Общественный строй в СССР нередко иронически называли осуществленной утопией. Построенный "в боях" социализм не просуществовал и столетия. Но не потому, что сама идея социализма была утопией с момента ее провозглашения, а в силу того, что она была на корню загублена диктатурой партийной и государственной бюрократии. Отрицательные последствия этого состоят в том, что были на корню скомпрометированы идеи социальной справедливости, социализма и коммунизма.
Противники социализма в России и на постсоветском пространстве после разрушения СССР злорадствуют, втаптывая в грязь вековую мечту людей о справедливом обществе. Однако их радость безосновательна по двум причинам: во-первых, капитализм - это не путь в "светлое будущее", свойственные ему противоречия вновь и вновь возрождают социалистические идеи, а во-вторых, опыт СССР имеет и позитивную сторону - он должен помочь избежать в дальнейшем тех ошибок, которые были допущены в прошлом. Если бы этого опыта не было, то все рассуждения о прекрасном будущем носили бы чисто умозрительный, абстрактный характер. А теперь сторонники прогресса человечества могут выбрать из опыта, реально осуществленного в СССР социализма те его элементы, которые себя оправдали, и отказаться от тех, которые противоречат самой сути социалистической идеи. Достижения Советского Союза во многих областях и особенно в деле социального обеспечения и планирования были столь внушительными, что, несмотря на деформацию социалистической идеи, она до сих пор остается путеводной звездой для прогрессивной части человеческого сообщества.
Крах социализма в СССР в силу конкретных внутренних и внешних причин (закономерных и случайных) однако он еще не доказывает, что социализм как общественное устройство нежизнеспособен, что этот способ воспроизводства является противоестественным, что он является историческим тупиком, как и победа Запада над СССР в "холодной войне" не является еще доказательством преимуществ капитализма.
Как показал опыт СССР, чтобы построить подлинный демократический социализм, необходимо: 1) обеспечить прямое народовластие, не допуская возникновения диктатуры чиновников партийного и государственного аппарата; 2) избежать монополизации общественной (общенародной) собственности в руках государства; 3) уйти от административного, сугубо централизованного управления экономикой; 4) отладить механизм прямого воздействия экономических интересов населения на деятельность предприятий, отраслей и регионов; 5) наряду с буржуазной системой оплаты труда, обеспечить социалистический принцип распределения национального дохода в форме общественных фондов потребления; 6) обучение и воспитание учащихся осуществлять на базе коллективной формы.
Приведенный перечень основных признаков нового социализма не претендует на исчерпывающую полноту. Он содержит минимум самых необходимых существенных признаков, выявленных в ходе анализа реально существовавшего государственного социализма в СССР. Обстоятельное изложение самой модели социализма, базирующейся на вышеперечисленных признаках, содержится в 7-ой главе моей монографии "Мир на перекрестке четырех дорог" (http://www.koob.ru/paulman/world) и в очерке "Танцы вокруг парового котла" (http://lit.lib.ru/p/paulxman_w_f/text_0690.shtml). Здесь же мною конспективно изложено содержание перечисленных выше шести признаков демократического социализма.
В экономике, как и в жизни, чудес не бывает. Переход от одной общественно-экономической формации к другой, в данном случае от капитализма к коммунизму, с неизбежностью предполагает длительный переходный период, использование переходных форм собственности, производства, распределения и обмена продуктов производства. Один из таких основополагающих на мой взгляд выводов состоит также в том, что на данном уровне развития производительных сил достижение наивысшего коэффициента эффективности экономики при ограниченном объеме ресурсов возможно только при оптимальном сочетании различных форм собственности: государственной, кооперативной, общественных организаций, частной и личной. В основе формирования оптимальных пропорций между всеми видами собственности лежат, по крайней мере, два фактора: во-первых, учет влияния структуры потребностей членов общества (что касается товаров, то, главным образом, через механизм договорных отношений и платежеспособного спроса), во-вторых, необходимость в максимизации степени удовлетворения абсолютных потребностей населения при оптимальных затратах ресурсов (трудовых, материальных, энергетических, инвестиционных.
