Нутрихина Наталья Львовна
Ищу себя
Lib.ru/Современная:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Помощь
]
Комментарии: 7, последний от 24/11/2019.
© Copyright
Нутрихина Наталья Львовна
(
natnut@mail.ru
)
Размещен: 06/02/2006, изменен: 17/02/2009. 33k.
Статистика.
Сборник стихов
:
Поэзия
Скачать
FB2
Оценка:
7.88*10
Ваша оценка:
шедевр
великолепно
отличная книга
хорошая книга
нормально
не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Наталья Гуревич. Ищу себя. Стихи. - Л.: Лениздат, 1981. - 56 с.
(в сокращении)
Џ Наталья Нутрихина-Гуревич 2006
ИЩУ СЕБЯ
То челку на глаза,
То волосы назад.
Ищу свое лицо
В случайных зеркалах.
Поверь, что я права,
Пойми мою любовь,
Ищу свои слова
В потоке общих слов.
Судьба мне жить дала
В кольце тревожных дней.
Ищу свои дела
В борьбе страны моей.
Спускаюсь с высоты
К ступенькам на крыльце,
Ищу свои черты
В ребенке и в отце.
Немало дел сменя
На выбранном пути,
Хочу найти себя,
Хочу себя найти.
* * *
Танцпятачок в поселке дачном -
Цветной забор, скамейки в ряд.
В оркестре девушка-скрипачка,
А рядом костыли стоят.
В неделю раз она играет
Здесь от семи до десяти,
И пары мимо проплывают,
Глаза пытаясь отвести.
А ей как будто горя мало,
Спроси - она могла б сказать:
Мол, я бы тоже танцевала,
Да скрипку некому отдать.
* * *
Смотреть бы весь день на деревья
И крыши глазами ловить.
Но этим лесам и деревням
Видней, как со мной поступить.
От долгой автобусной тряски,
От долгих дорожных минут
Я сплю, как младенец в коляске,
Покуда коляску везут.
И стыдно, что сладко так спится,
Когда понимаю - нельзя.
Но только лишь вздрогнут ресницы
Окрестность вступает в глаза.
Так, может, желанное сбылось,
И был этот сон неспроста,
И эта дорога мне снилась,
Как снятся родные места,
Где кто-то упрямо встречает,
Как путь бы твой ни был далек...
Автобус Россия качает
Большими руками дорог.
* * *
Бывает, воздух свеж почти до звона,
Который можно пальцами ловить.
И хочется ступить на край газона,
И по газонам хочется ходить.
Не для того, чтоб сделать путь короче,
Но, от асфальтов и полов устав,
Живой земли
нога коснуться хочет,
Не вспоминая городской устав.
* * *
Качнется ветка от взлетевшей птицы,
Лица коснется паутинки нить.
Мне, горожанке, трудно научиться
Из леса ничего не приносить.
"Смотреть, дышать". Я это понимаю,
Когда о лесе - в городе грущу,
Но встретимся - глаза не поднимаю,
А под ногами ягоды ищу.
А если окажусь в лесу весною,
Когда еще ни ягод, ни грибов,
Стою так отчужденно под сосною -
Ущербный отпрыск душных городов
Но вспомни, что осталась неотступно
Та женщина - одна в твоей душе,
Что милою была, но недоступной
От тех в отличье, кто забыт уже.
Ее шаги еще доселе гулки.
Вот так и лес. Даров ждем от него,
Но в памяти надежней те прогулки,
С которых не приносим ничего.
* * *
Не за ручку - как портфель,
Как ребенка - у груди,
Дай мне в руки взять апрель,
Дай мне скрипку понести.
Ты ведь помнишь, как слепой
Гладил пальцами портрет.
И похожее со мной -
Слышу звук, а слуха нет.
Надо мной витает грусть,
Замирая на весу.
Дай я музыки коснусь,
Дай хоть скрипку понесу.
* * *
Друзья откроются в беде,
Тому примеров много разных.
Но мне сейчас нужнее те,
Кто пригласит меня на праздник.
Когда беда свое лицо
Ко мне приблизит, в дни такие
Меня спасут в конце концов
Почти или совсем чужие.
Я не успею вслед сказать
(Потонет слово в глуби вздоха),
Чтобы они пришли опять,
Когда уже не будет плохо,
Когда в счастливой суете
Окрестный мир весельем дразнит,
И мне всего нужнее те,
Кто пригласит меня на праздник.
