Аннотация: Статья рассказывает о преобразованиях в мусульманской общине после Октябрьской революции. Опубликована в газете "Все об Исламе", # 8, декабрь 2002
Октябрьская революция и умма России
После победы Октябрьской социалистической революции жизнь мусульманской общины бывшей Российской империи приобрела новые формы. На начальном этапе ислам не представлял для партии большевиков реальной угрозы. Более того, с мусульманами нужно было консолидироваться в деле устранения конкретного и сильного противника - Русской Православной Церкви. Разыгрывая мусульманскую карту, новая власть изначально преследовала несколько целей: привлечь мусульман, как активную часть общества, на свою сторону; использовать их в качестве средства пропаганды идей большевизма и социализма на страны Востока; устранить таким образом возможные препятствия в проведении как внутри-, так и внешнеполитической линии; использовать мусульман в борьбе с другими конфессиями и социальными слоями немусульманского общества.
Для реализации этих планов в 1917 году в составе Наркомнаца был создан комиссариат по делам мусульман. Декрет СНК # 144 "Об учреждении Комиссариата по делам мусульман" был подписан в Петрограде 17 января 1918 г. председателем СНК В. Ульяновым (Лениным), народным комиссаром по делам национальностей И. Джугашвили (Сталиным). За управляющего делами правительства документ подписал В. Бонч-Бруевич. Комиссаром по делам мусульман был назначен член бывшего Учредительного собрания от Казанской губернии Мулла Нур-Вахитов, а его товарищами - члены бывшего Учредительного собрания: от Уфимской губернии - Галлимзян Ибрагимов, от Оренбургской губернии - Шариф Манатов.
На следующих этапах развития отношений с мусульманской уммой планировалось следующее (необходимо заметить, что задачи эти вырисовывались постепенно, исходя из конкретной исторической ситуации): сыграв на классовых противоречиях в мусульманской среде, разобщить мусульман "по классовому признаку"; добиться устранения активной части "имущественного сословия" мусульман, к которому принадлежали представители образованного мусульманского "духовенства"; ослабив мусульманские общины, завершить их разгром, уничтожив мечети, медресе, наиболее образованных муфтиев, мулл, кадиев, имамов; оставить незначительную ("парадную") прослойку лояльных мусульман для демонстрации свободы совести и вероисповедания в государстве.
Исходя из этих неафиширумых задач, направлялась и координировалась деятельность Центрального мусульманского комиссариата (ЦМК). Впрочем, самим мусульманам нравилось такое положение дел, их опьяняла причастность к грандиозным революционным событиям. В первых отчетах о своей деятельности лидеры ЦМК говорили: "Вся деятельность Центрмускома с первых же дней его возникновения определилась теми задачами, которые поставили перед собой революционеры-мусульмане, вошедшие в его состав, а именно: способствовать русской революции превратиться во Всемирную Социалистическую".
В области внешней политики ЦМК исходил из общих задач "необходимости революционизирования Востока и подготовления в мусульманских странах Азии и Африки... восстания против западноевропейского империализма". Эта задача была сформулирована с перспективой на долгие годы. В 1918-м году намечались первые шаги по реализации внешнеполитических планов. При ЦМК был создан отдел международной пропаганды. В первую очередь предполагалось объединить в Центральном мусульманском комиссариате "недовольных правительствами своих стран" эмигрантов из мусульманских стран. Агитация идей социальной революции проводилась и среди военнопленных-мусульман, захваченных в ходе первой мировой войны, которые вербовались в ряды РККА. Активизация деятельности в рядах отдела международной пропаганды турецких мусульман даже вызвала болезненную реакцию Армянского комиссариата, вылившуюся в серию публикаций против внешней политики ЦМК в газете "Ени-Дунья".
Общие направления внешней политики, определенные в 1918 г., продолжали развиваться на протяжении последующих лет, даже тогда, когда ЦМК уже перестал существовать. В 1923 г. Народный комиссариат иностранных дел требовал от своих структур проведения активной работы под девизом "Шариат и социализм не противоречат друг другу".
