Лобановская Ирина Игоревна
"Уронить на холодный гранит..."

Lib.ru/Современная литература: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • © Copyright Лобановская Ирина Игоревна
  • Обновлено: 06/02/2010. 11k. Статистика.
  • Очерк: Литкритика
  •  Ваша оценка:

       ИРИНА ЛОБАНОВСКАЯ
      
       "УРОНИТЬ НА ХОЛОДНЫЙ ГРАНИТ..."
      
       Первый поэтический сборник "Тихие песни" вышел, когда автору было уже сорок девять. Немало. Но он не стремился издаваться, относился к своим стихам предельно строго, рассматривал некой пробой пера, увлечением - не больше того. Какой урок многим нашим литераторам... И выпустил первый сборник под псевдонимом Ник. Т-о.
       Блоку такая анонимность совершенно не понравилась. "Хочется, чтобы открылось лицо поэта, которое он как будто от себя хоронит, - и не под наивным псевдонимом, а под более тяжкой маской, заставившей его затеряться среди сотни книг... Нет ли в этой скромной затерянности чересчур болезненного надрыва?" - написал тогда Александр Александрович.
       Под псевдонимом пытался укрыться Иннокентий Федорович Анненский.
       И его упомянутый болезненный надрыв... Блок угадал. Разочарованность и уныние преследовали Анненского всю жизнь, как ни старался он с ними бороться. Впрочем, такие настроения - удел многих поэтов. Стезя их печальна.
       Кружатся нежные листы
       И не хотят коснуться праха...
       О, неужели это ты,
       Все то же наше чувство страха?
      
       Иль над обманом бытия
       Творца веленье не звучало,
       И нет конца и нет начала
       Тебе, тоскующее я?
       ("Листы")
      
       Сейчас наступит ночь. Так черны облака...
       Мне жаль последнего вечернего мгновенья:
       Там все, что прожито, - желанье и тоска,
       Там все, что близится, - унылость и забвенье.
      
       Здесь вечер как мечта: и робок и летуч,
       Но сердцу, где ни струн, ни слез, ни ароматов,
       И где разорвано и слито столько туч...
       Он как-то ближе розовых закатов.
       ("Тоска мимолетности", 1904)
      
       Писать стихи Иннокентий Федорович начал рано. Классический символист. Только в семидесятых годах XIX века в России о таком понятии еще слыхом не слыхивали, оно лишь зарождалось, а потому Анненский называл себя мистиком и "бредил религиозным жанром" испанского художника XVII века Мурильо.
       Хрестоматийным и часто цитируемым - даже афористичным - стало стихотворение Анненского "Среди миров", вошедшее уже в посмертный сборник "Кипарисовый ларец", выпущенный сыном поэта.
       Среди миров, в мерцании светил
       Одной Звезды я повторяю имя...
       Не потому, чтоб я Ее любил,
       А потому, что я томлюсь с другими.
      
       И если мне сомненье тяжело,
       Я у Нее одной ищу ответа,
       Не потому, что от Нее светло,
       А потому, что с Ней не надо света.
       (1909)
       Поэт обладал редкостным умением отобрать необходимое слово из немалого синонимического ряда - а русский язык синонимами не бедный. Сколько уходило на это труда и времени... Можно лишь догадываться.
       Его метафоры изумляют: "Там полон старый сад луной и небылицей", "клен бумажные заворожил листы", "чарами луны зеленолицей", "Менады белою мятутся вереницей,/И десять реет их по клавишам мечты", "изумрудами запястий залитая", "И режут сердце мне их узкие следы...".
       Это все - из одного только "Первого фортепьянного сонета". Если же разбирать метафорическое творчество Анненского целиком... Тут и огромным рефератом не обойдешься.
       Существовала еще одна причина столь позднего выхода первого сборника поэта. Старший брат, известный экономист и публицист Николай Анненский, был убежден, что до тридцати лет публиковать стихотворения не стоит. А Иннокентий Федорович больше всех всегда любил и уважал именно старшего брата и его жену. Прислушивался к мнению брата, ставшего для поэта законом и незыблемым авторитетом.
       Известность младшему Анненскому сначала принесли его критические статьи. Хотя называл себя вовсе не критиком, а всего-навсего читателем. Писал о Гоголе, Тургеневе, Достоевском, позже - о Горьком, Андрееве, Бальмонте. Критические заметки составили две "Книги отражений". Они отличались меткостью взглядов автора, оригинальностью его оценок, которые нередко звучали парадоксально, порой спорно и противоречиво, зато всегда вызывали интерес.
       После окончания историко-филологического факультета Санкт-Петербургского университета Анненский читал лекции на высших женских курсах, был директором коллегии Галагана в Киеве, затем VIII гимназии в Петербурге и гимназии в Царском Селе. Чрезмерно мягкий к учащимся, во время революции 1905 года Иннокентий Федорович был отстранен от должности и переведен в Санкт-Петербург окружным инспектором.
       Да, он отличался особенным отношением к детям. И писал в стихотворении "Дети":
       Вы за мною? Я готов.
       Нагрешили, так ответим.
       Нам - острог, но им - цветов...
       Солнца, люди, нашим детям!
      
       В детстве тоньше жизни нить,
       Дни короче в эту пору...
       Не спешите их бранить,
       Но балуйте... без зазору.
      
       Вы несчастны, если вам
       Непонятен детский лепет,
       Вызвать шепот - это срам,
       Горше - в детях вызвать трепет.
      
