Lib.Ru/Современная литература: Мартьянов Виктор Сергеевич: Политическая философия

Проза Переводы Поэзия Современная литература Детективы История
|Современная|[Классика][Фантастика][Остросюжетная][Самиздат][Музыка][Заграница][Туризм][ArtOfWar]
Lib.ru/Современная: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
[Авторы] [Жанры] [Формы] Отсортировано по: [Форме] [Популярности] [Дате] [Названию]

  • Aдpeс: urfsi@yandex.ru
  • Живет: Россия,Екатеринбург
  • Обновлялось: 09/10/2017
  • Обьем: 2232k/45
  • Рейтинг: 5.30*15
  • Посетителей за год: 2039
  • Об авторе: Ученый секретарь Института философии и права УрО РАН.
    Начните знакомство с:
  • Рентная демократия 51k   "Статья"
  • Быть свободным или "бороться с экстремизмом"? 74k   "Статья"
    Аннотация к разделу: Научные и публицистические работы в области политической философии, теории социально-политических наук и актуальной политики

    ЖАНРЫ:
    Проза (4131)
    Поэзия (4074)
    Публицистика (1384)
    Фантастика (242)
    Детектив (150)
    Драматургия (485)
    Юмор (227)
    Детская (512)
    Естеств.науки (345)
    Право (25)
    Техника (175)
    IT-технологии (23)
    Философия (387)
    История (268)
    Мемуары (177)
    Политика (187)
    Религия (276)
    Эзотерика (143)
    Обществ.науки (256)
    Культурология (234)
    Литкритика (440)
    Музыка (80)
    Спорт (4)
    Бизнес (152)
    Перевод (330)

    РУЛЕТКА:
    Пространство сознания
    Похороните меня
    Нерон Исчерпанный
    Рекомендует Асмус Е.Р.

    ВСЕГО В ЖУРНАЛЕ:
     Авторов: 779
     Произведений: 14562

    19/11 ПОЗДРАВЛЯЕМ:
     Кувалдин Ю.А.

    Эссе:

  • Интеллигенция и воля к власти   7k   Публицистика, Политика, Обществ.науки
    Мартьянов В. С. Интеллигенция и власть // Общество без интеллигенции - Российская интеллигенция: критика исторического опыта. Тезисы докладов Всероссийской конференции, посвященной 80-летию сборника "Смена вех", 1-2 июня 2001 г. С. 254-256. Основной чертой, сплачивающей интеллигенцию, является её воля к власти. На наш взгляд, именно волей к власти конституируется сегодня интеллигентское самосознание, ведущее борьбу за сохранение своей уникальности.
  • Могут ли террористы быть морально оправданы?   21k   Публицистика, Философия, Политика Комментарии: 1 (25/11/2014)
    Мартьянов В.С. Размышления о мифологии террора в важнейшем из искусств // Дискурс-Пи. Научно-практический альманах. Екатеринбург. Выпуск 8. 2008. с. 171-176. Текст посвящен двойственности и неоднозначности экстремизма и терроризма, рассмотренных на материале кинематографа. Это доказательство простых и вместе с тем парадоксальных выводов и фактов о том, что экстремизм может быть морально и исторически оправдан и легитимен, в отличие от тех, на кого он направлен.
  • Демократия потребления: возможны ли альтернативы?   8k   Публицистика, Политика, Обществ.науки
    Мартьянов В. С. Потребительская демократия Запада и проблема Другого // Глобализация: реальность, противоречия, перспективы. V ежегодная науч.-практ. конф. Гуманитарный университет (г. Екатеринбург) 15 мая 2002 г.: Изд-во Гуманитарного университета, 2002, Екатеринбург. Т2. С. 70-74. В статье рассматривается проблема возможности реальных альтернатив потребительской демократии, ставшей формой внеидеологического консенсуса современных обществ.
  • "Информационное общество" и "проклятая сторона" Модерна   8k   Публицистика, Политика, Обществ.науки
    Мартьянов В.С. "Информационное общество" и "проклятая сторона" Модерна // Информационная эпоха: Мир-Россия-Урал. Материалы VII международной научно-практической конференции в 2-х Т. Екатеринбург. 2004. Т.1. с. 100-104. Аргументируется мысль о том, что постмодерн является лишь "проклятой стороной" Модерна, спекулирующей на его естественных противоречиях, разрывах, перифериях, а вовсе не реальной альтернативой.
  • 12 июня - праздник для никого   12k   Оценка:7.00*3   Публицистика, Политика, Обществ.науки Комментарии: 3 (22/12/2012)
    Мартьянов В.С. Праздник для никого // Политический журнал, Номер 20 (115) от 05.06.2006. (http://www.politjournal.ru/index.php?action=Articles&dirid=119&tek=5735&issue=162) День независимости в современном мире является традиционным праздником бывший колоний, к которым относятся, к примеру, США, Канада, Австралия, Индия и большая часть стран африканского континента. Подобной праздничной даты нет у европейских стран-метрополий - Великобритании, Франции, Испании. Россия за всю свою 1000-летнюю историю никогда не была колонией. Поэтому не является ли независимость РСФСР-России, возникшая в результате не усилия освобождения, а распада империи (СССР) пустой идентичностью? Бессмысленным праздником для никого, возникшим в результате исторического поражения и последующей политической игры на понижение?
  • Нам туда не надо   6k   Публицистика, Политика, Обществ.науки
    Мартьянов В.С. Нам туда не надо // Эксперт Урал. Номер 19 (328) от 12 мая 2008 г. В статье показано, что в настоящее время явных альтернатив обществу потребления нет, поскольку альтернативой является лишь аскеза, самоограничение и нематериальные ценности (самореализация, творчество и т.п.). Проблема в том, что человек эпохи потребления породил столько материальных "хотелок", ненужных возможностей и испытывает такое удовольствие от их удовлетворения, что отказ от них воспринимается чуть ли не как катастрофа.
