Начну с конца, как это принято в Одессе. Вот такое радостное сообщение появилось в российских СМИ 4 декабря 2017 года...
Американское издание War is Boring отметило прогресс в создании Россией надувных муляжей оружия, которым занимается 45-й отдельный инженерно-маскировочный полк, дислоцированный во Владимирской области.
В распоряжении надувного полка, отмечает издание, имеются надувные баки, ракетные пусковые установки, бронетранспортеры и другие макеты оружия различных габаритов.
https://lenta.ru/news/2017/12/04/dummytanks/
Данные муляжи предназначены для отвлечения внимания как противника, так и собственных граждан. И те, и другие, глядя на это дутое стратегическое благополучие, думают о колоссальной силе российской армии.
Честно говоря, меня поразила сама статья. Особенно то, как радуется писавший ее творимым в стране надувательством. Видимо, пришло время поговорить о той самой мощи (немощи - кому как) российского оружия, о которой так громко и часто кричат со всех экранов, тазиков и даже унитазов страны победившей пропаганды. Поверьте, ни слова клеветы в адрес ВПК вы здесь не найдете - исключительно правдивая информация, найденная в абсолютно открытых и до изумления официальных источниках информации.
Гремящие, звенящие и...
... скорее всего, скрипящие и бряцающие.
Гремя огнем, сверкая блеском стали
Пойдут машины в яростный поход,
Когда нас в бой пошлет товарищ Сталин
И первый маршал в бой нас поведет!
Так пелось в знаменитом марше советских танкистов, который победно гремели до войны, а после ее начала позорно звенели бубенчиками до самой матушки Волги.
Сначала появилось пафосная новость:
В Петербурге спустили на воду новейший корвет "Гремящий"
12:13, 30 июня 2017 Лента Ру
https://lenta.ru/news/2017/06/30/gremyashi/
Если заглянуть под заголовок, нетрудно заметить сообщение (конечно, если еще не разучились читать окончательно):
На "Северной верфи" в Санкт-Петербурге спустили на воду корвет "Гремящий" проекта 20385, оснащенный ракетным комплексом "Калибр".
"Ух, ты!" - воскликнул я и открыл Википедию.
Корветы водоизмещением 1 800 т со скоростью хода 14 узлов (до 27 их можно разогнать лишь при паническом бегстве от противника) и дальность в 3 500 морских миль выпускаются в России с 2001 года.
Как видите, имеет смысл заменить слово "новейший" на "новый" или "недавно построенный". Да, и само слово "корвет" взято из натовской классификации. На Родине он числится многоцелевым боевым надводным кораблем 2-го ранга ближней морской зоны. Т.е. ни о каких дальних походах речь не идет вообще. Стало быть, корабль предназначен для закрывания прорех в собственных рейтузах, простите, обеспечения тыла и морских баз.
Но самое любопытное - двигатели "новейшего" корабля. Там установлены четыре дизеля 16Д49. Если кто не знает, Д49 - четырёхтактный турбокомпрессорный тепловозный дизель, который тянет лямку еще с советских времен. О нем мало сказать "ничего нового", это - достаточно сильно забытое старое.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9449
Теперь о вооружении...
Крылатые ракеты "Калибр", которыми так грозно пугают лохов журналисты тоже "еще из той жизни", как писал Жванецкий. Они были разработаны в 1983 году ОКБ "Новатор" в Свердловске. С тех пор существенных модификаций эти летающие болванки не претерпели.
Вот, такая гремящая посудина объявлена новейшим достижением "современной" мысли.
В том самом марше советских танкистов, которые написали братья Покрасс, есть такие слова:
А если к нам полезет враг матерый,
Он будет бит повсюду и везде!
Тогда нажмут водители стартеры
И по лесам, по сопкам, по воде....
Если бы сей славный марш писался для экипажа "новейшего" корвета, то в случае приближения противника храбрые моряки дружно крикнули бы "полундра!", прыгнули за борт, и воспользовавшись собственным автотранспортом разъехались по лесам. Конечно, до укрытий добрались бы лишь те, кто реально умеет плавать...
Понятно желание пропагандистов помериться членами с американцами. Вот, только меряться нужно тогда, когда эти самые члены не только болтаются в штанах, мешая быстрой ходьбе, но способны на другие, более приятные действия.
В который раз вспоминается старый анекдот об импотенте, которому столетний сосед наплел о своей всепобеждающей потенции
- Вы это сами видели? - поинтересовался доктор.
