1. Элитарное востребовано. Но интересен ли современникам список имен классиков? Знания увеличивают скорбь, - сказано в книге Экклезиаста. Они рациональны и холодны. Римский философ Боэций определил человека, как "индивидуализированную субстанцию разумной природы". Сохраняя имена собственные людей, мы не поддаемся стихии событий. История описывает эпохи, на ее страницах "субстанции разумной природы" неразличимы в массе. Многие имена правителей и героев по мере отдаления утрачивают различимые черты индивидуальности.
...Но, может быть,вам, читатель, случалось, пусть и мимоходом, в короткой встрече на лестничной площадке, услышать рассказ о герое? Скажем, о Тесее, воспитаннике Афины, рожденному, как положено эллинскому герою, от двух отцов... Он совершил немало подвигов, в гневе убил сына по навету, за тиранию был подвергнут остракизму и изнан. Потом, на острове, вдали от славы неведомо как и по какой причине окончил жизнь. Бесславно и безвестно...
Современники предусмотрительно сохраняют архивы. Против каждого имени там указаны время начала и конца. Но даты не раскрывают значения имен. "Индивидуализированные субстанции разумной природы" надеются на память, а в массе субстанций - на историческую память. Мы помним имена классиков искусств, включая искусство фотографии и художественное фотографическое ремесело. Они у публики на слуху. Их имена витают. О классиках пишут статьи к памятным датам, иллюстрируя подходящими к случаю произведениями, их цитируют... Для культурного дыхания публики, объединенной вне работы страстью время препровождения искусством, этого, может быть, и вполне достаточно. Теперь многие отдыхают творчеством.
В пределах круга развлечений все же виднеются проблески эстетического просвещения. Именами классиков обозначают вершину художественной культуры. Неопределенность границ в перечне имен классиков мешает, а то и вредит просвещению. Дилетанты вставляют любимчиков в неписанное число избранных и новички сбивают прицел. Но и консервативный вкус меломанов препятствует попаданию в классики авторов оригинальных. Если консерваторы берут верх, в истории наступает очередной этап застойного академизма.
Можно было бы пренебречь изъянами просвещения, поскольку обучением искусства фотографии, если и занимаются, то бессистемно и кому не лень. Так сложилось. Пусть бы и оставалось все, как и раньше, ведь получалось порой и стоящее. Дадим, мол, время невежеству истлеть окончательно. В том куцом просвещении, что есть сегодня, опыт передается в основном "из уст в уста". Фольклор... ну и останки литературы советской школы пропагандистского искусствоведения. Ни теории, ни учебников, ни несомненных образцов искусства и ремесла фотографии.
2. В традиции живописи, скульптуры и литературы Старого Света классическими считаются образцы искусства Древней Греции, Древнего Рима и Возрождения. Художественное, впрочем, переменчиво. Не потому, что настроения и вкусы имущих не наследуются. Кумиры им служат, разумеется, но дух-то им не служит. Да и власть непостоянна, и аристократия смертна, и вкус общества все же выращивается просвещением поколений без перерывов. Классическое уходило и возвращалось неоднократно в разных странах в разных искусствах в разное время. Возможно, что терзания художественного в настоящем также всего лишь эпизод истории перед следующей рецессией классического. Так было неоднократно. Классической признали литературу Китая 8-го века, непререкаемо классическим вошел в историю роман Франции 19-го, так же заявила себя и классика Российской оперы того же 19-го века и другие...
Важность классического наследия, как образа и образца достижений замечали мыслители древности. Но важным знанием классическое стало в эпоху Возрождения, когда формировалась система общественного просвещения. Понятие классического тогда охватывало знание древнегреческого и латинского языков, античных литературы, живописи, скульптуры и архитектуры. Достижений классической художественной культуры было много больше даже того, что мы только встречаем в цитатах. Время, пусть и не строго, но изрядно очистило наследие от второстепенных произведений, но часть из них все еще занимают полки в классическом хранилище, ожидая своего часа забвения.
3. Классиками называли граждан Рима, принадлежавших к высшей категории по имущественному цензу. Якобы Цицерон первым использовал термин классик как метафору элитарности и уже через пару веков некий Гавл Геллий употреблял метафорическое уже как основное значение. Сегодня этот термин указывает на образцовость, элитарность, высшее качество.
