на Нижнем Рейне. Умер 24 апреля 1981 года в Йифа (Jever) под Вильхельмсхафеном.



    ГИДРОПЛАН АРАДО Аr 196



       Гидроплан со сложенными крыльями в одном из ангаров (по ангару с каждой стороны трубы). Небольшая створка ворот вверху ангара открыта, чтобы прошел хвост гидроплана (по стрелке). В двух указанных ангарах находились борта, готовые к вылету, тогда как напротив них находился ангар с еще двумя гидропланами для проведения техобслуживания, мелкого ремонта и регламентных работ.




       Гидроплан крепился с помощью стропов к транспортировочной платформе. Перед вылетом он перемещался из ангара по съемным направляющим к поворотному столу (по стрелке) на старте одной из двух катапульт и разворачивался по направлению взлета. Затем гидроплан устанавливался на пусковую тележку. Также, возможно было использование малого грузового крана с выносной стрелой (по стрелке) для подъема гидроплана с транспортировочной платформы и установки непосредственно на пусковую тележку.




       Пилот готовится к вылету. Спасательный жилет и парашют - необходимые составляющие списка стандартного снаряжения экипажа гидроплана. Фото справа: на переднем плане - узел управления катапультой левого борта. Сзади видна башня 105-мм артустановки ПВО (позиция III).




       Взлет гидроплана. Пусковая тележка разгоняла Арадо с помощью катапульты до скорости примерно 120 км в час. Перед вылетом "взлетная полоса" катапульты увеличивалась на восемь метров с помощью выдвижной удлинительной секции.




       Борт в воздухе. В конце взлетки остановилась пусковая тележка, для разгона которой использовался сжатый воздух, нагнетаемый двумя компрессорами "Юнкерс". На переднем плане видна транспортировочная платформа на поворотном столе.




       Несколько гидропланов были выведены из строя при посадке из-за попадания морской воды на работающие двигатели.




       После посадки гидроплан поднимали на борт с помощью крана (грузоподъемность 12 тонн). По сравнению с "Бисмарком", грузовые краны располагались ближе к диаметральной плоскости и на одну палубу выше.




       Двухместный гидроплан (пилот и борт-стрелок), вооруженный пулеметом MG.15 с задней ограниченной полусферой поражения, развивал скорость 320 км в час. Потолок: 6000 метров.




       Гидропланы использовались, в основном, для разведвылетов и наблюдения. Члены экипажей "Арадо" значились в списках 1-й эскадрильи Корабельной Авиагруппы 196 (Bordfliegergruppe 196). Это было отдельное подразделение "Люфтваффе", а сами гидропланы и военно-морских авиаторов не подразумевалось использовать для ведения боевых действий. Ошибочность такого подхода к военно-морской авиации и подготовке экипажей была доказана в ходе войны.




       Хлопчика, который прыгает со стропами и сидит над пилотом, звали Вильгельм Розенбаум. Он прослужил бортачем при "Арадо-196" до 1944 года, чудом избежав участи остального экипажа. В его архивах оказалось столько фотографий, что Jonathan Sutherland и Diane Canwell даже недавно выпустили книгу под названием "Tirpitz. The First Voyage".



    ВИЛЬХЕЛЬМСХАФЕН




       Эта фотография имеет непосредственное отношение к давней, в начале этой книги, снятой здесь же в конце марта 1939. Подпись гласила: "Пересечение улиц Питэр и Гёкар (Peterstraße/Gökerstraße). Огромный бак Тирпиц, видимый над заводским цехом, уже украшен для проведения церемонии спуска на воду. Здание слева сохранило свой внешний вид до наших времен".



       Вид со стороны канала на бассейн верфи (Bauhafen). Стрелка указывает на предполагаемое месторасположение бывшего Стапеля-2, где родилась "Тирпиц". Все те же железнодорожные пути слева, вдоль Южной причальной стенки (Südkaje).




       Уже много лет не существует шлюза "Морские ворота III" (Einfahrt III). Вместо него стоит дамба.




       Вид на бухту Яде вблизи бывшего шлюза "Морские ворота III" почти не изменился с тех пор.




       Вход в южный канал шлюза (по стрелке), через который "Тирпиц" покинула Вильхельмсхафен 9 марта 1941 года.




       Прежний вид "Морские ворота III" имеют только в западной части, но сами ворота отсутствуют. На снимке видна улица "Шлюзовая" (Schleusenstraße), благодаря которой удалось сохраниться части конструкций.





