Ильясов Юрий Фёдорович
Вехи любви

Lib.ru/Современная: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Ильясов Юрий Фёдорович (dyukon@gmail.com)
  • Размещен: 31/03/2007, изменен: 31/03/2007. 19k. Статистика.
  • Сборник стихов: Поэзия
  • 2002. Идущий следом
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:

    ВЕХИ ЛЮБВИ


    Прощальное

    Расставались на вокзале,
    Все успели, все сказали.
    Скоро поезд отбывает. Свист и гул.
    Улыбнулся на прощанье:
    — Не прощай, а до свиданья,
    Не прощай, а до свиданья, — я шепнул.

    Взгляд последний прямо в душу.
    Не прочти и не подслушай!
    Мир — блаженной черепахой — нам двоим.
    Ты стояла немо, бело,
    А во мне тихонько пело:
    «Слава Богу, что сухи глаза твои!»

    Хорошо, что на вокзале
    Все успели, все сказали.

    Только мнится обреченно:
    Ты, опаздывая, в черном,
    Плача, руки простираешь на бегу.
    Полный небывалой муки,
    Я целую эти руки
    И, прощаясь, улыбнуться не могу.


    Она и Он

    «А иногда ты возвращаешься сам»,
    (из известной книги)

    Долго с ним ее в море житейском в лодчонке мотало.
    Алый шелк парусов расправляя, прошли корабли.
    Принц явился к ней нищим. Она бесконечно устала
    Штопать детям одежду, беречь горевые рубли.

    Ко всему — он поэт. Он поэзией бредит и дышит.
    Пел бы в лад: мол, дорога светла, хоть порой нелегка,
    Но в упрямстве своем он стихи неуютные пишет,
    От которых сильнее тоска и ломота виска.

    Он орет, багровея: «Мне ль бездарям кланяться в пояс?!
    Мне ль кропать эту чушь? Я России пишу полотно!»
    По-дурному запьет и в угаре завалится в поезд,
    Ведь поэтов-друзей у него по России полно —

    В Ленинграде, Тюмени, Орле и в деревне Косихе
    От запоя осипши, читают собратья стихи,
    А домой возвращается он просветленный и тихий,
    Словно в церковь ходил и ему отпустили грехи.

    Подобрела свекровь — в понедельник зовет на пельмени,
    Но... он снова исчез! — снова плакала ночь напролет,
    Утешаясь одним: «Он, конечно же, мне не изменит,
    Потому что еще где он дуру такую найдет».

    Ну зачем же, зачем же от нежности плавилось лето,
    И лесные ромашки остались в счастливых глазах?
    Ах, не знала тогда, что настояны песни поэтов
    На дорожной пыли — на разлуках и женских слезах.

    Постирала белье. В борщ — лаврушку. И в юность вернулась:
    Как была хороша! Легкий локон... Лукавая бровь...
    И под сердцем вдруг ненависть черной змеей ворохнулась,
    Но аукнула рядом далекой дурехи любовь.

    Торопясь, забежала подружка попутно с работы,
    Подмигнула, шепнув: «Ты не плачь, а как я — согреши...»
    Ей легко говорить! — ведь живет без нужды и заботы,
    Ей хозяйственный муж бережет равновесье души.

    А поэт — он бродягой бездомным грохочет по рельсам,
    И невинные дети без папы отбились от рук...
    «Мама, папа пришел!» И любовь ворохнулась под сердцем...
    ...И несытая ненависть рядом аукнула вдруг.

    Он смиренно молчит, пламенеет в руке его роза.
    Как божилась она: «Укажу от ворот поворот!».
    Но опять задала безнадежно два вечных вопроса:
    — Ты когда образумишься? Шляешься где, обормот?


    Разрыв

    От солнечного дня задернул штору он.
    Со шторы, словно пыль, осыпалась измена.
    И долго думал он, растерян и смешон,
    Шарахаясь в трусах — семейных, по колено, —

    По комнате: «Не зря ведь говорят
    «Бог шельму метит». Метя эту шельму,
    Зачем ей дал такой счастливый взгляд, —
    Такой безгрешный и такой отшельный?

