Мирзоева Лейла Экрем
Этнография древности (к проблеме изображения быта и мировоззрения кельтских племен Юлием Цезарем) Авторские права защищены

Lib.ru/Современная: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Мирзоева Лейла Экрем (leyla_mirzoyeva@mail.ru)
  • Размещен: 07/07/2022, изменен: 07/07/2022. 17k. Статистика.
  • Статья: Проза
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Публицистика Древнего Рима.

  •   
      Актуальные проблемы изучения гуманитарных наук, 2020, Љ 4.
      
      
      
       Prof. Mirzəyeva L.Ə. BSU
       Этнография древности (к проблеме изображения быта и мировоззрения кельтских племен Юлием Цезарем)
       Açar sözlər: qədim xalqların etnoqrafiyası, dünyagörüşünün əsas xüsusiyyətləri, "Qall müharibəsi haqqında qeydlər", qall tayfaları;
       Ключевые слова: этнография древних народов, особенности мировоззрения, "Записки о Галльской войне", галльские племена;
       Key words: ethnography of antiquity, detail the life and worldview, the "Notes on the Gallic War", the Gallic tribes.
       На рубеже двух эр Юлий Цезарь проявил себя непревзойденным публицистом. В его хронике "Записки о Галльской войне" отражен широкий круг актуальных проблем того времени - политических, геополитических, этических и т.д. Цезарь детально передает, в то время имевшие большое военно - политическое значение, ораторские речи важных государственных деятелей. "Записки о Галльской войне" - журналистское произведение, которому присущи, как мы уже говорили выше, достоверность, своевременность, оперативность, информативность. Этот многоплановый труд Цезаря является также историографическим произведением.
      Юлий Цезарь - полководец, популярный государственный деятель. Будучи наместником в Галлии и ведя войны с многочисленными местными племенами, он проявил необычайную наблюдательность и представил информативную хронику не только о ходе военных действий и судьбах римских и галльских военачальников, но и об особенностях жизни галльских народов - их традициях, обычаях, мировоззрении - народов, свободу которых он так целенаправленно старался отнять.
      Изображенные Цезарем кельтские народы (они же галльские) давно сгинули с лица земли, их безвозвратно поглотило время, но память о них, можно сказать, живет благодаря его публицистическому произведению "Записки о Галльской войне".
      Автор "Записок..." посвящает немало страниц описанию быта, уклада жизни племени Венетов. Об этом народе Цезарь говорит с немалой долей уважения, отводит ему "первое место среди всех прибрежных племен Галлии" (2, 75). Венеты владели флотом, посредством которого они сообщались с Британией, контролировали гавани, взыскивая дань со всех, кто эти гавани использовал. Цезарь считает, что "в характере Галлов ветреность и непостоянство". Однако автор "Записок..."не отказывает им в отваге; именно Венеты стали призывать остальные племена Галлии "не изменять вольности, завещанной им предками, и свергнуть иго рабства Римлян" (2, 75).
      Интересна в этнографическом плане информация о германском племени Свевов. Цезарь говорит о нем как о многочисленном и храбром народе. Территория этого племени разделялась на сто участков, и каждый год с каждого участка на войну посылалось по тысяче солдат. Оставшиеся мужчины занимались земледелием, обеспечивали племя всем необходимым, пока на следующий год не наступалих черед отправляться на войну, а вернувшиеся не занимали их место. И так каждый год.
      Удивительно, но этот древний народ еще в то далекое время смог решить проблему частной собственности, подойдя философски к положительным и отрицательным ее качествам. Свевы установили свой собственный уклад жизни, который, судя по описаниям Цезаря, устраивал всех и обеспечивал членам племени стабильное сосуществование. Да не звучит смело, но так и получается, что истоки не оправдавших себя в ХХ в. коммунистических идей нужно снова искать "в Германии", но без малого за две тысячи лет до теоретического оформления их Карлом Марксом. Цезарь пишет, что у Свевов не было какого бы то ни было деления земли на частные участки, и более того, закон препятствовал им оставаться на одном месте больше года. То есть, как поняли древние германские мудрецы, человеку противопоказано привыкать к тому, чем он полќьќзуется, временность - вот залог свободы человека от материальной зависимости, и эта свобода позволяет концентрироваться на более важных обществу ценностях. У представителей этого племени была "полная свобода жизни" (2, 88) - свобода духа и тела, "с детства не знали они никакой обязанности и принуждения, следуя во всем побуждению одной своей воли..." (2, 88).Они также обладали впечатляющей внешностью, были "необыкновенно рослыми и здоровыми" (2, 88).
