Мирзоева Лейла Экрем
Феномен эвгемеризма в мировосприятии древнего социума. Авторские права защищены

Lib.ru/Современная: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Мирзоева Лейла Экрем (leyla_mirzoyeva@mail.ru)
  • Размещен: 03/07/2022, изменен: 03/07/2022. 21k. Статистика.
  • Статья: Проза
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Проблема обожествления предков в мировоззрении древнего социума

  •   
       Феномен эвгемеризма в мировосприятии древнего социума.
      
       Феномен эвгемеризма, имевший место в мировосприятии древнего социума, можно считать одной из достаточно серьезных версий о происхождении религии.
       Эвгемер - древнегреческий философ, живший в IV веке до н.э., первым объяснил происхождение религии "посмертным или прижизненным обожествлением знаменитых или наделенных властью людей." (6, 1543)
       Немало оснований для этой теории дает сама мифология (древнегреческая, древнешумерская, древнескандинавская). В данной статье мы рассмотрим эту проблему на примере скандинавской мифологии.
       Официально исторические данные касательно Норвегии зафиксированы с 800 года. До этого же времени норвежским историографам приходится опираться на материалы сохранившихся мифов и легенд, которые, однако, своей хронологической упорядоченностью и отсутствием каких-либо противоречий похожи на верные, достаточно точные исторические сведения. Есть весьма авторитетное мнение, что эти мифы и легенды - отражение, и достаточно точное - имевших место в действительности исторических событий, в которых фигурируют реально существовавшие исторические лица.
       История этих летописей довольно интересна. Возможно, тому, что они дошли до наших дней, мы обязаны следующим событиям: во времена политических беспорядков и междоусобиц летописи привезли в Исландию бежавшие из Норвегии просвещенные феодалы. В Исландии ценным рукописям суждено было остаться навсегда.
       В поле нашего зрения будут цикл песен о богах и героях ("Старшая "Эдда"), а также произведения исландского поэта и ученого Снорри Стурлусона "Младшая Эдда" и "Круг земной" (иначе "Хеймскрингла").
       Фигура Снорри Стурлусона очень ярко вырисовывается в средневековой истории Исландии. Это был весьма образованный политический деятель с довольно "остросюжетной" биографией и безвременным, приближенным придворными интригами, концом.
       В данном исследовании нас не интересуют особенности поэтического мастерства, безусловно, присущие этим произведениям. Мы будем говорить об образах, легших в сюжетную основу эпосов, которые могут дать разъяснение поставленной нами проблемы.
       Автор "Старшей Эдды" неизвестен. Рукопись, содержащая сведения о скандинавских богах и героях была найдена в 17 веке епископом Бриньольвом Свейнссоном. За сходство сюжета долгое время считалось, что эта рукопись и послужила источником к написанию Стурлусоном его "Эдды". (Поэтому рукопись назвали "Старшей Эддой", а произведение исландского поэта - "Младшей Эддой"). Позже выяснилось, что "Старшая..." и "Младшая..." Эдды почти ровесники по возрасту. (2, 203).
       Интересны особенности мировосприятия народа, породившего данные мифы. Гуревич А. говорит об этом так: "Образ мира, выработанный мыслью народов Северной Европы, во многом зависел от образа их жизни. (...) Центр их жизни - обособленный сельский двор. Соответственно и все мироздание моделировалось ими в виде системы усадеб. Подобно тому как вокруг их усадеб простирались невозделанные пустоши или скалы, так и весь мир мыслился ими состоящим из резко противопоставленными друг другу сфер" (1, 17). (Мифические города - Миргард, Утгард, Асгард).
       Так или иначе, но записанная в XIII веке "Старшая Эдда" включает в себя мифы и легенды, возникшие с V по X - е века.
       В "Старшей Эдде" перед нами предстает красочное описание происхождения мира, возникает вереница древнескандинавских языческих богов, их родословные, их, похожие на человеческие, жизнь, чаяния, взаимоотношения, нужды, и снова - чисто человеческие эмоции. Мы узнаем об их небесном городе Асгарде и о самих населяющих Асгард богах - великих асах, об их вечных врагах - ваннах и о земной стране, населенной людьми - Миргарде. Мы читаем о великом "всеотце", главном боге - Одине, узнаем о его семье - жене Фригг, сыновьях, боге - громовержце Торе и воплощении добра и солнца, лучезарном Бальдре; мы знакомимся с воплощением противоречия богам, с колоритным, отрицательным и весьма привлекательным образом - богом огня Локи, серьезные и шутовские проделки которого оборачиваются то злом, то добром другим богам; мы сопереживаем трагическую смерть прекрасного Бальдра из-за коварства Локи и досадуем на провал попытки наивных богов вернуть его к жизни (снова из-за хитрости зловредного Локи.) И т.д.