    Веселыми детьми прикрывшись, как щитом,
    Ушла в кино. Зато не буду слушать басен,
    Что, дескать, нет причин и прочее. Притом —
    Сегодня я смешон, поэтому опасен».

    А завтра он таких достал бы... не одну.
    Но — вечная мораль взывает к всепрощенью.
    Но — потерял жену, так не ищи жену,
    И надо бы ему покинуть помещенье.

    Немыслимо — забыть. Немыслимо — уйти.
    Немыслимо судьбы не вынести ударов.
    Ну, что же ты опять застыл на полпути,
    Дружище дорогой, мужчина буриданов?


    Пропало фото

    Уходит женщина. С порога
    Взглянула холодно и строго.
    И не прошу, и не молю
    И не удерживаю вовсе,
    Хотя в груди и хмарь, и осень:
    Я эту женщину люблю.

    Ушла. Кручине есть причина,
    Но не забуду, что мужчина, —
    Перенесу любую боль,
    Не пропаду, уйду в работу...
    .........
    ... Куда же подевалось фото?
    Сто раз перелистал альбом!

    Лет семь назад, весною, в мае,
    Предупредил бы, мол, снимаю! —
    Украдкою, прищурив глаз,
    Фотографический любитель
    Бесцеремонностью обидел,
    Запечатлев на пленку нас,

    И выслал фото нам в конверте.
    Какое фото! Вы поверьте —
    Оно на тысячу одно,
    Шедевр любителя случайный:
    ...Ее лицо. В нем нету тайны,
    Загадки Моны Лизы. Но

    Ее лицо лучилось светом
    Любви открытой и неспетой
    И обещало, не маня.
    И счастлив, что он душу дарит.
    Тянулся к ней хороший парень
    Похожий внешне на меня.

    Ушла. Отчаянье. Суббота.
    Куда же подевалось фото?


    Монолог одинокой женщины

    Заплакать так, как плачут дети, —
    Чтоб кто-нибудь утешить мог...
    Молю — взойди на мой порог
    Минутной слабости свидетель.

    Сядь у открытого окна,
    Нежданный гость русоволосый,
    Когда одна, одна, одна, —
    Никто не задает вопросы,

    Не посулит ни крохи счастья,
    А что ждала, то не сбылось.
    О, это чудо легких слез
    На слово первое участья!

    Негромко вторила в тиши
    Пластинка старая с изъяном
    Освобождению души
    От ожиданий и обмана.

    Уже прошло. Не плачу, нет.
    Не время долго плакать, ибо —
    Работа, сын... И быт — обед...
    Я снова сильная. Спасибо.

    Будь то, что будет впереди, —
    Не зря живу на белом свете.
    ...И все-таки не уходи,
    Минутной слабости свидетель.


    Хорошо одному

    Ничего не случилось.
    Но тогда почему
    Мне — скажите на милость! —
    Хорошо одному.

    Я, наверное, братцы,
    Заболел-занемог.
    Если честно признаться,
    Без нее я не мог.

    Мир любовью закрыло.
    От назойливых дел
    Из разлуки на крыльях
    Самолета летел.

    Только радостно ахнет,
    Только косы — вразброс.
    Земляникою пахло
    У нее от волос,

    Пахло клевером лето.
    Влюблена, горяча,
    Засыпала с рассветом
    Она у плеча.

    Иль она мне приснилась?..
    Или в чем виноват?..
    — Ничего не случилось, —
    Прошептал листопад.

    Ветер листья уносит.
    Понимаю полней
    Равнодушную осень
    И молчанье полей.

    Я живу беспечально
    В одиноком дому.
    Пусто, зыбко, прощально,
    Хорошо одному.


    * * *

    Есть тяжкий долг и озаренье свыше.
    Он сквозь зевоту тела и души
    Вдруг чистый голос совести услышал,
    И смерти голос указал: «Спеши».

    ...Садился возле дома, хмурым взглядом
    Окинувши соседок из-под век.
    Ну кто из них поверил бы, что рядом
    Клянет судьбу и плачет человек?

