Аннотация: Данная книга о школе Љ 80 Петроградского района Санкт-Петербурга. Она призвана закрыть <<лакуны>> в истории Первой образцовой школы РСФСР, школы-гимназии Љ 80, Училищного дома им. А.С. Пушкина
Наймарк Елена Александровна
Под твоей бессмертной сенью...
Санкт-Петербург
2017
Содержание
Введение к исследованию исчезнувшего мира старины
Глава 1. Основание Училищного дома им. А.С. Пушкина, первые годы работы.
Глава 2. Расцвет после революции. Первая образцовая школа РСФСР.
Глава 3. "Война разделила нашу жизнь напополам..."
Глава 4. 1950-1960-е годы.
Глава 5. Долгожданный расцвет 1980-х-1990-х. "Говорит и показывает школа-гимназия Љ 80".
Глава 6. Жизнь Училищного дома имени А.С. Пушкина после лишения статуса гимназии.
Приложения
Заключение
Библиография
Об авторе
Введение
Казалось бы, никто и не ожидал, никто и просил писать труд по истории одной из самых удивительных школ Петроградского района. Поэтому надо понять мотивацию, цель этого амбициозного ответственного шага. Это не повод заявить в очередной раз о себе. Пришло время для объективной истории школы, прояснения важных моментов "летописи самой лучшей школы в мире". Ей посвящены сотни работ, но их отличает одна общая беда истории школ - низкая объективность и ограниченность в описании событий. Надо сказать, что хронологию событий школы пишут, как правило, непрофессионалы, то есть не историки. Любая "методичка" суха, написана формальным языком, но здесь прослеживается желание автора быть объективным, интересным; с добротой и мудростью отнестись ко всем персонажам НАШЕЙ ИСТОРИИ. Основной метод - устная история.
Мы хотим избежать скучного реферирования. Перед Вами труд с амбицией качественного профессионального исследования.
Пожалуй, по уровню любви к школе мы могли конкурировать лишь с инженером Н.В. Дунаевской, автором книги "Первая образцовая школа РСФСР". Она настолько бережно и подробно описала биографии учителей, изучила исторические факты, что сразу задала "планку" исторического труда про школу.
Мы прочитали немало литературы по истории и культуре Санкт-Петербурга. Нам показались полезными работы С.Е. Глезерова. Большой вклад в историю проблемы внесла И.Ф. Уткина. Обстановка в школе-гимназии Љ 80, люди, которые ее создавали, стремление сделать из школы международный центр, заповедник, все ушло в Лету. Что-то получилось, что-то - не очень, но были удивительные годы, удивительные личности, которым мы стали нужны, которые нами занимались и несколько раз у школы был шанс стать не только первой в городе (она и занимала передовые позиции в плане языков, точных наук, международного обмена, научной деятельности), но и вернуть себе статус лучшего в стране образовательного учреждения.
Не могу не написать про мой класс. Спасибо одноклассникам, которые помогли с воспоминаниями. Несколько человек из нашего выпуска опубликовали статьи о школе, они мне пригодились, благодаря оригинальному взгляду на события, удивительной скромности, полунамекам...
Про наш выпуск вспоминали, что он и удивительно успешный - 100 процентов учащихся поступили в ВУЗы и трудный (незабываемый выпускной звонок, на котором школа была превращена в вокзал и когда директор С.А. Елфимова сказала про нас: <<Да, мы вас ругали, ругали мног>>. Когда, вспоминая наших родителей, нас, нам говорили: <<Вы слишком нас переоцениваете, мы не такие. Много ошибок, в том числе, и роковых, совершали. Принимали обвинения в серости>>.
Когда я общаюсь, с моими одноклассниками, чувствую какое-то осеннее настроение. Но и достойное отношение к жизни, желание учиться, исправлять ошибки. Главной ценностью остаются доброта и семья. А значит надо быть лояльными, любить школу. Когда я спрашиваю, что бы Вы решили в школьных конфликтах, спорных ситуациях, как будто слышу слова великого рокера: <<Я не могу принять сторону. Я не знаю никого, кто не прав>>. И это не льстивость, а жизненная мудрость, не побоюсь этого слова истинно русская софийность. Поэтому на выпускном звонке нам и говорили удивительные слова (которые мы опишем далее) и возлагали на нас большие надежды. Директор Светлана Алексеевна Елфимова говорила:
<<Они не ожидали от Вас
Непременной известности;
Но ожидали всегда
Запас порядочности и честности>>.
Классные руководители тоже читали удивительную красивую и мудрую прозу, поэзию.
Классный руководитель Наталья Петровна Завьялова прочла:
<<Думали: нищие мы, нету у нас ничего,
А как стали одно за другим терять,
Так сделался каждый день
Поминальным днем, -
Начали песни слагать
О великой щедрости Божьей
Да о нашем бывшем богатстве>>.
Классный руководитель Наталья Алексеевна Цуринова удивительно проникновенно сказала: <<Дай вам Господь терпение принять то, что вы не в силах изменить, дай вам силы изменить то, что возможно, и дай вам мудрость научиться отличать первого от второго>>.
Е.А. Наймарк, методист, преподаватель, педагог.
Глава 1. Основание Училищного дома им. А.С. Пушкина, первые годы работы.
Требования к историческим работам про школу должны повышаться. Впервые предпринята попытка создать серьезное авторское объективное исследование-нарратив про школу. Цель: подтвердить уникальный исторический статус школы Љ 80.
Задачи:
1. Изучить историю училищных домов России и Санкт-Петербурга и место Училищного дома имени А.С. Пушкина в ней;
2. Изучить историю статуса школа-гимназия Љ 80, выявить причины его понижения.
3. Провести независимое аналитическое мини-исследование с элементами синтеза по историческому вкладу администрации, преподавателей, методистов школы-гимназии Љ 80 в ее развитие.
Польза школе: альбом с будущими фото из архивов, оформление экспозиции музея (стенды, стеллажи), открытие подсекции по истории школ на межрайонную конференцию.
Вспомнились слова писателя М.С. Панича о том, что "стены не передают традиции, их передают люди". Необходимо строить авторское исследование о личностях и проблемах в истории школы Љ 80.
Полезную информацию по истории школы дают: исторические и специализированные, отраслевые архивы; дореволюционная научная литература, редкие современные работы, справочные сайты. Особо надо отметить реферативные, творческие статьи девятиклассниц нашей alma mater одного с нами года выпуска Анны Прокофьевой и Натальи Алексеевой. Они имеют уровень начинающих серьезных исследователей, опубликованы в сборнике лучших работ Петроградского района, поэтому при концептуальном и фактологическом анализе, в основном, мы обращались к ним. Главного внимания заслужили при сборе историографии работы Н.В.Дунаевской , И.Ф. Уткиной . Центральной группой стали краеведческие работы . Громадного осмысления заслуживает повлиявшая на нас художественная книга набросков очень интересных воспоминаний Н.В. Мозженко . Большого труда стоит собирание и анализ монографий по истории образования, училищных домов или сходных с ними учебных заведений.
С помощью информации справочных сайтов изучим историю Училищных домов Санкт-Петербурга. Ниже приведена модель формирования решения о строительстве Училищного дома и фото для сравнения проектов И.И. Яковлева .До 1895 года каждое начальное училище представляло собой по сути один большой класс на 50 уча-щихся, помещавшийся в отдельной наемной квартире. В этом помещении отводилась также и квартира для учителя, который преподавал одновременно разные предметы ученикам 3-х отделений, соответственно трехлетнему курсу начальной школы; необходимо отметить и ту особенность начальной школы того времени, что обучение было раздельным: одни школы - для мальчиков, другие - для девочек. Такой тип школы был невыгоден с экономической точки зрения и представлял значительные неудобства в педагогическом отношении, заставлял учителей разделять свое внимание между тремя группами учеников и, таким образом, вести одновременно три различных урока.
С 1895 года Комиссия по народному образованию начала соединять по нескольку школ в одном помещении, устраивая так называемые многоклассные училища. Потребовалось объединить начальные и старшие училища. Появился законпроект об Училищных домах. 6(18) октября 1897 года первый василеостровский училищный дом уже было открыт для приема детей. Торжественное же открытие, с освящением домовой церкви, состоялось 9 ноября. В память об императрице Екатерине II, 100-летняя годовщина кончины
При открытии училища в него вошли пять прежних училищ-одиночек, у которых закончился пятилетний контрактный срок с домовладельцами, и сверх того было открыто 7 новых <<классов>>. Таким образом, училище имело первый выпуск уже в следующем 1898 году (76 детей обоего пола). Первый же выпуск "собственных" детей (200 человек), т.е. проучившихся в школе полный срок, состоялся в 1900 году.