- Нет, он мне рассказал...
- Говорите тоже!
Вот, в России и рассказывают о "новейших" корветах...
Когда начал коллекционировать подобные истории, то не думал, что встречаются они настолько часто. Простенький прием приукрашивания реальности широко использовался в СССР. Надо сказать, тогда он срабатывал отлично - ведь других источников информации не было и когда тебе в один голос твердят, что социализм лучше любого капитализма, то начинаешь в это верить помимо своей воли. Вот только в наши дни подобный подход к дезинформации населения бесполезен - достаточно покопаться в Интернете, чтобы найти прямое опровержение какой угодно лжи...
Смена поколений или пересменка?
СМИ периодически рассказывают сказки о новых истребителях пятого поколения - ПАК ФА (Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации), Т-50, "FGFA" (вместе с Индией), И-21...
Долгое время это напоминало "оружие возмездия", о котором верещали все геббельсовские пропагандистские газеты весной 1945 года. Тогда долгожданного оружия Германия так и не дождалась...
В наши дни тоже появляются сообщения на ту же тему:
Главком ВКС России Виктор Бондарев заявил, что российский истребитель пятого поколения получил название Су-57, сообщает телеканал "Звезда".
https://www.gazeta.ru/army/news/10421066.shtml
Когда я начал копаться в сети, пытаясь понять происходящее, то был сильно удивлен. Оказывается, все перечисленные выше программы (ПАК ФА,Т-50, "FGFA", И-21) сводятся... к одному и тому же самолету, который в Википедии уже давно фигурирует под названием Су-57.
Так, что же за птица этот покрытый тайной истребитель?
В конце 1980-х годов 30-й центральный научно-исследовательский институт Министерства обороны СССР выработал некие требования к истребителю нового поколения для фронтовой авиации на замену МиГ-29 и Су-27. На основе этих требований РСК "МиГ" разработал проект 1.44, а КБ Сухого - Су-47. Распад СССР и последовавший за ним экономический спад не позволили продолжить работу над созданием самолёта, проект 1.44 был позже закрыт из-за прекращения финансирования, а Су-47 "Беркут" стал использоваться в качестве летающей лаборатории.
В 2002 году начались работы по проекту. КБ Сухого было выбрано для разработки нового самолёта, в котором будут использованы некоторые технологии Су-47 и МиГ 1.44.
Т.е. следующая модель самолета могла иметь индекс "3" и называться Су - 37, что означало бы самолет третьего поколения.
В 2004 году был продемонстрирован макет самолёта, а в 2005 году началось финансирование разработки.
Дальше - еще интереснее!
29 января 2010 года первый лётный экземпляр новой машины впервые поднялся в воздух, а 17 ноября 2016 года совершил первый полёт 7-й опытный экземпляр. Т.е. в год выпускалось по одному самолету.
Первый американский F-35 поднялся в воздух в 2000 году.
В эксплуатацию ВВС США он введен в 2015 году. Кроме того, его закупили (и получили) ВВС Великобритании, Турции, Италии, Канады, Норвегии, Японии, Южной Кореи, Нидерландов, Израиля и Дании. Всего изготовлено 3184 самолетов в трех модификациях.
Как показали рейды израильских F - 35 по сирийским тылам, российские ПВО, "закрывающие" небо над Сирией, не в состоянии не только их сбить, но и заметить.
Что же на самом деле представляет собой СУ-57?
По мнению многих экспертов, это сильно модернизированный СУ- 27. Внешние контуры, практически ничем не отличаются. Изменения коснулись кабины пилота - она стала шире.
Теперь о двигателях...
На первых серийных образцах, которые должны были поступить на вооружение российских ВВС в 2015 году, установлены двигатели первого этапа - АЛ-41Ф1. Это достаточно сильно модифицированный АЛ-31Ф, находящийся в эксплуатации с 1984 года. Не смотря на 80% новых узлов и агрегатов, схема двигателя осталась той же.
Создатели самолета успокаивают тем, что этот двигатель будет использоваться лишь на первом этапе эксплуатации. Двигатель второго этапа будет разработан в течение 10-12 лет с даты начала тендера Минобороны РФ, который до сих пор не объявлен.
Истребитель оснащён 30-мм авиапушкой 9-А1-4071К, которая на самом деле является модернизированным вариантом 30-мм авиационной пушки ГШ-30-1, производимой с начала 80-х годов для Су-27 и МиГ-29.