Критике социалистической экономики, особенно после событий 1990 годов, будь то государственный или рыночный варианты социализма, посвящено немало исследований. Смысл их сводится к тому, что в рамках государственной собственности предприятия, даже функционирующие в условиях рабочего самоуправления, не в состоянии обеспечить должной эффективности производства, ибо якобы нет механизма постоянного генерирования и отбора эффективных инноваций, нет действенных стимулов к полноценному труду, к повышению качества продукции, научно-техническому прогрессу. Подобные утверждения являются избитым пропагандистским штампом и не имеют в своей основе серьезных исследований проблемы. Лауреат Нобелевской премии В.Леонтьев, например, считал, что плановое управление в социалистической системе, вооруженное современными методами анализа и прогнозирования, в состоянии находить эффективные решения народнохозяйственных проблем и может справляться с этой задачей не хуже механизма конкуренции в рыночной экономике. Практика успешного развития ВПК в СССР (и не только) убедительно опровергает тезис о заведомо низкой эффективности работы государственных предприятий. В ВПК обеспечивались и динамичная инновация, и высокое качество продукции, и конкурентоспособность военной техники.
В капиталистической экономике в отличие от экономики государственного социализма действует закономерность минимизации v в пользу m. Кроме того, сам механизм распределения ВВП способствует поляризации конечных доходов различных социальных групп населения, как в отдельных государствах, так и в глобальном масштабе. В обыденном сознании политиков экономический рост (в форме темпов прироста ВВП) выступает как самоцель, а на уровне предпринимателей и работников наемного труда целью является максимизация любой ценой величины дохода (соответственно - прибыли и заработной платы). Такая система всем ее участникам представляется естественной, логичной, однако в действительности она лишь косвенно, опосредованно обслуживает реальные потребности членов общества.
Каждая из форм собственности обеспечивает определенное удовлетворение потребностей субъектов воспроизводства, но при этом степень их удовлетворения существенно различается. Возьмем, к примеру, потребности государства. При данных (всегда ограниченных) ресурсах в системе государственного социализма потребности государства в той или иной мере всегда удовлетворяются за счет потребностей населения. Эта же закономерность наблюдается и в капиталистических государствах, ибо таковы действия государственной бюрократии.
До сих пор ни одна из существовавших форм организации общественной жизни не была нацелена на максимальное удовлетворение потребностей членов общества. Сделать это может только подлинный социализм, основанный на многоукладной экономике. К такому выводу нас подводит вся логика общественного развития, в частности, опыт реформ в Китайской Народной Республике.
Важнейшим принципом новой социально-экономической системы нового социализма является прямое, непосредственное воздействие человека на механизм расширенного воспроизводства, обеспечивающий удовлетворение его потребностей. До сих пор между человеком и производством средств удовлетворения его материальных, социальных и духовных потребностей стоял либо капитал, либо государство, т.е. действовал механизм опосредованного, косвенного удовлетворения потребностей человека. При государственном социализме человек-потребитель стоит один-одинешенек перед государством-монстром, которое распоряжается всем и вся. При капитализме потребителю противостоит легион частных предпринимателей. При подлинном социализме, наконец-то, впервые появляется возможность уйти от влияния капитала и государства на сферу потребления. Именно она должна стать задающей, диктующей свои условия и требования другим сферам общественного расширенного воспроизводства: производства материальных и духовных благ, их распределения и обмена. Другими словами, если при капитализме главным действующим лицом выступает капиталист-предприниматель, при государственном социализме - государственное предприятие и чиновники госаппарата, то при новом социализме главной фигурой должен стать гражданин-потребитель его индивидуальные, коллективные и общественные интересы.
Однако для достижения такого положения необходимо выполнение ряда условий, в частности:
1) Симбиоз планирования, договорных отношений между потребителями и производителями материальных и духовных благ и рынка при оптимальном сочетании, как названных элементов хозяйственного механизма, так и централизации, и децентрализации управления общественными делами (в первую очередь - экономики).
2) Организация потребителей в экономическом механизме общества с целью прямого воздействия на производство материальных и духовных благ и услуг (как в масштабах страны, регионов, так и общин).
3) Развитие прямых горизонтальных связей между потребителями и производителями как демократической альтернативы авторитаризму, централизму и бюрократизму.
