Динамов Сергей Борисович
Одинокая королева Севера по прозвищу Зверь. Книга 2.2

Lib.ru/Современная: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 8, последний от 04/07/2018.
  • © Copyright Динамов Сергей Борисович (sdinamov@me.com)
  • Размещен: 27/04/2018, изменен: 03/08/2018. 94k. Статистика.
  • Монография: Перевод
  • Тирпиц



  •   
      

    Р.Геринджер, А.Бономи

    "Одинокая королева Севера по прозвищу "Зверь"

      


      

      Через годы кропотливой работы с историческими документами, их поиска, а также побывав на местах событий, Авторам удалось практически безошибочно привязать большое количество фотографий Тирпиц к местоположениям и датам. Во второй части второй книги фотографии расположены в хронологическом порядке, который отображает почти ежедневную жизнь линкора, начиная с боевого похода на перехват кораблей ВМФ СССР в северной части Балтийского моря и заканчивая переходом по Кильскому каналу на рейд Шилихь перед отходом в Норвегию для несения там боевой службы.
      Как качество, так и большое количество впервые опубликованных фотографий позволит увидеть далекое прошлое - жизнь и смерть гордой и могущественной Тирпиц.



    БОЕВОЙ ПОХОД С ЗАДАЧЕЙ ПЕРЕХВАТА КОРАБЛЕЙ ВМФ СССР с 23 по 26 сентября 1941 года. Южная часть карты.


       Реконструкция действий оперативного соединения кораблей на 23 сентября и время прохождения маршрутных точек согласно записям в боевых журналах. Двух-трехминутная разница в записях при ссылке на точку прохождения указывает на то, что весь отряд кораблей затрачивал порядка 10 минут на проход данной точки в целом.
       Выписка из боевого журнала Тирпиц (карта):
      Отход из Свиндемюнде назначением в северную часть Балтики для предотвращения прорыва советских ВМС в Швецию.
    1. 13:45 22.09.41 - 06:00 23.09.41. Тирпиц на якорной стоянке в точке по пеленгу 312 градусов и на удалении 13 миль от Грайфсвальдэ Ой (Greifswalder Oie).
    2. Около 10:00 23.09.41. Формирование походного ордера оперативного соединения кораблей близ точки фарватера "Зеленый-03" (grün 03).
    3. 12:56-15:16 23.09.41. Условия плохой видимости (туман).
    4. 17:30 23.09.41. Тирпиц проходит минные заграждения "Вартбург-3" (Wartburg III) и шведские минные заграждения близ Эссби (Össby). (Прим. шведы вряд ли ставили мины. Видимо, ошибка)

    Сокращения: TP -Тирпиц, SC - тяжелый крейсер ADMIRAL SCHEER, КL - легкий крейсер KÖLN, NG - легкий крейсер NÜRNBERG.




       Вторник 23 сентября 1941 года, ок.10:00. Проход маршрутной точки "Зеленый-03" с поворотом на курс 34 градуса. От якорной стоянки до "Зеленого-03" следовали не соблюдая порядок прохождения фарватера - буквально по прямой, назвав этот бардак или участок прохождения "Прокладка-51" (Weg 51). В авангард ушла 2-ая флотилия миноносцев. Согласно боевому журналу вице-адмирала Отто Цилиакса, экипажи кораблей находились на различных уровнях боевой слаженности и подготовленности. Легкий крейсер NÜRNBERG и эсминц Z26 даже не проводили практических артстрельб.




       Соединение кораблей выходит на курс 34 градуса, скорость хода 12 узлов. На брезент краской наносится авиационный опознавательный знак для Люфтваффе.




       Красят топы башен главного калибра, и, согласно радиограмме командующего крейсерским флотом в адрес "1-го Воздушного флота" (Luftflotte 1), командующему авиацией на Балтике (Fliegerführer Ostsee), на период боевого похода приказана покраска в желтый цвет. В 10:25 скорость хода соединения кораблей увеличена с 12 до 20 узлов.




       Верх башен 150-мм орудий также покрашен в желтый цвет. Миноносцы в авангарде до 10:10, после чего боевой порядок - на сл.фото.




       Построение оперативного соединения кораблей с 10:30 до 15:20. 8-ая флотилия эсминцев в авангарде на удалении 2000 метров. Визуальный контакт с эсминцем Z25 иногда прекращался.




       Предположительно 23 сентября, полдень. На румбе северо-восток. Снимок с борта миноносца. В течение боевого похода командование соединением кораблей осуществлял вице-адмирал Отто Цилиакс. Начальник флота крейсеров, вице-адмирал Хуберт Шмундт отвечал за оперативное планирование, организацию и управление соединением. По всей вероятности, Цилиакс назначил его начальником штаба при формировании своего командного пункта после оглашения приказа о боевом походе на борту корабля управления HELA.




       23 сентября, ок.12:13. Вблизи маршрутной точки поворота "Синий-50" (blau 50) с изменением курса с 34 на 62 градуса. По правому борту Тирпиц виден эсминец Z25, а прямо по курсу - кильватерный след от эсминца Z26. Через некоторое время соединение войдет в густой туман, видимость ухудшится до полной потери кораблей, идущих в авангарде. Возникнут затруднения с радиосвязью, поскольку корабли были оснащены различными типами УКВ-радиостанций.




       23 сентября. При нахождении между береговой линией материковой Швеции и островом Бронхольм появилась возможность определиться (определить точное местонахождение по пеленгам на береговые навигационные объекты), и задан новый курс 61 градус, скорость хода 15 узлов. Согласно записям в боевом журнале 8-й флотилии эскадренных миноносцев, Z26 и Z27 теперь замыкали походный ордер, а с Z25 произошла (как обычно) потеря визуального контакта с 15:32 до 15:49. При прохождении в густом тумане снижены требования к мерам по борьбе с подводными лодками противника, и поэтому миноносцы T5 и T2 (с правого борта) сблизились с основной группой кораблей.




       15:32 - 15:49. Все еще только два эсминца видны по корме, миноносец T11 вблизи по левому борту. Леерное ограждение (на переднем плане) на борту Тирпиц не выставлено, что указывает на повышенную боевую готовность. Через 11 минут после прохождения маршрутной точки поворота "Синий-51" (blau 51) соединение легло на новый курс 80 градусов.




       Предположительно 23 сентября 1941 года, после полудня. Курс 61 градус. Солнце на юго-западе, погода улучшилась. Это командир легкого крейсера KÖLN, капитан цур зее Фридрих Хюффмайер (Friedrich Huffmeier), который был назначен командиром линкора SCHARNHORST в начале апреля 1942 года.




       Около 17:07. Легли на курс 10 градусов с прежнего в 80 градусов, скорость хода 20 узлов. Увеличение (в правом верхнем углу) указывает на то, что на тяжелом крейсере ADMIRAL SCHEER в цвет авиараспознавания были окрашены не только сами топы башен главного калибра, но и наклонные участки между верхней частью и бортами башен. Снимок сделан с крыла ходового мостика легкого крейсера KÖLN. Справа на удалении виден миноносец.




       Совсем немного позже по времени, чем на предыдущей фотографии. Снимок сделан с борта Тирпиц. На тяжелом крейсере ADMIRAL SCHEER переложили руль для поворота и собираются лечь на курс 10 градусов, а левый борт, находящийся в тени на предыдущем фото, только лишь начинает освещать Солнце.




       Около 17:11. Брезент с опознавательным знаком для авиации лежит сверху убранного кормового флагштока Тирпиц, которая на высокой скорости приближается к узкому проходу в минных заграждениях (Schwedensperre) вблизи Швеции. Прохождение возможно только в течение светового дня.




       Около 18:08, вблизи Эссби (Össby). Видимость 10 миль и полный штиль. Все еще светло, в ином случае (согласно записям в боевом журнале командира соединения Отто Цилиакса) пришлось бы отложить проход минноых заграждений на 24 часа и уходить в Готенхафен. Прошли заграждения курсом 30 градусов без нарушения границы шведских территориальных вод. На фото, снятом с борта легкого крейсера NÜRNBERG, Тирпиц и тяжелый крейсер ADMIRAL SCHEER уже идут курсом 90 градусов.




       Направление съемки на восток с борта корабля, находящегося в данный момент внутри прохода в миннных заграждениях близ Эссби. Миноносцы идут в авангарде (стрелки справа) и слева - 8-ая флотилия эсминцев (по стрелке). Шведские эсминец и тральщик осуществляли слежение с 17:40 и примерно через час вышли из зоны визуального наблюдения.




