Мартьянов Виктор Сергеевич
12 июня - праздник для никого

Lib.ru/Современная литература: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 3, последний от 22/12/2012.
  • © Copyright Мартьянов Виктор Сергеевич (urfsi@yandex.ru)
  • Обновлено: 15/05/2012. 12k. Статистика.
  • Эссе: Публицистика, Политика, Обществ.науки
  • Оценка: 7.00*3  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Мартьянов В.С. Праздник для никого // Политический журнал, Номер 20 (115) от 05.06.2006. (http://www.politjournal.ru/index.php?action=Articles&dirid=119&tek=5735&issue=162) День независимости в современном мире является традиционным праздником бывший колоний, к которым относятся, к примеру, США, Канада, Австралия, Индия и большая часть стран африканского континента. Подобной праздничной даты нет у европейских стран-метрополий - Великобритании, Франции, Испании. Россия за всю свою 1000-летнюю историю никогда не была колонией. Поэтому не является ли независимость РСФСР-России, возникшая в результате не усилия освобождения, а распада империи (СССР) пустой идентичностью? Бессмысленным праздником для никого, возникшим в результате исторического поражения и последующей политической игры на понижение?

  •   День независимости в современном мире является традиционным праздником бывший колоний, к которым относятся, к примеру, США, Канада, Австралия, Индия и большая часть стран африканского континента. Подобной праздничной даты нет у европейских стран-метрополий - Великобритании, Франции, Испании. Россия за всю свою 1000-летнюю историю никогда не была колонией. Если не считать татаро-монгольского ига. Причем иго в последнее время в традициях Льва Гумилева все чаще трактуют как военный союз Киевской Руси и Орды, как этап становления российской государственности, позволивший преодолеть раздробленность мелких русских княжеств. Таким образом, вроде бы данному празднику не место в российской истории, так как Россия в своей истории ни дня не была зависимой колонией. Тем не менее, "День независимости России от истории и здравого смысла" все же стал красной датой календаря. Неважно, что с юридической точки зрения день независимости является днем принятия декларации РСФСР о государственном суверенитете. Независимость и политический суверенитет это практически синонимы. Важно другое - история не позволяет произвольного обращения с ней. Ее целенаправленное конструирование, связанное с интересами правящей элиты тоже имеет свои пределы. С течение временем линейка "новорусских" национальных праздников, введенных в постсоветский период, стала нуждаться в коррекции.
      В последние годы все более популярна точка зрения, согласно которой Россия лишь формально является правопреемником РСФСР - никогда не существовавшей в качестве самостоятельного государства республики в составе СССР. Действительно сегодня Россия является правопреемником и международной роли (место в Совбезе ООН и "большой восьмерке"), и внешних долгов как Российской империи, так и СССР. С одной стороны Россия продолжает исполнять внешнеполитическую роль СССР, с другой - полностью сняла с себя ответственность за постсоветское пространство.
      Очевидно, что реальной целью принятия 12 июня 1990 года Верховным Советом РСФСР "Декларации о государственном суверенитете России" являлось укрепление позиций Бориса Ельцина в борьбе за власть с ЦК КПСС во главе с Михаилом Горбачевым. Эта декларация является лишь одним из эпизодов продолжительной внутриэлитной борьбы, закончившейся подписанием Беловежских соглашений, упразднивших СССР. Российский народ этот знаменательной эпизод своей истории просто не заметил. В 2005 году согласно опросу ВЦИОМа уже отмененное 7 ноября праздновали втрое больше граждан России, чем день независимости, отмечаемый лишь каждым десятым россиянином.
      Вообще интерпретация политической элитой дат, смыслов и практик официальных праздников весьма примечательна. Очевидно, что любое государство, любой народ обретает единство через главные события своей истории. В период СССР общность советского народа конструировалась вокруг двух ключевых событий, имевших судьбоносное значение для российской нации: Великая Октябрьская Революция и Великая Отечественная Война.
