Динамов Сергей Борисович
Одинокая королева Севера по прозвищу Зверь. Книга 3.1

Lib.ru/Современная литература: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 4, последний от 09/08/2018.
  • © Copyright Динамов Сергей Борисович (sdinamov@me.com)
  • Размещен: 02/05/2018, изменен: 03/08/2018. 77k. Статистика.
  • Монография: Перевод
  • Тирпиц
  • Скачать FB2



  •   
      

    Р.Геринджер, А.Бономи

    "Одинокая королева Севера по прозвищу "Зверь"



      Третья книга охватывает период с января по июль 1942 года. Тирпиц несет боевую службу с базированием во фьорде близ Трондхейма в Норвегии. Многочисленные фотографии (более четырехсот) в деталях демонстрируют боевой поход (цель: конвой PQ-12) и экстренное покидание района по задаче, в связи с подходом превосходящих военно-морских сил англичан и налетами морской авиации. Затем стоянка в укрытии в заливе Боген и последующий переход в район базирования близ Трондхейма для дальнейшей подготовки к действиям против союзных конвоев. В отряд кораблей поддержки Тирпиц входили также PRINZ EUGEN и ADMIRAL SCHEER, которые включены в фоторяд для более полного представления о событиях того времени.
       Примечания толмача: из ЖЖ дернул. Никогда не интересовался Историей, а тут (с полгода назад) увидел в наших с вами сетях фотографии изумительной и великолепной девушки. Это Тирпиц, которую немцы во время Второй мировой войны построили, и погибла она. Очень много молодых ребят на борту разделили ее участь...
       Конечно, поначалу реакция другая была и, естественно - это man-of-war, да еще и фашист-падла, а никакая не девочка. Пушки, флаги, броня, всех в порошок! Словом, настоящий монстр. Но время же все закорючки в голове спрямляет. Англичане, вроде бы и мужиками иногда боевые корабли называют, а, в основном, женский род используют. И действительно. Даже норвежские моряки называли Тирпиц никаким не монстром, а Королевой.
       Одинокая королева Севера.
       Немцы недавно выпустили о ней огроменные книжки с фотографиями. Море фотографий. И меня вштырило все это людям показать. Понимаю, что это нехорошо и авторские права нарушаю, но вот вштырило и все тут. Начал выкладывать в сети. И тут интересная ситуация. На сайтах возмущались, почему дается словесное описание, то есть перевод текстов под фотографиями. Я ничего не понимал, все бросил и ушел к Максиму Мошкову на либ.ру. Так и туда критики забрались. Но там им воевать значительно сложнее оказалось. А теперь и причину знаю всех этих нападок. Мы с вами где живем?...
       Мы с вами живем на планете Земля, которая болтается в безбрежном и бесконечном пространстве - мертвом и ужасающем вакууме. Наша красавица Земля набита вооружениями до самой жжж... кхм, хорошо, ругаться не буду. Но странно то, что мы - экипаж планеты Земля, - желания воевать с кем-нибудь не испытываем. Жажда хряпнуть куда-нить бомбами и пострелять всех к едрень-фене - это совсем не наша инициатива. Мы просто едем по безбрежному и пустому пространству на нашей Земле - нашей прекрасной Тирпиц и кто-то... Так вот кто-то, назовем "эти", похоже, постоянно хотят отдать нам приказ нацепить их веселые зеленые шмутки и биться с кем-нибудь до полной победы. Кого и над чем - не вопрос. Вернее, ненадо задавать этот вопрос, а нужно биться. Похоже? Ну пусть не Земля, а пусть страна. Аналогия-то есть. Явная.
       Милая и очаровательная Тирпиц, которую полюбил не только весь Вильхельмсхафен, пока она строилась, но и поляки, и норвежцы, и даже англичане. До сих пор миллионы людей в мире обожают ее, хотят видеть фотографии, выпускают о ней книги. Прикиньте, сколько лет прошло! И какая-то мразь - одна-единственная - отдавала ей приказы убивать, а потом просто забыла о ней - сгноила в норвежских фьордах вместе с Её экипажем.
       Человечество и Земля, люди и страна, экипаж из молодых пареньков и Тирпиц. Это плохо, если мразь распоряжается нашими судьбами и разрушает или хочет уничтожить нашу Землю или страну, как этот, а скорее "это", сделало с пацанами и прекрасной Тирпиц. Не англичане Её убили...
       Не пиарюсь. Мне нах не надо. Это нам всем нужно, шоб в голове механизмы провернуть - прочистить.

      
      

    ШИЛЛИХЬ - ТРОНДХЕЙМ с 15 по 16 января 1942 года. Южная часть карты.


       Боевой поход под кодовым наименованием "Полярная ночь" (Polarnacht). Курсовая прокладка была восстановлена по записям в боевых журналах задействованных кораблей с указанием их позиций в квадратах, используемых на картах Кригсмарин, например: квадрат AN3878, позиция в центре верхней части (прим. квадраты - определенная координатная сетка или разбивка района плавания с присвоением кодового наименования). Поскольку информация относилась не к точному местоположению кораблей, а давалась со ссылкой на квадрат на карте, истинные курсовые линии и их отображения в квадратах не всегда совпадают.


       Поход: рейд Шиллихь (Shillig) - Фаэттенфьорд (Faettenfjord) близ Трондхейма (Trondheim).
       1. 14.01 ок.23:50. Тирпиц, штурм-тральщик Spbr 17 и 5-ая флотилия тральщиков (прим. видимо, ошибка. Это 5-ая флотилия эсминцев. Не M-Fl, а Z-Fl) снялись с якоря одновременно.
       2. 15.01 ок.06:09. Подрыв мины на глубине, вблизи штурм-тральщика Spbr 17 в квадрате AN9546 с последующим рапортом в адрес Тирпиц о единичной ликвидации минной угрозы.
       3. 15.01 ок.08:15. Квадрат AN9515: штурм-тральщик покинул походный ордер; эсминцы, ранее следовавшие в кильватерной колонне, несут охранение с флангов.
       4. 15.01 ок.16:36. Квадрат AN3812: Тирпиц, с наступлением сумерек, легла на ложный курс по направлению к Линдеснес (Lindesnes).




       Согласно боевому журналу эсминца Z5, отряд кораблей следовал походным ордером (кильватерная колонна) с момента прохождения сигнально-барьерной сети у Шиллиха в 00:02 и далее по маршруту "Коричневый" до, приблизительно, 08:30 в период прохождения квадрата AN9515.
        Согласно записям в боевом журнале эсминца Z29, в 08:34 эсминцы заняли позиции для организации ПЛО в соответствии с "Походным порядком 1", скорость следования 19 узлов. В 13:40 эсминец Z29 вышел из ордера для ведения автономного поиска по курсу следования отряда кораблей и в 14:42 снова занял позицию, согласно походного построения: в авангарде по правому борту Тирпиц. В 18:30 сигнальщик передал с борта Тирпиц приказ, в соответствии с которым эсминцы снова перестроились в кильватерную колонну и продолжили следование данным порядком в течение всей ночи. Около полуночи, из-за неисправности в машинном отделении, эсминец Z25 PAUL JACOBI занял позицию замыкающего в колонне - за кормой эсминца Z29.




       15 - 16 января. Снимки сделаны с борта Z29 при следовании эсминцев в охранении по задачам ПЛО с флангов. Стволы орудийных башен главного калибра "Антон" и "Бруно" снижены до -5 градусов. Причина, возможно, проста: при плюсовом возвышении возможно попадание морской воды через стволы в сами башни. В целях уменьшения вероятности обнаружения противником по времени, скорость хода отряда кораблей достигала 28 узлов.