Античные традиции были символом свободы духа во всякие смутные временам. Прививая ученикам художественное их противопоставляли вкусовщине, замешанной на инстинктах. Вновь и вновь, без чьей-то видимой к тому воли, классическое возникало в художественном мире и производило часто никем не замеченную правку целей и духа. Северо американцы, кажется, в обиде на Старый свет, пытаются конструировать иные элиты. Античное классическое, как, пожалуй, и представление об элитарности наследия принимается ими умеренно скептически, если сравнивать с европейским трендом преемственности духа. Антика как бы и не "их" история. Античные герои как бы и не прямые их духовные предки. Американцы придумали сдержанную и в чем-то ироническую дефиницию для европейского классического: "мёртвые белые мужчины" (Dead White Men или Dead White Males - DWM).
Фотография, детище все же Старого Света, спустя 30-40 лет со дня появления на публике в 1839 году еще не вполне зрелой приблизилась вплотную к вратам мира искусств. К тому времени уже проглядывалась самобытность ее художественного метода. Фотографы интуитивно осваивали, наряду с наследием старших изобразительных муз, неизведанные никем ранее эстетические территории. Именно американцы дали наибольшее число имен в список классического. Не потому ли, что и фотография казалась им противостоящей европейским традициям.
4. История не сохранила музыкальные произведения первой из искусств, музыки, времен Древней Греции и Древнего Рима. Понятие классического периода в музыке связывают с эпохой, непосредственно предшествовавшей Возрождению. Может быть, Аристотель выразил доминирующую идею о второстепенности музыки в том времени, когда писал, что "музыка, не сопровождаемая танцами, безнравственна".
И понимание классики танца возникает только с возникновением театральной хореографии. Народные танцы естественно предшествовали классическому танцу. Но образ классики танца воплотился в балете, окончательное формирование которого связывают с российским периодом Мариуса Петипа.
Театр был засвидетельствован в исторических хрониках лет за 600 до нашей эры. Но элитарным считается период от комедии дель арте, до Шекспира и Мольера. Как бы само собой разумеющимся его называют классикой драматического театра.
В кинематографе, нашем современнике, к классике относят фильмы, не только обозначившие исторические вехи кино, но и выдающиеся произведения современников. Например, фильмы Чаплина (1889- 1977), Эйзенштейна (1898-1948) Бунюэля (1900-1983), Феллини (1920-1993) считаются классическими и это ни у кого не вызывает возражений.
Лучше всего укладываются в общепринятую датировку классических эпох живопись и скульптура. Объясняется это обычно особенностями исторического формирования художественной культуры, а позже и сложившимся спросом, но никак не в зависимости или в очень малой степени зависимости от специфики творческого метода того или иного искусства.
5. Общественное мнение не судит строго. Но художники всех времен находились под давлением публичной моды на форму, на колорит, на гармоничность... и, в конечном счете, на вкус.
Классические периоды искусств обусловлены зрелостью их художественного метода.
Что же касается конкретных имен, то причислению автора к Списку классиков, в те или иные времена, не вечно. Кажется, муза истории Клио пишет имена классиков на доске истории мелом. Со временем он осыпается, а современники прописывать их заново. Некоторые стираются настолько, что не поддаются восстановлению.
Список виртуальный, разумеется. Кроме безжалостной склонности поколений забывать громкие имена, люди еще и беспощадно пытаются править историю. Развитие искусств непредсказуемо, вкусы изменчивы, но взгляды большей части публики консервативны и, если и уступают, то только моде.
6. Классику свергали многократно. Ниспровергатели подводили черту под искусством. Но возвеличивавшим себя кумирам никогда не удавалось сокрушить классику. Новые идеи, пусть вначале они и неистово свергают классику, развивались из не классических в неоклассические. Со временем, и они вливаются в единое русло искусств, как уже бывало.
Поскольку общество допускает на вершину классического лишь высочайшие произведения, хорошие достижения авторов всегда уступают лучшим. Достоинства произведений без интереса к ним публики тускнеют в общественном сознании. Без намерения принизить и без пренебрежения их авторов будут реже включать в виртуальные облака имен обсуждаемых классиков.
