Lib.ru/Современная:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Помощь]
Содержание
Предисловие
С чего начинается Родина.
Повезло, не повезло. Одноклассники. Идейное. Домашняя жизнь. Школьный финал. Судьбы одноклассников.
Всё выше и выше.
Идейное. Быт. Его жизнь в искусстве. Про это. Мечта. Вход открыт.
Атомная бомба - это же очень просто.
Со щитом - ядерным. Идейная жизнь. Любовь с первого взгляда. Службе конец.
Крылатые ракеты
Квартирный вопрос. Крылатые ракеты. Семейное. Идейное. Что дальше?
Предисловие
Трудно описать жизнь русского человека в советскую эпоху, не впадая в идеологические пристрастия.
Историки и писатели склонны к идеологическим предпочтениям (ангажированности). Так, после революции 1917 года они рисовали тяжелую, безрадостную жизнь русского человека в "деспотическом, жандармском" государстве, а после революции 1991 года - очень плохую жизнь в "тоталитарном, репрессивном" государстве. Крутые повороты памяти, грубо говоря, примерно такие:
Рюриковичи - это плохо, Романовы - хорошо,
Романовы - это плохо, Ленин-Сталин - хорошо,
Ленин-Сталин - это плохо, Романовы - хорошо.
В этом потоке случаются завихрения:
Сталин - это плохо, Ленин - хорошо,
Ленин - это плохо, Сталин - хорошо.
Многие, вкусив тяготы свободы, считают, что Брежнев - это хорошо.
Запутаться можно.
Наш советский русский тоже вовлекался в эти варианты.
В книге даны только факты, только правда, ничего кроме правды. Источники: дневники, письменные и устные воспоминания человека, совершенно обычного, типичного. Конечно, самой типичной могла бы считаться судьба простого рабочего, а не инженера. Но, во-первых, и тот, и другой наемные работники, коих большинство в народе, а во-вторых, жизнь этого конкретного инженера столь разнообразна, что позволяет полнее раскрыть тему.
Жизнь народных людей не документируется и со временем покрывается тайной. Теперь уже многие не понимают, как жили русские люди сто или даже пятьдесят лет назад.
Хотя источников много, но - о жизни знаменитостей. Они и их летописцы преподносят жуткие откровения - о падениях и взлетах, о предательстве и подлости. Народу интересно, но едва ли полезно как опыт жизни. Политики, артисты, писатели живут и зарабатывают по-своему, не так как все, они - малая и особая часть народа.
Автор своим сочинением хочет принести пользу человечеству. В то же время сильно сомневается. Даже скорее уверен - не было и не будет пользы от призывов и поучений. Лучшие люди прошлого уповали на лучшее будущее: скорбели о страданиях народа, призывали к добру и общему благу. Не знали такие светочи как Толстой, Достоевский, Чехов и другие, что после них еще будут мировые войны, Освенцим, Хиросима, Вьетнам, Югославия...
И все-таки у автора остается маленькая надежду на то, что его записи об исчезнувшей советской эпохе когда-нибудь и кому-нибудь пригодятся. Об этом времени некоторые изъясняются даже таким лозунгом:
"У нас была Великая Эпоха!"
И уточняют: "От Куликовской битвы до Беловежской пущи".
О названии: здесь советский - имя прилагательное, а русский - имя существительное, такое же как немец, француз и т.п.
В романе "Советский русский" четыре книги:
Книга 1. Блажен, кто смолоду был молод
Книга 2. У нас была Великая эпоха
Книга 3. Эвтаназия советского строя
Книга 4. И всюду страсти роковые
Книги размещены в Интернете в электронных библиотеках:
http://lit.lib.ru/o/osxkin_i_w/
http://lit.lib.ru/k/kolesow_w_i/
http://lib.rus.ec/a/74086
http://lib.rus.ec/a/72996
Книга 1. Блажен, кто смолоду был молод
С чего начинается Родина
Повезло с Родиной. Колесов - советский русский человек, считал, что ему повезло жить в самой лучшей в мире стране.
"Читайте, завидуйте, я гражданин Советского Союза!"
"У советских собственная гордость, на буржуев смотрим свысока!"
Ему повезло родиться русским. Так он считает. Товарищ Сталин похвалил русский народ. В гимне сказано: "Союз нерушимый навеки сплотила Великая Русь". В песнях: "Это русская сторонка, это Родина моя". В кино: "Вставайте, люди русские, на славный бой, на смертный бой...".