Насколько самолет малозаметен (это и отличает пятое поколение подобных машин от предыдущих) пока неизвестно. Не исключено, что пропагандисты будут "освещать" несостоявшиеся полеты несуществующих самолетов, говоря, что вы их просто не видите (нечто подобное делало северно-корейское телевидение, рассказывая миру о полете 16-летнего космонавта на Солнце). Хотя, не исключено, что они и впрямь будут незаметны для радаров противника...
Все технические данные почерпнуты в Википедии и находятся в общем доступе в интернете.
https://ru.wikipedia.org/wiki/F-35
https://ru.wikipedia.org/wiki/-30-1
https://ru.wikipedia.org/wiki/-31
https://ru.wikipedia.org/wiki/-41
https://ru.wikipedia.org/wiki/-57
Народная мудрость гласит - "Рожденный ползать - летать не может". Как ни странно, со временем можно разучиться даже ползать. Так случается, если вкладывать деньги не в современные транспортные средства, а в собственный карман. Следующая история посвящена танкам, в которых я разбираюсь не лучше, чем в авиации. Тем не менее, не ленюсь искать истину в справочниках, не сильно доверяя приукрашивающим действительность пропагандистам.
Броня крепка и танки наши быстры... Или нет?
Для начала - фрагмент пафосной статьи (Лента Ру 09:26, 17 сентября 2017):
"На российско-белорусских учениях "Запад-2017" были испытаны танки Т-72Б3 новейшей модификации. Об этом сообщается на сайте Минобороны России в воскресенье, 17 сентября".
https://lenta.ru/news/2017/09/17/t72/
Меня несколько удивила кричащая тавтология - маркировка Б3 и есть новейшая модификация старенького Т-72, разработанного с 1967 по 1973 год и произведенного в количестве 30 000 единиц с 1973 по 2005 год. Если бы это была хоть какая-то модификация, то к Б3 были добавлены дополнительные обозначения.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2-72
Смотрим дальше...
Вот что пишет пресса о "новых достижениях" уральских танкостроителей (танк модернизируется тем самым "Уралвагонзаводом", который так и не смог наладить выпуск обещанной "Арматы").
"Модернизированные Т-72Б3 оснащены двигателем повышенной мощности, автоматической коробкой передач, камерой заднего вида, новой системой управления огнем. Кроме того, на танках установлена система управления силовой установкой, благодаря которой машину можно контролировать с помощью дисплея"
Открываем Википедию и читаем:
Т-72Б3 - российский основной боевой танк семейства Т-72. Представляет собой сравнительно простую модернизацию танка Т-72Б, с доведением некоторых параметров до уровня Т-90А.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2-72%D0%913
Т.е. за новое выдается хорошо забытое старое - на снятые с консервации старенькие Т-72 навешивается немного свежего оборудования и все. Примерно так поступает хозяйка, перелицовывая старые вещи и пришивая на них новые пуговицы.
Далее в Википедии приводятся удивительные цифры:
Модернизация Т-72Б до уровня Т-72Б3 стоит 52 000 000 рублей в ценах 2013 года, из которых 30 000 000 рублей уходит на капитальный ремонт танка, оставшаяся сумма тратится на приобретение новых приборов, выбранных заказчиком.
Т.е. обновленный "тришкин кафтан" обходится примерно в 1 млн долларов за штуку.
Американский основной боевой танк M1 Abrams в базовой серийной версии и модернизированной M1A1 стоит чуть более 2 миллионов долларов за штуку. Но речь идет о совершенно новом танке, а не собранном из металлолома самокате.
Теперь самое интересное: Вместо новых двигателей В-92С2 (1000 л. с.), стоят моторы В-84-1 мощностью 840 л. с. после капитального ремонта. Вместо современной динамической защиты "Реликт", стоит старый "Контакт-5". Т-72М1, предназначенный для Алжира по той же цене, оснащён гораздо лучше.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2-72
Возникает масса вопросов, среди которых я бы выделил несколько главных:
1. Почему "заштопанное" трико тети Песи со вставленной в него резинкой, выдается за новые трусы дяди Бори?
2. Куда исчезли деньги на новые трусы дяди Бори, выделенные из скудного семейного бюджета?
Ну, и, наконец, главный вопрос: - куда подевался хваленый танк "Армата", который успешно заглох во время парада на Красной площади?
Честно говоря, ковыряться в параметрах отжившей свой срок техники изрядно надоело. Надеялся, что пропагандисты немного угомоняться и дадут время на передышку. Видит Бог, как я ошибался...
