Попов Борис Емельянович
Прощание с чужой квартирой

Lib.ru/Современная: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • © Copyright Попов Борис Емельянович (mal.seirf@rambler.ru)
  • Размещен: 03/12/2006, изменен: 03/10/2016. 28k. Статистика.
  • Сборник стихов: Поэзия
  • 1993. Под знаком Весов

  • ПРОЩАНИЕ С ЧУЖОЙ КВАРТИРОЙ


    Одиночество

    Поздней ночью, один выходя из кинотеатра,
    надышавшись вволю заморским цветным пейзажем -
    уношу с собой только взгляд из немого кадра,
    прячу в память и сон драгоценную эту кражу.
    Поздней ночью, один, нашаривая сигареты,
    спичкой чиркаю - гаснет одна, вторая -
    я иду тяжело по квадратам и ромбам света,
    как несчастная спичка чернея в ночи, сгорая.
    Поздней ночью, один, дохожу до чужого места,
    в лифт влекусь, пробираюсь в квартиру тихо
    и валюсь у окна в неудобное злое кресло.
    ...ох, темна, ох, темна августовская ночь-портниха!
    Все кроит она, шьет, эта ночь, все следит за ниткой,
    оголяет руки, родинки и коленки.
    Поздней ночью, один, под неистовой этой пыткой
    я крошу стишок неведомой малолетке,
    потому что выдался век мне горький
    и в багровых пощечинах стынет и стонет лето,
    потому что качусь кувырком я с магнитной горки -
    наплевать, что потом и друзья предадут за это!
    Поздней ночью, один, в незаправленной сплю постели.
    Дошивает портниха лиловое с желтым платье,
    чтоб сорвали его, не дождавшись конца недели,
    с бедолажки какой-нибудь - Любы, Ирины, Кати!


    * * *

    В. М.

    В этих комнатах пахло бумагой и книжной мглой.
    Запекался за шторой закат золотой смолой,
    и вставал я лениво, и шел я к окну, когда -
    за окном, чуть дрожа, приближалась к звезде звезда.
    В этих комнатах, скомканных страхом одной души,
    столько пыли скопилось, обиды, любови, лжи -
    что подумаешь только: уборку затеять, что ль?
    И от мысли такой на спине выступает соль.
    В это лето, сулящее голод, разруху, мор, -
    мы с тобой пребывали, забыв годовой раздор.
    На балкон выходили, смотрели на близкий пруд
    и на город, чей короток век да крут.
    До приезда хозяина, что улетел в края
    обетованные, - стали и ты, и я
    совладельцами здесь. Этот остров весь
    нам одним подчинялся такой, как есть.
    ...Но шуршат тараканы-воры посреди бумаг.
    И бредет по земле человек, одинок и наг.
    По ночам, отпевая ушедшую в жалость жизнь,
    тополя каменеют... Держись, мой дружок, держись!
    На балкон выходи - за рекою такая даль
    и такая, скажу откровенно тебе, печаль...


    * * *

    Е. Терлецкому

    Замедленная раскадровка августа -
    воспоминание, напоминание,
    письмо туманное без подписи, без адреса,
    без обращения и знаков препинания.
    Окно распахнутое, горн и горло города,
    бензинный запах сладковатый, обязательный.
    ...Письмо, написанное зло, коряво, коротко,
    но вместе с тем влюбленно и признательно.
    Там яблоки в ночи без ветра падают,
    а если ветер вертанет - вовсю закрутятся.
    Ах, молодая, объяснять мне долго надо ли, -
    что ничего у нас с тобой, увы, не сбудется!
    Но тянет тени и зовет любовный промысел,
    и ревность бьет в колокола, рождая молнии.
    Все это так, все это так, но это прописи,
    а что таится в глубине - мы не запомнили.
    Язык наш темен и тяжел. Литературщина
    сбивает c ног и не таких. Но очи осени
    следят внимательно - а где, а где натурщица?
    Она, конечно, есть, жива, ее не бросили.
    Суха палитра у меня. Сухое дерево
    плодов не даст. В конце концов, запьет и трезвенник.
    Но слава Богу, что еще не все потеряно,
    а что потеряно уже - то и отрезано.
    Замедленная расшифровка дня... К кому, куда еще?
    Нависла туча и висит, подобно кочету.
    Живу на свете, как могу. Ищу товарища.
    А вот поди-ка ты узнай его по почерку!