       Тяжелый крейсер ADMIRAL SCHEER с двумя башнями главного калибра (по 3х280-мм орудия образца 1928 года в каждой) был вторым по огневой мощи после Тирпиц в составе соединения кораблей. Крейсер был назван в честь адмирала, который командовал германским "Флотом открытого моря" в Ютландской битве в 1916 году.




       Легкий крейсер NÜRNBERG.




       Легкий крейсер KÖLN.





    БОЕВОЙ ПОХОД С ЗАДАЧЕЙ ПЕРЕХВАТА КОРАБЛЕЙ ВМФ СССР с 23 по 26 сентября 1941 года. Северная часть карты.


       Действия оперативного соединения кораблей на 24 сентября при прохождении вдоль шведского побережья и между маршрутными точками A и F вблизи Финляндии по специальному фарватеру, свободному от мин, согласно записям в боевых журналах.
       Выписка из боевого журнала Тирпиц:
    Переход в Фёглё-фьорд (Föglöfjord).
    5. 24.09.41. Орудия среднего калибра и артиллерия ПВО в полной боевой готовности.
    6. Около 06:45 24.09.41. 1-ая флотилия тральщиков в зоне прямой видимости, затем на борт прибыл финский лоцман, также доставлена коллекция карт по району.
    7. 10:23-10:45 24.09.41. Маневрирование.
    8. 14:05 24.09.41. После отмены боевой задачи - якорная стоянка в Фёглё-фьорде (Föglöfjord)

    Сокращения: TP -Тирпиц, SC - тяжелый крейсер ADMIRAL SCHEER, КL - легкий крейсер KÖLN, NG - легкий крейсер NÜRNBERG.




       Среда 24 сентября, утро. Курс 49 градусов. Около 06:45 четыре тральщика (по стрелке) - на подходе с левого борта и, в дальнейшем, заняли места в походном ордере. С 05:59 оперативное соединение кораблей следовало обратным курсом 228 градусов в течение 26 минут, так как рандеву с 1-й флотилией тральщиков было достигнуто значительно раньше назначенного срока. Согласно записям в боевом журнале 11-й флотилии морских охотников ПЛО (11. U-Jagdflotille), поиск и меры противодействия подводным лодками противника приняли на себя морские охотники UJ112, UJ114 и UJ177.




       Предположительно, курс 10 градусов. На снимке с тральщика: с правого борта Тирпиц виден миноносец Т8, который до этого (в 07:05) встал на ожидание по приходу в точку "А" фарватера, затем принял на борт финских лоцманов и коллекции карт района с подошедших тральщиков, а позже доставил на эсминцы и миноносцы.




       Около 08:42. В точке "В" фарватера. SCHEER (по стрелке) все еще на курсе 10, а Тирпиц уже легла на 295 градусов. Выписка из журнала 1-й флотилии тральщиков: видимость 500 метров, на бортах вооружены подсекающие змейковые тралы с заглублением 20 метров, следуем в авангарде соединения кораблей, скорость хода 10 узлов.




       Около 10:20. Точка "С" поворота и изменение курса с 295 на 270 градусов. Тирпиц, затем SCHEER, KÖLN, NÜRNBERG и эсминцы Z26, Z27 и Z25.




       24 сентября 1941 года, 10:23-10:45. В боевом журнале легкого крейсера KÖLN на этот временной период имеются записи о маневрировании c поворотом "Все вдруг", экипаж приведен в полную боевую готовность, орудийные башни развернуты к бортам, леерное ограждение и съемный релинг убраны.




       10:23-10:45. Движение строем фронта. На левом снимке, сделанном с борта тральщика: Тирпиц и SCHEER (по стрелке). Правое фото снято с борта SCHEER в противоположном направлении и видны тральщики 1-й флотилии: М7, М37, М20 и М14.




       24 сентября, 10:23-10:45. Все корабли соединения, следующие строем фронта, выполнили поворот на 90 градусов влево и снова движутся в кильватерном строю, но желаемый результат учебного маневра, как видно на фото, достигнут не был и выявил недостатки предшествующей боевой подготовки.




       Незадолго до 10:36. Согласно записям в боевом журнале Тирпиц, гидроплан "Арадо" взлетел с левого борта в целях ПЛО. На борту в тот период находились гидропланы "Арадо-196" со следующими бортовыми номерами: T3+IK, T3+DK, T3+BK и T3+KH. Буквально тут же после взлета была принята радиограмма из Вильхельмсхафена от военно-морского командования "Группы Север" (Gruppe Nord), в которой указывалось на весьма малую вероятность возможного прорыва советского ВМФ в Швецию, так как, согласно данным авиаразведки, налет Люфтваффе нанес значительные повреждения советским линкорам "Марат" и "Октябрьская революция" при стоянке в Кронштадте.




       24 сентября 1941 года, утро. После завершения маневрирования, оперативное соединение кораблей возобновило следование кильватерным строем по курсу 270 градусов. На снимке, сделанном с борта тральщика: Тирпиц, SCHEER, KÖLN, NÜRNBERG и три эсминца. В 10:43 получено сообщение, что в районе плавания вероятны действия трех советских подводных лодок, одна из которых наблюдалась между островами Готланд и Саарема.




       24 сентября, утро. Снимок с борта тральщика. На румбе 270 градусов. Улучшение видимости позволило повысить скорость хода до 20 узлов, после прекращения тихоходных (на скорости до 10 узлов) операций по тралению мин, которые выполнялись тральщиками в условиях тумана.




       Около 11:30. Изменение курса с 270 на 0 градусов в точке поворота "D" фарватера. Солнце на юге юго-востоке. Тральщики все еще в авангарде, а эсминцы замыкают соединение. С 10:52 2-ая флотилия миноносцев работает на левом фланге соединения по задачам противолодочной обороны.




       Около 12:35, вблизи точки поворота "Е" с последующим крайним изменением курса с 0 на 75 градусов. 2-ая флотилия миноносцев все еще слева по ходу. 8-ая флотилия эсминцев вернулась на место замыкающей группы после работы по ПЛО на правом фланге соединения кораблей с 11:55. Незадолго до 14:00 основные силы соединения кораблей вошли в Фёглё-фьорд (Föglöfjord) через западный проход близ Нюхамн (Nyhamn), а затем к ним присоединились флотилии кораблей охранения. После чего каждая боевая единица перешла в точку запланированной стоянки. Тирпиц встала на якорь в 14:05.



    ЯКОРНАЯ СТОЯНКА ОПЕРАТИВНОГО СОЕДИНЕНИЯ КОРАБЛЕЙ В ФЁГЛЁ-ФЬОРДЕ с 24 по 25 сентября 1941 года.


       23 сентября 1-ая флотилия тральщиков провела активные противоминные действия в акватории фьорда в районах якорных стоянок. Постановка на якорь основных кораблей соединения планировалась в точках Т1 и Т2, куда KÖLN и NÜRNBERG перешли 25 сентября в 15:04, после того как Тирпиц и SCHEER снялись оттуда.




       Четверг 25 сентября 1941 года, полдень. Перед обратным переходом тральщики 1-й флотилии принимают бункер с борта Тирпиц. Тральщик М7 под правым бортом Тирпиц, М14 подходит с кормы. Снимок сделан с борта М8.




       Фото с борта тральщика М4, который подходит к Тирпиц с кормы. Остальные тральщики 1-й флотилии, принимавшие участие в боевом походе, уже стоят лагом под правым бортом Тирпиц для бункеровки. Ближе к вечеру вчерашних суток 24 сентября миноносцы также швартовались к Тирпиц, чтобы принять бункер, но с обоих бортов. В течение прошедшей ночи их сменили эсминцы Z26 и Z25, а утром (с 09:00 до 11:00) бункеровался Z27.




       25 сентября, полдень. Бункеровка. Снимки военкорров, сделанные с борта тральщиков М4 и М7. Незадолго до этого (примерно в 10:00) М20 и М37 снялись назначением в финский порт Турку для котлочистки в заводе. Во время нахождения Тирпиц на якоре в этой точке была установлена проводная телефонная связь с финской военно-морской частью на острове Рёдхамн (Rödhamn). Необходимость именно проводной связи обусловлена режимом радиомолчания во избежание обнаружения противником. Более того, на борт каждого корабля прибыл финский офицер связи, оперативное соединение кораблей находилось в состоянии 3-х часовой готовности, боевые расчеты ПВО несли службу по тревожному расписанию.




