Попов Борис Емельянович
Прочерк

Lib.ru/Современная: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • © Copyright Попов Борис Емельянович (mal.seirf@rambler.ru)
  • Размещен: 07/01/2007, изменен: 03/10/2016. 13k. Статистика.
  • Поэма: Поэзия
  • Сочинения разных лет

  • ПРОЧЕРК
    поэма

    ... Все это, в общем, буднично и просто:
    туман, дожди, шуршащие плащи.
    И я любил, как школьник-переросток,
    и пудрою забеливал прыщи.
    И я торчал, как статуя ревнивца,
    под голубым, под гаснущим окном.
    Забыть - решая - или же забыться?
    Как лучше - одному или вдвоем?
    И я, и я - отыскивал сонеты,
    которые никто не изучал, -
    и как свои выплакивал. За это
    взамен я ничего не получал.
    И это я - уткнувшийся в подушку -
    изображал томление в крови.
    Но дурья боль не стоит ни полушки -
    любовь не купишь силою любви.
    ...Все это, в общем, в прошлом. И однако -
    и я любил. И смею говорить -
    влюбленный одинок и одинаков,
    коль чуда не сумеет сотворить.
    Взгляни в глаза, зеленые от скуки.
    Скажи - пойдем? Да где там, Боже мой -
    она твои отталкивает руки.
    Ей, видите ли, надобно домой.
    Ей воздух поновей необходимей.
    Своя рубашка ближе, чем твоя.
    Вы это на уроках проходили?
    Краснеете? А я любил. И я
    желал болезни, смерти, воскрешенья.
    Распятия - всем нравящимся ей!

    Все это, впрочем - прочерк. Утешенье.
    ...Но вот один из прошлогодних дней.
    Но вот одна из прошлогодних шуток
    сентябрьских, присущих желтизне.
    Смешение проблем и прибауток.
    Смешное возвращение к весне.
    Косящий взгляд. Скользящая улыбка.
    Прогулка рядом. Кругом голова.
    И тучи, нависающие хлипко.
    И липко моросящая листва.
    О чем скучали - разные по сути
    два человека, встретясь на земле?
    Я помню - о фарфоровой посуде
    она мечтала и о хрустале.
    Поэзия и музыка, конечно:
    Бетховен, Бах, Верлен и Малларме.
    Ахматова в наряде подвенечном
    и Шарль Бодлер во свете и во мгле.
    Ее влекла не роскошь обихода,
    а красота... Она была мила
    так, что из рядового турпохода
    нерядовую б прелесть извлекла.

    .........

    Ее кудряшки между тем развились,
    но легкий волос тени не бросал
    на щеки, что от солнца золотились.
    Но я об этом, кажется, писал.
    Я, если мог бы, только любовался
    босячкой этой в синем свитерке.
    ... А листья кленов в тихом темпе вальса
    несло на волю, к берегу, к реке.
    Ей тоже захотелось. И по тропке
    спустились мы к лазурнейшей воде,
    где брошенные банки и коробки
    скорбели в проржавевшей лебеде.
    Где зеленели битые бутылки,
    немотствовали полосы газет...
    Уже заря на лысые развилки
    роняла свой нелюбопытный свет.
    Уже небес скудело обаянье.
    И фонари, как будто богачи,
    лучи бросали - словно подаянья
    всем, кто впадал в отчаянье в ночи.
    Я мог бы здесь уйти от любопытных,
    цитатами отбиться от зевак...
    Она была так близко, что обидным
    мне показался подступавший мрак!
    Она была - ну как бы это проще
    вам объяснить - так явно молода,
    как молода березовая роща
    иль только что взошедшая звезда.
    Как мотылек, как травка у крылечка,
    как тишина меж словом "да" и "нет".
    Когда б не обручальное колечко -
    я дал бы ей всего семнадцать лет.
    Я понимаю, что сбиваюсь с ритма
    и рытвины не вижу за бугром.
    Она была... Ну, в общем, так открыта,
    что я себя поставил стариком.
    Но девочка заезжая, актриса,
    раскованностью очень дорожа,
    по странному какому-то капризу
    дурачилась - и знала, что свежа.
    И говорила много и неясно...
    И мне все было как-то невдомек
    спросить ее - зачем она прекрасна
    и что за черт сюда ее завлек!
    Ведь городок у нас не театральный
    и на премьерах тишь да благодать.
    И выгоды ей нет материальной,
    и щедрых меценатов не видать.
    Что это я на собственной же шкуре
    сам испытал - и рад бы деру дать,
    когда б не память юношеской бури
    и дом родной, и кладбище, где мать.
    Когда б не сын, воюющий с сиротством,
    и вообще - та почва, что вросла
    в меня всего... Как ненависть уродца
    к любимчикам по роду ремесла.

    ...А там, на стороне левобережной,
    пыхтел, дымился мировой гигант -
    о коем, не в пример мне, так прилежно
    вещал богатый бодростью талант.
    А там текли сердца и тепловозы
    к единой цели мира и труда -
    и в результате вспыхивали грозы
    и новые рождались города.

