Паульман Валерий Федорович
Теософия и наука

Lib.ru/Современная литература: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Паульман Валерий Федорович (paulman.valery@mail.ru)
  • Обновлено: 22/01/2017. 70k. Статистика.
  • Очерк: Публицистика
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:


    Теософия и наука

       В статье "Церковь и экономика" (http://lit.lib.ru/p/paulxman_w_f/text_0570.shtml) я не писал о религии. Однако же настала пора высказаться и по этой теме. Поводом для этого послужила книга А.И.Клизовского с громким названием "Основы миропонимания Новой Эпохи" (This file was created with BookDesigner program bookdesigner@the ebook.org 08.10.2005).
       Начинает он с вопроса о смысле жизни человека, как одного из "...неразрешимых и роковых вопросов, которым вот уже несколько десятков столетий болеют народы западного мира" (с.1). Спрашивается, почему неразрешимых именно только для народов западного мира? А что восточные народы его уже давно решили?
       А.И.Клизовский считает, что "главной причиной искания человеком смысла своего бытия есть недоумение перед смертью, перед тем прыжком в бездну и неизвестность, который по мнению современного западного человека, полагает конец всему" (с.1-2).
       А для восточного человека разве этого вопроса не существует? Для него смерть - это еще не конец, а только начало новой жизни? Оказывается, все сводится, по А.И. Клизовскому, к пониманию восточными народами того, что, перебросив мост между жизнью и смертью, человек соединяет временное с вечным, конечное с бесконечным. А вот западный человек не дорос еще до понимания этой "элементарной" истины.
       Противопоставив западные народы восточным, А.И. Клизовский обращается к науке, философии и религии, которые призваны дать ответ на вопрос о смысле жизни. Он считает, что "наука указывает как на цель и смысл жизни - на человека, философия - на человечество, религия - на Бога" (с.3).
       Суть именно такого его ответа была предсказуема: "Современная позитивная наука, которая признает лишь видимый физический мир, не может, в сущности, разрешать вопросы и объяснять явления, происходящие из других миров. Вопрос о смысле жизни неразрывно связан с целой серией вопросов высшего порядка, имеющих отношение к высшим мирам, каждый из которых имеет свои законы, которых наука не знает и не признает. Вопрос о смерти человека, как имеющий прямое отношение к высшим мирам, наукой не понят и разрешен быть не может, пока она будет придерживаться воззрений грубо материалистических и будет признавать лишь мир физический с его законами" (с.3).
       Ну, конечно, разве можно ожидать от науки чего-нибудь толкового о смысле жизни, если она имеет дело только с реальным физическим миром, игнорируя "высший" невидимый мир, недоступный познанию человеческим разумом?
       Хорошо известно, что в науке трансцендентное понимается в качестве "потустороннего" в отличие от имманентного как "посюстороннего". Утверждая, что "какие бы ни были приводимы причины печального состояния современного человечества, но отрицание невидимого мира и проповедь материализма и полноты бытия, как смысла жизни, сыграли в этом отношении решающую роль, ибо распространение среди человечества учений грубо материалистических и разложение человечества идут рука об руку, что мы видим по современному состоянию его" (с.4). Утверждая столь нелепое и искаженное понимание истории человечества, А.И. Клизовский таким образом допускает грубую ошибку, отрицая объективные естественно-исторические закономерности развития человечества и, в частности творческого потенциала людей.
       Взять хотя бы вопрос о развитии самого человека от первобытных предков до современных людей, прямыми предшественниками которых были кроманьонцы (см. монографию "История человечества (глазами политэконома)". От австралопитека до буржуя" Часть I. - http://lit.lib.ru/p/paulxman_w_f/text_0890-1.shtml). Разве можно отрицать колоссальный прогресс в уровне интеллектуального развития homo sapiens? Как свидельствуют данные археологии, "человек Идалту" (лат. Homo sapiens idaltu) -- один из древнейших представителей людей современного вида, обнаруженный в местонахождении Херто формации Боури (en:Bouri Formation) на территории Эфиопии. "Идалту" на афарском языке означает "старший, старейший". Приблизительный возраст находки -- от 154 до 160 тыс. лет. Открытие было сделано в 1997 году группой палеонтологов из Калифорнийского университета под руководством Тима Уайта и опубликовано в 2003 году. Известно три человеческих черепа. Лучше всего сохранившийся череп взрослого мужчины (BOU-VP-16/1) имеет объём мозга 1450 смЁ (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%B4%D0%B0%D0%BB%D1%82%D1%83).
       Объём мозга у "ранних Homo" по сравнению с австралопитеками, жившими около 2,5 миллионов лет назад, показывает резкое ускорение прироста массы мозга. "Вероятные причины начала увеличения мозга у "ранних Homo" представляются в следующем комплексе взаимосвязанных событий. Вертикальное положение позвоночника дало возможность обладания большим объёмом мозга, чем горизонтальное или наклонное при равных размерах тела. Около 2,5-2 миллионов лет назад произошла значительная аридизация климата, приведшая к остепнению ландшафтов и сокращению площади лесов, что повлекло за собой сокращение разнообразия мегафауны и, как следствие, вымирание ряда видов крупных саблезубых кошачьих и крупных гиен. Наименее специализированные популяции австралопитеков заняли освободившуюся экологическую нишу крупных хищников и падальщиков.
       При изменении типа питания от растительноядности к всеядности произошла грацилизация: уменьшение челюстей, жевательной мускулатуры и костей черепа, а при уменьшении объёма кости на единицу объём мозга увеличивается на две единицы при сохранении общей массы головы вследствие разности их плотностей. Другими последствиями всеядности стали повышение калорийности пищи, усложнение поведения, появление орудий труда" (http://antropogenez.ru/zveno-single/155/).
       И дело не только и не столько в изменении объема мозга, сколько в накоплении знаний благодаря образованию в самых различных формах, а также передаче информации из поколения в поколение.
       Достаточно проследить историю развития письменности, без которой невозможно было бы создание знаний и их накопление. Кстати, начиная от первых пиктограмм до создания греческой буквенно-звуковой системы письменности прошло не менее 40 тысяч лет.
       "Нужно при этом оговориться, - пишет А.И. Клизовский, - что не вся наша наука повинна в создании столь безотрадного мировоззрения. Часть науки, занимающаяся изучением природы, высшая математика, астрономия, изучающая движение небесных тел, астрология, изучающая влияние небесных светил на судьбу человека и народов, говорят о целесообразности, о разумности мироздания, о Высшем Водительстве. Точно так же экспериментальная психология, имея постоянные столкновения с явлениями, необъяснимыми с точки зрения видимого физического мира, приводит науку к порогу потустороннего мира и постепенно, пока лишь ощупью, начинает проникать и изучать тот невидимый мир и его законы, которые долгое время ею отрицались" (с.5-6). Трактуя таким образом сущность науки и отвергая роль гуманитарных научных дисциплин, А.И. Клизовский неотступно преследует цель - навязать науке свойства трансцендентности, т.е. им утверждается принципиальная непознаваемость мира. Познанию де доступны лишь явления, но нет никакой возможности узнать, что из себя представляет разумность мироздания и Высшее Водительство.
       На мой взгляд, вряд ли математика, астрономия и экспериментальная психология являются теми отраслями науки, которые подпитывают теософию и оккультизм.
       Та же участь, что и науке, в принципе отведена А.И.Клизовским и философии. Он пишет: "В виду того, что современная философия, так же, как наука, большей частью позитивна и не признает ничего, что выходит из пределов видимости и доказанности, то резкой разницы между ними в вопросе о смысле жизни нет, но позитивную теорию прогресса будем считать за философскую точку зрения.
       Позитивная теория прогресса выводит человека из субъективной области в объективную. Она не считает человека самоцелью, но звеном в цепи всех живых существ и единицей в той части существ, которые образуют человечество. Человек есть камень из той кладки, из которой должно сложиться здание будущей жизни человечества. Смысла жизни он должен искать не в полноте своего бытия, но в совокупности и последовательности жизни всех людей.
       Философская точка зрения приглашает поверить в радостное и светлое будущее всего человечества, в грядущий земной рай, в земное блаженство будущих поколений, для которых мы, люди настоящего времени, должны послужить в некотором роде как удобрение, как навоз, ибо лишь на удобренной и на унавоженной нашими трудами и страданиями почве может расцвести тот прекрасный сад будущего человечества, к созданию которого нас приглашает позитивная теория прогресса.