      Мы также узнаем о Свевах, что они с детства приучали себя к суровому образу жизни - без труда переносили холод, прикрываясь зимой лишь небольшими кусками шкур,купались в ледяных реках.
      Необычайная мудрость этих людей также состояла в том, что они, промышляя торговлей (то есть, торгуя награбленным, или, как дипломатично называет это Цезарь-"приобретенным войной") (2, 88) - не допускали ввоза к себе вина. Видимо, последнему факту удивлен был сам автор "Записок...", что становится очевидным по его комментарию: "по их (Свевов) убеждению" (значит, не особенно отвечающему его собственному), "оно (вино) расслабляет человека и делает его неспособным к перенесению трудов" (2, 90).
      Наивысшей гордостью Свевов, как пишет Цезарь, было то, что другие племена находились от них на огромном расстоянии. "По их мнению, это доказательство того, что ни один соседний народ не может вынести силы их оружия" (6, 90). Только Убии были близкими соседями Свевов. Мы узнаем от Цезаря, что народ Убиев был храбр, могущественен "и в положении столь цветущем, сколько то можно сказать о Германцах..." (2, 90) Свевы смогли поработить этот "многочисленный и могущественный народ" (2, 90). А самих Свевов покорили римляне.
      Галлов Цезарь считает непостоянными и ветреными. Они склонны "ко всяким переменам" и "легкомысленно изменяют свои решения" (2, 91). Цезарь подтверждает свое, столь обобщенное мнение о характере многочисленных представителей всех галльских племен следующим примером: галлы имеют обыкновение получать сведения о событиях от случайно заезжих в их города путешественников и купцов. На основе подобных, не всегда точных и субъективно интерпретируемых слухов эти наивные люди "нередко строят самые важные планы" (2, 91). Галлы "на основании пустых слухов приходят в ужас и принимают самые отчаянные решения в важнейших делах" (2, 158).Цезарь иронически заключает: "Легко можно себе представить, как скоро приходится им раскаиваться в столь опрометчиво принятых решениях на основании неопределенных слухов; а нередко те, кого они спрашивают, выдумывают такие известия, которые будут им приятны" (2, 92).Насколько подобные ситуации имели массовый характер можно судить по тому, что, как пишет Цезарь, в Галлии, наконец, был принят закон о неразглашении случайно услышанной информации, но непременной передачи ее правящим кругам.
       И все же, заметим, что мы не можем здесь наверняка судить о степени объективности Юлия Цезаря. Очень может быть, что он не прочь был подтрунить над своими непокорными врагами.
      Интересные факты сообщает Цезарь о традициях галльского племени Эдуев. Верховные сановники здесь не имели права покидать пределы своих земель, и по этой причине переговоры с представителями других племен или даже с самим Цезарем проходили на территории самих Эдуев.
      У Эдуев цари избирались не более чем на один год. Двум братьям одновременно обладать царской властью было запрещено, ровно как и заседать в римском сенате.
      "Из Записок..." мы узнаем, что в Галлии имели место два привилегированных сословия - друидов и всадников. Представители же простого народа к управлению племенем не допускались, положение их было ничуть не лучше рабского. Соответственно, многие из них мало что теряли, когда, чтобы спастись от бесчеловечных поборов, добровольно становились рабами. Как понятно из текста, миссия друидов носила "мистический" характер. Мы сейчас понимаем, что объявив себя посредниками между богами и людьми, они, совершая богослужения и жертвоприношения, а также "истолковывая" волю богов, ловко манипулировали сознанием соплеменников.