  • Архаизация с головы   12k   Публицистика, Политика
    Мартьянов В.С. Архаизация с головы // Частный корреспондент. 22.04.2009. (Эл. версия: http://www.chaskor.ru/p.php?id=5525) Наблюдаемая в 1990-2000 годы инволюция постсоветского государства представляет собой нарастание мифологии и практики неотрадиционализма. Российские патриархальные элиты в урбанизированном обществе превращаются в тормоз на пути развития страны, пытаясь превратить граждан в поданных, вернуть либеральное городское сообщество в архаичное состояние большой неграмотной деревни.
  • Мифологики народных вопросов   14k   Публицистика, Политика
    Мартьянов В.С. Мифологики народных вопросов // Дискурс-Пи. Научно-практический альманах. Екатеринбург. Выпуск Љ6. 2006. с. 8-11. В статье анализируется социологически репрезентативная проблемная повестка вопросов российских граждан к Президенту России В.В. Путину в ходе конференции в Интернете в 2006 году. Показано, что эта народная повестка дня, содержащая явные элементы социальной мифологии, оказалась значительно отлична от повестки, формируемой в СМИ российскими политическими элитами.
  • Статья:

  • Идеология В.В. Путина: концептуализация посланий Президента Рф   81k   Философия, Политика, Обществ.науки
    Мартьянов В.С. Идеология В.В. Путина: концептуализация посланий Президента РФ // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2007. Том 3. Номер 1. С. 152-179. (Полнотекстовая версия: http://www.politex.info/content/view/322/30/).На основе контент-анализа посланий Президента РФ В.Путина впервые реконструируется его идеология.
  • Сколько населения нужно России?   52k   Оценка:5.30*15   Публицистика, Политика, Обществ.науки Комментарии: 4 (14/11/2014)
    Мартьянов В.С. Политизированная демография, или сколько населения нужно России // Россия и современный мир. 2008, Номер 1(58). с. 26-45. (Полнотекстовая версия: http://elibrary.ru/download/24908120.pdf) Повестка отечественных СМИ и серьезных научных изданий в последние годы переполнена апокалипсическими прогнозами о "вымирании России". Констатации "демографической катастрофы", "вымирания" и возможного в будущем "распада" страны приобрели статус самоочевидного утверждения, не нуждающегося в доказательствах. Меры призванные увеличить рождаемость приобрели вид национального проекта, чуть ли не паллиатива искомой всеми политическими лагерями национальной идеи. Любые контраргументы и попытки сменить перспективу взгляда на подобные "самоисполняющиеся пророчества" встречаются в лучшем случае с недоумением, в худшем - как попытка подрыва национальной безопасности.Рост населения России сам по себе практически всеми участниками общественных дискуссий о демографии считается безусловным благом. Но так ли это на самом деле?
  • Федерализм и проблема этнического сепаратизма в России   11k   Политика, Обществ.науки
    Мартьянов В.С. Федерализм и проблема этнического сепаратизма в России // Конституционное развитие России: история и современность. Материалы Российской научно-практической конференции. Часть 1. - Екатеринбург, Изд-во УрАГС, 2003. С. 158-161. Аннотация: Ключевой теоретический разлом в обосновании коллективных прав политических сообществ заключается в противоречии с одной стороны - права этносов на политическое самоопределение, с другой - норм международного права и становлением современных полиэтнических государств, происходившем вопреки этническому сепаратизму.
  • Человек политический   36k   Философия, Политика, Обществ.науки
    Мартьянов В.С. "Человек политический": модели оправдания власти // Человек. 2009. Номер 4. с.82-90. (Полнотекстовая версия: http://elibrary.ru/download/26800515.pdf). Прослеживается эволюция интерпретаций сущности человека в политике. Особое внимание уделено особенностям интерпретации человека в российской версии Модерна. Аргументируется тезис, что в политике подходы к определению природы и целей человека обусловлены задачами оправдания власти. Показано, что в истории общества подход к интерпретации человека претерпел несколько этапов развития, связанных с теми основаниями, которые определяют его сущность - бог, природа, разум, общество, язык, бессознательное. И если разные научные подходы и модернистские идеологии еще предлагают дискуссионные модели универсального "человека политического", его нормативных целей, желаний и потребностей, то постмодернизм обосновывает дегуманизацию политики и тактику контекстуального манипулирования человеком, которому отказывается в области политики и в сущности, и в субъектности.
  • Трансформация символической власти в информационном обществе   10k   Публицистика, Политика, Обществ.науки
    Мартьянов В.С. Трансформация символической власти в информационном обществе // Дискурс-Пи. 2002. Номер 2. С. 29-31. В современном обществе власть все активнее начинает опираться не только на легитимное насилие и аппарат государства, но и на силу коллективного представления о себе, работать с массовыми настроениями и ожиданиями. В связи с подобной трансформацией власть все более начинает принадлежать тому, кто создает, контролирует либо наделяет всеобщим смыслом существующие символические системы: язык, миф, религию, науку, политику, экономику.
  • Символ и знак как основания культурной коммуникации   4k   Философия, Обществ.науки
    Мартьянов В.С. Символ как основание коммуникации в культуре // Культура и цивилизация. Материалы Всероссийской научной конференции. Екатеринбург, 17-18 апр. 2001.: В 2 ч.- Екатеринбург, 2001 - Ч2. С. 197-199. Символ и знак являются основаниями культурной коммуникации. Переход от структуры символа к знаку в процессе культурной коммуникации связан с переходом общества от культуры к цивилизации.