* * *
Твержу себе:
- Веди дневник,
Лови в свою тетрадь
Все то, что каждый день и миг
Тебе способны дать.
Потом, глядишь, нехитрый слог
Начнет тебя вести,
И станет важен не итог,
А каждый день пути.
* * *
Скрещенье телефонных проводов
Перечеркнуло значимость конвертов.
Об этом говорить любой готов,
А письма пишут -
и не странно это...
Себе ты пишешь письма самому
И дневником зовешь их осторожно.
Зачем нам это надо - не пойму,
Но знаю, что иначе
невозможно.
Хоть времени закон ко всем суров,
Вернемся мы к написанному снова.
Пребудет
выше
изреченных слов
Во все века
начертанное слово.
* * *
Как тяжело опять в спортивный зал
Войти бесстрашно после перерыва.
Там все сильны, отважны и красивы,
А ты от них немыслимо отстал.
Там появилось много молодых,
Они твои ошибки встретят смехом,
И не помогут прежние успехи
И даже отзвук почестей былых.
И это значит только: не бояться
Мучительного, долгого труда,
А кто боится слабым показаться,
Тот сильным и не станет никогда.
* * *
Г. Б. Гоппе
Такой закон царит на свете,
Что всем мечтаньям вопреки
Уйдут твои родные дети
Совсем к другим в ученики.
Следи за ними, но мешая
Их непредсказанной судьбе...
И девочка придет чужая,
Чтобы наследовать тебе.
И, за ее следя шагами,
Поймешь, что дня не прожил зря.
И все, что ты копил годами,
Ты ей отдашь, благодаря...
А где-то далеко отсюда,
На берегу другой реки
Её отец возьмет как чудо
Твоих детей в ученики.
НАДЕЖДА
Он устал,
он печально уверился в том,
что невзятой осталась вершина.
И привел он красивую женщину в дом,
и она родила ему сына.
Он мальчишке твердил:
- Будь упорен и смел,
чтобы, недругам нашим на зависть,
все, чего я не смог,
ты
достичь бы сумел,
на ошибки мои опираясь.
Мальчик вырос,
устал
и уверился в том,
что невзятой осталась вершина.
И привел он красивую женщину
в дом, и она родила ему сына.
УЧИТЕЛЬ ТАНЦЕВ
Им всем как бы случайно по дороге,
И вот идут веселою гурьбой,
А впереди учитель длинноногий,
Совсем как те девчонки - молодой.
И сказок у него на всех хватает,
И все пока что беды - далеко,
И снег такой,
что если он растает,
То будет не вода, а молоко.
И он следит, как высоко над ними
Несется стая белокрылых птиц.
Что может быть понятней и наивней
В учителя влюбленных учениц!
* * *
Какой ребенок - не художник,
Какой ребенок - не поэт!
Для них занятий невозможных,
Талантов невозможных - нет.
Какая смелость, посмотрите,
Какая сила их ведет!
Какой ребенок - не строитель,
Какой ребенок - не пилот!
Но с каждым часом он взрослеет,
И станет боязно ему,
И мысль мелькнет: "Вдруг не сумею?!"
И не сумеет потому.
И он узнает страх и трепет,
Боясь ошибок, он уйдет,
И ничего потом не слепит,
И не станцует, не споет.
Но, если снова захотелось
Припасть к подножью тех вершин,
Ищи младенческую смелость
На самом дне своей души.
* * *
Пусть замысел бьется в немой тесноте, -
Художник не пишет на чистом холсте.
Он холст загрунтует вначале,
Чтоб краски росли и звучали.
О том, что возникнет в глубинах души,
На чистой бумаге и ты не пиши.
Сначала слезами бумагу покрой,
А мысли пускай остаются с тобой.
И нужно бумаге просохнуть сперва,
Иначе на ней расплывутся слова...
Пусть замысел бьется в немой тесноте,-
Художник не пишет на чистом холсте.
* * *
Поэзия похожа на балет.
В том смысле, что плясать способен каждый,
кто музыку услышал хоть однажды,
и никакой премудрости тут нет.
Любой сумеет,
в такт или не в такт,
переступать ногами по паркету.
И, глядя снисходительно на это,
кто из гостей
сказал бы, что но так!
Нелегок труд легчайших балерин -
уже немало сказано об этом,
но вечер танцев сравнивать с балетом
не посягнет, наверно, ни один.
Застольный
поздравительный куплет
почти любой
напишет, прочитает.
Поэзия
над ним и не витает,
и тем она похожа на балет.
