Динамов Сергей Борисович
Одинокая королева Севера по прозвищу Зверь. Книга 4.1

Lib.ru/Современная литература: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 2, последний от 09/08/2018.
  • © Copyright Динамов Сергей Борисович (sdinamov@me.com)
  • Обновлено: 08/11/2018. 79k. Статистика.
  • Монография: Перевод
  • Тирпиц
  • Скачать FB2



  • ЖУРНАЛЫ ПЕРЕЕХАЛИ СЮДА

      
      

    Р.Геринджер, А.Бономи

    "Одинокая королева Севера по прозвищу "Зверь"


      
      Четвертая книга о Тирпиц охватывает период c июля 1942 года по март 1943 года. Содержание книги, в основном, сконцентрировано вокруг главного боевого похода Тирпиц под кодовым наименованием "Ход конем" (Rösselsprung) с задачей перехвата конвоя союзников PQ17 летом 1942 года. Авторы предоставили возможность увидеть историю в хронологическом порядке: переход из фьорда Трондхейм через пролив Гимсёй в Каафьорд на севере Норвегии и многое другое. После очередной неудачной попытки завоевать превосходство в Арктике, ударные силы Кригсмарин перешли в новый базовый район близ Нарвика, где одно присутствие Тирпиц вызывало очень серьезное беспокойство у командования союзников. Осенью 1942 года Тирпиц должна была вернуться в Германию для планового ремонта. Но последовал приказ оставаться в Норвегии. Ремонтные работы были проведены при стоянке в Лофьорде. В марте 1943 года Тирпиц вернулась в Боген.

      

      


      


    ПЕРЕХОД ИЗ ФАЭТТЕНФЬОРДА К ПРОЛИВУ ГИМСЁЙ (GIMSØYSTRAUMEN)
    со 2 по 3 июля 1942 года.




       004К. Схематическая прокладка маршрута оперативного соединения кораблей в составе Tирпиц, тяжелого крейсера ADMIRAL HIPPER, эсминцев Z6, Z20, миноносцев Т7 и Т15 на 2 июля. Поход под кодовым наименованием "Musik". В связи с неисправностями энергетических установок эсминцы Z10 и Z14 совершали отдельное плавание с тем же назначением.
        Выписка из боевого журнала (на карте):
    1. 02.07.42
    17:20 выдвижение из Фаэттенфьорда.
    18:56 прохождение сетевого заграждения в Осэнфьорде (Åsenfjord). Формирование походного ордера близ Трондхейма.
    2. 03.07.42
    01:15 вошли в узкость Наарёйсунд (Nærøysund). Кратковременно легли в дрейф из-за встречного конвоя.
    01:40 буксир ATLANTIK на ожидании близ Рёрвика (Rørvik), но буксир не потребовался. Узкость пройдена с ходом 9-12 узлов при попутном течении.
    3. 03.07.42 14:10-18:00 якорная стоянка для бункеровки в проливе Гимсёй, глубина 18 метров.



       005+006. Четверг 2 июля, ночь. Прохождение шхер. Миноносцы поставили дымзавесу и соединение кораблей скрытно покинуло района формирования ордера близ Трондхейма. При следовании шхерными проходами в авангарде шла Тирпиц, в кильватере - миноносцы Т15 и Т7, затем ADMIRAL HIPPER и эсминцы Z6 и Z20. Второе оперативное соединение кораблей, находившееся близ Нарвика (Narvik), в составе тяжелых крейсеров LÜTZOW и ADMIRAL SCHEER, эсминцев, включая вспомогательный корабль обеспечения флота DITHMARSCHEN, вышло в поход около полуночи.




       007. Пятница 3 июля, ~01:15. На подходе к Гринне (Grinna). Соединение кратковременно легло в дрейф для предоставления возможности выйти из узкости встречному конвою германца. После задержки - вход в узкость Наарёйсунд (Nærøysund), которая пройдена без происшествий.




       008. ~01:45. Наарёйсунд (Nærøysund) близ Рёрвика (Rørvik). Снимок сделан с борта малого сторожевого корабля V6606 BRANDENBURG из 66-й флотилии. Час спустя, в условиях плохой видимости из-за тумана тяжелый крейсер LÜTZOW сядет на мель в проливе Сандторг (Sandtorgstraumen) вблизи Стурбёна (Storbøen) и прекратит поход..




       009. ~07:15. Кварёйфьорд (Kvarøyfjord). Северное направление съемки. Час назад получено радио от командующего ВВС "Север (Запад)": с 04:30 местонахождение британской авианосной группы неизвестно. В дополнение к тому, что визуальный контакт с конвоем PQ17 уже утерян в 01:18.




       010. ~08:45. На входе в Айдетсунд (Eidetsund). Снимок с борта Тирпиц. Узкость успешно пройдена за 30 минут.




       011. ~09:48. Мыс Кунна (Kunna). На борту Тирпиц, покидающей Стёттсунд (Støttsund) c изменением курса вправо на ~100 градусов.




       012. ~10:30. Фюглёйфьорд (Fugløyfjord). Миноносец Т15 виден по корме. Т7 покинул ордер с опережением для извещения военно-морской сигнальной станции в Будё (M.S.S. Bodø) о прохождении соединения кораблей.


    ПРОЛИВ ГИМСЁЙ (GIMSØYSTRAUMEN)
    3 июля 1942 года 13:44 - 19:16.




       3 июля 1942 года, ~13:44. После того, как оперативное соединение покинуло шхерный проход к северу от Ландегоде (Landegode) в маршрутной точке поворота "Красный-3а" (rot 3a), направление движения - на южный вход в пролив Гимсёй, по достижению которого корабли рассредоточились по местам якорных стоянок. Сфотографировано с борта эсминца Z10, незадолго до этого навалившего корпусом на каменную банку, не обозначенную на карте.




       014. ~13:50. Пролив Гимсёйстраумен (Gimsøystraumen). Снято в противоположном направлении с борта тяжелого крейсера ADMIRAL HIPPER. Эсминец Z10 HANS LODY (на фото уже с креном на правый борт) пытается предупредить Z20 и Z6, но оба эсминца постигнет та же участь.




       015. Незадолго до 14:00. На заднем плане - остров Несойа (Nesøya) с видом на Нордфйеллет(Nordfjellet). Сфотографировано с активно борющегося за живучесть, сидящего на банке эсминца Z10.




       016. Незадолго, но почти уже 14:00. Снято предположительно с борта Z20 или Т15. У эсминцев Z6 и Z20 повреждена обшивка подводного корпуса, тогда как Z10 получил пробоину двойного дна с затоплением отсеков и разливом топлива, энергетическая установка выведена из строя, левый вал заклинен, оба гребных винта повреждены. Все три эсминца выведены из состава оперативного соединения, и вечером их потянет на юг буксир ARNGAST.




       017. ~14:00. Пролив Гимсёй (Gimsøystraumen). Тирпиц и ADMIRAL HIPPER с миноносцем Т7 вблизи Z10, который сидит на банке на левой границе фарватера по ходу соединения. Навигационные сигналы: "Обходить меня с правого борта", "Опасность прямо по курсу".