  • Политические партии современной России: от идеологической реальности к виртуальному популизму   19k   Оценка:10.00*3   Публицистика, Политика, Обществ.науки
    Мартьянов В.С. Политические партии современной России: от идеологической реальности к виртуальному популизму // Роль политических партий и общественных организаций в формировании органов власти в соответствии с интересами различных групп населения. Сборник статей. - Екатеринбург: УрАГС, 2004. С. 173-180. Модерновая политика оформленная как борьба партий и идеологий, выражающих интересы реальных социальных групп, - закончилась. Жесткие идеологические дебаты левых и правых ушли в прошлое. В политике побеждают популизм и прагматизм, нацеленные на манипулирование обществом в целом.
  • В поисках национальной идеи: политическая риторика постсоветской элиты   9k   Публицистика, Политика, Обществ.науки
    (Мартьянов В.С. Трансформация "гражданского общества" в условиях "малой политики" // Политическая культура и политические процессы в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования. Международная конференция, 18-20 марта 2004 г. Сборник статей. Ч.1. Екатеринбург: УрГУ, 2004. С. 204-207). В значительной степени политическую реальность порождают категории ее описания. Любому политическому режиму для самоописания и легитимации необходимы: а) общественный идеал, цель, "национальная идея"; б) враг. Враг, по К. Шмиту, - это Другой. Взрывной рост внутренних Других (этнических, конфессиональных, социальных) на обломках "советской империи" стал свидетельством кризиса политической идентичности нового российского режима, который так и не смог предложить расколотому обществу политическую идентичность новой нации-государства через "национальную идею", интегрирующие символы и ценности.
  • Символическая реконструкция "советского проекта": проигрышный сценарий политической элиты в условиях глобализации   12k   Публицистика, Политика
    Мартьянов В.С. Символическая реконструкция "советского проекта": проигрышный сценарий политической элиты в условиях глобализации // Проблемы социального гуманизма: история и современность. Четвертые Марксовские чтения: Материалы научной конференции. Нижневартовск: НЭПИ-ТюмГУ, 2004. с. 188-193. Объяснение символического дефицита периода пост-перестройки вытекает из констатации промежуточного состояния России: советские символы дискредитированы, новые почему-то никак не создаются, западные "универсальные" - не приживаются. Поэтому нет ни целостной доминирующей системы символов, ни противостоящей ей альтернативы. Отсюда ностальгическая реконструкция властью советских символов, как реконструкция единой легитимирующей культурной традиции.
  • Доксическое, идеологическое и критическое познание политики   34k   Философия, Политика, Обществ.науки
    Мартьянов В.С. Доксическое, идеологическое и критическое познание политики // Взаимодействие политической науки с органами государственной власти в формировании политических процессов в РФ и новых независимых государствах. Екатеринбург, 2002. - Ч. 2. - С. 42-54. В статье выделяются доксический (основанный на здравом смысле), догматический (идеологический) и критический (рефлексивный) дискурсы познания внутри политической науки. Обосновывается неизбежность отказа от доксы и идеологических догм в пользу критического языка, если политическая наука претендует на научный статус, собственный символический капитал и интеллектуальную автономию от политической власти.
  • Мартьянов В.С., Фишман Л.Г. Быть свободным или "бороться с экстремизмом"?   74k   Публицистика, Философия, Политика
    Мартьянов В.С., Фишман Л.Г. Быть свободным или "бороться с экстремизмом"? // Новый мир. 2008, Номер 11. c.132-152. Эта статья посвящена, по сути одному вопросу: можно ли бороться с экстремизмом, оставаясь при этом свободным, то есть сохраняя в первую очередь такую важнейшую из гражданских свобод как свободу слова. Ставить вопрос столь заостренно авторов заставляет дикая ситуация, в которой на протяжении последних лет в России разворачивается "борьба с экстремизмом". Она ведется в условиях принципиальной неопределенности и размытости содержания "экстремизма" в политическом и законодательном поле, усугубляемых его расширительными и произвольными толкованиями. В результате противодействие экстремизму принимает форму "охоты на ведьм", часто становясь способом жестокой расправы с рядовыми гражданами и оппозицией, когда "экстремизм" превращается в алиби вседозволенности для любых действий органов власти.
  • Концепция метаязыка как способ решения проблемы самоописания политической науки   23k   Философия, Политика, Обществ.науки
    Мартьянов В.С. Концепция метаязыка как способ решения проблемы самоописания политической науки // Социум и власть. 2004. Номер 1. С. 39-45. Метаязык политической науки - это методологически искусственно выделяемая структура языка, с помощью которого становится возможным говорить о другом языке, то есть языке политической теории. Последняя анализирует политику как объект (реальность), но не в силах объективировать собственные аксиоматичные представления. Политическая теории как научный язык описания не может, одновременно, вести анализ политической реальности и рефлексировать принципы этого анализа.Суть предложенного нами решения состоит в выделении метаязыка политической науки как рефлексивной структуры теоретического субъекта, с помощью которой он уясняет самого себя. Метаязык выявляется через прерывание идеологической структуры самореферентного описания политики.