Открылся Училищный Дом им. Александра III, Училищный дом им. Петра Великого. Появился новый Училищный дом на Рыбацком проспекте. Страна с радостью приняла очередную реформу по оптимизации государственного российского образования. Как будет видно далее, в Училищные дома выстраивались километровые очереди, особенно в наш Училищный дом им.А.С. Пушкина, который хорошо знали в округе.
Эта школа заслуживает блестяще написанной истории. Как говорила методист по русскому языку Н.В. Мозженко, <<здесь стены намолены и все дышит Пушкиным>>. Даже первые годы его создания показывают, с каким трепетом надо готовить городской памятник поэту. Что получилось, а что не очень, показано в данной статье и в этом заключается это вклад автора в формирование исторической памяти о школе.
По самосознанию школа близка к уникальному заведению -Царскоселькому лицею. Училищный дом имени А.С. Пушкина и был построен вблизи Александровского лицея - перевезенного в конце XIX века Царскосельского лицея, также не сохранившего свой статус после революции, а получивший имя В.И. Ленина.
Комиссия по народному образованию в конце 1898 года подняла перед Петербургской городской управой вопрос о необходимости создания памятника поэту, имеющего общественный характер, <<чтобы вечно был он на виду обывателей столицы, которые при взгляде на предполагаемый памятник переносились бы к славе русского поэта; памятник этот должен служить не только украшением городу, но и удовлетворять одной из насущных потребностей обывателей>>. Чтобы представить, сколько детей устремилось в новое учебное заведение, покажем его особенность и отметим, что в те годы с ночей по близлежащим улицам выстраивались многометровые очереди родителей с детьми на запись в училищные дома.
Место такого памятника должно было отражать символичность замысла. Обсуждалась даже возможность приобретения дома на Мойке, 12, где жил и скончался Пушкин. Однако дом этот уже был ветхим. Решено было выстроить новое здание вблизи Александровского лицея, переведенного из Царского Села на Каменноостровский проспект.
Был выбран свободный участок земли по адресу Большая Оружейная, 14, в современной городской адресной книги улица Мира, дом 18. Городская Дума отклонила ходатайство князя К. А. Горчакова о продаже ему этого участка с целью строительства доходного дома, соседствовавшего с особняками его семьи на Б. Монетной улице.
Для постройки училищного дома на Ружейной в феврале 1903 года был принят проект художника-архитектора Ивана Ивановича Яковлева (1872-1926). Выходец из крестьян Вятской губернии, он в 1900 году окончил архитектурное отделение Академии художеств по мастерской Леонтия Бенуа. Современники свидетельствовали, что он одаренный молодой архитектор избрал стиль зрелой эклектики со свободной компановкой фасада симметричной формы, с подчеркнуто выделенными крупными окнами актового зала в центре. Фасад отличался изысканными деталями, цветом и гербами Петербурга. Высота здания по установленным правилам не превышала ширины улицы, поэтому здание было несколько отодвинуто от лицевой линии.
Торжественная закладка здания состоялась в 1906 году. Председателем комиссии по постройке училищного дома был С. В. Жданов. Он оставался попечителем училища с 1907 года (первого приема учащихся) до самой революции. Надо отметить, что И.И. Яковлев был успешаен, он спроектировал училищные дома им. М.Ю. Лермонтова и Н.В. Гоголя.
О последних отчетах по финансовому балансу строительства школы свидетельствует журнал <<Зодчий>> (1907, Вып. 48, С. 49): "Городской дом имени А. С. Пушкина в СПБ. В 1902 г. городская управа решила построить городской дом имени А. С. Пушкина для народного училища с двадцатью классами на тысячу учащихся на Петербургской стороне, по Б. Ружейной, Љ 14, в память столетней годовщины со дня рождения поэта, поручив комиссии по народному образованию этот вопрос. Комиссия обратилась к четырем архитекторам с предложением представить ей предварительные эскизные проекты. По представлении проектов, комиссия обратилась к И. С. Китнеру, А. Р. Гешвенду (ныне умершему) и Н. Ф. Беккеру, с просьбою рассмотреть представленные проекты. Остановились на проекте арх. И. И. Яковлева, которому было предложено сделать, согласно указаниям жюри, нужную переработку. На постройку ассигновано 265.191 р. 36 к. и с сентября 1905 г. приступили к ней. Здание занимает 424,19 кв. с., общий объем 3.615,01 куб., с.; оно каменное, частью 4-хэтажное, частью 2-хэтажное. Подвальный этаж предназначен для нужд центрального отопления и других хозяйственных нужд. Части зданий с классными помещениями устроены по коридорной системе. Вентиляция двух систем: с побудительной тягой в квартирах и уборных, действующая в течение круглых суток и с электрической тягой в классах, коридорах и др. помещениях с временным пребыванием людей, действующая только во время их пребывания. Отопление пароводяное с котлами низкого давления. Каналы, распределяющие свежий подогретый воздух - бетонитовые в железных каркасах; канализация двора - керамиковая. Фундаменты положены на цемент и под цоколем асфальтовая изолирующая прокладка. Кирпичная кладка здания производилась на смешанном растворе. Полы в классах и квартирах паркетные (впоследствии замененные в вестибюле на кафельные, скользкие), во врачебных комнатах, уборных, вестибюле тоже очень красивые полы и т.п.. Нам известно, что для школы были закуплены уникальные строительные конструкции, дубовая облицовка помещений, американская сантехника, унитазы стремились ставить как бы на возвышениях, а сам проект дома очень выделялся на Большой Оружейной улице. В то время у школы была возможность быстро наладить сторудничество с иностранной строительной фабрикой, зарубежным торговым домом и другими известными поставщиками . Государственный заказ выполнялся исправно.
В Училищном Доме имени А.С. Пушкина действовал храм Введения в Храм пресвятой Богородицы . Были установлены 17 икон, в числе которых: 1. Царские Врата; 2. Спаситель; 3. Богоматерь; 4. Архиепископ Михаил; 5. Архиепископ Гавриил; 6. Тайная вечеря; 7. Запрестольная икона Воскресенье Христа; 8. Две <<однофигурные>> (по словам из отчетной росписи в подкомиссию по устройству Училищного дома) иконы на отдельных листах; 9. Три иконы над иконостасом . Это была освященная действующая церковь со святыми дарами в маленьком ковчеге, над которыми молились в алтаре.
Возглавила школу директор А.Ф. Докучаева. Экзамены успешно держались наравне с известным Училищным домом имени Петра Великого (ныне-Нахимовское училище). В первый же учебный год данному испытанию подверглись 7 мальчиков, 45 девочек. Стандарты и программы Училищного дома, в основном, были однотипными, интересна атмосфера, когда наряду со строгой методикой, применялась все более активно входящая в жизнь социума педагогика: <<Темы для письменных испытаний: по русскому языку - изложение и по арифметике - численный пример и задачи из сборника, который рассылается экзаменационным комиссиям. (...) В письменной работе одинаковые ошибки в одних и тех же словах (но не в разных), хотя бы и несколько раз повторенные считать за одну ошибку. Ошибки, исправленные самим учащимся по требованию экзаменационной комиссии, не учитывать
Порядок устных испытаний: 1) Закон Божий; 2)Чтение славянское; 3)Чтение Русское с передачей прочтенного по частям и разбор синтаксический и этимологический; 4) Вычисление устного и письменного примеров и задач>> . Выпускникам выдавалось удостоверение о выдержанных экзаменах, свидетельство комиссии, <<Евангиле>>, <<Путеводитель по Санкт-Петербургу>>. Надо бы посмотреть, как обстояли дела с профориентацией на благо Отечеству. В 1909 году училище стало четырехклассным.
В 1916 году Училищный Дом имени А.С. Пушкина закрыли, здание отдали под лазарет, а по сведениям С.Е. Глезерова, Н.Ф. Дунаевской, после революции тут располагалась районная продовольственная управа, в то же время Н.К. Алексеева исследовала, что здесь располагалась Единая трудовая школа , мы считаем, что нельзя утверждать определенно о статусе учебного учреждения. Так уж было поставлено и заведено в данном здании, что вряд ли оно подверглось настолько разрушительной ликвидации церковных ценностей, гражданского оборудования в годы Гражданской войны, что было заколочено и пустовало, мы можем строить гипотезы, как и о Продовольственной управе, так и о некоем подобии учебного заведения с книгами в те страшнейшие годы становления советского образования и безпризорщины. Считаем, что дети Петрограда сюда приходили всегда. Это учреждение собирало всех, кто к нему взывал, может поэтому его порядки позволили ему одно время являться детским домом Љ 6. А на улице Мира в то время во всю искали преступников, тунеядцев, беспризорников, черные машины-"воронки" задерживали всех неугодных новому тоталитарному режиму. Думаем, при этом нашего учебного заведения боялись за строгость нравов и политизированность, но многие его ценили и чувствовали благодарность, хоть за какое-то приращение грамотности и сохранение здоровья. Отметим, что если в 2007 году справлялся именно столетний юбилей учебного учреждения, а не столетие работы Училищного дома имени А.С. Пушкина, то школьные историки еще не утвердили право свидетельствовать, что учебное заведение работало бесперебойно в качестве полезного и образовательного, закрываясь только в период Великой Отечественной войны. В 1923-м открылась Трудовая школа Љ 180 (срок обучения - 5 лет, возвращаемся к этому названию переходного периода). С 1927 года было введено 7 летнее обучение, школа получила статус фабрично-заводской. Было заключено соглашение с заводом <<Электрик>>, осталось найти удостоверения, позволяющие пребывавшим здесь детям применять новые навыки.