       Хотя позитивная теория прогресса, как идея служения человечеству и общему благу, идея весьма высокая, но в таком виде, как она есть, она неприемлема ни для стоящих от этой средней точки зрения налево, ни для стоящих направо.
       Для первых она неприемлема потому, что вместо ясной и определенной полноты бытия в настоящем его приглашают поверить в проблематическое будущее, ему сулят какой-то мифический будущий земной рай, в котором ему побывать не придется и для которого он должен послужить удобрением. Приглашение в столь невыгодную сделку не может быть принято всерьез ни одним правоверным материалистом.
       Для стоящих направо она неприемлема потому, что ответов на мучительные роковые вопросы она не дает, загадок бытия не разрешает. Все вопросы, все загадки остаются открытыми и неразрешенными. Моста между преходящим и вечным в ней не видно. Служение голой идее человечества, которое в конце концов погибает так же, как всякий отдельный человек, разница лишь во времени, смыслом жизни служить не может" (с.6).
       И вот наконец мы узнаем, что только религия дает единственно верный ответ на вопрос о смысле жизни человека: "человек ищет такого смысла жизни, при котором конечное не поглощалось бы бесконечным, но превращалось в него. Он ищет непрерывности существования, личной вечности и личного бессмертия. Без личной вечности вечность всего мироздания не имеет для человека никакой цены, ибо разум человеческий, его внутреннее сознание не согласно мириться с фактом смерти, как полным прекращением своего бытия. Беспредельность Вселенной, вечность вселенской жизни без вечности личной способна породить лишь горечь и разочарование.
       Вот этой личной вечности и беспрерывности существования, без которой всякий смысл жизни будет лишь бессмыслицей, не дает ни наука, ни философия. Его должна бы дать религия, то есть тот третий путь, по которому в своем развитии идет человечество, но она тоже его не дает" (с.7).
       Такой весьма неожиданно печальный вывод вселяет неописуемый ужас в сознании А.И. Клизовского. Даже религия и та оказалась бессильной дать ответ о смысле жизни человека. Перед ним разверзлась пропасть...Что же делать? И тогда он обращается к теософии, изобретая свою концепцию, с которой мы постараемся вкратце познакомиться. Кстати, как читатель сам сможет убедиться, она представляет собой своеобразный синтез всех основных религий мира, облаченный в наукообразные одежды (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B5%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84%D0%B8%D1%8F).
       В чем суть этой теософической концепции А.И.Клизовского и какие грандиозные "открытия" она содержит? Назову лишь основные выводы, к которым пришел А.И.Клизовский (охватить все аспекты его книги, содержащей 699 страниц в одном очерке просто невозможно).
       1). "Вечная жизнь управляется вечными и неизменными законами, которым подчинено все находящееся во Вселенной. В вечной жизни смерти нет.
       Сама смерть есть непрекращающееся действие жизни, которая отжившие формы жизни заменяет новыми, более совершенными. "Каждая уходящая форма жизни несет в себе следующую", более совершенную (Беспредельность, 140).
       Земная жизнь человека не есть начало и смерть - не конец. Начало жизни человека уходит в Беспредельность прошлого, и о конце не может быть речи, ибо Беспредельность ни начала, ни конца не имеет. Его будущее есть беспредельное существование, которое осуществляется чередующимися жизнями, то в видимом физическом мире, то в невидимом небесном" (с. 12-13).
       А.И. Клизовский напрочно пристегнул понятие "жизнь" ко Вселенной, в которой обитает вечная жизнь, и тем самым по существу похоронил понятие "смерть", которая, в соответствии с его взглядами, есть непрекращающееся действие жизни. Более того, он, не имея на то никаких оснований, не только утверждает о существовании вечной жизни (видимо, судя по предыдущему тексту, именно человеческой жизни), но подчинил само возникновение и существование Вселенной вечной жизни. Это - чистейшей воды мистика и оккультизм.
       2) "Кормчий мира все знает и все взвешивает" (с.16).
       Итак, на сцене, как и следовало ожидать, появляется Бог - Кормчий.
       А.И. Клизовский дает верную оценку современному мировому сообществу: "Разве не безумие - отрицание всего духовного и возвышенного и признание материальных благ за единственную ценность, в результате чего - бешенная погоня за наживой, свирепая конкуренция и соперничество? Разве не безумие - разговоры о разоружении и о мире и тайная подготовка к новой, более ужасной и разрушительной войне, или биржевые спекуляции, обогащающие или разоряющие в несколько минут многие сотни и тысячи людей, или сжигание и выбрасывание в море обильного урожая, или убой и зарытие в землю сотен тысяч голов скота, чтобы не понижать цены на продукты? Разве не безумие - жажда удовольствий во что бы то ни стало, удовольствий низких, пошлых, грубых или увлечение рекордами бессмысленными, глупыми, никому не нужными? (с.18).
       Разумеется, нужны решительные преобразования, чтобы преодолеть весь этот негатив. И осуществить их, как считает А.И. Клизовский, могут только Высший Разум (Бог) и Высшие Силы, которые и дают толчок и импульс для новой фазы жизни, для новой ступени эволюции. Земные проблемы должны в конечном счете решаться на небесах, а не путем революционных преобразований самими людьми. Однако они "...не знают, что пришла пора человечеству подняться на высшую ступень сознания, не знают ни о Строителе, ни о том, как Строитель новой жизни думает провести свои реформы" (с.23).
       Что же касается Бога (Высшего Разума, Строителя) и вообще Высших Сил, то все, что он о них пишет - не результат знаний, а элементарной слепой веры.
       3) "К счастью для человечества, в человеческом организме имеется один дивный орган, который способен разобраться во всех самых сложных вопросах, если сознательно к нему обратиться. Орган этот - сердце.
       Потому во всех сложных, запутанных и кажущихся неразрешимыми вопросах нужно обращаться не к своему уму, но к сердцу" (с.25). Вот так! И никаких гвоздей!
       Бедные анатомы и физиологи! Они глубоко ошибаются, полагая, что сердце есть орган, обеспечивающий в организме только кровообращение, а не уникальный инструмент прямого общения с Богом.
       А.И. Клизовский разъясняет неразумным человеческим существам: "Наш ум никогда не имеет правильного представления о текущих событиях.
       Он вечно ошибается и вовлекает человека в непоправимые ошибки и заблуждения. Он не видит и не понимает угрожающих человеку опасностей и часто ввергает его в самообман, в пороки и даже преступления.
       Неуправляемый и недисциплинированный ум - наш враг, и доверяться ему весьма опасно. Человек должен из этого непонятного, капризного, противоречащего и опасного сотрудника сделать своего послушного слугу, который будет мыслить лишь в том направлении, которое ему указывается высшим сознанием человека.
       Совершенная противоположность уму - сердце. Оно наш друг постоянный, неизменный, верный. Оно никогда не ошибается и никогда не обманет. Оно знает все и может дать ответ на любой неразрешимый для ума вопрос, если суметь к нему сознательно обратиться.
       "Сердце вздрогнет первое, сердце затрепещет первое, сердце узнает много прежде, нежели рассудок мозга дерзнет помыслить" (с.26).
       Итак, с сердцем и головой все ясно. Теперь требуется осознать следующее.
       4) "Наступающая эпоха требует знания космических законов как видимого, так и невидимого мира. Она требует признания невидимого мира. Вот, в трех словах, определение сущности требования Новой эпохи. Но признание невидимого мира, который благодаря своей невидимости до сих пор признавался несуществующим, должно изменить в корне все основы существующего материалистического мировоззрения, все существующие понятия и верования.
       Признание невидимого мира не должно обозначать лишь то, что мы будем признавать, что он где-то существует. Он должен войти в наше сознание, и мы должны овладеть им настолько, чтобы из невидимого он стал для нас такой же реальностью, как мир физический, чтобы мы могли принимать в жизни его такое участие, как в жизни физического мира" (с.28).