  • Кризис Просвещения и православная этика в политике   8k   Философия, Политика, Обществ.науки
    Мартьянов В.С. Кризис Просвещения и православная этика в политике // Православие третьего тысячелетия. Материалы V и VI научно-практических конференций. Екатеринбург: Издательский отдел Екатеринбургской Епархии, 2004. С. 127-130. Современное гражданское общество Запада возникло из микромодели протестантской секты, легитимировавшей хрематистику, то есть, логику капитала, целью которого является увеличение прибыли. Произошел своего рода откат к Ветхому Завету, делению людей на избранных и изгоев от рождения, предопределенности и т.п. В светской сфере наиболее полно это мировоззрение выражает либерализм, с его идеями секулярного гражданского общества, независимости человека от различных писаных и неписаных правил общества, в котором он живет, доминированием логики Капитала над этикой и культурой и т.д. Является ли вытекающая из этого протестантско-либерального сплава политическая этика универсальной и является ли ее кризис всеобщим кризисом? На наш взгляд, речь о кризисе может идти только в западной культуре, из социокультурных условий которой и выросли Реформация, Просвещение, хрематистика.Россия представляет собой иной тип цивилизации, в основании которого лежит микромодель православной общины или "мира". Природа человека и этика здесь совершенно другие, связанные с идеями коллективного спасения и братства людей во Христе. Человек здесь представляет соборную личность, а не атомизированного "падшего" индивида, а солидарность является более естественной установкой людей, чем искусственная конкуренция за прибыль, где другой человек есть не цель, но только средство. Кроме того, народ здесь как "теплое" органическое традиционное общество образует особое единство, к которому применима метафора "большой семьи". На Западе, гражданское общество - это "взвесь" атомов-индивидов, находящихся друг с другом в состоянии "холодной войны" - bндивидуальной, классовой, межнациональной.
  • Трансформация гражданского общества в условиях "малой политики"   10k   Публицистика, Политика, Обществ.науки
    Мартьянов В.С. Трансформация гражданского общества в условиях "малой политики" // Политическая культура и политические процессы в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования. Сборник статей. Ч.1. Екатеринбург: УрГУ. 2004. С. 204-207. Статья о причинах и механизмах превращения российской публичной политики в закрытую модель "политики малой" и условиях возврата к реальной политике.
  • Ни Запад, ни Восток: Россия лицом к глобальному миру (старый спор в новых категориях)   17k   Публицистика
    Мартьянов В.С. Ни Запад, ни Восток: Россия лицом к глобальному миру (старый спор в новых категориях)// Дискурс-Пи. Научно-практический альманах. 2004. N4. с. 9-12. В статье доказывается тезис, что постоянное воскрешение в России споров западников и славянофилом, в том числе в виде новейших дебатов глобалистов и антиглобалистов, является скорее способом мифологизации реальных проблем страны, нежели путем к их решению.
  • Миграция без эмоций   24k   Публицистика, Политика, Обществ.науки
    Мартьянов В.С. Миграция без эмоций // Частный корреспондент. 02 июня 2009 г. http://www.chaskor.ru/p.php?id=7002. Человечеству изначально свойственна страсть к миграции, расселению, поиску лучших условий жизни. В противном случае оно как биологический вид до сих пор не покинуло бы пределов Африки. Тем более странно было бы предполагать, что в актуальной глобальной мировой экономике, в основе которой лежит свобода передвижения капиталов и товаров, не будет столь же естественной для нее свободы передвижения рабочей силы. Закрытые границы прямо противоречат аксиомам капитализма. Непонятно, почему собственно жители слаборазвитых стран должны быть лишены права свободно передвигаться по миру в поисках работы, которой нет дома именно потому, что экономического процветания по неолиберальным рецептам Международного валютного фонда там почему-то не наступает?
  • Пиррова победа демократии   34k   Философия, Политика, Обществ.науки
    Мартьянов В.С. Пиррова победа демократии // Космополис. 2007. Номер.1(17). с.110-120. Самое реальное, а по этой причине и самое легитимное, с чем мы имеем дело в современной политике - это идеал демократии. В нем заинтересованы ведущие страны мира, над его совершенствованием работают лучшие интеллектуалы. Эта реальность привычна как точка отсчета, как то, с чем соотносят и неизбежно сравнивают все остальное. Борясь с доминирующими культурными кодами можно искать пространство недемократии, но это лишь зависимое приложение к демократии - базовой политической метафоре самой современности. А вызов демократии есть одновременно и вызов всему проекту модерна-современности.
  • Воплощение модернизационного проекта как способ легитимации российского политического режима   8k   Политика, Обществ.науки
    Мартьянов В.С. Воплощение модернизационного проекта как способ легитимации российского политического режима // Трансформация политической системы России: проблемы и перспективы. Тезисы докладов. Москва, 22-23 ноября 2007 г. « М.: РАПН, 2007. С. 193-194. Легитимация актуального российского политического режима может быть осуществима только через выбор обществом нового модернизационного проекта, который вполне может стать практическим воплощением нового внятного общественного договора, так и не предложенного обществу взамен советского.
  • Идея свободы как утопия Модерна   45k   Философия, Политика, Обществ.науки
    Мартьянов В.С. Идея свободы как утопия модерна // Свободная мысль. - 2010. - N 6 (1613). - С. 67-82. Cвобода как ценность является условием непредзаданного, рефлексирующего поведения людей, выявления (часто конфликтного) и примирения разных интересов и их носителей, образующих вечно несовершенное общество Модерна из несовершенных людей, способных к интеллектуальной и моральной автономии. Это общество, которое могут улучшить только те, кто имеет свободу его критиковать, изменять и совершенствовать, не веря в периодические констатации конца истории. Однако действительный политический выбор в тех или иных случаях приоритета одних ценностей является в то же время отказом от других, несовместимых с ними или противоречащим им. (При этом отрицать те или иные ценности или их трактовки не только для себя, но и для других есть грех Великого инквизитора). В этом заключается действительная свобода выбора, поскольку невозможно выбрать всё, чем-то придется пожертвовать.Именно отказ от такого ценностного выбора в пользу ситуативных интересов и выгод можно наблюдать сегодня в эклектичном прагматизме российской политической элиты. Когда превалирование ситуативного прагматизма и здравого смысла означает отказ от последовательного ценностного самоопределения. В результате партикулярные основания для всеобщего счастья, предлагаемые элитами, оборачиваются либо прямым обманом и очередным моральным провалом, либо насилием, нацеленным на внедрение общего блага вопреки воле всех тех, кто в силу различных причин почему-то не приемлет свое "счастье" в предложенной интерпретации.