В свои 12 лет он испытал счастье Великой Победы. Повезло выжить в ленинградской блокаде. А отец погиб на фронте. Погибли четверо братьев отца и матери, его дядей.
Повезло со способностями: легко учился, получил медаль серебряную.
По бедности (без отца) пошел в военную академию, и тут тоже крупно повезло - в 18 лет стал офицером (богатеньким).
А после академии попал на атомные бомбы: везение и невезение одновременно. Высокая зарплата, жилье, романтика Великой эпохи. Но - скучная работа.
Повезло через пять лет: под хрущевское сокращение сбежал из армии. Со льготой на квартиру. Хрущевку же и получил. В родном Ленинграде.
Перешел на мирную творческую работу - делать крылатые ракеты и стрелять ими с подводной лодки. В системе великого ракетчика Челомея работал вместе с великим Бабакиным, побывал в Арзамасе-16, в кабинете, где сиживали Курчатов, Харитон...
В свои 28 лет испытал гордость за первого человека в космосе - русского.
И он зарвался: захотел еще большего величия. Перестроить советскую экономику на базе компьютерных систем.
Защитил кандидатскую диссертацию - для прокорма семьи.
Считал, что повезло ему - родиться в СССР.
Я другой такой страны не знаю,
Где так вольно дышит человек.
"У нас была Великая Эпоха".1 Так он считал полвека. Потом перерыв на 10 лет, и потом опять поверил:
Когда же в перерыве он столкнулся с русофобией, с ненавистью к русским, когда ему внушали: "Россия - тысячелетняя раба", "Россия - ты сука", "Холопская страна, холопский народ", то упал духом и страдал. Вернулся к себе прежнему после перерыва.
Везение в семье: любовь с первого взгляда, сын, дочь. Радости и печали. Невезение: заблуждения и ошибки. "И всюду страсти роковые, и от судеб защиты нет".
Его не репрессировали. Повезло? Нет, в его рабоче-крестьянском окружении не было репрессированных. Иногда что-то говорили о вредителях и врагах народа, но говорили спокойно - их вовремя обезвреживали. Было немало сидевших, но за дело - за воровство, за спекуляцию и т.п. А слово "вредительство" вошло в обиход - для объяснения отдельных недостатков.
Когда же Хрущев рассказал о репрессиях, то это тоже было воспринято как исправление отдельных недостатков советского строя. И жизнь потекла дальше...
Он повторял фразу любимого писателя: "Я всегда симпатизировал центральным убеждениям". То есть тем, которые формировали партия и правительство. Он подправлял их своими домыслами, например, моральными уроками великого Наставника.
Забавная мистика дат, игра случая: он родился через девять лет после смерти Ленина и за девять дней до прихода к власти Гитлера, то есть 21 января 1933 года.
С одной стороны, повезло приобщиться к имени великого Ленина. Мальчик Валя был воспитан в уважении к нему, он даже в своих фантазиях мечтал вернуть Ленина к жизни. Небольшая неприятность: в свой день рождения стоять на траурных пионерских линейках,
Вскоре траур по Ленину заменили на празднование его дня рождения. Подсчитал - опять мистика, это же его день рождения по японски - день зачатия. Опять повезло? Но это также и день рождения Гитлера.
Повезло с происхождением - его материнская родословная восходит к известным именам графа Разумовского и барона Сиверса - первый продал второму его крестьянских предков.
Крестьянский дед Тимофей, истово верующий человек, не воспитал в своей дочери христианской строгости ("Мой совет до обрученья ты не целуй его"). Дочь встречалась с красивым и сильным парнем из соседней деревни и вступила с ним в добрачную связь. А к брачной связи парень не был готов. Но его отец, неверующий дед Иван, заставил сына жениться. Матушка била сына палкой и приговаривала:
- Родил ребенка, так женись.
Сам же незаконнорожденный младенец ничего этого не знал и поэтому не огорчался.
Взрослея, он заинтересовался своим наследством: какие гены ему достались? Прежде всего, не повезло с нервной системой - очень уж он нервный, вспыльчивый, обидчивый. Такие гены у двоих в роду: у матери и у бабушки по отцу. Однако, твердо веруя в генетику, он засомневался. У матери были очень спокойные родители, хотя генетика допускает небольшой процент случайных изменений (мутации). А бабушка по отцу и сама была беспокойной, и передала это трем детям, но не его отцу. Вроде бы генетика допускает передачу генов прямо от бабушки, минуя отца.
