Звонки моих детей сыпались на меня непрерывно. Вопил в телефон Влад, а мобильник теребил: ждет своей очереди Никита... Отчитывался Никита, а сотовый настойчиво напоминал: в ожидании томится Данила...
Полчаса назад выложили в сеть результаты ЕГЭ по русскому.
Снова победа! Мы сделали его, этот ЕГЭ! Мы выиграли!
Я стояла и плакала. Мои любимые, драгоценные дети...
За спиной муки очередного года. Но зачем сегодня их вспоминать? Сегодня у нас праздник! Сегодня я буду пить за здоровье и будущие успехи моих детей.
Но... Одна капля дегтя в той самой бочке... Как все-таки паршиво правдивы наши пословицы и поговорки...
Алеша сдал плохо. Сдал, конечно, и от двойки далеко, но выбить положенные ему 65 баллов - на большее я не рассчитывала - не сумел. И ты начинаешь думать: в чем же, где ошибки? И снова эти муки, без которых не обойтись. Размышляй... Чтобы впредь не оступаться. Ищи - чьей вины здесь больше? У Алеши всегда был неустойчивый, нестабильный результат. Мог написать пробник на пять и мог завалить его на тройку.
Мои дети...
Позвонила мама Алисы:
- Я вдруг сегодня подумала, как же вы сейчас волнуетесь... У нас экзамены сдает одна дочка, а у вас таких детей много...
Она угадала.
Весну-лето всегда ждешь со страхом: как-то мои любимые будут шагать через экзамены и поступать... Как они справятся с нервами, растеряются или соберутся с силами, какие карты им выпадут и что покажут их компасы... И сколько неожиданностей - и плохих, и хороших - принесут нам июнь и июль... Какие карты им выпадут и что покажут их компасы... И сколько неожиданностей - и плохих, и хороших - принесут нам июнь и июль...
Перед экзаменами я часто говорю своим детям:
- Один хороший тренер всегда давал ученикам-боксерам перед рингом несколько наставлений. Очень важных. Нужно полностью абстрагироваться от исхода поединка и сосредоточиться на другом - я все умею и знаю, я готов к бою и буду действовать, как натренирован, применяя свои знания и не думая о последствиях. Ни на плохих, ни на хороших. Не надо предсказывать, что я обязательно провалюсь или, что еще хуже, приду и всех шапками закидаю. Нужно просто действовать. И все. Попробуйте. Помогает.
Вообще, перед экзаменами многие срываются.
В год, когда ко мне пришла Алиса, я выпускала на институтский ковер семерых. И только одна Алиса осталась стойкой, как десантник. Всегда говорила с легким вздохом: "Здесь не получилось... Было очень сложно... Пойдем дальше..."
И поступила... На журфак МГУ. Учится. Довольна.
Правда, остальные тоже поступили. Но чего мне это стоило...
В мае Ксеня начала кричать, что она ничего не знает, ничего не помнит, никуда не поступит и не хочет сдавать никакие экзамены. Мне звонила мама и спрашивала, что делать. Она была ужасе. Я тоже.
Ксюша никого не слушала и продолжала истерить. В результате - 87 баллов по русскому на ЕГЭ, почти столько же - по другим предметам. Поступила в МГИМО на юрфак. На бюджет. Счастлива.
Мы переписываемся с ней "Вконтакте". Ксеня сдает все сессии на ура, идет без троек, с высокими баллами. Но перед каждой сессией начинается пройденное: она ничего не помнит и не знает и завалит все экзамены. А потом все сдает без троек.
Помню, я спросила ее после ЕГЭ:
- Что же ты так издевалась над нами?
Она только хохотала: все было уже позади...
У меня на уроках в мае плакала Ася: "Я ничего не помню...".
Слезы крупные и круглые, прозрачные горошины по щекам... Я наливала чай и открывала новый тест:
- У нас с тобой только два варианта: или заниматься, или плакать. Выбирай.
