Сведения об общем числе агностиков и атеистов существенно разнятся. По одному источнику (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%B3%D0%B8%D1%8F#) их численность составляла в 2011 году 0,14 млрд. человек, или 2 % населения Земли, а по другому (Melton, 2010, pp. lix -- lxxii.) - почти 78 млн. человек.
Исследователи включают в категорию "не религиозных людей" две группы лиц -- собственно не религиозных людей и атеистов. К атеистам причисляют людей, убеждённых в отсутствии какого-либо божества, а также скептиков, сторонников безверия и воинствующих безбожников. К не религиозным людям относят агностиков, сторонников свободомыслия, людей не интересующихся религией или не имеющих религиозных предпочтений. Как считал Б.Рассел, "Атеист, подобно христианину, полагает, что можно узнать, существует Бог или нет. По мнению христианина, мы знаем, что Бог есть; по мнению атеиста, мы знаем, что Бога нет. Агностик воздерживается от суждения, говоря, что нет достаточных оснований ни для подтверждения, ни для отрицания. В то же время, агностик может полагать, что существование Бога, хотя и не невозможно, но вряд ли вероятно; он может даже считать это существование невероятным до такой степени, что его не стоит и рассматривать на практике. В этом случае он недалеко уходит от атеизма. Его позиция может напоминать осторожное отношение философа к древнегреческим богам. Если бы меня попросили доказать, что Зевс, Посейдон, Гера и прочие олимпийцы не существуют, для меня оказалось бы затруднительным подобрать убедительные аргументы. Агностик может полагать существование христианского Бога столь же невероятным, сколь и существование богов-олимпийцев; в этом случае он практически становится на позицию атеиста" (см. https://scepsis.net/library/id_302.html).
По первому вышеназванному источнику в Китае проживают 413 млн. агностиков и 98 млн. атеистов. Значительно число не религиозных людей сосредоточено и в других азиатских странах (100 млн. агностиков и 19 млн. атеистов). Значительное число неверующих и атеистов имеется в Европе (98 млн. и 18 млн.) и Северной Америке (41 млн. и 2 млн.). Существенную долю не религиозные люди составляют в населении Океании, где проживает 3,8 млн. агностиков и 365 тысяч атеистов. В Латинской Америке проживают 15 млн. агностиков и 2,5 млн. убеждённых атеистов. Численность не религиозных людей в Африке составляет 5,5 млн. агностиков и 0,5 млн. атеистов.
Динамика численности агностиков и атеистов на протяжении XX века претерпевала значительные изменения. Бо?льшую часть столетия доля нерелигиозных людей стремительно росла, достигнув пика к 1970 году. Однако, к концу XX века их доля на планете заметно уменьшилась.
Чтобы понять, что конкретно отрицают атеисты и агностики, необходимо представлять себе, что же является религией. Коротко говоря, рели?гия (лат. religare -- связывать, соединять) -- определённая система взглядов, вера в сверхъестественные силы и существа (божеств, духов), которые являются предметом поклонения, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, умма, сангха, религиозная община).
Думаю, будет правильным среди верующих выделять квазиверующих, т.е. лиц, которые не избегают принимать участие в выполнении веками сложившихся ритуалов, обрядов и процедур, например, связанных с венчанием при бракосочетании или с участием церковнослужителей во время похорон родственников, однако тем не менее вряд ли верящих в существование бога. Среди квазиверующих подавляющее число тех, которые с малолетства живут в религиозной среде, не задумываясь о боге, участвуя время от времени автоматически и бессознательно в богослужениях и церковных обрядах, ибо так поступают все окружающие его люди. Однако на вопрос - является ли квазирелигиозный индивид верующим - он без сомнений отвечает утвердительно. Никакой статистики об их численности не существует и быть в принципе не может.
Проиллюстрирую эту мысль. Так В.Казаков иронически пишет о странностях, связанных с Пасхой: "В загс или на кладбище?" Почему Красную горку отмечают неправильно.
Православная церковь завершает Светлую Пасхальную неделю праздником. В народе его называют Красной горкой. С ним связано немало обрядов, в которых легко запутаться. О том, что дозволено делать в этот день православному человеку, а что нет, -- в материале РИА Новости.