Сын матери и внук бабушки рано стал нервничать: не часто, но глупо. Истеричность, вздорность, упрямство. Большая помеха в жизни. Ученые льстят ему, таков, мол, русский человек, терпелив, послушен, но временами взрывается, бунтует бессмысленно.
Родители оставили ему еще одно качество - по наследству и по воспитанию. Это - жизненная сила (витализм). Коллега по работе как-то сказал:
- В день вашего рождения хочу поднять тост за ваш неиссякаемый оптимизм!
Он задумался: действительно, пережив какие-то очередные потрясения, он впадал в депрессию, потом возвращался к своему обычному настрою: бороться и искать, найти и не сдаваться.
Дед по отцовской линии - рабочий, прораб-строитель. Он оставил замечательные памятники себе и своим потомкам: дороги в Ленинградской области - Киевское, Таллинское и другие шоссе. Строил дороги и кормил семерых детей. Был предприимчив: выписывал рабочим сверх нормы прибавку к зарплате, которую брал себе и немного давал рабочим. Почему-то был неверующим. Играл с детьми в лапту, учил их жить правильно и особенно предостерегал от зависти:
- Никогда никому не завидуйте. Если у вас нет того, что есть у других, то вы сами в этом виноваты.
Отец внука тоже не был ленив. Внук унаследовал предприимчивость, в том числе насчет зарплаты.
Крестили его в Ленинграде в церкви Бориса и Глеба на Калашниковской набережной. В церковь пошли старшая сестра (кока) и крестный - жених младшей сестры Валентины. Им наказали назвать младенца Игорем. Жених предложил назвать Валентином - в честь своей невесты. Тихая тетя не возражала. Младенцу имя не понравилось. В деревне пацан спросил:
- Тебя как зовут?
Он ответил. Пацан сплюнул:
- Не ври, это бабское имя.
Зато судьба порадовала отчеством. Дед Иван был в командировке, когда родился очередной сын. Он дал телеграмму: "Назовите как угодно, только не Иваном". Получилось как всегда. То ли почта напутала, то ли телеграмму не так прочитали. Назвали Иваном. Самое почетное русское звание: Иван Иванович. А его сын всю жизнь гордится своим отчеством.
Жизнь во младенчестве была очень радостной. Он стал первым внуком двух семей в составе семнадцати живых родственников. Младенца любили, ласкали и даже щипали - поочередно в обеих семьях.
Мальчик родился в Ленинграде, когда мать жила там у старшей сестры. Сестра первой покинула деревню, работала на прядильно-ткацком комбинате, который дал ей комнату (по правилам советского строя). Жилье страшненькое: пещерная лестница, кухня вместе с коридором без окон, комната полутемная, но зато большая - 28 метров.
Мать тоже работала на комбинате. Сын - в яслях, в детском садике. Временами в деревнях у дедов. В маминой деревне летом стоял с кружкой у дверей хлева, пока бабушка доила корову, и пил парное молоко. Был здоровенький и плотненький.
Мальчику очень нравились ясли и садик. Дружные дети, заботливые тети, пригорелые молочные каши. Вообще младенец жил сладкой жизнью. Черная тарелка репродуктора убаюкивает:
Даст тебе силу, дорогу укажет
Сталин своею рукой,
Спи, мой воробушек,
Спи, мой сыночек,
Спи, мой звоночек родной.
Первый родительский дом - узкую десятиметровую комнату в Ораниенбауме - родители получили по тем же правилам советского строя: жилье от морского порта. Зажили спокойно: мама - счетовод в порту, папа - снабженец на автобазе.
Двухэтажный деревянный дом стоит на возвышении, из окна - вид на залив и Кронштадт. Счастливое время, любимые мама и папа. Солнце, море, патефон: "Брызги шампанского" под гавайскую гитару. "Надо мною небо синий шелк, никогда не было так хорошо!".
А дома репродуктор ласково убаюкивает:
Даст тебе силу, дорогу укажет
Сталин своею рукой,
Спи, мой воробушек,
Спи, мой сыночек,
Спи, мой звоночек родной.
Во дворе веселые игры с ребятами, рядом парк, зимой катание с горы.