    В молчанье неба пасмурном и строгом
    Часами ждал он чуда одного.
    Но проходила женщина к порогу,
    Не оглянувшись даже на него.

    Он знал: толочь нелепо воду в ступе,
    И скоро потемнеет небосвод,
    И он ее порог не переступит,
    А если и войдет, то что найдет? —

    Былой очаг под мертвою золою.
    И сотни раз поднявшись на крыльцо,
    Увидит он презрительное, злое,
    Не знающее жалости лицо.

    А он смеялся раньше и не верил,
    Когда вослед кричало воронье:
    «Настанет день — и в той же самой мере
    В тебя вонзится скорби острие,

    И то святое в ней, что ты залапал,
    Не возвратишь — божись иль не божись...»
    Но приходил к ней под окно и плакал.
    И плакал всю оставшуюся жизнь.


    Он и Она

    ...И привела осенняя дорога —
    Размытая дождями — до порога
    Смурного дома с видом на Урал.
    Он, подавив нежданный приступ злости,
    В дверь постучал. Вчера, попавши в гости,
    Напился он. И пыжился. И врал,

    Переорать пытаясь понапрасну
    Пластинку: «Я электрик первоклассный!»
    А женщина, цепочку на груди
    Перебирая — Люба или Оля?
    Лет тридцати пяти всего, не боле —
    Устало повторяла: «Приходи».

    Открыла дверь. Сказала: «Здравствуй». «Здрасте».
    Накрытый стол. Болонка белой масти
    Затявкала, пустилась наутек.
    Бокал наполнен, был бы выпить повод —
    За две минуты присобачил провод —
    Укоротив немного — на утюг,

    В приемнике сменив предохранитель,
    Шопеном огласил сию обитель,
    И взялся, осушив бокал вина,
    За холодильник. Долго ладил фазу.
    И психанул. И отчебучил фразу.
    И встрепенулся: слышала она?

    И встретил взгляд — печальный, нелукавый.
    ...Коль собственная ноша нелегка вам,
    Понятно, что чужая ни к чему.
    Как толковать об этом с бабой-дурой? —
    Наверняка расплатится натурой,
    На плечи слезы выплакав ему.

    Она ведь — не в пример законным женам —
    Живет и грозово, и напряженно,
    И эта жизнь не стоит ни гроша,
    Когда в руках высоковольтных споро
    Перегорают электроприборы
    И жаждет мужа тело и душа.

    Он ничего ей не сказал и вышел.
    Отметил мельком, что уже над крышей
    Небрежно звезды разбросала ночь.
    В себе самом закрытый, как улитка,
    Он словно ждет чего-то, а калитка
    Скрипит под ветром, приглашает прочь,

    Но звезды целят холодно и грозно.
    «Куда ты? Оставайся. Видишь — поздно...»
    Он в дом шагнул за женщиной вослед.
    И темнота, рванувшись от порога,
    Накрыла деревенскую дорогу
    В тот миг, когда погас в окошке свет.


    Два монолога

    «Но убивают все любимых».
    Из О. Уайльда

    I. Она:

    Булыжник под сердцем и в горле задавленный стон...
    Тоска... Маята... Непосильная ноша... Заноза...
    Какое имеешь ты право врываться в мой сон,
    Опять сокрушая меня — то мольбой, то угрозой?

    Какое имеешь ты право входить наяву
    В мой дом и хранить невозможное это молчанье?
    Сниму я с плиты недовольно бормочущий чайник,
    Не чай заварю, а полынную, злую траву,

    Разлуку-траву... Прикури от плиты напоследок —
    Нет спичек, вчера ты последний забрал коробок.
    Несчастный поэт, меж землею и небом посредник,
    Зачем не сберег для меня твою душеньку Бог? —

    Глаза безнадежны твои и пустого пустей.
    Ты — пепел остывший. Ну, как мне к тебе прислониться?
    Не в небе журавль — я обычная баба — синица,
    Но ты забросай полевыми цветами постель,

    Ведь я на излете в любви, где таится отрава,
    Где бабий мой век так стремительно стал убывать...
    Свернуть бы налево... Найду ли дорогу направо?..
    ...Какое имеешь ты право меня убивать?