В Церкви этот день называется Антипасхой. Богослужебные книги дают уточнение столь необычному наименованию: Воскресение, подобное Пасхе. Церковь вспоминает также явление воскресшего Христа апостолу Фоме. Отсюда еще одно название праздника -- Фомина неделя ("неделя" в церковнославянском языке означает "воскресенье").
Удивительно, но Священное Писание рисует учеников Христа вполне натуралистично, без ореола безусловной праведности. Ведь первыми, кто усомнился в том, что Христос воскрес, были как раз апостолы. Мария Магдалина рассказала им, что Учитель явился ей и велел сообщить им о Его восстании из мертвых. Но они не поверили. И вечером того же дня Христос уже сам явился апостолам и, как повествует евангелист Матфей, "упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили".
Фома, как свидетельствует евангелист Иоанн, по какой-то причине отсутствовал в тот день, и, когда изумленные апостолы рассказали ему о чуде, он не поверил им, как они сами не поверили Марии Магдалине. Мало того, потребовал от них в буквальном смысле ощутимых доказательств.
"Он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю", -- повествует Иоанн Богослов. Отсюда поговорка: "Фома неверующий".
На восьмой день собравшимся вместе апостолам снова является Христос. И говорит Фоме: "Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!".
Церковь не случайно выделяет это событие.
Господь сказал Фоме: "Ты уверовал, потому что видел, -- блаженны не видевшие и уверовавшие".
То есть не искавшие внешних чудес, подтверждения своей веры, кто из самых принципов христианского вероучения, из доверия к Церкви, к апостольскому преданию на нем и на собственном религиозном опыте строит свою веру, а не ищет внешних, чудесных ее подтверждений.
"Этот принцип в историческом христианстве всегда считался очень важным. Это один из принципов, отличающих истинное христианство от разного рода сектантских движений", -- объясняет профессор Московской духовной академии протоиерей Максим Козлов.
Хочу обратить внимание читателей на подчеркнутые мной слова "из доверия к Церкви".
История народного названия праздника уходит в дохристианские времена. В этот день в деревнях устраивали массовые гуляния на окрестных холмах, где земля уже успевала прогреться и подсохнуть.
Есть предположение, что отмечали его на высоких горах, откуда снег сходил в первую очередь, и там первыми расцветали цветы. Красная -- то есть "красивая"
Разве не представляется поразительным, что в XXI веке свыше 90% людей на планете считаются верующими? Это число, даже учитывая квазиверующих, требует объяснения.
Во-первых, начнем с того, что религии вступают в противоречие с современными научными представлениями космогонии (происхождения мира) и антропологии (происхождение человека). Религии постулируют тезисы, противоречащие или не согласующиеся с имеющимися научными представлениями о законах природы. Чудеса, описанные во многих религиозных произведениях, противоречат законам природы. Примером может служить обман, связанный со схождением благодатного огня в Храме Гроба Господня в Иерусалиме ( см. https://www.fakt777.ru/2013/01/blog-post_351.html).
Казалось бы, что все ученые однозначно должны быть атеистами. Однако вопрос совместимости науки и религии до сего времени является предметом постоянных дискуссий.
В качестве примера приведу высказывания академика РАН Алексея Старобинского. Он сказал: "Бог благословил нас не учитывать его в научных исследованиях". То есть действительно, когда ученый действует в рамках научного исследования и изучает природу, ему совершенно не нужно искать следы непосредственного действия Бога. Но как только мы вспоминаем о человеке и его сознании, тут без Бога уже не обойтись. Тот же академик А.Старобинский сказал, что Бог существует хотя бы в том смысле, что в истории огромное количество людей действовало исходя из своей веры, и это проявлялось в их поступках, причем иногда очень благородных и жертвенных. Такова непоследовательность в рассуждениях известного академика.
А.Старобинский не исключение - немало лиц со степенями верят в Бога. Это же касается людей, имеющих высшее или среднее образование.