       Признание невидимого, высшего духовного мира, т.е. потустороннего мира, надо понимать, должно произойти с помощью сердца, ибо ум вечно ошибается и вовлекает человека в непоправимые ошибки и заблуждения. Большинство людей живут в Космосе в полном неведении относительно космических законов, нарушая их на каждом шагу своей жизни, каждым своим поступком, словом и мыслью, и удивляются тому, что жизнь их полна превратностей и ударов. "В законах природы мы видим последовательность неизменную, непоколебимую, неизбежную, потому что эти законы есть выражение Высшей Воли, в которой нет изменения и ни тени перемены...наши вечно меняющиеся эмоции не могут затронуть Высшей Воли. Познав это, мы можем работать с полной уверенностью в успехе, потому что опираемся на неизменную Истину, которая есть закон Вселенной" (с.29).
       Высшая Воля и неизменная Истина, Мысль как первоисточник мироздания, первоисточник всего сущего, Великая Творческая Единая Сила, создавшая Вселенную, являясь якобы результатом деятельности Бога, - то же следствие не знаний, а веры А.И. Клизовского в потусторонний мир.
       5) "...числу требований, предъявляемых человечеству Новой эпохи, на первое место должно быть поставлено требование об истинном понимании значения мысли как главнейшего фактора жизни...Мысль есть первоисточник мироздания, первоисточник всего сущего, ибо всякое творчество зарождается и начинается в мысли.
       "Мысль дает форму; мысль дает направление; мысль дает жизнь; мысль дает творчество..." (Беспредельность, ч. 1, 372). Великая Творческая Сила, создавшая Вселенную, создала ее Своей Мыслью прежде, чем Строители облекли этот мысленный образ Вселенной в воспринимаемый нашими чувствами видимый образ (с.33-34).
       Повторяю, пункт 5-ый уточняет содержание пункта 2-го.Теперь мы уже точно знаем, что Бог - это Великая Творческая Сила. Она создала Вселенную, создала ее Своей Мыслью, а затем Строители облекли этот мысленный образ Вселенной в воспринимаемый нашими чувствами видимый образ. Узнаем мы также, что человек является образом и подобием Творца.
       Может быть, Бог также был в свое время человекоподобной обезьяной?
       6) Чем дальше в лес, тем больше дров. Согласно мистическим воззрениям А.И. Клизовского, "наша солнечная система и вся Вселенная по своему устройству семерична.
       Развитие жизни во Вселенной совершается и протекает в семеричных периодах и циклах. Она сама создана в семь периодов, или, как сказано в Книге Бытия Моисея, в семь дней.
       Благодаря семеричности принципа устройства Вселенной и нашей солнечной системы число семь является преобладающим во всех проявлениях эволюции и жизни нашей солнечной системы и нашей планеты. Так, развитие жизни в нашей солнечной системе требует семи планет и семи схем эволюции. Одна схема эволюции состоит из семи цепей, одна цепь - из семи Кругов, или манвантар, одна манвантара - из семи мировых периодов. В течение одного мирового периода развивается семь рас, из которых каждая развивает семь подрас.
       Далее, у нас существует семь стихий природы, семь сфер, или планов бытия, из которых каждый разделяется на семь подпланов. Еще дальше мы имеем семь тонов звука, семь цветов радуги, семь дней в неделе и т.д., во всех явлениях жизни, как великих, так и малых, мы можем встретить это священное и таинственное число семь.
       Человечество нашей планеты проходит четвертый Круг своего развития и принадлежит к третьей, четвертой и пятой расам. Большинство обитателей западного мира принадлежит к различным подрасам пятой расы. Из этого видно, что современное человечество прошло лишь половину положенного ему пути и, в лице передовых представителей его, начинает переходить во вторую половину (с.34).
       А на какой стадии находятся восточные народы, которые глубже западных разбираются в смысле жизни?
       Начнем комментарий вышесказанного с того, что вокруг нашего Солнца вращается не 7, а 9 планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.
       Что касается нашей планеты, то год делится на 4 сезона (лето, осень, зима и весна). Земной шар разделен на 4 части (север, юг, восток и запад).
       Земной науке известно, что "Человечество в настоящее время представлено одним видом Homo sapiens (Человек разумный). Однако этот вид неоднороден. Он полиморфный и состоит из трех больших и множества мелких переходных рас -- биологических групп, отличающихся мелкими морфологическими признаками. К таким признакам относятся: тип и цвет волос, цвет кожи, глаз, форма носа, губ, лица и головы, пропорции тела и конечностей.
       Расы появились в результате расселения и географической изоляции предков современных людей в разных природно-климатических условиях. Расовые признаки наследственны. Они возникли в далеком прошлом под непосредственным влиянием среды и носили адаптивный характер. Выделяют следующие большие расы.
       Негроидная (австрало-негроидная, или экваториальная) раса характеризуется темным цветом кожи, курчавыми или волнистыми волосами, широким и мало выступающим носом, толстыми губами и темными глазами. До эпохи колонизации эта раса была распространена в Африке, Австралии и на островах Тихого океана.
       Европеоидная (евро-азиатская) раса отличается светлой или смуглой кожей, прямыми или волнистыми волосами, хорошим развитием волосяного покрова на лице у мужчин (борода и усы), узким выступающим носом, тонкими губами. Представители этой расы расселены в Европе, Северной Африке, Передней Азии и Северной Индии.
       Для монголоидной (азиатско-американской) расы характерны смуглая или светлая кожа, прямые, часто жесткие волосы, уплощенное широкое лицо с сильно выступающими скулами, средняя ширина губ и носа, заметное развитие эпикантуса. Первоначально эта раса заселяла Юго-Восточную, Восточную, Северную и Центральную Азию, Северную и Южную Америку" (http://sbio.info/materials/obbiology/obbevolut/obbchelpro/65).
       Что же касается Вселенной, то современные знания о ней изложены в Интернете (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F).
       Итог: концепция о семеричной системе устройства солнечной системы и Вселенной не универсальна и не имеет под собой никаких научных оснований.
       7) А.И. Клизовский утверждает: "Начала, составляющие человека, следующие: 1 - физическое тело; 2 - эфирный, или флюидический, двойник; 3 - жизненный принцип, или астральное тело; 4 - низший, или инстинктивный, ум; 5 - высший ум, или интеллект - рассудок; (. - духовный ум, или чувствознание - интуиция); и 7 - дух - наша бессмертная сущность - высшее я человека.
       Первые четыре начала, т.е. физическое тело, эфирный двойник, астральное тело и низший ум, человек разделяет со всем животным миром.
       Эти начала образуют низшую природу человека. Пятое начало, рассудок, или интеллект, дающий способность самопознания и познания сущности вещей через рассуждение и логическое мышление, вместе с влияниями четвертого принципа и более высокого шестого образуют среднего человека - его душу. Шестой принцип - чувствознание, интуиция, или духовный ум, - дает человеку способность прозрения, способность проникать в сущность вещей не путем рассуждения или логического мышления, но путем мгновенного озарения, и вместе с седьмым принципом составляет высшую природу человека, его эго, его истинную, безначальную и бесконечную сущность, то, что называют частицей Божества, то, что есть наш дух" (с.35-36).
       Я не буду тратить время читателей, цитируя измышления А.И. Клизовского о невидимом астральном мире, о мистических явлениях, сопровождающих смерть человека. Остановлюсь лишь на рассуждениях автора о душе.
       Вот только один пример из рассуждений А.И. Клизовского: "Человек пал духом - и тем самым, может быть, умертвил кого-то. "..." Нелегко решить, когда кто убийца или благодетель. "..." Но можно привести много примеров, когда впавший в безумие в Азии был причиною гибели человека в Европе. И когда поднявшийся духом в Америке исцелил кого-то в Египте. Потому благорасцветание помыслов есть огненный цветок духа" (Агни Йога. 168) (с.49).
       Мистицизм А.И. Клизовского проиллюстрирую двумя цитатами.
       "Теперь представим себе, что ежеминутно и ежесекундно многие миллионы подобных неясных, туманных и по своему содержанию отрицательных мыслей несутся в пространство. Здесь они сами группируются по своему содержанию, отталкивая несходные им мысли и притягивая подобные. Они усиливают одна другую, образуя громадные резервуары хаотической силы, в которой нет даже тени творческого импульса, но есть избыток энергии отрицательного характера. Эта энергия, не находя для себя применения в творческой деятельности, обрушивается на человечество в виде всевозможных стихийных бедствий, как--то: эпидемий, наводнений, голода, землетрясений, войн и тому подобных следствий" (с46).
       "Современный мир погибает из-за чрезмерного развития интеллектуального ума, от преобладания рассудочности в ущерб духовности, от обилия перезрелых и недозрелых плодов" (с.43).