       019K. 3 июля 1942 года, после полудня. Гимсёйстраумен. Данные боевых журналов и фото-пеленгов.
      Выписка на карте:
    ТИРПИЦ: 14:10-18:00 якорная стоянка в точке с координатами 68-14,64'с 14-11,52'в.
    ADMIRAL HIPPER: 14:28-18:00 на якорной стоянке без данных о позиции.
    NORDMARK: Бреннхолмен (Brennholmen) по пеленгу 98 градусов на удалении 1,1 мили, глубина 15 метров.
    Z4: координаты 68-14,26'с 14-10,05'в, по пеленгу 187 градусов на аварийный эсминец Z10.
    Z10: после аварии отбуксирован ARNGAST к танкеру TIGER.
    Z20: навалил на мель, пеленг 65 градусов на Лисёйя (Lysøya) при удалении 0,4 мили. Ошвартован к танкеру TIGER с 14:05 до 19:25.
    Z6: посадка на мель в 13:46, снялся собственными силами, встал на якорь в 14:56.
    Z14: ошвартован к вспомогательному кораблю обеспечения NORDMARK с 13:40 до 18:10.
    T7: швартовка по левому борту Тирпиц, принимал бункер с 14:20 до 17:45.
    T15: 14:15-18:00 на швартовых под бортом NORDMARK для бункеровки.




       020. ~15:00. Сфотографировано с борта Z10, уже снятого с банки и буксируемого. Вспомогательный корабль обеспечения флота NORDMARK с пришвартованными лагом Z14 и Т15, а эсминец Z4 ошвартуется с левого борта позже.




       021. ~17:00. Снимок с борта тральщика M151 из 4-й флотилии. Миноносец Т7 (по стрелке) бункеруется под левым бортом Тирпиц. Тяжелый крейсер ADMIRAL HIPPER виден на якорной стоянке.




       022. ~17:00. Фото с Тирпиц. У NORDMARK по левому борту стоит Z4 и с правого борта - Z14 и Т15. Эсминец Z20 с левого борта танкера TIGER, по корме которого - поврежденный Z6. Командир тральщика М151 (с М101 и M255) до 16:50 на борту Тирпиц для постановки задач, а затем на обеспечении ПЛО в акватории к югу - в Зюдсунде (Südsund).




       023. ~17:30. ADMIRAL HIPPER и Тирпиц "поднимают пары" перед отходом. Миноносец T7 только что отшвартовался. Течение и ветер развернули Тирпиц за время якорной стоянки. Глубина в этом месте менее 20 метров и опасались, что при собственном маневрировании, поднятые гребными винтами донные отложения забьют приемники конденсатора внешнего контура охлаждения. Поэтому через час подошел буксир ARNGAST и развернул Тирпиц на курс по направлению к Нордсунду (Nordsund).


    ПРОЛИВ ГИМСЁЙ (GIMSØYSTRAUMEN) - КААФЬОРД (KAAFJORD)
    3-4 июля 1942 года.


       024K. Командование боевым походом предоставило капитану цур зее Карлу Топпу возможность принятия решения по дальнейшему продвижению к Алтафьорду (Altafjord). Из двух возможных вариантов перехода: внутренним шхерным, либо открытым морским, - Топп выбрал внутренний маршрут и, согласно приказанию, должен был поставить в известность командующего. В 21:40, в связи с режимом строжайшей секретности (радиомолчание), в Нарвик для доставки донесения вылетел гидроплан "Arado" (прим. Еще раньше один авиаборт ушел на Нарвик с рапортом по ситуации с тремя аварийными эсминцами. Этот Арадо поднимают на фото 026. И в 21:40 второй вылет). В это время Тирпиц находилась в Гавлефьорде (Gavlefjord).
        Выписка на карте:
    Переход из Гимсёйфьорда по внутреннему шхерному проходу (маршрут "Черный") в Каафьорд.
    1. 03.07.42 18:00 снялись с якоря в проливе Гимсё, легли на курс с разворотом в северном направлении при содействии буксира ARNGAST, ход в проливе 9-12 узлов.
    2. 04.07.42 03:29-04:10 прохождение Скагесёйсунд (Skagsøysund) требует повышенного внимания из-за сильного попутного течения и недостатка берегового навигационного оснащения для кораблей с большими пушками.
    3. 04.07.42 16:20 после вынужденного шестичасового ожидания близ Рёфсботна (Rafsbotn) встали на якорь в Каафьорде.




       025. 3 июля, ~17:50. В это время в Каафьорде оснащаются позиции для стоянки оперативного соединения кораблей. Сетевой заградитель-киллектор II HERMANN SAUBER устанавливает сигнально-барьерную сеть. Эсминец Z30 перед бункеровкой с танкера C. A. LARSEN.




       026. ~20:12. Хадсельфьорд (Hadselfjord). "Арадо" уже возвратился из Нарвика (Narvik). Планируемый подъем гидроплана на борт Тирпиц в 18:45 отменен, из-за невозможности лечь в дрейф при прохождении в это время самой узкой части пролива Гимсёй (Gimsøystraumen).




       027. ~20:12. Хадсельфьорд (Hadselfjord) близ Мельбю (Melbu). Снимок в противоположном направлении с борта Z14. Гидроплан уже на борту. Авиаприкрытие соединения кораблей не осуществлялось из-за плохих погодных условий.




       028. ~20:12. Сортляндсунд (Sortlandsund). Никаких происшествий во время движения в проливе, согласно боевому журналу. Минимальная глубина 13 метров. Тем временем, обнаружен конвой PQ17 и пока одна авианосная группа противника.




       029. 3 или 4 июля. Шхерный проход. В 23:20 получена радиограмма от командования группы ВМС "Север". В ней содержалась информация о наличии второй авианосной группы британцев с предполагаемыми задачами по охране и обороне конвоя PQ17, на основании чего два оперативных соединения кораблей германца объединятся в Алтафьорде (Altafjord).




       030. 3 или 4 июля. Прохождение в шхерах. Возле 105-мм артустановки ПВО III по левому борту. В 00:06 радио от командующего ВВС "Лофотен": гидроплан BV-138 "Морской дракон" вылетел на обеспечение авиаприкрытия соединения, кораблей не обнаружил, совершил вынужденную посадку в условиях плохой видимости (туман).




       031/032. Предположительно 3 или 4 июля 1942 года. Прохождение в шхерах. Нижняя палуба мачты (Unteres Mastdeck) (прим. это командирский мостик (Brückendeck) по правому борту, виден пелорус репитера гирокомпаса и переговорники. В 01:13 снова радио от командующего ВВС "Лофотен": в 22:18 обнаружен конвой PQ17 в составе 38 транспортов и 8 кораблей охранения (5 эсминцев, 3 миноносца), следует северо-восточным курсом на 12 узлах.




       033. Суббота 4 июля, немногим позднее 08:00. После прохождения Стьярнсунда (Stjernsund) корабли вошли в Алтафьорд. Северное северо-восточное направление съемки с тральщика 5-й флотилии М154 или М251. Командующий флота отдал приказание командующему флотом крейсеров: рассредоточиться по местам якорных стоянок
    ( прим. выписка из боевого журнала Тирпиц:
    04.07.42 08:03 радиограмма командующего флота в адрес командующего флотом крейсеров. Прибытием Алтафьорд 09:00. Командующему крейсерами рассредоточить (корабли) по якорным стоянкам. Тирпиц вне Каафьорда. Бункеровать подходящие эсминцы и миноносцы незамедлительно).