       Говорить об особенностях скандинавской мифологии можно достаточно долго. Остановимся же мы лишь на тех характерных моментах, которые помогут проследить процесс и раскрыть причины феномена обожествления предков, который, в данном случае, на наш взгляд, имеет очень яркое воплощение.
       Читая эти истории о жизни богов, невозможно избавиться от впечатления, что все описанное, в том или ином варианте, в незапамятные времена происходило на самом деле. Как мы уже говорили, слишком очеловечены эти боги, слишком просты и обычны ситуации, в которые они попадают (Хотя, возможно и другое предположение - ничего иного мировосприятие поэтов того времени представить своей древней аудитории и не могло).
       Интересна, на наш взгляд, особенность скандинавской мифологии. Здесь нет каких - либо элементов откровенной теомахии, какую мы наблюдаем, скажем, в древнегреческой и шумеро - аккадской мифологии (Крон борется и убивает Урана, Зевс убивает Крона и страшно боится, что какой-нибудь прыткий потомок убьет его самого (миф о Прометее). Также бог Энлиль борется со своей матерью Тиамту и убивает ее... Скандинавские мифы оставляют впечатление, что боги живут некоей сплоченной "общиной", где господствуют дружба и веселая, застольная жизнь. И все проблемы-то у этой, как мы осмелились определить, "общины" - это "паршивая овца", вредный и изобретательный на всякие пакостные проделки, порой, вследствие этого, даже очень милый - Локи. Но в этой "общине" веселых богов мы уже наблюдаем свершившуюся монолатрию - во главе незадачливого, "приключенческого" сонма стоит верховный бог Один.
       Как мы уже говорили, Один - верховный бог скандинавского божественного сонма . Есть вполне серьезное мнение, что Один - когда - то реально существовавшая личность. Личность эта при жизни была настолько необычной, что древним его современникам не могла не казаться, как минимум, великой. В результате эта личность была обожествлена или до смерти реального Одина, или посмертно.
       В чем же необычность или величие реального Одина?
       Источники гласят (о них конкретно - ниже), что он был великий маг. Великий настолько, что ему было ведомо и подвластно все, что творится над землей и под землей. Он также был тем, кто добыл и отдал народу руны. Один безумно любил свой народ. Любил настолько, что и его люди возлюбили соответственно. Любовь воинов к нему была так сильна, что достаточно было произнести его имя, и противник оказывался побежденным.
       Это лишь часть его удивительных и, возможно, слегка преувеличенных древней перцепцией, качеств. Как же все это интерпретировалось в легендах, где обожествленный маг и герой Один, соответственно, называется верховным богом?
       Обратимся к "Старшей Эдде". Необычность Одина здесь заключается в том, что он обладает мистическим знанием восемнадцати заклинаний. Перечислим их, согласно тексту: заклинание, "помогающее в печали", заклининие, что "врачеванью пользу приносит", заклинание, что "защищает в битве с врагами", что разрушает "любые оковы", что отражает "вражьи стрелы", что против колдовства, что против сильного пламени, что против ссор в войске, что против морской бури, что против ведьм, что обеспечивает победу своему войску. Один также владеет рунами так, что оживает повешенный, обладает способностью освещения младенца от предстоящих опасностей ратной жизни, знает заклинания мудрости и величия Духа Одина, а также заклинания покорения любой девы, вплоть до овладения ее душой и "опутывания девичьей души". Восемнадцатое заклинание, надо думать, самое сильное. Его Один не поведал никому (5, с.202-204).
       Интересно описание того, как Один доставал эти самые руны:
       "Знаю, висел я
       В ветвях на ветру
       Девять долгих ночей,
       Пронзенный копьем,
       Посвященный Одину,
       В жертву себе же,
       На дереве том...
      