       Полагаю, что комментарии излишни.
       8) Приведу еще целый ряд мистических нелепиц.
       "Легкое дуновение ветра, едва колеблющего листья на деревьях, и катаклизмы, разрушающие миры, планеты и материки, есть проявление одной и той же Единой Силы" (с.54).
       "На каждом из планов бытия действует соответствующая этому плану сила: на физическом - физическая, на астральном, ментальном, духовном - соответствующие. Всякая проявляемая человеком сила, физическая или психическая, есть проявление все той же Единой Силы" (с.55).
       "Вездесущ Разум Космоса. Во всем Пространстве проявлен закон руки его.
       Неисчислимы все воздействия и новые комбинации его. От химизма светил до функций явлений жизни он управляет началом всего Бытия...Если Единая Сила движет всем, что движется, то направляет это движение и руководит им Единый Разум; когда творчество Космоса напрягается различными факторами, нужно понять, что главный импульс дается Высшим Разумом. Так строится Беспредельность! Так созидается мировая цепь. Так строится Космос!" (с.55-56).
       "Но не нужно думать, что лишь венец творения - человек - обладает разумом, им обладает все существующее. Если, как сказано, "можно утверждать наличие мысли камня..." (АгниЙога, 80), то способностью мыслить, или разумом, обладают и минералы, болезненно реагирующие на некоторые кислоты и неприемлемые соединения, и птица, вьющая гнездо для своих будущих птенцов, и цветок, раскрывающий свои лепестки лишь при свете солнца, и зерно, растущее лишь кверху" (с.56).
       "Все, что существует в Космосе, все живет. Мертвого и безжизненного в Космосе нет ничего. Как воздух облекает все находящееся в воздухе, как вода напитывает собой все находящееся в воде, так Единая Жизнь облекает и напитывает собою все находящееся во Вселенной" (с.58).
       "...сущность эволюции заключается в развитии способности различных форм жизни повышать свои вибрации и воспринимать из всевозможных, исходящих из Единого Источника вибраций все более и более высокие и тонкие, соответствующие стремлениям данной жизни в данную эпоху" (с.60).
       "Те Высокие Существа, которые, познав себя, познали Вселенную, учат, что человек, помимо известных всем физических органов восприятия, обладает еще многими органами (а именно сорока девятью), которые находятся в различных местах человеческого тела, в состоянии бездействующем у современного человека, но которые, по мере развития в человеке духовности и расширения сознания, разовьются в органы познавания и восприятия высших миров, давая разные удивительные высшие способности и высшее знание.
       Так, раскрытие центра третьего глаза, находящегося в затылке, дает ясновидение; раскрытие центра, находящегося в легких, дает овладение воздухом и водою, то есть возможность летать по воздуху и ходить по воде, что так поразило учеников Христа, когда они увидели Его идущим по воде; центр, называющийся "чаша" и находящийся около сердца, дает возможность всезнания и памяти своих прежних жизней; раскрытие центра гортани дает то, что получили ученики Христа, когда, по учению христианской церкви, произошло на них "сошествие Святого Духа", когда они заговорили на разных языках. Сущность этого удивительного дара состояла не в том, что апостолы говорили одновременно на разных языках, но в том, что каждый слушающий понимал то, что говорили апостолы, и каждому казалось, что с ним говорят на его родном, понятном ему языке" (с.62-63).
       "Братство существует на Земле с той поры, как на ней существует человечество. Первые Руководители нашего человечества, когда оно находилось еще в младенческом состоянии, прибыли, как сообщает об этом Теософия, с соседних планет - Махатма - Великая Душа, прошедшая путь богочеловека.
       Венеры и Юпитера, где развитие человечества шло быстрее, но в настоящее время ряды Братства пополняются достигшими совершенства людьми нашей планеты (с.65).
       Продолжать цитирование этой мистики нет никакого смысла.
       9) Вот еще один перл А.И. Клизовского: "Если бы не было эволюции и совершенствования жизни, что осуществляется законом перевоплощения, то первобытный человек должен был остаться таким же страшилищем и физическим, и умственным, каким он был миллионы лет тому назад. Что же превратило первобытного пещерного дикаря в современного культурного человека?
       Такая метаморфоза есть результат действия метемпсихозиса, то есть закона перевоплощения. Лишь действием этого мудрого закона, заставляющим ядро человеческого духа, по природе своей бессмертное и вечное, погружаться в бесконечный ряд временных и смертных оболочек, но каждый раз все более и более совершенных, достигается совершенствование жизни и совершенствование форм, в которых жизнь обитает...Мы же говорим - человек рождается вечно, в особенности же в момент так называемой смерти...Если представить себе эволюцию как совокупность законов, действием которых развивается и совершенствуется жизнь, то закон перевоплощения будет правой рукой, а закон причин и следствий, то есть закон кармы, левой рукой одной и той же Силы, которая движет жизнью Космоса...Оставшееся после развоплощения "непреходящее тело", состоящее из материи высшего ментального плана, после того как закончится срок пребывания его в небесных обителях, опустившись в низший ментальный план, начинает окружать себя материей низшего ментального плана и строить при помощи Высших Существ из него ментальное тело, или тело мысли, посредством которого вновь воплотившийся человек будет мыслить.
       Когда построено ментальное тело, обитающее в непреходящем теле наше эго, вместе с созданным ментальным телом, опускается в астральный план, где из материи астрального плана таким же образом строится астральное тело, или тело желаний, посредством которого вновь воплотившийся человек будет выражать свои желания, свои страсти и эмоции.
       Дальше таким же образом строится эфирный двойник из материи физического плана. Эфирный двойник есть точная копия будущего физического тела или, вернее, его оригинал, ибо он существует раньше физического тела, и оно развивается во вновь родившемся человеке в таком виде, в каком существует эфирный двойник.
       Когда все вышеописанные оболочки созданы, наступает время рождения человека. Высокоразвитый человек, который живет высшим сознанием, выбирает семью, в которой ему надлежит родиться, сам. Для неразвитых людей, не верящих в бессмертие, не знающих о непрерывности жизни, этот вопрос решается Владыками кармы. Они определяют семью и условия, в которых малоразвитый человек должен родиться, руководствуясь теми желаниями и стремлениями, которые человек обнаружил в прежней жизни, иначе говоря, теми следствиями, которые он создал.
       Физическое тело, или тело действий, дается человеку его родителями, причем родители могут передать ему лишь физическую наследственность - характерные особенности той расы и нации, в которой человек вновь рождается. Это единственная наследственность, которую человек получает от родителей. Все остальное он в новую жизнь приносит сам" (с.71,72,84,88).
       Мы слышим всю ту же старую песню про вечный дух человека, подверженный метемпсихозису, то есть закону перевоплощения, и обитающего в недрах Космоса, а затем возрождающегося в новом ребенке.
       А.И. Клизовский только забыл описать, каким образом число эфирных двойников увеличилось с 1-го миллиарда в 1820 году до 7,3 миллиарда в 2016 году.
       10) А.И. Клизовский утверждает, что если бы не было закона кармы, то "...не было бы во Вселенной справедливости, не было бы высшей правды. А если бы не было справедливости и правды, не могла бы существовать Вселенная. Но Премудрость Творческого Разума в основание Вселенной положила прочную основу - космическую справедливость, осуществляемую законом причин и следствий" (с.112-113).
       Таким образом, А.И. Клизовский приписал основателю Вселенной - Высшему Творческому Разуму - еще и создание системы нравственности. Следовательно, она существовала еще до возникновения духа или же была порождена одновременно с ним.
       Возникает естественно вопрос - как совместить беспрерывную череду войн в истории человечества с космической справедливостью? Как совместить этот бесспорный факт с утверждением, что "...мудрый космический закон отмечает каждый человеческий поступок, каждое его слово, каждую его мысль в соответствующих мирах причин, которые неизменно и неизбежно приведут в тех же мирах к соответствующим следствиям, которые вернутся к человеку либо в виде наказания и страдания, либо в виде счастья и радости (с.114).
       Как Вам нравится такая фраза: "...воин духа сверкает, как явление света, ибо озарен лучами огней Беспредельности. Отклик нужно понять и устремиться всеми цветами и всеми огнями к Космосу. На вершине сознания утверждение пути Владыки"? (с.116). Это - уже подлинный шедевр поэзии теософии! И еще один перл: "...карма бьет его своим молотом, чтобы разбудить в нем чувствознание, тот высший шестой принцип, который дает понимание нереальности земных благ и реальности вечности и Беспредельности" (с.117).