      
      

    ШИЛЛИХЬ - ТРОНДХЕЙМ с 15 по 16 января 1942 года. Северная часть карты.


       Согласно содержанию боевого приказа, в случае улучшения погодных условий, при которых угроза обнаружения авиацией противника становилась теоретически неизбежной, принятие решения о дальнейшем следовании возлагалось на непосредственное командование отрядом - "На тебя, Карл!" Несмотря на периодические улучшения видимости во время похода, командир корабля Карл Топп ехал все дальше и дальше, рассчитывая на элемент внезапности.


       Поход: рейд Шиллихь (Shillig) - Фаэттенфьорд (Faettenfjord) близ Трондхейма (Trondheim).
       5. 16.01 ок.09:00. Из-за девиации курса (прим. написано "из-за сноса", то есть подразумевается, что грешат на Гольфстрим, но веры им нет. Вообще, там определяться-то сложно было - берега не видать), отряд кораблей оказался на 10 миль севернее точки рандеву с авиаприкрытием Люфтваффе.
       6. 16.01 ок.17:45. Тирпиц ошвартована в Фаэттенфьорде.




       Пятница 16 января. Утром эсминцы заняли позиции охранения с флангов. Согласно записям в боевом журнале командира 5-й флотилии эсминцев, визуальный контакт с Z5 утерян в 0400. В 09:35 Тирпиц снова прикажет эсминцам следовать колонной в кильватере. В 10:45 эсминец Z5 догонит отряд и займет позицию замыкающего - по корме Z29.




       16 января. Повышенная боеготовность, правый борт. 150-мм орудийные башни среднего калибра I и II развернуты для ведения огня во фланг. Сзади видны готовые к отражению атаки стволы 105-мм артустановки ПВО II. Ближе к горизонту: эсминцы Z29 и Z5 маневрируют при смене порядка построения из колонны в охранение с правого фланга.




       На приближении к району Трондхейма оказалось, что ни один из трех береговых маяков не горел. Смятение чувств командования по этому поводу отразилось даже в боевом журнале.




       Утро 16 января. Прожекторная палуба с левого борта: счетверенная 20-мм зенитная установка и боезапас в ящиках. На курсе 230 градусов. Солнце взошло в 10:50. Принимая во внимание невозможность точно определиться, то есть при неизвестности местонахождения - и это при наличии малых глубин-отмелей в районе, - отряду кораблей пришлось снизить скорость хода до 12 узлов и следовать по курсу 40 градусов в северо-восточном направлении.




       Около 11:25. Солнце по пеленгу примерно 150 градусов. Изменение курса с 230 градусов на курс подхода. Из-за навигационной ошибки и снижения скорости, отряд кораблей в течение часа и более находился под потенциальной угрозой торпедной атаки ПЛ.




       11:25 - 12:09. На курсе - Грипхёльн (Griphølen), эсминец Z29 виден на удалении. На подходе Топп предполагал обеспечение морскими охотниками и малыми сторожевыми кораблями мористее, о чем сделана запись в боевом журнале. В итоге, только лоцманское плавсредство взяло Тирпиц под проводку вблизи маяка "Грип" (Grip) в 12:20.




       В 12:20, находясь у входа в шхеры в прибрежной акватории Грипхёльн (Griphølen), отряд кораблей начал движение по направлению к Фаэттенфьорду (Faettenfjord), где Тирпиц ошвартовалась под берегом в 17:45. До этого пройдена сигнально-барьерная сеть у Гартена (Garten), затем - в 16:20 - легли в дрейф к северу от острова Мюнкхольмен (Munkholmen), чтобы принять на борт германского военного коменданта Трондхейма, фрегатенкапитана Розэ (Rose) для получения информации о точке швартовки.




       16 января 1942 года, ок.13:00. Грипхёльн (Griphølen). Южное направление съемки с борта Z5, справа находится населенный пункт Кристиансунд (Kristiansund). Истребители прикрытия ушли на аэродром, вторая пара на замену пока отсутствовала.




       Грипхёльн (Griphølen). Тирпиц поднимает парЫ для прохождения Итрефьордом (Ytrefjord) на 25 узлах. Фото с борта эсминца Z5. В 12:47 произвели взаимное опознавание с задержавшейся парой истребителей прикрытия.




       Около 13:00. Все еще повышенная боеготовность, бортовое ограждение в секторах разворота башен главного калибра убрано, на главной палубе - на баке и в корме - растянуты штормовые леера (по стрелкам).




       Днем 16 января. Итрефьорд (Ytrefjord). Северное направление съемки. Эсминец Z4 RICHARD BEITZEN и остров Смёлё (Smøla) на горизонте. Около 13:00 лоцман, оберлейтенант цур зее Зернотта (Zhernotta) поднялся на борт с распоряжениями, касающимися швартовной стоянки.




       Днем 16 января. На переходе из фьорда Итре (Ytrefjord) в Эдэйфьорд (Edøyfjord). Снимки сделаны на борту Тирпиц с точек: на баке у шпиля правого борта и возле 37-мм спаренной артустановки ПВО в позиции IV по правому борту.




       День. Эдейфьорд (Edøyfjord). Установлено бортовое леерное ограждение главной палубы на баке и корме, то есть уже прозвучал отбой тревоги. В 13:15 с борта Тирпиц был передан приказ 5-й флотилии перейти на отдельное плавание, но эсминцы еще какое-то время следовали вблизи.




       Днем 16 января. Эдейфьорд (Edøyfjord). 150-мм орудийная башня среднего калибра в позиции II по правому борту и (по стрелке) остров Эртвогэй (Ertvågøy). Правее - остров Стаббен (Stabben). Немногим позже - в 13:35 - истребители уведомили об уходе на аэродром, и Тирпиц окончательно лишилась авиаприкрытия.




       16 января 1942 года, около 14:00. Пролив Трондхеймслайа (Trondheimsleia). По левому борту виден остров Варэй (Værøy, по стрелке), а дальше по ходу простирается остров Хитра (Hitra). Сфотографировано с борта эсминца Z5 PAUL JACOBI. В боевом журнале записано, что скорость увеличена с 3 до 28 узлов примерно в это время.




       16 января 1942 года, около 14:00. Пролив Трондхеймслайа (Trondheimsleia). Тирпиц увеличила скорость хода, эсминцы начали постепенно отставать. В боевом журнале Z4 записано, что 5-ая флотилия шла на 18 узлах. По всему горизонту за Тирпиц лежит остров Хитра (Hitra).




       Фотографии (эта и предыдущая) из архива члена экипажа эсминца Z4, но не исключено, что они сделаны с борта Z5. Около 18:30 эсминцы пришвартованы в Хоплаельвене (Hoplaelven, на следующей карте в п.3), который находился приблизительно в 4,5 км к северу от Фаэттенфьорда (Faettenfjord).




       16 января 1942 года, около 14:30. Пролив Трондхеймслайа (Trondheimsleia). Покинув корабли охранения, Тирпиц на подходе к сигнально-барьерной сети у Гартена (Garten), которая пройдена в 15:00 на скорости хода 20 узлов. Снимок сделан с острова Хэмнсйела (Hemnskjela), на котором находились фортификационные сооружения и позиции ПВО германца.

      
      

    РАЙОН ТРОНДХЕЙМА


       Норвежское базирование Тирпиц с 16 января по 2 июля 1942 года. (прим. скажу прямо, карта охренительная, но все названия на немецком. Норвеги апплюются).
      