    О, помню я те дебри и дубровы,
    никак не устававшие расти,
    ночных столовок воздух нездоровый
    и тесный свет в тоннелях по пути.
    А ветер, ветер в спаренных пролетах,
    наотмашь бьющий замшевый ремень!
    Я не забыл в оконных переплетах
    слой пыли, затвердевший как кремень.
    Я не забыл невест неутомимых
    в комбинезонах, скорых впопыхах.
    Но я не знал, что век неумолимый
    нас долго не оставит в женихах.
    И пусть еще мы радуемся, злимся,
    но формула уже осмыслена:
    я повторю - "У жизни есть любимцы.
    Мне кажется, мы не из их числа".
    Я много дал бы, чтобы вновь вернуться
    назад, в ту пору... Молодость прошла.
    Знакомые просторно улыбнутся:
    мол, как там шапка - шибко тяжела?
    Творишь помалу? То-то в магазинах
    для шариковых ручек нет стержней.
    И, щегольнув ногою в мокасинах,
    исчезнут с медом щедрости своей.
    О чем же я? Ведь рядышком - желанна,
    мила, смела, начитанна, умна,
    рассеянною тайной осияна -
    идет чужая юная жена!
    Вот это и обидно-то... Не надо.
    Счастливой в одиночестве побудь.
    Чужое счастье создает преграду,
    которую нельзя перешагнуть.
    Кругом позор распавшейся удачи.
    Все подменила служба и семья.
    Дар состраданья полностью утрачен.
    О чем же я, о чем, о чем же я?
    Ведь невозможно за такие сроки
    столь передумать: зависть помогла?
    Ума чужого стыдные уроки?
    Иль полночь уже в ночь перетекла?
    И никого нет рядом? Но подумай -
    ты можешь убедиться... Локоть. Смех.
    Теперь уже и фонари угрюмо
    смотрели с подозрением на всех.
    Кто я? Кто ты? Мы ничего не знаем.
    За поворотом новый поворот:
    и глубь земная, щедрая и злая,
    глядишь, и нас в утробу заберет.
    Я на чужую жизнь не посягаю.
    Мне и свою бы повернуть верней,
    смотря, как с крошек голуби сигают,
    чтоб отыскать добычу пожирней.
    Я ел ваш суп, товарищи! Я мучал
    своих родных и жару поддавал.
    Меня водил по проволоке случай
    и яблоко тот случай подавал.
    Я уйму тайн таинственных не понял.
    Но, никого на свете не виня,
    мне улыбались женщины, и кони
    глазами поводили на меня!
    Я жил, как все... Ты, ангел поднебесный,
    когда-нибудь - лет этак через пять -
    поймешь, что песня может быть чудесной,
    коль добровольно песню запевать!
    Ты, уверяю, счастлива и будешь
    еще светлей - как облачко, как дождь:
    пока чужую душу не остудишь
    и на свою в сердцах не посягнешь!
    Кто правит бал? В кабальные условья
    нас ставит жизнь: так юность коротка,
    что не успеешь свыкнуться с любовью,
    а тут и старость крадется, кротка.

    ... Я это все - один, конечно, вынес.
    И не сказал, и спрятал, точно вор.
    Хотя в дальнейшем - как пальто на вырост -
    не помешал бы данный разговор.
    Но тени ночи - это тени ночи!..
    И под зонтами желтых фонарей
    мы шли все дальше - то есть все короче.
    И я себя не чувствовал мудрей.
    Я эту тему начисто обчистил.
    Но лишь одно покоя не дает:
    где ты, где я? Вот дерево, вот листья,
    вот в перекатных звездах небосвод.
    Вот осень, растворившаяся в встрече
    двух посторонних, попросту, людей.
    Вот вечер, что тобой вочеловечен.
    Он лютого покажется лютей
    мне через месяц! Надо ль быть жесточе -
    огонь увел с Олимпа Прометей,
    а я не смог зажечь его меж строчек
    для посвященья лучшей из Медей!
    Античный трагик ничего не ведал,
    а видя жизнь, как будто карнавал,
    преодолев обиду и победу -
    все, что ни есть, по имени назвал.
    Как назову, какой отмечу вехой
    я этот день, в тени и суетне?

    Ты кажешься мне близкою, как эхо,
    и дальнею - как в зеркале в стене.
    Твой светлосерый, с искристым отливом,
    разлетист волос, очи зелены...
    Как назову, прощаясь торопливо, -
    мы друг от друга так отдалены!
    Прости, душа! Не ведая потемок,
    иди по желтой жатве сентября.
    Еще не поздно. Месяц остр и тонок
    и бодрствует над крышами заря.
    Еще трамвай, гремя на поворотах,
    зовет заблудших... Кончено. Беги!
    Уходит воздух, будто бы в воронку.
    И тьма опять. И лишь шаги, шаги...