    * * *

    Вид из окна первого этажа -
    верхняя часть кустов, мокрая, ветровая,
    звуки детсада, стройки и гаража
    и перестуки удаляющегося трамвая.
    Если открыть форточку - это еще сквозняк,
    щелчок зонта, раскрываемого девицей -
    вышедшей в магазин погулять, просто так
    выпорхнувшей из комнаты, словно из клетки птица.
    Перемежается светом и тенью день.
    Взгляд из окна нового микрорайона -
    не приближает идущих мимо меня людей,
    говорящих о ценах, нации, корнях и коронах.
    Густеет к вечеру. Сгас еще день один.
    Быстро и медленно, путано и туманно.
    ...И вот уже ангелы летят впереди мужчин,
    и жены на лавочках вслед им кричат: "Путаны!.."


    * * *

    Посреди кирпича и железа,
    промазученных труб и прокладок,
    городского каленого леса,
    превращенного в спальни и склады,
    посреди этой нуди и неги,
    в тошнотворном клею живодерен -
    похмеляется юный Онегин
    и блюет почерневший Печорин.
    Проверяя замки и задвижки,
    веря опыту, а не капризу, -
    запирает сберкнижки князь Мышкин
    и уходит с небедною Лизой.
    На распутье темно и туманно,
    голодны эти ночи пустые -
    и украдкой Каренина Анна
    отлепляет ресницы густые.
    Ах ты, Русь - окаянство да пьянство!
    Тяжко жить и не легче подохнуть.
    За окном убывает пространство
    незаметно - ни ахнуть, ни охнуть!
    Буераки, бараки, бочаги,
    целины золотая бумага,
    где чахоточный Павка Корчагин
    озирает плантации мака.
    На зашмыганной, рваной дерюге
    спят синюшные пасынки века,
    неподвластные посвистам вьюги
    и веселой тщете человека.
    Прорывается лава сквозь кратер,
    заливая поля и предгорья.
    Белоснежный качается катер
    у причалов Средиземноморья.
    Покрываясь здоровым загаром,
    счастлив Чичиков Павел Иваныч,
    покупая почти что задаром
    тыщу душ, костенеющих за ночь.


    * * *

    Вот и дождь идёт. За окном туманно,
    как всегда, дает комбинат сверх плана.
    И кряхтит-пыхтит, в мокрой тьме по пояс,
    пассажирский твой да не скорый поезд.
    Жизнь - моих друзей и моих подружек
    вдруг сдала в музей заводных игрушек.
    В полный рост стоят молодцы-мужчины,
    поднимая хвост по толчку пружины.
    И лежат, грустя высоко и строго,
    девы ночи, что вдруг узрели Бога.
    Ай, судьба-судьба! Все в полоску-клетку
    норовишь воткнуть - и довольно метко.
    Был строптив? Теперь получай, дурила,
    и меняй свое шило здесь на мыло.
    Жизнь полна прикрас. Но представить жутко
    мне себя при вас. Впрочем, это шутка.
    Я давно один - раб любви и пьянства -
    гражданин страны, только без гражданства.
    Вот и дождь идет, поздний дождь июльский.
    За стеной ревет самовар не тульский.
    Я гляжу в туман. За туманом глухо.
    На столе стакан. Над стаканом муха.
    Жизнь моих друзей развела по стаям -
    тот убег к волкам, этот к горностаям.
    Третий стал лисой, а четвертый червем.
    Ах, как дождь шумит, смуглый дождь-кочевник!
    Вот и дождь идет, вот и дождь хороший...
    Надевай, жена, надевай галоши!
    Может быть, в ночи, у затертой елки
    нас зацепит друг мертвой хваткой волка!
    Может быть, в лесах, всласть напившись крови,-
    подползет лиса поискать любови!
    Может быть, а чем
    с нами черт не шутит, -
    мы уснем. И все. Ничего не будет.