      

    РАЙОН ФАЭТТЕНФЬОРДА


       После швартовки в 17:45 16 января 1942 года, два танкера должны были подойти к Тирпиц на следующие сутки c рассветом. По этой причине установка противоторпедной сети и 3D-плавмаскировки была задержана до отхода танкеров. Командир корабля Карл Топп весьма огорчился по этому поводу (даже отразил в боевом журнале), так как проведение швартовных операций в условиях отвратительной видимости (метель) и в полной темноте (прим. январь, Карл! Норвегия!) определенно не должно быть обнаружено противником, а камуфляжные операции в течение ночи - тем более. Такого рода предположения исходили от чистого сердца и желания только добра, поскольку расположение военных кораблей в акватории палится... кхм, простите, определялось пилотами разведбортов британских ВВС (RAF), в первую очередь, по наличию противоторпедных сетей.
      
      

    ФАЭТТЕНФЬОРД И РАЙОН ТРОНДХЕЙМА с 16 января по 6 марта 1942 года.


       Суббота 17 января. В целях поддержания боеготовности после длительного перехода и согласно записям в боевых журналах, c 11:30 до 21:00 была организована бункеровка топливом и пресной водой с борта танкера EUROSEE (его бак виден под правым бортом). Приемка бункера в топливные танки носовой части с норвежского танкера ROGN проводилась в период с 10:30 до 16:35.




       Предположительно 17 января, после полудня. Фаэттенфьорд (Faettenfjord). Юго-западное направление съемки. По стрелкам: топливопровод, мусоросброс и небольшое суденышко указывают на то, что эта и предыдущая фотографии сделаны примерно в то же самое время.




       Предположительно 18 января. Командир корабля Карл Топп весьма скептически отнесся к месторасположению пункта маневренного базирования, поскольку на противоположном берегу проходили (по стрелкам) автомагистраль и железная дорога Трондхейм-Мушен (Mosjøn). К тому же, заместитель командира полка ПВО, дислоцированного в Осэнфьорде (Åsenfjord) заявил, что Тирпиц оказалась на дальней границе зоны поражения огневыми средствами полка.




       Предположительно 18 января, Фаэттенфьорд. С бака в северо-восточном направлении Тирпиц защищал скалистый берег. Уже приготовленная, но установленная позже плавмаскировка (хорошо видна на предыдущем снимке) с камуфляжной сеткой и какими-то дровами, предназначалась для того, чтобы укрыть контрастирующие с общим веселеньким ландшафтом, темные носовую и кормовую части борта, а также скрыть промежуток с водной поверхностью между ошвартованным бортом и берегом.




       Воскресенье 18 января, утро. Снимок с борта танкера EUROSEE. Хотя приемка бункера была завершена вчера в 21:00, танкер, согласно боевому журналу, оставался под бортом Тирпиц для бункеровки эсминцев Z8 и Z29.




       18 января, ок.10:50. Эсминцы уже отошли, и теперь танкер EUROSEE медленно отваливает от борта. Масляные потеки (вставка) на бронепоясе под кормовым бункеровочным постом, вероятно, следы операций по перекачке топлива.




       Предположительно 18 января, с 13:00 до 16:00. Три гидроплана покидают борт и отправляются на авиабазу Ранхайм (Ranheim), расположенную примерно в 3 км к востоку от Трондхейма. "Арадо" предстояло совершать вылеты для обнаружения подводных лодок противника у трех входов с моря в район временного базирования, выполнять разведывательные полеты по необходимости, а также принимать участие в боевой подготовке ПВО Тирпиц в качестве учебных целей. При стоянке в Фаэттенфьорде взлет гидропланов с борта оказался невозможным из-за горного ландшафта на противоположном берегу, на преодоление которого не хватило бы набранной при катапультировании скорости, а значит высоты полета.




       Предположительно 18 января. После отхода танкера, на небольшом удалении и вдоль правого борта завели первую секцию противоторпедной сети. Плавмаскировку пока не выставляли из-за неготовности к применению, и в связи с этим было решено 20 января сменить позицию. 19 января командир корабля Топп и инспектор по обеспечению маскировочными средствами, офицер Альмаc (Allmers) обследовали на пригодность другие возможные пункты маневренного базирования в Лофьорде (Lofjord) и в Хоплаелвене (Hoplaelven). Фьорды находились в зоне уверенного поражения наземными средствами ПВО, хорошо защищены горным ландшафтом от авианалетов и посторонних глаз. Такого рода преимущества имели важное значение в связи с недостаточной боевой подготовкой экипажа, то есть необходимо было выходить в учебные плавания несколько раз в неделю. Планировалось выдвигаться в практический район, следуя переменными курсами, а при возвращении и до наступления темноты вставать на якорь в различных точках, чтобы затем скрытно перейти для ошвартовки в Лофьорд. Таким образом, разведдеятельность противника могла бы быть полностью проигнорирована. Даже прониклись и занесли в боевой журнал, что при выполнении задач начального этапа перспективного боевого похода, то есть при выдвижении из района временного базирования в Трондхейме, это не сразу будет обнаружено разведками противника. Но смена пункта базирования не состоялась, поскольку берег не был в достаточной мере оборудован для швартовки, а в дальнейшем ухудшилась ледовая обстановка.




       Вторник 20 января (предположительно), утро. Тирпиц покидает Осэнфьорд (Åsenfjord) и на заднем плане виден остров Фроста (Frosta). Снимок сделан артиллеристом из л/с 3-й батареи ПВО, расположенной вблизи Флён (Fløan) - примерно в километре к западу от Стайнвикхолма (Steinvikholm, п.16 на карте).




       20 января, полдень. Тирпиц проходит береговую батарею Хюзн (Hysnes), следуя в северном северо-западном направлении, а затем ляжет на обратный курс и пойдет в Гулосенфьорд (Gulosenfjord) к югу. Маневрирование в районе базирования осуществлялось для того, чтобы избежать обнаружения британскими королевскими ВВС, которые, как предполагалось, намеревались проводить авиаразведку над акваторией Осэнфьорда (Åsenfjord) и северо-восточной частью Трондхеймфьорда. В течение прошедших нескольких дней над рейдом Трондхейма, западной частью Трондхеймфьорда, а также над Гулосенфьордом осуществлялись пролеты разведывательных самолетов британцев, но Тирпиц пока не обнаружена.




       В целях скрытности, с наступлением темноты Тирпиц снова вернулась и бросила якорь в Осэнфьорде (Åsenfjord, карта п.10). На следующее утро - переход в бухту Стайнджар (Steinkjer, карта п.9) через восточную часть Трондхеймфьорда.




       Среда 21 января 1942 года, день. Осэнфьорд (Åsenfjord). После выполнения задач по боевой подготовке в бухте Стайнджар (Steinkjer) и радиограммы от командующего ВМС северного побережья Норвегии с отказом в размещении пункта маневренного базирования Тирпиц в Лофьорде, последовал переход в Фаэттенфьорд со швартовкой в 16:17. На вставке: те же масляные потеки на бронепоясе по правому борту.




       Вероятно январь 1941 года. Снова стоим в Фаэттенфьорде. Возможно, фотография сделана с гидросамолета "Арадо" из авиаотряда Тирпиц. Бриты обнаружили ее не ранее 23 января - больше, чем через неделю после исчезновения в Северном море.




       Пятница 23 января, полдень. Фаэттенфьорд. Вспомогательный корабль обеспечения полетов авиации MAX STINSKY под бортом Тирпиц. Два из трех гидропланов, перебазированных не так давно на авиабазу Ранхайм (Ranheim), возвращены на борт, так как получили повреждения во время вылетов на патрулирование в районах подходов к Трондхеймфьорду по задачам ПЛО.