Глава 2. Расцвет после революции. Первая образцовая школа РСФСР.
Особого внимания заслуживает период возвращения передовых позиций школе в городе в 1930-е годы. Н.В. Дунаевская говорила как будто петербургскому историку, журналисту С.Е. Глезерову: "Вы часто ставите в пример гимназию Мая и другие учебные заведения дореволюционного Петербурга, а ведь советские школы 1930-х годов достойны не меньшего внимания. Прочитайте мою книгу <<Первая образцовая школа РСФСР>>, и вам все станет понятно".
Перед Училищным домом (уже утраченное звание которого помнили, но не ставили себе в преимущество) встала необходимость повышение статуса и систематизации образования. Известность к школе пришла в начале 1930-х годов, когда во главе встала недавняя выпускница Ленинградского государственного университета Мария Яковлевна Перкина - первый представитель "новой интеллигенции" среди педагогов школы.
В 1931 году заведение получило имя Первой образцовой школы Петроградского района. К 1932 году в городе было порядка десяти образцовых школ. Педколлектив состоял из представителей дореволюционной школы и новой плеяды учителей, получивших образование уже при советской власти. А затем была победа на всероссийском конкурсе образцовых школ, проведенном Наркомпросом в 1932 - 1933 годах.
Был сколочен коллектив, который, в современной России назвали бы сплоченной командой. С сожалению, мало сведений о рабочих отношениях внутри него, однако сохранились известия о учителях, парторгах, методистах и старшеклассниках. Директор М.Я. Перкина, завуч М.А. Митропольская, профессорско-преподавателтский состав Вузов, преподаватели школы: Н.М. Гердзей-Капица, Е.О. Александрова, Е.М. Рутковская, О.Л. Петрольц и многие другие. Школа получила во всесоюзном конкурсе значительную премию не только в фонд учебного заведения и лично учителям, но и принесла финансовое поощрение району. Были выданы самые основные премии: 25 московской школе, Петроградскому районному совету 100000 рублей, школе-10000 рублей, М.Я. Перкиной-1000 рублей .Наградой ей стало преходящее знамя. С 1933 года она носит имя школы А. В. Луначарского.
В электронном справочном материале школы и литературе интересно изложенряд биографий учителей Первой образцовой школы, что очень важно для исторического сочинения. Поскольку наиболее глубоко и вдумчиво о преподавателях школы Љ 80 мы можем прочитать в книге Н.Ф. Дунаевской, то остановимся лишь на троих педагогах, рассмотрев гипотетически, кто из них мог сыграть большую роль в повышения статуса школы и приведем краткий список:
1) Профессор физики Д. А. Александров, 2. Преподаватель по обществознанию и истории М.Я. Перкина, 3. физик К. Н. Елизаров, 4. Преподаватель истории и обществознания Н.В. Андриевская, 5. Педагог по биологии Е.И. Воронова, 6. Географ Н. Н. Золотавин, 7. Педагоги -историки М. Ю. Поволоцкая и Р. М. Ховина,
1. Словесники М. П. Касторская и С. Ф. Рыскина, С.П. Еремеева, 10. Преподаватель иностранного языка Н.М. Гердзей-Капица, 11. Словесник, библиотекарь Н. С. Серова, 12. Преподаватель биологии Е. О. Александрова, 13. Преподаватель химии С. Е. Чертова, 14. Методист, преподаватель физкультуры Ю.А.Огановский, 15. Педагог по труду К.Л. Демурина, 16. Преподаватель по физике К.Н. Елизаров, 17. Преподаватель по военному делу М.И. Елисеев, 18.Преподаватель Н.Н. Загрубский, 19. Преподаватель по рисованию и черчению Д.Г. Иванов-Бежецкий, 20.Преподаватель по русскому языку З.П. Каверзнева, 21. Преподаватель М.П. Касторская, 22. Педагог по труду А.П. Келлер, 23. Педагог по русскому языку и литературе Л.А. Кольчевская, 24. Учитель по математике А.Л. Лейберова, 25. Преподаватель по математике М.А. Митропольская, 26. Преподаватель по немецкому языку Г.В. Мирашевская, 27. Преподаватель по географии Н.М. Мозина, 28. Преподаватель по биологии Е.М. Рутковская, 29. Педагог по математике П.И. Савина, 30. Преподаватель музыки и пения Л.В. Синилов, 31. Преподаватель танцев В.В. Хавский, 32. Преподаватель английского языка Е.А. Шиманская.
Некоторые были выделены на всесоюзном конкурсе 19 февраля 1935 года, особенно завуч М.А. Митропольская (руководившая школой за два года до М.Я. Перкиной, сформировавшая для нее стабильную основу) и старейшие учителя школы, каждая личность из которых нуждается в исследовании. Примечательно, что выпускники тех лет, несмотря на высокое качество преподавания вспоминали своих педагогов в первую очередь именно как воспитателей. В этом заключается особенная скромность советской интеллигенции.
Ценна биография профессора Д. А. Александрова (1879-1942). Он был по рождению столбовым дворянином. Блестяще закончив университет, он стал преподавать физику, химию и астроќномию в Кадетском корпусе. После революции читал лекции в рабочих клубах, матросам в Кронштадте.
Свободная энциклопедия Интернета выдает более детальные сведения: "Даниил Александрович Александров, происходил из старинного дворянского рода, поступил в Петербургский университет на естественное отделение, за участие в студенческих волнениях исключался из университета, но все же смог успешно его закончить. Жена, Елизавета Иосифовна Бартошевич, происходила из польского дворянского рода, окончила Педагогический институт. При Советской власти он стал директором 16-ой средней школы, был членом Петроградского Совета, а (его) жена - членом Ленинградского Совета. В 1930 году по причине беспартийности он был отстранен от должности директора школы". Его сын - академик АН СССР А.Д. Александров. В наше время по школе ходили слухи, что Д.А. Александров - автор учебника по физике, интереснейший лектор.
В школе осталось предание о профессоре: он спрашивал каждого с незабываемой строгой интонацией: <<Гуманитарий или математик?>> Это была прямая необходимость знать внутренний мир ученика. Данила Александрович умер от голода весной 1942 года.
Преподаватель иностранного языка Н.М. Гердзей-Капица (1897-1977) происходила, видимо, из дворянского рода и запомнилась выпускникам строгостью, стойкостью. Родилась в высокообразованной семье действительного статского советника, в которой царила демократическая атмосфера и приветствовались высокие общественные идеалы. После работы медсестрой на фронтах Первой мировой войны, работала в детской колонии, одновременно училась на филологическом факультете Петроградского университета при Александринском театре. С 1925 года работала учителем английского языка в трудовой школе Љ 180. Получила звание "Народный учитель РСФСР" за подготовку текста Конституции СССР 1936 года.
М.Я. Перкина (1906-1968) , уроженка Витебской губернии, известна своей самоотверженностью. Грамотный администратор, долгое время работала в школах Союза, в годы безработицы поработала даже в Ленинградском Ботаническом Саду. Многие задавались вопросом, почему она не смогла создать свою собственную семью. Возможно, как писала Н.В. Дунаевская, детьми ей стали сотни ребят Первой образцовой школы. Ей доверяли, она воспитывала справедливость. В годы репрессий она защищала, как могла, многих. Возможно, это помогло выстоять блокадным мальчикам и девочкам из повести М.С. Панича <<Такие мальчики>>. О школе М.Я. Перкиной писала О.Ф. Берхгольц-противница мучительного сталинизма. Опытом директора интересовались в Европе. Но самое главное- она учила детей справедливости, один раз извинялась за учительницу перед обиженным классом и т.п. Ей открыто и искренне написал выпускник Георгий. Эпштейн, муж Искры Уткиной. Писал о том, что не может терпеть несправедливость репрессий, направленных против отца, о том, что навсегда останется беспартийным коммунистом, так как во лжи у него нет сил пребывать, требовал разбирательства на уровне справедливого суда. Г. Эпштейн погиб на фронте . Его письмо осталось долгое время тайным у директора, ведь М.Я. Перкину боялись и очень почитали. Ее выпускники вспоминали в повести <<Такие мальчики>>: <<С ней всегда был спокойный разговор, а мы обмирали. В ее руках была власть - власть осудить или одобрить. Нет, это не о диктаторской власти разговор, а о силе человеческой личности, когда его учит... учитель>> .