    Вина

    Не хватает дыхания, в горле сипит пустота.
    Не хватает любви, не хватает надежды и веры.
    Распускаются листья и пчелы гудят у куста,
    и зовет пионерка в кусты своего пионера.
    Ах, стервоза-весна, полублажь ты и полумираж!
    Выгиб черных ресниц оттеняет голодные щеки.
    Настежь окна домов и распахнут дворовый пейзаж,
    и утраты видны, и ушибы его, и ожоги.
    Слышишь, я говорю, что не слышу уже ничего -
    только близкий, больной, в жар бросающий пульс пораженья.
    Посмотри на меня - под глазами сине и черно,
    я не стою любви, а на кой мне твое уваженье!
    Ошалевшая улица шлепнет меня по спине.
    И на ровной дороге споткнусь я пропащий, пропавший,
    и сверну в переулок, прижавшись к шершавой стене, -
    на одну чью-то молодость и виноватей, и старше.


    Пейзаж

    Здесь, в девятиэтажке с видом на сумасшедший дом -
    во поле, где ромашки над заводским прудом
    салютуют выбросам коксовых батарей -
    трудно нормальным выбраться вечером из дверей!
    В мае, в июне перистом, в августе дорогом -
    дети кричат в песочницах, но мрачно молчит дурдом,
    заполоненный зеленью квелою городской
    и опоенный зельями, смешанными с тоской.
    Вот она, воля вольная, горький калейдоскоп -
    Наполеон с Гагариным встретились здесь лоб в лоб,
    Цезарь пирует с цензором... Вахту сдает вахтер.
    К полночи раскрывается звездный, сквозной шатер.
    Я понимаю, милая, ласковая моя, -
    ты это ты и, следовательно, я это тоже я.
    Через пустырь с проплешиной, хлам и металлолом -
    как поводырь ослепших всех в Лету летит тот дом!
    Что ж твою душу трогает? Это не наша скорбь.
    ...Утром послушно горбится старого дома горб.
    Рыцари и оратаи, жертвы и палачи
    скрытно куют в палатах там панцири и мечи.
    И проходящий мимо них дюжий, хмельной медбрат
    сплевывает в сторонку и очень, похоже, рад -
    что эти души бедные, глупые дураки,
    вздрагивая, поглядывают на гирю его руки!


    * * *

    Не уяснив, где ямб, а где хорей,
    пойдем гулять вдоль ям и фонарей.
    Быть может, посреди иных теней
    нас повстречает новый Назорей.
    Но вянут кисти звездного ковра
    и штукатурка сыплется с небес.
    И, приближая праздник Покрова,
    белеет ночь, закатываясь без
    страха на чердак иль сеновал.
    Мелка, колюча снежная труха.
    Куда ж тебя, душа моя, позвал
    тот парень с третьим криком петуха?
    Пустеет город... Около витрин
    сопит и стонет сумеречный век.
    Никто не скажет - здравствуй, гражданин!
    Тем более - будь счастлив, человек!
    Здесь сны весны безумцам отданы.
    Тощает осень. Тяжко под ярмом.
    Хотя дымы красивые видны,
    но пахнут, прости Господи, дерьмом.
    Подворья спят, устав от маеты.
    Неся листву в заплатах мокасин,
    бегут, бегут, бегут мои мечты
    вслед за тобой - то в рай, то в магазин...