  • Переосмысляя Арктику: динамика российских приоритетов   33k   Право, Политика, Обществ.науки
    Мартьянов В.С. Переосмысляя Арктику: динамика российских приоритетов // Научный ежегодник Института философии и права УрО РАН. 2013. Т.13. N1. С. 83-96. (Полнотекстовая версия: http://yearbook.uran.ru/images/martyanov13.pdf) В статье рассматривается трансформация арктической стратегии России в контексте глобального переосмысления потенциала арктического макрорегиона. Анализируются политико-правовые принципы освоения Арктики с учетом ее геополитического положения. На основе контент-анализа официальной российской прессы выделяются основные субъекты, цели и проблемы освоения российского арктического пространства, анализируется динамика российских приоритетов в Арктике. Аргументируется вывод о тактике символического присвоения и географического "приближения" российской Арктики в официальных СМИ. При этом доказывается, что новейшая отечественная экспансия в Арктику во многом остается лишь риторической. Более того, в современной России по инерции сохраняют доминирующее положение героические арктические символы советского прошлого (полярник, Северный полюс, Северный морской путь, ледокольный флот, дрейфующая зимовка и пр.). На основании материалов "Российской газеты" за период 1991-2012 гг., показано, что внутри устоявшегося нарративно-символического комплекса российской Арктики меняется лишь относительный вес его отдельных элементов в зависимости от меняющейся российской и глобальной политической повестки. Дополнительный анализ официальных проектов развития российской Арктики убеждает в их внутренней противоречивости и отсутствии стратегического видения целей развития арктического региона. Обосновывается вывод о необходимости переоценки российских арктических приоритетов с учетом международно-правового режима региона и потенциала разнообразных форм кооперативного участия в освоении Арктики.
  • Конфликт деклараций   15k   Публицистика
    Мартьянов В.С. Конфликт деклараций // Политический журнал, N 15 (110) от 24.04.2006. В статье производится сравнительный анализ светской "Декларации прав человека и гражданина", лежащей в основе современного международного и странового законодательства, и принятой русской православной церковью (РПЦ) на X Всемирном Русском Народном Соборе "Декларации о правах и достоинстве человека". Обосновываются доводы в пользу более универсального и гуманного характера светской декларации.
  • Экстремизм как моральный вызов: стратегия деуниверсализации Модерна   30k   Философия, Политика, Обществ.науки
    Мартьянов В.С. Экстремизм как моральный вызов: стратегия деуниверсализации Модерна // Экстремизм как цивилизационной вызов. Коллективная монография под. ред. д.филос.н., профессора В.Ш. Сабурова. Новосибирск: НГАСУ (Сибстрин). 2012. - 368 с. сс.73-88.
  • Наше неэгалитарное будущее: контуры общества без среднего класса   24k   Философия, Политика
    Мартьянов В.С. Наше неэгалитарное будущее: контуры общества без среднего класса // Социология и общество: социальное неравенство и социальная справедливость (Екатеринбург , 19-21 октября 2016 года) [Электронный ресурс] Материалы V Всероссийского социологического конгресса / отв. ред. В.А. Мансуров. М.: Российское общество социологов, 2016. С. 9210-9218. Новейшие трансформации социальной структуры современных обществ свидетельствуют, что средний класс все чаще оказывается воображаемой, идеологической референцией, чем обладающим признаками реально существующей широкой социальной группы. Автоматизация и роботизация вместе с прогнозируемым глобальным замедлением экономического роста ведут к нарастающему с 1980-х годов кризису модели социального государства, сокращению экономической и политической роли людей труда, их массовому превращению в лишних людей. В политической сфере сжатие среднего класса оборачивается кризисом демократии, в качестве базовой опоры которой он представлялся на протяжении ХХ века. Радикализация общественного неравенства обусловила контуры новой онтологии социально-политического порядка, в которой начинает доминировать проклятая сторона истончающегося среднего класса в виде прекариата и разнообразных субсидируемых рантье как новых значимых социальных групп. Последние становятся ресурсно зависимыми уже не от исчерпанных возможностей рынка, а от государства. Поэтому контуры нового рентного порядка и легитимация новой структуры общества без труда будут связаны с поиском усеченных демократических или вовсе недемократических оснований легитимации такого социально-политического устройства, которому придется обходиться без привычных апелляций к демократии и массовому среднему классу.