       Никто не питал,
       никто не поил меня,
       взирал я на землю,
       поднял я руны,
       стеная их поднял -
       и с древа рухнул."(5, 202).
      
       Один обладал определенными магическими атрибутами:
      
       "...с черепом Мимира Один беседует"(5, 188). У Одина имеется человеческий череп, который отвечает на все его вопросы.
       Один также и мудр. Он выдерживает любой спор:
       "С Одином тщился
       в споре тягаться:
       ты в мире мудрейший."(5, 209).
       Интересен тот факт в скандинавской мифологии, что боги - смертны. Всех их ждет один конец - в "Прорицании Вельвы" рисуется мрачная картина последней битвы богов. Один падет в схватке с сыном Локи - волком Фенриром - воплощением начала и конца для всего сущего.(188)
       Однако все же идея бессмертия в этих мифах существует: жизнь на этом не заканчивается, она возрождается вновь.
       "...Вздымается снова
       из моря земля,
       зелена, как прежде; (...)
      
       Заколосятся
       хлеба без посева,
       зло станет благом,
       Бальдр вернется..."(5, 189).
       Это очень примечательно, что воплощение добра, солнца, весны прекрасный Бальдр восстает из мертвых и возвращается к жизни.
       В "Младшей Эдде" Стурлусон следующим образом говорит об Одине:
       "Одина называют Всеотцом, ибо он отец всем богам. И еще зовут его Отцом павших, ибо все, кто пал в бою - его приемные сыновья. (...) Одина зовут также богом Повешенных, Богом Богов..."(3, 22)
       О том, что Один - "великий муж", а также о том, что асы имели весьма чудесные вещи, вроде корабля Скидбладнира и коня Слейпнира (факты, описанные и в "Старшей Эдде"), в "Младшей Эдде" читаем:
       "Дерево лучшее
       ясень Иггдрасиль,
       лучший струг - Скидбладнир,
       лучший ас - Один,
       лучший конь - Слейпнир..."(3, 36)
      