    * * *

    Еще какие были зимы,
    приобретенья и уроны!..
    Ночной звонок необъяснимый
    вздыхал и плакал, как ребенок.
    Сугробы плавились на солнце,
    снежок летел легко и липко.
    И ты, как в вещее оконце,
    гляделась в зеркало с улыбкой.
    Все предвещало появленье
    любви, и вальс крутился венский.
    Предсказывали потепленье
    синоптики и экстрасенсы.
    Расхлябанные мостовые
    вскипали, и на перекрестках
    расслабленные постовые
    гадали на крестах и звездах.
    ...Все пролетело мимо, мимо,
    как это в юности бывает -
    когда звонок необъяснимый
    нас радует, а не пугает.
    Плывет корабль зимы, переча
    ветрам, свистит пурга сквозная!
    И больше я тебя не встречу,
    а если встречу - не узнаю.
    Не побегу по злому следу
    с тем юношеским раздраженьем.
    Мы тоже верили в победу,
    но потерпели пораженье.


    Катулл

    Туфелек тоненький, точный стук -
    "хочешь", "не хочешь", "хочешь", "не хочешь", -
    и обрываемой песни звук,
    и раздираемый атлас ночи.
    И приходящая тьма, и тьма,
    нас покидающая внезапно...
    Только не надо сходить с ума -
    надо готовить питье и завтрак.
    Жизнь продолжается. Плот и плуг
    не срифмовать, как разруху с мухой.
    ...туфелек тоненький, точный стук -
    "хочешь", "не хочешь"... ах, глупо, глухо...
    Передавайте привет другим!
    Мы не готовы еще к поступкам.
    Но соблазняется бедный гимн
    тоненьким, точным, порочным стуком.
    Падает ручка на стол. И стул
    сам поворачивается к востоку.
    И оживает в гробу Катулл,
    и, усмехаясь, глядит жестоко.


    Протечка

    И. Бродскому

    Кран подтекает, роняя слезу за слезой.
    Все холодильники мира включаются разом.
    Ночь подтекает, роняя звезду за звездой,
    и подтекает, страдая бессонницей, разум.
    С левого бока - что снится тебе, расскажи?
    Или на правом бравей и ужасней сюжеты?
    Глянешь в окошко - ан нет в темноте ни души.
    Все графоманы и гении пишут "Про это".
    Кран подтекает и ночь подтекает, течет
    все во вселенной меняется, нас изменяет.
    С левого бока к супруге соседа влечет.
    С правого бока к пивному киоску гоняет.
    Бред бытия, если вдуматься, даже не в том,
    что мы за краем не видим ни ада, ни рая.
    Пьем и поем, и работаем, и понемногу живем -
    может, вернее сказать, что слегка умираем?
    Эта протечка, течение, вечный проток
    необъяснимы и неудивительны - что же,
    глядя на небо, и ты восклицаешь: "О, Бог!"
    Опоминаешься - кран протекает: "О, Боже..."


    Прощание

    В. Мозговому

    Мой временный приют, прощай, не обессудь,
    что пыль в твоих углах на вечность уповает.
    Я сделал все, что мог. Но временный мой путь
    пресекся на тебе - хозяин прибывает.
    У нас жара и дождь... И август на дворе,
    как Цезарь во дворце, кейфует в подогретом
    бассейне и пыхтит - и струи в серебре! -
    вдохни! - еще пока благоухают летом.
    Мы пожили с тобой и жили без тебя
    три месяца, три дня в безденежье и боли.
    Твою же простыню на ложе постеля,
    "Архипелаг Гулаг" читали без любови.
    Мой временный приют с балконом над прудом,
    с пейзажем на дурдом, где русич пляшет польку,
    я так к тебе привык! Как будто ты мой дом,
    а прочие дома - гостиницы и только.
    Ах, что я говорю! И вправду без костей
    язык у новостей - вываливаешь вместе
    все то, что принесла сорока на хвосте, -
    и сплетни о жене, и вести о невесте.
    Мой временный приют, прощай, не обольщай
    теплом последних дней и качеством улова.
    Я выпил твой - увы! - индийский добрый чай
    и выволочки жду от В. И. Мозгового.
    Но Бог бы нас ни драл и дьявол ни порол!
    На перекрестке гроз, в дни эпохальных съездов
    я тоже ведь впускал на ржавый свой порог
    гостей по той поре довольно интересных.
    Ночной автомобиль и роза в волосах,
    и юбка на спине, и губы где-то близко,
    и серая печаль в зашторенных глазах!
    ...ведь я предупреждал - не подходи так близко,
    не мылься, Одалиска!
    .........
    Прощай, прощай, корабль, высотный кошкин дом,
    ты отлетишь от нас и позабудешь мигом -
    с пейзажем на дурдом, с балконом над прудом.
    И кто-нибудь потом об этом слепит книгу.


