Метс Михаил Сергеевич
О Высоцком

Lib.ru/Современная литература: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Метс Михаил Сергеевич (mets62@yandex.ru)
  • Обновлено: 11/12/2011. 9k. Статистика.
  • Статья: Публицистика
  • Оценка: 7.00*4  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В каком-то смысле песни Высоцкого - это просто записанный на магнитофонную ленту рык альфа-самца. Так думал я несколько лет назад. Пока, наконец, не прочел (именно что прочел) его тексты глазами. А, прочитав, не мог не признать: поэт. Абсолютно не мой. Очень странный. Неприятно неряшливый. Но - настоящий.

  •   I. Дежурная провокация
      
      В каком-то смысле песни Высоцкого - это просто записанный на магнитофонную ленту рык альфа-самца.
      
      Так думал я несколько лет назад. Пока, наконец, не прочел (именно что прочел) его тексты глазами. А, прочитав, не мог не признать: поэт.
      
      Абсолютно не мой. Очень странный. Неприятно неряшливый.
      
      Но - настоящий.
      
      Ведь художник не тот, кто может сравнить закат с порезом (стихами таких вот, описывающих закаты гениев завалены по самую крышу все редакции земного шара). Художник - это, грубо говоря, человек, видящий мир чуть-чуть по-иному. И эта внутренняя ни на кого непохожесть в Высоцком, конечно, есть.
      
      В прочем, ранний Высоцкий поэт небольшой. И его ни на кого не похожий мир - это мир Очень Взрослого Мальчика.
      
      
      II Несколько слов об Очень Взрослом Мальчике.
      
      Самые часто встречающиеся слова у Высоцкого это: "крик", "нерв", "боль", "рана". Самое редко встречающееся - "дом".
      
      Дом у Высоцкого возможен только такой:
      
      В дом заходишь как
      Все равно в кабак.
      А народишко -
      Каждый третий - враг.
      Своротят скулу,
      Гость непрошенный!
      Образа в углу -
      И те перекошены.
      
      Собственный дом упоминается лишь однажды:
      
      Я все отдам - берите без доплаты
      Трехкомнатную камеру мою.
      
      Мать и отец, дети и жены (до Марины Влади) не упоминаются НИ РАЗУ. Как ни странно, даже Большого Дома - России в песнях Высоцкого, в общем-то, нет (в прочитанном мною сборнике (М, Эксмо, 2005) среди 155 содержащихся в нем стихотворных текстов слово "Россия" упоминается только 4 (!) раза, причем в двух случаях - в чужих цитатах).
      
      Все это, естественно, не случайно. Мир Высоцкого - это мир принципиально бездомного человека. Мир Высоцкого - это мир Очень Взрослого Мальчика, случайно забредшего к нам - в полукукольный мир настоящих детей, моментально признавших его превосходство.
      
      Это ведь мы - не очень взрослые дети постоянно воюем с ненавистными предками, отстаивая наше священное право возвращаться домой после одиннадцати. А у Очень Большого Мальчика никаких папов-мамов, естественно, нету и он шляется до утра, где захочет.
      
      Это мы - обычные пацанята безнаградно бегаем за девчонками. У Большого Мальчика все по-другому. Девчонки липнут к нему, но он им, в общем-то, недоступен. У него есть Она - в раз году спускающаяся со своих олимпийских высот Кино-Королева, его единственный родственник, некая женская реинкарнация мифического Старшего Брата, постоянно пребывающего на Северном полюсе.
      
      Это мы - не очень взрослые дети все время мечемся между трусостью и жестокостью. А Большой Мальчик - добрый. Нас он не трогает, а трогать его (по крайней мере, в одиночку) никому и в голову не приходит.
      
      Взрослый Мальчик не любит прямое насилие ("Я Гамлет, я насилье презирал, я наплевал на датскую корону..."), потому что постоянно отстаивать с помощью кулаков свое место в мальчишеской иерархии - суть удел людей заурядных и слабых. Очень Взрослому Мальчику для этого достаточно одного рыка и взгляда.
      
      Завидна ли его участь?
      
      В качестве навечно прописавшегося в народном сознании мифа - да, да и еще раз да.
      
      В качестве реальной судьбы реального человека, этот миф породившего, - не приведи, Господи. Потому что источник его поэтической (да и физической) силы один - заложенная в генетический код программа саморазрушения.
      
       III Взрослый Мальчик за минуту до гибели.
      
      Окончательно убедила меня, что я имею дело с поэтом, его "Охота на волков".
      