       034. 09:22-10:10. Близ Рёфсботна (Rafsbotn). Войти в Каафьорд для постановки на якорь оказалось невозможным. Тяжелый крейсер ADMIRAL SСHEER, танкер C.A.LARSEN, вспомогательный корабль DITHMARSCHEN, пять эсминцев, все еще занимающийся сетевым заграждением HERMANN SAUBER , Тирпиц... и относительно небольшой Каафьорд
    (прим. выписка из боевого журнала Тирпиц:
    04.07.42 09:22 Близ Каафьорда. Заход в Каафьорд невозможен, поскольку, за исключением SCHEER и пяти эсминцев, тут еще DITHMARSCHEN, LARSEN, заграждение устанавливают и сетевой заградитель работает прямо на входе).


    КААФЬОРД (KAAFJORD)
    4-5 июля 1942 года.


       035. 4 июля, ~14:00. Эсминец Z30, за ним - вспомогательный корабль DITHMARSCHEN, поднимающий пары для перехода в Букту (Bukta). Эта фотография, а также 037, 038 и 040 сняты с борта малого сторожевого корабля POLARKREIS. Тяжелый крейсер ADMIRAL SCHEER (по стрелке) - напротив Барбрёдалена (Barbrodalen).




       036. Немногим позднее 15:00. Алтафьорд (Altafjord). Вид из населенного пункта Боссэкоп (Bossekop). DITHMARSCHEN (по стрелке) на переходе к якорной стоянке близ Букты (Bukta) с прибытием в 16:10. Тяжелый крейсер ADMIRAL HIPPER приближается к Каафьорду. Тирпиц все еще стоит на якоре на ожидании.




       037. Почти 16:00. Каафьорд. После того, как танкер и вспомогательный корабль покинули фьорд, а сетевой заградитель-киллектор перешел дальше внутрь, тяжелый крейсер ADMIRAL HIPPER движется к предназначенной ему якорной стоянке напротив Симанеса (Simanes).




       038. Сразу после 16:00. Каафьорд. В 15:30 Тирпиц снялась с якоря. Сетевое заграждение пройдено в 16:05. Справа виден медленно приближающийся к Тирпиц мотобот, на борту которого находятся военнослужащие вермахта.




       039. Каафьорд. Немногим позднее зольдатен, тарахтевшие на мотоботе, сделали несколько снимков кораблей, подходящих к якорным стоянкам. Здесь представлена наиболее качественная фотография из всей серии.




       040. ~16:20. HIPPER, ТИРПИЦ и Z30 на якоре. На заднем плане виден уходящий мотобот (по стрелке).


    МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ ЯКОРНЫХ СТОЯНОК. КААФЬОРД
    4-5 июля 1942 года.


       041К. Внутренняя и внешняя акватории Каафьорда, а также военно-морская база Квенвик (Kvenvik) в восточной части. В основном, корабли расположили во внешней акватории фьорда в связи с непродолжительностью стоянки, но тяжелый крейсер ADMIRAL SCHEER 3 июля с 17:58 был поставлен на ожидание дальнейших распоряжений во внутренней акватории.




       042. Суббота 4 июля, после полудня. Каафьорд. Направление съемки от Барбрёдалена (Barbrodalen) на внешнюю акваторию Каафьорда. Слева направо: эсминец Z28, тяжелый крейсер ADMIRAL HIPPER, Z24, ТИРПИЦ и Z29. Справа видна северо-восточная часть Саккъюбадни (Sakkubadni).




       043. После полудня. Симанес (Simanes), северная часть военно-морской базы Квенвик (Kvenvik) на снимке с позиции зенитчиков в глубине мыса Аускорнесет (Auskarneset). Стрелка указывает на место стоянки линкора SCHARNHORST летом 1943 года.




       044/045. День. Верхний снимок сделан с Симанеса (Simanes), нижний - с борта эсминца Z29.




       046. День. ADMIRAL HIPPER и Z27 на снимке с борта Тирпиц. По стрелке: сваренный из труб ограничитель хода стволов счетверенной артустановки ПВО установлен на передней надстройке для того, чтобы обеспечить безопасность расчета такой же установки на орудийной башне главного калибра "Бруно". Позднее эта конструкция была модифицирована и усовершенствована. В результате, полусфера поражения оказалась еще более ограниченной.




       047/048. 4 июля, день. Сфотографировано с борта Z29, который вместе с Z27, флагманcким Z28 и Z30 - из состава 8-й флотилии.




       049. После бункеровки с борта танкера C.A.LARSEN миноносцы встали на якорь на внешней акватории Каафьорда, а с 15:07 - на якоре во внутренней акватории.




       050. Эсминцы из состава 5-й флотилии: флагманский Z14 FRIEDRICH IHN, Z4 и Z24.




       051. Противоположное направление съемки от Боссэкопа (Bossekop) с Тирпиц в Каафьорде.




       052-054. 4 июля 1942 года, вечер. Тирпиц на фоне полуострова Симанес (Simanes). Нижнее фото с борта Z4.


    БОЕВОЙ ПОХОД. КОД "ХОД КОНЕМ" (RÖSSELSPRUNG)
    5-6 июля 1942 года.


       056К. Начальный этап боевого похода с целью перехвата конвоя PQ17 "Competent". Приказ из ставки о выдвижении в 11:30. 055G - позиции в ордере согласно боевого журнала тяжелого крейсера ADMIRAL HIPPER.
      Выписка из боевого журнала Тирпиц (на карте):
      Боевой поход "Rösselsprung", отход из Алтафьорда назначением Норвежское море:
    1. 05.07.42 10:55 снялись с якоря в Каафьорде. 11:22 прошли сетевые заграждения.
    2. 05.07.42 12:35 вход в Квалсунд (Kvalsund). Z29, Z28, Z30 в авангарде.
    3. 05.07.42 15:06 на маршрутной точке SR1. Легли на курс 30 градусов направлением Норвежское море. Дистанция между единицами 2000 метров.




       057. Воскресенье 5 июля 1942 года, ~11:40. Алтафьорд. Оба соединения вышли единой кильватерной колонной, дистанция между кораблями 1000 метров, ход 12 узлов. В авангарде шла Тирпиц, в кильватере которой - HIPPER, затем SCHEER, Z28, Z29, Z30, Z27, Z14, Z4, Z24, Т15 и Т7.




       058. Фото 057 и 058 сделаны с борта эсминца Z27, который, в данный момент, уже получил приказ и переходит на позицию обеспечения ПЛО с левого фланга объединенного оперативного соединения.




       059. Вскоре Z28 покинул строй с опережением и занял позицию в авангарде.




       060-062. Задачи ПЛО с левого фланга выполняли эсминцы Z29, Z27 и Z24. На правый фланг корабли охранения пока не выдвигали.




       063. 5 июля 1942 года, полдень. Алтафьорд (Altafjord). На заднем плане видны эсминцы Z30, Z14 и Z4, которые занимают позиции для выполнения задач ПЛО с правого фланга.




       064+065. Снимки с борт Z28. Основными ударными силами 1-го оперативного соединения, возглавляемого командующим флотом, адмиралом Отто Шнивиндом, являлись ТИРПИЦ и тяжелый крейсер ADMIRAL HIPPER. Также, в состав 1-го соединения входили эсминцы 1-го дивизиона Z28 (с командующим эсминцами на борту) и Z29, эсминцы 2-го дивизиона Z30 и Z27. В состав 2-го оперативного соединения, во главе с командующим крейсерами, вице-адмиралом Оскаром Кумметцем, входил тяжелый крейсер ADMIRAL SCHEER, а также эсминцы Z14, Z4 и Z24. Два миноносца Т7 и Т15 не относились к составам соединений и замыкали объединенное построение.