Летом - в деревне. Жизнь привольная: игры в прятки, лапту, футбол, казаки-разбойники, городки, домино, карты.
Подружился с девочкой, тезкой, ровесницей. В беседке у ее дома играли в семью: готовили пищу, убирались, ложились спать. 2
Не повезло отцу: работая снабженцем на автобазе, он продал железо. Железо оказалось левым, сел на полтора года.
- По ошибке сел, - так говорили сыну в детстве.
- Заработать хотел, - позднее сказала мать.
Очевидно, счастливая пора детства длится до определенного года, потому что даже война не прекратила ее. Опять-таки мальчику повезло: Ораниенбаум оказался в двойной блокаде, но на его пятачке в полсотни километров вдоль залива остались деревни. Повезло и с родными - у них крестьянские навыки. В сентябре они выехали на грузовиках на колхозное поле собрать остатки картофеля. Появились немецкие бомбардировщики. В ясную солнечную погоду с них отчетливо были видны два десятка мирных людей на огороде. Но они стали бомбить. Мальчик забрался под машину, не испугался, а удивился: зачем немцам эта бесполезная затея? Очевидно, сбросили абы куда, тем более здесь зениток не было.
Набранные два мешка картошки спасли их до весны.
Тетя Валя и ее муж, крестный, жили в этом же доме, перед войной предприимчивая мать сделала комнату для них. Тетя Валя ходила по деревням, меняла одежду на еду. Еще в октябре не голодали: крестный, молча негодуя, отнес на помойку большой кусок конины.
В дом дважды попадали снаряды. Все жильцы переселились в подвал. Когда семейство обедало, горластая бой-баба садилась напротив и молча глядела в рот. С ней не делились.
Школьный учитель, оставшийся здесь один, был замечен в мелких кражах из чужих кастрюль. На сбор картошки он не выезжал.
Кока по-прежнему жила в Ленинграде. Перед войной она вышла замуж, родила сына Леньку. Муж бил ее, на фронте его убили. Тетя Валя добиралась до Ленинграда по льду через Кронштадт и Лисий нос, где пешком, где на попутках. Приносила еду, которую двухлетний Ленька ел за столом, потом сползал на пол и искал крошки.
Мальчик Валя не запомнил голода, правда, потом мать говорила, что он от голода опухал. Жизнь была интересной. Школа не работала, второй класс он пропустил. Всю зиму катались с горы, играли в парке.
Хорошо быть малолетком, просто лучше не бывает.
Как весело было бежать из парка, когда за спиной рвались снаряды и никого не задело. Вообще-то весело стало, когда добежали до дома. В соседнем здании хранилось военное имущество. Вместе с ребятами он воровал каски, фонари, взрыватели для гранат и т.п. Повезло - никому пальцы не оторвало.
Однажды, когда игры с ребятами были в самом разгаре, мать позвала его домой. Не пошел, потом от обиды и упрямства спрятался за сараем во дворе. Родители и соседи долго искали, отец ходил по городу по знакомым, когда нашли, отец ударил его по щеке - ударил впервые и единожды. Потом он понял почему: на город уже падали снаряды, а сын пропал. Так началась печальная история его нервных срывов.
В другой раз он просился на двор - покататься на коньках.
- Уже воздушную тревогу объявили, - сказала мама.
- А я все равно пойду, - канючил сын и прикручивал веревками коньки.
Страшный взрыв потряс их дом. Утром вышли: во дворе у самого подъезда огромная воронка от бомбы. Покатался бы...
Осенью отец ушел в армию. У него была бронь - освобождение от призыва, дается тем, кто нужен на работе. Он решил:
- Уже многих забрали, пойду добровольцем, у них льготы.
Писал матери нежные письма: "Здравствуй, Верунчик, дорогусенькая..." Он - разведчик, писал брату о том, как переправлялись через Неву, попали под обстрел, погибли все в лодке кроме него, насчитал в бушлате тридцать дырок, ни одна пуля не задела.
Весной 1942 года две семьи отправились в эвакуацию. На открытой машине ехали по льду в Кронштадт, здесь машину тряхнуло, бабушка и внучек упали на землю. На Финляндском вокзале отец пришел провожать. Сын ел полученную от отца булку, сидя на вещах. Вдруг видит: оборванный пацан ходит вокруг него и что-то подбирает на платформе. Изумился: пацан подбирает крошки от его булки. Понял и запомнил - он до такого не доходил.