Так, США демонстрируют сложное взаимодействие, с одной стороны, религиозной терпимости, свободы и многообразия, с другой стороны, сохранения значительного влияния церкви на государственную политику, социальную среду и систему образования. В 2006 г. в США действовали 723 института высшего образования религиозной направленности. Безусловное лидерство принадлежит католической церкви (208 институтов), далее следуют объединенные методисты (86 институтов), пресвитерианская церковь (51 институт), баптисты (50 институтов), Евангелическая лютеранская церковь в Америке (34 института), южные баптисты (32 института). Результаты проведенного в 2005 году опроса 764 президентов и канцлеров высших учебных заведений показали, что 55,2 процента из них являлись протестантами, 25,5 процента - католиками, 5,1 процента - иудеями и лишь 10,6 процента не заявили о принадлежности к какому-либо вероисповеданию. Аналогичное положение в Канаде. Влияние церкви в этих странах остается еще чрезвычайно сильным.
Конституция Российской Федерации говорит о светском государстве, знает об этом и общество, по сути своей секулярное. Однако и внутри общества, и внутри государства можно наблюдать активизацию традиционных и нетрадиционных религий, которую не всегда можно признать, как проявление архаики. Происходит постепенное, а потому и незаметное сращивание государства и церкви, науки и богословия.
Студент Дмитрий Клочков из города Саратова пишет: "Одним их таких негативных процессов я считаю усиление попыток РПЦ вмешиваться в дела светских общественных институтов. Хотя РПЦ официально считается отделенной от государства, фактически идет их сращивание. Походы руководителей государства в церковь и лица священнослужителей на телеэкранах -- явления давно привычные. А помните, как президент Ельцин собирался вернуть РПЦ все то, что отняла у нее Советская власть? Так вот, его намерения сейчас начинают исполняться. Взять хотя бы наш институт. Руководство области решило, что первый корпус Педагогического института был "незаконно отнят" "богоборческой Советской властью". Теперь в институтском помещении собираются сделать воскресную школу. Хотя нашлись люди, которые утверждали, что до революции в этом здании никакой церковной школы никогда не было. Но кого это сейчас интересует?" (https://scepsis.net/library/id_2119.html).
Во-вторых, правомерно считать, что чем выше уровень образования взрослого населения, тем больше должно быть неверующих. Ниже привожу данные ООН о рейтинге стран мира по уровню образования (http://gtmarket.ru/ratings/education-index/education-index-info).
Представляется интересным сравнить численность лиц с высшим образованием с числом верующих. Однако это сравнение проводить чрезвычайно трудно из-за различий в методологии учета и погрешностях при сборе и обработке статистических данных. Кроме того, разные люди интерпретируют атеизм и связанные с ним термины по-разному; и из-за этого бывает непросто чётко разграничить сам атеизм, нерелигиозные убеждения, нетеистические верования и веру в сверхъестественное. Кроме того, в некоторых случаях атеисты не могут открыто говорить о своих религиозных убеждениях из-за наличия в обществе социальной стигматизации, дискриминации и преследований в некоторых странах. Также иногда свои религиозные убеждения скрывают люди, имеющие нейтральное отношение к религии в целом. Часть атеистов отказываются от своих убеждений из-за оказываемого давления на них со стороны семьи и сверстников и негативного восприятия атеистов в целом (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%8F_%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B8%D0%B7%D0%BC%D0%B0; https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%82%D0%B5%D0%B8%D0%B7%D0%BC).
В подтверждение вышесказанного привожу выдержку из произведения Ф.И. Хусаинова:"Процент верующих и атеистов": "В блоге Александра Никонова (a_nikonov ), в одном из постов под названием "Бог умирает" приводятся гэллаповские данные о проценте верующих в различных странах.
"Опрос, проведенный компанией Gallup в 114 странах, указывает на то, что религия играет большую роль в обществе в бедных странах, чем в богатых. (...) Самый высокий процент верующих был найден в таких странах, как Бангладеш, Нигерия, Йемен, Индонезия, Малави и Шри-Ланка, где положительно на вопрос о вере в бога ответили 99% опрошенных.
Эстония возглавила список наименее религиозных стран (16%). Затем следуют такие страны, как Швеция, Дания, Япония.
В Британии лишь 27% опрошенных оказались верующими людьми, в России - 34%. Во Франции - 30%, в Гонконге и Японии - по 24%, в Дании - 19%, в Швеции -- 17%. В США эта цифра составила 65%.