Она послушно сглатывала слезинки, шептала: "Заниматься...". И продолжала потихоньку плакать, чтобы я не очень замечала.
Сейчас учится в РГГУ на филфаке.
Меня в июне пугала своим видом отчаянно исхудавшая Инга, которой никак не давалось сочинение на творческий конкурс.
Увидев впервые, что она пишет, я четко поняла: с такими работами конкурс не выиграть. Кастинг провалим. А времени у нас мало, весенний цейтнот, ЕГЭ...
По литературе Инга выбила 98 баллов, по русскому - 96, по английскому - 99.
Мне позвонил великолепный бас:
- Я друг Инги... Она не может вам позвонить, она получила девяносто восемь баллов по литературе.
Я изумилась:
- Девяносто восемь?! Боже! А почему не может? Что случилось?
- Она не верит... Говорит, что это ошибка, на самом деле у нее шестьдесят восемь. Вот исправят ошибку - и она вам позвонит...
Но таких ошибок там не бывает.
Вот творческий конкурс...
Мы старались. Мы сражались из последних сил. Результат - 100 баллов за творческий конкурс в Вышке! Второе место в рейтинге! И седьмое место в рейтинге по итогам первой сессии.
Поступила во все вузы, куда сдала документы. Потом выбирала.
Однако до этого нам пришлось пережить ужасы журфака МГУ.
Моя альма матер... Журфак, который я окончила свыше сорока лет назад...
Инга позвонила, рыдая в трубку:
- Что же, я отупела за два дня?! В Вышке сто баллов, а в МГУ двадцать девять?! Так разве бывает?!
Я молчала. Да, так не бывает. Сказать девочке прямо, что ее засыпали в МГУ? Она и сама это понимала.
Позже выяснилось, что журфак МГУ корректировал оценки, полученные детьми на собеседовании. Естественно, снижая их. У тех, кто поступал самостоятельно. Мои дети не имели мохнатых лап, великих родителей и родственников. Поэтому они проваливались. Осторожно: высшее образование...
И если бы не Варфоломеев и Венедиктов, вмешавшиеся в ситуацию... Садовничий был вынужден издать приказ по журфаку с требованием вернуть все оценки. Журфак завис. Оценки исправляли так долго, что у Инги горели сроки подачи документов в другие вузы. Наконец ее мама и я сказали дружно в два голоса, что хватит истерить, надо брать документы и везти в Вышку.
Инга ее и окончила. В восторге.
А в МГУ она получила 341 балл при проходном на дневное 338, то есть поступила и туда. С помощью Варфоломеева.
Я написала ему благодарность в ЖЖ.
Он сделал главное: вернул детям веру в справедливость. Они уже в нее верили и твердили, что их буду засыпать всюду.
Поступила и Алиса, ей тоже вернули срезанные баллы.
Но почему для этого нужен был добрый волшебник Варфоломеев?!
Вопрос риторический...
А я сейчас все время сравниваю обучение на жуфаках Вышки и МГУ. Не в пользу последнего.
Поразительно: как была схема экзаменов на сессиях у нас, так она и осталась доныне. Ничего не изменилось! Ну, убрали марксистско-ленинскую теорию печати, историю партии, истмат и диамат... А в остальном?! И вопрос с практикой детей висит в воздухе... Хотя журналист без практики - нонсенс. Истина азбучная.
И Вышка. Где детей уже на первом курсе учат снимать фильмы, верстать и выпускать газеты. Где отправляют на улицу за темой репортажа: вот два часа, нужно найти и разработать тему, прийти и сдать зачет по ней...
Где историю нужно сдать в форме сочинения: представьте себя участником Крымской войны или горожанином при Иване Грозном...
А вот одна из тем по литературе: "Формы индивидуальной защиты личности". На примере любого произведения.
Сплошной креатив. Чего же лучше?