Несмотря на неизбежное появление неоклассических идей, метод, положенный в основу классического наследия и в них не претерпевает изменений. Его интерпретируют, развивают, но не отвергают. Классика - это образцы высших достижений метода.
7. В искусстве фотографии специфический самобытный фотографический метод рамочно оформился в конце 19 века. *(1) В то время появляются произведения, уверенно получившие признание, как первые классические образцы фотографии. По моему глубокому убеждению, базовое формирование фотографического метода еще не завершено. Поэтому даже начало классической линии произведений фотографии трудно без сомнений считать завершенной. Рассматривая произведения рыночных героев нынешнего времени, добившихся значительного успеха, современник может усмотреть черты будущего классика, но подождем, что скажет на это история... Ценз художественного классического определяет история, но не вкус бомонда, не рынок и не гром аплодисментов, отмеченных критикой.
Достоинства произведений не утверждаются решениями художественных советов, рейтингом от коллег или восторгом современников. К произведениям, которые хочется назвать классическими, должна "не зарастать народная тропа" в историческом разрезе. Каждое следующее поколение еще и уточняет неписанный список классических авторов. Только следующие будут знать, кто из наших современников удостоился звания классики в представлениях их поколения. А что случится со списком дальше, будут знать следующие...
8. Практическая потребность перечня классических имен важна для просвещения и профессионального уровня обучения. Вполне возможно и необходимо с той же целью составить список лучших имен и в художественной ремесленной фотографии. Может быть, термин "ремесленная" кажется кому-то не соответствующим званиям их достижений, пусть назовут их иначе, более важно звучащим словом, скажем, произведениями мастеров. Их классиками не назовут по указанным выше причинам, но среди них есть выдающиеся авторы. Они не внесли лепту в совершенствование фотографического метода, но более полно раскрыли его возможности, совершенствовали известное. Замечу еще, что и у классиков далеко не все созданные ими произведения соответствуют уровню классического. Классики были новаторами, а, как известно, а на пути в неизведанное случается всякое. И это еще одна проблема для воспитания вкуса, когда, не отделяя высокие достижения от прочих, пусть и выдающегося автора, мы создаем дидактические трудности для просвещения в области визуального восприятия.
9. Я все же рискну предоставить вашему вниманию имена художников фотографии, создавших классические произведения и некоторые имена. которые близки были к этому. Выбирать среди их произведений те, что возвысили авторов до классиков, от прочих... не буду. В творчестве художников не все равноценно. По большому счету в списке классического наследия следовало бы перечислять не имена авторов, а их произведения, поскольку в качестве образцов мы рассматриваем именно произведения, а не имена авторов, при всем к ним уважении. Но список авторов классики ценен тем, что указывает где искать образцы высоких достижений.
Современники проявляют интерес к именам классиков потому, что классическое наследие - это наиболее эффективный инструмент воспитания вкуса в специфике искусства. Подражание классикам эффективнейший путь к освоению выразительности. Это учебники в прямом и в переносном смыслах! Хотя не все, кто пытается классифицировать достижения в фотографии понимают значение этой просветительской работы классических произведений. Про любителей, время препровождающих свободное время в развлечении искусствами, и говорить нечего.
10. Знакомство с разнообразными источниками, показало, что список имен фотографов, которым публикаторы прочат место в классике, включает в себя до 100 имен. Точного определения места каждого из перечисленных ниже авторов в истории искусства нет и быть не может. Дело субъективное, суждения туманны, переменчивы и сомнения бесконечны.
Попыток составления списков классиков обнаружилось не так уж и много. Энциклопедии наиболее последовательны, но их авторы расширяют списки далеко за пределы лучших из лучших, желая сохранить все имеющееся. Встречались списки и в разнообразных интернет источниках, чаще имен по двадцать, включающие в себя и имена, которые не заинтересовали других составителей. Это свидетельствует о личных предпочтениях, о влиянии традиций, моды, ограниченности опыта и современного просвещения в области фотографии.