Об этом времени делится воспоминаниями инженер-лейтенант, профессор Инженерно-Экономического Университета, д.т.н. Р. Ф. Жуков: <<В школе действовало такое самоуправление, в которое брали не за отличные и хорошие отметки по предметам, а за молодежную активность, самостоятельность, понимаете. И эти ребята, парни, девчонки, поворачивали управление к себе, брали бразды в свои руки, слабейшие уходили>>.
В школе было 80 репрессированных родителей. Пересуды и искусственные "клейма" никогда не входили в обиход школы. Люди трудились, общались, любили и расставались. Они думали о светлом будущем, о благе страны. Оптимизм читается на лицах счастливой, смеющейся взрослой молодежи, сфотографированной, выходящей из школы (см. соответствующий раздел "Первая образцовая школа Петроградского района" Центрального государственного архива кинофотофонодокументов). Когда смотришь на такие искренние фото, открытые лица, думаешь о возможной важной миссии школы воспитывать интеллигенцию. Возможно, школа 80 уже тогда взяла на себя задачу восполнить антропологическую катастрофу сталинизма (о чем пишут современные историки, и с чем отчасти согласен автор) за счет формирования гуманного, интеллигентного человека. Насколько это получилось, не берутся рассуждать выпускники тех лет, не возьмемся и мы.
Благодаря, инициативному, самостоятельному, творческому директору М.Я. Перкиной школа получила не только статус Первой образцовой и выиграла всесоюзный конкурс, но и стала стабильно развиваться. Фактически речь шла о создании авторской школы в тяжелых условиях. В хранилище школы есть несколько фотографий М.Я. Перкиной, в архиве кинофотодокументов сохранился интересный экземпляр ее полупрофиля, она усталая женщина, с очень доброжелательным взглядом, мягкими густыми коротко красиво подстриженными волосами (каре), тепло и уютно одетая. Прямой взгляд, достаточно грубое лицо выдает простонародное происхождение (она родилась в крестьянской семье, приехала из Витебской губернии), при этом у нее была хорошая репутация, она пользовалась авторитетом, благодаря большой человеческой порядочности в самое жестокое время в истории школы и высочайшей грамотности. Как отмечалось, она окончила в 1925 году Петроградский университет. Директор профессионально организовала работу предметных объединений, выстроила систему образования, комсомольской деятельности, в школе не было травли репрессированных, Будущий начальник РОНО, М.Я. Перкина до ночи занималась политическим воспитанием молодежи. Добросовестный обществовед, она одинаково много внимания уделяла изучению в школе технических и гуманитарных дисциплин. Особым делом школы стало перевоспитание трудных подростков. В Центральном государственном архиве кинофотофонодокументов видное место занимает снимок <<Роль комсорга в школе" (13 января 1936 года). Очень грамотно сделано описание людей с открытыми веселыми лицами, для которых школа была не последним словом: Саша Харитонов, Володя Соколов и Володя Зимин в прежнем трудновоспитуемые ученики 1 образцовой школы. Сейчас они друзья и активисты комсорга товарища Альперина. Они дают ему обещание стать передовыми ребятами школы>>. Атмосфера содружества и воспитание ответственного, порядочного человека, простой язык ребят, которые могут не только следовать примеру, но и подавать пример - заслуга учителей, комсоргов, молодежи. Даже если фотографии ребят с комсоргами постановочные, в них заметно настроение оптимизма, вдумчивости.
Передовые позиции школе обеспечили образование и культура. Из материалов Центрального государственного архива кинофотофонодокументов видно, что в 1934 году профессор ЛГУ Н.Н. Добронравов читал лекции школьникам. Сохранился кадр с интереснейшим уроком химии, проведенным им. Класс из разных детей показал свою занитересованность темой "Жидкий воздух". Оборудование школы позволяло такие не самые дешевые для нее эксперименты. Учащиеся получили опыт обучения у образованнейшего ученого и понимание требований самого известного высшего учебного заведения в городе.
На другом фото Центрального государственного архива кинофотофонодокументов показано, как жила память о А.С. Пушкине в школе, которая до революции носила его имя. Кадр 1934 года свидетельствует о том, как преподаватель композиции музыкального училища и школы-десятилетки при Ленинградской консерватории и Дворца пионеров композитор А.П. Гладковский учит пионеров партитуре оперы <<Сказки о царе Салтане>> со специальным методическим оборудованием (подробным стендом об опере) и сопровождающим его учителем. К сожалению, в разделе архива по отмечанию юбилеев А.С. Пушкина материалов, свидетельствующих об особых заслугах школы в этой области не было выявлено, однако Н.В. Дунаевская привела несколько фактов, наводящих на мысль, о том, что память о необыкновенной роли А.С. Пушкина в школе еще жила. В сборнике НМЦ 1998 года о школах района написано об этом так: школа не выделялась в 1937 году в праздниках, посвященных памятной дате поэта, однако спустя 25 лет заговорила о себе в полный голос . Об этом еще будет написано далее.
Глава 3. <<Война разделила нашу жизнь напополам...>>
Умнейшая общественность школы понимала: война неизбежна, подготовиться же к ней не представлялось возможным. После 22 июня 1941 года школа перешла на военный режим. Актив школы вместе с М.Я. Перкиной дежурил на крыше. Отряд старшеклассников из 80 человек отправиться строить аэродром в Ольгино. Под руководством М.Я. Перкиной произошла эвакуация младшеклассников.
Вторая мировая война и Блокада унесли сотни жизни "людей школы". На ул. Мира, 18 стал работать госпиталь. Война разделила жизнь ветеранов пополам. Мудро о них сказано: "Помните павших, это нужно не им, а Вам, оставшимся". Список погибших, который занимает видное место в школе:
Во время войны многие "люди 80-й школы" проявили героизм. Одним из самых ярких выпускников, совершивших подвиг, стал герой СССР (посмертно) Михаил Алексеевич Малиев. По словам современных хранителей школьного музея, мама Михаила передала все возможные документы сына школе. Доподлинно известно, что он погиб, создавая переправу для техники и войнов через Днепр - утонул, раненный осколком немецкого бомбардировщика с воздуха. Он и воспоминания о нем в школе описываются также в повести "Такие мальчики" . В честь его героической памяти было организовано движение - "малиевцы".
В школе известен и тот факт, что ее выпускник А. Т. Бобров одним из первых водрузил знамя над Рейхстагом 1 мая в составе 79 корпуса 3й ударной армии В.Н. Макова. В 1990е годы об этом много писали в газетах. Была версия, что он даже опередил в этом акте М. Егорова и М. Кантарию.
Про активную деятельность директоров после Великой Отечественной войны, администрации школы известно не так много, как хочется. В 1945-1955 годах школа стала называться средней школой Љ 67, в 1956-1961 годах - интернатом Љ 6. Постепенно образование с 5летнего, 7 летнего приближалось к 10-летнему. Встал вновь вопрос о повышении статуса, школа должна была, по сути, подвижнической деятельностью показать свою мобильность, готовность вновь, как и во время директорства М.Я Перкиной самостоятельно и креативно выполнить общественный, государственный заказ. Заслуженный учитель школы РСФСР, директор ИУУ, начальник главного управления народного образования Ленинграда Валентина Федоровна Терещук столь профессионально руководила школой, что примером и для современных учителей, школьников школы Љ 80 остается то яркое событие, когда за один день школа, после ремонта переехала из здания на углу Введенской в помещение Училищного дома. Все оборудование: парты, шкафы, доски, наглядные пособия - все перевезли, перенесли на себе, потом мыли, красили, приводили в порядок, обустраивали родную школу, которая для многих, как будет далее более наглядно видно, - второй дом.
Глава 4. 1950-1960-е годы.