       Если сопоставить две "Эдды" в свете рассматриваемой нами проблемы такой фазы развития мировосприятия социума, как обожествление предков - с другим произведением Снорри - "Кругом земным", то выявляется очень интересный факт: "Старшая Эдда" представляет аса Одина и его окружение богами. В "Младшей Эдде" Снорри Стурлусон, как мы поняли, делает то же самое. Но в "Круге земном" тот же Стурлусон рассказывает об Одине и других асах как о когда - то живших, реально существовавших людях. Рассматриваемая нами удивительная, довольно одиозная личность Одина является здесь великим правителем, одновременно обладающим потрясающими качествами - он и бесстрашный герой, он и чародей и маг, он и мудрец, и справедливый вождь, и коварный враг. Также и небесная обитель асов Асгард ("Старшая Эдда", "Младшая Эдда") в "Круге земном" вполне однозначно переносится на землю: "Страна в Азии к востоку от Танасквиля называется Страной Асов, или жилищем Асов, а столица страны называлась Асгард. Правителем там был тот, кто звался Одином."(4, с.11)
       Далее мы перечислим удивительные качества правителя асов Одина так, как они представлены в "Круге земном":
       "Один был самым прославленным из всех, и от него люди научились всем искусствам, ибо он владел всеми, хотя и не всем учил. Теперь надо рассказать, почему он был так прославлен."(4, 13)
       -Он был настолько прекрасен и удал, что от одного общения с ним у всех "веселился дух";(4, 13)
       - Видно, Один обладал какими-то аккультными знаниями по способности "путешествия" души через астраль. "Тогда его тело лежало, как будто он спал или умер, а в то время он был птицей или зверем, рыбой или змеей (интерпретация в пределах понимания автора) - и в одно мгновение переносился(...) по делам"(4, 14). Для врагов он в бою также был "ужасным", так как "владел искусством менять свое обличие как хотел"(4, 13);
       -Один мог затмить своими речами любых слушателей, внушить им полное доверие к своим словам: "он (...) владел искусством говорить так красиво и гладко, что всем, кто его слушал, его слова казались правдой. В его речи все было так же складно, как в том, что теперь называется поэзией"(4, 13);
       -Вероятно, Один обладал каким-то искусством массового гипноза, потому что "он мог сделать так, что в бою его недруги становились слепыми и глухими или наполнялись ужасом, (...) и его воины бросались в бой без кольчуги, ярились, как бешеные собаки или волки, (...) были сильные, как медведи или быки";(4, 13)
       -Один обладал магией слова, которой он влиял на силы природы: "Он мог также словом потушить огонь или утешить море, или повернуть ветер в любую сторону..."(4, 14)
       -У Одина был корабль, "он назывался Скидбладнир, на котором он переплывал через большие моря, и который можно было свернуть, как платок"(4, 14) За метафорой о корабле, который складывался в платок скрывается самая, что ни на есть, честнейшая правда. Дело в том, что складными кораблями пользовались первые викинги. Это было очень универсальное изобретение, потому что позволяло древним мореходам при необходимости преодоления суши превратить свой корабль в несколько не очень проблемно переносимых тюков. (Сначала с каркаса корабля снималась кожа, затем разбирался он сам.) Петроглифы подобных складных кораблей обнаружены в заповеднике Гобустан в 40 км. т Баку;
       -Один никогда не расставался с головой убитого извечными врагами асов ванами Мимира, которая "рассказывала ему многие вести из других миров"(4, 14); и тут не обошлось без шаманских способностей Одина. Дело было так: когда он получил голову несчастного "в подарок" от ванов, он произвел над ней ряд магических действий - натер какими-то травами, нашептал какие-то заклинания. В итоге получил ни с чем не сравнимого, всезнающего "осведомителя".(4, 12)
       -Далее еще хуже: "...иногда Один вызывал мертвецов из земли или сидел под повешенными"(4, 14) (Очень напоминает проделки бенгальских гуру и садхак.) Поэтому его называли владыкой мертвецов или повешенных."(4, 14)
       -Один также являлся обладателем им же наученных говорить двух воронов, которые "летали над всеми странами" и информировали его обо всем, что происходит. Поэтому Один "был очень мудр"(4, 14).
       То, что Один далеко не был "божьей овечкой", свидетельствуют и следующие его качества:
       -Он владел могущественным искусством колдовства, которое помогало ему быть в курсе людских судеб и вообще грядущего. Из следующих строк видно, что Один не брезговал при помощи познанного им искусства колдовства "причинять людям болезнь, несчастье или смерть, а также отнимать у людей ум или силу и передавать их другим"(4, 14).
       Далее читаем, что мужам было неприлично, зазорно заниматься подобным видом колдовства.(4, 14) Невольно вспоминается "Старшая Эдда", где в песне "Перебранка Локи", во время пира у Эгира, где Локи всех богов "выводит на чистую воду", достается и самому Одину. Локи бросает ему упрек:
      
       "А ты, я слышал
       на острове Самсей
       бил в барабан,
       средь людей колдовал,
       как делают ведьмы,-
       ты - муж женовидный"(5, 230).
      