       11) А.И. Клизовский пишет: "То Новое Учение, которое, как объединяющий всех синтез, идет на смену всем старым Учениям, тоже не есть последнее слово человечеству. Когда наступит пора поднять сознание человечества на более высокую ступень, будет дано следующее Учение" (с.158).
       Весьма примечательно следующее заявление А.И. Клизовского: "Не нужно забывать, что всегда существовали, как существуют теперь, служители культов и жрецы, которые, приняв на себя роль посредников между людьми и Богом и передатчиков людям воли Богов, всякое религиозное Учение обращают в свою выгоду и в порабощение народа. Вспомним, в каком духовном рабстве держат еврейские раввины еврейский народ, католические священники - христиан католиков, брамины - индусов" (с.165-166). Это заявление полностью совпадает с моей оценкой роли церкви.
       Теперь А.И. Клизовский приступает к изложению структуры своей теософической концепции. Он пишет: "К тому Великому Непознаваемому, которое Христос назвал Отцом всего существующего, Новое Учение прибавляет новое понятие - Матери Мира.
       Первопричина на одном полюсе положительна, на другом - отрицательна, поэтому во Вселенной, существуют два безначальных Начала: Дух и Материя, положительное и отрицательное, мужское и женское. Как соединение положительного и отрицательного электричества дает искру, точно так же лишь соединение духа и материи дает сущность, и соединение мужского и женского начал; дает плод Лишь соединение Отца, или Единого Духа, с Матерью, или Единой Материей, дает плод, дает Сына - Единую Вселенную. Поэтому не Отец, Сын и Дух Святой, но Отец, Мать и Сын, ибо как наверху, так и внизу - основной закон мироздания...Кроме нового понятия о Матери Мира, Новое Учение говорит о Беспредельности, о красоте и величии Беспредельности, превышающих воображаемую красоту и величие воображаемых богов. Оно говорит о Космическом Разуме, о Космическом Магните, о Разумных Космических Энергиях, о Материи Матрикс, о Материи Люциде, о Творческих Силах Космоса.
       Оно предоставляет полную свободу современному и будущему просвещенному человеку, если он находит необходимым чтить какое-то отвлеченное начало за своего Бога, почитать Его или в Беспредельности, "все содержащей и ни в чем не содержащейся", или в Безначальном Духе, или в Безначальной Материи, или в Космическом Сердце, или в Космическом Разуме. Одним словом, в том, в чем он желает.
       Великое Непознаваемое, или Начало и Конец всего, должно быть скрыто от понимания людей навсегда. В этом величайшая мудрость. Должно быть Нечто, стоящее выше самого высокого человеческого понимания, которое своей таинственностью и непознаваемостью должно вечно увлекать и манить к себе человека, ибо лишь непонятное и таинственное влечет к себе, все же расшифрованное и понятное перестает обладать притягательной силой и низводится человеком до своего уровня, до уровня обыденности (наконец-то А.И. Клизовский объяснил нам свое незнание божественных чудес!)
       Стремление к познанию Непознаваемого должно быть, ибо оно есть залог эволюции и высшая цель и смысл жизни, но само познание будет ускользать от нас всегда, ибо познанный Бог перестал бы быть Богом...Полное познание Непознаваемого обозначало бы конец эволюции, конец жизни во Вселенной, конец Вселенной, потому что если цель достигнута, то стремиться некуда; и какую другую столь же высокую цель взамен достигнутой мог бы поставить себе человек?
       Великое Непознаваемое, или того Неведомого Бога, которого, как говорил апостол Павел, не зная чтили древние греки, нельзя познать умом, но нужно признать сердцем. Нужно принять Его в свое сознание и, не строя Ему рукотворных храмов, не устанавливая обрядов, построив Ему нерукотворный храм в сердце своем, чтить Его в духе и истине, "ибо таких поклонников Отец ищет себе". Так сказал Христос (Иоанн, 4:23)" (с.167-168).
       Вот так! Запрет установлен, ибо его отсутствие подрывает основы Веры.
       12) А.И. Клизовский также верит и в астрологию: "О влиянии светил на развитие жизни или о сотрудничестве этих светил между собою и с человеком учит астрология. Мы знаем, что то или иное сочетание небесных светил в момент рождения человека влияет на его характер и намечает его судьбу. Но положение планет влияет на судьбу человека не только в момент его рождения, но и во все следующие моменты его жизни. Всякое человеческое начинание имеет благоприятный или неблагоприятный для него исход в зависимости от того, при каком положении небесных светил оно начато" (с.184).
       13) А.И. Клизовский пишет: "...явление жизни обозначает соединение духа и материи. Разъединение духа и материи есть прекращение жизни, или то, что мы называем смертью.
       Так как материя сама по себе инертна и неподвижна, а дух обладает качествами противоположными, то дух является возбудителем жизни в материи. Он оживотворяет и одухотворяет материю. Он есть космическая жизненная сила, которой проникнута каждая форма проявленного Бытия, и тот жизненный импульс, который вечными толчками изнутри заставляет материю менять свои грубые формы, в которые она облечена, на менее грубые, и менее совершенные - на более совершенные. Таким образом, дух совершенствует материю, поднимая ее до своего состояния (с.256).
       Наука же дает совершенно иную трактовку жизни. "Жизнь -- основное понятие биологии -- активная форма существования материи, в некотором смысле высшая по сравнению с её физической и химической формами существования; совокупность физических и химических процессов, протекающих в клетке, позволяющих осуществлять обмен веществ и её деление (вне клетки жизнь не существует, вирусы проявляют свойства живой материи только после переноса генетического материала в клетку). Приспосабливаясь к окружающей среде, живая клетка формирует всё многообразие живых организмов. Основной атрибут живой материи -- генетическая информация, используемая для репликации" - https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%96%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D1%8C
       У понятия же "дух" много различных значений. В данном же случае - это мистическая сверхъестественная бестелесная субстанция, наделённая волей, способностью воспринимать предметы, и обладающая различными сверхъестественными способностями и возможностями, при этом само остающееся всегда недоступной для непосредственного восприятия. Как пишет А.И. Клизовский: "Огненное зерно духа, по оккультной терминологии монада, будучи частицей Пространственного Огня, то есть той стихии, которая "все проникает и все в себе содержит", в дальнейшем развитии не нуждается и остается "в своей стихийной цельности", неизменным (см. Агни Йога, 275)" (с.257).
       14) Вот еще одна нелепость с точки зрения не только науки, но и просто видимых невооруженным взглядом явлений: "Все, что существует во Вселенной, обладает сознанием. Бессознательного в мироздании нет никого и ничего. Все формы жизни, начиная с величайших до мельчайших и от Высочайших до нижайших, обладают каждая необходимым для их существования и той роли, которую они выполняют в мироздании, сознанием. Каждая клетка и каждый атом, входящие в любую форму жизни, кроме сознания, присущего данной форме жизни, обладают своим собственным сознанием...Поверх мыслей земного напластования текут токи мудрости солнца, и в этих пределах начинается великое Учение заповеданное" (с.258).
       Согласно А.И. Клизовскому, и галактики, и звезды, и кометы, и камни, и водоемы, и молекулы и т.д. все обладают сознанием. Разве это не бессмыслица?
       Особенно иррациональным представляется следующее утверждение о продолжении существования сознания с духом после смерти человека: "Если физическая сущность каждой формы с прекращением жизни прекращает свое существование, то духовная сущность, перейдя в Тонкий Мир вместе с сознанием, которое является принадлежностью всех человеческих оболочек, продолжает свое сознательное или полусознательное существование, в зависимости от своего духовного развития, претворяя добытый жизнью опыт в способности - увеличивая имеющиеся и прибавляя новые" (с.259). И еще о духе: "...изучая психодинамику духа и излучаемую им психическую энергию, мы можем понять все явления жизни во всей их необъятности и сложности, ибо лишь тогда подойдем к самой сущности и основе Бытия, лишь тогда познаем самих себя, ибо наш дух, будучи частью Единого Духа, обладает всеми свойствами его; лишь тогда поймем мудрость мироздания, единство всего сущего, величие и беспредельность Вселенной, в которой с начала до конца и от самого верха до самого низа действует единая великая сила, которая все объединяет, все творит и все разрушает. Эта великая сила есть психическая энергия" (с.470). "Именно изучением и подчинением этой силы своей воле совершалось и совершается все то, что называется чудесами. Все те великие чудеса, о которых повествует Библия, совершены психической энергией. Вспомним трех отроков Ветхого Завета, брошенных по повелению Навуходоносора в бушующую великим огнем печь и не сгоревших потому, что была вызвана в действие психическая энергия, или огонь сердца, то есть самый высший аспект огня, который может противостоять самому великому огню материальному. Вспомним пророка Даниила, брошенного в ров ко львам и не растерзанного ими потому, что была вызвана в действие защитная психическая энергия, против которой не дерзнет ни одно животное.