В 1950-х годах страна стала отогреваться от сталинского террора хрущевской "оттепелью". В конце десятилетия учителя вышли на улицы требовать повышения заработных плат. Наверняка в школе Љ 80 также была развитая и умная школьная общественность. В 1960-х годах сотни школ по всему Союзу стали получать звание языковых. В Центральном государственном архиве кинофотофонодокументов сохранилось любопытное свидетельство 14 февраля 1961 года, которое говорит о том, что школа была вполне готова к получению нового статуса. На снимке из фотохроники ЛенТАСС лаборантки и ученицы школы Љ 80 Наташа Вейцман, Нина Кочеткова извлекают серебро из отработанного фиксажа. Они занимались такой переработкой в рамках школьного небольшого предприятия <<Завод ОВС>> и переправили на Московский завод вторичных Ценных металлов 5 кг. чистого серебра. Девочки не только приносили вклад в пятилетки, но учились самостоятельности в делах, будущих заработках, как молодежь в фильмах <<Доживем до понедельника>>, <<Розыгрыш>>. Школа показывала свою состоятельность, благодаря междугороднему обмену, приближалась к более повышенному статусу.
С 1962 года школа получила статус школы с углубленным изучением английского языка. Она не раз подтверждала его на различных конкурсах по языкам, инноватике, взаимодействию с вузами В 1980-х годах к языкам стали относиться наиболее серьезно (хотя бы из-за возможности лингафонного, дистанционного оборудования, компьютеров), важно было развивать это направление, не потерять "планку".
Как отмечено, о Валентине Федоровне Терещук осталась добрая память в школе. Она была известным лидером в образовании Санкт-Петербурга. Недавно в журнале СПбГУ была опубликована ее интересная биография. Там написано о том, как она возглавила Комитет по образованию: <<Валентина Федоровна Терещук - выдающийся учитель и руководитель, заслуженный учитель Российской Федерации, кавалер ордена "Знак Почета", ветеран труда, житель блокадного Ленинграда. Окончила филологический факультет ЛГУ в 1952 году. О ней вспоминает (доцент АППО) Д.Н.Мурин: "Неформальный лидер. Уже на факультете она была заметна. Михалевская, Медведковская, Пожарищенская ГЭС стали нашей общей прекрасной студенческой юностью. Валя (тогда Валя Ильина) - бригадир землекопов, самой многочисленной "орды" студентов-строителей>> . После окончания Университета - работа в школе в качестве учителя русского языка и литературы и директора. И уже в 1965 году - директор Ленинградского городского института усовершенствования учителей. Под ее руководством происходил переход на новые программы, она проявила себя как умелый организатор переподготовки педагогических кадров. Высокий профессионализм, принципиальность, доброжелательное отношение к людям, кипучая работоспособность, в т.ч. участие в комиссиях и заседаниях от гороно до обкома партии. В 1973 году В.Ф. Терещук была переведена на должность третьего секретаря Фрунзенского райкома партии. А потом до 1983 года - председатель Комитета по образованию Ленинграда. К этой должности Валентина Федоровна Терещук была подготовлена всем своим предшествующим опытом работы и жизни". Главный вклад в развитие и школы и повышения ее статуса заключался в том, что на принесла ей отличительный статус и смогла стать директором, когда М.Я. Перкина возвратилась работать завучем в школу 67, а многие довоенные учителя вновь заняли свои посты. Остается сожалеть, что она пробыла директором мало, а потом занималась административной и педагогической карьерой.
. Выпускники 1930-1950-х годов стали чаще встречаться. Среди них немало героев, профессоров, известных петербуржцев. В частности, известный российский профессор, историк Р.Ш. Ганелин. Вспоминает Г. В. Поповченко, дочь учителя иностранного языка Марцеллы Степановны Багрий в годы, когда директором стала В.Ф. Терещук: <<Я очень хорошо помню, как мы, ученики четвертого класса, стояли на сцене в актовом зале, где когда-то был алтарь храма иконы Божьей Матери Всех Скорбящих Радость на месте явления Пресвятой Богородицы , и вдохновенно и торжественно пели <<Бухенвальдский набат>>. Учитель музыки тоже был энтузиастом, мечтавшим о гастролях по стране вместе со своим хоровым коллективом.
Когда мы учились в школе на улице Мира, никто из нас не слышал об Училищном доме им. А. С. Пушкина, но стены, воздвигнутые в честь его столетнего юбилея, творили свое благое дело. Именно ему, великому поэту России, был посвящен литературный вечер, за отличное исполнение роли в котором я получила в подарок книгу с дарственной надписью и печатью школы. Мне удалась роль старушки матери из поэмы <<Домик в Коломне>>, а роль Мавры исполнял Саша Кузнецов, который тоже изучал английский язык в группе Марцеллы Степановны. Теперь Александр Игоревич Кузнецов - чрезвычайный полномочный посол Российской Федерации в Испании. Костюмы для спектакля были взяты на Ленфильме, в этом юным актерам помог папа Дмитрия Светозарова, известного ныне по сериалу "Улицы разбитых фонарей " кинорежиссера.
Половина нашего класса посещала занятия литературного клуба <<Дерзание>> во Дворце пионеров - в Аничковом дворце. Мы стремились получать качественные дополнительные знания и в Государственном Эрмитаже, где в <<Клубе любителей искусства>> - специальном отделе просвещения школьников, посещали занятия, которые проводились в залах одного из лучших музеев мира. Нас мотивировала к этому наша родная школа Љ 80>> .
В конце 1960-х -1970-х годах ветераны встречались не часто в школе, хотя официально они допущены туда один раз в неделю. Новые директора Анна Ивановна Воронова и Анна Михайловна Ефремова, несмотря на официальную горячую поддержку движения ленинцев-ветеранов войны, выпускников школы фактически закрыли им путь к созданию объективного музея. Стенды, которые удалось создать, были выброшены на помойку. Против ветеранов настроили педагогов и учащихся. Особенно непримиримую позицию заняла учитель географии. Письма учеников школы, бережно собранные в коллекцию, были найдены в 1990-е в вентиляционной трубе . Автор знает горечь, когда школа фактически закрывает двери для неравнодушных к сохранению ее наследия людей, тогда говорятся в ответ суконные канцелярские фразы: <<нам не нужна эта история" и т.д. Н.Ф. Дунаевская посвятила этой проблеме главу "Утрата взаимопонимания>>. Надо набраться как можно больше терпения, выдержать, достичь целей. Подвиг ветеранов в войны в преданности своей родной школе неоценим. На закате серых будней непонимания поколений, администрации, выпускников в школе приняли твердое решение - показать городу свое историческое наследие.
Глава 5. Долгожданный расцвет 1980-х-1990-х. <<Говорит и показывает школа-гимназия Љ 80>>.
7 февраля 1987 года был открыт стабильно действующий музей школы. Ответственным за это событие городского уровня стал главный завуч в команде нового директора Л.М. Шуляковой В.А. Румянцев .
В начале 1990-х годов на улице Мира, дом 18 стала работать школа-гимназия Љ 80. Гуманитарному сектору придали неведомую до этого важность, был план выделить часы на иностранную литературу как предмет, она преподавалась и на английском языке. Начался активный обмен с Соединенными Штатами Америки. Исследовательская, музейная деятельность приняла небывалый размах. Школа стала городской площадкой для педагогической практики РГПУ им.А.И. Герцена. В последний момент мы получили в районном отделе образования копию Приказа районного отдела народного образования Љ 23 от 01.02.1995 года под названием <<О присвоении статуса школа-гимназия>> школе Љ 80. С огромными научными проблемами нам по почте пришел Приказ управления образования (РОНО) Территориального управления Петроградского административного района Санкт-Петербурга Љ 275 от 21.06.1999 на основании приказа Комитета по образованию Љ 409-А от28.05.1999 года под названием <<Об изменении сети государственных образовательных учреждений в 1999-2000 учебном году>> гласит о внесении изменений в сеть в связи с переименованием государственного образовательного учреждения среднего (полного) общего образования школы-гимназии Љ 80 Петрогррадского района в государственное образовательное учреждение среднего (полного) общего образования школу Љ 80 с углубленным изучением английского языка Петроградского района (с подписью Начальника управления Тариты Л.Г.-ЦГА СПБ. Ф.3102. Оп. 3. Д. 105. Л. 158), на котором написано "Прислано по запросу Наймарк Е.А. с пометкой " размножению не подлежит"". Нам сделали исключение, т.к. мы автор многих исследовательских опубликованных трудов по истории гимназии Љ 80. И многолетним честным сбором информации, часть из которой показана выше, удалось заслужить научное признание в архиве. Ниже в приложениях приводим наши методические и художественные материалыКогда автор статьи начал только теоретически занимался исследовательской деятельностью со школьниками в АППО, Аничковом дворце, РГПУ еще в 2001 году, школа была в числе 9 лучших учреждений города. На вступительных экзаменах в Вуз вспоминали наших учителей по английскому языку. Блестяще работала система УПК, факультативов. Школа ездила два раза в год на туристическую базу в Орехово. Учителя снимались в передаче "Мама, папа, я- спортивная семья", тщательно готовили спортивные выезды. Постепенно налаживались связи с Лицеем им. А.М.Горчакова (Павловск), куда перешел работать один из самых креативных педагогов, историков, многократные победитель внутреннего конкурса <<Учитель школы>> Борис Владимирович Неупокоев. Он - выпускник 80 школы, почти ровесник Наталии Юрьевны Сидоровой и Юрия Владимировича Козырева. Им организовывались походы на Хибины, КВН, концерты, театральные постановки, выпускные вечера. Учителя соревновались с учениками в тонком интеллектуальном юморе, находчивости, умении петь хором с залом в том числе и в зале Артиллерийского училища (особенно блестящим было исполнение <<Замыкая круг>> <<Машины времени>>). Обязательным требованием к Пушкинской неделе были конкурсы спектаклей по сказкам поэта, которые оценивало строгое жюри. Заключались многочисленные договоры с Вузами. Стала издаваться газета "Винегрет", получившая первые места в городских конкурсах школьной прессы.