    II. Он:

    Хватит праздновать боль! Не молю. Не грожу. Ухожу.
    Помолчим. Вот ключи. Стал навеки свободен сейчас я.
    Мы расстались с тобой — я тебе на прощанье скажу —
    Незадолго до счастья — скажу — незадолго до счастья.

    Равнодушно в подушку сегодня зевает кровать —
    Божий рай для двоих? Или, может быть, чертово пекло? —
    А недавно манила в последней любви догорать...
    ...Мало стоит любовь под лавиною черного пепла.

    Мало стоит душа, коль в кармане уже ни шиша —
    Ни за грош пропадешь от любовной горячки и белой.
    Или чудилось мне, что к душе прикасалась душа
    На стремительном, жадном и радостном празднике тела?

    Не грусти. Улыбнись. Вслед за мною, родная, скажи,
    Что трудней нам покаяться, чем умереть без причастья,
    Что любимые дети зачаты от судорог лжи.
    Потому мы расстались с тобой. Незадолго до счастья.


    Повесть

    Он забрел к ней случайно — погреться — в промозглую осень.
    Поиграл-поиграл, а потом надоело и бросил.
    И пошел сам себе по себе интересный и пресный,
    И спокойно зарю наблюдал и насвистывал песни.

    Она плакала в трубку ему. И по проводу мокла
    Телефонная трубка его, а потом вдруг замолкла.
    Но однажды он, в мир выходя прогуляться немного,
    На младенца наткнулся, который лежал у порога.

    Он был умный мужчина, ценивший мужскую свободу,
    Никогда не терпел, чтобы в доме — да много народу.
    Он был хваткий мужчина. Хоть было оно неприятно —
    Не колеблясь, младенца вернул адресату обратно.

    А она много лет все ходила, молила, просила,
    Говорила: «Люблю». А потом — или бабья бесила,
    Или бес поселился? — уже не просила — орала,
    Было слышно ее далеко за пределом Урала.

    Приводила большого дитятю, взывая к расплате,
    Призывала в свидетели Бога, людей и дитятю.
    А дитятя все больше молчало умно и смиренно:
    Мол, на кой отдуваться за вас — по седьмое колено?

    ...Он был честный мужчина, платил ей за тысячей тыщу,
    Но не стала она ни на кроху светлее и чище.
    Он себя потерял: для того, чтоб в долгах разобраться,
    Он забросил дела и продался за золото в рабство.

    И оставил себе лишь краюху засохшего хлеба,
    И заплакал душой, и в стихах устремился на небо.
    А на небе — она. Это, видимо, людям неведомо?
    Он руками развел и сказал: «Ты, наверное, ведьма».

    И упал на колени пред ней, как представился случай:
    «Забери ты меня насовсем, только больше не мучай!»
    Но был голос ее из холодного звона металла —
    Из того же металла, которого мало и мало.

    Ну зачем колотиться, коль настежь распахнута дверца?
    А она колотила, лупила в открытое сердце,
    Отыскала другого с фамилией Крамер иль Крумер,
    Ну, а первый все ждал. И устал дожидаться. И умер.

    Но успел ей сказать за минуту до смерти и гроба:
    «Я тебя не оставлю. За все отвечаем мы оба».
    Закричала: «За что?» «А за то, что в небесном прочтеньи
    Означает Любовь то же самое, что и Прощенье».

    ...Неужели наврали, что время любого излечит?
    Вместо Крамера-Крумера он появлялся навстречу.
    Бедный муж удивлялся: «Я, может быть, чем-то обидел?»
    И совсем ничего, ничего, лупоглазый, не видел.

    Бедный муж. Он хороший: за брошь и за платье заплатит,
    Но садился проклятый ведьмак возле самой кровати —
    Здесь, на бархатный стул — настороженно и осторожно.
    И тогда быть счастливой, поверьте, уже невозможно.

    Завершается, что ли? — да нет, продолжается повесть,
    Потому что в сердца запоздало колотится совесть
    И сквозь боль поднимается на высоту пониманья
    В потемневшее небо, которое ждет покаянья.