      Причем, отнюдь не первая.
      
      Вторая.
      
      ("Охота-1", ин май хамбл опиньен, не выходит за рамки обычной народной баллады, а уж за строчку "И лают псы до рвоты" хочется подать на автора в суд).
      
      А вот "Вторая" - это круто:
      
      Чтобы жизнь улыбалась волкам - не слыхал,
      Зря мы любим ее, однолюбы.
      Вот у смерти - красивый, широкий оскал
      И красивые крепкие зубы.
      
      Человек, сочинивший такое, поэт, до чего бы там у него псы не лаяли. И, вообще, предсмертный Высоцкий явно выходит на какой-то новый уровень:
      
      Я когда-то умру, мы когда-то всегда умираем.
      Как бы так угадать, чтоб не сам - чтобы в спину ножом.
      Убиенных щадят, отпевают и балуют раем.
      Не скажу про живых, а покойников мы бережем.
      
      Или "Баллада о побеге":
      
      Был побег на рывок -
      Наглый, глупый, дневной,
      Вологодского с ног
      И - вперед головой...
      
      Одна из немногих высоцких вещей, принимаемая мною полностью: здесь не убавить, не прибавить.
      
      И хотя ваш покорный слуга отнюдь не считает себя литературоведом, но ему все-таки кажется, что этими своими предсмертными озарениями Владимир Семенович Высоцкий напоминает В. В. Маяковского. Сходство сие показалось мне настолько разительным, что я даже решил назвать очередную главу своего микроисследования так:
      
      IV Володя-большой и Володя-маленький.
      
      Оба Володи очень похожи.
      
      Голосом.
      
      Судьбами.
      
      И, конечно, стихами.
      
      Оба были мужьями (тире - спутниками) первых красавиц своего времени.
      
      Оба убили себя фактически собственноручно (Маяковский из револьвера, Высоцкий - из шприца).
      
      Оба не вылезали из Америк и Франций во времена, когда 99,9% населения не путешествовало западнее Бобруйска.
      
      Оба были воистину народными поэтами и при этом весьма значительную и весьма влиятельную часть своих наций - неописуемо раздражали.
      
      И сама их поэзия зачастую просто неразличима.
      
      Я счастлив, что я этой силы частица,
      Что общие - даже слезы из глаз.
      Сильнее и чище нельзя причаститься
      К великому чувству по имени "класс"
       (Маяковский)
      
      Здесь нет ни одной персональной судьбы
      Все судьбы в единую слиты.
       (Высоцкий)
      
      "И ветер дул, с костей сдувая мясо...". Кто это сказал? Владимир Владимирович?
      
      А вот и фигушки вам. Высоцкий.
      
      "...Простите, лицо у меня одно. Лицо оно, а не флюгер". Чистейшей воды Владимир Семенович. Однако, на деле - В. В. Маяковский.
      
      А вот вам типично высоцкие строки написанные лучшим и талантливейшим певцом революции:
      
      Я спокоен, вежлив, сдержан тоже,
      Характер - как из слоновой кости точен.
      А этому взял бы и дал по роже.
      Не нравится он мне очень.
      
      Схожи и их одушевляющие неживую природу метафоры. Один обращается к пароходу ("Товарищу Нетто..."), другой воображает себя самолетом ("Я - "ЯК"-истребитель...). Один описывает любовь миноносцев, другой - легковушек.
      
      (И, конечно, никто, кроме этих двух великих поэтов не мог бы сделать всю Землю героиней лучшего своего произведения).
      
      Хотя, конечно, имеются и отличия.
      
      Маяковский талантливее.
      
      Высоцкий - мужественней.
      
      Маяковский создал, по сути, совершенно новую эстетику.
      
      Высоцкий легко обходился тем, что имелось.
      
      В своих лучших вещах Владимир Владимирович отождествлял себя с лошадью и мальчиком-самоубийцей.
      
      Т. е. - с жертвами.
      
      Герои Высоцкого пусть загнанные, но - хищники. Волки, зеки, самолеты-истребители .
      
      А концы и таланта (Высоцкий) и гения (Маяковский) были очень похожи. Оба ушли вместе со своими эпохами. Маяковский отказался смотреть Большой Террор, Высоцкий - афганскую авантюру и спровоцированную ею долгую агонию социализма.

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Метс Михаил Сергеевич (mets62@yandex.ru)
  • Обновлено: 11/12/2011. 9k. Статистика.
  • Статья: Публицистика
  • Оценка: 7.00*4  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.