       Полдень. Тральщики 1-ой флотилии, ошвартованные лагом под правым бортом Тирпиц, принимают бункер. Тактические номера тральщиков видны на мачтах над "вороньими гнездами". У борта Тирпиц стоит тральщик с тактическим номером 5 (М7), затем тн.6 (М14), тн.1 (М8), тн.2 (М4). Из каких соображений лидер флотилии М7 нес тактический номер 5 (вместо 1) - тайна, покрытая туманами осенней Балтики.




       25 сентября, полдень. Над боевыми рубками тральщиков виден герб 1-й флотилии - орденский крест. Знак отличия (по стрелке) М7 с изображением подводной лодки - это британская ПЛ "Морская звезда" (HMS STARFISH), которая 9 января 1940 года была покинута-затоплена собственным экипажем после вынужденного всплытия.




       На борту М7 виден командирский катер корветтен-капитана Бергелта, командовавшего 1-й флотилией тральщиков. На башнеподобной надстройке Тирпиц (по стрелкам) видны две из трех радарных антенн-диполей 4 "Суматра" и выше - наблюдательный пост, на передней части которого в июне 1942 года, при стоянке в норвежском Фаэттен-фьорде, будет установлена четвертая радарная антенна этого типа.




       При наличии приказа о желтом цвете авиараспознавания на этот период, очень темный верх 150-мм орудийной башни среднего калибра вызывает вопросы. Либо на обратный переход уже имелся новый приказ, либо башню по каким-то причинам не покрасили вовремя.




       Даже на малых кораблях из отряда охранения, таких как тральщики, на топы башен 105-мм орудий нанесли желтую краску для Люфтваффе. Вполне вероятно, что даже верх спасательных плотов, видимых на орудийных башнях, тоже окрашен в желтый цвет, чтобы не скрывать авиараспознавание на башнях.




       Во время стоянки на якоре с Тирпиц ничего существенного не произошло. Однако вчера (24 сентября) под бортом тяжелого крейсера, бывшего "карманника" ADMIRAL SCHEER произошел подрыв двух глубинных бомб, случайно сброшенных в воду во время погрузки на борт гидроплана "Арадо". Крейсер получил незначительные повреждения, но гидроплан позже списали вчистую.




       25 сентября 1941 года, полдень. Катера под бортом Тирпиц ждут командиров кораблей и флотилий, участвующих в боевом походе. С 09:30 до 11:00 командующий флотом Отто Цилиакс проводил командирское совещание на борту Тирпиц.




       25 сентября, около 13:15. 1-я флотилия тральщиков снимается со стоянки под бортом Тирпиц, для которой участие в боевом походе по задаче завершено, так как, по проверенным данным, нанесен значительный урон ударным силам советского ВМФ, и выход из Кронштадта на далекую перспективу не представлялся возможным. Отмена задачи также касалась ADMIRAL SCHEER, части сил 2-й флотилии миноносцев и 3-й флотилии торпедных катеров. Легкие крейсера KÖLN и NÜRNBERG, а также эсминцы продолжили нахождение в районе в течение последующих трех суток.




       25 сентября, ок.13:40. Адмиральский флаг отсутствует на гроте. Командующий флотом, вице-адмирал Цилиакс и его штаб покидают флагман и направляются на борт NÜRNBERG. Спустя некоторое время прибудет финский лоцман и около 14:00 Тирпиц снимется с якоря. Спустя сорок минут оперативное соединение кораблей будет находиться у западного входа во фьорд, вблизи Нюхамн (Nyhamn).




       25 сентября, 13:30 - 14:00. Фёглё-фьорд (Föglöfjord). Торпедные катера 3-й флотилии S60, S55, S59 и S57 ошвартованы лагом у борта тяжелого крейсера ADMIRAL SCHEER для бункеровки. Каждый из катеров несет насыщенный красками камуфляж в виде морских волн.




       На обратном переходе торпедные катера выполняли задачи по противодействию подводным лодкам с флангов. Миноносцы Т2 и Т5 были выдвинуты по курсу на дистанцию в одну милю от Тирпиц с левого и правого бортов. Первая флотилия тральщиков, расположенная фронтом, шла в авангарде. До маршрутной точки поворота "Синий-51" (blau 51) прямая и обратная курсовые прокладки были почти идентичны. После прохождения точки "Синий-51" последовало расформирование походного ордера, и корабли-силы начали выполнение отдельного плавания с назначениями в порты северной и восточной Балтики.





    ГОТЕНХАФЕН И БУХТА ПУТЦИГ с 26 сентября по 6 октября 1941 года.


       Суббота 27 сентября 1941 года, день. Зеебанхоф. Получение снабжения после похода. На правом фото (по стрелке) виден танкер SIGRID REUTER, ошвартованный по правому борту 26-го числа в 21:10.




       Помимо обычного снабжения, согласно боевому журналу, доставлен опорный подшипник для турбины правого борта.




       Судя по фотографиям, помимо всего прочего, целые замороженные туши со шкурой загружали под палубу для последующего хранения в рефкамерах-провизионках (по стрелке).




       Воскресенье 28 сентября, день. Зеебанхоф. Танкер SIGRID REUTER уже закончил бункеровку. На фото видна сигнально-барьерная сеть, установленная для защиты кораблей, стоящих у причальной стенки. Риск авиаударов и атак подводных лодок в восточной Балтике значительно возрос после начала войны с СССР. Прошлой ночью (в 02:00) получена радиограмма от военно-морского командования "Группы Север" (Gruppe Nord) в адрес всех задействованных сил о прекращении оперативных действий по перехвату кораблей ВМФ СССР. Тирпиц надлежало совершить переход в направлении на Руген (Rügen), как только прибудут корабли сопровождения.




       Предположительно 28 сентября, вечер. Съемка в северо-западном направлении. Тирпиц у причальной стенки Зеебанхоф и за ней, в отдалении, видна плавказарма 2-й учебной дивизии подводного флота, а также л/с других подразделений - бывший пассажирский пароход HANSA.




       Понедельник 29 сентября, утро. Зеебанхоф. Снова какие-то неведомые цвета авиараспознавания только на верхних частях орудийных башен упрятаны под брезент (прим.можно подумать, Балтика кишит линкорами противника).




       29 сентября, полдень. Зеебанхоф. На день 46-ти летия командира Тирпиц Карла Топпа расчехлился корабельный оркестр.




       Предположительно 29 сентября, на выходе из порта. С 14:00 до 17:15 в бухте Путцигер вблизи Хелы (Hela) был осуществлен прогон турбины правого борта для пусковых испытаний (обкатки) нового опорного подшипника. Затем встали на якорь там же - в бухте - близ Хайстернеста (Heisternest).




       3 - 5 октября 1941 года. После трехдневной стоянки на якоре близ Хайстернеста, переход в район учений у Ругена (Rügen) не представлялся возможным из-за все еще существующей угрозы торпедных атак ПЛ. Поэтому Тирпиц снова вернулась к причальной стенке Зеебанхофа. В боевом журнале во время предыдущей стоянки упоминалось о хорошей погоде и области высокого давления, однако теперь - сплошная облачность и дымка.





    ЦЕНТРАЛЬНАЯ БАЛТИКА с 6 по 31 октября 1941 года.



       На карте показаны данные в соответствии с боевым журналом Тирпиц в течение октября 1941 года при нахождении в центральной Балтике и, в частности, точка сбора (Sammelpunkt) для отряда кораблей, задействованных в учениях с 20 по 25 октября.



       Вечером 6 октября, после прекращения действия предупреждения об угрозе атак ПЛ, Тирпиц вышла в море с прокладкой курса через маршрутную точку "Синий-51" (blau 51) направлением на "Зеленый -03" (grün 03). В охранении - четыре миноносца 2-й флотилии. C 7 по 10 октября проводились артстрельбы главным и средним калибром с использованием подкалиберных ствольных вкладышей, а также ходовые испытания по определению расхода топлива на полигоне близ Арконы (Arkona).