      Конечно, Цезарь был далек от осознания всех тонкостей психологического влияния друидов на народ, так как сам находится в плену мировоззрения своего времени. Он только описывает образ жизни галлов и особенности их мироощущения. "Они (друиды) пользовались большим уважением. (...) Друиды решали почти все общественные и частные дела..." (2, 153) - разрешали имущественные споры, вершили суд над преступниками. Любое их распоряжение являлось законом для всего племени, и если кто-нибудь из его членов отходил от общепринятой системы, то подлежал отстранению от жертвоприношений, что равнозначно было табуированию.
      Вся политика друидов основывалась на строгой иерархии. Должность верховного начальника была пожизненна, а в случае его смерти на его место избирался наиболее авторитетный друид. Раз в год друиды проводили собрания на территории племени Карнутов, которая находилась в самом центре Галлии. Там принималисьважные решения по делам граждан и осуществлялись приговоры.
      Друиды, что вполне закономерно, прекрасно позаботились о собственном благе. Они были "свободны от платежа податей, не несли военной, и вообще никаких повинностей" (2, 155). Цезарь отмечает, что подобные привилегии привлекали в ряды друидов галльскую молодежь.
      Таинства своего учения друиды никогда не фиксировали письменно. Поэтому постигать науку молодым друидам приходилось в устной форме. Само же обучение длилось не менее двадцати лет. Отказ друидов от письменной фиксации мистических знаний Цезарь обосновывает так: "Во-первых, они не желают, чтобы учение их стало известно простому народу, во-вторых, дабы не ослабить память, вверяя все бумаге" (2, 156). И Цезарь высказывает простое(как все истинное)суждение: "...Вообще с распространением письменности ослабевают заучивание наизусть и возможность долго и много помнить" (2, 156).
      В религии друидов имели место идеи реинкарнации и метампсихоза. Цезарь пишет, что друиды проповедовали бессмертие души, которая "после смерти одного существа переходит в другое". Интересно умозаключение Цезаря: "...Цель этого учения - внушить презрение к смерти и сделать храбрее".
      Учение друидов включало в себя их понимание Вселенной вообще и окружающего мира в частности. Они передавали молодым ученикам свои представления о движении планет, об их величине, о сущности бессмертных богов, о природе вещей и т.д.
      О военном сословии галльских всадников Цезарь пишет, что количество слуг и друзей у его представителей зависело от их знатности и богатства. "...В этом только заключается их и значение, и могущество" (2, 156).
      Галлы практиковали человеческие жертвоприношения. "По убеждению Галлов, их боги могут быть умилостивлены только тогда, когда за жизнь человека им будет принесена в жертву также жизнь человека..." (2, 156). Часто жертвы богам приносились в большом количестве - живых людей запирали в сделанных из хвороста идолов, которые поджигались.
      Цезарь сообщает, что наиболее почитаемым богом у галлов был изобретатель искусств и покровитель путешественников Меркурий, идолы которого можно было в Галлии встретить повсюду. Также галлы почитали Юпитера как главного бога, Аполлона как целителя и врачевателя, Марса как покровителя военного искусства, Минерву считали матерью искусств.
      Галлы воображали себя потомками бога Дита. Цезарь пишет, что именно поэтому они ведут отсчет времени ни в днях, а в ночах.
      Галльские мужчины не позволяли своим сыновьям сопровождать их куда бы то ни было до той поры, пока они не возмужают и не будут приняты на военную службу. Когда же галлы вступали в брак, то муж добавлял к приданому жены равноценную долю, и этот капитал становился общим достоянием вместе с его прибылью, что позволяло обеспечить одного из супругов в случае смерти другого. Подобный, казалось бы, мудрый обычай был в равной мере настолько же и коварный. Поэтому Цезарь находит нужным упомянуть об одном законе, тесно связанном с вышеупомянутым обычаем: "Мужья имеют относительно жен, равно как и относительно детей, право жизни и смерти" (2, 158). Это означает, что если смерть отца семейства, тем более знатного рода, вызывала подозрения, то жен жестоко пытали вместе с домашними рабами. "И если откроется их виновность, то они погибают в огне и страшных мучениях" (2, 158).