    Почти серьезно

    В ранней юности разве следишь за собой?
    Пятерней причесался - и ладно, и хватит.
    И гудит в голове голубой разнобой,
    и таит ветерок край любого из платьев.
    Темень парка пугает, да не темнотой,
    а дыханием женщины, жалости, жара.
    В ранней юности разве следишь за собой?
    Ты пошел не туда, а она убежала.
    Всю любовь, что осталась, - в тебя перелью.
    Мне хватает покуда пустячного чуда.
    Будешь слушать - тогда и скажу, и спою,
    а не будешь - и я, дорогая, не буду.
    Примиряюсь со всем, что грядет на пути,
    раздавая остатки последней получки.
    Что во мне ты, дуреха, сумела найти -
    вот в таком доходном и дошедшем до ручки?..


    Ночь

    В октябре жутко выйти в город - темень,
    начинают без повода сразу дрожать колени.
    Завернешь за угол, вздохнешь: пронесло - и в темя
    для начала получишь шлепок от своей же тени!
    Облака студеные долго ползут по крышам,
    невесома раскисшая эта каша.
    Завернешь за угол - шалманом пахнет, Парижем.
    Перекрестишься, взглянешь - да нет, все наше!
    Начинается паника, смута, кашель
    одолевает, шепчется матерщина.
    Черта к черту пошлешь, так и ангел страшен, -
    потому что ангел вдвойне мужчина.
    По провинции осень идет, жируя.
    Дым костров принимает калым сульфита.
    ...Сорок лет, никого не виня, живу я
    на земле этой злой, золотой, забитой!


    * * *

    Размышляя о прожитых днях -
    ибо к этому клонится осень -
    в трех бы я подзапутался пнях,
    не считая березок и сосен.
    Что припомнить из жизни былой
    с благодарностью нищего духом -
    только холод да страх под полой,
    да безденежье, да нескладуху.
    Да чужую какую-то ночь,
    утро ватное, как одеяло.
    Впрочем, все сожаления прочь.
    Только их мне еще не хватало.
    Был ли, не был ли счастлив - теперь
    ни к чему выяснять. Отболело.
    Как с замком не расстанется дверь,
    так душа не расстанется с телом.
    А когда белый снег на ветру
    отгорит и просохнут пеленки,
    я покорно и мирно умру -
    и засветятся все фотопленки.


    Когда погода меняется

    1

    Когда погода меняется несколько раз на дню
    и в голову лезут суицидальные мысли -
    все корабли в океанах идут ко дну
    и самолеты без Бога в Господни уходят выси.
    Подземные реки взрывают бетонный наст,
    пески пустынь переползают в кисель болота.
    Когда погода меняется несколько раз -
    у нас при взгляде в окно возникает, прости, зевота.
    Не помогают Рабле и его толкователь Бахтин,
    насквозь пропитавшийся раблезианским ядом.
    Когда погода меняется несколько раз - пыхтит
    один-одинешенек ад, называемый комби-адом.
    Коллегу с Запада переплюнул советский Дисней.
    Страшней зарубежного чудища наше чудо -
    матёрей мартены, матрёны в манто толстей,
    расхристаннее Христос и иудливее Иуда.