       Но безвинных детских слез
       Не омыть и покаяньем,
       Потому что в них Христос,
       Весь, со всем своим сияньем.
      
       Ну, а те, кто терпят боль,
       У кого как нитки руки...
       Люди! Братья! Не за то ль
       И покой наш только в муке...
       Кроме педагогики, круг его интересов всегда оставался очень широким: античный мир, русская литература и новейшая - западноевропейская, особенно французская. Анненский перевел около двадцати драм Еврипида, которые хотел издать в нескольких томах. Однако осуществить замысел не удалось. Вышел лишь первый том - "Театр Еврипида". Переводы Анненского оцениваются высоко - как одни из лучших в русской литературе. Переводчику удалось тонко и с настоящим мастерством передать подлинный дух оригиналов.
       Переводил Анненский и "парнасцев" (Сюлли Прюдома, Леконта де Лиля), так и "проклятых" (Верлена, Бодлера). Посвящал им критические статьи, отчасти вошедшие в его "Еврипида", отчасти готовящиеся к печати.
       Также написал четыре оригинальные драмы на еврипидовские сюжеты - "Меланиппа-философ", "Царь Иксион", "Лаодамия" и "Фамира-кифаред". Переплетение античных сюжетов и античной формы с современностью нравилось далеко не всем, хотя такой синтез сам по достаточно любопытен.
       Анненский считал, что поэт не изображает, а намекает на то, что недоступно выражению, и "мы славим поэта не за то, что он сказал, а за то, что он дал нам почувствовать".
       Почувствовать он дал читателю немало. Позвал разделить свои ощущения и желания. Свои настроения и свою скорбь.
       Когда к ночи усталой рукой
       Допашу я свою полосу,
       Я хотел бы уйти на покой
       В монастырь, но в далеком лесу,
      
       Где бы каждому был я слуга
       И творенью Господнему друг,
       И чтоб сосны шумели вокруг,
       А на соснах лежали снега...
      
       А когда надо мной зазвонит
       Медный зов в беспросветной ночи,
       Уронить на холодный гранит
       Талый воск догоревшей свечи.
       ("Желание")
       Однако поэтическое творчество Анненского крайне многообразно. Ему поразительно удавались и жизненные сценки, написанные с тонким юмором, И даже трудно представить, что написала это рука автора знаменитой "одной звезды".
      Как эта улица пыльна, раскалена!
      Что за печальная, о Господи, сосна!
      Балкон под крышею. Жена мотает гарус.
      Муж так сидит. За ними холст как парус.
      Над самой клумбочкой прилажен их балкон.
      "Ты думаешь - не он... А если он?
      Всё вяжет, боже мой... Посудим хоть немножко..."
      ...Морошка, ягода морошка!..
      - "Вот только бы спустить лиловую тетрадь?"
      - "Что, барыня, шпинату будем брать?"
      - "Возьмите, Аннушка!"
       - "Да там еще на стенке
      Видал записку я, так..."
      ...Хороши гребэнки!
      - "А... почтальон идет... Петровым писем нет?"
      - "Корреспонденции одна газета "Свет".
      - "Ну что ж? устроила?" - "Спалила под плитою".
      - "Неосмотрительность какая!.. Перед тою?
      А я тут так решил: сперва соображу,
      И уж потом тебе все факты изложу...
      Еще чего у нас законопатить нет ли?"
      - "Я всё сожгла". - Вздохнув, считает молча петли.
      - "Не замечала ты: сегодня мимо нас
      Какой-то господин проходит третий раз?"
      - "Да мало ль ходит их..."
       - "Но этот ищет, рыщет,
      И по глазам заметно, что он сыщик!.."
      - "Чего ж у нас искать-то? Боже мой!"
      - "А Вася-то зачем не сыщется домой?"
      - "Там к барину пришел за пачпортами дворник".
      - "Ко мне пришел?.. А день какой?"
      - "Авторник".
      - "Не выйдешь ли к нему, мой друг? Я нездоров".
      ...Ландышов, свежих ландышов!
      - "Ну что? Как с дворником? Ему бы хоть
       прибавить!"
      - "Вот вздор какой. За что же?"
       ...Бритвы праветь...
      - "Присядь же ты спокойно! Кись-кись-кись..."
       "Ах, право, шел бы ты по воздуху пройтись!
      Иль ты вообразил, что мне так сладко маяться..."
       Яйца свежие, яйца!
      Яичек свеженьких?..
       Но вылилась и злоба...
      Расселись по углам и плачут оба...
      Как эта улица пыльна, раскалена!
      Что за печальная, о Господи, сосна!
       ("Нервы. (Пластинка для граммофона)", 1909)
       Поэт вел крайне уединенную литературную жизнь и фактически вошел в символистскую среду уже в последний год жизни. А умер он через пять лет после выхода первого сборника. С детства подводило сердце...
       "Кипарисовый ларец" вышел через четыре месяца после смерти поэта. Тогда и пришла запоздалая слава...
       "Книгу я сейчас просматриваю, - писал Блок сыну Анненского. - Через всю усталость и опустошенность этой весны - она проникает глубоко в сердце. Невероятная близость переживаний, объясняющая мне многое о самом себе".
       И здесь не ошибся Александр Александрович...
      
      
      
      
      

  • © Copyright Лобановская Ирина Игоревна
  • Обновлено: 06/02/2010. 11k. Статистика.
  • Очерк: Литкритика
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.