       Осень 1941 года. Балтийское море. После перехода ранним утром 10 октября, Тирпиц стоит на якоре на рейде порта Засниц (Sassnitz). Под бортом ошвартован вспомогательный корабль радиоуправления "Молния" (BLITZ). Начальник военно-морской службы обеспечения радиоуправляемыми целями находится на борту Тирпиц и принимает участие в планировании предстоящих артстрельб. Днем проводятся артучения по определению дистанций, баллистическим расчетам, наведению c использованием радиоуправляемого корабля-плавмишени HESSEN. В течение ночи - еще одни ходовые испытания на расход топлива. С утра 11 октября артстрельбы средним калибром по плавмишени HESSEN и после полудня уже главным калибром. С 18:00 снова прогоны "мерной мили" на морском полигоне в ходе испытаний главной энергетической установки Тирпиц на расход топлива, продлившихся всю ночь. Утро 12 октября встречает Тирпиц на рейде п.Засниц (Sassnitz) во время приема бункера (тяжелое топливо, т е мазут) на борт. Вечером - артстрельбы главным и средним калибром с применением в качестве плавмишени радиоуправляемых останков HESSEN.




       На заднем плане (по стрелке) виден стелющийся дым от предыдущих залпов. Есть все основания полагать, что фотографии сделаны во время артстрельб без использования подкалиберных ствольных вкладышей с 9 по 13 октября. После полудня 13 октября проводились стрельбы главным калибром по плавмишени.




       16 - 17 октября, вблизи Ругена (Rügen). В этот период проводились учебные торпедные стрельбы. Цель - легкий крейсер NÜRNBERG. Задачи торпедолова (поиск и подбор с воды уже отстрелянной и потерявшей ход учебной торпеды) выполнял вначале миноносец Т4, а затем Т12.




       16 - 17 октября. Снимок сделан с борта легкого крейсера NÜRNBERG. Помимо торпедных стрельб, проведенных утром 17 октября, имели место учения по радарному обнаружению и определению дистанций до целей, а также очередные ходовые испытания для определения расхода топлива на "мерной миле" полигона близ Арконы.




       Предположительно 17 октября. Восточная Балтика. На фото: кормовая надстройка с боевым дальномерным постом управления артой и ночным постом управления. По центру фото: закрытый брезентом целеуказатель "S" образца 1938 года (C/38) - один из четырех, которые применялись для наведения артиллерии главного и среднего калибра. Правее и тоже под брезентом: визирная колонка прожекторного наведения (по стрелке). По корме в кильватере идет NÜRNBERG.





    УЧЕНИЯ В СОСТАВЕ ОТРЯДА КОРАБЛЕЙ. ЦЕНТРАЛЬНАЯ БАЛТИКА с 20 по 25 октября 1941 года.


       18 октября в порту Засниц (Sassnitz) на борт загружен боезапас торпед. В течение следующих суток Тирпиц находилась в Свинемюнде (Swinemünde). 20 октября проводились учения отряда кораблей в составе Тирпиц и легких крейсеров KÖLN и NÜRNBERG под командованием вице-адмирала Отто Цилиакса, командующего флотом линкоров (B.d.S).




       Предположительно 20 октября. Центральная Балтика. Снято с борта легкого крейсера KÖLN. Определению даты фотографий этого периода способствует вид "картофельного ящика" (Kartoffelkiste, по стрелке), который был окрашен 5 октября с правого борта сравнительно темнее, но с характерными светлыми участками. Ночной перестой на якоре - близ Сванеке (Svaneke) к востоку от острова Борнхольм (Bornholm).




       Вторник 21 октября. Центральная Балтика. В 07:00 снялись с якоря. С 09:40 до 12:00 отработка приема бункера с борта танкера DITHMARSCHEN на переходе в условиях, приближенных к боевым.




       21 октября, утро. На фото: в процессе бункеровки с танкера DITHMARSCHEN. С 14:00 учения отряда кораблей, в том числе 3-й флотилии миноносцев по отражению атак подводных лодок. В 22:30 Тирпиц покидает район учений и позже встанет на якорь в точке III у Некзё (Nexö).




       Среда 22 октября, утро. Точка III якорной стоянки вблизи Некзё (Nexö). В дымке справа - остров Борнхольм. Под правым бортом Тирпиц стоит миноносец Т4 и по корме - Т16. Снимок сделан с борта стоящего на якоре NÜRNBERG.




       22 октября, точка III. Судя по положению башни ГК "Бруно", развернутой в сторону правого борта, снимок сделан примерно в одно время с предыдущим, но этот - с миноносца Т4. Якорь завирали в 08:00, и учения отряда кораблей продолжились.




       22 октября 1941 года. Центральная Балтика. С 09:00 до 11:30 - плавание в боевом ордере. На снимке: NÜRNBERG (слева), плавбаза ПЛодок WILHELM BAUER (по центру) и KÖLN (справа). По корме видны корабли охранения: эсминцы 8-й флотилии и миноносцы 3-й флотилии.




       22октября, учения. Фотография с противоположного направления (см.верхний снимок) - с борта плавбазы ПЛ WILHELM BAUER. В шестидневных учениях были также задействованы эсминцы Z25, Z27, Z28 и Z5 PAUL JACOBI.




       22 октября. Эсминец 8-й флотилии виден с правого борта Тирпиц на удалении. Снимок сделан с борта плавбазы ПЛ WILHELM BAUER. С 13:30 до 18:00 - отработка учебно-боевых задач в течение светового дня, а с 19:00 до 23:00 ночные учения с задействованием 27-й флотилии ПЛодок. В полночь встали на якорь к северу от банки Сляск (Slupsk).




       22 октября 1941 г. Центральная Балтика. Это фото (и два предыдущих) сделаны с борта плавбазы подводных лодок WILHELM BAUER. Действия плавбазы, принадлежащей 27-й флотилии подводных лодок, в районе учений подтверждают дату проведения фотосъемки, так как записи в боевом журнале свидетельствуют об участии 27-й флотилии ПЛ в учениях только в течение суток 22 октября.




       22 - 25 октября. Центральная Балтика. Тирпиц, NÜRNBERG и KÖLN на фотографиях с борта эсминца Z25. 23 октября в ходе учений были задействованы четыре танкера DITHMARSCHEN, ADRIA, SÜDMEER и EUROSEE в качестве транспортов морского конвоя.




       22 - 25 октября. Фото с борта KÖLN. Днем 23 октября Тирпиц отрабатывала выполнение учебных задач по ведению боевых действий против крупного соединения кораблей условного противника, и в течение ночи условный противник (эсминцы 8-й флотилии) атаковал. 24 октября - выполнение учебно-боевые задач в составе отряда кораблей.




       23 и 24 октября. Командующий флотом, адмирал Шнивинд (слева) и командующий флотом линкоров, вице-адмирал Цилиакс на правом крыле мостика.




       На фок-мачте поднят адмиральский флаг соответствующего ранга в связи с присутствием на борту "соответствующего ранга".




       24 октября 1941 года. Для встречи адмирала Отто Шнивинда проводится построение экипажа на главной палубе. Снимок сделан с борта GAZELLE, которая доставила на Тирпиц офицеров Люфтваффе. Слева на горизонте виден остров Борнхольм.




       22 - 25 октября. Снимок сделан членом экипажа эсминца Z5 PAUL JACOBI, который подходит к Тирпиц с кормы по правому борту. 25 октября в 01:37 командующий флотом покинет борт Тирпиц, в 11:30 эсминец Z25, как лидер флотилии, подойдет к Тирпиц, чтобы подать рапорт о проведенных учениях и обменяться почтой.




       Воскресенье 26 октября (предположительно), день. Под бортом стоит торпедолов ORKAN. Учения закончились, оставив привычные следы на бортах - облезлую краску. Верх орудийных башен, окрашенный в цвет авиараспознавания на период учений, укрывают брезентом (по стрелке). Этот снимок, возможно, был сделан с борта сторожевого корабля F1 (прим. по др.данным, это бывший сторожевик F1, а "ныне" - корабль управления LIBELLE), на котором командир Тирпиц Карл Топп вернулся с совещания, проводимого командующим флота линкоров О. Цилиаксом. Интересно, что так называемый "катер для обеспечения авиаотряда" (Fliegerboot) уже на борту (по стрелке), тогда как Эрих Грёнер заявлял о его появлении только 1 ноября 1941 года в Киле.




       27 - 29 октября. Причальная стенка Зеебанхоф, порт Готенхафен, после перехода через маршрутные точки "Зеленый-03" (grün 03) и "Синий-51" (blau 51). Красятся борта, пополняется боезапас, получают продукты и снабжение, идет подготовка к постановке в завод в Киле.