11. Но не только субъективность и историческая близость к классическому периоду фотографии мешают собрать воедино только достойных. Искусство вовсе не отделено от высокохудожественного ремесла ясной и четкой границей. Критерии искусства все же известны (*2) Мы знаем, что художники, даже те же классики, не во всех своих произведениях достигают высот искусства. Граница, отделяющая классическое, зыбка. Да и кому, в конце концов, кроме снобов, теоретиков и журналистов, нужны эти границы. Истинно интересующиеся искусством и вовлеченные в творчество исследуют сущности и прислушиваются к собственным ощущениям.
По большому счету, повторюсь, классику составляют не списки имен авторов, хотя мы их не забываем, а перечень выдающихся классических произведений. Но составление подобного списка другая задача, о громадности которой я боюсь и думать.
12. Наиболее полный список классиков, как я полагаю, составил по моей просьбе Юрий Бродский. Я обратился к нему, потому что уверен в его эрудиции, к тому же он занимался систематизацией и имеет опыт преподавания. Сравнивая с другими вариантами, его список показался мне наиболее полным. Для того, чтобы читатель мог узнать точку зрения автора статьи и некоторой объективности ради звездочкой отмечены имена, которые и я отношу к классикам искусства фотографии.
Список, составленный Юрием Бродским:
1 Henri Fox Talbot http://www.masters-of-photography.com/T/talbot/talbot.html
2 Julia Margaret Cameron http://www.geh.org/ne/mismi3/cameron_sld00001.html *
72 Sally Mann http://www.artnet.com/artists/sally-mann/
73 Sarah Moon http://www.madeinphoto.fr/
74 Sebastiano Salgado http://www.madeinphoto.fr/
75 Bill Brandt http://www.madeinphoto.fr/ *
76 Nobuyoshi Araki http://www.madeinphoto.fr/ *
77 Josef Koudelka http://www.madeinphoto.fr/ *
78 Arnold Gassan http://www.geh.org/ne/mismi3/gassan_sld00001.html
79 John Heartfield http://www.geh.org/ne/mismi2/heartfield_sld00001.html*
80 Willy Ronis http://www.madeinphoto.fr/
81 Александр Слюсарев*
82 Семен Просяк
Юрий Бродский сопроводил свой список письмом, которое я полагаю необходимо предоставить вашему вниманию как важное пояснения к представленному списку:
"Я отбирал авторов, определяя их, как "классиков", исходя из такого принципа, что "Классик" - это мастер, в совершенстве овладевший характерными, в определенной степени только ему присущими изобразительными средствами, позволяющими ему настолько достичь в своих работах совершенства, гармонии, что найденные им решения могут стать достоянием художественной культуры, в такой степени войти в ее плоть и кровь, что кажутся естественными и присущими изначально, что дает возможность множеству авторов так или иначе использовать их в своих работах.
В этом смысле "классики" отличаются от "просто" ярких самобытных художников тем, что создают изобразительный язык пригодный "для всех", в отличие от языка одиночек.
В порядке перечисления авторов нет закономерностей. Писал по мере "вспоминания..."
13. В списках читатель не найдет очень многих замечательных фотографов, безусловных мастеров. Например, Семина, Гиппенрейтера - отца, Малеванного, Филонова, Михайлова... Не названы мастера литовской школы: Мацияускас, Луцкус, Шонта... Нет и Лени Рифеншталь, фотографические заслуги которой затмили ее достижения в кинематографе... Достойных имен мастеров профессионалов и не профессионалов, которые несомненно оставили яркий след в фотографии, множество. Однако задача не ставилась так, чтобы перечислить всех, кто отмечен достижениями в фотографии. Но и то, что некоторые имена могут по чьей-то классификации не войти в пантеон классиков отнюдь не умаляет их места в мировом табеле о достижениях.
Это первая попытка составления списка художников фотографии. Предложение для исследования. В наших краях, по-видимому, еще долго такое не случится.
14. Трудность определения того, "кто есть классик" я вижу в отсутствии просвещения в фотографии и в способе и инструменте определения. Инструментом есть человек. А способ, с помощью которого человек определяет, есть его вкус. Причины необъективности очевидны.
Естественны и справедливы противоречия в суждениях. Одному имярек - классик, другому -- нет. Даже совпадение суждений у многих людей вовсе не добавляет объективности выбору.
Общество легко заблуждается, судя по истории. Некоторым думается, что объективное складывается из мнений множества субъектов. Но колесо истории передвинется на пару зубчиков времени и... имена некоторых кумиров растают в небытии. То, что казалось объективной реальностью, в новом времени представляется недостатком просвещения.