Во внутренней политике, руководствуясь благими намерениями "укрепления завоеваний Октябрьской революции" и "способствования развитию социализма среди мусульман", ЦМК и его отделы проводили линию на "классовое расслоение мусульманских народностей" и "окончательное подавление мусульманской буржуазии".
В ходе Октябрьской революции мусульмане сформировали немалое количество различных организаций. Среди них были такие организации, как Всероссийский мусульманский совет, Всероссийский мусульманский военный совет, Национальный парламент мусульман Внутренней России, Сибири и башкирского курултая и др. Руками членов Центрального мусульманского комитета партия большевиков занялась устранением с политической арены этих противников, крепко стоящих на ногах. Вместо них в губернских и уездных городах, селах и деревнях создавались "органы пролетарской власти" в лице Советских мусульманских комиссариатов в городах и Советов деревенской бедноты - в сельской местности.
При содействии ЦМК шло подкрепление частей Рабоче-Крестьянской Красной Армии. Мусульманские социалистические полки были созданы в Уфе и Казани, татаро-башкирские батальоны - в Казани и Москве, отдельные отряды мусульман-красноармейцев - в Астрахани, Перми и других городах многонациональной и многоконфессиональной России. Страна бунтовала, и участие крепких и выносливых мусульман в подавлении бунтов и восстаний было как нельзя кстати. Руководители Наркомнаца не могли не отметить, что "эти части всегда доказывали свою стойкость, особенно в моменты, когда русская буржуазия делала попытки свержения Советской власти путем подкупа и провоцирования русских красноармейских частей". Мусульманский комиссариат сумел предотвратить восстание пяти тысяч красноармейцев в Казани после падения Самары в конце лета 1918 г. Из состава красноармейских частей Центрмускомом был выведен казанский мусульманский полк (800 чел.), на помощь ему из Москвы прибыл татаро-башкирский батальон (117 чел.). Аналогичные мероприятия Мусульманский комиссариат проводил в Астрахани.
Провинциальные отделы ЦМК вовсю трудились на агитационно-пропагандистком направлении. Подготавливались революционные воззвания для мусульман, на местные языки переводились брошюры революционных деятелей, готовились издания газет на татарском и башкирском языках. Революция создала огромный рынок труда для рабочих полиграфических специальностей, спрос на мусульман-типографщиков на местах возрастал с каждым днем.
Отношения с народами Кавказа устанавливались более медленными темпами: сказывалась географическая удаленность. Провести работу "с размахом" здесь мешало в первую очередь отсутствие регулярного сообщения. И все-таки при Центральном мусульманском комиссариате были открыты Отдел горцев, Закавказский, а также Туркестанский и Крымский отделы. Все усилия ЦМК и вновь созданных отделов были направлены на то, чтобы увлечь мусульман Кавказа, Средней Азии и Крыма общей идеей классовой борьбы. Для достижения поставленной цели вновь разворачивалась деятельность агитационного-пропагандистского аппарата. Однако отпечатанные воззвания и литература не всегда могли дойти до кавказских городов и селений. Планы ЦМК вскоре были нарушены окончательно, поскольку Горский отдел выделился в самостоятельную единицу при Народном комиссариате по делам национальностей.
В это же время осуществлялись попытки реорганизации мусульманской школы в духе времени. В июне 1918 г. был созван III Всероссийский съезд учащихся мусульман, который "принял платформу" Советской власти. Повсеместно открывались педагогические курсы для подготовки учителей, направляемых в мусульманские школы. При отделе просвещения Наркомнаца была создана Народная Коллегия, на которую возлагалась задача "научного обоснования всех вопросов народного образования мусульман", а также "теоретическая разработка вопроса о мусульманском университете, Восточном музее и Центральной фундаментальной мусульманской библиотеке".
Грандиозные планы преобразования жизни мусульманской общины не были до конца реализованы в связи с гражданской войной. Вся территория Южного Урала, Поволжья и населенная мусульманами часть Сибири превратилась в театр военных действий.