       27 - 29 октября. Слева на фото видна плавказарма (бывший пассажирский пароход HANSA). В центре - камуфлированный AMMERLAND, корабль обеспечения 27-й флотилии ПЛ (бывшее торговое судно AUGUST SCHULTZE) и за ним - Тирпиц, которая 30 октября в 08:00 выйдет в море. После замеров вибрации в башнях главного калибра "С" и "D", в сопровождении миноносцев Т4 и Т7 (задачи ПЛО) совершит переход и в 01:15 встанет на якорь к западу от сигнально-барьерной сети в проливе Гидзар (Gedser). Затем, в 05:40 снимется с якоря в направлении к маршрутной точки "Красный-13" (rot 13).





    ТРЕТЬЯ ПОСТАНОВКА В ЗАВОД (DWK) В КИЛЕ с 31 октября по 1 декабря 1941 года.


       Конец октября - начало ноября 1941 года. Плавдок "С". После проводки штурм-тральщиком Spbr 18 из точки "Красный-13" (06:00) в точку "Красный-01" (13:15), Тирпиц находилась днем 31 октября в Кильском заливе и вошла (прим.точнее, ввели) в плавдок около 15:00.




       Суббота 8 ноября (предположительно), полдень. Тирпиц лишь слегка закамуфлировали по миделю из-за короткого срока стоянки в плавдоке. Согласно документам военно-морской верфи в Киле (KMW), бак и корма были полностью закрыты камуфляжем, чтобы скрыть тип корабля. Камуфляж имел специальный дизайн, благодаря которому, в основном, не было необходимости удалять его с Тирпиц перед выходом из плавдока - перед постановкой к заводской стенке. Фактически, Тирпиц встала к причалу нр.16 уже закамуфлированной.




       Воскресенье 9 ноября, около 14:50 (прим.после субботы взлететь раньше не шшшмагли) Фото с разведборта британских королевских ВВС (RAF). Камуфлированная Тирпиц стоит у причала номер 16 с 09:40 этого же дня и не разглядишь (по стрелке). Тяжелый крейсер LÜTZOV в сухом доке VI (по стрелке).




       Четверг 27 ноября, ок.16:00. Буксировка от причала нр.16 к причалу нр.2 для "пробы пара" (испытания энергетической установки). Для того, чтобы Тирпиц выглядела короче, бак покрашен в темно-серый цвет, но на корме пока такой же камуфляжной окраски нет. Надстройка выглядит темнее и,видимо, окрашена в тот же цвет, что и корпус.




       Суббота 29 ноября 1941 года, ок.14:30. Тирпиц у причала нр.2. Башня главного калибра "С" развернута на правый борт, и одно из ее 380-мм орудий отсутствует (на вставке), явно, по причине выхода из строя и необходимости замены. Далее, по стрелкам: в плавдоке "С" стоит плавказарма (бывшее судно класса MONTE), в доке V - пре-дредноут SCHLESWIG-HOLSTEIN, у 10-го причала ошвартован эсминец и у причала нр.11 - строящийся корабль. Вспомогательный корабль флота FRANKEN опять пришвартован к 13-му причалу, два миноносца в малых плавдоках и во внутреннем бассейне военно-морской верфи у причальных стенок видны подводные лодки.




       Понедельник 1 декабря 1941 года. Кильский залив. После того, как Тирпиц снялась со 2-го причала, согласно боевому журналу, с 10:00 до 16:00 осуществлялось размагничивание корпуса здесь же - вблизи Мёльтенорта (Möltenort). Снимки, вероятно, сделаны с борта танкера EUROSEE. На горизонте (по стрелке) виден маяк "Фридрихзорт" (Friedrichsort). Определению даты в декабре способствовали масляные потеки на борту (по стрелке). Возможно, масло вытекло из двигателя одного из катеров. Согласно документам военно-морской верфи в Киле (KMW), две, так называемые "норвежские лодки" (спасательные шлюпки типа ROBERT LEY) поставили на борт в Киле, но позиции их неизвестны. Две светлых конструкции на главной палубе у борта (по стрелкам), должно быть, забортные трапы в походном положении (заваленные) и укрытые березентом во избежание намерзания льда.




       Вблизи Кильского залива. Снято с борта тральщика М82 из 7-й флотилии. Вероятно, заводские испытания. На заднем плане виден монумент морякам, павшим в Первую мировую войну (по стрелке), установленный в Лабю (Laboe).




       1 декабря, ок.16:00. Тирпиц покидает Киль, слева видна ветряная мельница (по стрелке) в Лабю. Через 15 минут штурм-тральщик Spbr 18 начнет проводку, курс - на восток. Около полуночи Тирпиц отдаст якорь вблизи маршрутной точки "Красный-13" (rot 13), в 11 милях к северу от Варнемюнде и на следующее утро в 08:30 снимется на Зассниц (Sassnitz), на рейде которого встанет на якорь в 13:10.




    ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЧАСТЬ БАЛТИЙСКОГО МОРЯ со 2 по 19 декабря 1941 года.


       Предположительно начало декабря 1941 года. Рейд порта Зассниц. В начале декабря Тирпиц выполняла учебно-боевые задачи в светлое время суток и в ночь становилась на якорь на рейде Зассница. С 9 декабря ночные перестои - в точке III якорной стоянки близ Некзё (Nexö).




       Суббота 13 декабря 1941 года. К востоку от острова Борнхольм. Боевая подготовка и с 08:00 учения в составе отряда кораблей. Задействованы: тяжелые крейсеры ADMIRAL SCHEER и ADMIRAL HIPPER, эсминцы Z4, Z28, Z29 и Z30. Между 21:00 и 21:30 командующий флотом и командующий флотом линкоров, вместе со штабами покинули борт Тирпиц, после чего - переход на якорную стоянку близ Зассница. С 14 по 15 декабря при стоянке на якоре вблизи Зассница объявлялись учебные тревоги и проводились стрельбы артиллерии ПВО. Фото (слева, с леерным ограждением) сделано членом экипажа эсминца Z28.




       Вторник 16 декабря. Близ Зассница. Снимок с борта эсминца Z28. Сравнивая записи в боевых журналах Тирпиц и Z28, пришли к выводу, что фотография могла быть сделана только в этот день, когда эсминец вышел из Свинемюнде с назначением в район, прилегающий к Арконе, для замера основных параметров по линии департамента испытаний торпедного вооружения (T.E.K.), ответственного за разработку и тестирование новейших торпед.




       Предположительно среда 17 декабря, позднее 09:00. Дата-время - согласно следующих записей в боевом журнале:
       1. 09:00 гидроплан "Арадо-196" в воздухе.
       2. Умеренный юго-западный ветер (см.флаг), курс на восток (Солнце с бака).
       3. Волнение моря 1-2 балла.
       4. Утренняя дымка рассеивается (см.горизонт). Облачно, до сплошной облачности. Объявлена учебная тревога.
        18 декабря испытания оборудования комиссией по эксплуатации корабельных котельных установок (K.K.S. Kommission für Kesselschutz und Speisewasser Pflege), затем объявлена учебная тревога. 19 декабря переход восточным курсом с танкером HEIDE.




    ГОТЕНХАФЕН И ЗАЛИВ ДАНЦИГ с 20 декабря 1941 года по 11 января 1942 года.


       20 декабря в 14:00 Тирпиц ошвартована у причальной стенки Зеебанхофа, где, согласно боевому журналу, простоит без каких-либо происшествий почти две недели. 2 января 1942 года в 08:30 Тирпиц отбуксируют в залив Данциг.




       Конец декабря - начало января. Готенхафен, район акватории порта IV. У юго-восточной причальной стенки стоят легкие крейсеры EMDEN и KÖLN, позади них - тяжелый крейсер ADMIRAL HIPPER. Тирпиц (по стрелке) на востоке северо-востоке у Зеебанхофа.




       В течение последующих дней: бункеровки с борта танкера HEIDE, затем подкалиберные стрельбы и учения при взаимодействии с ПЛ U17 по акустическому обнаружению и преследованию подводной лодки, с ночными стоянками на якоре вблизи Крыницы Морской (Krynica Morska). С 16:30 6 января Тирпиц стоит у стенки Зеебанхофа.




       Среда 7 января 1942 года, утро. Зеебанхоф. После нескольких визитов представителей командования группы военно-морских сил "Север", в связи с предстоящим походом и последующим несением боевой службы у берегов Норвегии, командующий Кригсмарин, гросс-адмирал Ридер прибыл на борт Тирпиц.




       7 января, утро. Гросс-адмирал Эрих Ридер (по стрелке) обходит экипаж, построенный подивизионно. Лобовой фальшборт навигационной палубы (по стрелке) стал заметно выше. Опознавательная окраска на верхней части орудийных башен укрыта брезентом.