Однако если несколько поколений, несмотря на изменения вкусов, моды на эстетическое, все так же продолжают восхищаться произведением и полагают его классическим образцом, претензия имеет место. И все же... Через множество поколений, мнение о любом из классиков так и останется останется субъективным, поскольку каждый день его существования среди классиков требует доказательств вкусом живущих.
Пройдут годы, тысяча, миллион лет... Претендентов будет множество. Человек будет выбирать отдельные среди лучших, неосознанно устанавливая иерархию произведений. Классиков не может быть необозримо много, иначе они утратят свое элитарное значение, растворятся в мире произведений и вновь понадобится список классиков из классиков...
15. Полагаю, каждый может иметь свой пантеон классиков, состав которого может отличаться от выбора других. История определит правых.
Я не делаю ни малейшей попытки умалить чьи-то достижения тем, что не вношу достойное имя автора в список выдающихся классических мастеров.
В нашей постсоветской жизни мы подустали уже от перехваливания плодов массового профессионального и самодеятельного творчества. Так и в фотолюбительской среде есть и были достижения. И, несмотря на то, что многие классики родом из фотолюбителей, лучшие произведения любителей типичны и зачастую очень далеки от уровня классического наследия.
Вспоминаются толстенные справочники членов Союзов писателей, кинематографистов, композиторов. Все ли они были "теми" писателями, "теми" композиторами и "теми" киношниками? Принимали их в прописные мастера добрые люди даже только за проблески таланта. Конечно, члены тех Союзов, ничего общего со списками классиков не имеют. Это было производство. Средне серый список творцов устраивал государство. Была даже создана инфраструктура просвещения по видам художественной культуры. И в Союзах действительно кое-как кое-кто роптал с разрастанием серости.
В фотографии художественного профессионального уровня просвещения практически не было и нет. Не будем же такими считать нынешние ВУЗы, где и поныне преподают бывшие советские журналисты, безвестные фотографы, которых взяли на работу безвестные наниматели за безвестные заслуги. Кто-нибудь видел выдающегося (не среди своих и "наших") фотографа из числа выпускников тех заведений?
Просвещением в фотографии занимается любительская община. Среди подходов советские и антисоветские нормы художественного и стихия. Но при этом, большинство имен фотографии страны советов выросло из фотолюбительского просвещения.
16. Субкультура фотографического сообщества развивается вне государства. Она любительская по существу, отчасти андеграундная и в основном непросвещенно убогая. Была и есть. В Минпросе ни планов, ни музеев. ни учебников, ни грантов и еще тысяча иных нет.
Имена, которые отмечены здесь, как и некоторые другие, не упомянутые, указывают на талантливых людей, которые сумели преодолеть невежество не структурированного, не упорядоченного, хаотического культурного явления - фотография. Это все то же хождение аки ломоносовское во просвещение, которое почему-то все еще предстает эталоном настойчивости. Этим гордятся, но никого из тех, кто занят проблемами просвещения этот факт преодоление государева невежества ничему не учит.
Мы должны уважать всех тех, кто действительно оставил след в истории. Да мы и уважаем. Задача в просвещении. И здесь нам не до дружеских похлопываний. Здесь нужен сухой, въедливый принципиальный отбор действительно тех авторов, которые могут претендовать на то, что стать рядом с заслужившими это звание - классиками. Мы все равно ошибемся и излишне расширим список добрыми намерениями.
Просвещать нужно не на хорошем материале, но на прекрасном и уникальном, самобытном.
Хороших авторов много. Их нужно смотреть. Их нужно помнить. Но формировать, проверять, шлифовать вкус следует на лучших, а главное - несомненных, выверенных образцах, на произведениях классиков.
Важно предъявить миру классиков этой исторической эпохи для формирования эстетического вкуса у новых поколений начинающих мастеров.
Перечень классиков - это не доска почета. Это лучшее из того, что существует. А все остальное не важно, в том числе и обиды за не названных.
Примечания:
* (1)Фотография. Книга первая: http://lit.lib.ru/f/felxdman_a_w/fotografijaknigaperwaja.shtml