Опрос, в частности, показал, что каждая из наиболее религиозных стран имеет валовый внутренний продукт на душу населения менее 5 тыс. долларов. Между тем в странах с доходом на душу населения 25 тыс. долларов и выше в среднем лишь 47% считают религию значимой для себя."
А Никонов: "Так что у нас не все плохо. Скорее, даже хорошо. Потому что Франция, которая считается просто воинственно атеистической страной, набрала 30%, лишь немного опередив Россию".
Впрочем, возможно цифры по России, приведённые в блоге у А.Никонова не очень точны. Говорят, что Гэллап опрашивал только Москвичей и Петербуржцев. В газете "Троицкий вариант" N 15 от 3 августа 2010 г. (на стр. 5) приведены данные социологических опросов ФОМ, ВЦИОМ и Левада-Центра в динамике -с 2002 по 2010 г. Там количество верующих существенно выше.
При этом, все-таки самыми неверующими категориями населения оказались учёные. Так, по данным, приведённым в книге Ричарда Докинза среди членов Национальной академии наук США верующих только 7 %, а 93 % - атеисты (это при том, что остальная часть США - не учёные - в большинстве своём религиозна, во всяком случае формально); среди членов Лондонского королевского общества верующих - 3,3 % (а с учётом верующих, но с оговорками 5 %), остальные 95 % - атеисты. Проводился ли подобный опрос среди российских учёных - не знаю. Но среди читателей "Науки и жизни" он проводился: атеистами назвали себя 65 %. Да и без опроса - возьмите навскидку двух последних Нобелевских лауреатов - Жореса Алфёрова и Виталия Лазаревича Гинзбурга - оба атеисты. Только Гинзбург об этом говорил громко, а Жоресу Алфёрову, вероятно Устав КПРФ не позволяет, поэтому он о своём атеизме говорит реже и в основном на телеканале "Культура".
Таким образом, раз религиозность так сильно коррелирует (корреляция, разумеется, обратная) и с экономическим благосостоянием и с интеллектуальным уровнем общества, то предлагаю Росстату ввести новый показатель для оценки социально-экономической политики в России. Если число верующих растёт - ясно, что страна беднеет и глупеет, если наоборот - растёт число атеистов, то страна умнеет и богатеет. Назовём этот показатель "Коэффициентом Докинза-Никонова" (https://f-husainov.livejournal.com/9549.html).
Мне представляется, что образованность индивидов играет все-таки второстепенную роль в отношении индивида к религии.
В-третьих, решающее значение имеет влияние на человека окружающей общественной среды.
Формирование сознания и привычек у индивида начинается с раннего детства в семье. По мере взросления роль семьи уменьшается, зато возрастает влияние на человека общественной системы: школы, трудового коллектива, различных общественных организаций, государственных учреждений, словом, всей совокупности экономических, политических и нравственных отношений.
Материалы конкретных социологических исследований показывают, что в деятельности общественных организаций и в различных гуманистических движениях преобладают атеисты. На четырех обследованных предприятиях Пензы - "Маяк революции", "Пензтекстильмаш", "Дезхимоборудование" и "Арматурный" - среди членов бригад, ударников гуманистического труда и участвующих в соревновании за гуманистическое отношение к труду верующие и колеблющиеся составляют только 15,1%.
Большинство трудящихся, участвующих в движении за гуманистический труд, дают отрицательную оценку религии. Ответы многих из тех, кто не участвует в движении, характеризуются примиренческим отношением к религии. "Говоря о роли труда в формировании научно-атеистических взглядов, - отмечает Э. И. Лисавцев, - следует иметь в виду, что воспитывает не столько сам трудовой процесс, сколько трудовой коллектив" Жизнь человека общества проходит в коллективе: здесь они учится, трудится, проводит свой досуг. Гуманистический коллектив - это микросреда, в которой складывается психология, общественное мнение, система ценностей, социальная ориентация, круг интересов и мировоззрение трудящихся.