       22 - 24 января 1941 года. Тирпиц основательно замаскирована, так как вероятность внезапного приказа о боевом походе почти полностью исключена. Причиной послужило отсутствие в Трондхейм-фьорде тральщиков и миноносцев для защиты от мин и ПЛ. Плавания для проведения боевой подготовки были невозможны из-за тяжелой ледовой обстановки в акватории Лофьорда. Даже отдельные выходы и постановка на якорь в Трондхейм-фьорде были классифицированы командующим ВМС северного побережья, контр-адмиралом Леопольдом Сименсом (Leopold Siemens), как опасные, поскольку устойчивая область высокого давления над этой частью Норвегии принесла ясную безоблачную погоду, в связи с чем постоянно ожидались удары бомбардировочной авиации британцев. Ранним утром 30 января по Тирпиц отработали две волны бомбардировщиков: одна из семи "Стирлингов" и вторая из девяти "Галифаксов". Как раз, погода испортилась и обошлось без попаданий. Бомбардировщики также вернулись на базы в полном составе.




       Четверг 5 февраля. Пролив Норвик (Norviksund, карта п.11). После двух недель вынужденного перестоя в Фаэттенфьорде, боевая учеба возобновилась в восточной части фьорда Трондхейм. Тирпиц покинула берег в 09:00 и была обнаружена авиаразведкой англичан в 13:00 по берлинскому времени в точке с координатами 63-45,5'с 10-59,5'в у юго-западной оконечности острова Иттероя (Ytterøya), лежащей на курсе север северо-восток. Согласно записям в боевом жкрнале, плотное авиаприкрытие Тирпиц обеспечивалось в течение всего светового дня парой истребителей и двумя гидросамолетами.




       Предположительно 5 февраля, день. На входе в Фаэттенфьорд. Спустя три недели бункеровки с танкера EUROSEE масляные потеки все еще видны (на вставке). Швартовные операции завершились в 18:00.




       Понедельник 9 февраля 1942 года, 14:00. Вероятно, аэрофотосъемка с британского разведборта "Москито". Тирпиц замаскирована в Фаэттенфьорде. На вставке, по стрелке: с 11:00 до 16:30 пополнялись запасы питьевой и мытьевой воды с борта MV BERTIN (прим. не нашелся MV BERTIN. Был норвежский танкер (mt, а не mv) BERTIN, изъят германцем в июне 1940 года, 419 грт, построен на верфи Pedersen в Осло).




       6 - 12 февраля. Временами сильный снегопад. Вечером 12 февраля получены первые данные радиоперехвата переговоров британских летчиков во время торпедных атак на соединение крупных кораблей германца при попытке прохода английским каналом (Ла Маншем) с запада (прорыв под кодовым наименованием "Цербер" (Cerberus) из порта Брест осуществляли линкоры GNEISNAU, SCHARNHORST и тяжелый крейсер PRINZ EUGEN).




       Суббота 14 февраля 1942 года, около 15:00. В этот день британские королевские ВВС (RAF) сфотографировали Тирпиц в Фаэттенфьорде дважды. Предполагается, что примерно полтора часа назад для разведывательной аэрофотосъемки Тирпиц англичанами впервые был опробован истребитель "Спитфайр" с дополнительным баком.




       Воскресенье 15 февраля, 14:20. Фаэттенфьорд. Как и вчера, темные участки борта на баке и корме закрыты плавмаскировкой. В рапортах англичан упоминалась сеть, растянутая между берегом и бортом Тирпиц.




       Понедельник 16 февраля (предположительно). Почти до конца февраля Тирпиц бункеровалась с борта танкера ROGN семь раз. Слово NORGE (на вставке) не относилось к названию танкера, а указывало на принадлежность к нейтральной Норвегии, мол: "Свои! Nicht schießen!!!"




       Эта и предыдущая фотографии вероятно сняты с буксира или сетевого заградителя. Ночью принята радиограмма о том, что 18 февраля в район подойдет 3-я флотилия миноносцев и о запланированном на 20 февраля прибытии на борт командующего флотом линкоров со штабом.




       Четверг 19 февраля. Отшвартовка в 10:00. На фото: при швартовных операциях использовались буксиры, которые в данный момент разворачивают Тирпиц на юго-западный курс для выхода в плавание, виден остров Салтоя (Saltøya), Фаэттенфьорд находится позади камеры. Видимо, застарелые масляные потеки на борту пытались удалить (на вставке).




       19 января, ок.13:10. Трондхеймфьорд. Активность Тирпиц сразу же была обнаружена британцами: координаты 63-34'с 10-30в, на северо-восточном курсе, во время постановки дымзавесы.




       19 февраля. Трондхеймфьорд. Согласно записям в боевом журнале, помимо постановки дымзавесы, выполнялись учебные задачи по определению дистанций и навигации при взаимодействии со вспомогательным кораблем обеспечения авиации MAX STINSKY. В плане боевой подготовки задачи плавания датированы 17-18 февраля, но из-за тумана перенесены на 19-е.




       Снимки сделаны членами экипажей гидропланов авиаотряда Тирпиц, которые выполняли задачи прикрытия. Необходимость практических навыков по постановке дымзавесы обусловлена одной из важнейших функций, которую выполнял данный вид маскировки. Лишить возможности точного прицеливания и скрытно уйти от целой английской армады на старых кастрюлях, но с большими пушками возможно было только под дымом.




       19 февраля. Авиаприкрытие (на фото видны, по крайней мере, два истребителя Me-109) и, в частности, при хороших погодных условиях обеспечивалось в достаточной мере. Проблема была в другом. Отсутствовала возможность ведения авиаразведки для выявления активности противника в прилегающей акватории на самых ранних стадиях, на максимальном удалении от района временного базирования.




       19 февраля. Виден "Арадо-196" (по стрелке). Помимо кораблей, гидропланы в районе Трондхейма базировались только на авиабазе Ранхайм (Ranheim).




       19 января, ок.17:00. Тирпиц входит в Фаэттенфьорд. Северное направление съемки, по левому борту - остров Салтоя (Saltøya). Наличие светлого пятна в районе масляных потеков, положение грузового крана на правом борту указывают на хронологическую связь с предыдущими фотографиями.




       19 января. На входе в Фаэттенфьорд. На следующий день Тирпиц также выйдет в район боевой подготовки в Трондхеймфьорде и вернется под берег в Фаэттенфьорде (по стрелке) в 18:00. На фото, сверху авиационного ангара левого борта виден катер обеспечения авиаотряда Flugbetriebsboot FL.C 307.




       Суббота 21 февраля. Тирпиц в Фаэттенфьорде. Снимок сделан Куртом Домбахером (столько навалил, что даже рыцарский крест дали) из 5-го истребительного авиаполка "Айсмеер" .




       21 февраля, около полудня. Курт Домбахер на своем Ме-109 летит вдоль Фаэттенфьорда. С 10:35 до 13:55 к Тирпиц лагом пришвартовался танкер ROGN (на этом и на сл.фото).




       21 февраля. Дымка. Верхние части башен главного калибра выделяются тональностью серого и, по всей вероятности, окрашены в красный цвет согласно инструкций по опознаванию с воздуха на период боевого похода под кодовым наименованием "Sportpalast" (перебазирование тяжелых крейсеров ADMIRAL SCHEER и PRINZ EUGEN из Германии в Норвегию). Задействованной в завершающей стадии похода Тирпиц в ближайшее время запланировано выдвижение из района базирования для поддержки кораблей. Из-за строжайшей секретности Карлу Топпу даже не сообщили о "Sportpalast". 20 февраля получен приказ находиться 22 февраля к 04:00 в немедленной готовности к неведомому походу. Но на снятие противоторпедной сети, швартовные операции и буксировку потребовалось бы время. Поэтому Топп планировал 21 февраля к 17:00 привести Тирпиц в немедленную готовность, а с наступлением темноты встать на якорь во фьорде.