Итак, исходным пунктом движения общественного производства должна стать сфера потребления. Это предполагает соответствующую организацию потребителей. Формами такой организации могут стать потребительские кооперативы и местные советы, которые заключают договоры с производителями товаров и услуг как напрямую, так и через союзы потребителей. Это означает, что в самой основе экономической жизни социалистического общества лежат личная собственность (индивидуальная и семейная), кооперативная собственность и государственная муниципальная собственность (собственность местных советов) и в определенной мере - частная собственность. Эти виды собственности и формируют всю несущую конструкцию сферы потребления, т.е. непосредственно обеспечивают удовлетворение материальных, социальных и духовных потребностей членов общества. Кооперативная собственность может отлично обслуживать материальные потребности индивидуумов и их семей, организуя продажу своим членам полного набора требуемых товаров и услуг. Муниципальная собственность позволяет удовлетворять коллективные материальные, социальные и духовные потребности всех людей, проживающих на территории данного местного совета (учебные заведения, детские сады и ясли, больницы и поликлиники, общественный транспорт, библиотеки, дома культуры и т.п.). Частная собственность в форме небольших предприятий в конкурентной борьбе с кооперативами поможет оперативно и полнее учитывать спрос населения.
Производители товаров и услуг, получающие заказы от потребительских кооперативов, местных советов (как непосредственно, так и через союзы потребителей, представляющие экономические интересы всех субъектов данного общества), смогут формировать свои производственные программы и организовать их выполнение в соответствии с заключенными договорами. В сфере производства могут действовать кооперативная, частная и государственная формы собственности, позиции которых складываются в конкурентной борьбе на рынке товаров и услуг, где побеждают те экономические субъекты всех уровней, которым и предстоит обеспечивать наиболее качественное и эффективное выполнение договорных обязательств организованных потребителей.
При организации экономической жизни общества по принципу от потребителя к производителю отпадает необходимость в опосредующей деятельности аппарата государственного управления, ибо производственные связи будут налаживаться и осуществляться по горизонтали и вертикали на основе системы договоров. В органы государственного управления и планирования будет поступать информация только по проблемам, требующим решения на региональном и общегосударственном уровнях. Она будет касаться расшивки узких мест (диспропорций), достижения динамической сбалансированности в народном хозяйстве. Главной задачей государства станет разработка и реализация структурной политики с учетом долгосрочной динамики развития общественного производства, создание нормальных условий для деятельности предприятий всех секторов экономики. Каждый будет заниматься своим делом. Центр освободится от оперативной текучки, сможет сосредоточиться на решении стратегических задач. Местные органы власти будут работать для людей, которые демократическим способом включатся в практическое управление делами, касающимися только их и никого другого.
В отличие от государственного социализма, существовавшего в СССР, в многоукладной экономике обновлённого социализма ведущую роль, по-видимому, будет играть кооперативная форма собственности. Она призвана обслуживать все стадии воспроизводственного процесса.
С такой практикой, когда производство средств производства развивалось ради самого производства средств производства, чтобы обеспечивать наращивание экономического могущества страны, должно быть покончено.
Поскольку потребности государства для выполнения им своих функций (управление, оборона) будут определяться демократическим путем, то должно само собой отпасть и давление ВПК на формирование пропорций воспроизводства. Зато общество будет уделять первостепенное внимание развитию науки и проектно-изыскательских работ (НИОКР), которые будут осуществляться главным образом за счет средств государственного бюджета.
Сегодня, с учетом накопленного в СССР и в мире опыта, можно утверждать, что из всех форм собственности ближе всего к социализму стоит кооперативная собственность. Не государственная, а именно кооперативная. И прав был В.Ленин, который рассматривал кооперацию как столбовую дорогу к социализму, а строй цивилизованных кооператоров - как социалистический строй.
К концу 20-х годов в СССР действовали различные виды кооперации: потребительская, кустарно-промысловая, сельскохозяйственная, жилищно-строительная, жилищно-арендная, кооперация инвалидов, охотничья и рыболовецкая. Каждый из этих видов включал большое количество различных форм первичных, региональных, союзных объединений. Особенно большим разнообразием отличалась сельскохозяйственная кооперация. Промкооперация, доля которой в общем числе промышленных предприятий в 1926 - 1927 гг. составляла 17,8% против 12,4% частных, производила 6% валовой продукции промышленности. В составе промкооперации в 1928 году насчитывалось 59,5 тысячи кооперированных кустарей, занятых в сапожно-башмачном и портновско-пошивочном производствах.