Степень влияния коллектива на личность зависит от многих факторов, в том числе от времени пребывания человека в коллективе, от его связи с коллективом и уровня воспитательной работы в производственном коллективе, его традиций. В производственном коллективе, как правило, складывается "теистическое общественное мнение. Через контакты с коллективом личность пополняет и атеистические знания. Верующий человек может этого и не осознавать, ибо изменения в его сознании происходят постепенно. Нередко, правда, личность сознательно принимает атеистическую ориентацию, поскольку в процессе производственной и общественной деятельности убеждается, что атеистов отличают высокие моральные качества, больший объем знаний, ответственное отношение к производственным обязанностям и общественному долгу. Решающим является умение коллектива поднять на более высокую ступень активность каждого работника, максимально используя его способности (http://www.bookfi.ru/atom/rol_trudovogo_kollektiva_v_formirovanii_novoj_lichnosti.html).
Общественные организации различны по своим сферам деятельности и целям. Но в общем, негосударственные некоммерческие объединения своей деятельностью способствуют значительному развитию гуманистических ценностей в обществе. Развивая новые формы работы и направления, закрепляя право каждого на высокий уровень жизни, привлекая внимания общественности к проблемам социально исключенных групп, общественные организации способствуют положительным переменам в сознании людей. Подобные объединения играют немаловажную роль в оказании помощи людям, находящимся в тяжелой жизненной ситуации. Они имеют высокое значение там, где государственную помощь трудно оказать в связи с малой численностью целевой группы или недостаточностью компенсации, а коммерческая помощь нерентабельна из-за случайного спроса и незначительности.
В нынешнем обществе значительную роль играют профсоюзы -- добровольные общественные союзы граждан, связанных общими профессиональными, производственными интересами, создаваемые для представительства и защиты их социально-трудовых прав. Кроме того, профсоюзы имеют право на ведение коллективных переговоров, на содействие занятости, на заключение коллективных соглашений и договоров и на отслеживание их исполнения. Также, они могут осуществлять профсоюзный контроль над соблюдением трудового законодательства и прав работников на социальную защиту.
В системе общественных организаций действуют и религиозные организации, нацеленные на приобщение людей к религии. Вместе с тем в ряде государств ведется антирелигио?зная пропага?нда -- воздействие на сознание людей с целью отторжения их от религии и выработки у них атеистического мировоззрения.
Однако решающим фактором становления атеистического мировоззрения является качество жизни человека.Если коротко, то оно характеризует уровень жизни и уверенность в будущем. Как показывают обследования и статистика, между атеизмом (агностицизмом) и качеством жизни существует тесная зависимость.
Так, среди безработных, людей, которых постигло несчастие, страдающих от неудач в жизни, преобладают верующие.
Например, весьма показательно, что США занимают лидирующее положение среди стран первого мира как по уровню религиозности населения, так и по показателям "общественного неблагополучия.
Грегори Пол на основе обследований показал, что общественное неблагополучие как таковое (уровень убийств, детской смертности, пьянства, абортов среди несовершеннолетних и т. п.) снижает у людей чувство защищенности и уверенности в завтрашнем дне, а это, в свою очередь, заставляет их искать утешения в религии. Жорж Деламонтань приходит к выводу, что ключевым фактором является доля людей, в том или ином смысле обездоленных: бедных, необразованных или относящихся к традиционно угнетавшемуся расовому меньшинству. Именно от доли таких людей в обществе зависят, с одной стороны, показатели "общественного благополучия", а с другой -- уровень религиозности (Источник: R. Georges Delamontagne. High religiosity and societal dysfunction in the United States during the first decade of the twenty-first century (PDF, 432 Кб) // Evolutionary Psychology. 2010. V. 8(4). P. 617-657).
Для церкви страдания людей являются благодатной почвой для увеличения паствы. Вырваться из ее влияния, несмотря на все невзгоды, могут только мужественные, крепкие духом люди, обладающие критическим, креативным мышлением. Личности с репродуктивным мышлением, легко попадаются в сети церковного влияния.
Отвечая на поставленный в заголовке статьи вопрос, можно с горечью констатировать, что в мире сегодня миллиардам людей живется трудно. Безвыходность - удел их существования. И люди в поисках счастья обращаются к богу, видя в нем чудесного спасителя. Исследованиями четко выявлена закономерность: чем беднее страна, тем выше в ней удельный вес верующих. Как выше было показано, религиозность проистекает из всей системы воспитания и обучения в школах и вузах, находящихся под влиянием церкви. Для церкви страдания людей являются благодатной почвой для увеличения паствы. Особенно легко попадаются в сети церковного влияния личности с репродуктивным мышлением.