       Возможность хоть как-то прояснить ситуацию появилась благодаря собственной службе радиоперехвата. В радиообмене англичан упоминалось о соединении из крупных кораблей, эсминцев и миноносцев, обнаруженных на переходе в Норвегию (прим. это только скупая выжимка из КТВ. В самом боевом журнале все значительно запутаннее, интереснее и с комментариями Топпа).



    БОЕВОЙ ПОХОД "SPORTPALAST" 21-23 февраля 1942 года.


       Суббота 21 февраля 1942 года. Северное море. Командующий флотом линкоров, находящийся на борту тяжелого крейсера PRINZ EUGEN, ведет тяжелый крейсер ADMIRAL SCHEER и четыре эсминца в район Трондхейма. Соединение кораблей вышло из Брунсбюттеля (Brunsbüttel) по приказу о начале боевого похода, отданному кодовым словом "Harz".




       Воскресенье 22 февраля, утро. При следовании в норвежских шхерах по направлению к Гримстадфьорду (Grimstadfjord) вблизи Бергена (Bergen). Тяжелый крейсер ADMIRAL SCHEER снят с борта "Хейнкеля-111", который сопровождал соединение до входа в пролив Трондхеймслайа (Trondheimsleia)(прим. самолет относят к Stabia Luftflotte Kommando 5. Stabia - это не итальянское, а Stabsbildapteilung, т.е. секция фотографирования в разведотделе штаба. Наверное, лучше так: вылет был осуществлен по приказу командования норвежского округа 5-го воздушного флота (Luftgau Kommando Norwegen).




       Тяжелый крейсер PRINZ EUGEN и эсминец Z4 RICHARD BEITZEN из 5-й флотилии. Несмотря на угрозу авианалета и возможную торпедную атаку подводной лодки, корабли легли в дрейф в ожидании прибытия лоцманов на входе в пролив Кармсунд (Karmsund) - примерно в 130 км к югу от Гримстадфьорда.




       PRINZ EUGEN и ADMIRAL SCHEER следуют в Гримстадфьорд через пролив Хаугесунд (Haugesund) и Кошфьорд (Korsfjord). Плюс к бортовой артиллерии ПВО, авиаприкрытие тяжелых крейсеров осуществляло звено Ме-110 (3 борта).




       22 февраля, незадолго до 13:00. На подходе к Гримстадфьорду. На нижнем снимке: впереди эсминец Z4, (по стрелке) гора Лидэрхорн (Lyderhorn) - примерно в 5 км к северу от места якорной стоянки тяжелого крейсера PRINZ EUGEN.




       Снимок сделан с борта эсминца Z4 в направлении, противоположном предыдущему снимку, и приблизительно в одно и то же время.




       22 февраля, ок.13:00. PRINZ EUGEN, сопровождаемый буксирами, незадолго до прибытия на место якорной стоянки в Гримстадфьорд с сетевым противоторпедным заграждением (сеть видна в правом верхнем углу). В 13:28 ADMIRAL SCHEER также войдет во фьорд и встанет у причала "Мост Доллвика" (Dollvikbrücke)




       Около 14:15. Гримстадфьорд. Северо-западное направление съемки. Тяжелый крейсер ADMIRAL SCHEER у причала "Мост Доллвика". К нему пришвартован лагом пароход UHLENHORST (бывш."Койдула", изъят германцем у СССР в 1941, в 1948 году возвращен эстонскому владельцу). В боевом журнале тяж.крейсера записано, что в данный момент на подходе судно G.ELLEN RUSS для защиты с правого борта.




       22 февраля. Перед отходом от берега. Из-за того, что соединение кораблей задержалось на переходе, Тирпиц покинула место швартовки на сутки позже и встала на якорь у выхода из фьорда в немедленной готовности сняться в поход.




       После отхода с помощью буксиров, Тирпиц встала на якорь во фьорде с наступлением темноты в 19:50. Принято сообщение с условным сигналом "Morgenstunde" (Утрений час) - это означало, что подход соединения кораблей ожидался в течение следующей ночи.




       После получения радиограммы, содержащей командное слово "Rösselsprung" (Ход конем), в пятницу 23 февраля в 05:00 Тирпиц снимается с якоря с последующим выдвижением в заранее указанную позицию (квадрат AF 8330, большая карта п.14) с миноносцами Т5 и Т12 из 2-й флотилии (прим. Командир Топп записал в 06:20 в боевой журнал следующее: "Во время отхода все сигнальные станции, корабли охранения, суда заграждения и береговые батареи передавали "А...А" (в световом телеграфе для вызова корреспондента на связь непрерывно передается буква "А". В азбуке Морзе буква "А" - это точка-тире, а в световом телеграфе, соответственно, короткий световой сигнал и сигнал подлиннее - по продолжительности, как три коротких). Такого рода активность неприемлима. ...Это относится и к прожекторному заграждению в Хопене, которое демаскировало корабль, постоянно освещая").




       23 февраля. Тяжелый крейсер PRINZ EUGEN получил попадание торпедой в 07:05, когда маяк Grip уже визуально наблюдался с борта в течение 35 минут. Погибли 9 членов экипажа, ранено 23. В этот момент тяжелый крейсер ADMIRAL SCHEER находился в позиции с координатами 54-30'c 10-18'в, то есть примерно в семистах метрах позади PRINZ EUGEN.




       После успешной торпедной атаки британцев Тирпиц легла на обратный курс в Фаэттенфьорд примерно в 10:00. (прим. В 08:50 принята радиограмма от командующего флотом линкоров: "Силам 5-й флотилии эсминцев и 2-й флотилии миноносцев прибыть в местонахождение PRINZ EUGEN в квадрате AF 8263," - и в 09:05 оба миноносца покинули Тирпиц близ острова Тернинген (Terningen). В 09:59 в адрес командующего флотом линкоров поступила радиограмма от командования группы ВМС "Север": "Тирпиц входит (т.е. уходит в район временного базирования) с рапортом об обстановке и намерениях командующему флотом линкоров").




       Понедельник 23 февраля, вскоре после 10:00. Пролив Трондхеймслайа (Trondheimsleia), на заднем плане остров Хэмнсйела (Hemnskjela). На этой и верхней фотографиях Тирпиц при следовании в Фаэттенфьорд. Интересная деталь: маскировочные средства, сложенные на корме (по стрелке).




       23 февраля, полдень. Часть пролива Трондхеймслайа (Trondheimsleia) с координатами приблизительно 63-28'с 08-50'в. После того, как тяжелый крейсер PRINZ EUGEN был торпедирован в кормовую часть подводного корпуса, в 11 метрах от кормового среза образовался вертикальный разлом, и вскоре корма надломилась с провисом примерно в 45 градусов. Миноносцы Т5 и Т12, до этого обеспечивавшие Тирпиц, заняли позиции в боевом охранении тяжелого крейсера совместно с эсминцами Z7 и Z25. Командующий силами ВМС северного побережья Норвегии направил в район для поддержания борьбы за живучесть PRINZ EUGEN четыре буксира, насосную плавстанцию для осушения затопленных отсеков, семь тральщиков и малые сторожевые корабли.