      Основной проблемой постсоветской политический элиты стал символический вакуум - отсутствие новых значимых событий и дат, вокруг которых можно было бы заново объединить российской народ. Период истории России после СССР, как оказалось, не принес ни одного общезначимого символа и события, которые могли бы стать праздничной датой нового календаря. В качестве новых праздников постсоветской элитой были выдвинуты две даты: День Конституции России (12 декабря) и День независимости России (12 июня). В 2005 году День Конституции был отменен в качестве официального праздника. А освобожденный праздничный день перенесен на растянутые до неприличия новогодние каникулы. Под вопросом ныне находится и День независимости, бросающий своим значением вызов элементарному здравому смыслу и чувству российской истории.
      Произошла парадоксальная вещь: действующая политическая элита тщательно и последовательно выкорчевывает официальные праздники советского периода, но вместе с тем не может предложить им адекватной замены. Поскольку досоветский период истории уже основательно забыт, а постсоветский беден на поворотные исторические события. После 70-летнего советского забвения в России не осталось общезначимых для массового сознания досоветских торжественных дат. Слишком смутно помнится, кого водил по русским лесам Иван Сусанин - то ли поляков, то ли французов, то ли немцев. И от кого и когда освободило Москву народное ополчение Минина и Пожарского. Символы Ледового побоища (5 апреля 1242 года) и Куликовской битвы (21 сентября 1380 года) также нуждаются в активной реанимации и припоминании. И тем более в общественном мнении не котируются такие новейшие бумажно-бюрократические праздники как дни Независимости и Конституции России.
      Оказалось, что история досоветского периода не содержит событий, которые автоматически могли бы восполнить смысловой вакуум. Ту пустоту, которая образовалась в результате целенаправленного забвения постсоветской элитой советских символов. Конечно, понятна антипатия правящей элиты к советскому периоду истории, достижения которого активно используются в риторике оппозиции. Собственно постсоветская элита и выросла из радикального антикоммунизма и антисоветизма. Но забвение и отрицание властвующей элитой этого наиболее актуального и судьбоносного периода, из которого вышла современная Россия, было бы непростительной ошибкой. Хотя бы потому, что в результате такого отрицания новейший советский период в российской истории все более превращается из живой истории в смутный набор мифов и идеологем. Чтобы в этом убедиться, достаточно почитать нынешние школьные сочинения. Тем не менее, например, весь советский период последовательно вычеркнут из актуального праздничного календаря путем отмены праздника Революции (7 ноября) и последовательной "десоветизации" Великой Отечественной Войны. Кстати на символической уровне логика замены 7 ноября на 4-е считывается, к сожалению, вполне определенно: вместо прорыва к светлому будущему Россия Ивана Сусанина опять заблудилась на периферии мировой цивилизации, не зная,что ей делать дальше.
      В результате постсоветской российской элите не остается ничего иного как вновь сводить символическое объединение российской нации до одного единственного события из богатейшей российской истории - Великой Отечественной Войны (ВОВ). Это единственный праздник в официальной российской историографии, вокруг которого готовы объединиться представители всех идеологических лагерей и направлений. Соответственно в последнее время можно проследить, что ВОВ, в ходе которой по настоящему только и возник "советский народ", постепенно начинает занимать в историографии современной России то же ключевое значение, что и рождение Христа в христианской хронологии.
      Впрочем, аналогичные проблемы испытывают и политические элиты бывших советских республик, которым фактически "с нуля" необходимо создавать новые государства, ранее не существовавшие на политической карте мира. Например, зацикленность украинских националистов и "оранжистов" на независимости объясняется тем, что Украина впервые появилась на карте мира как самостоятельное государство лишь в постсоветский период. Для превращения расколотого ныне украинского населения в единую нацию необходимо срочное конструирование "незалежного" национального мифа и "самостийной" национальной истории, естественно уходящей вглубь веков. Согласно новой официальной историографии Украина уже обзавелась собственной тысячелетней историей, идущей от Киевской Руси и Галицкого-Волынского княжества.