       7 января, утро. Фото снято в одно время с предыдущим, судя по виду плавкрана с правого борта Тирпиц и общему построению экипажа на главной палубе. Возможно, снимок сделан с борта штурм-тральщика Spbr 10 VIGO.




       7 января, около 11:30. Командующий Кригсмарин произносит торжественную речь, пока земснаряд (слева, у входа в порт) занимается дноуглубительными работами, а начерпанный со дна грунт, в последствии, перемещают в квадрат отвала - примерно на 2,5 мили мористее к северо-востоку.




       Около 16:00. После командирского совещания, Эрих Ридер уже на главной палубе левого борта под кормовым боевым дальномерным постом управления артой. Справа: командир корабля Карл Топп, старпом Дювель и у переборки видна здоровенная канистра с реагентом для постановки дымзавесы. По поводу визита гросс-адмирала активно распространялись множественные слухи о предстоящих в ближайшем будущем то ли боевом походе в Атлантику, то ли переходе в Норвегию. В связи с чем последовал рапорт Топпа в адрес командования группы ВМС "Север" с изложением объективных причин для перехода, вначале, под тихий и спокойный Руген (Rügen), чтобы не снабжать кишащие в Киле разведки противника данными о ближайшем назначении Тирпиц. Рапорт был тут же подвергнут обструкции, но в 08:00 11 января Тирпиц покидает Готенхафен и следует в западном направлении.




    ПОХОД: ЦЕНТРАЛЬНАЯ БАЛТИКА - КИЛЬ, ПОД КОДОВЫМ НАИМЕНОВАНИЕМ "ДЫНЯ" (MELONE) с 11 по 13 января 1942 года.


       Курсовая прокладка, согласно боевому журналу Тирпиц и координатам маршрутных точек поворота, местонахождение которых сохранялось в тайне. В момент нахождения к северо-востоку от маршрутной точки "Зеленый-03", Тирпиц экстренно легла на курс в направлении Зассница (Sassnitz) и следовала в течение 17 минут, так как возник визуальный контакт с паромом, идущим в Швецию. Пояснения к карте и выписка из боевого журнала в левом верхнем углу:
       1. 11-12.01.42 координаты 54-53,3'cев. 14-08,6'вост. Переход был задержан на 24 часа. Тирпиц дважды приходила в точку сбора, которая находилась на большом удалении от судоходных маршрутов.
        2. 12.01 22:05 в точке "Красный-13", идем за штурм-тральщиком Spbr 18.
        3. 13.01 05:30 в точке "Красный-01", штурм-тральщик прекратил проводку, лоцман на борту.
        06:30 на якоре близ Хольтенау, так как не обеспечены буксирами, нет лоцмана канала.
        07:10 вираем якорь, подали концы на буксир.
        07:55 шлюз Хольтенау, ошвартованы.




    ПЕРЕХОД: КИЛЬ - КИЛЬСКИЙ КАНАЛ (KWK) - ШИЛИХЬ с 13 по 14 января 1942 года.


       Курсовая прокладка от шлюза в Хольтенау (утром 13 января) до рейда Шиллихь (после полудня 14 января). Из-за недостатка информации, маршрут следования к северу от Вангеруг (Wangeroog) показан приблизительно из расчета крейсерской скорости 10 узлов. Выписка из боевого журнала в правой части карты:
       09:05 вышли из шлюза Хольтенау.
       13:45 смена лоцмана у Нюббеля (Nübbel).
       16:40 посадка на мель после прохождения 24,2 км.
       19:45 шлюз Брунсбюттель (Brunsbüttel), ошвартованы.
       08:16 вышли из шлюза Брунсбюттель (Brunsbüttel).
       10:03 проходим Куксхафен (Cuxhaven).
       10:34 точка "Эльба IV" (веха К).
       11:09 точка "Эльба II" (судно-маяк HANS).
       12:32 в точке А.
       13:12 в точке B.
       13:46 судно-маяк FRITZ.
       14:34 рейд Шилихь, встали на якорь.




       Вторник 13 января. Шлюз Хольтенау, из которого по окончании шлюзования Тирпиц вышла в 09:05. Задержка была вызвана ненадлежащим несением службы на буксирах, вахта которых никак не реагировала на подаваемые сигналы, хотя сами буксиры находились в позиции ожидания с 06:00. Из-за этого не удалось войти из шлюза в канал в темное время суток, как планировалось. На фото: океанский буксир "Морской ястреб" (SEEFALKE) стоит под кормой, и два малых буксира - в отдалении. Они будут сопровождать Тирпиц до шлюза в Брунсбюттеле.




       Вероятно, вскоре после выхода из шлюза в канал. Это фото принадлежит бывшему члену экипажа буксира "Гага" (EIDER), который был оснащен электромагнитной системой для дистанционной активации мин (FRG, сокращ.Fernräumungsgerat) и находился в постоянной готовности у северного берега канала вблизи моста принца Генриха (Prinz-Heinrich-Brücke).




       Около 09:15. Мост принца Генриха (Prinz-Heinrich-Brücke) на небольшом удалении от Хольтенау (Holtenau) - один из пяти виадуков через Кильский канал (KWK, Kaiser-Wilhelm-Kanal).




       Около 13:00. На подходе к высокому мосту Рендсбурга (Rendsburger Hochbrücke). На палубе приготовлены швартовные канаты для подачи на буксиры при необходимости.




       Вблизи Рендсбурга. Под прожекторной палубой видны нижние части трубок охлаждения стволов счетверенной зенитной установки (по стрелке).




       Направление на восток в корму: на удалении виден высокий мост, а справа - бывший поворотный мост Рендсбурга. Судя по теням, Солнце сейчас в зените и находится точно к югу, следовательно время около 13:30. Где-то здесь Тирпиц села на мель в полдень 12 марта 1941 года, во время первого перехода Кильским каналом.




       Около 13:50. Фотографии сняты вблизи Нюббеля (Nübbel). На левом снимке: прожектор правого борта, закрытый кожухом-сферой, и - на берегу - старая лоцманская станция. Снимок справа: два океанских буксира с плохо видимыми, провисшими буксирными концами, заведенными с бака Тирпиц. В авангарде идут три плавсредства (по стрелкам) флотилии по обеспечению безопасного судоходства в канале. Основная задача флотилии - обеспечение навигации в ночное время.




       13 января, ближе к вечеру. Тирпиц на небольшом удалении от внутреннего порта канала (Binnenhafen). При прохождении танкерного терминала (причальная станция перекачки наливных грузов), на 24,2 км канала произошло касание грунта донной частью правого борта с последующим разворотом корпуса по направлению к зоне дноуглубительных работ. Слева на фото: буксир "Ясмунд" (JASMUND). По центру: буксир "Муссон" (MONSUN), приписанный к военно-морской верфи в Киле (KMW), в камуфляже и с армейской артустановкой ПВО на платформе.




       В 19:45 Тирпиц наконец-то стоит на швартовых у шлюза Брюнсбюттель (Brunsbüttel) для того, чтобы в полночь начать приемку бункера с танкера MITTELGRUND (прим.символичное название). Бункеровка продолжалась в течение четырех часов, после чего навернулcя насос (прим.видимо, не один). На борт взяли только 440 кубов.




       Среда 14 января 1942 года, утро на Эльбе. Снято с борта тральщика 4-й флотилии. После выхода из шлюза Брунсбюттель в 08:16, проводку Тирпиц вначале осуществлял буксир с электромагнитным оборудованием для траления мин (Kf.R.G. Kabelfernräumungsgerät), а затем - вниз по реке Эльба - штурм-тральщик Spbr 17.




       14 января, утро. Река Эльба. Куксхафен пройден в 10:03, плавмаяки (FS Feuerschiff) "Эльба IV" - в 10:34 и "Эльба II" - в 11:09. В целях сохранения перехода в тайне, район плавания в этот день был полностью закрыт для судоходства с 09:30.




       14 января. Предположительно, на фарватере Вангеруг (Wangerooger Fahrwasser). Снимок с борта эсминца Z29, который при взаимодействии с Z4 осуществлял охранение Тирпиц, начиная с 13:46 (близ судна-маяка FRITZ), вплоть до якорной стоянки на рейде Шиллихь (Schillig).