       23 февраля 1942 года, 11:45. У входа в Трондхеймфьорд и на подходе к береговой батарее-форту Хамбара (Hambara - находится слева, вне фото. На карте п.4). Западное направление съемки с позиций береговой батареи Хюзн (Hysnes, карта п.5). Тяжелый крейсер ADMIRAL SCHEER на переходе с авиаприкрытием из трех Ме-110 (по стрелкам).




       Примерно в это же самое время, как и на предыдущем фото, Тирпиц на большом удалении от периметра района временного базирования - посреди Трондхеймфьорда. Вне периметра погода улучшилась (опять же, это видно на предыдущем фото), а по месту съемки все еще дымка. Маскировочный хлам все еще валяется на корме.




       23 февраля, полдень. На снимке слева: Трондхеймфьорд и на заднем плане - вид на его северное побережье, а слева видна гора "Старушка Клумпен" (Kjerringklumpen). Вся аэрофотосъемка производилась с борта "Хейнкеля-111", который сопровождал Тирпиц после обмена действующими на период боевого похода "Sportpalast", опознавательными сигналами.

    (прим. Запись в боевом журнале: "23 февраля, 09:50. Не-111 в темном камуфляже, государственные опознавательные знаки закрашены черным, то есть отсутствуют. Обнаружен на подходе с кормы правого борта и, в дальнейшем, осуществлял патрулирование воздушного пространства вблизи корабля. Подал действующий опознавательный сигнал с отстрелом вертикально вниз, дважды. Сопровождал до швартовки в Фаэттенфьорде. На запрос авиабазы Варнес (Værnes, единственный аэродром с базированием Не-111) получен ответ, что ни один из "Хейнкелей-111" не вылетал по задаче. Поэтому направлен рапорт командованию ВВС "Север (Запад)" для внесения ясности, мог ли это быть самолет противника").



       23 февраля. На подходе к Осэнфьорду (Åsenfjord), на заднем плане остров Фроста (Frosta). В 16:52 будет получена радиограмма о прорыве подводной лодки противника, и с этого времени предупреждение о возможной атаке ПЛ действовало на всей акватории Трондхеймфьорда.




       Около 13:00. Фаэттенфьорд (Faettenfjord). Юго-восточное направление съемки с борта буксира FRIGGA (вероятно). После боевой подготовки по определению дальности-направления подошли буксиры для содействия Тирпиц при швартовке.




       Около 13:30. Тяжелый крейсер PRINZ EUGEN и миноносец Т5 вблизи острова Хэмнсйела (Hemnskjela). На собственном ходу в 10-12 узлов тяжелый крейсер подошел к заграждениям в проливе Трондхеймслайа (Trondheimsleia) и прошел их с помощью буксиров. Вскоре после этого буксиры отошли, чтобы не ограничивать крейсер по маневренности и скорости хода. За этот период времени весь боезапас башни главного калибра D был перемещен в другие отсеки - подальше от кормы.




       23 февраля, день. Вблизи береговой батареи-форта Хюзн (Hysnes). Тяжелому крейсеру PRINZ EUGEN нанесен значительный ущерб: более 10 метров кормы подломилось, руль заблокирован в положении "влево-10" градусов, румпельное отделение -"под пресс" (вода до подволока), другие отсеки постепенно затопляются. В связи с чем, уже выбраны участки береговой черты для того, чтобы тяжелый крейсер выбросился на берег.




       23 февраля, пока день. Направление съемки на север северо-восток, слева находится Рисса (Rissa, прим. тоже удивился. Примерно, как сказать: "Слева находится Ямало-Ненецкий АО". Здоровенная эта Рисса). Несмотря на затопляемые отсеки, тяжелый крейсер оставался наплаву, а изменение курса осуществлялось гребными винтами с увеличением-снижением оборотов или реверсом по правому или левому борту. Около полуночи PRINZ EUGEN встал на якоре в Лофьорде (Lofjord, карта п.2).




       Вторник 24 февраля 1942 года, около 12:20. Фотографирование британским разведбортом с высоты 15-16000 футов. Тирпиц ошвартована под берегом в Фаэттенфьорде. С правого борта на подходе танкер ROGN (по стрелке) для бункеровки с 12:30 до 16:30.




       24 февраля, 15:45. После постановки PRINZ EUGEN в Лофьорд, командующий флотом линкоров, вице-адмирал Отто Цилиакс и офицеры его штаба прибыли на Тирпиц, у правого борта которой стоит теплоход SKUDENES для пополнения запасов питьевой и мытьевой пресной воды.




       25 или 26 февраля. После отмены предупреждения о возможной атаке ПЛ, Тирпиц продолжает боевую подготовку в Трондхеймфьорде. Флаг вице-адмирала на фок-мачте (по стрелке). Когда-то сложенные на корме средства маскировки - на месте.




       Предположительно 25 и 26 февраля, ближе к вечеру. Трондхеймфьорд. 25-го числа: боевая подготовка по отработке навыков определения дальности и направления, а также ночная учебная тревога. 26-го: подкалиберные стрельбы главным и средним калибром. Ночные стрельбы пришлось отменить, из-за уничтожения цели.



    ЛО-ФЬОРД (LOFJORD) конец февраля - начало марта 1942 года.


       Конец февраля - начало марта 1942 года. Направление съемки с юга юго-востока, слева - вход в Лофьорд (на карте п.2). Тяжелый крейсер ADMIRAL SCHEER привязан к двум береговым швартовным устройствам на скалах Скарбергет (Skarberget), примерно в трех километрах к северу от Фаэттенфьорда (прим. обычно и бак, и корму швартуют на три береговых кнехта с заведением продольных концов, прижимных концов и шпрингов. То есть, полагается пять-шесть береговых швартовных устройств).




       Южное юго-западное направление съемки. Под противоположным берегом стоит ADMIRAL SCHEER. Левее виден бак PRINZ EUGEN, выглядывающий из-за ремонтного судна-плавмастерской HUASCARAN (бывший грузо-пассажирский пароход 1939 года постройки. В 1991 году переименован в ROMANTICA и использовался в малых круизах по Средиземке), которое приступило к ремонтным работам 25 февраля.




       Берег Скарбергет (Skarberget), Лофьорд. Тяжелый крейсер ADMIRAL SCHEER был вполне боеспособен, но простоял здесь многие недели. Даже грядущая охота на конвой PQ12 обошлась без участия тяжелого крейсера, так как штаб командования ведения боевых действий на море (SKL) предполагал больший успех при выдвижении сильной и быстрой единицы, нежели эскадры. В боевом журнале ADMIRAL SCHEER записано мнение по этому поводу командира крейсера, капитана цур зее Вильгелма Миндсена-Болькена (Wilhelm Meendsen-Bohlken), исполненного осознанием долга, рвущегося в бой и многократно подчеркивающего возможности и преимущества ADMIRAL SCHEER.




       Начало марта. Приготовления к отделению кормовой части, установке поперечной водонепроницаемой переборки и двух временных рулей. Буксир PELLWORM задействован в ремонте до 9 мая 1942 года. Тяжелому крейсеру PRINZ EUGEN пришлось вернуться в Киль - поход "Волшебная флейта"(Zauberflöte).




       Предположительно вторник 3 марта, после полудня. Фаэттенфьорд. Пароход с продовольствием (картошка, пиво, прочее) и снабжением OLDENBURG ошвартован по правому борту Тирпиц в 15:30.




       Среда 4 марта, Фаэттенфьорд. В то время, как экипаж перегружал продовольствие-снабжение с парохода, на борту Тирпиц находились с ознакомительным визитом: генерал-фельдмаршал Вильгельм Лист, генерал-полковник Ганс Юрген Штумпфф, генерал-лейтенант Рихард Пелленгар.