* * *
Несхожие судьбы
и жизни неравный запас,
но в чем-то мы были равны перед делом своим
настолько,
что даже и возраст собравшихся нас
казался почти что одним.
Известье о смерти ровесницы
ранит больней,
особенно если вчера говорили еще и шутили.
Никто и не думал всерьез,
сколько лет было ей,
и вдруг оказалось,
что встать не хватило ей силы.
Из дальнего города
прибыли взрослые внуки,
чтоб с нею проститься.
И скрыть не могли удивленье свое,
что рядом у гроба
стояли друзья и подруги,
которые были моложе,
чем внуки ее.
Как все мы, она не достигла того, что хотела,
но -
долгая жизнь -
и смерть - оборвался полет.
Великое чудо
свершает любимое дело,
когда человек
до конца этим делом живет.
* * *
Далекая родня со всех сторон
Букеты привезла для похорон.
И те, что не встречались много лет,
Не улыбаясь, говорят: "Привет".
Да, скорбный день, но среди этих встреч
Слышна не только об умершей речь.
У Кати дочка, и у Лены сын,
И у Светланы сын еще один,
Совсем недавно стал отцом Андрей -
На кладбище - вопросы про детей.
У вырытой могилы на краю:
- Ты кормишь грудью?
- Да, еще кормлю.
- А как твой старший?
- В третий класс пошел.
- А ваши как?
- И наши хорошо...
И даже та, что хоронила мать,
О дочке не могла не вспоминать:
- Как Верочка поела, как спала?
(Дочь у подруги третий день была.)
Засыпана могила, дождь пошел.
- А дети как?
- А дети -
хорошо!
* * *
Покупаем мы книгу
и ставим привычно на полку,
чтоб когда-нибудь после -
когда будет время -
прочесть.
Будто мы не живем,
а готовимся к жизни мы только,
будто жизнь черновая,
а после - и главная есть.
Это платье потом поношу -
глядь: оно уже вышло из моды,
и уже не спасти,
хоть надставим его, хоть ушьем.
Отдаем
нелюбимому делу
хорошие годы для того, чтоб потом...
А когда же начнется потом?
* * *
Пускай оно - начало бед,
Но нравится мне слово "нет".
В нем смелость, точность, прямота,
Но избегаешь ты всегда
Его сказать -
приятней всем
Услышать будет: "не совсем",
"Не обязательно", "потом"...
Ты, может, прав, но дело в том,
Что нравится мне слово "нет"
И слово "да".
А твой ответ
Меня спасет на пару дней,
Чтоб погубить потом верней.
* * *
Вязала женщина на спицах,
И сохли слезы на ресницах.
Спокойно двигалась рука,
Одно и то же совершая,
А рядом с нею из клубка
Тянулась нитка шерстяная.
Ту женщину не трогал шум
И суета чужих событий,
Тянулась нить тягучих дум,
Сплетались вместе обе нити.
И не останется клубка,
А будет свитер для дружка.
И не останется печали,
А будет встреча на вокзале.
А он по городу пойдет,
Другую за руку возьмет.
Прижмется к свитеру она,
Стряхнет пылиночку, но зная,
Что в сердце не она одна,
Что нитка в свитере - двойная.
ЧТО НУЖНО, ЧТОБ ПИРОГ ИСПЕЧЬ?
* * *
Нам очень трудно будет повстречаться.
Пусть даже в предназначенном году -
Ты не пойдешь искать меня на танцы,
Я, зная это, тоже не пойду.
И утром по дороге на работу
Во встречных нахожу твои черты,
Но если вдруг меня окликнет кто-то,
То это будет кто-то, а не ты.
И не сведет с тобой нас летний вечер,
Я в сторону сверну, боязнь тая,
Что, если я сама шагну навстречу,
Ты не поверишь в то, что это я.
Нам очень трудно будет повстречаться.
* * *
Громко шаркая в коридоре,
По-хозяйски приходит
горе.
Не решась ко мне постучаться,
Осторожно крадется
счастье.
Выхожу я горю навстречу
Отвечать приветливой речью:
- Хорошо, что ты хоть такое,
А могло быть и больше втрое.
Заходи же в мой дом скорее,
Ожиданье тебя -
страшнее.
Ну а счастью идя навстречу,
Говорю я иные речи:
Мол, тревоги не оберешься,
Чем ты завтра-то обернешься?
Знают все о законе старом:
Ничего не дается даром.
А оно мне в ответ такое:
Мол, твое я, а не чужое.
Так открой мне скорее двери.