       066. 5 июля, ~12:15. Алтафьорд, на подходе к Стьярнсунду (Stjernsund). Сфотографировано с Z4, идущего по правому борту ADMIRAL SCHEER. Z28 в голове кильватерной колонны, за ним - Тирпиц и далее - ADMIRAL HIPPER. В 11:56 скорость хода увеличена до 24 узлов, продолжается следование фарватером "Красный" (rot).




       067. ~12:20. Алтафьорд. Северное северо-восточное направление съемки с позиций форта Стурекорснес (Storekorsnes) прямо на Рогнсунд (Rognsund). На момент, было неизвестно, продолжится ли боевой поход или же поступит приказ на возврат в районы базирования (прим. даже высшее командование находилось в неведении об утверждении предложенных вариантов решения боевых задач похода, поскольку "это" пока раздумывало: подставлять ли цвет флота и, в частности, Тирпиц под торпеды и пушки бритов? Но радиограмма с "добре" уже получена, и ее пока в СПС шифровальщики маринуют).




       068. ~12:30. Напоминающий маневр плоская "змейка" зигзагообразный поворот для входа в Варьгсунд (Vargsund). Южное юго-западное направление съемки с борта Z29. В 12:00 получена радиограмма от командования группы ВМС "Север". В тексте содержалось кодовое слово Vorstoß, то есть "Вперед, на боевые!" или подтверждение "Хода конем", о чем в 12:42 с борта Тирпиц отсемафорили сигнальщикам HIPPER и SCHEER.




       069. ~12:35. Варьгсунд (Vargsund). Снимок с борта Z29, следующего в авангарде по направлению к Квалсунду (Kvalsund). Обращает внимание положение грузового крана правого борта Тирпиц. Согласно боевому журналу, в 12:35 получен приказ командующего флотом в адреса Тирпиц и ADMIRAL HIPPER о приведении в готовность по одному гидроплану для обеспечения авиаприкрытия с 14:30.




       070-077. 5 июля, ~13:30-13:40. Зигзагообразный поворот в тесном Квалсунде. Флаги на главной палубе в районе бака и кормы (по стрелкам) - в целях авиараспознавания, как и желтая окраска верха орудийных башен в соответствии с полученными оперативными инструкциями.




       078. 05 июля, ~14:00. Выход из Саммельсунда (Sammelsund). Южное направление съемки на HIPPER и SCHEER, идущих в кильватере Тирпиц. В боевом журнале записано, что c этого момента и в течение часа несколько раз наблюдался пролет бомбардировщиков (Ju-88) в северо-восточном направлении. "Юнкерсы" были нацелены на обнаружение и атаку конвоя. В 14:10 командующий 5-м воздушным флотом германца отдал приказ не наносить авиаудары по военным кораблям без специального распоряжения, дабы не подвергать риску свои ВМС.




       079+080. Вскоре после 14:00. Вхождение в Ревсботн (Revsbotn) на фото с борта эсминца Z28. Предварительно планировалось идти через Брайсунд (Breisund, карта 095К) и выходить из шхер близ Нордщина (Nordkyn). Либо не приняли радиограмму, или же возникли проблемы с дешифровкой, но дальнейший курс объединенных оперативных соединений пролегал в северном направлении с проходом заграждений, расположенных к западу от острова Ролвсоя (Rolvsøya, прим. видимо, на карте 056К в точках SR (Sperre)). В этом районе, в непосредственной близости наблюдались рыбацкие лодки и проходили небольшие грузовые пароходы, то есть следовало принять к сведению, что бриты, если не раньше, то на данный момент уж точно и в деталях будут поставлены в известность о действиях сил флота германца.




       081-083. Чуть позже 14:30. Ревсботн (Revsbotn), к юго-западу от острова Ролвсоя (Rolvsøya). Cфотографировано с борта Тирпиц. Согласно боевому журналу миноносца Т7, по приказу командования флота два миноносца заняли позиции в авангарде для безопасной проводки ордера в маршрутную точку SR1.




       084. Почти 15:00. Ревсботн (Revsbotn), к западу от острова Ролвсоя (Rolvsøya), фото с Тирпиц. Между маршрутными точками SR2 и SR1.




       085К. 5 и 6 июля. Навигационная прокладка маршрута тяжелого крейсера ADMIRAL HIPPER. О торпедной атаке советской подводной лодки K-21 (выпущено четыре торпеды) в боевых журналах кораблей объединенного оперативного соединения записей нет.
    05.07.42 16:01 торпедная атака ПЛ К-21 при нахождении в ударной позиции с координатами 71-25'c 23-40'в. Цель: Тирпиц.
    05.07.42 21:51 прекращение боевого похода "Ход конем" (Rösselsprung) при нахождении в точке с координатами 71-38'c 31-05'в, согласно записи в боевом журнале Тирпиц.




       086. ~15:00. Близ маршрутной точки SR1. Судя по теням на баке тяжелого крейсера ADMIRAL SCHEER, ордер все еще идет в северо-западном направлении. Немногим позднее корабли лягут на новый курс 30 градусов, дистанция между единичками увеличится до 2000 метров, ход 24 узла.




       087-090. День. Норвежское море. Снимки с борта эсминца Z29, который совместно с Z28 выполняет задачи по охране и обороне, в первую очередь, Тирпиц.




       091G. 5 июля, дневное время. Норвежское море. Схема боевого ордера за номером 1. В таком построении объединенное соединение кораблей приступило к выполнению поисковых задач по конвою PQ17.




       092. Для более широкого охвата района поиска дистанции между кораблями по траверзам составляли иногда 30 миль, о чем имеется запись в боевом журнале эсминца Z30. Поскольку действия авиации и подводного флота германца привели к рассредоточению и уничтожению части конвоя PQ17, боевой поход был прекращен в 21:47. Снимок сделан с борта низколетящего "Арадо", который обеспечивал авиаприкрытие с 15:25 до 17:40, согласно данным, содержащимся в боевом журнале пилота гидроплана.




       093. 5 июля. Ночь. В 21:51 боевой ордер лег на обратный курс, выполнив разворот с перекладкой рулей влево (прим. прям "Все вдруг"). В результате позиции кораблей оказались как бы зеркальным отражением должного боевого построения за номером 1 на некоторое время. Вот по этой причине тяжелый крейсер ADMIRAL SCHEER оказался на снимке с левого борта Тирпиц, а Z29 - по правому борту.




       094G. Походное построение на 06.07.42 04:15 (боевой журнал ADMIRAL HIPPER).
       095К. 6 июля. Переход в Каафьорд (Kaafjord). Даже без каких бы то ни было успешных боевых действий, помимо всех остальных факторов, один только выход Тирпиц в оперативный район исподволь сподвиг британцев рассредоточить охраняемый конвой PQ17. Причем, суматошно и без особой на то необходимости. Исходя из предположения, что при нахождении в одиночном плавании транспорты конвоя имели больше шансов уклониться от атаки мощного надводного флота германца, бриты совершили трагическую ошибку. В результате суда стали легкой добычей авиации и подводных лодок. PQ17 понес огромные потери. По союзникам был нанесен катастрофический удар.
       Боевой поход "Ход конем" (Rösselsprung), обратный переход из Норвежского моря в Каафьорд:
    1. 06.07.42 ~03:40-03:53 приближение к границе S1-S2 зоны минной опасности Сварьхолтовет (Sværholthavet).
    2. 06.07.42 07:25 Северный вход в Бюстадсунд (Bustadsund). Командир 5-й флотилии задействовал два тральщика, подходят.
    3. 06.07.42 10:40 после расформирования оперативного соединения, Тирпиц снова в Каафьорде.