       Главный артиллерийский офицер (I.A.O., ком.БЧ-2), корветтен-капитан Вебер (второй справа), рядом с ним генерал-фельдмаршал Лист, находящийся с инспекцией в Норвегии. Позади фельдмаршала - генерал-лейтенант Пелленгар, слева от него - командующий 5-го воздушного флота, генерал-полковник Штумпфф.




       Видимо, четверг 5 марта, утро. Фаэттенфьорд. К правому борту парохода OLDENBERG уже подошел буксир, отшвартовка завершилась в 11:40. Спустя всего 24 минуты, истребитель британцев "Спитфайр" прошел над Тирпиц и был впоследствии сбит истребителем Ме-109.



    БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ ПРОТИВ КОНВОЕВ PQ12 и QP8 с 6 по 9 марта 1942 года.


       Точка запланированного на 13:15 6 марта рандеву оперативного соединения кораблей по пеленгу 20 градусов на Нэстфъяру (Nestfjæra) с удалением в 2 мили.




       Предположительно 6 марта, около полудня. Осэнфьорд (Åsenfjord). После отхода примерно в 12:00, Тирпиц перешла в точку рандеву с эсминцами 5-й флотилии Z5, Z7, Z14 и Z25.




       Около полудня. Осэнфьорд (Åsenfjord). Сфотографировано с борта эсминца Z25, который находится в точке рандеву близ Стайнвикхолма (Steinvikholm). За Тирпиц виден остров Фроста (Frosta). Z14 FRIEDRICH IHN все еще в Хоплаельвене (Hoplaelven) для того, чтобы принять на борт командира 5-й флотилии эсминцев с Z4 RICHARD BEITZEN.




       Немногим позже. Осэнфьорд. Снимок с Z25. Походный порядок эсминцев, согласно записям в боевом журнале Z25, был следующим: головной Z14 с командиром флотилии на борту, затем Z7, Z5 и Z25. С орудийных стволов башни ГК "Дора" снимут брезент позже.




       6 марта, ок.14:45. Трондхеймфьорд, вблизи мыса Рёдберг (Rødberg). Задержавшиеся Т12 (слева) и Т5 (справа, с эмблемой "семи швабов" на бортовой переборке боевой рубки) только что присоединились к отряду кораблей, о чем имеется запись в боевом журнале 2-й флотилии миноносцев. Задержка была вызвана неисправностью оборудования связи на Z14, в следствии чего флотилию не оповестили вовремя. Бункеровка эсминцев с борта Тирпиц запланирована на следующее утро в 04:00 в океане, а приготовления уже начались. Моряки занимаются вторым основным делом: таскают топливопроводы на корме Тирпиц.




       Незадолго до 15:55. Северная часть Трондхеймфьорда. Солнце на юго-западе. Левый борт Тирпиц. Ближе к левому краю фотографии - портовый патрульный катер, дальше - эсминцы Z7 и Z5 во время выполнения поворота для следования по направлению к Гартену (Garten). Через минуты эсминец PAUL JACOBI начнет отставать из-за возникшей неисправности в машинном отделении.




       В то же самое время другой военный корреспондент сфотографировал маневр эсминцев с ходового мостика.




       Северная часть Трондхеймфьорда. После прохождения береговой батареи-форта Бреттинген (Brettingen, на карте п.6). Снимок сделан с портового патрульного катера, упомянутого прежде. В данный момент Тирпиц меняет курс и вскоре пойдет по направлению к Гартену.




       Северная часть Трондхеймфьорда. Судя по наличию датской 20-мм автоматической зенитной пушки "Мадсен", вполне вероятно, что катер ранее принадлежал Норвегии. В таком случае, это мог быть только ND-15 "Сокол" или ND-17 "Кондор", либо ND-26 "Гуляка".




       За минуты до 16:00. Ёрланд (Ørland) на горизонте. Снято с Z25, которому приказано занять позицию Z5 в авангарде с правого борта Тирпиц, поскольку эсминец PAUL JACOBI снизил ход в 15:55 из-за неисправности энергетической установки.




       Почти 16:00. Эсминец Z25 (c миноносцем Т12 по корме) пересекает кильватер Тирпиц, чтобы занять новую позицию в ордере. Z5 застопорил машину и лег в дрейф, а из трубы валит пар или дым (по стрелке).




       Северная часть Трондхеймфьорда, день клонится к вечеру. Сфотографировано с борта портового патрульного катера. Эсминец Z25 с 16:05 идет в авангарде по правому борту. Тирпиц чадит, возможно, из-за проблем с котлами или по причине проводимой обдувки котлов (прим.холодные котлы вводят, оттого и дымит. Вскоре оперативный простор ждет, и надо будет разбежаться по максимуму).




       После того, как на эсминце Z5 устранили неисправность, соединение кораблей следовало по морской акватории Фрюхавет (Frohavet) построением, показанным на схеме, что зафиксировано в боевом журнале Z14. Гидроплан-разведчик BV.138 "Морской Дракон" и, такой же малопохожий на истребитель, бомбардировщик Ju-88 шли в авиаприкрытии, хотя в минутной готовности находились два бортовых "Арадо" и пара Ме-109 на аэродроме.




       6 марта 1942 года, ближе к вечеру. Прохождение в шхерах по восточной акватории Крёквогфьорда (Kråkvågfjord), Фрюхавету (Frohavet), Асенлее (Asenleia) - показаны на карте от 13 марта 1942 года. В 17:00 обнаружены подводной лодкой британцев "Морской волк" (HMS SEAWOLF, на вставке). Маяк Халтен (Halten) пройден в 17:50, навигационный огонь Кия (Kya) на траверзе левого борта в 18:45. В 19:52 эсминец Z5, миноносцы T5 и Т12 покинули ордер и легли на обратный курс в Трондхейм. Тирпиц осталась с тремя эсминцами. В журнале Z25 записано, что эсминец находился на дистанции около 1500 метров на траверзе (прим. так и написано: на траверзе.... его, вроде, мотало из конца в конец) Тирпиц в течение дня.




       Вероятно, суббота 7 марта, утро. Сфотографировано с борта Z25, впереди Тирпиц на удалении идет Z7. Из-за штормового моря эсминцы не смогли поддерживать высокую скорость хода и вечером утопили советское торговое судно "Ижора".




       7 марта, Северный Ледовитый океан. Тирпиц пока не обледенела.




       8 марта. Эсминцы подошли к Тирпиц вечером 7 марта. Попытка бункеровки обернулась ничем из-за высокой волны, и эсминцам необходимо было уходить в Харштад (Harstad) и Тромсё (Tromsø) для пополнения запасов топлива.