Как отмечалось, возглавила это движение новый директор Заслуженный учитель РФ Л.М. Шулякова (про нее вспоминали <<сама забирала старшие классы себе, которые не доучили математике>>), которая сразу увидела в нашей школе пользу и дала дорогу тогда еще совсем юным комсоргам, а теперь администрации школы. Почетный работник образования РФ, нынешний директор школы к.п.н. Ю.В.Козырев (тогда завуч по общим вопросам) стал руководить исследовательской деятельностью школьников, а Почетный работник образования РФ, Н.Ю. Сидорова быстро зарекомендовала себя как блестящий словесник, сильный литератор, консультант. Л.М. Шулякову на посту директора сменила Почетный работник образования РФ, после своего директорства в нашем Училищном Доме успевшая побывать начальником РОНО С.А. Елфимова, при которой школа стала нарядной, динамично развивающейся. Она приглашала на работу преподавателей, заключила множество договоров, в том числе и с Социологическим центром <<Геллап медиа>>. В школе сформировался "ближний круг" достаточно прагматично настроенных администраторов, учителей, которым приятно встречаться на выпускных звонках. Приглашали в гости в школу наших классных руководителей, бывших завучей: преподавателя математики (ныне-в гимназии Љ 610 Петрогадского района) Н.А. Цуринову и учителя географии, труда Г.В. Пичугину.
Учителей, которым мы благодарны, много. Это Соросовский учитель, физик Т.И. Самсонова (на пенсии), химик Т.Г. Кимеева (ныне Римеева, работает в 241 школе Адмиралтейского района, с теплотой вспоминает о выпусках нашей родной школы Љ 80, блестящий классный руководитель), филолог (английский язык) С.Ю. Тюнина (работает в Каннаде), филолог (английский язык) Л.М. Пономаренко (завуч, очень любит школу, стажировалась заграницей, бывший блестящий классный руководитель), филолог (английский язык) А.М. Раппопорт (работает в США), филолог (английский язык) И.А. Абрамова (работает в США), филолог (русский язык) Н.П. Завьялова (преподаватель), к.т.н., информатик Л.Р. Окова (строгий завуч, научный руководитель школы Љ 80), биолог Л.П. Кириллова (любимый детьми учитель 80 школы, влюбленный и ныне в свою работу), биолог Ю.А. Даринская (специалист). В школе работают новые интересные, сильные учителя, трудятся учительские династии Булучевских, Гукасовых одиннадцать лет жизни автор отдал своей любимой школе (десять лет учебы, один год учительства). Продолжает трудиться один из старейших педагогов и филологов школы Л.А. Куркчи, отдавшая свой кабинет под Пушкинский уголок в декорациях Ленфильма. Мне бы хотелось, чтобы на этих страницах примирились, те, кто поссорился в жизни и пришли Прощение, Покой, Понимание и Гармония, которых так давно ждали. Мой выпуск - тоже совсем небольшая веха в школьной истории, 100 процентов выпускников поступили в Вузы, половина из них в СПбГУ. Абсолютное, подавляющее число-бюджетные места.
Автор данной работы работал в своей родной школе достойно один год. Преподавателю Вуза, образованному человеку должны давать работать в школе. Тогда и будет возможность реализации проекта <<Интеграция школы и Вуза с углубленным изучением гуманитарных (историко-культурных) дисциплин и европейских методов исследования>>, что я и планирую реализовывать в родной школе, но из-за застойных явлений, нарушений закона, о котоых мы писали в своих трудах, это откладывается на неопределенный срок.
Вспоминает постоянная участница походов, подруга активнейших членов туристического клуба школы моя одноклассница А. Силина: <<Это было мое счастливое детство и юность, во многом благодаря именно этим людям, учителям. Историк Борис Владимирович Неупокоев умеет донести и рассказать историю как интересный фильм, хотелось слушать и слушать, что было дальше. Математик Наталья Алексеевна Цуринова, как вторая мама, строгая и заботливая, будет сидеть с тобой до вечера пока не поймешь, еще и булочками накормит>>.
Говорит подруга А. Прокофьевой, Н. Алексеевой моя одноклассница В. Шувалова (Лавриненко), мечтающая, чтобы ее дети учились в родной школе: <<У меня огромное, тёплое, светлое чувство ко времени, прожитому и проведённому в стенах школы; к людям; ко всему, что наполняло жизнь в тот период. Только с улыбкой, теплотой и лёгкой грустью о невозможности повторения всего пережитого, только так я могу вспоминать школьные годы. Хотя теперь там все совсем не так...>>.
В нашу школу особый отбор. Не зря здесь учатся дети профессоров, потомки дворян . Это элитная школа.
Глава 6. Жизнь Училищного дома имени А.С. Пушкина после лишения статуса гимназии.
Когда мы были выпускниками школы-гимназии, уже тогда началась градация на авторские и нет школы. Школа Љ 80 по этому, порой, формально исполненному качеству, проигрывала. Про потерю статуса я еще давно спросила ответственную за исследовательскую работу в 1990-е годы к.ф.н. Ю.В. Зартайскую. Она ответила: невозможно преподавать три языка столь малыми средствами. Про потерю антропологического потенциала намекнула. А мой любимый школьный психолог Г.В. Воинкова сказала: <<Мы просто отказались готовить соответствующие документы на статус гимназии без приставки "школа-гимназия", это неоправданная нагрузка>>. Однако к ней вернулся статус Училищного Дома им. А.С. Пушкина, статус <<Училищный Дом>> - редкий, исторический, так назван Училищный Дом им. М.Ю. Лермонтова. Современная школа Љ 80 обладает своим образовательным и политическим лицом. Если оно будет симпатичнее и понятнее ее выпускникам, ее статус и положение только упрочится.
Школа сотрудничала с Институтом русского языка и литературы (Пушкинским Домом). Она участвует в конкурсе "Знаешь ли ты Шотландию?". Заключены контракты с ЛЭТИ, ЛИТМО, СПбГПУ, СПбТУ им. М.А. Бонч-Бруевичем. Училищный Дом - победитель конкурса Победитель конкурса образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы 2006, 2011 года, дипломант 1-ой степени конкурса инновационных продуктов в 2009 году, лауреат конкурса инновационных продуктов в 2009 г., Победитель конкурса <<Сделано в Санкт-Петербурге>> 2010 г., лауреат конкурса инновационных продуктов в 2012 году. Эти звания о многом расскажут. Школа стала мобильной, развивающейся, экономичной, будем надеяться, гибкой.