Я молчу.
Я ему не верю.
* * *
Легко сказать, что счастье было близко,
Когда оно пришло в конце концов.
Но счастье ходит в одеянье риска
И прячет в невозможности лицо.
Моя любовь - победа, а не милость.
Я помню каждый миг и каждый шаг -
И не скажу, что так судьба сложилась,-
Ведь я сама ее сложила так.
* * *
Сожгу чужие дневники.
Нет, сантименты эти - сдуру.
Я брошу их в макулатуру
Одним движением руки.
Порядок в комнате моей.
Что толку от чужого хлама?
Зачем мне эта панорама
Давно прошедших лет и дней?
Но я узнала почерк свой.
Читаю. Нет, не я писала,
Со мной такого не бывало,
Не знала я судьбы лихой.
Зачем же, счастью вопреки,
Листать чужие дневники?
* * *
Что нужно, чтоб пирог испечь?
Мука, вы скажете, и печь,
Да сахар, яйца, молоко.
Испечь пирог совсем легко.
Лишь было б только для кого
Испечь его.
А печь самой себе пирог -
Не дай вам бог!
* * *
Немало сочиняется стихов.
И песен распевается немало
Про то, как безответная любовь
Великим счастьем в чьей-то жизни стала.
А если уж взаимность, то о ней
Напишут только, мучаясь в разлуке.
Поэзии привычней и милей
Несчастные протянутые руки.
Кто счастлив, обойдется без стихов,
А в ожиданье радостного мига
Прихода мужа под совместный кров
Куда нужней поваренная книга.
Поэзия боится слова "муж",
И сказки завершаются на свадьбе.
Счастливые, ответьте, почему ж
Вам продолженья их не написать бы?
* * *
Знал бы ты, каким бываешь
В дни разлук со мной!
Ходишь где-то и не знаешь:
Ты уже иной.
И в моей минуте каждой
Твой далекий путь.
И глаза болят от жажды
На тебя взглянуть.
И себя утешить нечем -
Нужен только ты...
Со второй минуты встречи
Плачут все мечты.
Наступает повседневность
Кухонных забот,
Убивающая ревность
И обидам счет.
Ты сидишь, не отвечаешь,
Сумрачный и злой...
Знал бы ты, каким бываешь
В дни разлук со мной!
* * *
А ты поверил женщине, когда
Она тебе сказала:
"Уходи!"?
Ведь это не победа, а беда
Швырнула слово из ее груди.
Бывает в гневе женщина слаба
Так, что свой дом разрушить может в миг,
И вот тогда незрячая судьба
В ее уста влагает этот крик.
Потом она останется одна,
И, может, ты останешься один.
А это кто-то третий, не она,
Кричал тебе вдогонку:
"Уходи!"
* * *
Я так боюсь, что кто-нибудь найдет
к замку покоя нашего отмычки,
когда любовь моя уж не поет,
а лишь мурлычет - сыто и привычно.
Когда с другим,
а не с тобой вдвоем,
боюсь шагнуть
безвольно и послушно,
охваченная ложным мятежом,
счастливая,
как школьница-дурнушка.
И в этом страхе одного хочу,
чтоб не воскресла девочка былая,
лицом прижаться к твоему плечу
и жизнь прожить, лица не подымая.
* * *
Ее увидеть он почти боялся,
Он ждал, что пережитое страданье
Должно бы изменить ее лицо.
Но, улыбаясь, из окна роддома
К нему тянулась прежняя девчонка.
И верилось с трудом, что это - мать.
Он рад был, что она не изменилась,
Но через пару дней пришла записка:
"У меня не хватает молока,
Чтобы накормить сына".
Он прочитал, пошел к окну палаты
И встретил изменившееся очень
И очень повзрослевшее лицо,
Какое в первый день он ждал увидеть.
* * *
Я знала всегда,
что я очень нужна моей маме.
Я умела так думать
и выразить это словами.
Но почувствовать это,
наверное, нам не дано.
И поэтому мы
далеко не всегда бережемся
от опасных простуд
и тревог городских перекрестков.
А теперь -
как я кутаюсь, глядя тревожно в окно,
перед тем как мне выйти
хотя б на минуту из дома,
и смотрю осторожно,
не видно ли где-то машины,
потому что я очень нужна
моему беззащитному сыну.
(Чувство страха
отныне мне сделалось очень знакомо.)
Потому что я чувствую:
он пропадет без меня,
без меня он прожить не сумеет ни дня.