Инга писала мне, спрашивала советов и помощи. Я радовалась ее успехам и тому - хотя это сознавать ужасно! - что она учится не в МГУ.
Моя альма матер... Что случилось с тобой?! Почему ты ослепла и оглохла?! Почему не хочешь меняться и учить так, как надо?!
Вопросы риторические...
А кем только не приходится мне еще бывать по совместительству...
Лекарем.
Влад перед экзаменами перестает спать. Выдаю ему травы "Сладкий сон". И проблема решена: ребенок спит ночами.
Алеша порезал руку, и палец никак не заживает. Больно писать. Выдаю ему тюбик левомеколя. Ранка быстро затягивается.
У Миши насморк. Дарю оксолин.
Психологом.
Людочка. Стиснутая страхом перед экзаменами. Погруженная в себя. Не улыбается. Мы тоже упорно сражаемся с сочинением. И если мне вдруг удается заставить ее улыбнуться, я радуюсь. Это удача. Пробую часто шутить, давать материал в игровой форме, с большим количеством примеров из жизни.
По ЕГЭ у Люды баллы не очень: сдавала год назад, пересдавать не хочет. Она переходит из вуза в вуз: неудачно выбрала будущую профессию. Теперь исправляет.
Поступает на журфак в Университет дружбы народов. Довольна...
Потом я помогаю ей с практикой, правлю ее заметки.
Но это все взгляд сегодняшнего дня.
Летом все выглядит иначе, там не до аналитики и обобщений. Там надо успокоить одну и проверить работу другого - идет на апелляцию по ЕГЭ. Внимательно читаю сканы, ни одной грамматической ошибки, ни одной синтаксической, одна речевая... За что же так мало баллов?
Но пять баллов на апелляции нам возвращают - мы снова выиграли!
Сейчас учимся в Юридической академии.
Но уже впадает в новую волну отчаяния Аня, падает в обморок Глеб, тревожится Виталий... Только успевай найти решение для каждого!
Иногда вдруг хочется махнуть рукой на все эти уроки и жить спокойно. Есть ведь у меня редактура, я подрабатываю в издательствах, зачем так убиваться над сочинениями? Ради чего? Не такие уж это великие деньги.
Но главное - открыть дверь новому ученику и увидеть распахнутые тебе навстречу глазищи. Заглянуть в них. Попытаться понять. Заговорить и услышать... А потом - вот потом основное - ощутить отдачу. Результат должен засиять перед нами...
И должны посыпаться на меня новые звонки с детскими воплями восторга:
- Восемьдесят шесть! Спасибо!
- Семьдесят девять! Спасибо за все!
- Девяносто! Спасибо!
И рассказы о темах и вопросах, о том, как было страшно, как искали аргументы для сочинений, как торопились и проверяли... И как вспоминали, что я им говорила.
Вот это главное.
К данному моменту школа научила меня только одному - грамотно нести ахинею...
Родители хотели, чтобы из меня вышел толк... так и получилось... толк вышел, а бестолочь осталась..
Только русский ученик способен вспомнить на контрольной то, чего отродясь не знал...
Экзамен - это единственная возможность что-то узнать за несколько дней.
Откровения абитуриента
Русский, литература и творческий конкурс для тех, кто выбрал журналистику. Таких у меня всегда немало.
Очень милая девочка. Спецшкола. Хорошие оценки. Грамотная. Неплохо пишет. Прикидываю наши возможности: должна поступить. В крайнем случае, на вечернее. Но не тут-то было. У нас впереди еще собеседование на журфаке - камень преткновения. А там очень много истории и географии. Теперь еще и редакционное задание, связанное с историей, на журфаке МГУ.
На первый же мой вопрос, кто был первым президентом России, девчушка бодро отвечает:
- Сталин!
Очень хочется засмеяться. На всякий случай прикидываюсь глуховатой:
- Кто?!
По моему лицу девчушка догадывается, что попала впросак. Теряется и краснеет.