       Вспомним все великие чудеса Моисея, совершенные им при выводе Израиля из Египта и во время сорокалетнего странствования по пустыне: переход через разделенные воды Красного моря, извлечение воды из камня, манна с неба и перепела из туч и т.д. Точно так же не забудем и всего того, что творил психической энергией Христос: возвращение к жизни умерших, исцеление слепорожденных и расслабленных, хождение по воде и усмирение бури, превращение воды в вино и многое Другое" (с.473).
       15) А.И. Клизовский утверждает: "Человеку не приходится начинать свои труды и свои испытания с каждой новой жизнью, ибо, рождаясь вновь, он приносит с собой весь запас своей опытности и все свои прежние достижения, которые ему необходимо лишь вспомнить и возобновить. Только благодаря сознанию, обитающему в неуничтожимой части человеческой сущности, в его непреходящем теле, возможна эволюция человека. Это высшее начало человека есть его бессмертная сущность, то вечное неразрушимое ядро, которое накапливает все благое из прошлого как залог для прекрасного будущего" (с.259). Спрашивается, а для чего существуют учебные заведения, начиная с начальной школы, в которых обучают умению читать и писать, а также правилам арифметики.
       Достается же материалистам от А.И. Клизовского: "...материалист, при самом развитом интеллекте, но отрицающий всякую духовность, всякую возможность существования в Мирах Высших, может и не иметь сознательной жизни в высших слоях Мира Тонкого, ибо, не создав и не закрепив высших притяжений, он почти сейчас же будет вовлечен в вихрь земного притяжения и в полусознательном или бессознательном состоянии будет ожидать нового воплощения. Конечно, можно представить себе, каково будет это новое рождение, ибо, исключая случаи высоких духов, такое почти немедленное возвращение на Землю - нежелательно" (с.259-260).
       Трудно поверить, что человек, находящийся в здравом смысле может написать подобную чушь: "Первоначальная ступень сознания, присущая самым низшим формам жизни, есть сознание своего бытия. Таким сознанием обладает царство минералов и металлов - первое зарождающееся при развитии мироздания царство природы. Из этого зародыша сознания при дальнейшем развитии жизни развиваются все высшие ступени его, проходя через промежуточные этапы сознания растения, животного, человека, сверхчеловека до сознания Богочеловека. Таким образом, полный круг развития сознания - от камня до проявленного Бога...при создании нашей планеты появившееся из хаоса и борьбы стихий - в результате образования материков и горных цепей на них - царство металлов и минералов, помимо сознания своего бытия, должно было обладать сознанием необходимости размножения...Царство металлов и минералов жертвует собой вполне, без остатка, для того чтобы могли развиваться высшие формы жизни...Сознание горы и сознание отделившейся от нее песчинки тождественны, и сколько бы песчинок ни отделялось от горы, все они будут обладать таким же сознанием, как породившая их гора" (с.261-262).
       16) Ни с чем не сравнимы познания А.И. Клизовского в области астрономии. Посудите сами: "Переживаемое нами переходное время есть тот урочный срок и астрохимический момент планеты, о котором говорят вышеприведенные слова Учения. В исполнении эволюционного задания нашей планеты, которому подошел урочный срок, участвуют все силы Космоса. К этому сроку Земля уже вышла из-под влияния планеты Сатурн и вступила в сферу действия лучей нового космического зерна - планеты Уран. К Земле приблизилась звезда Матери Мира, планета Урусвати, Венера. На Землю направлены непредсказуемого напряжения токи, лучи и энергии других светил. К Земле начинает приближаться Пространственный Огонь, который в положенный срок произведет назначенную планом эволюции трансмутацию Земли и ее обитателей. Понять все это - значит осознать астрохимический момент планеты. Мыслить в этом направлении - значит напрячь атмосферу для благоприятного решения мира" (с.267). И этот человек мнит себя просвещенным проповедником теософии!
       17) Вот еще один пример оккультизма А.И. Клизовского: "...человек стремится достигнуть Луны, стремится установить общение с обитателями Марса - отсюда последние подъемы в стратосферу и попытки изобретения такой ракеты, которая, преодолев притяжение Земли, могла бы улететь в межзвездное пространство.
       Утопичность этих попыток заключается в том, что человек в физическом теле, при помощи физических аппаратов, думает выйти из физической сферы Земли в такие области, где действуют другие законы и нужны другие аппараты, забывая, что человеческое тело и его механические аппараты действуют лишь в пределах физической сферы Земли. Премудрость Создателя предусмотрела стремление человеческого духа к межзвездным просторам Беспредельности и дала ему необходимые для этого природные аппараты.
       Человек может тонким, или астральным, телом пользоваться для передвижений в сфере нашей планеты, но для межпланетных передвижений у человека существует ментальное тело.
       Поэтому нужно не изобретать ракеты для межпланетных сообщений, но развивать свое сознание, чтобы пользоваться сознательно аппаратами, данными нам Природой" (с.268).
       18) А.И. Клизовский излагает свое оккультное понимание состояния современной мировой экономики: "В настоящее время, как говорит Новое Великое Откровение, пришел срок для конечных счетов, и мы видим по происходящему в мире, что эти счета предъявляются человечеству для оплаты. Несмотря на видимый расцвет техники, на научные изобретения и открытия, которые должны были бы улучшить состояние человечества, состояние это не только не улучшается, но с каждым годом заметно ухудшается. Несмотря на исключительное стремление современного человечества к приобретению материальных благ и на усовершенствование способов приобретения их, материальные блага, в общей массе человечества, не только не увеличиваются, но с каждым годом заметно уменьшаются. Человечество не выходит из кризисов, которые в переживаемое нами время достигли небывалых размеров.
       В чем же причина? Причина в том, что из воспитания человечества изъят главный рычаг совершенствования, главный фактор развития жизни - воспитание духа. Человечество переживает небывалый кризис именно из-за приостановки своего духовного развития, из-за утери своих духовных ценностей. Экономическое обнищание есть результат обнищания духовного (с.287).
       Как мы видим, вопреки научному пониманию происходящих в глобальной экономике процессов, А.И. Клизовский основной причиной кризиса видит в приостановке духовного развития человечества, утерю им своих духовных ценностей. Экономическое обнищание есть результат обнищания духовного, а не результат эксплуатации трудящихся капиталистами.
       19) А.И. Клизовский пишет: "Как могли бы мы понять свет, если бы не было тьмы, или тепло, если бы не было холода, или мудрость, если бы не было глупости, или великое, если бы не было малого, и так дальше во всех вещах и явлениях до бесконечности? Как мог бы существовать мир физический, видимый, если бы не было мира невидимого, духовного? Существование Мира Высшего доказывается существованием мира низшего. Если бы не было мира духовного, то не было бы и нашего, физического мира. Основа для существования видимого мира находится в мире невидимом. Без невидимого мира мы вообще не были бы видимы, ибо не существовали бы. Поэтому отрицать существование духовного, невидимого мира только потому, что он невидим, и признать существующим только видимый, материальный мир есть верх невежества и колоссальная нелепость" (с.446).
       Невежеством и колоссальной нелепостью является как раз утверждение о существовании нематериального мира, ибо кроме веры нет никаких оснований для доказательства его бытия. Считать, что любой предмет или явление имеют антиномию, как это утверждает А.И. Клизовский, нелепо. Например, какую антиномию имеют такие слова, как дерево, зеленый, сталь и т.д. и т.д.? Традиция антиномического мышления связана с христианской богословской традицией, в которой непостижимость основных догматических положений часто формулируется в виде антиномий.
