Мирзоева Лейла Экрем
Особенности и трансформация мировосприятия социума в русской литературе Xviii века Авторские права защищены

Lib.ru/Современная: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Мирзоева Лейла Экрем (leyla_mirzoyeva@mail.ru)
  • Размещен: 03/07/2022, изменен: 03/07/2022. 14k. Статистика.
  • Статья: Проза
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Особенности мировоззренческих модификаций

  •   
      
      Особенности и трансформация мировосприятия социума в русской литературе XVIII века
      
      "Спасение России - в науке" (4, 602). Это понимал отец русќского Просвещения - Петр I. Однако расставание с мраком Средќневековья было тяжелым - разгул церковного обскуќранќтизма, еще прочные схоластические традиции, сопротивление ноќваторским идеям и реформам в известной мере препятстќвоќвали утверждению просветительских идеалов в стране. "Через тернии к истине" - вот как можно художественно определить тяжкую просветительскую деятельность Петра. "Решил ехать сам в чужие края за наукою. Когда узнали о том на Москве, патќриарх и бояре, и царицы, и царевны пришли к нему, поќлоќжили к ногам его сына Алешеньку и плакали, били челом, чтоб не ездил к немцам - от начала Руси того не бываќло" (4, 602). Учили "из-под палки". "Укрывавшихся дворянских неќдоќрослей" возили в школы "под конвоем" (4, 372).
      А вот в романе Мережковского мнение "заморских", иноќстранных представителей - резидентов о сущности русского Просвещения: "Истинное просвещение внушает ненависть к рабству. А русский царь, по самой природе власти своей - десќпот, и ему нужны рабы. Вот почему усердно вводит он в наќрод цифирь, навигацию, фортификацию и прочие низшие приќкладные знания, но никогда не допустит своих подданных до истинного просвещения, которое требует свободы" (4, 431).
      До свободы еще очень далеко. Да и возможно ли в усќлоќвиях свободы и демократии просвещение народа огромной страќны, направление ее по прогрессивному пути?
      Трансформация мировосприятия социума рождает целую плеяду поэтов - классицистов (расцвет классицизма 20-е-60-е гг. XVIII века) и прозаиков эпохи Просвещения (приблиќзиќтельќно с 60-х гг.) (А. Кантемир, В. Тредиаковский, М. Ломоќноќсов, А. Сумароков, Н. Новиков, Д. Фонвизин, А.Радищев, Н. Карамзин и др.).
      Классицизм зародился во Франции в XVII веке, в эпоху расќцвета феодально-абсолютистского государства. Отражая идеалы абсолютизма, классицизм выдвинул, как известно, культ высшей гражданственной ответственности, которой проќтиќвопоставлялись личные чувства человека.
      Декартовский рационализм вытеснил теологический подќход к оценке сущности бытия и человека, противопоставив вере - разум, а декартовский дуализм (дух и материя в челоќвеќчеќской природе) обусловил идеал классицизма - "двух миќров", чувственного и разумного, первому из кото-рых соотќветствуют люди, для которых закрыто познание высќших идеаќлов (в основном, это представители низших сослоќвий), ко втоќроќму же принадлежат дворяне, постигшие и испоќвеќдующие принципы так называемого разумного существоќвания.
      Классицизм во Франции утверждался в атмосфере двух конфликтов: во-первых, с выражающей идеалы сопротивляюќщейќся абсолютизму феодальной знати, литературой барокко (О. д´Юрфе, М. де Скюдери и др.), во-вторых, с так называеќмым бытовым реализмом буржуазии (П. Скаррон, Ф. Фюќретьер и др.)
      Ф. Малерб - первый французский классицист. Он устаноќвил "правила" для поэтического языка, стремясь к его чистоте и ясности, воспевал абсолютную монархию. Г. де Бальзак опќреќделил "правила" для национального прозаического языка.
      Своего апогея французский классицизм достиг в траќгедиях П. Корнеля ("Сид", "Гораций", "Цинна" и др.), Ж. Раќсина ("Андромаха", "Британник", "Береника" и др.), в коќторых с психологическим мастерством изображается конќфликт между личным чувством индивида и его государќственќным долгом, а также в комедиях Ж.Б. Мольера ("Тартюф, или Обманщик", "Дон Жуан", "Мизантроп и др.)
      Русский классицизм своим формированием обязан не тольќко влиянию французского классицизма, но и тем идеалам гражќданственности и высших государственных ценностей, коќторые оставил в духовное наследие своей стране Петр Велиќкий.
      Конфликт между индивидом и государством, личными инќтересами человека и долгом перед своей страной - смысл, идея и основа литературы классицизма. В русском классиќцизќме сюда еще примешиваются просветительная и сатиричеќская тенденции.
      Антиох Кантемир создавал свои произведения в сложной атмосфере политических конфликтов между сторонниками реќформ уже ушедшего из жизни Петра и приверженцами "стаќрой России". В своих сатирах Кантемир обличал "церковќниќков, "дворян злонравных", защитников старины и обскураќнќтизма, ненавистников просвещения, "хулящих учение"(3, 17).
      "До Антиоха Кантемира в России как-то в голову никому не приходило, что свои мысли и чувства можно выразить хуќдожественными языковыми средствами и, таким образом, сдеќлать их предметом осмысления для многих. Его "Сатиры" быќли уже не прежним фольклором - литературой для себя, для своей завалинки, а именно сочинительством - литературой для массового просвещенного читателя" (6, 15).
       Сатира I "На хулящих учение":
       О недовольстве церковников:
       ...Толкуют, всему хотят знать повод, причину,
       Мало веры подая священному чину...(1, 66)
       О недовольстве невеж просвещением:
       Силван другую вину наукам находит.
       "Учение, говорит, нам голод наводит;
       Живали мы преж сего, не зная латыне,
       Гораздо обильнее, чем мы живем ныне..." (1, 66)
      