       096. Понедельник 6 июля, 03:53. S2. Прежде следуя курсом 170 градусов, Тирпиц повернула вправо и теперь шла по направлению к минным заграждениям в Сварьхолтовет (Sværholthavet). Слева виден желтый верх орудийной башни тяжелого крейсера ADMIRAL HIPPER. Миноносцы Т7 и Т15, которые вечером прошлых суток покинули ордер для перехода и бункеровки в Киркенесе, 13 минут назад снова заняли позиции в построении.




       097. ~04:30. Сварьхолтовет (Sværholthavet), близ Стуре Финджерка (Store Finnkjerka). Снимок с борта эсминца Z28, который возможно уже повернул к Сварьхолту (Sværholt). Тирпиц пока шла в южном юго-западном направлении. Пара гидропланов BW-138 'Морской дракон' осуществляли прикрытие с воздуха. Стволы орудий башни 'Антон' направлены вниз (-5 градусов) во избежание попадания воды внутрь.




       098. 6 июля, раннее утро. Зона минной опасности Сварьхолтовет (Sværholthavet). Снимок с Z28. Для безопасного прохода минных заграждений необходимо было определиться, то есть знать свое точное обсервованное местоположение. Из-за низкой облачности взять пеленги на навигационные знаки (вершины гор, приметные здания и иные объекты ландшафта) или навигационное оборудование (маяки) оказалось затруднительно. Береговые радиомаяки отсутствовали (прим. самоубийство - определяться по ним, когда дело касается мин). Поэтому ордер был вынужден приблизиться к Нордкаппу (Nordkapp).




       099. ~05:00. На подходе к Магерёйсунду (Magerøysund). Снимок с Z28. Немногим ранее получено радио от командования флота с назначением мест якорных стоянок в Алтафьорде: Тирпиц на внешней и ADMIRAL SCHEER во внутренней акватории Каафьорда; ADMIRAL HIPPER, пять эсминцев и миноносцы в Лангфьорде (Langfjord).




       100. ~06:30. При следовании Брайсундом (Breisund) на снимке с борта "Арадо". Миноносцы Т7 и Т15 идут в авангарде и осуществляют траление мин, несмотря на то, что фарватер объявлен безопасным с 5 июля.




       101. 6 июля 1942 года, ~06:30. Снимок с Z27. Почти прямо по курсу Тирпиц видна западная оконечность острова Хавея (Havøya), где заканчивается Брайсунд. Ход 15 узлов, как записано в боевом журнале ADMIRAL SCHEER.




       102. До 06:45. Снимок с борта Z27. "Морской дракон" BW-138 из прикрытия проводит воздушную разведку выхода из Брайсунда.




       103. 6 июля, ~06:45. Западное направление съемки с борта Z27 на острова Ролвсоя (Rolvsøya) и Ингея (Ingøya), различимые на горизонте. Миноносцы все еще в авангарде и с вооруженными минными тралами.




       104. Вскоре после 06:45. Вид в северо-восточном направлении на остров Хиэльмсоя (Hielmsøya). Тирпиц переложила рули влево для входа в Ролвсойсунд (Rolvsøysund). Примерно в это же время эсминец Z29 обнаружил подводную лодку, сыграл тревогу, которая оказалась ложной.




       105. ~07:00. Ролвсойсунд (Rolvsøysund) с видом на Бюстадфьеллет (Bustadfjellet) с борта Z27. Боевой журнал Тирпиц: в 07:25 при нахождении у северного входа в Бюстадсунд (Bustadsund) два тральщика заняли позиции в авангарде для траления мин.




       106. Вскоре после 07:30. Бюстадсунд (Bustadsund). Снимок с Z27. На горизонте - Ревсботн (Revsbotn). Час спустя прикрывающий с воздуха "Морской дракон" BW-138 произведет отстрел двух белых сигнальных ракет, в связи с необходимостью вынужденной посадки из-за неисправности.




       107. 6 июля, после полудня. Внешняя акватория Каафьорда (Kaafjord). Вид с Симанеса (Simanes) на Скуддэварри (Skoddevarri). По прохождению Алтафьорда, ADMIRAL HIPPER покинул построение в 09:48 с переходом на стоянку в Лангфьорд, а Тирпиц с 10:40 стояла на якоре, как на фото - в Каафьорде.




       108. 6 июля, день. Каафьорд. В нарушение приказа, тяжелый крейсер ADMIRAL HIPPER перешел в Лангфьорд без отряда кораблей охранения. В полдень, вместо сопровождения, эсминцы Z27, Z28, Z29 и Z30 направились к танкеру C.A.LARSEN для бункеровки.




       109. 16:06-17:00. Каафьорд. Эсминцы Z4, Z14, Z24 и миноносцы Т7 и Т15 перешли в Рёфсботн (Rafsbotn, карта 024К) близ Букты (Bukta) для приемки топлива со вспомогательного корабля DITHMARSCHEN. В 16:06 эсминец Z4 RICHARD BEITZEN встал на якорь вблизи Симанеса (Simanes), на небольшом удалении от Тирпиц (на снимке).




       110. Пока Тирпиц стояла на якоре, были рассмотрены новые варианты ее участия в судьбе конвоя PQ17. Но поскольку 24 транспорта из 39 уже затонули, то цель вряд ли оправдала бы средства.


    ПЕРЕХОД ИЗ КААФЬОРДА (KAAFJORD) В ЗАЛИВ БОГЕН (BOGEN) БЛИЗ НАРВИКА (NARVIK)
    с 6 по 8 июля 1942 года.


       113K. Переход по маршруту "Черный" (Schwartz) начинался в маршрутной точке "Красный-55" (rot 55) с прохождением точки "Зеленый-54" (grün 54). Выход из шхер близ Рёссхолмдьюпта (Røssholmdjupta), затем прохождение точек с "Черный-19" по "Черный-8" к маршрутной точке GH 0. Следование через G3 до G11, затем в точку "Зеленый-9" на маршруте "Зеленый" (grün) и вход в Офотфьорд (Ofotfjord). Курсовая прокладка выполнена схематически, поскольку информация о маршрутных точках была засекречена и получить какие-либо данные по ним не представляется возможным. Выписка на карте:

       Переход из Каафьорда через Лангфьорд в залив Боген.
    1. 06.07.42 17:00 снялись с якоря в Каафьорде. После формирования походного построения в Алтафьорде (Altafjord), вышли в поход на 18 узлах.
    2. 06.07.42 22:56 из-за условий плохой видимости (туман) встали на якорь в Лангфьорде (Langfjord) близ острова Арноя (Arnøya), глубина 34 метра.
    3. 07.07.42 16:38 координаты 69-30'c 16-34'в. Тяжелый крейсер ADMIRAL SCHEER, вспомогательный корабль флота DITHMARSCHEN, эсминцы Z14, Z24, миноносцы Т7 и Т15 выведены из состава ордера для отдельного плавания через Тьельдсунд (Tjeldsund), назначением в район Нарвика.
    4. 08.07.42 02:55-04:15 Отдали якорь и ошвартованы на месте стоянки, оснащенном сетевым заграждением, в заливе Боген.