       Описание А.И. Клизовским невидимого мира поражает своим мистицизмом и абсурдностью. Приведу лишь один пример: "Тонкий Мир имеет многообразные утверждения земного мира. Даже прообраз времен года проходит по сознанию Тонкого Мира. Потому образы растений, или гор, или поверхности вод не чужды Тонкому Миру, конечно в преображенном состоянии. Сердце, знающее Мир Тонкий, знает и цветы, и горы, и снега, и моря. Цветы успевают в богатстве форм, но цвет их несказанно сложнее красок Земли; снега белее и кристальнее и гуще земных. Можно начать распознавать целую структуру Мира Высшего, тем самым человек, запасшийся на Земле сознанием ясным и благим, будет добрым строителем и в Тонком Мире. Вместо обезображений человек будет вносить прекрасные пропорции и ритм, отвечающие великолепию Беспредельности" (Сердце, 332).
       Обитатели Тонкого Мира не нуждаются в отдыхе в таком смысле, как это понимаем мы. Поэтому, имея много свободного времени, они могут посвятить его своему развитию и духовному совершенствованию. Там есть и учителя, и школы, и общества, и различные учреждения, которые имеют своею целью распространение знания среди обитателей Тонкого Мира.
       Поэтому, несмотря на обилие свободного времени, жизнь обитателей Тонкого Мира очень разнообразна и вполне заполнена. Возможность с недоступной для нашего понимания быстротой переноситься от одного предмета к другому, из одного места в другое уподобляет обитателя Тонкого Мира бабочке, которая, порхая с цветка на цветок, берет с каждого аромат его. Подобно бабочке, обитатель Тонкого Мира может извлекать из каждого явления и каждой вещи то, что ему нужно и желательно. Это дает ему неисчерпаемую возможность изучения явлений жизни и законов природы...Все те сказки для детей, в которых говорится о "шапке невидимке", о "ковре самолете", о "добрых и злых феях", о "леших и водяных" и пр., - все это написано авторами, которые помнили о законах и явлениях Тонкого Мира. Нельзя выдумать то, чего нет, а что создано мыслью, то уже существует...Если пребывание в Тонком Мире есть необходимое условие нашего посмертного существования, вне зависимости от того, знает человек об этом или не знает, желает он этого или не желает, то Мира Огненного человек может достигнуть лишь сознательным стремлением к Свету, лишь огненным устремлением к самоусовершенствованию. Свое временное пребывание в Тонком Мире человек может сократить до минимума или удлинить его на неопределенно долгий срок, но Мира Огненного он может никогда не увидеть, если не будет стремиться туда. Для того чтобы попасть туда, необходимо, чтобы Свет встретился со Светом, чтобы тот Свет, который в человеке, соответствовал бы тому Свету, который в Мире Огненном. Чтобы достигнуть Царства Света и проникнуть в пределы Мира Огненного, нужно сбросить с себя все грубые виды материи и облечься в Свет, нужно стать Светозарным.
       Мир Огненный есть то седьмое небо, до которого были восхищены духом некоторые святые и пророки, то Царство Божие, в котором обитают Светозарные Ангелы, о котором говорится во всех религиозных учениях и так много говорится в христианской Библии. Мир Огненный есть цель нашей эволюции. В течение многих жизней много нужно потрудиться над своим совершенствованием, чтобы достигнуть этой цели. Недаром сказано, что Царство Божие берется силою. Именно большую силу неослабевающего устремления нужно проявить, чтобы достигнуть врат Мира Огненного...Мир Огненный как Царство Небесное известен человечеству из всех священных писаний, ибо раз цель нашей жизни и нашей эволюции есть достижение Царства Небесного, то ясно, что религии об этом и учили. Но так как все священные писания в течение веков искажаются людьми до неузнаваемости, то вследствие этого и вход в Царство Небесное или затруднен, или вообще становится невозможным. Современные религии, сделав из человека ничтожество, остановили его движение вперед. Он не только не подвигается вперед, к Царству Небесному, но определенно пятится назад" (с.453,459,460).
       Мистическая фантастика!
       20) И под конец приведу описание Бога, которого видел только один человек на Земле за всю историю ее существования: "И когда Моисей просил Господа: "Покажи мне славу Твою", Господь ответил: "Не можешь видеть лица Моего; потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых" (см. Исход, 33: 20).
       Но тем не менее был один смертный, который видел всю славу Господа и остался жив. Этот смертный - царевич Арджуна. Но, как сказано в Бхагавад Гите, это произошло потому, что ему на этот момент были дарованы "очи божественные" и он удостоился этой великой чести лишь благодаря благоговейной любви к Господу, который в то время был его Учителем Кришной. Поучительно знать, какими словами царевич Арджуна описывает его необычное явление.
       "Внутри Твоей формы, о Бог, я вижу Богов, все виды существ, и каждое с отличием своим; Брахму, Господа, и под Ним Его чудный лотос престол, и всех Риши и Мудрых Змиев из породы Высокой.
       С руками, грудями, устами, очами без счета. Всюду я вижу Тебя; беспредельны Твои проявления. Источник, начало, середину, конец Твоей славы, Господь без конца, без границ, не могут узреть очи мои.
       Сияние Твое, бесконечный Твой блеск, вездесущий Твой диск, и венец, и тиару я зрю. Подобный Огню, пламенея как солнце, слепящее взор, стремишь Ты потоки лучей с небес необъятных.
       Превыше всех мыслей моих. Неизменный Господь, Высочайший Ковчег, изливающий творчества силу, вечной дхармы бессмертный Хранитель, Человек, пребывающий вечно, - таким мыслит мой ум Тебя.
       Без конца, середины, начала; беспределен по силам. Твои руки без счета, словно солнца и луны - очи Твои. Когда же лик Твой я зрю, как жертвенный пламень загорается Он и славою своею сжигает миры.
       Тобою лишь одним наполняются небо, и земли, и все, что незримо простерлось меж ними. Весь мир триединый пред Тобою трепещет, Могучий, пред Твоим страх наводящим проявленным Ликом.
       В Тебя вступают сонмы Светозарных. Сложив в благоговейном страхе руки, взывают все к Тебе. И воинства святых, поющих Тебе славу, слагают песнопенья, которые звучат и наполняют мир.
       И тьмы низших духов, сыны Адити, Васу и гении. Также и светлые духи, которых нельзя перечислить, тьмы мудрецов и святых, а также Ракшасов могучих. Все, восхищенные, полные страха, глядят на Тебя.
       Увидев Твой образ могучий с очами и ртами без числа, со многими чревами и рядом страх наводящих зубов, с бесчисленным множеством рук и ступней, увидев то, - так же, как и я - миры все трепещут.
       Как радуга, переливаясь яркими цветами, касаешься Ты сводчатых небес.
       С отверстыми очами, вращая необъятные зрачки очей, Ты проникаешь трепетом все существо мое. Взирая на Тебя, слабеет моя сила, уходит мой покой.
       Подобно времени сверкающим мечам, виднеются ряды Твоих зубов, грозящих посреди раскрытых страшных челюстей. Увидя то, не знаю я, куда укрыться мне от вида Твоего. О пощади, Господь, Ты, мощное Прибежище миров! "..." Твою Суть мне открой. Твой вид так безмерно страшит. Я падаю ниц пред Тобою. Пощади, я молю, о могучий Господь. Что сокрыто в Тебе, я стремлюсь познать. Твоя внешняя жизнь ужасает меня. "..." Я видел Твою славу, до меня не зримую никем. От радости и ужаса трепещет моя грудь. И я молю Тебя: прими былой Твой вид. О пощади, Господь Богов, Прибежище миров.
       В сверкающем венце и с царственным жезлом в руках я жажду видеть прежнего Тебя. Яви любимый и знакомый образ Твой. Сокрой для смертного невыносимое сторукое явление Твое" (Бхагавад Гита, гл. 1 1)" (с.463).