Переезд по Ладоге: красивейшая картина - яркое солнце, машины по полколеса в воде, взрывы на льду - немцы стреляют всё мимо, да мимо.
После Ладоги - товарные вагоны, горячая пища на станциях. Вышел на остановке в поле - развороченные после бомбежки вагоны, трупы, один - голым задом вверх. Понял: убит, когда справлял нужду. Запечатлелось.
В Саратовской области, в деревне три сестры с двумя детьми получили отдельный дом. Огородничали, откормили свинью. Крестьянская закваска.
В 9 лет закончилось счастливое детство. Разум созрел: научился строить логические цепочки, предвидеть будущее. И он понял: все люди рано или поздно умирают. Значит, и он тоже умрет. Пусть даже проживет очень долго, но все равно умрет. Почувствовал себя в западне: заманили в нее и всё - назад ходу нет. Запустили в жизнь, не спрашивая согласия. Однажды в полусне полетел в черную бездну, в звездную пропасть - с тех пор ужас неизбежной смерти не отпускал его.
К вере в загробную жизнь его не приучали. Мог бы и сам приучиться ради успокоения. Однако его душа и разум по своей конструкции не принимали чуда.3
В те свои девять лет успокоил себя по детски просто и ясно: пока вырасту, наука придумает лекарство от смерти, и люди будут жить вечно.
Стал молчалив и замкнут. Оказалось - в отца. "Молчун, - говорила о нем мать, - разговорится, когда выпьет".
В это же время начал много читать, смотреть кино. Мир раздвинулся, в кино были интересные, прекрасные люди. Они совершали подвиги, говорили красиво и благородно. Мальчик удивился тому, что люди в жизни не такие, как в книгах и в кино. Заботятся только о самих себе, говорят неприличные слова, пьют водку, скандалят... Ладно, решил он, это только здесь в саратовской деревне такие, вернусь в Ленинград, там встречу настоящих людей.
Осенью он собрался идти во второй класс. Деревенские сверстники сказали:
- Зачем? Иди вместе с нами в третий, догонишь.
Действительно, немного помучился, но освоился, закончил третий класс на отлично. Впоследствии ерничал: благодаря фашистам закончил десятилетку за девять лет.
Привязался к Шурке Гольштейну из Киева, лучшему другу.
В деревенской библиотеке ребятам доверили выбор книг на полках, часть книг попадала под рубашку за пояс. Нужды воровать не было, нравился беспроигрышный риск. И он тоже стал воровать. За компанию. Стыдился, но воровал. Стадное чувство - быть таким как все.
Однажды библиотекарша не дала ему книгу: "рано еще", он плаксиво уговаривал, потом схватил книгу и с плачем побежал на улицу. Она пошла следом: "Дай, я только запишу". Он остановился, она забрала книгу и вернулась к себе. Устыдился - за свои слабость и глупость.
В 1944 году отец на фронте пропал без вести: за восемь дней до 27 января - дня полного снятия блокады. Вся страна жила призывом поэта: жди меня и я вернусь! И мальчик радостно ухватился за эту надежду: не мог отец погибнуть, надо ждать.
Мать поехала в Ленинград одна. Через несколько месяцев выехали сестры с детьми.
В Ленинграде мать в очередной раз проявила свою предприимчивость. У нее хорошее образование - семь классов школы (у сестер по два) и сообразительность. Она устроилась управдомом и использовала служебное положение для того, чтобы занять освободившиеся комнаты, естественно, с пропиской. В ее ведении - три дома в центральном, Смольнинском районе, в одном доме она "сделала" комнату для себя, в другом - для младшей сестры и для сестры мужа. Они добились таки своего: закрепились в Ленинграде.
Фронт был еще недалеко, на эстонской границе. Однако советская власть уже сумела создать пионерский лагерь в Большой Ижоре, где он хорошо провел месяц. Здесь же был дом деда Ивана, который умер в эвакуации от рака на 64-м году жизни. Его дом, служебное жилье, пропал для семьи - заняли чужие люди.
Потом мать отвезла его в родную деревню деда Тимофея. До войны у деда был большой каменный дом, построенный после двух пожаров. Большое подворье: хлев, амбар, баня, гумно. Сад, огород, пятьдесят соток земли. Дом и подворье сожгли наши при отступлении. Из ста дворов сожгли десяток, так что для проживания здесь немецких и эстонских оккупантов дома нашлись.