       114. 6 июля, вечер. Направление съемки на восток северо-восток. В 17:00 подняв якорь, Тирпиц на короткое время задержалась в Алтафьорде при формировании походного построения. Утром вход в Каафьорд блокировало сетевое заграждение, поэтому тяжелый крейсер ADMIRAL SCHEER встал на якорь вблизи Алты (Alta).




       115. Вечер. Алтафьорд. Направление на северо-запад. Поднимают пары перед походом в Нарвик. Ход 18 узлов согласно приказа, позиции кораблей в ордере в соответствии с построением за номером 3.




       116. ~17:30. Алтафьорд. Сфотографировано с борта Тирпиц. В кильватере идет ADMIRAL SCHEER, но вторым номером должен идти HIPPER, который нагонит в Лангфьорде. За SCHEER находится DITHMARSCHEN с миноносцем Т15 по левому борту. В правой части фото видны Z29 и Z27. Пара истребителей прикрытия где-то тут тоже летает.




       117. ~18:00. Алтафьорд, близ входа в Лангфьорд. Через 14 минут эсминцы займут позиции с флангов для противолодочной обороны трех основных ударных единиц ордера, а миноносцы будут выполнять задачи охранения вспомогательного корабля DITHMARSCHEN.




       118. ~19:15. На выходе из Стьярнсунда (Stjernsund). Остров Сильда (Silda) впереди по левому борту. Расчеты счетверенных зенитных установок действуют по тревожному расписанию. Возможность более поздней даты снимка при нахождении Тирпиц в этом районе исключена, поскольку на снимке отсутствуют кулеры для охлаждения стволов, которые будут установлены в сентябре 1942 года при стоянке в заливе Боген.




       119+120. Предположительно 6 июля, вечер. Миновав остров Сильда, ордер в течение двух часов совершал переход, находясь в открытой акватории Норвежского моря.




       121. 6 июля 1942 года, ~21:15. Когсунд (Kågsund) прямо по курсу. Тирпиц на снимке с борта идущего в кильватере тяжелого крейсера ADMIRAL HIPPER.




       122. 6 июля, ~21:30. В начале Когсунда. Вид на южную сторону острова Коген (Kågen) с борта эсминца Z14. Вскоре погодные условия значительно ухудшатся из-за плотного тумана, который закроет вход в Лингенфьордн (Lyngenfjorden), и дальнейшее продвижение окажется опасным.




       123. ~22:00. Северное северо-западное направление съемки предположительно с борта тяжелого крейсера ADMIRAL HIPPER. Справа - SCHEER и Z14. Вероятно эсминец Z24, находясь близ острова Арноя (Arnøya), приближается к Лангфьорду. Слева - вспомогательный корабль DITHMARSCHEN с Т7 и Т15. Оба миноносца ошвартуются под борт корабля в 23:05 в Грюннфьорде (Grunnfjorde).




       124. 6-7 июля 1942 года. Расположение кораблей по местам якорных стоянок.


    ЛАНГФЬОРД (LANGFJORD)
    6 - 7 июля 1942 года.


       125. 6 июля, ночь. Лангфьорд. Тяжелый крейсер ADMIRAL HIPPER на фоне полуострова Рюссельвфьеллет (Russelvfjellet). Тирпиц на якоре, 34 метра под килем. В 23:00 взлетел "Арадо" для определения границ распространения тумана (метеоразведка).




       126. 6 июля, ~22:45. Лангфьорд. ADMIRAL HIPPER на якоре напротив залива Аккарьвик (Akkarvik). Благодаря видимому Солнцу (пеленг ~340 градусов, угол возвышения ~4 градуса), определить время не составило большого труда.




       127+128. Вторник 7 июля, ~10:30. Лангфьорд. На снимках с борта Тирпиц: за тяжелым крейсером ADMIRAL HIPPER (явно, поднял якорь в 10:27) мерзнет полуостров Рюссельвфьеллет (Russelvfjellet). Тирпиц снялась с якоря в 10:30.




       129. Южное направление съемки из Лангфьорда с борта эсминца Z4. Тяжелый крейсер ADMIRAL HIPPER (по стрелке), медленно поворачивая вправо, собирается лечь на заданный курс, на котором уже находится и набирает ход Тирпиц. Тяжелый крейсер ADMIRAL SCHEER будет находиться в готовности к отходу не ранее 10:30.


    ПЕРЕХОД В ЗАЛИВ БОГЕН (BOGEN) БЛИЗ НАРВИКА (NARVIK)
    вторник 7 июля 1942 года.


       130. ~10:45. Фюглёйсунд (Fugløysund). Снимок с борта эсминца Z28. Примерно в это же время разведборт британских королевских ВВС обнаружил корабли и произвел аэрофотосъемку.




       131+132. Минуты спустя, тяжелый крейсер ADMIRAL HIPPER занял позицию 2 в кильватере Тирпиц. В 10:48 на траверзе с левого борта HIPPER обнаружили самолет-разведчик британцев (курсовой угол 270 градусов на удалении 5000-6000 метров) и немедленно был открыт огонь. Вскоре визуальный контакт с разведбортом был утерян.




       133. В то же самое время сделан снимок с борта эсминца Z14, на заднем плане все тот же полуостров Рюссельвфьеллет (Russelvfjellet). Эсминцы и миноносцы выполняют задачи ПЛО с обоих флангов ордера. Неисправность второго контура системы размагничивания (кабель на палубе) Тирпиц с устранением собственными силами.




       134+135. На выходе из Фюглёйсунда (Fugløysund). Спустя примерно час, собственный бортовой разведорган ОсНаза (B-Dienst) Тирпиц перехватил радио британского пилота разведборта, который докладывал об обнаружении одного линкора и двух линкоров-карманников германца в 10:45.




       136. ~11:40. Ваннсунд (Vannsund). Северное направление снимка, сделанного с борта М154 или М251. Член экипажа тральщика из состава 5-й флотилии не мог лишить себя удовольствия сфотографировать Тирпиц на фоне грозной норвежской природы острова Ванноя (Vannøya) справа (прим. работать там еще ниче, а жить - холодно, на любителя. Поэтому они - кто может - в европы бегут. В Испании под Барселоной целые норвежские деревни были в середине-конце 90-х гг и даже мэра-норвежца захотели себе выбрать, по собственным наблюдениям из тех времен. Сейчас - не знаю).




       137. ~11:45. Ваннсунд (Vannsund). На заднем плане: Грюннфьорд (Grunnfjord), прилегающий к Хёгнес (Haugnes), - не тот, уже упомянутый одноименный фьорд Причинный (Grunn), омывающий побережье острова Арноя (Arnøya).




       138G. 7 июля 1942 года. В 13:10, согласно записи в боевом журнале 5-й флотилии эсминцев, тяжелый крейсер ADMIRAL HIPPER сменил позицию в ордере со 2-й на 4-ю. Из-за обнаружения британцами возросла опасность авианалетов. Таким образом, единички с тяжелым вооружением ПВО теперь шли: одна - в голове, а вторая - в замыкании кильватерной колонны основных сил объединенного оперативного соединения кораблей.