Вторая, такая же милая, с чудесной косичкой, на тот же вопрос выпаливает с ходу:
- Брежнев!
Н-да... Обе собираются стать журналистами.
Мама одной девчушки сразу кивает на плохое преподавание:
- История у них в школе просто никакая!
Спорить я не стану. У меня свои задачи. А на ДВИ вполне могут спросить не только о первом президенте, но еще и о втором. Недавно в Вышке на собеседовании мою девочку попросили вспомнить, какие города в центре Свердловской и Ленинградской областей, назвать столицы Латвии и Литвы...
А вот вопросы в той же Вышке в 2015 году:
Назовите всех правителей с 1901года.
Расскажите нам про революцию. Какую? А какие у нас были?
Что изменилось после революции 1905года?
Назовите этапы революции 1917 года. В чем их отличия? Какую партию представлял Ленин? Какие лозунги его партия выдвигала? Чьи идеи за основу взяли большевики? Чья партия называет себя эсерами в наше время?
А дальше еще интереснее:
При каком правителе упал Южнокорейский боинг?
Назовите четыре важнейших события двадцатого века для нашей страны.
Какие империи перестали быть империями после Первой мировой?
Как большевики называли нашу страну после отмены монархии?
Годы начала Первой и Второй мировых войн.
С начала Второй мировой до начала Великой Отечественной СССР предпринимал ли какие-либо боевые действия?
В чем разница между аннексией и оккупацией? Приведите четыре примера аннексии.
Кто сделал Германию империей?
Какие конфессии вы знаете?
В какой стране введен налог на телевидение и радиоприемники?
Вы ответили сразу на все-все вопросы? Я не смогла про Боинг...
Думаю, после этого вопросника ни у кого не возникнет мысли о ненужности истории. А моя задача понятна: мне нужно, чтобы дети справились с творческим конкурсом.
И мы начинаем осваивать азы истории, долго и упорно учим, читаем, снова учим, и снова читаем...
Все эти мои девочки прекрасно поступили. И позже отлично помнили партии в думах и наших министров вместе с президентами.
А новый учебный год на пороге. И мне уже звонят обеспокоенные родители, интересуются будущим поступлением своих детей.
И снова придут очаровашки, сядут напротив меня и уверенно объявят, что в романе Толстого "Война и мир" описан Петр Первый, роман Лермонтова воссоздает эпоху Николая Второго, а в 1991 году в России началась Гражданская война...
К сожалению, мне не привыкать к подобным ответам.
Никакой человек недостоин похвалы. Всякий человек достоин только жалости.
Василий Розанов
Эта история с плачущей мамой...
Знал бы кто-нибудь, сколько стоил мне тот мальчишка, который из школы уже фактически ушел...
Учиться он не желал, двойки по всем предметам... Девятый класс. Директор и учителя - они почти совпали по степени жестокости - поставили вопрос об отчислении. Но ведь Департамент не позволит. Тогда на второй год.
Мне позвонила отчаявшаяся мама: "Помогите, если сумеете..."
Я сразу попыталась выяснить у матери, чем увлекается Андрей. Оказалось, музыкой.
- С утра до ночи бренчит на гитаре! Ночью не расстается! - выплескивала мать горькое несчастье. - Какие-то клубы у него там бардовские, музыканты по всей Москве... И он к ним шатается бесконечно, а учебу забросил, собирается петь... На Цое вообще помешался!
Я назначила день урока и задумалась. Побродила по комнате. Потом собрала все музыкальные диски сына.
- Будешь преподавать музыку по совместительству? - насмешливо справился он.
Я молча кивнула. И стала ждать.
Андрей приехал очень хмурый. Смотрел исподлобья.
- Давай попробуем позаниматься, - предложила я. - Глядишь, и двойку исправим...
Мама мне сказала, что с большим трудом уговорила Андрея прийти хотя бы раз. И первый урок - испытание. Вообще это всегда именно так с каждым новым учеником. Но с Андреем - особенно...