       Это еще раз доказывает, что богам в "Старшей Эдде" были свойственны людские пороки, и они не гнушались весьма малоприличными, сомнительными застольными разборками.
       В "Круге земном" же Стурлусона число необычных свойств, присущих Одину, не исчерпывается сказанным. Характер следующей способности великого правителя более приятно воспринимается читателем:
       - "Одину было известно о всех кладах, спрятанных в земле, и он знал заклинания, от которых открывалась земля..."(4, 14)
       Один также не был простаком. Он хотя и обучал многих своим искусствам, но, как ясно из текста, далеко не всех и не всему: " Он обучал жрецов большинству своих искусств"(4, 14).
       Также из текста ясно, насколько его мистические знания были связаны с рунами, и насколько неисчерпаемы были его знания заклинаний(4, 14).
       Вся эта неординарность Одина, его удивительные познания в области колдовства и магии поставили его намного выше своих современников. И нечему удивляться, что мировосприятие древних не нашло другого пути преклонения перед ним и восхвалению его, чем как обожествить своего кумира.
       Из рассматриваемого произведения также ясно, что, намного уступая Одину в познаниях колдовства, все же им обладали еще многие. "Асов называют мастерами заклинаний"(14). Владела магией и жена Одина Фригг. Это ясно хотя бы из строк одной из песен "Старшей Эдды":
       "...все судьбы Фригг,
       я думаю, знает,
       хоть в тайне хранит их"(5, 231).
      
       Многие навыки магии и колдовства асы получили от своих извечных врагов - ванов. (4, 12)
       В "Младшей Эдде" и в "Круге земном" довольно обстоятельно описывается исход Одина и его людей из своих владений - Страны Турок, находящейся в Азии, столицей которой являлся Асгард - в Северные Страны. Ибо Один почему-то покинул родные земли и увел свой народ на "северную окраину мира". Снорри говорит об этом так: "В те времена правители римлян ходили походами по всему миру и покоряли себе все народы, и многие правители бежали тогда из своих владений"(4, 12). Что это была за "страна Турок", первоначальное владение Одина, поныне вызывает многочисленные версии и противоречивые споры.
       Итак, на примере скандинавской мифологии мы показали процесс эвгемеризма, то есть обожествления предков, который является определенной, и достаточно важной фазой развития мировосприятия древнего социума. Теория эвгемеризма является одной из достаточно обоснованных версией происхождения религии.
       Литература
       1.Гуревич А. "Средневековый героический эпос германских народов". Библиотека всемирной литературы. Серия первая, т.9 Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о нибелунгах. Изд. "Художественная литература", 1975, 21 с.
       2. Муравьева Т.В. Сто великих мифов и легенд, Москва, "Вече", 2004, 478с.
       3..Снорри Стурлусон. "Младшая Эдда", Л., "Наука", Ленинградское отделение, 1970, 138с.
       4. Снорри Стурдусон "Сага об инглингах" ", "Круг земной", М,. "Наука", 1980, 687 с. , с.11
       5. Старшая Эдда, перевод А. Корсуна, Библиотека всемирной литературы, т.9, издательство "Художественная литература", М., 1975.186с.
       6. Энциклопедический словарь. Изд. "Советская энциклопедия", М., 1980.
      
       Summary
       The phenomenon of euhemerism in the world-view of society
       The article observes the theory of euhemerism that is deification of ancestors as one of the versions of religion origin.
       The process of ancestors" deification is traced back on the material of ancient Scandinavian mythology implemented in medieval literary monuments - "Elder Edda", works by Snorri Sturluson "Younger Edda", "Heimskringla".
      
       Xülasə
      
       Qədim fərdin dünya dərketməsində evqemerizm fenomeni
       Məqalədə ilahələşdirilmiş əcdadların nəzəriyyəsi - evqemerizmə - dinin əmələ gəlməsinin versiyalarından biri kimi - baxılır. Tədqiqat skandinaviya mifologiyasının materiallarının əsasında - "Böyük Edda" epik mahnıların silsiləsində, həm də İslandiyanın ortaəslərinin yazıçısı Snorri Sturluson "Kiçik Edda" və "Xeymskrinqla" əsərlərində aparılır.
      

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Мирзоева Лейла Экрем (leyla_mirzoyeva@mail.ru)
  • Обновлено: 03/07/2022. 21k. Статистика.
  • Статья: Проза
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.