       139. ~13:00. Лингёйлайа (Lyngøyleia). Тяжелый крейсер ADMIRAL SCHEER на второй позиции, корабль ВСГ DITHMARSCHEN идет третьим и четвертый - ADMIRAL HIPPER (вставка справа). С 14:00 "Морской дракон" BV-138 осуществляет авиаприкрытие, а два "Арадо" Тирпиц находятся в готовности к взлету, как вспомогательные истребители (на вставке слева, по стрелке).




       140-142. Предположительно 7 июля 1942 года. Командир корабля Карл Топп и командующий флотом Отто Шнивинд на борту Тирпиц при переходе в Боген. С 16:35 тяжелый крейсер ADMIRAL SCHEER, вспомогательный корабль флота DITHMARSCHEN, эсминцы Z14, Z24, миноносцы Т7 и Т15 выполняют отдельное плавание по направлению к Тьельдсунду (Tjeldsund), назначением Нарвик.


    РАЙОН НАРВИКА (NARVIK)


       143К. Район базирования Тирпиц летом 1942 года. Чтобы избежать обнаружения и сократить время перехода с мест якорных стоянок в районы боевой подготовки, предусмотрено следующее:
    - при проведении боевой подготовки в Вестфьорде (Vestfjord, карта п.6) - якорная стоянка в Сагфьорде (Sagfjord, карта п.3);
    - нахождение в практическом районе в Офотфьорде (Ofotfjord) - постановка на якорь в Шуманфьорде (Skjomenfjord, карта п.5) или в Рафтсунде (Raftsund, карта п.2), Рамсунде (Ramsund, карта п.4).


    ЗАЛИВ БОГЕН (BOGEN)


       144К. Военно-морская база в заливе Боген с местами стоянок (красные 1, 2, 3), оснащенными сетевым заграждением.
    1. Место стоянки Тирпиц близ Слеттбаккена (Slettbakken)
    2. Место стоянки тяжелого крейсера ADMIRAL SCHEER у н.п. Боген.
    3. Обустройство и оснащение было завершено позднее, и летом 1942 года это место стоянки, в основном, пустовало.
       Для более полного представления добавлены: футбольное поле, две точки постановки на якорь ремонтной плавмастерской NEUMARK (прим. с интересным послужным списком) и место стоянки зенитной плавбатареи NYMPHE с сетевым заграждением. Большое количество как береговых, так и плавединиц с оборудованием для постановки дымзавесы, а также их расчеты и экипажи должны были размещаться в этом районе для маскирования флота при авианалетах и проведении противником воздушной разведки. За период с июля по октябрь 1942 года план по развертыванию такого рода маскировочного оборудования выполнен не был. До сих пор не установлено, осуществлен ли этот план, в целом, позднее.


    ЗАЛИВ БОГЕН (BOGEN)
    с 8 по 27 июля 1942 года.


       145. Среда 8 июля, раннее утро. Залив Боген. Снимок с борта ADMIRAL HIPPER. Дата съемки определена по Z14 (стрелка). Эсминец снялся с якоря в 09:00 с назначением в фатерлянд.




       146. 8 июля, раннее утро. Тирпиц встала на защищенное противоторпедной сетью место стоянки номер 1 прошлой ночью, между 02:55 и 04:15. ADMIRAL HIPPER ошвартовался в 04:38 на месте стоянки 2, как видно на предыдущем снимке - контур его сетевого заграждения пока не закрыт.




       147. Четверг 9 июля, вечер. Место стоянки номер 1. Южное юго-западное направление съемки на ADMIRAL SCHEER, поднимающий пары на фоне острова Скугья (Skogøya). Поскольку обустройство места стоянки номер 3 пока не было завершено, тяжелый крейсер в 19:15 ушел в Шуманфьорд (Skjomenfjord).




       148+149К. 11-15 июля. Шуманфьорд (Skjomenfjord). Тяжелый крейсер ADMIRAL SCHEER был ошвартован кормой к берегу 11 июля, после стоянки на якоре в точке с координатами 68-12,5'c 17-21,3'в. Эсминец Z30 бункеровался с борта танкера PELAGOS 8 июля c 11:00 до 13:47, согласно записи в боевом журнале.




       150. 8-15 июля 1942 года. Залив Боген. Эсминецы Z4 (на переднем плане) и Z28 (видна его корма за Z4) стоят на западных швартовных бочках. Z28 проведет практические подкалиберные стрельбы в Офотфьорде (Ofotfjord), и в начале суток 15 июля оба эсминца снимутся назначением в Нарвик.




       151. 8-15 июля. Залив Боген. Восточное юго-восточное направление съемки и справа виден остров Скугья (Skogøya). На горизонте - Веггфьеллет (Veggfjellet, прим. переводится, как "горный массив", но пусть бу, как у Авторов: Веганский филет) и гора Конгсбакктинд (Kongsbakktind).




       152. Зенитная плавбатарея NYMPHE. Вооружение: 6х105-мм, 2х40-мм "Бофорс" и 14х20-мм. Нареченный также современной, самой-пресамой исторической литературой, как "крейсер ПВО "Нимфа", в прошлом топтал моря под норвежским военно-морским флагом и отзывался на: "Корабль береговой обороны TORDENSKJOLD".




       153. 11-24 июля. Залив Боген. Моряки заняты бортовой маляркой, и корма стоящего на якоре Z27 уже потемнела. 11 июля 1942 года эсминец стал флагманским кораблем 8-й флотилии ЭМ и, соответственно, вымпел на мачте - в наличии (по стрелке).




       154-156. Место стоянки номер 1. Залив Боген. Катера под кормой, видимо, доставили командиров кораблей на борт Тирпиц для участия в совещании с подведением итогов недавнего боевого похода. Судя по местонахождению командования на момент, "разбор полетов" второго оперативного соединения кораблей проводит командующий крейсерами на борту ADMIRAL HIPPER, а за успехи первого оперативного соединения идет раздача комплиментов от командующего линкорами на борту Тирпиц с созерцающим на действо Карлом Топпом.




       157 - 162. Место стоянки номер 2. Отдельные моменты из истории тяжелого крейсера ADMIRAL HIPPER при нахождении в заливе Боген летом 1942 года. По системе рукавов (на крайнем снимке) на борт HIPPER подавалась мытьевая пресная вода из горной реки. Осенью 1942 года оказалось, что именно в этом месте дул устойчивый сильный ветер, из-за чего возникла опасность сноса корабля в сетевое заграждение (прим. это на совести Авторов оставим. Парусность огромная у такого хлопца, а в сеть-то залезть - это ладно. При сильном ветре с якорей тащит, швартовы рвет и на берег наваливает - вот это уже совсем не гутенморген).




       163. Вторник 14 июля, утро. Сфотографировано с тральщика М151. В 10:05 командующий флотом покинул борт Тирпиц, чтобы вылететь в Трондхейм самолетом "Люфтганзы". Транспортно-пассажирский Ju-52, явно, находился где-то неподалеку, если не в самом заливе Боген, поскольку уже через 10 минут летел в Трондхейм, где командующего ожидал корабль управления HELA.




       164. ~10:50. Стоянка номер 1. С борта подходящего тральщика М132 сфотографирован М151, пришвартованный к борту Тирпиц в 10:37.