  • Рентная демократия   51k   Философия, Политика, Обществ.науки
    Мартьянов В.С. Рентная демократия // Научный ежегодник Института философии и права УрО РАН. 2016. Т.16. N3. С. 41-60. (полнотекстовая версия с указанием страниц: http://yearbook.uran.ru/images/files/IPL_2016_3_p41_60.pdf) Автор статьи исходит из тезиса, что трансформация капиталистической миросистемы обусловливает коррекцию механизмов поддержания политического порядка современных обществ. Исчерпание рыночной модели развития, ориентированной на непрерывный рост, обозначает контуры будущего общества без экономического роста. Технологическая автоматизация и роботизация наполняют это общество лишними людьми, одновременно превращая его в общество без массового труда, но с растущими опасными классами (прекариат, безработные, разнообразные меньшинства). Обнаружение ресурсных пределов свободных рынков ведет к росту протекционизма, национализма, формированию тенденциям замены механизмов рыночной конкуренции политическим, силовым переделом рынков и ресурсных потоков. Одновременно наблюдается кризис социального государства, где истощению его ресурсной подпитки сопутствует рост рентозависимых групп. В результате формируется рентный политический порядок, в котором рыночные коммуникации вытесняются иерархическими моделями дистрибутивных обменов, а социальная стратификация все сильнее зависит не от рыночного классообразования, а от доступа граждан и социальных групп к распределению рентных ресурсов, формируя доминирование рентоориентированного поведения. Поведение, связанное с поиском гарантированных статусных рент, все чаще становится более выгодной стратегией, чем рисковая предпринимательская деятельность или стремление занять выгодные позиции на рынке труда. Дрейф к модели рентной демократии обусловлен тем, что государство начинает в большей степени, чем раньше, заниматься прямым перераспределением ресурсов, минуя рынок. Ее особенность заключается в том, что за доступ к ресурсам конкурируют не экономические классы, а этатистские сословия; распределение ресурсов все чаще переходит от рынка к государству. Конкуренция осуществляется по критериям не рыночной ценности, но полезности для государства. В модели рентной демократии успехом является повышение статуса социальной группы в иерархии как условие расширения ресурсного доступа. Однако, решая накопившиеся структурные противоречия и формируя новые влиятельные социальные группы, рентная трансформация создает ростки противоречий между новым сословно-рентным ядром общества и отодвинутыми на его периферию рыночными группами, ориентированными на прогресс.
  • Доверие в современной России: между поздним модерном и новой сословностью?   55k   Философия, Политика, Обществ.науки
    Мартьянов, В.С. Доверие в современной России: между поздним модерном и новой сословностью? // Науч. ежегодник Ин-та философии и права Урал. отд-ния Рос. акад. наук. 2017. Том 17. Вып. 1, с. 61-82. (Полный текст: http://yearbook.uran.ru/images/files/61_82.pdf).Автор статьи исходит из базовой гипотезы, что в позднемодерных обществах растет роль межличностного доверия, которое является фундаментальным условиемуспешной реализации стратегий органической модернизации, проектов развития общества открытого доступа, созданияинклюзивных институтов, роста постматериальных ценностей и социального капитала граждан, общего снижения трансакционных издержек как все более значимых неэкономических факторов дальнейшего становления современных обществ. Указанные тенденции реализуемы в фоновых условиях доминирования рыночных обменов и сильной гражданской среды. Показано, что в российском контексте периферийный рынок, сложившийся под влиянием реформ в 1990-х гг., парадоксальным образом не создал, а, наоборот, разрушил у большинства населения ценностно-институциональную основу для формирования модерной модели межличностного доверия. Тенденции огосударствления общественной жизни связаны с сокращением среднего класса и модерных социальныхгрупп, черпающих автономию и ресурсы преимущественно в рынке и гражданских структурах. В условиях реализации модели выживания автономия рыночныхобменов сужается на фоне укрепления иерархических механизмов распределения государством сократившихся ресурсных потоков. В результате в социальнойстратификации общества происходит рентно-сословный сдвиг. Рентно-сословные элиты выстраивают социально-политическую конфигурацию, в которой граждане,в массе своей не доверяющие друг другу, компенсируют взаимное отчуждение доверием к государству и его агентам, образуя специфический антимодерный консенсус как основу социального порядка. При этом люди со значимым социальным капиталом не проявляют высокого доверия к российским институтам, одновременно показывая больший уровень межличностного доверия. Расхождение типов доверия в разных социальных группах указывает на принципиальный разрыв. Это конфликт между наиболее модернизированной частью общества со своим видениеморганизации социально-политического порядка и элитами, ищущими опоры для рентно-сословного социального порядка у целенаправленно поддерживаемых ими до- и антимодерных социальных групп. Данное противоречие представляется наиболее вероятным катализатором будущих социальных трансформаций российского общества, проявляясь в экономическом, культурном, поколенческом и географическом измерениях.
  • Рентно-сословная трансформация российского общества   48k   Философия, Политика, Обществ.науки
    Мартьянов В.С. Рентно-сословная трансформация российского общества // Неприкосновенный запас. Дебаты о политике и культуре. 2016. N5. С. 106-124. (URL: http://www.nlobooks.ru/node/7799 ; http://www.intelros.ru/readroom/nz/n5-2016/31503-viktor-martyanov-rentno-soslovnaya-transformaciya-rossiyskogo-obschestva.html) Российский транзит без трансформации (Майкл Буравой) состоял в том, что рыночные преобразования общества так и не были завершены, ознаменовавшись рентно-сословным откатом. В результате меняются и основания стратификации современного российского общества, и условия доступа граждан к ресурсам, и общая социальная структура. Экономические классы, так и не окрепнув, переформатируются в сословные социальные группы. Таким образом, современная Россия институционально представляет гибридное общество, где ценностно-институциональный центр организован по рентно-сословной модели, в то время как рыночные ценности и институты образуют своего рода защитную периферию. В условиях доминирования обменов дистрибутивного типа группы и слои общества отличаются, прежде всего, доступом к механизмам рентного распределения. Это относительно статичное общество, в котором доминирует естественное государство как основной механизм иерархизации доступа, распределения и контроля ресурсных потоков. Соответственно возрастает релевантность описаний текущего состояния общества в метафорах и категориях характерных для обществ с господством редистрибуции, то есть феодальных обществ, что находит отражение в росте популярности концепций неопатримониализма, сословности, традиционализма, патриотизма, обращениях к поиску духовных скреп и так далее.