    Вехи любви

    1

    ...Но у тебя седьмого дня
    Завел гнездо на крыше аист.
    Ведь ты-то можешь без меня.
    Я не могу, но постараюсь.

    1969

    2

    По жизни болевой
    Отмерив путь немалый,
    Он ловит голос твой,
    Как радиосигналы,
    В слух обратившись весь:
    «Любимый, где ты, где ты?»
    Кричит в ответ: «Я здесь!»
    ...Пропитый и пропетый.

    1993


    Лестница в небо
    (монолог женщины на пирушке в Рождество)

    Живу, не зная своего отца.
    Воображенье, вспыхивая ало,
    Меняло очертание лица...
    ...Скажи мне, мать, с кем дочку нагуляла? —

    Тебя не помнит первый мой причал:
    Там бабушка, там дед и я — ребенок.
    (А дед любил и на ноге качал,
    И называл не Катька, а Котенок).

    Любовь сильней звучала, чем родство,
    И елка зажигалась в Рождество,
    И откровенье в комнатке витало.
    А с боку дома лестница была,

    Манила ввысь и точно б увела,
    Но в ней одной ступеньки не хватало.
    Ушли и дед, и бабка, где окрест —
    Куда ни глянь — то звездочка, то крест.

    ...А человек со мною рядом — кто он?
    Глазами мне за блузку зырк, да зырк.
    Но я — не я. И мир — огромный цирк,
    И ты, мой милый, на арене клоун.

    А я — никто. Ты понимаешь, нет?
    Совсем никто. Ни имени, ни тела.
    Ты гладишь воздух и к тебе в ответ
    Не я, а призрак рвется оголтело.

    Поймай меня! Скорее свистнет рак...
    Ты посмотри — пусты твои объятья.
    ... А ну отстань! Какой же ты дурак —
    Опять, дурак, пролил вино на платье.

    Все ложь! И эта пьянка в Рождество,
    И с клоуном слепым прелюбодейство,
    Да не было в помине ничего!
    Ну ничего совсем!..
    ...Но было детство.


    Муза

    А Муза — это женщина сама:
    Обуза и поэзии тома,
    Но не найти прозрения пророка
    В сетях железных рока и порока.

    Ты говоришь не прозой, а стихами,
    В тебе дрожит листва и плачет камень,
    Но заповеди были не про нас,
    Но страшно быть убогим и убогой.
    Оставь меня, иди своей дорогой,
    Из черных, голубых, зеленых глаз

    Лучами чистоты Жизели брызни!
    .........
    Пройдя через кривые зеркала,
    Ушла из сердца, снов его и жизни,
    Но два своих крыла не забрала...


    * * *

    Я говорю вам, что в мужчине — дух,
    А в женщине — природное начало.
    И если у мужчины дух потух,
    Не будет ни уюта, ни причала.

    Любовь души заменишь ли стриптизом?
    Недаром сердце бьет в колокола.
    ...Лунатиками бродим по карнизам,
    Природу раздеваем догола, —

    И реки поворачиваем вспять,
    И вызываем лавы изверженье,
    И женщина неистово опять,
    В победе утверждает пораженье,

    Пощечины отвесив подлецу.
    Смотри — ее глаза не покорились,
    Но слезы покатились по лицу,
    И по листве дождинки покатились,

    И лето покатилось к сентябрю.
    ...Кто без греха — пусть первый бросит камень,
    А я о том зачем-то говорю,
    Что сам порушил этими руками.


    Божье эхо

    Дочитывая всей земною сутью
    Романа невозможную главу,
    Распутницей пришла она к распутью,
    Крича ему: «Ау! Ау! Ау!»

    ...Любви небес немыслимая веха.
    И вещий крик, и первые слова
    Из Высоты явило Божье эхо
    В подоле снов: «Уа... Уа... Уа...»

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Ильясов Юрий Фёдорович (dyukon@gmail.com)
  • Обновлено: 31/03/2007. 19k. Статистика.
  • Сборник стихов: Поэзия
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.