       165. На палубе видны ящики и коробки, только что перегруженные с тральщиков. Играет духовой оркестр (по стрелке). Отто Шнивинд оставил Тирпиц, и адмиральский флаг спущен, а вместо него реет командирский вымпел (прим. "Вымпел, Карл! Твой, Карл!").




       166. 14 июля 1942 года. Место стоянки номер 1. Тральщики 4-й флотилии М132, с борта которого сделан снимок, и М151 стояли пришвартованными к Тирпиц с 10:53 до 12:03.




       167. ~12:03. МСтоянки-1, залив Боген. Снимок с борта отшвартовавшегося М132 с видом на М151, который тоже вскоре отойдет.




       168. ~12:04. МС-1. Снимок с отошедшего М132, а М151 уже совсем скоро отвалит. На время отсутствия командующего флотом, в приказном порядке, по аспектам обеспечения и в плане тактических задач, включая боевую подготовку, Тирпиц переподчинялась командующему крейсерами, вице-адмиралу Оскару Кумметцу. Приказ не отменял подчинение Тирпиц командующему флотом в порядке субординации.




       169. ~12:10. Залив Боген. Снова вид на Тирпиц с тральщика М132, а М151 уже на ходу.




       170. Пятница 17 июля, ~11:15. МС-1, залив Боген. Аэрофотосъемка с разведборта НР-52 Hampden британских королевских ВВС (RAF) при полете на высоте около 4500 метров. После бункеровки с танкера TIGER 13 июля (13:45-23:45), сейчас (10:00-15:36) Тирпиц в процессе приемки 496 куб.метров топлива с борта танкера OLVESTAD. Через двое суток и с этого же OLVESTAD - еще 590 кубов. 18 июля в 20:45 командующий флотом и его штаб вновь прибыли на борт Тирпиц, так как авиаразведка обнаружила признаки формирования очередного конвоя союзников с назначением из исландских портов в Архангельск. Тирпиц приведена в боевую готовность (прим. РДО 18.07.42 в 21:08 :"19 июля с 08:00 находиться в трехчасовой готовности").




       171. Понедельник 20 июля, ~14:50. МС-1. Сфотографировано с тральщика М36. Грузовой кран левого борта в готовности для подъема на борт "Арадо". Видны мачты буксира PELLWORM и М132 по правому борту. Тральщики доставили техснабжение (запасные части) из Трондхейма.




       172. Незадолго до 15:00. На снимке с борта тральщика М36 виден отваливающий М132 (по стрелке). В боевом журнале авиаотряда Тирпиц к этому времени относится запись о том, что "Арадо" МК 1/196 совершил посадку. Пилот: обер-ефрейтор Бойссе (Beusse). Пассажир: капитан Пуфендорф (Pufendorf) - на Тирпиц.




       173. 21-26 июля 1942 года. День. Буксир PELLWORM ошвартован в районе орудийной башни ГК "Бруно". Из-за отсутствия новых разведданных по конвою союзников, адмирал Шнивинд покинул борт Тирпиц 21 июля в 09:20.




       174+175. 21-26 июля. Пассажирский пароход "ДОМОЙ" (HEIMWÄRTS, прим. не мыть, а "на родину") ошвартован в корме по левому борту. Командирский вымпел на фок-мачте (по стрелке).




       176. Воскресенье 26 июля. МС-1. Фото с датой и надписью: 'Тирпиц и WPR'. WPR - радиопозывной буксира PELLWORM.




       177-179. 26 июля. Место стоянки номер 1. Экипаж на отдыхе перед запланированными учениями кораблей в составе соединения. Утром советский разведывательный самолет пролетел над Шуманфьордом (Skjomenfjord) на высоте 6000 метров.




       180-182. 26 июля. Буксир PELLWORM все еще под правым бортом для обеспечения швартовных операций следующим утром с 05:00 до 05:40.




       183. 26 июля, ночь. Судя по катерам под кормой, на борту Тирпиц идет командирское совещание, проводимое вице-адмиралом Оскаром Кумметцем, в связи с предстоящими четырехдневными учениями. Верх орудийных башен окрашен в красный цвет, вместо желтого.




       184-186. Понедельник 27 июля. Вестфьорд (Vestfjord). Первое фото: направление на юг юго-восток, эсминец Z29 на фоне полуострова Хамарой (Hamarøy). С 10:30 Тирпиц с эсминцами Z29 и Z30 проводили боевую подготовку отдельно от HIPPER и SCHEER. С 11:00 до 12:20 шла боевая учеба с практическими подкалиберными стрельбами (центральное фото), а в качестве учебных целей задействованы Z29 и Z30(виден на удалении на крайнем снимке). После обеда отрабатывались задачи по поиску, обнаружению и сопровождению целей при взаимодействии с эсминцами.




       187. 28 июля. После ночного перестоя на якоре близ н.п. Дигермулен (Digermulen) в Рафтсунде (Raftsund, карта п.2), Тирпиц снялась с якоря в 08:06 и сейчас вблизи Стуре Молла (Store Molla) на переходе в точку рандеву соединения кораблей в юго-западной части пролива Гимсёй(Gimsøystraumen).




       188-190. 28 июля. Вестфьорд (Vestfjord). После рандеву в 13:00 близ позиции тяжелого крейсера ADMIRAL HIPPER с координатами 68-06,5'сев. 14-00'вост. начались учения под командованием вице-адмирала Кумметца. Для ведения учебно-боевых действий корабли разделились. Условный противник "Синие": HIPPER, Тирпиц, Z27, Z28, Z30. Условный противник "Желтые": SCHEER, Z29, Z16, Z4. Запись в боевом журнале Тирпиц: "13:50. Учебный авиаудар двадцатью He-111 по соединению "Синих", преимущественно, по HIPPER". Ночная стоянка на якоре в Сагфьорде (Sagfjord, карта п.3) у Лёгманнсвик (Lagmannsvik). 29 июля в 07:36 снялись с якоря, с 09:15 до 11:30 поиск, обнаружение и сопровождение учебных целей при взаимодействии с Z29 и Z30.




       191. Четверг 30 июля, ~14:30. Снимок с позиции зенитчиков у входа в Рамсунд (Ramsund), который находится справа и не виден. После якорной стоянки в южной части шхерного прохода Тирпиц перешла в Офотфьорд (Ofotfjord) для выполнения учебно-боевых задач по буксировке при взаимодействии с тяжелым крейсером ADMIRAL SCHEER.




       192+193. 30 июля, 15:15 - 18:02. На входе в Харьянгсфьорд (Herjangsfjord). Буксировочные концы приготовлены. Тирпиц развернулась и проходит с опережением тяжелый крейсер ADMIRAL SCHEER. Гидроплан "Арадо" обеспечивает авиаприкрытие.




       194-203. 30 июля, 15:15 - 18:02. Харьянгсфьорд (Herjangsfjord). Тирпиц и тяжелый крейсер ADMIRAL SCHEER снимали кинооператоры кампании пропаганды для "Новостей недели". Члены экипажа на орудийных башнях главного калибра "Цезарь" и "Дора".



    ОКОНЧАНИЕ ПЕРВОЙ ЧАСТИ ЧЕТВЕРТОЙ КНИГИ



      


  • Комментарии: 2, последний от 09/08/2018.
  • © Copyright Динамов Сергей Борисович (sdinamov@me.com)
  • Обновлено: 08/11/2018. 79k. Статистика.
  • Монография: Перевод

  • Связаться с программистом сайта.