Теперь по общинной традиции колхозники поставили деду сруб три на пять метров, куда втиснули даже русскую печь.
Семидесятилетний дед жил один. В молодости он почему-то поехал в Тверскую губернию брать жену из сиротского дома. Родилось шесть детей, как положено по тогдашней норме. Жена умерла от рака на 60-м году в самом начале войны. Три сына погибли на фронте, три дочери жили в городе.
В 11 лет мальчик стал домашней хозяйкой: готовил на себя и деда, а потом и на младшего брата. Нужда заставила: мать и тети работали в городе. Шел от простого - картошка, каши, макароны - к сложному: супы, хлеб, творог, крахмал из картошки для киселя и др. Творческая работа - пока осваиваешь процесс. Каждый день пища съедалась, и каждый день надо готовить снова. Тошно становилось. А как же домашние хозяйки? Привыкают и терпят? Или обретают удовольствие от процесса?
Дед не спорил с внуком, но иногда робко жаловался на какое-то его самовольство приезжавшим дочерям. "Чего же он мне прямо не скажет?", - возмущался внук. В разговорах матери и теток его кое-что настораживало:
- Когда начали раскулачивать, отец все отнес в колхоз, что нужно и не нужно.
Внуку такая осторожность деда не понравилась: не хочешь, так не вступай, а уж если вступать, так по правилам. Спустя много лет дядя Петя Кононов, бывший председатель колхоза, рассказывал, что раскулачивания у них не было.
Внук призадумался: излишняя осторожность - это плохо, но выживать-то надо.
Дед - набожный человек. Отвезя государству бочку колхозного молока, он водружал очки на нос и неторопливо читал Ветхий Завет и житие Христа с картинками. Внук тоже прочитал. "Иаков родил Иосифа, Иосиф родил Исава, Исав родил Иоанна..." и так на несколько страниц. Не понял. Легенды типа "Авраам приносит в жертву своего сына". Опять не понял. Чудеса, совершаемые Христом. Тоже непонятно, разве такое возможно? "В начале было Слово". А что же было до этого? Сам дед на религиозные темы с ним не говорил, да и на другие тоже.
Дед не матершинничал - блюл веру, самое сильное присловье "ёшь твою проналево". В то же время моче-фекальные слова употреблял как обычные.
Как-то дед собрал в своей избенке десяток мужиков и предложил восстановить церковь. Внук слушал их и молча негодовал. Нет, в те годы было ясно, что ничего преступного в их замысле не было, просто он возмущался их темнотой: зачем тратить силы на ненужное дело?
Через два года после войны дед умер от рака живота на 72-м году жизни.
Его дочери укоренились в городе, но не отрывались от земли. Картошка, овощи, сад - этим занимались все выходцы из деревни. Но они еще завели корову! Летом наезжали посменно, накашивали сено, доили, кормили пастухов. На зиму пристраивали корову к соседям. О великое русское крестьянство! Подвела (или выручила) корова: она давала всего лишь литр молока в день. Продали. А он получил почти полный цикл крестьянского бытия, включая покосную страду.
Каждое лето у него было крестьянским: верхом на лошадях в ночное. Падение с лошади на мякоть травы - хорошо! Купанье в бомбовых ямах (другого не имелось). Лес: ягоды, грибы, орехи. Игры с патронами: бросали в костер и разбегались под свист пуль.
В городской школе случилась первая драка. К нему пристал нахальный второклассник:
- Ты в каком классе учишься?
- В пятом.
- Чего врешь-то?
Он тогда был еще мал ростом.
- В пятом, говоришь. А ну выйдем во двор.
Второклассник начал драку, пятиклассник неумело махал прямыми руками.
- Бей прямо, - кричали болельщики.
У второклассника пошла кровь из носа, пошли мыться в туалет. Первая драка стала и последней. Многие известные люди, чуть-чуть смущаясь, но больше гордясь, откровенно признают грехи детства и молодости: да, мол, дрались, хулиганили. Он и его товарищи не могут этим похвастать. В их среде не было плохих компаний.
Одноклассники. В школе было скучно. Скучно просиживать неподвижно пять часов в классе, выслушивать рассказы учителей и ответы учеников. Скучно и тошно каждый день корпеть над домашними заданиями.
