Кувалдин Юрий Александрович
Невольное прозрение (Кирилл Ковальджи)

Lib.ru/Современная: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • © Copyright Кувалдин Юрий Александрович (kuvaldin-yuriy@rambler.ru)
  • Размещен: 27/02/2014, изменен: 27/02/2014. 7k. Статистика.
  • Статья: Литкритика
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:

      Юрий Кувалдин
      
      НЕВОЛЬНОЕ ПРОЗРЕНИЕ
      
      (Кирилл Ковальджи)
      
      
      Сразу же скажу, что я пристрастен к стихам Кирилла Ковальджи. Да, собственно, по-другому и быть не должно. Читатель выбирает поэта, но ни в коем случае не наоборот. Разумеется, были у нас витии, которые старались затолкнуть, как кляп, свои стихи через усилители дворцов спорта (и небезуспешно). А мне с К.Ковальджи хотелось говорить примерно так:
      
      От невольных прозрений завишу,
      Не поймать - исчезают скользя...
      На мгновение вижу и слышу
      то, что видеть и слышать нельзя.
      
      Всякий раз, открывая поэтическую книгу, я задаюсь вопросом: по вдохновению написаны эти стихи или для печати? И ответ, как правило, печален. Как судачили злые языки, печаталась всякая "долмато-матусовская-ошань" (кажется, острота принадлежит Николаю Глазкову). Поэзии в высоком смысле как бы не существовало (разве что в самиздате).
      И вот идут другие времена, позади - пропасть, впереди - подведение итогов.
      
      Я жил не как поэт,
      искусства не улучшил,
      служил всю жизнь, как Тютчев,
      состарился, как Фет...
      
      Тонкая, точная мысль, без напора, без усилий. Я говорю с умным собеседником, чувствующим мою душу, разделяющим мое отношение к прекрасному.
      Я вижу стройную архитектонику его своеобразного поэтического мира. Проза менее архитектурна, хотя тоже строится по законам архитектуры. Но поэзия - особая статья.
      
      Когда до учебных пособий
      докатишься в славе своей,
      окажешься в мире подобий
      и выйдешь на свет без теней.
      
      От жизни останутся даты,
      вопросы получат ответ,
      стихи обратятся в цитаты,
      лицо превратится в портрет...
      
      Побудь же у славы в отгуле,
      Поспорь со своею судьбой,
      пока тебе рот не заткнули
      строкой, сочиненной тобой!
      
      Поэт встраивает себя в литературу, к его появлению уже спроектированную и построенную, и в этом заключена вся сложность: крылечком ли он прилепится, или надстроит целый этаж, или уже внутри дома потеснит кого-нибудь и выгородит себе комнатку.
      Архитектурный облик литературы с течением времени постоянно меняется. Объяснение здесь простое: литература отдала свои территории политике, философии, истории, публицистике и заняла единственное уготованное ей место - литературы, то есть мышления в образах.
      Говоря о поэзии Ковальджи, я бы хотел заметить, что он так и понимает литературу как мышление в образах. Тут теоретические изыскания Михаила Бахтина и практическая работа Кирилла Ковальджи совпадают, здесь полюса сходятся и законы жизни уступают место поэтическим законам.
      Для художества нужны художники!
      Собственно художеством вот уже 45 лет занимается Кирилл Ковальджи. Иногда с саркастической улыбкой:
      
      Вас Бог наставлял из куста,
      откуда ж оплошностей масса?
      Евреи, признайте Христа
      и отрекитесь от Маркса!
      
      Первые его стихи были опубликованы в Кишиневе. (Теперь уже можно сказать - за границей! И добавить с присущим поэту юмором: а не диссидент ли этот самый Ковальджи, и что за фамилия такая?!) Он родился и детские годы прожил за рубежом. Причем не съезжая с места. Это граница бегала туда-сюда - то Румыния, то СССР!
      
      Затолкан толпою, покинешь ты город
      и станешь возделывать грядки.
      История спорна. О мифах не спорят.
      Не люди дурны, а порядки.
      
      Порядки были таковы, что дурных людей уж очень много оказалось у нас. А к новым порядкам никак не привыкнут. То же касается писавших для печати: никто не хочет их теперь печатать, поскольку само понятие печатания изменилось. Не изменился Ковальджи, поэтому его печатают. За долгое время его работы в литературе вспыхивали и гасли поэтические имена, разыгрывались на страницах печатных изданий бури в стаканах воды, но сейчас на поэтическом фронте затишье, заключено перемирие, все разошлись по домам, где только и должно читать стихи.
      
      Прожив солидный срок,
      припомнил все подробно,
      и был правдив итог:
      жизнь неправдоподобна.
      
      Как страдала под прессом большевизма чуткая поэтическая душа! Недаром с таким щемящим чувством читаются строки Ковальджи на смерть поэта Арсения Тарковского с эпиграфом из него: "Я жизнь люблю и умереть боюсь...":
      
      ... и лежал он, уже ничего не боясь,
      утопая в цветах. Для него началась -
      не расскажет, какая - дорога,
      
      нам еще горевать у порога
      и бояться черты роковой,
      где рыдает Шопен, как живой.
      
      Я бы выделил в этом тематическом ряду и строки о Мандельштаме:
      
      Прекрасный дар невзрачного еврея
      отвергла, погубила, приняла
      Россия, о содеянном жалея...
      Но дух не просит места у стола.
      Он возвратился, и как сын России
      он здесь, среди сегодняшних людей,
      и удивляется: где идолы литые?
      Куда они девались с площадей?
      
      Видел бы Осип Эмильевич, как сначала, в 1958 году, воздвигали памятник палачу Дзержинскому (я представляю весь ужас Мандельштама!) и как в 1991 году сдернули его с постамента стальной петлей за шею.
      Ковальджи остался верен настоящей поэзии, он вместе с Мандельштамом мог бы сказать: "Какой я к черту писатель! Пошли вон, дураки!"
      Меняются времена, но не меняется поэт, поскольку он во власти своего голоса, своего дыхания, своей кантилены.
      
      ...не глядя, прыгну выше планки,
      а дальше - крылья понесут...
      Пускай тогда, как вихрь гулянки,
      На Белорусском, у Таганки
      или в метро ко мне цыганки,
      шурша платками, подбегут.
      
      
      
      "Московские новости", 13-20 февраля 1994 Юрий Кувалдин. Собрание Сочинений в 10 томах. Издательство "Книжный сад", Москва, 2006, тираж 2000 экз. Том 10, стр. 115.

  • © Copyright Кувалдин Юрий Александрович (kuvaldin-yuriy@rambler.ru)
  • Обновлено: 27/02/2014. 7k. Статистика.
  • Статья: Литкритика
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.