       После полудня. Тирпиц приближается к Яде (Jade). Вдалеке виден маяк на северной оконечности острова Минзинер Уг (Minsener Oog). В 14:24 пройдена сигнально-барьерная сеть в Яде, затем в 14:34 отдан якорь на рейде Шиллихь, который ранее отработан штурм-тральщиком Spbr 161 по понятным причинам.



    РЕЙД ШИЛЛИХЬ среда 14 января 1942 года.


       Около 21:00 был получен приказ "Полярная ночь" (Polarnacht) о походе к берегам Норвегии для несения боевой службы.


       Позиции кораблей на 14 января, после полудня (в правом верхнем углу карты):
       Тирпиц по пеленгу 208 градусов на нижний навигационный огонь (маяк?) Шиллихь, дистанция 2,01 мили.
       В 15:10 два танкера WOLLIN и JASPIS под бортом для бункеровки.
       Помимо батарей ПВО у Шиллихь, а также на островах Меллум (Mellum) и Минзинер Уг (Minsener Oog), охрану обеспечивает оборонительное построение эсминцев Z4, Z5, Z8, Z29 и Z14(в готовности прибыть в район).
       Вспомогательные корабли штурмового траления Spbr 17 и Spbr 161 стоят на якорях к северу.
       С 16:30 до 19:30 на борту Тирпиц проводится оперативное совещание командования всех сил-средств, задействованных в боевом походе под кодовым наименованием "Полярная ночь".


      В 23:30 прекращена бункеровка. В 23:50 эсминцы 5-й флотилии Z4, Z5, Z8, Z29 и Тирпиц снялись с якорей.





    ВООРУЖЕНИЯ (ГЛАВНЫЙ КАЛИБР).


       Четыре биаксиально стабилизированных орудийных башни главного калибра, включая поворотные механизмы, лежали на барбетах диаметром 10 метров. Башни удерживались только под собственным весом. Угловая скорость вращения башен ГК достигала 5 градусов в секунду, скорость подъема орудийных стволов - 6 градусов в секунду при углах возвышения от - 5 до +30 градусов.




       Вес башен ГК: "Антон"(Anton) - 1048 тонн, "Бруно"(Bruno), "Цезарь"(Cäsar) и "Дора"(Dora) - 1056 тонн. Бронирование башен: лобовая нижняя часть - 360 мм, верхняя - 180 мм; бортовая нижняя - 220 мм, верхняя - 150 мм; тыловая нижняя - 320 мм, верхняя - 180 мм; топы - 130 мм, донные части - 50 мм.




       Длина орудийного ствола от затвора до дульного среза 19,63 метра, вес 111 тонн. Длина нарезов в стволе 15,98 метра.




       В нижней кормовой части каждой башни имелось по два люка (по стрелке) для удаления гильз израсходованных пороховых зарядов.




       Пороховой заряд состоял из 104-кг переднего заряда (Vorkartusche) и (по стрелке) 108-кг главного заряда (Hülsenkartusche) в латунной гильзе.




       Изначально, боекомплект на каждый орудийный ствол ГК, рассчитанный примерно на 240 выстрелов, составлял 108 снарядов, каждый весом 800 кг. В течение войны на борту находилось до 1004 снарядов (353 бронебойных с донным взрывателем, 338 осколочно-фугасных с донным взрывателем, 313 осколочно-фугасных с головным взрывателем). По стрелке: начальник административно-хозяйственной службы (S.V.O.), корветтен-капитан Йоханнес Кинзель.





    ВООРУЖЕНИЯ (СРЕДНИЙ 150-ММ КАЛИБР).


       Из-за встроенного оптического дальномера (база 6,5 метров) вес каждой орудийной башни среднего калибра составлял 116 тонн, кроме носовых и кормовых башен весом по 108 тонн. При угле возвышения ствола в 40 градусов дальность стрельбы - 23 км, скорость снаряда на срезе ствола 875 метров в секунду.




       Скорострельность от 6 до 8 выстрелов в минуту. Стволы длиной 8,2 метра, весом 9,1 тонны, рассчитаны на 110 выстрелов. Боекомплект каждой орудийной башни - 215 осколочно-фугасных и 40 осветительных снарядов.





    СТАНКИ ДЛЯ ОТРАБОТКИ НАВЫКОВ ЗАРЯЖАНИЯ ОРУДИЙ (LÜK)


       На борту находилось два станка: для 150-мм артиллерии среднего калибра (на фото, правый борт) и 105-мм артиллерии ПВО (с левого борта), - расположенные между башнями ГК "Цезарь"(С) и "Дора"(D).




       Фото слева: станок для среднего калибра. Снаряд длиной 70 см весил 45,5 кг. Справа: второе, после "драить", основное занятие на борту любого корабля - таскать. Сейчас: контейнеры для хранения с выстрелами 105-мм арты ПВО на нижнюю палубу возле катапульты.





    105-ММ ТЯЖЕЛЫЕ ОРУДИЯ ПВО


       105-мм ствол SK (Schnellladekanone, орудие быстрого заряжания) образца 1933 года (С/33) в устаревшей артустановке образца 1931 года (С/31).




       105-мм SK C/33 в новой артустановке С/37. Вес приблизительно 27,8 тонн, длина ствола 6,84 метра.




       Скорострельность 15-18 выстрелов в минуту. Снаряд (без гильзы) длиной 46 см весил 15,1 кг.




       Скорость снаряда на срезе ствола 900 метров в секунду. Дальность стрельбы 18 км. При возвышении ствола 80 градусов снаряд достигал максимальной высоты 13 км. Ствол рассчитан на 2950 выстрелов, боекомплект каждой артустановки 800 выстрелов (осколочно-фугасные и осветительные снаряды).





    37-ММ И 20-ММ ЛЕГКИЕ ОРУДИЯ ПВО


       Спаренная 37-мм артустановка SK образца 1930 года (C/30) с триаксиальной стабилизацией. Общий вес 3670 кг, вес ствола 243 кг, скорость снаряда на срезе ствола 1000 м/с, скорострельность 50-60 выстрелов в минуту. Максимальная дальность выстрела 8,5 км, эффективная - 2,4 км. Ствол рассчитан на 7500 выстрелов, боезапас на борту - 32-34000 выстрелов. Бошку поломать. По-английски авторы перевели простенько: "Для усиления поражающего эффекта были разработаны трассирующие зажигательные и фугасные снаряды". Теперь оригинальный немецкий текст: Für eine effektive Zielbekämpfung wurden die Panzersprenggranatpatronen mit Zerleger, die Sprenggranatpatronen sowie die Brandsprenggranatpatronen als Leuchtspurvariante verschossen - "Для большей эффективности поражения применялись бронебойные снаряды с самоликвидатором (? или дистанционным взрывателем), осколочно-фугасные с разрывным зарядом, так же как и осколочно-фугасно-зажигательные и их трассирующие варианты".




       20-мм зенитный автомат MG образца 1938 года на тумбовом лафете. Скорострельность 120 выстрелов в минуту, скорость на дульном срезе 875 метров в секунду. Максимальная дальность 4,6 км, эффективная - 1,2 км. Максимальная высота траектории снаряда 3,5 км. Применялись различные типы зенитных боеприпасов.




       На снимках: две счетверенные 20-мм зенитные артустановки обр.1938 года на борту с августа 1941 года, размещены позади кормового боевого дальномерного поста управления артой. Восемь цилиндрических камер охлаждения стволов артустановок (по стрелке), называемых попросту: "Рокюля(р) - Rohrkühler," - появились годом позже в Норвегии.




       Еще две счетверенных зенитных установки располагались на крыльях прожекторной палубы башнеподобной надстройки. В корму и ниже виден один из ночных дальномеров (база 3 метра), защитный кожух которого был модифицирован в Норвегии, а затем полностью удален.





    533-ММ ТОРПЕДНЫЕ АППАРАТЫ


       Фото сделано на борту эсминца Z25. Заряжание торпеды типа G7a в четырехствольный торпедный аппарат на поворотной платформе.




       Стволы ТА пронумерованы римскими цифрами (четными по левому и нечетными по правому борту) по возрастающей от диаметральной плоскости корабля к бортам. Сверху стволов крепятся патронники с вышибными пороховыми зарядами и электроактиваторами. На борту находилось 16 торпед (8 - в стволах, 8 - в контейнерах для хранения). Боевая часть торпеды - 430 кг тринитротолуола (прим. тут написано так...). Винты торпеды приводились в движение сжатым воздухом.