Раньше было лучше. Философ Аристотель беседовал с учениками на прогулках по полям. Наверно, и отметок не ставил. Платон затевал споры - диалоги. Онегин учился "понемногу чему-нибудь и как-нибудь", учитель его "слегка за шалости бранил, и в Летний сад гулять водил".
В школе он был пай-мальчиком. Тихо сидел на уроках, внимательно слушал учителя, старательно готовил домашние задания. Он хотел получать отличные отметки. Именно так: получать не знания, а пятерки. Знаний в него впихивают очень много, нужно ли столько? А пятерки позволяли считать себя не хуже других. Лучше всех не получалось: в классе было немало самых лучших. Дальше они именуются их будущими званиями:
"академик" Володя - действительный член Академии наук,
"артист" Валера - артист и режиссер Русского театра во Львове,
"биолог" Юра - доктор биологических наук, профессор,
"геолог" Лева - кандидат геологических наук,
"географ" Игорь - кандидат географических наук,
комсорг Рэд - кандидат филологических наук, руководитель отдела горкома партии по науке,
Зиновий Гуревич - кандидат педагогических наук,
Рем Тусеев - военный инженер,
По склонности к порядку Колесов был внимателен на уроке и поэтому меньше учил дома. У учителей свой порядок: надо за четверть опросить всех, поэтому вызывают по очереди. И он тщательно готовился только к очередному вызову. Экономил.
Вплоть до 7 класса все было хорошо. Круглый отличник ежегодно получал похвальные грамоты. В пятом классе был забавный эксперимент на уроках арифметики. Арифметика без алгебры требует хорошей логической смекалки. Через несколько секунд после прочтения учительницей условий задачи он давал ответ. Сначала она восторгалась, а затем уже привычно понукала его. На самом деле никаких чудес сверх-таланта не было - пока читался текст, он уже соотносил задачу с предыдущими аналогами, делал подготовительные расчеты и за несколько секунд выполнял окончательный расчет. Успех льстил самолюбию. Однако постоянно напрягаться тяжело, постепенно он стал задерживать ответ и сравнялся со всеми.
Он грамотно писал. Не столько от заучивания правил, сколько от хорошей по природе зрительной памяти. "Я всегда с тебя списывал", - говорил товарищ по парте Рем. На слух плохо запоминает телефоны и адреса. А написанное крепко оседает в мозгу. Изменения правописания запутывают его: как правильно писать - попрежнему или по-прежнему.
Лучшей учительницей была пожилая Прасковья Семеновна - доброжелательная, интеллигентная, вся сосредоточенная на своем предмете - русском языке. Впервые он встретил живую киношную героиню.
Директор школы Иван Евстафьевич, тихий, хромой инвалид войны, вел историю. Сидя за столом, он как бы незаметно читал прямо по учебнику, а ученики так же незаметно отслеживали его по своим учебникам. Ему прощали: занятой хозяйственник, человек положительный, спокойный.
Географ Логин Филиппович, во френче и галифе - тоже хороший человек. К старшеклассникам он был лойялен, а буйных младших пользовал линейкой. Нравился его мужской характер. Когда на экзамене один ученик запнулся и после паузы начал: "Франция...", Логин прервал: "Пес с ней, с Францией, ты мне ответь, какой вопрос тебе задать, на котором ты бы споткнулся?"
Попросил Зиновия показать на карте полуостров Юкаган. Тот не знал даже, в какой это части света. Логин подсказал: в Мексиканском заливе. Зунька закрыл залив своим телом от Логина и ткнул указкой наобум.
- Правильно, - сказал Логин.
Еще один мужчина - военрук - стал жертвой юношеской жестокости. Над добрым и наивным человеком издевались: кричали, бегали по классу, стучали по партам.
Кутерьма началась с 8 класса. Учительницы старших классов - колоритные фигуры. До этого он получал только пятерки, иногда четверки. Здесь первая двойка стала для него катастрофой. А для этих учительниц двойка была привычным наказанием за малейшие провинности. Подсказал Зиновию: получил двойку по математике. Нет закладок в учебнике: двойка по литературе.
Нарастало отвращение ко всей этой неразберихе. Однако не все так переживали. В 8-ом классе Крединер заявил: "Школьные годы - лучшие годы моей жизни, поэтому их надо продлить" и остался на второй год.