Чувствую,
хоть и знаю,
что это не так.
* * *
Я не сержусь на крохотного сына,
Когда капризничает он, когда кричит.
Я знаю, что всегда во мне причина
Его болезней и его обид.
Потом он будет старше, только всё же
Опять скажу - и не в слепой любви -
Его проступки детские итожат
Мои поступки и дела мои.
И взрослый, если причинит он горе
Кому-то в самой дальней из сторон,
Мое лицо поникнет в том позоре,
Я буду виновата, а не он.
Я не сержусь на крохотное чадо,
Что снова плачет, что шумит опять.
Но, если я живу не так, как надо,
То маму не посмею обвинять.
* * *
У меня ни голоса, ни слуха,
Петь на людях - не хватает духу.
Но зато пою я сыну песни,
Эти песни очень хороши.
Нет на свете голоса чудесней,
Нету музыкальнее души.
Говорят:
ребенку слух испортишь,
Лучше уж совсем не пой ему.
Отвечаю:
лучше вы не спорьте,
Сам он понимает что к чему.
Радио включенное оставлю
И молчать намереваюсь впредь.
Пусть в сопровождении ансамбля
Лучшая певица будет петь.
Но, лицо обиженное сморщив
И заменой этой удивлен,
Мальчик мой на радио не смотрит,
На меня глядит с надеждой он.
ПЕРВОЕ СЛОВО
Ящики тумбочек, дверцы у шкафа
Что-то хотят утаить.
Первое слово - не "мама", не "папа",
Первое слово - "открыть".
Милый ребенок мой, это победа
В жизни твоей, может быть.
Первое слово не "баба", не "деда",
Первое слово - "открыть".
Двери, коробки - и снова, и снова
Перед тобой открывай.
Правильно выбрал ты первое слово,
Слово "открыть", а не "дай".
ДВА СТИХОТВОРЕНИЯ О ВРЕМЕНИ
1.
К нам время не бывает равнодушно.
Оно всегда, ведя мгновеньям счет,
Или на нас работает послушно,
Или упрямо против нас идет.
Но с той минуты, как на свет явилось
Твое дитя, твой мальчик,- все кругом
Так этой новой власти подчинилось,
Что время перестало быть врагом.
Теперь оно - союзник: сын взрослеет.
И ты не бойся старости своей.
Пусть будешь с каждым годом ты слабее,
Но твой мальчишка с каждым днем сильней.
К нам время равнодушно не бывает,
Но не страшит бессонное "тик-так"
Тех, с кем ребенок рядом засыпает
И стискивает маленький кулак.
2.
Я думала, что сын меня спасет
Одним лишь фактом своего рожденья
От времени, которое идет,
Не замедляя вечного движенья.
Ведь для ребенка время - лучший друг.
И он поторопиться время просит.
И постепенно все, что есть вокруг,
Оно ребенку дарственно приносит.
Но и дитя не может мне помочь,
Сова ночная, как и прежде, реет.
Уже я мать сама, но больше - дочь,
И плачу я, что мать моя стареет.
* * *
Впервые я ступила на паром,
И еду, и не думаю о том,
Что вот сейчас вокруг меня Сибирь -
Великая невиданная ширь.
И удивленья нет. Ведь я давно
Паромы эти видела в кино.
Стою, слежу за медленной водой
И представляю, как вернусь домой.
И без укора говорит вода
О том, что я приехала сюда
Не любоваться этой красотой,
А для того, чтоб дом увидеть свой.
За сотни верст и через много дней
Оставленное видится ясной.
Паром едва покачивает грусть.
Я думаю, как я домой вернусь.
Там все как есть, но в первое мгновенье
Заплачу от любви и удивленья.
* * *
Я не пишу стихов ночами,
Стараюсь вовремя уснуть.
Стоит упорно за плечами
Моей дневной работы суть.
Пусть Муза гордая осудит
За мой побег в ночной покой,
Но утром будет свеж рассудок
Там, за чертежною доской.
Я сутки растянуть бессильна,
А по ночам все спать должны.
Мои стихи - еще нужны ли?
А чертежи мои - нужны!
Комментарии: 7, последний от 24/11/2019.
© Copyright
Нутрихина Наталья Львовна
(
natnut@mail.ru
)
Обновлено: 17/02/2009. 33k.
Статистика.
Сборник стихов
:
Поэзия
Оценка:
7.88*10
Ваша оценка:
шедевр
великолепно
отличная книга
хорошая книга
нормально
не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Связаться с программистом сайта
.