    2

    Когда перечитав, перемолов
    три тыщи книг умнейших, обнаружишь,
    что небогат и скуден твой улов:
    спроси себя - какому Богу служишь?
    Подслуживаешь дьяволу чьему?
    ...я молод был, шатался по толкучкам
    провинциальным, в розовом дыму
    пил розовую сладкую шипучку,
    с красотками заигрывал, дошел
    до ручки - срифмовал три тыщи строчек.
    И стал, как видишь, скучен и тяжел -
    язык длинней да песня все короче.
    Скажу сегодня: жил как жил. А вы
    живите как живете...
    ...только жалко,
    что позабыл - увы, увы, увы! -
    как ночью пахнет пьяная фиалка.
    Как шелестит, стихая на ветру,
    апрельский дождь, как дворник матерится
    и, словно жезл, несет свою метлу,
    а на метле гнездится голубица...

    3

    Когда ты ночью спишь, прижав к щеке
    ладошку, и не помнишь дня, и дышишь,
    как водоросль, как лилия в реке, -
    ты слышишь, что течет в тебе, ты слышишь,
    как сумрак обволакивает сон,
    и комнаты меняют очертанья,
    и окна пошевеливает стон
    бетонных стен, задуманных как тайна.
    На правый бок перевернись, вредна
    привычка спать на левом - там, где сердце
    уже скрутила дерзкая весна.
    ...то форточка стучит в окно, то дверца
    буфета разоренного скрипит.
    На правый бок перевернись, попробуй!
    И не проснись от боли и обид,
    от ревности и боли крутолобой -
    все спит...

    4

    Когда толпа девиц, изображая бунт,
    размахивает лифчиками перед
    солистами рок-группы "Контрапункт" -
    надежны ли гостиничные двери?
    Кумиры, запирая туалет,
    на каждой плитке в предвкушенье пытки
    напишут горделиво: "Бога нет -
    зато Лолит набоковских в избытке.
    Мы были здесь как пленники любви
    и получили знаки и медали.
    И, как повсюду, Спаса на Крови
    не видели или не увидали..."


    * * *

    Огней предпраздничная дрожь,
    коварный гололед.
    ...В начале марта не поймешь -
    то ль дождь, то ль снег идет.
    То ль это эхо с облаков
    былых ночей и дней.
    В начале марта свет таков -
    не перечтешь теней.
    Но, опрометчиво смела,
    еще твердит зима -
    что мгла, густая как смола,
    нас всех сведет с ума.
    Я помню - двадцать лет назад
    я слышал этот бред.
    Тогда мы проходили сад.
    Я трогал твой берет.
    И ощущал живую дрожь
    твою, и жар, и лед.
    ...В начале марта не поймешь -
    что деготь и что мед?
    Но так доверчив человек
    и так спешит, чудак,
    к цветенью лип, к теченью рек,
    что это будет - так.
    И закипят ключи в ночи,
    раскроется цветок,
    роняя тени и лучи
    на запад и восток...


    * * *

    Так я устал, что уже притворяться не надо.
    Можно спуститься к дремучей, стоячей воде.
    Да не узришь ни русалки речной, ни наяды,
    не полетишь по лучу к полуночной звезде.
    Город мой, край раньше срока стареющих женщин,
    хилых мужчин, хитромордых заморышей и
    тех соловьев, что от собственной песни трепещут
    и продают тороватые песни свои!
    А над страной черный ангел листает страницы,
    в мокрой постели рыдает грядущий судья,
    ластятся листья, и лица повернуты к птицам -
    будто бы птицы проникнули в суть бытия!
    Город мой, край, горизонт производственных будней -
    я понимаю поспешные сутки цехов.
    Чувствую сердцем не тишь, но затишье пред бурей -
    словно молчание перед рожденьем стихов!