Броня крепка и танки наши быстры - 2...
Даже не думал, что на эту же тему придется писать еще одну статью. Но неугомонные пропагандисты думают на этот счет иначе. Причем, опять новый танк они обнаружили на учениях в Беларуси. На этот раз... реактивный!
Статья так и называется - "Российский реактивный танк Т-80 показали на видео" (Лента Ру от 11:26, 18 сентября 2017)
https://lenta.ru/news/2017/09/18/tank/
Далее следует текст на грани открытия страшной государственной тайны:
"На российско-белорусских учениях "Запад 2017" испытан танк Т-80 - первая в мире серийная бронемашина с газотурбинной силовой установкой со встроенной динамической защитой".
Как всегда в подобных случаях открываем Википедию и выясняем, что газотурбинная установка ГТД-1000 и динамическая защита на этом "новейшем" танке существуют с момента его рождения в начале 70-х годов прошлого столетия. Этот танк хорошо описан даже в учебниках, по которым учат современных танкистов - "Основной боевой танк Т-80", "Полигон",М.,1993 г.
Т-80 был спроектирован на основе Т-64, созданного в начале 60-х годов прошлого столетия, и выпускался до 1998 года. В 2007-м машину заменили на дизельные Т-72 из-за высокой стоимости двигателя, дороговизны обслуживания и огромного расхода топлива.
https://ru.wikipedia.org/wiki/-64
Теперь его снимают с консервации и... выставляют в качестве новых образцов вооружения. Любопытно, что преимуществами этого танка является лишь хорошая переносимость жары и морозов. Возникает вопрос - с кем собирается воевать Россия? С белыми медведями или верблюдами?
Если в первой части этой статьи я еще пытался задавать какие-то вопросы, то сейчас все сводится лишь к одному - это же как нужно не уважать собственных читателей, если предлагать им подобную чушь?
Да, чуть не забыл, в одном они правы - это первая в мире серийная бронемашина с газотурбинной силовой установкой... в начале 70-х годов прошлого столетия. И единственная - больше никто не захотел выпускать столь дорогостоящую и никому не нужную игрушку.
Любопытно, если спустят на воду ботик Петра Великого, как его назовут в прессе - эсминцем или катером будущего?
Прошло больше месяца. Возможно иссякла фантазия у пропагандистов или закончились стоящие на консервации "броневички". Даже закралась надежда на то, что пропагандисты одумались и занялись нормальной журналистикой...
Ничего подобного!
Эти неутомимые "акулы пера" просто готовились сменить грешную Землю на далекие планеты, по пыльным тропам которых до сих пор не ступала нога ни одного пропагандиста.
Сатана там правил бал...
Вы будете смеяться, но "Сатана" там бал уже не правит. Даже после освящения этой ракеты со специфическим названием РПЦ, во что, если честно, я не верю.
Минобороны России до конца 2017 года планирует провести на космодроме Плесецк два бросковых (проверяется выход ракеты из шахты) испытания жидкостной МБР РС-28 "Сармат", сообщили газете "Коммерсантъ" источники, близкие к военному ведомству и ракетной отрасли страны.
https://lenta.ru/news/2017/10/23/icbm/
А теперь - внимание!
Новейшую ракету тяжелого класса РС-28 "Сармат" планируется принять на вооружение в 2019-2020 годах. ОКР по проекту начались в 2011 году, создаваемая ракета сменит комплекс "Воевода" ("Сатана").
Честно говоря, немного опешил - неужели господин вице-премьер по оборонке перестал пропускать бюджетные средства через свой организм и срыгнул в российскую оборонку чем-то свеженьким?
Открываем Википедию и читаем:
"Одной из центральных идей МБР "Сармат" является возрождение концепции "орбитальной бомбардировки" реализованной ранее в советской ракете Р-36орб в 1962 году"
Т.е. речь идет исключительно о... модификации давно заброшенного в архив проекта!
Но, и это не все. Вот что пишет та же Википедия по поводу назначения этого самого "Сармата":
"... является сильным средством преодоления ПРО позволяя атаковать объекты на территории США по множеству траекторий, в том числе через Южный Полюс в обход развернутых средств ПРО".
https://ru.wikipedia.org/wiki/-28
Ракета вовсе не предназначается для защиты собственных граждан от атаки извне. Тут все понятно - "доктор сказал в морг, значит, в морг". Напротив, речь идет исключительно об атаке на США, ибо никакого другого более серьезного объекта на этой грешной Земле для подобной громадины просто не существует. Причем, удар должен наноситься... в обход ПРО США, тем самым признается неспособность России пробить брешь в противоракетной системе США напрямую.