       Наука ободрана, в лоскутах обшита,
       Изо всех почти домов с ругательством сбита...(1, 69).
      В Сатире II "На зависть и гордость дворян злонравных" изобличению подвергаются дворяне, похваляющиеся не проќсвеќщением, а происхождением:
       ...Грамота, плеснью и червями
       Изгрызена, знатных нас детьми есть свидетель -
       Благородными явит одна добродетель (1, 78).
      
       Мало ж пользует тебя звать хоть сыном царским,
       Буде в нравах с гнусным ты не разнишься псарским... (1, 79).
       Героический пафос в изображении своего государства:
       Отверзла путь, торжественны врата
       К полтавским тем полям сия победа;
       Великий сам, о! слава, красота,
       Сразил на них Петр равного ж соседа. ("Похвала Ижерќской земле и царствующему граду Санктпетербуогу") (1, 112).
      
       М.Ломоносов был "певцом петровского периода русской истории" (92,34). Сквозь патриотические и просветительские идеи его поэзии (личность в поэзии классицизма, как было отмечено выше, "растворялась" в возведенной до абсолюта ценности - госуќдарќстве) просматривается, тем
       не менее, нравственно-незаќвиќсимый, созидающий Человек. Часто, это сам поэт:
       Я знак бессмертия себе воздвигнул
       Превыше пирамид и крепче меди...(2, 145).
      Конфликт между личным чувством индивида и его гражќданским долгом решается в пользу государства.
       Анакреон
       Мне петь было о Трое,
       О Кадме мне бы петь,
       Да гусли мне в покое
       Любовь велят звенеть...(2, 151).
       Ломоносов
       ...Мне струны поневоле
       Звучат геройский шум
       Не возмущайте боле,
       Любовны мысли, ум... ("Разговор с Анакреоном")(2, 152)
      Герой, проливающий кровь во имя России - всепобежќдающий и беспрекословный идеал:
       ...Над войском облак вдруг развился,
       Блеснул горящим вдруг лицеем,
       Умытым кровием мечом,
       Гоня врагов, Герой открылся ("Ода блаженныя памяти гоќсуќдарыне императрице Анне Иоанновне на победу над турќкаќми и татарами и на взятие Хотина 1739 года") (2, 125).
       Восхваление просвещения:
       ...Науки юношей питают,
       Отраду старым подают,
       В счастливой жизни украшают,
       В несчастной случай берегут;
       В домашних трудностях утеха
       И в дальних странствах не помеха...(там же, с.136).
      Прославление великого основателя новой России, заложившего град Санкт-Петербург - у В.Тредиаковского:
       О! Боже, твой предел да сотворит,
       Да о Петре России всей в отраду,
       Светило дня впредь равного не зрит,
       Из всех градов, везде Петрову граду ("Ода IV "Похвала Ижерќской земле и царствующему граду Санктпетербургу") (8, 113).
       Прославление поэтом своего государства:
       Коль в тебе звезды все здравьем блещут!
       И россияне коль громко плещут:
       Виват Россия! Виват драгая!
       Виват надежда! Виват благая. ("Стихи похвальные Росќсии") (8, 111)
       В "Эпистоле о стихотворстве" А. Сумарокова конфликт между личными чувствами индивида и его гражданским долгом также решается в пользу государства.
       Российский меч во всех концах вселенной блещет,
       Творец таких стихов вскидает всюду взгляд,
       Взлетает к небесам... (7, 167).
      О просвещении:
       Лишь просвещение писатель дай уму:
       Прекрасный наш язык способен ко всему" (7, 173).
      Итак, окно в просвещенное будущее героической России, которое с таким неимоверным трудом, суровостью и силой "проќрубил" Петр. "Отец русского Просвещения", Петр I наќвсегда остался в памяти народной как неутомимый труќженик на благо отечества, победоносный и мудрый монарх. (Сказания: "О Петре Первом", "Петр Первый принимает соќвет пушечного мастера"). (См.5, 186-187). Образ прогресќсивќного царя и великого преобразователя нашел также отражение в роќмаќне А. Толстого "Петр Первый".
      "Мрак" Средневековья навсегда уходит в прошлое, усќтуќпая место "яркому свету" Просвещения.
      История многовековой социально - психологической трансформации подходит к концу. Да, впереди еще длинный путь эволюционно-мировоззренческих модификаций социума России, но величайшей предпосылкой будущих духовных, культурќных и научных достижений - прогрессивные идеалы "переќломќного века" - эпохи Просвещения.
      