    * * *

    Я на кухне сижу при свете.
    Полвторого уже. Спит Бог
    два столетья. И дремлют дети,
    забираясь в его чертог.
    Спят кастрюли, тарелки, чашки,
    подстаканники спят. И лишь
    непростиранные рубашки
    нарушают сухую тишь.
    Капли падают на пол, словно
    неотжатая их душа
    просит отклика, эха, слова
    без бумаги-карандаша.
    И, врываясь в мое сознанье,
    плачет песня, дрожа в ночи, -
    как несбывшееся свиданье,
    отпадание, тленье ткани
    у горящей еще свечи.
    Что ж ты, Господи, с нами сделал -
    ты зачем остудил слова?
    Почерневшая вся - на белом
    наша частная жизнь мертва!
    - Это все суета мирская, -
    скажет воин, точа клинок.
    Но ведь сгибнет волна морская,
    если брать без конца песок.
    Если вечно на место боли
    призывать будет нас поэт,
    перестанет быть полем поле,
    и устанет быть светом - свет!


    * * *

    Туч полночных куски и разливы,
    неустанные смены теней
    ничего не навеют счастливым -
    одиноким все в мире видней!
    Оглянусь, никого не замечу
    и пойду, но опять за спиной
    будто кто-то все шепчет и шепчет:
    Боже мой, что ты сделал со мной?..



    Перед зеркалом

    Ты не стой перед зеркалом,
    ты не стой, ты не стой
    с очумелыми зенками
    да с щетиной густой.
    Ртутный сын поколения,
    отраженный в толпе,
    жертва астмы, давления
    и т. д. и т. п.
    Поддающий, играющий
    с кличем "пан иль пропал",
    продающий товарища,
    чтобы он не продал.
    Ты не стой возле дерева
    ни у нищих могил,
    ни у нашего терема -
    ты его не садил!
    Облака, пробегаючи,
    тронут в небе огонь.
    Только песенку Галича
    ты, паскуда, не тронь!
    Ах, как в зимние сумерки
    звездный плещется хор
    тех, кто жили и умерли
    и живут до сих пор.
    Возвращаются гении,
    чтоб судить этот век -
    и Христосом, и Лениным,
    и глазами калек.
    В запорошенном крошеве
    спросят ведь и с меня:
    как вы жили, как дожили
    до последнего дня?..


    Осенняя радуга

    Льет дождь. Небо мглою обложено.
    Промыленны мглистым дождем
    тропинки в саду унавоженном
    и ветер к земле пригвожден.
    Печален аквариум осени.
    Но что ты там ни говори -
    все ж добрые духи подбросили
    нам эту погоду к двери.
    Льет дождь то сильней, то смиреннее,
    гудит и поет водосток.
    Но вроде бы стали сиреневей
    и лес, и разъезд, и восток.
    Светлее как будто бы, ветреней...
    Не зря же стал в комнаты вхож -
    завихренный бред геометрии,
    оград и деревьев чертеж.
    Пей чай, полыхающий огненно,
    пей чай да спокойно смотри -
    пусть лужи за потными окнами
    пускают в зарю пузыри.
    Пусть кот ластоногий украдкою
    ныряет за мокрый порог.
    ...Видать, дело движется к радуге -
    последней на нынешний срок.


    Звезда бездорожья

    ...А чем же осталось еще дорожить,
    о чем еще думать и думать?
    Ну, буду по улицам пыльным кружить
    худой, сумасшедший, угрюмый!
    Туда и обратно, к вокзалу, к реке,
    где тины зеленые пятна.
    Кленовый листок зажимая в руке -
    к вокзалу, к реке. И обратно.
    Душа моя, что тебе, остепенись!..
    Быть может, минует расплата -
    за ту, как не надо, прожитую жизнь!
    Остаток протянем, как надо.
    Душа моя, сколько там нитей еще?
    К вискам серебро прикипает.
    И все безнадежнее впадины щек,
    и ветер к земле пригибает.
    Звезда бездорожия и пустырей
    стоит и стоит до восхода...
    Душа моя, ну-ка давай поскорей
    свисти убегающим годам!