Но особенно широкое распространение получила потребительская кооперация, доля которой в розничном товарообороте составляла в 1931 году 69,9%. Потребительская кооперация стала многоотраслевым, диверсифицированным производством. На ее долю в 20-е годы приходилось примерно 35% закупок зерна и льна, около 40% шерсти, 80% хлопка, 90% сахарной свеклы. Промышленное производство в системе потребкооперации охватывало сотни фабрик, заводов, цехов. Большой вклад был сделан потребительской кооперацией в решение социальных проблем, развитие культуры и просвещения".
Отказ от нэпa в начале 1930 годов означал по существу ликвидацию кооперативного движения. В стране возобладала государственная форма собственности, хотя потребкооперация и колхозы дожили до горбачевской перестройки, пережив даже антикоооперативные "реформы" Н.Хрущева.
Совершенно иначе поступили коммунисты в КНР. Они сумели преодолеть теоретически ошибочную трактовку кооперативной собственности как несовершенной, незрелой формы социалистической собственности, не стали противопоставлять кооперативы государственной форме собственности. В настоящее время кооперативная собственность рассматривается как естественная составная часть общественной собственности и активно используется для ускорения развития производительных сил, борьбы с безработицей и повышения благосостояния населения.
В КНР широко развита сеть кредитных и страховых кооперативов, наращивает обороты кооперативная торговля, действующая наряду со снабженческо-сбытовой кооперацией. Большую роль в экономике играют транспортная кооперация и строительные кооперативы.
За истекшие два с лишним века своего существования кооперативная форма хозяйствования распространилась по всему миру, заняла достойное место в экономике всех государств (как высокоразвитых, так и развивающихся), доказала свою способность функционировать и развиваться как в условиях капитализма, так и социализма. Многообразие видов кооперативов (свыше 120), их способность быстро адаптироваться к изменениям в технике и технологии свидетельствует о жизненной силе принципов, на которых базируется деятельность кооперативов: добровольность, самоуправление, хозяйственная самостоятельность, коллективизм. Кооперативная форма деятельности людей позволяет во многих случаях наиболее полно удовлетворять их экономические и социальные потребности.
Потенциал экономического и социального развития, кроющийся в кооперативах, поистине огромен. Кооперативы в своих самых разнообразных формах и видах позволяют:
- выражать непосредственно, напрямую, экономические интересы своих членов;
- объединять трудящимся свои силы, ум, сбережения, свои производственные способности;
- служить средством повышения их материального, интеллектуального и морального уровня жизни;
- быть средством обучения трудящихся непосредственному управлению обобществленным предприятием, технически и социально подготавливать их к самоуправлению.
Система кооперативов всех уровней и видов позволяет создать в масштабах страны механизм, с помощью которого общественное производство становится подчиненным удовлетворению потребностей трудящихся, а не самовозрастанию капитала, как это имеет место при капитализме, и не наращиванию экономической базы диктатуры партийной и государственной бюрократии, как это происходило в системе государственного социализма. Кооперация в масштабах страны должна по мере своего развития превращаться в экономическую организацию трудящихся для управления процессом расширенного социалистического воспроизводства. Однако сразу следует отметить, что она не может стать единственной формой хозяйствования, ибо ее возможности хотя и огромны, но не безграничны. Кооперация при формировании подлинно социалистической экономики может и должна стать наряду с государственным и частным секторами составной частью многоукладного народного хозяйства. Причем кооперация должна работать там, где ее применение дает оптимальный результат. Как показывает опыт деятельности кооперативов в развитых странах, в случае укрупнения предприятий, концентрации производства могут возникать отрицательные явления: производство перестает быть гибким, чутко реагирующим на быстро меняющиеся требования рыночного спроса; сводится к нулю такой важный принцип как самоуправление, участие в нем всех членов кооператива; растет доля лиц, работающих по найму. В тех же случаях, когда научно-технический прогресс диктует необходимость создания крупных предприятий, требующих огромных инвестиций, лучшей формой организации производства все же является государственная, а не кооперативная или частная формы собственности.