  • Конец транзитологии: что дальше?   31k   Философия, Политика, Обществ.науки
    Мартьянов В.С. Конец транзитологии: что дальше? // Политическая наука и государственная власть в Российской Федерации и новых независимых государствах. Сб.науч.ст. по итогам межд. конф. Екатеринбург: УрО РАН, 2004. С. 31-44. Аннотация: В наиболее радикальном виде парадигма модернизации представлена транзитологией, исходящей из универсальности аксиомы о неизбежном преобразовании любого недемократического общества в демократическое. Фабула подобного перехода представляет собой весьма архетипический сюжет о приходе "золотого века" и "конце истории" как достижения всемирного либерально-демократического политического состояния. В данном случае политический идеал отождествляется с вполне конкретным типом политического устройства западных стран. Речь идет лишь о технических аспектах, условиях, способах и времени перехода к "золотому веку". Транзитология, используя дуальные схемы: государство-гражданское общество, демократия-тоталитаризм, план-рынок, традиционное-современное, будучи оценена с точки зрения морали, приобретает манихейский характер, когда дуальные связки приобретают вид борьбы добра-зла. Поэтому политологические работы, описывая политическую реальность с помощью упомянутых категорий, предписывают ей заранее те или иные моральные свойства, заявляя при этом о своей культурной, идеологической и моральной нейтральности.Однако дело в том, что радикализированные моральные оценки здесь просто уже содержатся "внутри" самих политологических категорий, не требуя обращения к чему-то "извне". Таким образом, транзитология побуждает своих адептов превращаться из ученых в идеологов. В силу этого транзитологический дискурс с большой вероятностью приобретает черты мессианства, нетерпимости, дидактизма и "прогрессорства", обращаясь к анализу "чужой" политической практики.
  • Умножение зла добром   41k   Политика, Обществ.науки
    Мартьянов В.С. Умножение зла добром // Свободная мысль. 2008, Љ5 (1588). С.83-96. Аннотация: Обобщающий термин "экстремизм" появился в современной политике относительно недавно - во второй половине XX века. Практики экстремизма принято представлять как некую "проклятую сторону вещей" официальной политики, противоположность закону и порядку. Между тем при ближайшем рассмотрении нередко оказывается, что мнение, будто легальный характер носят лишь существующие государственные институты, а то, что им противостоит, - априорное зло, попросту неверно.
  • Россия после Модерна   34k   Философия, Политика, Обществ.науки
    Мартьянов В.С. Россия после модерна // Космополис. N 3 (19). Зима 2007/2008 гг. с. 48-57. Статья посвящена обоснованию тезиса, что Модерн - это все еще незавершенная современность для большинства населения планеты. Эта современность связана с формированием наций-государств, индустриальной экономикой, классовыми делениями общества и самоосмыслением политики в виде "великих утопий и идеологий". Рассматривая актуальные трансформации, связанные с постиндустриализацией, формированием "общества потребления" и все большей зависимостью наций-государств от глобальных политико-экономических процессов, автор доказывает, что в настоящее время происходит естественное прощание с первоначальной моделью национального Модерна 19 века, а не Модерном вообще. Поскольку утопических альтернатив равновеликих Модерну, демократии и капитализму в глобальном масштабе так и не появилось. В настоящее время в российском обществе усилилась негативной "неодновременности" национального Модерна, которую нужно преодолеть посредством политических проектов и подходов, претендующих на большую универсальность, нежели имеющиеся политические программы и учения, ограниченные в лучшем случае национально-государственной логикой, в худшем - корпоративными интересами элит. Это апелляция к глобальному и более эгалитарному будущему всего человечества взамен слишком многих не устраивающих настоящего.
  • Стратегия России в трансформирующейся миросистеме: принципы и возможности   37k   Философия, Политика, Обществ.науки
    Мартьянов В.С. Стратегия России в трансформирующейся миросистеме: принципы и возможности // Повестка дня для России. М.: Форум. 2009. с.543-555. Аннотация: Фундаментальные и во многом неожиданные изменения постсоветского общества обусловили необходимость принципиального пересмотра социальных теорий, описывающих Россию и ее положение в мире. Рост полупериферийности страны по многим позициям, в том числе в области инноваций, фундаментальной науки, качества жизни, требует анализа возможностей изменения положения в лучшую сторону. В истории российского обществоведения уже осуществлялись в разной степени успешные попытки осознания места России в капиталистической миросистеме (КМС): просвещенческая парадигма, цивилизационные теории, западничество и почвенничество, социалистические теории (от народнических до марксистских), неолиберализм и т.д. Соответственно, проведен сравнительный анализ проектов улучшения положения России в миросистеме: догоняющая модернизация (Петр I и большевики), частичная автаркия (цивилизационные теории, почвенничество, "социализм в отдельной стране"), и даже создания чего-то вроде ядра альтернативной миросистемы - новой "общественной формации" (СССР).
  • Национальный план борьбы с коррупцией: условия эффективности   38k   Философия, Политика, Обществ.науки
    Мартьянов В.С. Стратегические возможности России: экологические приоритеты экономики будущего // Инновационная Россия. Сборник работ лауреатов и дипломантов Всероссийского конкурса интеллектуальных проектов "Держава-2009". - М.: ФОРУМ, 2010. с.122-136. В свое время Николай Карамзин определил главную российскую проблему одним словом: "Воруют". За двести лет фраза не утратила своей актуальности. Коррупция мешает развитию современного российского общества едва ли не больше, чем такие традиционные российские беды, как дураки и дороги. Технологии коррупционного воровства совершенствуются, а с ними и причиняемый им обществу ущерб. Взятки "борзыми щенками" представляют далекое и почти безобидное прошлое российской коррупции, сменяясь анонимными банковскими картами на предъявителя и счетами в зарубежных банках и оффшорах, а оборот коррупции всех видов в настоящее время сопоставим с половиной российского бюджета. Соответственно сокращение коррупции выступает мощным генератором роста экономики и достижения общественного согласия общества.