       Сектор обстрела для ТА по правому борту: 45 - 135 градусов и по левому борту: 315 - 225 градусов. Заряжание торпед осуществлялось при угле поворота торпедного аппарата на 180 градусов непосредственно из контейнеров, которые хранились под 105-мм артустановкой ПВО в позиции II. При торпедных стрельбах 150-мм орудийные башни в позициях III по правому и левому бортам необходимо было развернуть на траверзы бортов, то есть на 90 и 270 градусов, соответственно. Дальность боя торпеды зависела от установленной скорости и составляла 4,5 км при скорости 45 узлов, приблизительно 15 км на 30 узлах (прим.узел - миля в час - морская миля=1852 метра).





    ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ (ВСЯКО-РАЗНАЯ ХРЕНЬ)


       Корабельная рында находилась точно в диаметральной плоскости позади дымовой трубы и на сегодняшний день числится пропавшей без вести. На правом фото: грот-мачта с наблюдательным постом, на котором виден индикатор перекладки рулей (по стрелке). В данный момент: "Рули - прямо!".




       Шлюпбалки вывалены за борт, и осуществляется спуск спасательной шлюпки на весельном ходу. Справа: кормовой якорь, весом 4,75 тонны, был необходим только для предотвращения разворота при стоянке на носовом якоре (-ях).




       Канат носового якоря правого борта состоял из девяти цепных смычек, каждая по 25 метров. Для носового якоря левого борта использовалось три рабочих смычки и три находились в запасе. С главной палубы якорная цепь шла вниз и укладывалась в цепном ящике между палубой орудийной платформы и твиндечным отсеком.




       Вооружение паравана для траления мин путем перерезания минрепа. Он так и провалялся на Тирпиц, ни разу не окунувшись по делу. Справа: эвакуация члена экипажа на плавсредство под бортом. "А город подумал - ученья идут"(с).




       Слева: видны рыбинсы на палубе переднего ночного боевого поста управления по левому борту (прим. это навигационная палуба, а не палуба чего-то там. Видимо, ошибка) с двумя визирными колонками прожекторного наведения (по стрелкам) и укрытым брезентом целеуказателем S образца 1938 года (по стрелке), который применялся для наведения артиллерии главного и среднего калибра. Справа: командир корабля Карл Топп у машинного телеграфа на ходовом мостике впереди боевой рубки, правее - индикатор перекладки рулей и ниже - рулевая колонка с кнопочным управлением.




       Слева: ходовой мостик с правого борта. Виден репитер гирокомпаса с визуальным пеленгатором. Справа: установленные на фор-марсе целеуказатели (база 1,2 м) боевых постов SL-8 управления огнем зенитной 105-мм артиллерии для определения пеленга, дистанции и высоты полета целей.




       Стальные ванты диаметром 14 см (прим. абалдеть... иногда читается, как комикс. Так и написано: ванты, диаметром 14 см, причем с переводом на оба языка) удерживали грот-мачту с бортов. На вантине правого борта, показанной на фото (вблизи 150-мм орудийной башни в позиции III) была закреплена передающая антенна радиорубки С.




       Штаги (по стрелкам) диаметром 8 см удерживали грот-мачту продольно. На штаге правого борта крепилась антенна КВ-диапазона радиорубки С.




       Чтобы продлить срок службы стволов главного калибра, при учебных стрельбах использовались подкалиберные стволы-вкладыши. В результате появлялась возможность проводить стрельбы значительно чаще, при сохранности дорогостоящего вооружения. На фото (по стрелкам) два контейнера для хранения подкалиберных стволов-вкладышей для кормовых башен ГК. Фотографии, на которых видны контейнеры для хранения подкалиберного оборудования для башен А и В, находятся в разделе "37-ММ И 20-ММ ЛЕГКИЕ ОРУДИЯ ПВО".




       Боевая учеба, предположительно, артиллеристов. За моряком - и без броняжки - видны оптические элементы левого обзора дальномера башни главного калибра "Дора" (слева вверху). Несмотря на угрозу пожаробезопасности и щепки-занозы, палубное покрытие, в основном, было деревянным. Главную палубу застелили тиком. Для палубы спардека обсуждались и рассматривались менее ценные породы дерева.




       Слева: палубный настил состоял из более, чем 7500 досок. Выглядит ужасно после одного-единственного прохождения табуна морячков. И поэтому всегда есть, чем занять эту уйму бездельников. Как уже упоминалось, первое основное занятие "драить", также подразумевает "шкрябать". Справа: спорт также способствовал не только занять экипаж чем-то, но и поддерживать в хорошей физической форме.




       Фото вверху: даже гимнастические упражнения на перекладине (здесь, видимо, проводятся соревнования) были возможны на борту. А ведь еще где-то там прятались и брусья, и даже гимнастические козлы с конями. Нижнее фото: л/с духового оркестра, повара и штат камбуза, портные, сапожники, парикмахеры не имели отношения к Кригсмарин и значились в списках отдельного 7-го дивизиона.




       Артиллерия главного и среднего калибров находилась в заведовании дивизионов с I по IV. На снимке, вероятно, члены экипажа из I-го дивизиона на своей башне главного калибра "Антон". Дивизион V - легкие зенитные вооружения, дивизион VI - тяжелое вооружение ПВО, дивизион VIII обеспечивал борьбу за живучесть корабля, дивизион IX - бч1 штурмана, рулевые, сигнальщики; дивизионы с X по XII - ГЭУ, электромеханическая и тп.





    КИЛЬ


       Городская ратуша, построенная в начале XX века, сохраняется в первозданном виде. Монумент павшим подводникам в Хайкендорфе (Heikendorf) недалеко от Киля.




       Часто упоминавшийся в тексте мемориал в Лабю (Laboe), на выходе из Киля. Высота 65 метров, построен в 1936 году и теперь посвящен всем морякоам, павшим в первой и второй мировых войнах. Там же пристроили U-995, построенную на верфи Blohm&Voss в Гамбурге в 1943 году, которая верно послужила норвежцам и вернулась на родину в 1965 году, "чтоб в пушку затолкать бычок"(с)ну, понятно, кто.




       Бывший причал номер 2 у входа во внутренний бассейн военно-морской верфи. Бассейн покоится под наваленным грунтом с 50-х годов, вместе с останками ADMIRAL SCHEER, затонувшего там же в ночь на 10 апреля 1945 года.




       Северный пирс гавани Шэа (Scheer-Hafen) на верхнем фото. Теперь здесь балластируются огромные океанские суда, чтобы уменьшить осадку для прохода Кильским каналом. В те времена большие пароходы и не мечтали о канале, который теперь куда как глубже и безопаснее для судоходства. Причал плавдока С на нижнем снимке. Вероятно, сам плавдок сходил в СССР и остался там навсегда. Его место у стенки никто не занимает с тех пор. Лишь 16-й причал все еще работает.





    КИЛЬ (ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ)


       Гавань Шэа (Scheer-Hafen), северный пирс превратился в причал для насыпных грузов. Щебень. Пыльно, но не как на цементном или угольном причале.




       Южная причальная стенка северного пирса гавани Шэа. Сфотографировано с противоположного берега, неподалеку от Мёнкеберга (Mönkeberg). Здание бывшей военно-морской школы минеров(слева) выглядит, как прежде. Справа на фото - вход в Кильский канал.




       Оставшееся напоминание о некогда существовавшем причале номер 2 военно-морской верфи - это здание (по стрелке) и старая набережная в юго-западной части. Все остальные строения были разрушены во время войны.




       Шлюз Хольтенау пережил войну без каких-либо повреждений и внешне выглядит почти таким же, как прежде. Направление съемки на восток юго-восток с видом на южную камеру шлюза и часть внутренней акватории порта Киль.





    ГОТЕНХАФЕН/ГДЫНЯ (ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ)


       Первый авианалет на Готенхафен был совершен американскими бомбардировщиками в октябре 1943 года. В начале 1945 года германец побежал отсюда к себе на запад. В конце марта 1945 года Красная армия заняла порт.




       Незадолго до капитуляции Германии в мае 1945 года списанный линкор GNEISNAU был затоплен у входа в порт для воспрепятствования использованию союзниками хотя бы на время.




       Причальная стенка Зеебанхофа.
      
      



    ОКОНЧАНИЕ ВТОРОЙ КНИГИ





      


  • Комментарии: 8, последний от 04/07/2018.
  • © Copyright Динамов Сергей Борисович (sdinamov@me.com)
  • Обновлено: 03/08/2018. 94k. Статистика.
  • Монография: Перевод

  • Связаться с программистом сайта.