для дополнения библиографического словаря "Философы России XIX-XX вв. Биографии. Идеи. Труды". Первая часть
Корнющенко Дмитрий Ильич (р. 26 ноября 1942) - преподаватель истории, - пос. Кутулукстрой, Богатовского р-она, Куйбышевской обл.; окончил Куйбышевский государственный педагогический институт, исторический факультет в 1968 г. В 1959-2002 гг. преподавал в средних и высших учебных заведениях Самарской обл. и г. Самары историю, философию и политологию, историю мировой культуры и культурологию; занимал должности учителя, зам директора, директора ср. школы. Ныне внештатный сотрудник лаборатории "Философии образования" Института теории и истории педагогики РАО; академик Академии творческой педагогики, член РФО, лауреат VI Артиады народов России (2001). Научный комментатор кн. А.А. Любищева "Расцвет и упадок цивилизаций". Основные философские идеи, выдвинутые К., относятся к философии культуры и образования, философии истории.
Мировая культура рассматривается К. как феномен диалога-игры. Элитарные концепции искусства являются необходимым этапом в развитии культуры, который сменяется ее массовыми формами. Это не детерминированный процесс, часто порождающий псевдокультуру. Элитарное искусство, сохраняясь нередко в латентной форме, способно в той или иной степени влиять на содержание ментальностей и идеологий массового общества.
Результатом исследования проблем философии образования явилась концепция гуманитарного универсума, преобразованная К. в практику интенсивной технологии гуманитарного образования: "интегральную диалогику" (ИД). Эта система обучения обосновывается метафизическим методом синтеза философии и педагогики на базе понятий: междисциплинарная интеграция в форме культуроведческого комплекса; диалог культур и диффузность форм культурного знания; воспитание гуманитарного мышления, опирающееся на функциональную межполушарную асимметрию головного мозга. ИД обладает характеристиками, присущими системному анализу как инструментальному методу изучения феномена обучения: эмерджентностью, комплементарностью, синхронностью. Курс философии является ведущим интегратором культуроведческого комплекса. Концепция и технология ИД определяется К. как элитарная форма гуманитарного образования и воспитания.
В философии истории К. разработал гипотезу сопряжения исторического времени. Его гуманитарным изобретением является новая типологическая модель движения событий мировой истории как ленты Мёбиуса, включающая в себя "взаимоплененность" прошлого и будущего, рассмотрение архетипических истоков левого и правого тоталитаризма, философское обоснование парадигмы нелинейного развития истории.
Соч: "Жить - это выяснять" (послесловие к кн. А.А. Любищева "Расцвет и упадок цивилизаций". Ульяновск-Самара, 1993) в соавт. с Куделиной О.Б.; Элитарная концепция искусства в философии Фридриха Ницше: Ницшеанство как социокультурный феномен ХХ в. Чапаевск, 1999; Метафизика ленты Мёбиуса: Освободить будущее от прошлого? Освободить прошлое от будущего? Чапаевск, 1999; Глава 3. Постижение ноумена культуры/цивилизации. Феномен игры как признак культуры/цивилизации /Из книги "Интегральная диалогика: попытка новой технологии гуманитарного образования". М., 2003 // Философия образования XXI в. 2002, N 3, Новосибирск; Интегральная диалогика: попытка новой технологии гуманитарного образования. Из опыта работы. 2-е изд. М., 2003; От наукоучения - к философии образования или Российская пайдейя // Вестник РФО. 2003, N 2; Каким воспитателем был Ницше // Труды членов РФО. 2003, В. 5; Философия образования - неуловимая структура современной педагогики // Образование и общество. 2003, N 6; Культура и поэзия // Гуреев Е.М., Корнющенко Д.И. Культура и поэзия: Опыт литературного досье. М., 2004; Интегральная диалогика - интенсивно-креативная технология гуманитарного образования: Опыт сопряжения философии и педагогики // Образование и общество. 2005, N4.
--
(Д. Корнющенко)
--
Домашний адрес: 115 446, г. Москва, ул. Ак. Миллионщикова, д. 31. кв. 248.