Я взяла для диктанта слова песни Цоя "Звезда по имени Солнце". В принципе люблю выбирать стихотворные тексты для дополнительных занятий. Андрей удивился:
- Песня... Вы что, музыку любите?
Я кивнула.
- И Цоя тоже?
- Очень! - Даже не обманывала. Действительно люблю.
Андрей помолчал.
- Вот напишем диктант, я тебе что-то покажу, - пообещала я.
Пока проверяла текст, Андрей шарил глазами по комнате. И несколько раз останавливался на полке с дисками. Они умышленно выстроились недалеко от стола.
- А что это у вас? - снова удивился Андрей, почти не выслушав мои объяснения по поводу его ошибок. - Подошел, посмотрел. - И рэп... и тяжелый рок... и битлы... Вы что, рэп знаете? И металл?
- Так вышло, - объяснила я. - У меня Гриша без конца что-то слушал. Вечно в наушниках... Мне надоело, попросила дать послушать. Девочки взмолились: "Ой, не надо! Это такой ужас! Это "Ария""!" А я ведь даже не знаю, что за зверь такой - "Ария"... Надо бы узнать.
- А вам зачем? - по-прежнему хмуро спросил Андрей, хотя глянул заинтересованно.
- Ну как зачем? Есть такой порочный и распространенный вид рецензии на книгу: "Она ужасная, но я ее не читал". Так же точно и на музыку, на картину... Чтобы отрицать или принимать, надо сначала прочитать, услышать или увидеть. Как я могу отвергать рэп или рок, если никогда не слышала?
- Да, верно... - протянул Андрей. - И что потом? Вы услышали... Вам понравилось?
- Нет, - призналась я. - Очень давящий размах. Но есть вещи, которые мне нравятся. Барды, например. Вот, посмотри...
И мы вместе стали разбирать диски.
На следующее занятие Андрей пришел сам, без напоминаний. И на следующее...
А потом... потом мне позвонила рыдающая мама Андрея...
- Он больше к вам не придет! - рыдала она. - Андрюша больше не придет!
Я застыла:
- Почему? Что случилось?
Подумала: с мальчиком беда...
- Я сама, сама во всем виновата! - плакала мать. - Я все испортила! Я была так счастлива, что он стал к вам ходить, заниматься, уроки даже делал... Я так радовалась... И я ему сказала: "Вот, наконец, ты начал теперь учиться и бросишь свою дурацкую музыку!" А он закричал: "Что?! Музыку?! Да я лучше школу твою дурацкую брошу! На кой ляд она мне нужна?!" И уехал к приятелям. Он больше не придет, никогда... Я все испортила...
Я молчала. А что тут скажешь?..
Не ругайте человека, он живой...
Андрей действительно больше никогда не пришел. И забрал документы из школы.
Я не знаю, что с ним было дальше. И не узнаю никогда. Хотя обычно слежу за судьбой учеников.
Я надеюсь, что Андрей все-таки окончил школу и нашел свою дорогу. Очень надеюсь...
Семья есть как бы живая лаборатория человеческих судеб, личных и народных, и притом каждого народа в отдельности и всех народов сообща: с тем отличием, однако, что в лаборатории обычно знают, что делают, и действуют целесообразно, а в семье обычно не знают, что делают, и действуют, как придется. Природа устроила так, что одно из самых ответственных и священных призваний человека - быть отцом и матерью - делается для человека доступным просто при минимальном телесном здоровье и половой зрелости.
Иван Ильин
У Громовых в семье четверо детей. Трудно, конечно, и тесно. И когда-то маме с папой пришла в голову спасительная и, казалось, хорошая мысль: переселить старшего - Дениса - к бабушке с дедушкой. Старики с восторгом приняли идею: они души не чаяли во внуках, особенно в старшем, и всегда хотели облегчить жизнь детям.
В общем, песенная классика: "я у бабушки живу, я у дедушки живу...".