Теперь вернемся к той самой "Сатане" ("Воеводе") которую совсем недавно торжественно рекламировали на всех экранах телевидения.
Р-36М (Индекс ГРАУ - 15П014, по договору СНВ - РС-20А, по классификации НАТО - SS-18 Mod.1,2,3 Satan, в переводе - Сатана) - советский стратегический ракетный комплекс третьего поколения...
https://ru.wikipedia.org/wiki/-36
ЧЕГО?!!
Того самого... Да-да - детище того самого академика М. К. Янгеля, который почил в Бозе еще в 1971 году. Кстати, с того же года эта ракета и начала производиться в СССР. В нынешней России ее модернизировали - перекрасили в другой цвет, переименовали в "Воеводу" со сценическим псевдонимом "Сатана" для визуальной рекламы и окропили святой водой. Как вы сами понимаете, в советские годы о такой "глобальной" модернизации с религиозным уклоном не смел мечтать даже академик Янгель.
Теперь на место старого металлолома приходит новый!
Ну, а теперь о прекрасном...
Помните, куплеты Мефистофеля из оперы Гуно "Фауст"?
На земле весь род людской
Чтит один кумир священный,
Он царит над всей вселенной,
Тот кумир - телец златой!
Процесс "освоения" казенных денежек продолжается!
Не говори гоп пока не...
Как ни странно, взлетевшим в воздух пропагандистам так там понравилось, что они решили осваивать это пространство и дальше. Теперь их внимание обратилось к вертолетам, благо до этого в области геликоптеров они еще не отмечались. Впрочем, схема, по которой действуют эти неутомимые деятели ничем не отличается от их предыдущих "изысканий" - все та же подмена понятий и выдача хорошо забытого старого за еще не освоенное новое.
Сразу бросилось в глаза чрезвычайно громкое название статьи - "Россия поставит Индии 200 вертолетов Ка-226".
Еще удивился смелости индусов - наплевали на санкции и...
Но, когда начал читать, то понял - никаких "и" нет и в помине!
Генеральный директор холдинга "Вертолеты России" Андрей Богинский сообщил, что в начале 2018 года Москва и Дели подпишут контракт на поставку Индии 200 вертолетов Ка-226, передает РИА "Новости".
https://www.gazeta.ru/army/news/10806920.shtml
Т.е. никакого контракта нет - возможно, его подпишут лишь в будущем году. А возможно, - нет.
Если верить Википедии, Ка-226 - машина, относительно, новая. Первый полет вертолета пришелся на 1997 год, но...
Но тут нас ожидают сюрпризы...
Оказывается, что в декабре 2015 года был подписан контракт на поставку 200 Ка-226Т для вооружённых сил Индии. Соглашение предусматривало создание в Индии совместного предприятия с участием холдингов "Ростеха" ("Рособоронэкспорта" и "Вертолётов России") и индийской корпорации Hindustan Aeronautics Limited (HAL). Согласно условиям контракта, Россия должна поставить 40 вертолётов, а остальные 160 единиц будут собраны в Индии. Сборку вертолётов в Индии планировалось начать в 2018 году. Заказ может быть увеличен до 400 вертолётов.
Сразу бросился искать данные о количестве произведенных машин и...
И тут нас ждет удивительная цифра - 69!
Т.е. было произведено лишь 40 вертолетов для Индии и 29 для России. Не густо...
Теперь сопоставим оба этих контракта...
У вас нет подозрений, что речь идет об одном и том же документе? Просто вторую часть старых договоренностей решили выставить в качестве... нового контракта! Т.е. увеличить заказ до 400 машин, как и было оговорено. Ну, а производство их будет проведено... в Индии, а не в России. Тогда все становится на свои места - вертолеты ни под какие санкции не попадают, как, впрочем, и львиная часть денег на их производство в российский бюджет.
Хотел было закончить этот экскурс по фантазиям пропагандистов, как неожиданно обнаружил одну любопытную запись в той же Википедии:
Базовая модель вертолета Ка-226 - Ка-126.
Почему-то подумалось - что-то здесь не так...
Ка-126 - еще советский вертолет, взлетевший в 1987 году. Правда, произвести успели лишь 17 единиц, после чего рухнул СССР. Но и это не все - Ка-126 тоже не оригинальная разработка, а лишь модификация... Ка-26.