    ***

       Итак, А.И. Клизовский не только последователь оккультистки и спиритуалистки Еле?ны Петро?вны Блава?тской (1831-1891), но и проповедник обновленной версии теософии, т.н. Нового Учения. Он в своей книге пишет о "Новейшем Завете, который есть синтез всех бывших Заветов, который вмещает все основы всех бывших Учений и приоткрывает новый аспект Единой Великой Истины...Новое Провозвестие не отвергает ни одно Учение, но лишь очищает и углубляет их являясь синтезом всех бывших мировых Учений, всех их вмещает, всех и вся обнимает...Осуждает и отвергает лишь врагов эволюции и Света, не вмещает и не обнимает лишь слуг тьмы. Под его великим и светлым Куполом будет и христианин со своей Библией, и буддист с Трипитакой, и индус с Ведами и Пуранами, и магометанин с Кораном, и еврей с Каббалой и Торой, и все другие народы с их священными писаниями, ибо все они вышли из того же Источника, из которого идет и Новое Великое Откровение. Под этим всевмещающим Куполом все будут равны и не будет ни избранных, ни отверженных" (с.210,293). Его цель - содействовать тому, чтобы люди достигли высшего, богочеловеческого состояния.
       Мистицизм А.И. Клизовского ярко проявляется в следующем его утверждении: "Под всякое имеющее эволюционную цель начинание Высшими Силами на определенный срок закладывается Магнит - разумная космическая энергия, которая действует притягивающим образом на умы, сердца и волю людей.
       Когда срок действия этой энергии истекает и Высшими Силами сообразно плану эволюции дается другое высшее эволюционное задание, под которое закладывается новый Магнит, то старый Магнит перестает действовать" (с.211).
       А.И. Клизовский и сам признает: "...истинные представления о тайнах мироздания являются уделом лишь тех, которые могут воспринять эти высшие истины высшим сознанием и высшим путем - путем мистики. Вне этого пути постижение тайн мироздания недоступно. Таков непреложный закон высшего духовного мира (с.618).
       А.И. Клизовский не считает себя создателем Нового Учения. Он лишь развивает положения, содержащиеся в следующих произведениях: "Листы Сада Мории" (две книги - "Зов" и "Озарение"), "Община", "Агни Йога", "Беспредельность" (две части), "Иерархия", "Сердце и Мир Огненный" (три части), "Аум", "Братство", "Надземное".
       Новое Учение отрицает науку вообще и марксизм в частности. Оно хотя и содержит критические замечания в адрес современного глобального капитализма, однако не раскрывает его сущности и не призывает к классовой борьбе против Капитала, ограничиваясь морализаторством. Только демократический социализм может покончить с эксплуатацией человека человеком, с бесправием людей в обществе, дать людям уверенность в счастливом будущем, а не некие Высшие Силы, т.е. Бог.
       И противопоставление науке состоит не только в отрицании объективных закономерностей развития общества, но и в пропаганде ложных представлений о Природе. Например, утверждается, что "каждый план Бытия имеет свой огонь. На физическом плане наш физический огонь более материален, нежели на планах астральном и ментальном. На высших планах Бытия наш материальный огонь переходит в свет, в сияние, в светоносную материю. Из этой светоносной материи Высшие Существа, обитающие в высших планах Бытия, строят свои тела. Оттого в тех редких случаях, когда одно из этих Высших Существ появляется в поле зрения физического человека, последний бывает его сияющим видом ослеплен. На еще более высоких планах Бытия огонь переходит в Разум, в разумные творческие энергии" (с.219); "Космос представляется как живой организм, обладающий сознанием, волею и всеми органами и центрами, какими обладает человеческий организм; как гигантская лаборатория, в которой происходит вечное движение, беспрерывная замена отживших форм и энергий новыми формами и энергиями, вечная трансмутация низшего в высшее, то есть вечное и беспредельное совершенствование.
       В Учении постоянно говорится о Космическом Магните, об Абсолютном Разуме, о Совершенном Сердце, о Космическом Сердце и Космическом Разуме, о пульсе Космоса, или Космическом ритме, и о многих других разумных космических энергиях и силах" (с.227-228) и т.п.
       И в завершение очерка не могу не высказаться о значении понятий "теософия" и "оккультизм". А.И.Клизовский пишет об этих понятиях следующее: "Хотя в предыдущих главах уже неоднократно говорилось о великом значении в жизни человечества Оккультизма и Теософии, но необходимо сказать больше. Необходимо освободить этот единый источник высшего знания и божественной мудрости от всего того наносного, приставшего к нему сора и прилипшей к нему грязи, которые превратили это великое понятие в синоним шарлатанства, надувательства и фокусничества.
       Во-первых, Теософия обозначает не учение о Боге, как некоторые неправильно понимают это слово, но божественную мудрость, высшую мудрость, которая сообщалась лишь вступившим на путь божественности, для достижения божественности. Другое название этого высшего знания - оккультизм, то есть "наука о скрытом", - показывает недоступность его для масс и доступность лишь для немногих. Такими же названиями определяет это высшее знание апостол Павел в Первом послании к коринфянам (2: 6 8), называя проповедуемое им учение "мудростью божественной, тайной сокровенной, которую никто из властей века сего не познал" (с.232).
       Разве божественная мудрость, высшая мудрость существуют без их носителя - Бога? Ведь и сам А.И. Клизовский пишет о том же, используя прилагательное "божественная" мудрость. К чему так примитивно и стыдливо отрицать веру в Бога, которого он часто называет Учителем? Теософия и религия - тесно связанные между собой понятия. А.И. Клизовский сам называет теософию и оккультизм религиозной философией (с.238).
       А.И. Клизовский пишет: "Теософия говорит: "У нас все, у нас Христос, Будда, Майтрейя, Магомет, Конфуций, все бывшие и будущие Учителя человечества, ибо кончилась эпоха обособления и разъединения и все мировые религии, из единого лона вышедшие, должны в него вернуться". Поэтому она приглашает всех, никому себя не навязывая, так как навязывание учения или веры есть вреднейшее заблуждение, а кто для восприятия высшего знания созрел, тот сам ищет Теософию и находит ее...И лишь обратившись к растущему на Востоке Древу Жизни, этому единственному источнику всякого знания, люди поймут необходимость Единой Религии, Единого Мирового Учения, объединяющего Всех и Все" (с.255-256).
       Что же касается оккультизма, для того, чтобы не быть обвиненным в предвзятости, приведу выдержку из Википедии: к оккультизму "...относятся эзотеризм и его практические формы: алхимия, астрология, каббала, розенкрейцерство, спиритуализм, теософия, теургия. С которыми связаны: гадания, онейрокритика, некромантия, хиромантия, спиритизм, колдовство, магия, шаманизм, парапсихология, паранормальные явления, экстрасенсорика, верования в связь с потусторонним миром и другие учения, основанные на суеверии и сохраняемые в тайне" - https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%BA%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D0%B8%D0%B7%D0%BC Разве это не синонимы шарлатанства, надувательства и фокусничества?.
       И наконец последнее, о чем следовало бы сказать, так это о том, что в основе теософической концепции А.И.Клизовского лежит чистейшей воды идеализм и непримиримое отношение к материализму. Он утверждает: "Для человека, знакомого с законами эволюции жизни, ясно, что современное человечество переживает один из таких опасных периодов своего развития, когда один фактор жизни в своем развитии дошел до предела, и, хотя вступил в действие другой, высший, но он еще людьми не осознан и не принят. Таким закончившим свое развитие фактором является современный человеческий ум. Как это ни кажется парадоксальным, но, увы, это так. Ведь вся дезорганизация и расстройство современной жизни есть самый верный показатель того, что современный человеческий ум не справляется с теми задачами, которые ставит человечеству развивающаяся согласно законам эволюции жизнь, что она требует иного подхода к некоторым явлениям и вещам и что своим умом человечество заведено в тупик, выбраться из которого не может. Ведь если бы это было не так, то разве мир мог бы очутиться в столь безвыходном положении, в каком он оказался, раз все решается человеческим умом?" (с.563).
       Конечно, согласно методологии марксистского учения, надстройка, включающая сознание людей, оказывает огромное влияние на процесс расширенного воспроизводства общества, но оно не определяющее, как об этом пишет А.И.Клизовский. Человечество загнано в глубочайший кризис (экономический, политический, экологический, нравственный) в силу острейшего противоречия между Капиталом и эксплуатируемой рабочей силой. И только разрешение этого противоречия откроет человечеству дорогу в светлое будущее, а не Бог, как это утверждает теософия.
       Дэн, профессор
       В.Паульман
      
      
      
      
      
      
      
      

    40

      
      
      
      

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Паульман Валерий Федорович (paulman.valery@mail.ru)
  • Обновлено: 22/01/2017. 70k. Статистика.
  • Очерк: Публицистика
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.