    * * *

    Проснусь или вновь засну я,
    продолжу, продлю полет -
    ошую и одесную
    упрямая жизнь поет.
    Налево или направо,
    лишь только взгляни - везде:
    то камни любви и славы,
    то мученики на кресте.
    Молчат города и веси.
    Но снова дежурный сбор
    вплетает слова из песен
    в непесенный разговор.
    Я думаю онемело
    о плате за милый мир -
    и что мне там Ойкумена
    и кратеры черных дыр,
    когда кислотой и сажей
    душа до краев полна,
    когда в сердце ужас всажен
    и ввинчена ложь одна!..

    1985


    * * *

    Колодец ночи нем и глух,
    глубок и влажен.
    Пусть тополиный тонкий пух
    на плечи ляжет,
    на плечи нежные твои...
    Прощай, Руфина!
    Отпели наши соловьи
    непоправимо.
    Я расстелю ковер из слов,
    тропу из песен -
    иди по ним, моя любовь,
    твой путь чудесен.
    Иди, мерцая наугад,
    к другому дому.
    А мне стезя и в рай и в ад
    уже знакома.
    Я побывал в твоем краю,
    как в душегубке -
    и только рифмами крою
    свои поступки.
    И не взываю к небесам -
    мол, все исчезни! -
    как это раньше написал
    невольник чести!
    Пускай продлятся дни твои
    светло, привольно.
    Отпели наши соловьи.
    ...Уже не больно.


    Сон

    В нечаянной проснешься темноте,
    перемогая жизнь свою, как милость.
    А за окном дома уже не те
    и вроде бы как власть переменилась.
    И наяву почти произошло
    крушение, приснившееся сердцу.
    И новый ветер долбится в стекло,
    расшатывая форточную дверцу.
    Что в мире поднебесном? Полон рот
    ночных косноязычных междометий:
    метеорит упал? Переворот!
    Готовьте, значит, пряники и плети.
    Трагедия, похожая на фарс,
    все длится, продолжается. Свидетель
    успел вздремнуть и в профиль, и в анфас,
    и пробудиться аж на Моссовете!
    Ох, зыбкая политика небес,
    ты связана с гаданием цыганки:
    по карте ангел значился, но бес
    выруливает вдруг на грозном танке!
    Вперед - назад. Назад или вперед?
    Забыл, куда начальники просили -
    прет динозавр дремучий, как народ,
    все по Руси, товарищ, по России!
    Затюрканный по злобе и тоске,
    ездок срывает ручки всех заглушек.
    И только жилка скачет на виске:
    "Эй, кто-нибудь! Спасите наши души!"


    К вопросу о первичности

    Не поможет утюг и щетка:
    сколь с иголкою ни ворожи -
    все подкладка глядит решеткой,
    сквозь карманы ловя гроши.
    Расползаются швы... Ветшает
    ткань имперского полотна.
    И, беспомощность ощущая,
    огибает углы спина.
    Жаль состарившейся одежды,
    с телом спарившейся, родной, -
    и поэтому нет надежды,
    что привыкнуть смогу к иной.
    Но ведь в чем-то являться надо,
    как-то следует дальше жить?
    Дабы спрятать грехи распада -
    треба новый костюм пошить.
    Обязательно справить тройку!
    Чтоб по-русски да по-людски
    с Перестройкою спорить бойко,
    а не кукситься от тоски!
    Что же все же у нас первично -
    коль по плацам родной земли
    без материи, неприлично
    ходят дамы и короли?

  • © Copyright Попов Борис Емельянович (mal.seirf@rambler.ru)
  • Обновлено: 03/10/2016. 28k. Статистика.
  • Сборник стихов: Поэзия

  • Связаться с программистом сайта.