       Литература
      
      1. Кантемир А. Сатиры. Эпиграммы. Русская поэзия XVIII века. Библиотека всемирной литературы, т.57, М.: Хуќдоќжественная литература, 1972, с.65-105.
      
      2. Ломоносов М. Оды похвальные, оды духовные, разные сти-хотворения. Русская поэзия XVIII века. Библиотека всеќмирќной литературы, т.57. М.: Художественная литература, 1972, с.123-157.
      3. Макогоненко Г. Русская поэзия XVIII века. Вступиќтельќная статья. Русская поэзия XVIII века. Библиотека всеќмирќќной литературы, т.57. М.: Художетвенная литература, 1972, с.5-61.
      4. Мережковский Д. Христос и Антихрист. Трилогия. Антихрист (Петр и Алексей). Собрание сочинений в четырех томах, т. 2. М.: Правда, 1990, 317-759.
      5. Морохин В. Сказки, предания, легенды, былички, сказы, устные рассказы. М.: Высшая школа, 1977, 296с.
      6. Рябинин Ю. Зело разумный и в советах способный // Этносфера, Љ12(63), 2003, с.14-15.
      7. Сумароќков А. Эпистола о стихотворстве. С. 164-173. Русская поэзия XVIII века. Библиотека всемирной литературы, т.57, М.: Хуќдо-жественная литература, 1972, с.164-173
      8. Тредиаковский В. Похвала Ижерской земле и царстќвуюќщему граду Санктпетербургу. Ода IV. С. 112-113.
      
      
      
      
      
       Xülasə
      
      "XVIII əsr rus ədəbiyyatında sosium idrakının xüsusiyyətləri və transformasiyası" məqaləsində Qədim Rusiyanın köhnə Orta əsrlərə məxsus baxışlarının alt-üst olub, yeni klassisizm dövrünün başlanması şəraiti izlənir. Tədqiqat klassisizm dövrünün şairləri A.Kantemir, V.Trediakovski, M.Lomonosov, A.Sumarokovun əsərlərinin, habelə D.Merejkovskinin "Христос и Антихрист (Петр и Алексей)" ("Məsih və dəccal(Pyotr və Aleksey)") romanının əsasında aparılır.
      
       Sammary
      
       The paper entitled "Peculiarities and transformation of the society"s world-view in the XVIIIth century Russian literature" retraces those conditions, in which breakage of the early Russian society"s old, mediaeval world-view and onset of the new epoch of classicism occurred. The research is carried out, basing on the works by such poets of the epoch of classicism as Antioch Kantemir, Vasily Trediakovsky, Mikhail Lomonosov and Alexander Sumarokov, as well as on "Christ and Antichrist (Peter and Alexis)" by Dmitry Merezhkovsky.
      
       Ключевые слова: социум, классицизм, исследование, мировоззрение;
       sosium, klassisizm, тədqiqat, məxsus baxışları;
       а society, а classicism, а research, а world-view.
      
      

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Мирзоева Лейла Экрем (leyla_mirzoyeva@mail.ru)
  • Обновлено: 03/07/2022. 14k. Статистика.
  • Статья: Проза
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.