В этой работе (не отчете, не наглядном пособии, но правдивой научно-методической статье), помимо амбициозной цели, есть замысел, идея представить, какие чувства двигали оставлявшими воспоминания о любимой школе. Возможны и неточности. Автор общался с И.Ф. Уткиной, будучи студенткой 3 курса исторического отделения факультета социальных наук РГПУ им. А.И. Герцена. Она очень скурпулезно относилась к воспоминаниям, фактам из прошлого. Прекрасная и очень важная с исторической точки зрения книга про школу Н.В. Дунаевской выдает культуру, интеллигентность автора, ее трепетное отношение к музейной работе, труду ветеранов школы, она собирала письма, свидетельства из прошлого своих одноклассников как драгоценные камни величиной в тысячи карат и оправданно, ведь за ними судьбы, жизни людей. Мы привели письмо М.Я. Перкиной Георгия Эпштейна, мужа И.Ф.Уткиной. Интересно, что основных создателей фильма про школу отличает трепетное, ревностное отношение к своей интерпретации, построению событий. Администрация настаивает на своих заслугах в сохранении традиций, обучению интеллигентных детей, возможности хотя бы материальной реконструкции уникального учреждения Петроградского района. Блестящий ремонт, новая концепция, содержательного отбора наглядного материала для музея... Два фильма, возможности создавать обучающие программы по теме <<Моя страна-мой город-моя школа>>. Главное, на наш взгляд, еще раз обратиться к ценностям, которые положены в основу философии Училищного дома им. А.С. Пушкина. Это чувства верности, любви к школе, ее традициям, уважение к образованию, самостоятельности мышления, речи, которая она прививает. В некоторых жизненных перипетиях это характер, гордость, доблесть, умение высказывать свою позицию с пониманием и осознанием того, как действовать. Любовь к работе, своему дому (а для многих достойных выпускников Училищный Дом им. А.С. Пушкина стал "вторым домом"). Культура уникального Петроградского района рядом с издали кажущейся тихой и спокойной Невой воспитывает любовь к Санкт-Петербургу. Поэтому при написании работ для нашего изобретения-конференции "Северная перспектива" нам видится необходимым в первую очередь ценностно осознавать историю школы, а также представить серьезное исследование после скурпулезной работы с источниками (фотоматериалами, архивами и т.д.). Исходя из конкурсных, выпускных работ, спокойных воспоминаний выпуск 1999 тепло относился к школе-гимназии Љ 80, а Анна Прокофьева даже выразила желание, чтобы на месте пустынного некогда дворика рядом со школой поселился Золотой петушок <<Сказки о Царе Салтане>> А.С. Пушкина. Сейчас там спортивная площадка, о которой выпуски 1990-х могли только мечтать. Радость для маленьких болельщиков петербургского "Зенита". Но ведь культура такого оформления тоже часть философии школы в деле воспитания сильного, выносливого школьника. Идея абсолютно возможного возвращения статуса гимназии школе, более детальной и профессиональной работы с наследием А.С. Пушкина (в том числе и на иностранных языках) с претензией на европейский уровень - не праздна. Она вырабатывалась годами, автор исследовал десятки работ, чтобы впервые высказать ее.
Читателю может показать странным критика современной работы в родной школе. Однако, если даже в 1930-е годы М.Я. Перкина обращалась в Гороно с критикой и предложениями , то сейчас этот самостоятельный взгляд тем более полезен.
Философия школы - это духовные основы (ценности, культурные смыслы) общественной публичной и внутренней повседневной школьной жизни. Чем преподаватель, учитель будет выше обыденных стрессов, больших и малых обид (за себя, свою работу, плоды творчества), чем эффективнее он выстраивает свое сотрудничество со школой, тем более стабильным для него будет кредит доверия учащихся и родителей.
В школе 1990-х годов, помимо того, что началось формирование технической базы, была создана комфортная среда. Использовались современные образовательные, воспитательные технологии, начиная с младшей школы. В частности, технология <<Пряничный домик>>. Открытые мастер классы славились на район, город . Все эти достижения проводились не по рекомендациям <<сверху>>, не с ориентацией на императив "надо", а самостоятельно, от души, творчески.
Сегодня школа занимает стабильные позиции в повышении качества образования. Это происходит за счет использования разработанных годами ресурсов. Пишутся учебные комплексы, ведется опытно-экспериментальная работа, создана база <>. Результаты Единого государственного экзамена позволяют удерживать хорошее положение в районе .
Интересны новые и старые культурные символы школы. Если в 2000-егоды дети поют школе <<О, школа моя, друзья хотят пожелать тебе процветанья!>>, то в 1990-е годы гимн был на слова Ю.Кима и назывался <<19 октября>> (музыка В. Дашкевича). Приводим его часть:
<<Здравствуй время гордых планов,/ Пылких клятв и долгих встреч!/Свято дружеское пламя, /Да не просто уберечь, .... /Под твоей бессмертной сенью/Научиться бы вполне/
В этой песне - дух свободомыслия, творческой самостоятельности, который царит всегда на ул. Мира, 18. Строки из этой песни взяты и в заглавие данного нарратива, где показаны мысли, идеи, расчеты автора, его современников, предков. Остается надеяться, что удалось исследовать, что происходило <<под сенью>> школы Љ 80.
У школы есть достаточно сложная, очень красивая символика, как все, что с ней связано, герб. У школы есть достаточно сложный, очень красивый, как все, что с ней связано, герб. На эмблемтичном гербе эллипсовидная растянутая форма земного шара и профиль А.С. Пушкина и строки <<Отчизне посвятим души прекрасные порывы...>>
Барельеф А.С. Пушкина также встречает всех гостей в вестибюле школы сразу после надписи на входной двери: <<Здесь создается человек, входите с большой любовью и ответственностью>>.
Цель и задачи работы выполнены. Из настоящей работы может получиться "добротный" методический буклет по истории школы. Остается надеяться, что станет она полезной и для других трудов. Ниже приводится список литературы для самостоятельной исследовательской работы педагогов, учащихся из более чем 50 работ. Необходимо еще разрешить некоторые архивные задачи (в ЦГИА СПб, ЦГА СПб, архивах РОО), проанализировать пласт документации, выложенный на сайте школы, возможно написать биографические работы, изучить архитектурные, педагогические особенности школы. Показано, как статус Училищного дома имени А.С. Пушкина возвращен, статус гимназии утерян. В школе не получилось сохранить творческий поход к бережному исследованию наследия А.С. Пушкина. Хочется, чтобы школа дышала благожелательностью, гостеприимством. Думается, что гимназический подход с очень высокими требованиями к образованию восстановим даже при слишком педантичном, очень строгом подходе предметников. Музей школы может быть лицензирован и войти список лучших музеев Петроградского района, города Санкт-Петербурга. Получилось укрепить традицию праздников, строительства музея школы. Летопись школы, Пушкинская неделя (Лицейский бал), день истории школы (обязательные факторы сертификации, лицензирования, аккредитации), ночь в школе для 11 классов - блестящее начало поденной хронологии школы, специальных интеллектуальных конкурсов по истории школы в контексте городской жизни, конференции, исследований на английском языке и с европейскими методами работы.
Автор приносит благодарность за повлиявшие на него книги Н.В. Дунаевской <<Первая образцовая школа РСФСР>>, <<Наше совершеннолетие>> и Н.В. Мозженко <<Окно в колодец>>. Несмотря на то, что в воспоминаниях Н.В. Дунаевской нет сведений о погибших одноклассниках Первой образцовой школы Петроградской стороны, но они есть в книге <<Первая образцовая школа РСФСР>>. Надо отметить, что в книге <<Окно в колодец>> Н.В. Мозженко нет видных воспоминаний о школе-гимназии Љ 80, но они есть в книге Н.В. Дунаевская <<Первая образцовая школа РСФСР>>. Все эти труды стали фундаментом для настоящего исследования. Они дали для данной работы сотни фактов, десятки фотографий и библиографических единиц.
Автор приносит извинения за опечатки, технические погрешности текста. Это объясняется огромным объемом работы, проведенной за три с половиной года.
Могли бы быть использованы книги Е.И. Жерихиной об образовательных учреждениях классического типа , книга по истории училищных домов чуть ли не также как и мы бывшего преподавателя школы, возможно проанализировать больше литературы об Училищных Домах Петербурга, его гимназиях. Вполне реально более эффективно провести историографический обзор. Но это дело будущего.
Строгий читатель упрекнет автора в том, что мало описано недостатков фактологического материала Н.В. Дунаевской, И.В. Мозженко, "промахов" в работе нынешней администрации школы Ю.В. Козырева, Н.Ю. Сидоровой. О многом пришлось умолчать, итак сотни фактов перечислены. Главное, что найдены приказы об основании и снятия статуса школа-гимназия Љ 80 Петроградской стороны. Ведь у нас в городе есть еще Центр образования с таким же номером восемьдесят, но такая школа-гимназия была одна в своем роде. Давно пора об этом написать на сайте образовательного учреждения. Так что недостатки историографического анализа компенсирует достаточно неплохая источников база, основанная не на слухах, сплетнях и идеологических догмах, а на научных документах.
Заключение
В школе Љ 80 все изменилось. Что-то к лучшему, что-то к худшему. Она пережила интересную, сложную историю и достойна процветания, образованных выпускников.
К сожалению, никто из работников школы оказался не заинтересован и не способен повысить статус школы до гимназии. Зато воинственность, недоброжелательность, непорядочность присутствовала во многих их шагах.