  • Стратегические возможности России: экологические приоритеты экономики будущего   39k   Философия, Политика, Обществ.науки
    Мартьянов В.С. Стратегические возможности России: экологические приоритеты экономики будущего // Инновационная Россия. Сборник работ лауреатов и дипломантов Всероссийского конкурса интеллектуальных проектов "Держава-2009". - М.: ФОРУМ, 2010. с.122-136. Стоят ли потенциальные возможности экономического роста России, которыми большинство населения все равно не сумеет воспользоваться, его экологических и иных издержек? Заинтересована ли Россия в развитии, оборачивающемся исчерпанием биосферы, обкрадыванием будущих поколений и падением человеческого потенциала страны? Наконец, сможет ли Россия в ХХI веке предложить миру образ будущего, более привлекательный, чем слишком многих не устраивающее настоящее цивилизации глобального потребления? Где каждое государство и отдельный человек хотят откусить побольше от глобального пирога потребления, и в этом видится основной критерий успеха. Но мало кто замечает, что пирог этот давно не растет, а усыхает, и качество его ухудшается.
  • NewПроблема справедливости в российской фантастике   23k   Философия, Политика, Обществ.науки
    Мартьянов В.С. Проблема справедливости в российской фантастике // Русская фантастика на перекрестье эпох и культур: Материалы Международной научной конференции: 21-23 марта 2006 года - М.: Изд-во МГУ, 2007. С. 283-291. Аннотация: На материале произведений российской фантастики (И. Ефремова, С. Лукьяненко, братьев Стругацких, О. Дивова и др.) рассмотрены представленные в них статические и релятивные концепции справедливости.
  • NewThe Evolution of Key Russian Political Discourse: from Western Democracy to the Quality of Democracy   41k   Философия, Политика, Обществ.науки
    Martianov V. The decline of public politics in Russia: from public politics to political administration: the depoliticization of the regions // Russian Politics and Law. 2007. V. 45. N 5. p. 67-82. Аннотация: The paradigm of "transitive modernization" as the base foundation of the political transitology looks like a tautological position about universal values of Modern and Enlightenment, which have Western origin. On the political level it has national and ideological sides. The last level of political here is the Nation-state. Political institutes and values of Modern in West are treated as universal for nations all over the world. Those nations have to develop themselves according to these values by the "natural way". The declinations from the Western Liberal Democracy are understood as temporal pathologies in the political development of the society, which can"t cancel the universality of political institutes of democracy, progress, individual and freedom because every society must be cured of any political pathology.
  • NewThe Decline of Public Politics in Russia: From Public Politics to Political Administration   43k   Политика, Обществ.науки
    Martianov V. The decline of public politics in Russia: from public politics to political administration: the depoliticization of the regions // Russian Politics and Law. 2007. Том 45. N 5. p. 67-82. Annotation: In recent years regional (subfederal) politics and public politics as such have been disappearing. Moreover, politics in the regions is increasinglyless connected with the classic public conflict of interests, whichis resolved through periodic popular appeals by elites in conflict. Publicpolitics is becoming political administration within a power hierarchy.The Russian regions have stopped being regarded as topics of politicalanalysis. Henceforth, regional government must be studied by applyingtheories of administration, economics, and statistics. Regional leadersare heading the boards of directors for key companies or becomingparty functionaries, administrators, and economic executives "in thesovereign"s service."
  • Монография:

  • Метаязык политической науки   494k   Философия, Политика, Обществ.науки
    Мартьянов В.С. Метаязык политической науки. Екатеринбург: Изд-во УрО РАН. 2003 г. 236 с. Версия с указанием страниц:(http://dlib.rsl.ru/rsl01002000000/rsl01002435000/rsl01002435495/rsl01002435495.pdf) или(http://www.ifp.uran.ru/about/publ/publ_172.html)В монографии разработана концепция искусственного метаязыка политической науки как языка научного описания "второго порядка", для которого "обычная" политическая теория является "языком-объектом". Метаязык предназначен для рефлексии не самой политической реальности, но уже имеющихся ее теоретических описаний. Автором выделены основные модели метаязыка - тавтологическая, парадоксальная и символическая - и рассмотрено их воплощение в теориях и парадигмах современной политики. Тавтологическая модель метаязыка политической науки воплощается в парадигме модернизации; парадоксальная модель воплощается в рамках критической политической теории, а символической модели соответствуют постмодернистские (постструктуралистские) теории.
  • Метаморфозы российского Модерна: выживет ли Россия в глобализирующемся мире   556k   Философия, Политика, Обществ.науки
    Мартьянов В.С. Метаморфозы российского Модерна: выживет ли Россия в глобализирующемся мире. Екатеринбург: УрО РАН. 2007. 344 с. (монография). Доступна в формате .pdf по адресу: http://www.ifp.uran.ru/mon/mon_12.html Книга посвящена анализу изменений институтов, смыслов и целей российского общества в постбиполярном мире. Рассматривая социально-политические трансформации Современности, автор доказывает, что прощание с Модерном преждевременно. Утопических альтернатив равновеликих Модерну-Современности, Демократии и Капитализму в глобальном масштабе так и не появилось. С другой стороны, стратегия консервации актуального статус-кво все более дискредитирует российский Модерн. Поэтому российское общество нуждается в консолидации посредством легитимирующих утопий и проектов, апеллирующих к будущему. Иначе более справедливое будущее просто не возникнет взамен слишком многих не устраивающих настоящего. Работу отличает полемическая направленность и парадоксальность многих оценок и выводов.Издание адресовано политикам и обществоведам, а также широкой публике, интересующейся актуальными социально-политическими проблемами и процессами в России и современном мире.
  • Статистика раздела

    Связаться с программистом сайта.