Сначала все шло замечательно: спокойнее стало у молодых Громовых, радостнее - у пожилых. Но надвигалась беда, уже запрограммированная родителями: они оказались слишком посредственными психологами.
Денис и его брат, второй сын в семье, Антон, учились в одном классе, поскольку очень способный младший опередил сверстников и оказался в двенадцать лет в девятом - рядом с братом. Только как раз не рядом, а всегда вдалеке: маленький Антон садился в самый угол класса за последнюю парту, потому что на первой сидел Денис, а старший брат ненавидел младшего.
Добрый и ласковый с бабушкой и дедушкой, с учителями и приятелями, которые его очень любили, всегда готовый помочь, улыбчивый Денис просто менялся на глазах, когда видел и слышал Антона. Старший брат высмеивал младшего, иронизировал над его замедленной речью и крупным детским почерком, дразнил, а на переменах часто яростно, исступленно бил, доводя Антона до слез. И девочки в классе с грустью констатировали:
- Опять Громовы подрались!
Одноклассники - абсолютно все - были на стороне Дениса: они понимали, кому приходится труднее и живется хуже. Дети нередко оказываются проницательней взрослых: именно высокомерного отличника Антона в классе избегали.
А Громовы-старшие упорно не желали ничего замечать, хотя учителя не раз говорили им о ненормальной ситуации, о нехороших, по сути, по-настоящему страшных отношениях между братьями. Родители закрывали глаза и на ревность Дениса, и на его ощущение отверженного, изгоя, и продолжали из чувства тщеславия лелеять и баловать Антона, явно более одаренного, необычного ребенка, словно принося в жертву младшему старшего.
В конец концов, рассуждал Денис, почему из четверых детей родители отдали только его одного? Словно отказались... Ну хорошо, сестренки еще маленькие, но брат...
...Они теперь уже бакалавры. Окончив школу в четырнадцать лет, Антон в пятнадцать стал первокурсником мехмата МГУ. Не желая и в институте видеть брата, Денис умышленно не подавал документы в университет, а поступил в Физтех.
Они опасны и страшны друг для друга по сей день - родные братья. Денис по-прежнему живет у бабушки с дедушкой и редко встречается с родителями. Родные души не кажутся ему родными. Истосковавшееся когда-то по любви, исстрадавшееся детское сердце ожесточилось... И ничего уже не исправишь.
Говорят, многих родителей надо учить быть родителями. Но захотят ли они учиться?.. Значит, тогда придется учить детей... защищаться от тех, кто дал им жизнь. Что может быть ужаснее?..
Я зову ее светлой девочкой. Не потому что блондинка, вовсе нет. Ника просто излучает свет и сияние. Хотя в ее жизненной истории нет ничего лучезарного...
Панические атаки, лечение... Подозрения на рак крови... К счастью, оказалась железодефицитная анемия. У Ники постоянные кровотечения из носа.
Она делится наболевшим спокойно, без эмоций, но я вижу, как ей тяжело.
В семье трое детей. Ника старшая, потом Лелька, которую Ника прислала ко мне заниматься следом за собой. И младший Саша. Ему семь лет.
Отец - крупный бизнесмен, поэтому мама не работает, семья постоянно ездит за рубеж, все лечатся в крутых клиниках...
- Папа любит только Сашу, - безмятежно, на первый взгляд, рассказывает мне Ника. - Он Саше читает, с ним занимается, берет его одного на охоту... А мы с Лелькой папе не нужны. Он нас просто не замечает.
Ника беззаботно улыбается. Нетрудно догадаться, чего стоит ей эта лучезарная улыбка...
И бормочет негромко:
- А я так хочу съездить хоть раз на охоту...
Такая же история у Насти. Детей в семье четверо, Настя старшая. Три сестры и один брат. И все одно к одному...
- Мама любит только Ваньку. Она его опекает, оберегает, никогда на него не кричит...