      Активный, но неудачный поиск новых праздников подтверждает тот факт, что Россия сегодня испытывает фундаментальный кризис национальной идентичности. Проблема в том, что российская история остается расколотой на ряд противоречащих друг другу периодов. Отсюда популярность массовых жанров тайной истории России, основанной на теории заговоров и переворотов, альтернативной истории а la Фоменко и Бушков, а также откровенной исторической клеветы в стиле Суворова и т.п.
      Проблема в том, что после СССР так и не был заключен новый общественный договор российской власти и общества по поводу того как и на каких условиях жить дальше. И в том числе, что считать общими праздниками. В результате многие ключевые шаги новой элиты, например, приватизация, новая историография, отмена старых праздников и введение новых - остаются нелегитимными. Пока состоялся лишь "горизонтальный договор" внутри новых элит, из которого исключено большинство населения. Аналогичная ситуация сложилась и с не приживающимися "новорусскими" праздниками. Которые молчаливое большинство населения оценивает как лишний выходной, но не более того. Уже очевидно, что без нового и ясного общественного договора российская власть не сможет легитимировать себя как правопреемника всей российской истории - досоветской, советской и постсоветской. Причем истории единой и общей, а не избранных ее периодов. Естественно для этого необходимо идти на уступки и компромиссы, проявлять терпимость к оппозиции, честно признавать свои ошибки. Но властная элита, видимо вследствие "комплекса победителя" к этому морально не готова. Зачем мужество признать право на существование иных ценностей, когда можно в законном порядке навязать свою точку зрения на историю? Впрочем подобные исторические иллюзии неизменно питают любые новые элиты, отождествляя свою социальную позицию с единственно верной и правильной. История показывает, что можно возводить новые памятники, но нельзя разрушать память, символы и идеалы, значимые для широких слоев населения, как бы правящая элита к ним не относилась. Только так нынешнее российское население сможет вновь стать единой нацией.
      Сегодня все более очевидно, что 12 июня никогда не станет значимым общенациональным праздником. Наивный пафос победы младореформаторов и антикоммунистов был впоследствии надежно перекрыт его последствиями: развалом СССР, последующими шоковыми реформами и народными унижениями. Поэтому День независимости сегодня - по большому счету является праздником несбывшихся надежд и инфантильных иллюзий о скором осуществлении земного рая. Эта дата из тех, что хочется поскорее забыть, вместе с разбитыми мечтами и надеждами, которым не было суждено оправдаться. Действительно поначалу многим казалось, что стоит России перестать кормить своих "бедных родственников" в ближнем зарубежье как сразу же наступит мгновенное улучшение жизни. Этого, естественно, не произошло. Как и в остальных республиках, в свою очередь считавших, что именно они были обделены в составе СССР.
      День независимости в настоящее время ассоциируется большинством населения лишь с одним из черных периодов как российской истории, так и своей личной биографии. Это дата, с которой прочно ассоциируются борьба Ельцина и Горбачева, заложниками которой стало все население России, развал СССР, галопирующая инфляция, беспрецедентное падение уровня и продолжительности жизни, расслоение и криминализация общества. В общем все то, что люди хотели бы исключить из своей жизни как дурной сон. Инициативы о переносе праздника с 12 июня на 12 апреля - День космонавтики - выглядят разумными и логичными. Поскольку первый полет человека в космос является серьезной вехой в истории всего человечества, а также вершиной технологических достижений России советского периода. В отличие от дня независимости России - праздника для никого.

  • Комментарии: 3, последний от 22/12/2012.
  • © Copyright Мартьянов Виктор Сергеевич (urfsi@yandex.ru)
  • Обновлено: 15/05/2012. 12k. Статистика.
  • Эссе: Публицистика, Политика, Обществ.науки
  • Оценка: 7.00*3  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.