Говорить о пользе планирования - это то же самое, что ломиться в открытую дверь. Особенно актуальной стала проблема планирования в ХХ веке в связи с организацией гигантских по своим масштабам предприятий, осуществлением грандиозных проектов, как на Земле, так и в космосе, а также в связи с необходимостью регулирования быстро растущей экономики национальных государств и их региональных образований. Когда некоторые политэкономы противопоставляют плановую экономику рыночной, то они не понимают сути того, о чем пишут. В современном мире любая эффективно функционирующая рыночная экономика в той или иной мере планируема, а так называемая плановая экономика не может обойтись без применения рыночных методов. Такова диалектика современного производства.
Однако встает вопрос, каким образом обеспечивать должную сбалансированность и пропорциональность в народном хозяйстве? Система планирования должна не только не допускать возникновения дисбаланса на потребительском рынке, но и обеспечивать оптимизацию коэффициента удовлетворения потребностей населения при данном ограниченном объеме ресурсов. Это означает, что государство должно, по крайней мере, обеспечивать регулирование доходов населения и поддержание оптимальных пропорций между производством средств производства и производством средств потребления, используя систему экономико-математических моделей для разработки конкретных рекомендаций производителям товаров и услуг при заключении договоров с союзами потребителей и кооперативов. При этом крайне важно добиваться оптимального сочетания принципов централизации и децентрализации управления. Высшие органы государственного управления не должны брать на себя решение местных проблем, а местные органы власти не должны противодействовать в осуществлении разумных общенациональных или интернациональных проектов.
Как показал опыт, очень важно обеспечивать при составлении и реализации планов принцип обратной связи. На практике это означает использование схемы скользящего плана, при которой осуществляется регулярный пересмотр программы, рекомендаций (не директивных заданий!) субъектам экономики и их корректировка с учетом хода выполнения плана. Другими словами, план не должен быть догмой, некой закостеневшей конструкцией, не учитывающей реальных процессов в экономике, постоянно меняющихся условий расширенного воспроизводства, новейших достижений науки и техники.
Исторический опыт функционирования различных форм государственного устройства показал, что ни одна из существовавших "демократий" не обеспечивала подлинного народовластия, т.е. демократии в ее исконном понимании. Ни та, которая считается западной, ни та, которая была в СССР и именовалась советской.
Чтобы обеспечить реальную и безраздельную власть народа, следует, на мой взгляд, вновь обратиться непосредственно к демократии, т.е. опыту Советов образца 1917 года. Именно в нем кроется ключ к механизму подлинной демократии, без которой новый социализм не может существовать. Другими словами, класс наемных работников, начав создавать основы социалистического общества, должен породить собственную демократию, основанную на механизме коллективной самоорганизации.
В основу избирательной системы должен быть положен принцип прямого представительства народа. Это означает, что работающее население, а также студенты и военнослужащие избирают своих представителей (депутатов) в местные Советы на общих собраниях трудовых коллективов, учебных заведений и воинских частей. Неработающее население (пенсионеры, домохозяйки, инвалиды и т.д.) могут избирать депутатов по территориальному принципу, в округах. Кандидаты в депутаты выдвигаются для участия в выборах партиями, политическими движениями, различными общественными организациями. При определении числа депутатов в составе местных Советов должен соблюдаться принцип пропорциональности представительства всех слоев населения и всех регионов, т.е. ни одна социальная группа, ни один регион не должны иметь каких-либо преимуществ перед другими. Это означает, что законом должны быть определены единые для всей страны нормы представительства, скажем, 1 депутат от 100 человек, достигших 18-летнего возраста. Если в трудовом коллективе данного предприятия насчитывается менее 100 человек, то он на выборах может объединиться для выдвижения единого депутата с другим трудовым коллективом.
Принцип прямого представительства позволяет избирать в местные Советы тех людей, которых хорошо знают в трудовых коллективах (или по месту жительства), кому доверяют, на кого возлагают надежды, и кто сможет достойно защищать интересы избравших их людей. Этот принцип резко сокращает возможность обмана и манипулирования общественным сознанием. Он повышает ответственность депутатов перед своими избирателями. А выигрывают в политической борьбе те партии и движения, которые в состоянии наиболее полно отражать и защищать интересы людей через поведение своих членов в местных Советах.
Принцип пропорционального представительства обеспечивает равные права для всех социальных групп и регионов, исключает из практики возможность какой-либо дискриминации. Не должно быть никаких ограничений для участия в выборах всех граждан, достигших 18 лет и постоянно проживающих в данной местности.