Конечно, мы ожидали некоторого содействия в написании летописи школы, гуманности, понимания, интеллигентности, со стороны администрации. Мы этих качеств на момент выхода сигнального экземпляра в печать не нашли. Директор школы Ю.В. Козырев жаловался на нас в Информационно-методический центр. Все это происходило на глазах у коллектива, детей. Ждать того, что самые рьяные учащиеся, даже члены виртуального форума <<Вконтакте>> меня поддержат, не приходилось. Как мы видим, интересное исследование не только не было оценено администрацией школы, но и начались гонения на автора. К сожалению, установилось недопонимание между администрацией и автором книги про истории школы в духе самых некрасивых моментов разрушения школьного музея, описанного Н.В. Дунаевской. Повтор запроса опубликовать историю школы-гимназии на сайте учреждения не будет лишним.
Хотелось бы, чтобы после выпуска сигнального экземпляра недостатки работы были исправлены. Многие редкие архивные фото опубликованы. Единственное, что утешает, что есть хорошие отзывы о данном учебном пособии и работе школы наших одноклассников и пользователей ресурса http://www.shkola-spb.ru:
Одноклассница Вероника Шувалова, домохозяйка, выпуск 1999 года: <<...Прочитала... просто здорово! Очень глубокий подход, узнала много нового! Инересные размышления, ты молодец!
Показала сейчас мужу, ему тоже очень интересно было прочитать, может, поймет теперь меня, почему хочу отдать детей именно туда. Старшему сейчас 3 года, младшему 7 месяцев. Так что до школы время еще есть, желаю ей только процветания>>.
Одноклассник Владимир Василевич, инженер, выпуск 1999 года: <<Очень интересная работа. Не знал, что история нашей школы столь богата. Убежден, что ты прекрасный автор и будешь хорошим завучем>>.
О школе тоже пишут тепло, не зря у автора сложился вывод, что школа когда-то была одной из самых сильных в городе. О ней выпускница 2002 года пишет на сайте http://www.shkola-spb.ru: <<Благодарна завучам. Не могу поверить, что там все так плохо сейчас. И внеклассная жизнь, и поездки в Орехово, кружки и т.п. -все было просто супер! Нас развивали на 100 %, и все, с кем я училась сейчас многого добились! И русский язык - Голубкова Людмила Анатольевна, которая ставила мне 3, и я плакала, зато на вступительных в СПбГУ на Международные отношения у меня была 1 ошибка - запятая, и Алина Юрьевна по английскому языку, и Валентина Сергеевна по географии - все просто замечательные>>.
Мы искренне надеемся, что у школы Љ 80 все будет хорошо, появится автор, который напишет следующую после нашей работу об истории школы. Хочется верить, что она будет еще более профессиональной и доброжелательной.
Библиография:
Архивные источники:
1. Санкт-Петербургский архив кинофотодокументов. Вр 9454, Бр 9403.
2. ЦГА ГФФД. Ар 215911.
3. ЦГА СПБ. Ф.3102. Оп. 3. Д. 105. Л. 158.
4. ЦГИА. Журнал 46, Д. 240, Л. 47-69.
5. ЦГИА. Ф. 217. Оп. 1. Журнал 46, Д. 240, Л. 242.
6. ЦГИА. Ф. 217. Оп. 1. Журнал 46, Д. 240, Л. 243.
7. ЦГИА. Ф. 796. Оп. 188. Д. 2872. Л. 3.
Литература:
8. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0_%E2%84%96_80_(%D0%A1%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D1%82-%D0%9F%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3). Википедия. Статья о школе Љ 80 Петроградской стороны. Просмотр 01.06.2013, 00:00.
9. http://www.shkola-spb.ru/anglijskij-yazyik/80-shkola-s-uglublennyim-izucheniem-anglijskogo-yazyika/ Просмотр 01.06.2013, 00:15.
10. . http://school80.su/ Просмотр 01.06.2013, 00:01.
11. Алексеева Н.К. Тезисы к реферату на тему "Училищный Дом им. А.С. Пушкина". // Моя Петроградская сторона. Лучшие работы по краеведению участников конкурса школьников Петроградского района. СПб., 1997. С.179.
12. Блок М. Школа //Ленинградская правда, 30.12.1984. С. 4
13. Веселов Е. <<Мне еще до Берлина нужно с боем, сестренка дойти...>>//Вечерний Ленинград, 22.06.2005.
14. Веселов Е. Месть немецкой богини // Санкт-Петербургские ведомости, 24.05.2005. С. 1-2.
15. Весь Ленинград. Справочник. Л. , 1935. С. 346.
16. Винигрет- Љ 4 - 1999. С. 5.
17. Вишнякова-Вишневицкая А. Моя петербургская родословная // Моя Петроградская сторона. Люди Петроградской стороны... вчера... сегодня... завтра. СПб., 1998. С. 184-192.
18. Воробьев Ю.Р. Век учись//Санкт-Петербургские ведомости.-2004.-8 апреля. С. 4.
19. Герои Петроградской стороны. СПб., 2010.
20. Глезеров С.Е. Свобода личности выше догм. Так было заведено в Первой образцовой школе. //Санкт-Петербургские ведомости-.Љ 170 от 07.09.2012. С. 1-2.
35. Козырев Ю.В, Окова Л.Р., Сидорова Н.Ю. Модель проведения уроков на основе технологии решения проектных задач// Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования - Љ1 -январь-февраль- 2011. С. 14-21
36. Краткий отчет о постройке городского училищного дома имени А.С. Пушкина. Спб., 1907.
37. Лейберов И.П., Ходанович В.И. Особый протест (страницы из истории сопротивления сталинщине) // Клио - 1999- Љ 1. С. 162-168.
38. Ленинградское дело. Л., 1990.
39. Мозженко Н.В. Окно в колодец: Н.В. Мозженко. СПб: ООО <<Р-Копи>>, 2014. - 340 с.
40. Мальчики с Петроградской стороны // Кронверк - февраль - 2000 - Љ 9.
41. Наймарк Е.А. Дистанционное, индивидуальное обучение и дифференциальный подход при научно-исследовательской работе с учащимися и учителями в школе// Экономика и социум. Љ 4 (13) 2014 www.iupr.ru. Просмотр 31.12.2015, 00:00.
42. Наймарк Е.А. Завуч: экономические, юридические реалии работы. Традиции и новации современной работы //Экономика и социум Љ 1 (10) 2014. Б.с. Электронный журнал. www.iupr.ru. Просмотр 31.12.2015, 00:00.
43. Наймарк Е.А. "Здесь создается человек..."(К истории петербуржской школы Љ 80) // Экономика и социум.Љ3(12)-2014. Электронный журнал. http://iupr.ru/osnovnoy_razdel__3_12__2014_g_/. Просмотр 31.12.2015, 00:00.
44. Наймарк Е.А. Как стать гимназией.// Е-роно Электронный журнал ИМЦ Выборгского района Вып. 18. Февраль, 2013. Б.с. http://www.erono.ru/ Просмотр 31.12.2015, 00:00.
45. Наймарк Е.А. Исследование по перспективам развития интеллигенции в современном мире//Экономика и социум.Љ3(12)-2014. www.iupr.ru;.Электронный журнал.
46. Наймарк Е.А. Новые технологии при интеграции гимназии и ВУЗа, ориентированные на формирование культурного гражданина: к вопросу поиска новаторского педагогического похода. // Материалы Третьей Всероссийской конференции "Наша будущая школа. Модернизация образования: технологии, практики, опыт ведущих школ России" (Материалы конференции, проведенной СПбАППО, гимназией Љ 56 Петроградского района г. Санкт-Петербурга). Сборник. Волгоград. 2013. С. 169-173
47. Наймарк Е.А. <<Под твоей бессмертной сенью научиться бы вполне...>>// Теория и практика современной науки. Љ 2 (12) 2015. Б. с. Электронный журнал. www.modern-jorn.ru. Просмотр 31.12.2015, 00:00. Наймарк Е.А. Психологические особенности написания истории нашей alma mater-перспективной школы Љ 80 Петроградского района при недсостаточном количестве исторчников.// Тенденции развития науки и образования. Материалы научно-практической конференции. ljournal.ru. Самара. Љ 1-2015. С. 15-17. Просмотр 31.12.2015, 00:00.
48. Наймарк Е.А. Роль школы-гимназии Љ 80 в истории Петроградской стороны. Применение схематических конспектов лекций. Экономика и социум. Электронный журнал. Љ 5(18). www.modern-jorn.ru. Просмотр 31.12.2015, 00:00.
50. Нелюбов Н.С. Обзор строительной деятельности. СПб., 1908.
51. О постройке двух городских училищных домов в Нарвской и Петербургской частях //Известия Санкт-Петербургской Городской Думы - 1904 - Љ 16. Т. 156. С. 1367-1461.
52. Об уступке участка городской земли по Большой Ружейной улице, 14 для постройки здания Учительского института//Известия Санкт-Петербургской городской Думы - 1902 - Љ 5. С. 752-788.