       Из-за отставания эсминцев, уже утром 8 марта Тирпиц совершала одиночное плавание. По данным авиаразведки германца конвой союзников состоял из 15 транспортов и 3 кораблей охранения (британский крейсер и два эсминца). В соответствии с комплексом поставленных задач требовалось избегать боестолкновения с превосходящими силами и вступать в бой с равноценным противником, если таковой препятствовал поражению транспортов конвоя и обстановка позволяла достичь прямого и явного успеха. После выполнения основной задачи - уничтожения, в первую очередь, крейсера британцев и остальных кораблей охранения, - предполагалось подвергнуть транспорты торпедным атакам с ближних дистанций, либо кинжальному артогню ниже ватерлинии. Выполнение поставленных боевых задач следовало немедленно прекратить в случае возникновения минной опасности. Согласно документальных материалов британцев конвой PQ12 состоял из грузовых судов, совершавших переход из Рейкьявика (Исландия) в Мурманск (СССР) с 1 по 12 марта 1942 года с отрядом кораблей охранения (легкий крейсер HMS KENYA, эсминцы HMS ORIBI, HMS OFFA). Конвой QP8 шел в балласте из Мурманска после выгрузки. Поисковые действия Тирпиц вплоть до начала суток 9 марта не принесли результатов. Имелись все основания полагать, что советское грузовое судно "Ижора" оповестило конвой и передало собственные координаты перед гибелью. В итоге, выполнение задач боевого похода было прекращено. В произошедшем 8 марта немаловажную роль сыграло владение сиюминутными намерениями и тактическими планами германца, благодаря захваченному кодировочному аппарату "Энигма". В боевом журнале Тирпиц записаны предположения о перенаправлениях конвоев и о выдвижении британских ВМС из пункта постоянного базирования в Скапа-Флоу (Scapa Flow). Чем дольше Тирпиц оставалась в океанском районе поиска, тем вероятнее ее перехват британскими ВМС и ВВС на маршруте возврата в Трондхеймфьорд. Однако командующий флотом линкоров, вице-адмирал Отто Цилиакс оценивал обстановку иначе, основываясь на разведданных, в которых не упоминались три британских линкора и авианосец, уже находившиеся в районе.




       ВМС британцев, задействованные по задаче.
       1-ая линейная эскадра: авианосец HMS VICTORIOUS; флагман командующего ВМФ метрополии, адмирала Тови (John Cronyn Tovey) линкор HMS KING GEORGE V, тяжелый крейсер HMS BERWICK.
       2-ая линейная эскадра: линкор HMS DUKE OF YORK под командованием вице-адмирала Кёртиса (Alban Thomas Buckley Curteis), линейный крейсер HMS RENOWN.




       Два самых-самых линкора ВМФ метрополии - HMS DUKE OF YORK и HMS KING GEORGE V (на заднем плане). На каждом размещено по десять 356-мм орудий главного калибра (две башни х4 и башня х2), а также имелось мощнейшее бронирование, что позволяло им противостоять линкорам класса "Бисмарк".




       Под командованием адмирала Джона К. Тови велись боевые действия против Бисмарка, и теперь он принимал решения, базируясь на произошедшем с HMS HOOD и повреждениях HMS PRINCE OF WALES. Поэтому ветеран HMS RENOWN (справа) должен был оставаться вне зоны поражения огневыми средствами противника, а HMS DUKE OF YORK (слева) и HMS KING GEORGE V выполняли задачу.




       Сфотографировано с борта авианосца HMS VICTORIOUS, справа на удалении виден HMS BERWICK. Несмотря на численное превосходство 2:1, решено не рисковать, и адмирал Тови следует прежним курсом, приведшим к уничтожению Бисмарка. Во-первых, ударные силы авианосца HMS VICTORIOUS нанесут урон огневой мощи Тирпиц, а затем линкоры разовьют успех.




       Понедельник 9 марта, утро. Курс 193 градуса. На навигационной палубе (Unteres Mastdeck) по левому борту у целеуказателя. По стрелке - кильватер эсминца Z14, который сократил дистанцию до Тирпиц в 08:00 и с 08:30 шел в авангарде с правого борта, выполняя задачи ПЛО. В 09:10 два из шести британских палубных торпедоносцев-бомбардировщиков "Альбакор", вылетевших с HMS VICTORIOUS в поиск, обнаружены с борта Тирпиц по пеленгу на север.




       10:17. Курс 82 градуса. В 09:32 с борта взлетел гидроплан "Арадо". Атака на разведпоисковую пару закончилась безрезультатно, несмотря на попадания в оба британских борта. Тирпиц изменила курс к востоку в 09:34 и на скорости хода 29 узлов уходила в направлении Вестфьорда (Vestfjord), чтобы укрыться.




       "Фэйри Альбакор" (Fairey Albacore), как и "Свордфиш", был стандартным торпедоносцем-бомбардировщиком британских королевских ВМС. Самолет развивал скорость 259 км в час, дальность - 1500 км, рабочая высота полета - 6310 метров. Торпеда весила 760 кг. "Альбакоры" также использовались для разведки и наблюдения, поскольку экипаж состоял из трех человек.




       Начиная с 10:21 (время берлинское), атаковало 12 торпедоносцев "Альбакор", было совершено четыре захода (прим. три борта "волной" не назовешь) на цель на малой высоте. В боевом журнале Тирпиц записано, что каждый самолет нес по две торпеды.


       Выписка из британских документов от 9 марта 1942 года (схема на карте в соответствии с оригиналом):
       09:20:30 (время лондонское). Первый заход на цель. 832-ая эскадрилья, борта 4А, 4В и 4С.
       09:21:30 2-й заход. 817-ая эскадрилья, борта 5М, 5Н и 4G.
       09:25:30 3-й и 4-й заходы. 817-ая эскадрилья, борта 5L, 5В, 5С (сбит). 832-ая эскадрилья, борта 4R, 4М, 4Р (сбит).



       10:21 плюс около 30 секунд. Снимок сделан с левого крыла флагманского мостика через передний дальномерный пост. Завершен первый заход на цель звена (4А, 4В, 4С) 832-й эскадрильи, и оно уходит с отворотом на восток. Торпеда (след по стрелке) уже прошла через курсовую линию на удалении от форштевня. В это же самое время, по корме с левого борта, звено (4G, 5М, 5Н) 812-й эскадрильи сбросило торпеды, которые тоже пройдут мимо цели. Причиной промахов, возможно, оказалась недавняя смена командиров звеньев, а также неслетанность экипажей. Уникальная возможность остановить самого-пресамого надводного германца одним авианалетом была упущена, что повлияло на общее и без того веселенькое настроение в кругу авиабритов по задаче.




       По британским данным, было потеряно два торпедоносца. Израсходовано боеприпасов артиллерии ПВО Тирпиц малого калибра 3372 шт., среднего - 897, крупного - 345. В боевом журнале Тирпиц записано три уничтоженных самолета противника. Четвертый самолет был сбит вооружением ПВО эсминца Z14, о чем имеется соответствующая запись командира в боевом журнале. Также, имеется противоречивая информация о количестве задействованных в авианалете торпедоносцев. Британцы утверждали, что "Альбакоров" было 12, тогда как экипаж Тирпиц насчитал 20-25.




       Около 10:24. Снимок сделан с навигационной палубы (Unteres Mastdeck) в сторону левого борта. Маневр уклонения с перекладкой руля "лево на борт", то есть экстренным изменением курса на 90 градусов (по стрелке - кильватер). В боевом журнале Топп отметил, что британцы проявили смелость во время атак, даже ходовой мостик обстреляли. Трое членов экипажа из расчета 20-мм зенитной автоматической пушки, расположенной сверху боевой рубки, получили легкие ранения, остальные двадцать попаданий - возле башни главного калибра "Бруно".




       Приблизительно 10:26. Тирпиц снова выполнила маневр уклонения с поворотом на 90 градусов, на этот раз - вправо. Направление съемки на юго-запад, Солнце на юго-востоке. Следы торпед (по стрелкам) 3-го и 4-го (4М, 5В, 4L) боевых заходов на цель. Эта фотография указывает на небольшие ошибки на карте британцев.




      



    ОКОНЧАНИЕ ПЕРВОЙ ЧАСТИ ТРЕТЬЕЙ КНИГИ





      




  • Комментарии: 4, последний от 09/08/2018.
  • © Copyright Динамов Сергей Борисович (sdinamov@me.com)
  • Обновлено: 03/08/2018. 77k. Статистика.
  • Монография: Перевод

  • Связаться с программистом сайта.