Принцип прямого представительства тесно связан с механизмом реального участия граждан в управлении делами предприятия, учебного заведения, а также в решении всех жизненно важных проблем в данной местности (городе, поселке, деревне и т.п.).
Помимо местных Советов, в каждом населенном пункте могут действовать различные общественные организации или разнообразные структуры по видам деятельности и интересам (советы различных кооперативов, родительские комитеты в школах и детских дошкольных учреждениях, клубы и т.п.). Короче говоря, должна заработать демократия жителей собственного города, поселка, региона.
Следует подчеркнуть, что формирование всех вышестоящих по уровню Советов должно производиться на основе того же принципа - прямого представительства, т.е. депутаты Совета каждого последующего уровня избираются депутатами Совета предыдущего уровня.
Из принципа прямого представительства естественным образом вытекает принцип подотчетности депутатов всех уровней своим избирателям, в том числе и депутатам нижестоящего уровня. Депутаты должны регулярно отчитываться перед своими избирателями (перед депутатами нижестоящего уровня), сообщая им, как выполняются их наказы и требования. Если тот или иной депутат (любого уровня), по мнению людей, его избравших, не выполняет должным образом своих обязанностей, избиратели имеют право отозвать его, заменив более подходящим, по их мнению, депутатом. Право отзыва любого депутата действует постоянно, независимо от того, на какой срок данный (отзываемый) депутат избран.
Все исполнительные органы власти (исполкомы, правительство) формируются Советами соответствующего уровня (не обязательно из состава депутатского корпуса) с учетом их профессиональных и нравственных качеств. Советы могут в любое время произвести смену состава исполкома (правительства), если он (оно) не выполняет должным образом волю Совета депутатов, его сформировавшего.
Такая система формирования органов законодательной и исполнительной власти позволит обеспечить прямое выражение воли населения и даст неплохие шансы для контроля над их деятельностью со стороны избирателей. Она позволяет учитывать при принятии тех или иных законов и решений интересы всех социальных слоев общества, жителей всех регионов.
Разумеется, что политическая система демократического социализма должна базироваться на свободе слова, печати, проведения собраний и манифестаций, свободе создания любых партий, объединений, союзов и т.п.
Самоуправление в форме прямой, непосредственной демократии возможно только при наличии классового самосознания трудящихся, самоконтроля и самодисциплины, не допускающих расцвета беспредела власти бюрократии, диктатуры аппарата управления над массами в результате перерождения партийного аппарата и лидеров, приобщившихся к власти. Прямая демократия является, по всей вероятности, единственной панацеей, препятствующей появлению культа вождей.
Бурное развитие производительных сил, ожесточенное политическое и идеологическое противоборство либерализма и коммунизма в течение последних двух с лишним столетий не привели к смене способа общественного производства в глобальном масштабе - капитализм пока еще сохраняет свои господствующие позиции в мире. Теории о якобы произошедшей трансформации капитализма под воздействием научно-технических достижений и роста производительных сил, о возникновении некоего нового некапиталистического типа общества, как это было показано выше, не соответствуют действительности. Однако в этом мире все не вечно, и если гегелевская диалектика верна, то на повестке дня истории стоит очередное отрицание отрицания - глобальный капитализм должен уступить место новому общественному строю, а именно социализму. И не просто социализму, а демократическому социализму.
Объективные закономерности, лишающие человечество возможности какого-либо выбора и определяющие ход развития глобального капитализма, таковы, что он (подчеркнем эту мысль еще раз) не обречен на вечное существование, какие бы усилия для этого не предпринимались. Сегодня все пути-дороги с неизбежностью ведут к социализму, как когда-то все дороги вели в Рим. Этот вывод верен, если иметь в виду действие объективных закономерностей, определяющих естественно-исторический процесс развития. Наряду с объективными предпосылками и условиями возникновения нового общественного устройства должны также созреть и субъективные условия в виде организованных сил, способных осуществить социальную революцию. Говоря иначе, общественный революционный разум и воля людей должны сорганизоваться. И этот процесс идет.
А в тех странах, где сегодня существует социализм, он будет развиваться и дальше, преодолевая возникающие в нем противоречия и приобретая все более совершенные формы (хочется верить, что коммунистические партии в этих странах сделали соответствующие выводы из печального опыта СССР; да и редко в истории повторяются такие ситуации, когда столько факторов, в том числе и случайных, одновременно способствовали бы развалу могучей державы).