    .........

    Я долго был в каком-то мутном шоке.
    И если раньше мучился без сна,
    то спал теперь сном легким и глубоким.

    И вдруг однажды выросла весна.
    С постели встав, опухший от лежанья,
    я подошел нечаянно к окну.
    И увидал деревьев прилежанье,
    Они цвели. И птицы распевали,
    роняя изумруды над крыльцом.
    ...Я выпил на двоих в полуподвале
    с каким-то проходимым мудрецом.
    И понял вдруг, что зиму проворонил,
    проспал, прошляпил, с глупости ослеп,
    провел, как говорится, в обороне,
    законопатив сам себя, как в склеп.
    А между тем, а между тем и этим -
    уже сирень взрывалась у окна.
    И золотели маленькие дети
    на воздухе с утра и до утра.
    Бульдозер выл... Шла вялая прокладка
    дежурных труб. У школы трубачи
    наяривали громче, для порядка,
    так, что на меди лопались лучи.
    И все напоминало о параде -
    побелка стен, их праздничный отлив.
    И даже тот плакат, что чести ради
    успел изобразить наш квартактив.
    На этом полотне хрестоматийном
    какая-то правдивая рука -
    вполне серьезно, но и комедийно -
    изобразила недуги врага.
    Чуть не захохотав от умиленья,
    хоть ничего не понял до конца,
    я спохватился - это умаленье -
    хоть малого, но все ж таки творца!
    А дым родной и сладок, и приятен.
    Я понемногу к дыму привыкал.
    И наблюдал игру теней и пятен
    и к выигравшим сразу примыкал.

    .........

    Давай пофилософствуем немного.
    Занятья философией не вред.
    И прежде, чем присесть перед дорогой -
    внимательней осмотрим табурет.
    Не подломились б ножки у предмета,
    на коем предназначено сидеть...
    Пришла весна - появится и лето,
    пылая, как начищенная медь.
    Я вспомнил меланхолию, ноябрь,
    чай жидковатый, шорохи, огни,
    лед на крыльце и наледь на ухабах -
    все белые томительные дни.
    Все белые, но скрещенные с черным,
    крутые ночи, гости невпопад,
    тень от ветвей, похожую на черта -
    поскольку черт и темен, и рогат!
    Метелицу с личиною пожара,
    какое-то размытое лицо,
    смеявшееся жалобно и шало,
    и месяца над ним полукольцо.
    Зеленую девчонку-гастролершу,
    частушечные пошлые стихи...

    И понял я, что было б много горше
    мне без такой-то, в общем, чепухи.
    Что делать - урожай на неудачи
    любовные и прочие пришел!
    Когда б я не был этим озадачен -
    другое бы занятие нашел.
    Я стены бы украсил, как витрины
    художественного фотоателье,
    и вывесил не просто бы картины,
    а фото женщин в импортном белье.
    Но здесь не то... Дух некий меня мучил.
    Сиянье бестелесное, мираж.
    Слияние сомнительных созвучий
    протягивало в руки карандаш.
    Мне захотелось повториться внове
    и ту дорогу заново прочесть -
    еще длиннее, шире, бестолковей,
    чтоб каждый прочерк мыслился, как весть.
    О невозможном, но необходимом.
    Но где та грань, та птица ремесла,
    чтоб поняла меня и подхватила
    мои слова и к цели принесла?
    Где демон тот, где этот Мефистофель -
    верни мне юность, пыльную, в жаре,
    чтоб я смахнул след травянистый с туфель
    в уже прошедшем старом сентябре.
    Ау, искусство! В пестиках сирени
    твоя гнездится вечная весна.

    А женщины не терпят повторений.
    Их привлекает только новизна.
    Где обитают ласточки весною?
    Их место синева и высота.
    Ну хоть немного поиграй со мною,
    увиденная сердцем красота!
    Услышь меня сквозь проливни и лавы
    зеленопенной бешеной листвы -
    не ради слов, не ради ленной славы
    я был, я жил, я жег свои мосты!
    Сквозь неприметье, легок на помине,
    не возникал я в ваших сквозняках.
    Хоть в этом малом я - да не повинен,
    нет, не повинен, да - не возникал.
    Ни в коридорах, ни на перекрестках,
    ни у березок, ни у тополей,
    не топотал под бубен на подмостках
    и под трехрядку посреди полей!
    Я просто жил, живой как обещанье.
    Пил воздух свой - единственный, как ваш.
    Вы без моих грехов не обнищали.
    Во всем виновен я и карандаш.

    ...Ты, легкая, посеяла обиды...
    Но посреди вседневной суеты
    взошли цветы без цели и орбиты.

    Но это могут только лишь цветы!

    1985 (?)

  • © Copyright Попов Борис Емельянович (mal.seirf@rambler.ru)
  • Обновлено: 03/10/2016. 13k. Статистика.
  • Поэма: Поэзия

  • Связаться с программистом сайта.