      Заметим здесь, что пытки, и даже угроза таковых, как известно, способны подтолкнуть человека к любым, угодным палачам, признаниям. Попавшая в беду вдова, и тем более домашние рабы часто себя оговаривали. Также, Цезарь не говорит об обратном законе (скорее всего, в силу объективной причины его отсутствия), который позволил бы поступить с подозреваемым супругом аналогично.
      Автор "Записок..." описывает традиционные галльские похороны. Они были пышными и зрелищными, с покойником сжигалось все, что дорого ему было при жизни, не исключая рабов. Приговаривались к смерти через сожжение даже люди, которые, так или иначе, состояли в более или менее тесной связи с умершим при его жизни. "Еще недавно", - пишет Цезарь, - "по отправлении надлежащих похоронных обрядов вместе с телом сжигали рабов и клиентов, наиболее приближенных к покойнику" (2, 158). Галлы, - заключает Цезарь, - "невежественны и легкомысленны" (2, 158).
      Журнализм Юлия Цезаря не имел границ. Его произведение "Записки о Галльской войне" содержало актуальную для рассматриваемого времени информацию, было написано, как говорится, "по свежим следам", то есть было своевременно, также являлось информативным, так как освещало важные в политическом и познавательном аспекте сведения.
      Хроника "Записки о Галльской войне" Юлия Цезаря сохраняет свою значимость и в наши дни, так как несет в себе подробную историческую и этнографическую информацию о когда-то населявших нашу землю, а ныне бесследно исчезнувших народах.
       Список использованной литературы
      1. Аннеткова - Шарова Г. Г., Чекалова Е. И. Античная литература. Л., издательство Ленинградского университета, 1989 г. - 272 с.
      2. Гай Юлий Цезарь. История Галльской войны. АСТ Москва, 2009, 400 с.
      3. Тронский И. М. История античной литературы". М., Высш. шк., 1983, 464 с.
      
       Summary
      Ethnography of antiquity (on the issue of portrayal of Celtic tribes" life and worldview by Julius Caesar)
      
      The paper is dedicated to the publicist work by Julius Caesar. In his "Notes on the Gallic War" he describes in detail the life and worldview of the Gallic tribes and we get acquainted with the life features of the Carnutes, Aedui, Ubii and Svebes. Caesar observes the estate of the Druids and introduces his modern world with the peculiarities of their worldview. Conclusion: Notes on the Gallic War is a publicist work that has retained its informativeness nowadays as well.
      XÜLASƏ
      Qədim xalqların etnoqrafiyası (Yuliy Sezar tərəfindən kelt tayfalarının məişət və dünyagörüşünün təsviri problemləri)
       Məqalə Yuliy Sezarın publisistik fəaliyyətinə həsr olunub. Müəllif özünün "Qall müharibəsi haqqında qeydlər" əsərində qall tayfalarının məişəti və dünyagörüşünün əsas xüsusiyyətləri haqqında ətraflı təsvir verir. Biz burada Karnutov, Edyev, Ubiyev, Svevovun həyatının özünəməxsus cəhətləri ilə tanış oluruq. Sezar publisistik əsərdə druidlərin həyat şəraitlərində, baxışlarında müşayiət etdiyi vacib olan məqamları faktlar əsasında aydınlaşdırır. Nəzərə çatdırmaq lazımdır ki, onların zəngin dünyagörüşlərində olan əsas məqamlar mövzu baxımından müasir dövrün bir sıra problemləri ilə səsləşir. Nəticə - "Qall müharibəsi haqqında qeydlər" adlı publisistik əsər müasir dövrdə də aktuallığını qoruyub saxlayır.
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Мирзоева Лейла Экрем (leyla_mirzoyeva@mail.ru)
  • Обновлено: 07/07/2022. 17k. Статистика.
  • Статья: Проза
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.