    ВИЛЬХЕЛЬМСХАФЕН (прошлое и настоящее)


       Во время спуска "Тирпиц" на воду здесь было значительно оживленнее. Судно-маяк WESER уже экспонат морского музея, так же как и бывший эсминец ВМФ Германии MÖLDERS (по стрелке).




       Бывший бассейн верфи (Bauhafen) - "роддом" могущественных кораблей Крейгсмарин - теперь предназначен для ремонта и техобслуживания меньших по размеру кораблей ВМФ Германии, ударная мощь которых куда как больше. В канале (слева) стоит фрегат "Любек".




       Бывшая причальная линия военно-морской верфи для плавдоков. Теперь эта земля - частные владения. Только оконечность причала (по стрелке) напоминает о прошлом.




       Топ одного из береговых причальных кнехтов, к которому швартовали плавдок.




       Три береговых кнехта в западной части причальной линии и один - ухоженный - на южной стороне. Вероятно, сам плавдок отбуксировали в СССР.




       Мост Кайзера Вильгельма - одна из достопримечательностей Вильхельмсхафена и до сих пор несет службу. Мост чудом уцелел после победы над Германией, так как отличный металл представлял немалую ценность, и союзники собирались его демонтировать и вывозить.




       Вид с востока на Арсенальную гавань. Канал (за ним - бассейн верфи) выглядит вполне прилично через семьдесят лет. Островная гавань(Hafeninsel) вся в зелени и едва видна слева.




       Гавань "Шэа"(Scheer-Hafen) стала зоной отдыха на озере Бантер. Пикники и купания теперь там, где большие военные корабли раньше опробовали свои движители на полигонных испытаниях.





    КИЛЬСКИЙ КАНАЛ (KAISER-WILHELM-KANAL) прошлое и настоящее


       Шлюз в Брунсбютэ (Brunsbüttel). Новый шлюз (по стрелке) длиной 330 метров, рядом со старым (слева), который работает с 1914 года.




       Высоченный железнодорожный мост возле Рендсбурга ни чуть не изменился с давних пор.




       При 35000 ежегодных судопроходах и длине в 98,6 км Кильский канал один из самых загруженных в мире. Новый шлюз в Хольтенау (правый снимок) соединяющий канал с заливом Киль-фьорд (Kieler Förde) был построен в то же самое время и с теми же размерениями, как и новый шлюз в Брунсбютэ.




       Март 1941 и 2010 гг. Несмотря на 69 лет, разделяющих снимки, это место вблизи Зиештидта (Sehestedt) вполне узнаваемо. Теперь Кильский канал шире, глубже и вдоль него проходит дорога.





    ГОТЕНХАФЕН-ГДЫНЯ прошлое и настоящее




       Сам бывший порт Зеебанхоф, окрестности и входные молы с навигационными огнями претерпели незначительные изменения. Время коснулось только зданий и кранов. Южный навигационный огонь такого же зеленого цвета, тогда как северный - красного. Входящее в порт плавсредство должно оставить красный огонь по левому борту.




       Причальная стенка Зеебанхоф осталась такой же протяженности в 435 метров. Здание слева изменилось со времен войны, а справа (по стрелке) - все такое же.




       Причина названия Зеебанхоф (буквально: портовая железнодорожная станция), заключается в железнодорожных путях, которые здесь же и оканчиваются. Ошвартованные корабли принимали снабжение и боезапас из железнодорожных вагонов, прибывающих бох знает откуда (издалека, в общем).




       Зеебанхоф. Бывший член экипажа легкого крейсера "Нюрнберг" сфотографировал "Тирпиц" 70 лет назад с того же самого места, с которого был сделан нижний снимок.




       Капитан цур зее Карл Фридрих Топп ставил "Тирпиц" к этому причалу почти всегда сходу - левым бортом, тогда как капитан цур зее Эрнст Линдеманн отдавал приказ развернуть "Бисмарк" перед швартовкой и встать к причалу правым бортом, вероятно для быстрейшего выхода из порта.
      



    ОКОНЧАНИЕ ПЕРВОЙ КНИГИ





      


  • Комментарии: 23, последний от 14/06/2018.
  • © Copyright Динамов Сергей Борисович (sdinamov@me.com)
  • Обновлено: 24/07/2018. 61k. Статистика.
  • Монография: Перевод
  • Оценка: 5.88*5  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.