Учительница литературы Фатинья Васильевна - полнотелая женщина среднего возраста, с добрым русским лицом.
Она забавна, когда сидит над журналом, поджав губы, как ребенок, подложив одну ногу под себя, оживляется, когда читают вслух тексты, повторяет их с выражением.
Описание судей в романе "Мать":
"...ввалившаяся в рот верхняя губа..."
- Зубов нет, ввалившаяся губа, - поясняет она.
"...дряблая, красная шея, огромный живот, который он прикрывает поддевкой..."
- Ну вот, вы подумайте, это же эксплуататор, эксплуататор - дряблая шея, огромный живот, - она показывает обеими руками на свой живот.
Все, конечно, хохочут, у нее самой живот не маленький.
- Они отрицали все старое, - рассказывает о футуристах, - и даже слова решили придумывать новые. Звуки. Вот они и говорили: Дррррр! Вррррр!
Взмахнула в воздухе рукой и заколыхалась в смехе: Хе, хе, хе...
Класс стонет от смеха.
- И вот, значит, публика собралась на футуристов, ждет полчаса, час, начинает волноваться, требует, чтобы, следовательно, начинали. И вот тогда на сцену выходят раскрашенные футуристы: Маяковский в желтой кофте, Бурлюк со звездой на лбу... Садятся за стол, пьют чай, публика удивляется, что же это такое...
Фатя наклоняется к ученикам, вытягивает вперед руку с указательным пальцем вверх:
- Вы понимаете, пьют чай, а?
Она выпрямляется и колыхается.
- Ну, наконец, Бурлюк выступает и излагает свои взгляды на искусство. Ну, тут публика вынимает все, что у нее есть, и бросает в них, хе, хе, хе! Назавтра в газетах: скандал. Им только это и надо. Публика к ним валом валит, как же, скандал.
Теперь уже смеются надо всем: и над футуристами, и над Фатей.
У нее легко и бездумно рождаются афоризмы.
Двое разболтались между собой, Фатя листает книгу, потом спокойно заявляет:
- Разве вы не видите, как у меня негодование против вас горит.
Как-то класс расшумелся, пока она рылась в тетрадках; не поднимая головы:
- Сядьте, то есть замолчите!
Шпрингу, который опоздал и оправдывается:
- Я пришла, вы пришли, идите вон!
Позднякову, плохо отвечавшему:
- Сядьте на место и говорите чушь!
- Никакого ничего, - кричала она, когда все подряд плохо отвечали.
На ее многократное объяснение "воинствующего гуманизма" ответили своим афоризмом: "Просто гуманизм - если любишь папу и маму, а если еще и бабушку, то это уже воинствующий!"
Обидчивый Колесов запоминал все нанесенные ему Фатей обиды.
На ответе по "Обломову" она спросила, какого цвета были у Захара панталоны и сюртук. Он озлобился и заупрямился. Она подытожила:
- Вот не знала, что ты такой ленивый да безалаберный.
Поставила единицу и обещала не спрашивать всю четверть.
Поставила двойку за биографию Горького: все рассказал, но не привел дословно цитат. Поставила тройку за четверть. Хотел нагрубить после уроков, но не дождался, плюнул и ушел.
Фатя ведет еще и логику. Недавно поставила ему пять, а на другой день двойку: она пришла в класс без журнала, вызвала вне очереди. Результат ясен.
Периодически она поднимается со своего места и, поглаживая и поправляя что-то на животе - ее характерный жест - начинает ругать класс за лень, ругать серьезно и в то же время удивленно улыбаясь и широко открыв глаза.
Иногда на него вдруг находило: "Какого черта и сколько еще времени я буду сидеть здесь, слушать глупую болтовню глупой старухи - о, черт!"
Однажды случилось страшное: Фатя обнаружила в журнале две большие кляксы против фамилий Терентьева и Герасименко, там, где стояли их двойки.
Она начала тихо:
- Какое отвращение вызвали у меня эти поступки, - обращаясь к подозреваемым, - кто это сделал?
- У меня стояла одна двойка, а не две, - сказал Герасименко.
Немного поспорили. Терентьев изобразил невинного младенца:
- Я ничего не делал.
Фатя заходила между партами, повысила голос на Терентьева:
- Вы нахал, мало того, вы наглый нахал, да, наглый нахал.