Как показал опыт последних двух столетий, несмотря на гигантский рост производительных сил, противоречия не только не разрешаются, но с каждым десятилетием все более и более обостряются. Никакого другого способа их разрешения не существует, как "снять" самое главное противоречие, порождающее все остальные противоречия, - это противоречие между производительными силами и экономическими отношениями. А для этого необходима социальная революция. Только она позволит установить подлинное народовластие, кардинально изменить систему собственности, ликвидировав эксплуатацию человека человеком. Сначала в отдельных странах, а потом и в большинстве стран мира. И уже затем на новой социалистической основе построить мир на действительно гуманистических основах.
Революционные преобразования с целью строительства обновлённого, и следовательно, демократического социализма потребуют:
1) преодоления сопротивления имущих классов, которые задействовали весь арсенал средств, чтобы сохранить свою власть и свои богатства. Особенно могучим орудием идеологической и психологической обработки масс являются СМИ, способные управлять сознанием людей. Этот фактор выступает, пожалуй, одним из основных препятствий на пути широкого распространения социалистических идей;
2) изменения сложившегося образа жизни подавляющей массы людей, ибо без преодоления инерции не удастся мобилизовать коллективные усилия по преобразованию общества;
3) укрепления и развития социалистических партий, рабочего и профсоюзного движения;
4) в тех странах, где еще не развито кооперативное движение, граждане должны создать свои организации, защищающие их интересы - союзы потребительских и других видов кооперативов. В этом будет заключаться первый шаг к реальной экономической власти в своей собственной стране, противостоящей как капиталу, так и государству. Естественно, против кооперативов ополчатся как "рыночники", так и радетели государственной собственности, а также боссы теневой экономики вкупе со спекулянтами. Борьба будет трудной, но другого выхода у простых граждан отстоять свои экономические интересы не существует. Важно с самого начала организовать в кооперативах и их объединениях (региональных и общегосударственных) контроль снизу, чтобы к руководству в них не проникли дельцы от капитала и мафиозных структур;
5) необходим учет как положительного, так и отрицательного опыта СССР, других социалистических стран, о чем уже подробно говорилось;
6) крайне важным представляется преодоление реформистской идеологии т.н. "исторического компромисса", утверждающую мысль о постепенном и "естественном" перерастании капитализма в социализм, о стихийной трансформации институтов буржуазного общества в социалистическое. Эта идеология характерна для т.н. "еврокоммунизма", хотя реальная жизнь ее неоднократно опровергала (к примеру, подавление чилийской революции Пиночетом, радикализация либерализма в форме "рейганизма" и "тэтчеризма"). Сторонники идеи конвергенции сознательно или по наивности продолжают ее пропагандировать.
Спрашивается, что будет содействовать превращению подготовленной всем ходом предыдущего развития производительных сил и экономических отношений возможности смены общественно-экономических формаций в реальность? Что с неизбежностью должно привести к социальной революции?
Ответ прост - только целенаправленные революционные политические действия. Четырем консервативным силам, стоящим на страже интересов капиталистического способа производства (государство, СМИ, религия, коррупция) необходимо противопоставить хорошо организованное объединение людей, стремящихся покончить с угнетением и начать созидать обновлённый социализм. Возможность смены капитализма социализмом в экономически развитых странах в принципе созрела давно, и для ее превращения в реальность нужны решительные действия людей, политическая борьба.
Сегодня в первую очередь подлежат развенчанию постоянно вдалбливаемые в сознание людей страшилки о социализме, а также мифы западной пропаганды о демократии, о равенстве возможностей, о свободе, об обществе всеобщего благоденствия.
Как писал В.Ленин в 1917 году, "воспитывая рабочую партию, марксизм воспитывает авангард пролетариата, способный взять власть и вести весь народ к социализму, направлять и организовывать новый строй, быть учителем, руководителем, вождем всех трудящихся и эксплуатируемых в деле устройства своей общественной жизни без буржуазии и против буржуазии" (В.Ленин. ПСС. Т. 25, с.376). Он же неоднократно высказывал тактически верную мысль о том, что кто ждет "чистой" социальной революции, когда в поле сойдутся два войска, одно "за социализм", а другое "за империализм", - тот никогда ее не дождется.