Как кричит мама на Настю, я слышала. У Насти кровавый язвенный колит. С 9 класса нередко кровоточит кишечник... Врачи, лекарства, санатории... Но она молодец:
- Мы все давно делаем сами, мы привыкли. Мама часто надолго бросает меня с сестренками. Это даже хорошо. А Ванька ничего не умеет...
И еще есть у меня Дина. Мать мне рассказывает при дочери:
- Хочу сыну машину подарить на день рождения... Он вот учился на одни пятерки, без всяких репетиторов в институт блестяще поступил! Теперь хочет в магистратуру. А эта, - гневный кивок в сторону дочери, - никуда не годится! Репетиторы по всем предметам! Только и вожу ее без конца на занятия! И все равно вся в тройках!
Дина равнодушно смотрит в окно. Что прячется за этим деланным равнодушием...
Эти три мои девочки уже перешли на второй курс. И очень хочется, чтобы их судьбы сложились хорошо несмотря ни на что. А в извечном конфликте отцов и детей я значительно чаще на стороне последних. Имею на то серьезные причины...
Прекрасная детская мысль: значит, это хорошо - быть чужим в семье родной? У Пушкина ведь так написано...
Я зову ее глазастой.
Ангелика просто красавица: карие огромные очи, прекрасные волосы, точеная фигурка.
С литературой у нас слабовато, но мы очень стараемся.
А в феврале у мамы Гели рождается вторая дочь от второго мужа. У первого давно другая семья. Ребенок из пробирки: иначе не получалось, но маме крайне хотелось снова родить.
И начинается... Мама просит Гелю помочь, брать няню она боится. Чужой человек. А Гелька моя - очень добрая, мягкая. И сразу привязывается к сестренке. Качает, поет ей песни, меняет памперсы... Возит в коляске на прогулки.
Геля жалуется мне, что не высыпается, малышка чересчур беспокойная. Иногда спать хочется так, что девочка готова заснуть сидя и стоя.
- У меня руки дрожат, - бормочет Геля. - Боюсь Таньку уронить...
А у нас, между прочим, одиннадцатый класс, ЕГЭ на носу. И как сдавать будем?
Геля рассказывает мне, что все, и бабушка в том числе, просили мать не экспериментировать в этом году, когда Геле поступать. Но та не послушалась. У нее было уже несколько выкидышей, и она мечтала сохранить наконец...
Мама - известный, крутой косметолог. Бросить работу даже на время не хочет и не может: деньги! Только немного сокращает рабочие часы. И снова все ложится на детские плечи...Хотя отчим получает немало: раскрученный ветеринар. И его без конца приглашают к любимым собачкам и драгоценным кошкам. Даже ночью.
В этой семье есть деньги. Но нет ничего, кроме них...
ЕГЭ Геля сдает плохо. И мать устраивает ей бешеный скандал и заявляет, что денег на учебу в вузе она не даст. Деньги дает отец.
А потом... Потом ветеринар начинает пить и распускать руки. И однажды, спасаясь от него, Геля, успев схватить мобильник, запирается в туалете и звонит верной подруге Ире. Подруга вызывает полицию.
И снова скандал... Мать кричит, что Геля опозорила семью перед всем домом, что сор из избы... И все в таком духе.
Сейчас Геля окончила вуз, работает. Пробует раскрутить свой маленький бизнес. Живет у бабушки. Очень скучает по сестре. Присылает мне фотки младшей.
Отец умер. Мать собирается разводиться с ветеринаром.
А два года назад у Гельки нашли сразу восемь (!) язв: и в желудке, и в двенадцатиперстной. Девочка совершенно не могла есть. Страшно исхудала, почти скелетик. Я увидела ее тогда и очень испугалась. Мать снова орала, что она капризничает.
Эндоскопист в СМ-клинике попался отличный и великий психолог заодно. Он спросил Гелю, увидев результаты гастроскопии: