-Здравствуйте, Елена Дмитриевна! Вы сказали, что желали бы со мной поговорить. Я к вашим услугам.
-Да, Наталья Николаевна, я хочу поговорить с вами о вашем классе. Нас всех очень сильно беспокоят нарушения дисциплины, которые в последнее время особенно участились в классе. Вам об этом известно?
-Разумеется, нет. Я лично ни в чем не могу упрекнуть своих подопечных. И поэтому, будьте добры, расскажите мне, в чем конкретно они обвиняются?
-Во всем! Во-первых, позволяют себе грубить учителям. Не подчиняются некоторым требованиям отдельных учителей и администрации школы, вступают в пререкания, и даже, извините, дошли до того, что делают учителям замечания. К тому же, в последние дни в классе участились необоснованные прогулы уроков. А сегодня дошло до того, что был сорван урок английского языка. И этот факт уже переполнил всю чашу терпения.
-Елена Дмитриевна, позвольте спросить, а почему вы по этому поводу разговариваете со мной, а не с Ольгой Викторовной? Сорвали-то ей урок, а не мне.
-Я с вами разговариваю как с классным руководителем. Класс просто неукротимым стал.
-Что, прямо так уж весь класс?
-Ну, не весь, но большая часть.
-А если конкретнее?
-Если хотите конкретнее, то заводят весь класс, конечно, Компаниец, Новиков, Медведев, Капранов. Кроме того, Капранов и Медведев еще прогуляли ряд уроков, а мотивы своих прогулов объяснить не захотели.
-Я так понимаю, что вы с этими учащимися уже вели беседу?
-Естественно. И не только с этими, но и с другими. Но мои разговоры не оказали должного воздействия.
-Что же вы от меня хотите? Чтобы я сидела на всех уроках в этом классе и наводила дисциплину, поскольку сам учитель не в состоянии с классом справиться?
-Раньше эти учителя справлялись с этим классом.
-Что же теперь случилось с этими учителями, коль скоро они перестали справляться со своими обязанностями?
-Случилось не с учителями, а с классом. И вы это не хуже меня знаете, потому что класс распустился из-за навязанной вами демократии. Вы, конечно, еще молодой учитель, и до настоящего педмастерства вам еще далековато, но вы хотя бы советуйтесь с опытными педагогами, прежде чем что-то предпринимать в классе.
-Например, с вами?
-А почему бы и нет? У меня уже пятнадцать лет педагогического стажа, из них восемь лет я работаю завучем школы. Сами понимаете, рядового учителя завучем не поставят.
-Да это уж я понимаю, Елена Дмитриевна. Только смею заметить вам, что демократию, как известно, невозможно "навязать", как вы изволили выразиться. Вы же филолог, и обязаны правильно употреблять слова в своей речи. Спасибо за очень конструктивную и полезную для меня беседу! Все Ваши замечания я приму к сведению. До свидания!
Разговор после уроков
-Капранов, Медведев, Компаниец и Новиков!
-Да, Наталья Николаевна!
-У вас какие сегодня послеобеденные планы?
-Мы с Вовкой на лыжах собираемся в лес махнуть.
-А у меня никаких планов нет.
-И у меня тоже.
-Прекрасно! Если у вас никаких планов нет, то Мише с Вовой, я полагаю, можно лес и лыжи на завтра отложить. Я прошу всех четверых к трем часам прийти в класс для краткой, но содержательной беседы.
Разговор в пятнадцать часов тридцать минут
-А Компаниец где?
-Да сейчас придет.
-Сейчас, это когда конкретно?
-А кто его знает? Он вечно кругом опаздывает.
-Наталья Николаевна, а давайте, я сгоняю за ним!
-Не надо никуда гонять! Подождем. У нас же времени навалом. А мне так и вовсе делать нечего, кроме как проверить ваши тетради, подготовиться к урокам, протопить печь, приготовить ужин, наносить воды, подготовиться к родительскому собранию и дописать статью в газету. Ага, вот и Компаниец, наконец, соизволил оказать нам честь. Не прошло и десяти минут. Вовочка, скажите мне, сударь, я какое время всем вам указала?
-Ну, три часа.
-А сейчас сколько, знаешь?
-Не-а! У меня же нет часов. Это у Мишки есть, а у меня нет.
-И дома часов нет?
-Ну, дома есть!
-Так ты смотрел дома на часы?
-Ну! Мне мамка сказала, чтобы я в школу собирался. Ну, я оделся и пошел.
-Понятно. "Счастливые часов не наблюдают", как известно. Так вот, граждане, сейчас уже полчетвертого. Медведев с Капрановым опоздали на пятнадцать минут, Новиков на двадцать, а Компаниец пришел на полчаса позже назначенного времени. И в результате целых тридцать минут бесполезно улетели в пустое пространство. Вы считаете это нормальным явлением, господа?
-Нет, конечно. Просто мы как-то не подумали.
-И как долго еще за вас должны думать другие?
-Мы больше не будем, Наталья Николаевна!
-Вы знаете, чем, в первую очередь, отличаются дети от взрослых?
-Чем?
-Тем, что дети без всяких колебаний изнутри с большой готовностью заявляют: "Мы больше не будем". И мгновенно забывают о своих обещаниях. Взрослые, как правило, отвечают за свои слова.
-Не-е, мы правда не будем. Я, во всяком случае, за себя твердо обещаю.
-На будущее давайте договоримся так, друзья мои: если мы договариваемся встретиться в три часа, то встречаемся в три, а не в пять минут четвертого. Это очень трудное для вас условие?
-Совсем нет. Удобное даже для всех.
-То есть, вы хотите сказать, что с вами все-таки можно о чем-нибудь договориться?
-Ну, сказали же!
-Железно можно!
-Что ли, мы маленькие совсем?
-А если так, то я хотела бы решить вместе с вами одну очень важную для меня проблему. Вы готовы мне помочь?
-Конечно, готовы!
-Понимаете, совсем недавно у меня появились не то, чтобы враги... Нет, совсем не враги, а, как бы это правильнее сказать? Ну, в общем, некие личности, которые усиленно принялись мне вредить. То есть, вставлять в мою работу всяческие палки и подрывать тем самым мой учительский авторитет. Кроме того, я сама, конечно, от этих людей вовсе даже не ожидала подобных действий. Да и они, вероятно, поступают так, скорее всего, неосознанно, или из желания самоутвердиться. Как бы то ни было, но безответственные поступки этих людей привели к тому, что у меня наступили черные дни. Я получаю от руководства нарекания, вокруг меня начинают расползаться всякие негативные слухи, и дело идет к тому, что мне впору собирать чемоданы и отправляться восвояси, чтобы, в конце концов, не получить статус никуда не годного преподавателя. Что делать мне в такой ситуации, друзья мои?
-А кто эти люди, Наталья Николаевна?
-Миша, я не прошу вас немедленно обрушивать свой благородный гнев на моих обидчиков. Я ожидаю от вас совета, как мне поступить в этой ситуации?
-А почему вы обратились именно к нам, а не к другим?
-Согласись, Новиков, что здесь я пока еще не располагаю большим выбором дельных советчиков. Вам я доверяю, во-первых. Во-вторых, вы довольно не глупые люди. В-третьих, вы хорошо знаете здешние порядки и местное население. И, наконец, вы не из тех людей, по-моему, которые остаются равнодушными к призывам о помощи. Или я ошибаюсь?
-Нет, никак не ошибаетесь! Мы очень даже хотим вам помочь!
-Так что же вы все-таки мне посоветуете? Кто-нибудь что-либо скажет?
-Наталья Николаевна, можно я сначала скажу!
-Конечно, Володя.
-Я думаю, что нужно все-таки этих людей вывести на чистую воду. Ну, собрать всех людей на собрание и устроить суд...
-Володя, какой суд?! Суду подлежат лишь негодяи, совершившие какие-то преступления. А я говорю о хороших, милых молодых людях, которые своими поступками дискредитируют мое честное имя. Только и всего.
-Наталья Николаевна, мне кажется, что вам нужно пригласить этих "милых" людей к себе и побеседовать с ними. Может, они и сами не знают, что вам доставляют неприятности.
-А вот это очень дельное предложение. Честно говоря, я и сама точно так же решила. Но у меня есть опасение, что эти люди могут не понять меня и не внять моим просьбам.
-А что они такое делают, Наталья Николаевна? Вы можете нам это рассказать?
-Конечно, могу. Это хорошие положительные мальчики, которые весьма неуважительно ведут себя по отношению к преподавателям, заявляя о том, что учителя используют в работе непедагогические методы. И это неуважение проявляется в виде грубости и пререканий, нарушений дисциплины на уроках и частых прогулов. А, между тем, каждый учитель имеет право на собственные методы и приемы работы, если они не противоречат интересам учащихся. Вы, конечно, понимаете, что подобное поведение учеников, за которых я отвечаю как классный руководитель, очень сильно подрывает мой авторитет и восстанавливает моих коллег против меня.
-Возможно, эти мальчики, Наталья Николаевна, вовсе не предполагали, что могут быть такие последствия.
-Согласна. Но мне-то от этого не легче. Я чувствую себя неловко в отношениях с моими товарищами по работе. Мною справедливо недовольна администрация школы. Но, самое главное, эти мальчики, а вместе с ними и весь класс все больше и больше погружается не в учебный процесс, а в грязное болото анархического беспредела, за которым могут последовать самые мрачные последствия.
-Наталья Николаевна, мы обязательно разберемся с этими мальчиками. Честное слово, они сами прекратят безобразничать и в классе порядок наведут.
-Вы в этом уверены?
-На сто процентов! Вот увидите, что все нормально будет.
-Что, прямо так, что и уроки теперь никто срывать не будет? И никаких жалоб от других учителей я не услышу?
-Сказали же, что наладим все, значит, наладим!
-Ну, спасибо, мои дорогие! Прямо камень с души свалили! По правде говоря, я нисколько не сомневалась, что вы мне поможете. И как прекрасно, что я в вас не ошиблась! Ну, что ж, тогда я не смею вас дольше задерживать. Еще раз огромное спасибо! До завтра, ребята!
Заявление
-Андрей, по-моему, ты не выполнил домашнее задание по русскому языку. И это уже четвертый раз подряд. Может, я ошибаюсь?
-Нет, Наталья Николаевна, вовсе не ошибаетесь.
-Так в чем дело? Ты мне можешь как-нибудь объяснить это явление?
-Не знаю.
-Очень интересный ответ! Или это попытка просто-напросто уйти от ответа? А я склонна предполагать, что ты воспользовался тем, что я не ставлю двойки за несуществующие работы, и решил вовсе никаких заданий не выполнять, чтоб не наделать ошибок. Ну, как? Я очень далека от истины?
-Не очень.
-Это бесчестно с твоей стороны. Ты играешь на моем доверии к вам.
-Вовсе нет! Ну, к чему понапрасну мучиться, если я после девятого класса к бате в бригаду пойду? А там всякие падежи и окончания вовсе не нужны. Читать и писать я умею. И даже ошибок почти не делаю.
-Можно сказать, что уже совсем грамотный стал
-Ну, не получается у меня ничего в этом русском! Способностей совсем нет.
-А чтоб зарплату посчитать, нужны для этого способности?
-Так то ж зарплату! Нет, я вовсе не отказываюсь от ваших уроков. На уроках мне нравится. А с домашними заданиями одно мучение. Не буду выполнять!
-А почему ты мне сразу об этом не сказал?
-Да совестно было. Вы ж все равно заставили бы.
-Делать что-нибудь качественно заставить насильно невозможно. А мне важно качество. Домашние задания для того ведь и существуют, чтоб укрепить качество усвоенного на уроке материала. Это ж тренировка.
-Да не нужна мне эта тренировка. Я ж не собираюсь ученым становиться, как Мишка. А для тракториста мне грамоты вполне хватает. Мой батя еще хуже меня пишет, а в бригаде он лучший тракторист.
-Ну, ладно, мне все понятно! Насильно заставлять тебя заниматься я не собираюсь. Но ты сам понимаешь, что не в моей компетенции отменить для кого бы то ни было какой-то вид учебной деятельности. А выполнение домашних заданий - это часть учебного процесса. Поэтому мы проделаем с тобой одну небольшую формальность. Вот тебе бумага. Надеюсь, ручка у тебя найдется?
-Конечно! А зачем мне столько много листочков?
-На всякий случай. Быстренько напиши мне, пожалуйста, заявление. Я его подпишу и отнесу директору, чтоб он разрешил тебя освободить от уроков русского языка. Сам понимаешь: в школе все частные проблемы учебного процесса вправе решать только директор.
-Да не от уроков освободить, а только от домашних заданий.
-Ну, стало быть, так и напишешь, чтоб освободили от выполнения домашних заданий. А я, братец, не вправе нарушать самолично твои конституционные права на получение обязательного бесплатного образования. А если будет личное заявление, то никто не сможет обвинить ни меня, ни директора в том, что твои права нарушены. Пиши!
-А что писать-то?
-Я же сказала, заявление на имя директора школы. "Директору Сосновской школы (укажи фамилию и инициалы директора) от ученика седьмого класса Ермолаева Андрея заявление". И дальше изложи свою просьбу. Обязательно поставь подпись свою и сегодняшнюю дату. Понял?
-Ага!
-Эй, Ермолай, ну, ты что застрял! Наталья Николаевна, а долго еще Ермолай тут будет?
-Компаниец, нехорошо врываться в класс, если тебя не приглашали!
-Ой! Простите, Наталья Николаевна! Там ребята ждут.
-Да скоро я. Щас! Заявление только напишу.
-Закрой, Вова, дверь, и подожди в коридоре!
-Вот, уже написал! Я могу идти?
-Постой! Что это ты мне подал?
-Как, что? Заявление, как вы велели.
-Вот это безобразие ты называешь заявлением? А зачем лист пополам разорвал?
-Так там же пустое место.
-Ну, и что? Это же документ, а не шпаргалка! Ты хочешь, чтобы я с этакой цидулькой шла к директору? Да он меня уважать перестанет. К тому же, заявление следует писать по форме. Вот здесь, с правой стороны, пишется адресная часть: кому и от кого назначается заявление. Затем посередине пишется слово "заявление". Ниже с красной строки текст заявления. И, разумеется, все без ошибок.
-Но я же не знал!
-Кому какое дело: знал ты или не знал. Ты ж уже грамотный человек. Ты подаешь директору безграмотное заявление о том, чтобы тебя освободили от занятий, обучающих грамотности. И ты полагаешь, что директор положительно решит твою проблему? Напиши все заново, как я тебе указала. Не забудь с левой стороны листа оставить пробел не меньше трех сантиметров, чтоб лист можно было подшить в папку входящей документации.
-А разве все эти заявления сохраняются?
-А как же? Все школьные документы хранятся не менее 75 лет. А личные заявления - это наиболее важные документы. Мало ли какие споры и дела возникнут? Приедет комиссия: а на каком основании данный ученик не выполняет данный вид работы? А вот его личное заявление! Все! Никаких проблем! Ошибки не забудь проверить!
-Ну, вот, теперь все. Правильно написал?
-Что ты опять мне подаешь, Андрюша! Я же тебе указала прямо пальцем, откуда нужно писать адресную часть. Ну, как эпиграф, почти с середины листа. Слово "заявление" следует писать с маленькой буквы, поскольку это продолжение предложения. А, вот, после этого слова ты поставишь точку и следующее предложения начнешь с большой буквы и с красной строки. Вот, отсюда. Начинаешь заявление со слова "Прошу". "Прошу Вас освободить меня..." и так далее. Андрюша, я не имею права диктовать тебе твое заявление, поскольку это будет считаться давлением на твое свободное волеизлияние.
-Господи, сколько всякой мороки напридумали!
-Это не морока, а документация. И она необходима для того, чтобы в деловых отношениях между гражданами соблюдался законодательный порядок. Каждый грамотный человек обязан знать и соблюдать правила ведения документации. К примеру, ты будешь устраиваться на работу. Тебе ж придется писать заявление. Именно по такой форме. Иначе ни один администратор твое заявление просто не рассмотрит. И ты останешься без работы. Ты пиши, пиши! Не торопись только.
-Андрюх, ну, ты скоро там? Чё ты возишься-то!
-Вова, очень прошу, закрой, пожалуйста, дверь и больше не заглядывай в класс!
-Ну, вот, теперь, кажется, все правильно написал.
-Действительно, по форме все правильно. Только подпись надо ставить справа, а дату слева. Но эту бумагу я все равно не смогу принять.
-Почему?!
-Потому что безобразно написано и куча ошибок. Ошибки надо исправить. И все эти твои каракули ни один уважающий себя человек читать не будет.
-Наталья Николаевна!!! Ну, можно, я это заявление дома напишу!
-Нет, ты отказался от домашних заданий. А если я позволю тебе взять эту работу на дом, то я грубо нарушу принцип твоего волеизлияния.
-Не нарушите!
-Пиши здесь! И постарайся красиво написать. И "потому что" пишется раздельно после запятой.
-Вот! Теперь красиво?
-Красиво. Кажется, теперь похоже на документ. Андрей! Ну, кто тебя учил запятую ставить после союза? Перед союзом ставят, а не после. А это что? Господи! Ты уже фамилию свою без ошибки не можешь написать!
-Все! Я уже не могу! Хоть стреляйте, а переписывать я больше не буду! Я лучше всю жизнь буду писать все ваши домашние задания!
-Да ведь ты уже это заявление почти...
-Нет, не надо никаких заявлений! Я буду все задания... обязательно... Отпустите меня, Наталья Николаевна!
-А разве я тебя держу? Я ж только попросила документально оформить твою же просьбу.
-Не надо никаких просьб! Я побежал! До свидания, Наталья Николаевна!
Двойка не палка
-Ты, что, Наташ, действительно, совсем не ставишь двоек?
-Угу!
-Никому?
-Ну да, никому.
-Ну, ты даешь! А если ученик не усвоил материал, или не выполнил домашнее задание?
-Скажи, Тома, как можно человека наказывать за несовершенное действие? Если нет задания, то я не могу это задание оценивать неудовлетворительно. А если ученик не усвоил материал, то в этом не он виноват, а учитель, который не смог донести этот материал так, чтобы ученик его усвоил. Это же элементарно.
-Но есть, ведь, ученики, которые абсолютно не в состоянии усвоить простейшее. А есть просто откровенные лодыри. Ты не ставишь двойки и тем самым даешь возможность этим лодырям отлынивать от выполнения заданий.
-Тома, не могут усвоить простейший материал только олигофрены и идиоты со справкой. Таковых, как известно, в общеобразовательных школах нет. А если нормальные дети не усваивают школьную программу, то это происходит по той простой причине, что довольно многие учителя умудряются простые понятия подавать учащимся в сложной форме. А нужно делать наоборот: сложные понятия преподносить простым и понятным языком. Что касается детской лени, то я глубоко убеждена, что абсолютно все нормальные дети в силу своих возрастных особенностей не могут быть ленивыми и инертными в своих стремлениях к познаниям. Но если ребенок не проявляет интереса к таким действиям, или вовсе отказывается познавать мир, то причину следует искать либо в состоянии его здоровья, либо в каких-то внешних факторах. К примеру, ребенку неприятен процесс подачи ненужной, как он считает, ему информации. Из этих рассуждений напрашивается вывод: мы кому ставим двойки? Детям или себе? Тебе нравится каждый день ставить себе по три-четыре двойки за один урок? Мне лично совсем это не по нутру. А чтобы у меня всяких двоек на уроках не было, я делаю две вещи. Первое: стараюсь преподносить материал на уроке так, чтобы он был интересен и понятен всем в классе без исключения. И второе: дополнительно занимаюсь с теми детьми, которые по каким-то причинам преподнесенный мною материал не усвоили. Вот и все.
-Но так же нельзя, Наташа!
-Почему же это нельзя?
-Да потому, что так не делает никто. Если в нашей стране установлена пятибалльная система оценивания знаний, то двойку как отметку никто не вправе исключать ни под каким предлогом.
-Да я как-то её и не исключаю. Просто не ставлю - и все. А если говорить о пятибалльной системе, то есть еще и такая отметка: "единица". Но ею почему-то школьные учителя почти не пользуются. А в вузах единицы и вовсе не существует как оценки. Этот факт чем объяснишь?
-Да ничем. Если существует одна неудовлетворительная оценка, то зачем пользоваться еще какой-то иной неудовлетворительной оценкой? Неудовлетворительнее неудовлетворительного не бывает. Очень простая логика.
-Тома, ты никогда не задумывалась над тем, что есть такое - неудовлетворительная оценка "двойка" по сути?
-А почему я должна об этом задумываться?
-А потому, что двойка - это оружие, которым учителя колотят своих учеников, пользуясь правом сильнейшего. Причем, это не единственное оружие, как известно.
-Это право, между прочим, предоставлено государством.
-Неважно. У тебя есть оружие, а у малолетних Иванова, Петрова, Сидорова никакого оружия нет. Эти маленькие человечки пришли к тебе с чистой душой и открытым сердцем, чтобы получить от тебя благо: знания, умения, навыки. Еще немного добра, внимания, уважения. А ты суешь им, словно кость в горло, нечто непонятное и требуешь, чтобы они все твое замысловатое варево не только проглотили, но и немедленно переварили в своих мозгах. А их тошнит от всего этого. И тогда ты ставишь их к стенке и бьешь двойками прямой наводкой. Мало двоек, давай громить записями в дневниках, доносами, оскорблениями. И еще хочешь, чтобы они тебя уважали, преклонялись пред твоею ученостью и авторитетом учителя. Все это справедливо, считаешь? Это имеет право на существование? Ты знаешь, Тома, я глубоко убеждена, что учителям, превращающим класс в некое поле боя, просто не место в школе.
-Может быть, ты в чем-то и права. Хотя насчет "маленьких человечков" не совсем так. В школах бывают и двухметровые недоросли. И, скажи мне, как можно воздействовать на ученика, если он откровенно, а порой даже очень цинично, хамит в присутствии всего класса, и класс при этом явно поддерживает зарвавшегося товарища?
-Честно говоря, у меня такого в практике не было.
-Что, совсем даже ни разу?
-Представь себе, ни разу не было. Понимаешь, Тома, со своими учениками с самого начала я сразу же устанавливаю такие отношения, которые в принципе исключают любые проявления негатива. Как на уроках, так и во внеурочное время.
-И что же это за отношения, если не секрет?
-Доброжелательные, Тома. Мои ученики - это мои сотрудники. И мы вместе в поте лица трудимся на ниве просвещения. Хороший руководитель, если он дорожит своей репутацией и своим делом, обязательно будет беречь своих сотрудников, ценить их, поощрять в работе.
-Ты это серьезно, или шутишь?
-Более даже, чем серьезно. Кстати, мои маловозрастные сотрудники прекрасно понимают серьезность такой моей позиции и стараются тоже вполне серьезно относиться к своим трудовым обязанностям. Конечно, не всегда все гладко получается. И проблем немало бывает, как во всяком трудовом коллективе. Но решаем мы их спокойно и по-деловому.
-Но все-таки! Ну, к примеру, если бы вдруг случилось так, что нахамил ученик, ну, или совершил что-нибудь этакое дерзкое? Как бы ты поступила?
-Тома, ты представляешь, до какой степени нужно довести человека, чтобы он решился на противоправное действие в присутствии целого класса свидетелей?
-Так ведь свидетели-то - его сторонники.
-Запомни, Тома, что у хорошего учителя не может целый класс быть в противниках.
-Ну, ладно, пусть это будет плохой учитель. Как он должен разрешить ситуацию?
-В первую очередь, по-моему, нужно попытаться поставить себя на место ученика. Почему он совершил тот или иной поступок? А потом посмотреть на себя глазами того же самого ученика. Что в моих учительских действиях было такое, что вызвало у него ту или иную реакцию? Понимаешь, когда между учителем и учеником возникает конфликт, то положительно разрешить этот конфликт может и должен только учитель.
Мастер-класс
-Доброе утро, дорогие дети и уважаемые гости! Я очень рада видеть вас всех в добром здравии и хорошем настроении! Надеюсь, что вы всецело готовы к нашему общению.
Итак, приступим к делу. Поднимите, пожалуйста, руки те ребята, у которых при выполнении домашнего задания появились какие-нибудь вопросы, или кто не смог справиться с заданием. Как я поняла, таких не обнаружилось? Прекрасно! Вова, поменяй, пожалуйста, в классе тетради!
- У кого-нибудь возникли вопросы по поводу оценок или комментарий к ним? Нет? Чудесно! Что, Вова?
-К доске хочу.
-Не торопись, пожалуйста! Запиши в тетради число и тему. Я скажу, когда ты нужен будешь. Кстати, ребята, когда будете записывать тему урока, обратите внимание: написано: "Словосочетания". С буквой "е" в корне, а не с "и". Здесь правило чередований в корне не распространяется, потому что корень этот восходит к слову "чета", то есть "пара" со старославянского. "Сочетаться", то есть, образовать пару, тесно связанную между собой. Вам это понятие должно быть знакомо. Когда молодые люди вступают в брак, им говорят, что они "сочетаются" в браке. То есть соединяются в семью как муж и жена. О них так и говорят: "Чета". Понятно вам это?
-Понятно!
-Итак, тема урока сегодня у нас: "Словосочетания. Виды словосочетаний". Мне самой толковать понятие слова "словосочетания" есть смысл или нет? Возможно, кто-нибудь из вас попробует это сделать? Ну, попробуй, Аля!
-По-моему, это слово обозначает соединение двух слов в какую-нибудь пару.
-Чтобы получилось одно сложное слово, по-твоему?
-Нет, я так не думаю. Здесь же сочетание, то есть соединение пары. Вы же сами сказали, что "сочетаться, значит образовать пару слов, тесно связанную между собой" А если это словосочетание, то значит, тесно связывается пара слов.
-Гм! А кто еще так думает? Ого! Ты, Аля, оказывается, в самую точку попала. С тобою весь класс солидарен. Но тут еще в первом слове темы есть один маленький нюанс. Кто-нибудь обратил внимание? Как? Неужели, опять весь класс? Ну, что ж, Катя, тебе слово.
-У вас написано: "Словосочетания". То есть, надо полагать, что их много. К тому же, дальше написано: "Виды словосочетаний".
-Действительно, Видов словосочетаний существует несколько. Ну, вот теперь, Вова, пришла пора тебе отправляться к доске. Мне очень сильно хотелось бы, чтобы ты сегодня постарался писать красиво. Гости все-таки у нас на уроке. Вон, там, у края доски, напиши в столбик три слова: "Согласование. Управление. Примыкание". Запомнил, что писать надо?
-Отлично, пиши! А Катюша вот здесь напишет два слова: "Зимняя стужа". Вы не забыли, ребята, что у вас в тетрадях должно быть все то, что на доске?
-Нет, не забыли!
-Ну, и что за структуру мы тут изобразили? Вова, спасибо, ты можешь присесть на место и поработать с тетрадью.
-Я думаю, что словосочетание. Во-первых, тут два слова. Во-вторых, они связаны между собой. Ну, и, потом, раз уж мы эту тему изучаем.
-А если я буду иначе думать? Имею право? Вон, Костик, руку тянет. Тоже, небось, иначе подумал?
-Да, Наталья Николаевна. Я подумал, что это предложение. Такое ж может быть предложение, если существительное стоит в именительном падеже?
-Естественно, может. Тем более, что и прилагательное тоже стоит в именительном падеже.
-А как же, Вы говорили, что словосочетание...
-Нисколько не отказываюсь от своих слов. И Аля тоже говорила. И все правильно: словосочетание вполне может оказаться предложением. Тем более, если после этих двух слов, тесно связанных между собой, мы поставим жирную точку. А давайте, мы попробуем в этой паре слов изменим падеж. Ну, скажем, так: "Зимнюю стужу". Запиши, Катя! Что вышло?
-Словосочетание осталось, а предложения нет, потому что нет законченности мысли.
-Совершенно верно! Может быть, ты еще и главное слово в этом сочетании найдешь?
-Конечно! Вот оно: существительное "стужа".
-Поставь над ним крестик, чтоб нам видно было, что оно главное. И отправляйся на место, чтоб записать все в тетрадь. От главного слова к зависимому проведите вот так стрелку. А ниже под этим словосочетанием на следующей строке запишите, пожалуйста, самостоятельно в тетрадях любую иную форму существительного и зависимого от него прилагательного. Можно две формы. Только словосочетания в столбик записывайте, не экономьте бумагу. Ну, достаточно! Я вижу, что многие увлеклись. Костик, зачитай, что у тебя вышло. А на доске я для скорости в нашем словосочетании поменяю окончания.
-"Зимней стужей", "зимней стужи, зимнюю стужу".
-Довольно! Заметил, что происходит между главным и зависимым словом?
-Ага! Они оба в одинаковых падежах оказываются!
-Правильно! Только надо говорить не "ага", а "да".
-Ну, да!
-Видите, и в падеже, и в числе слова совершенно единодушны между собой. Полное согласие на все времена.
-Прямо, как у хороших супругов.
-А вы обратили внимание, ребята, на каком месте у этой "четы" стоит главное слово?
-На втором.
-Я понял, Наталья Николаевна, у согласных и единодушных сильный никогда наперед не высовывается! Это ж самое главное!
-Молодец, Вова! Ты высказал сейчас самую гениальную мысль из всех, прозвучавших на уроке. Тебе остается только добавить, как называется рассматриваемый нами вид словосочетания?
-Конечно же, согласование.
-Ну, может, ты еще отважишься поразмыслить вслух, как должно выглядеть, по-твоему, управление?
-Управление? Ну...
-Ладно, не мучайся. Иди к доске и пиши, что тебе продиктует Катя. Катя, ты думаешь, как выглядит управление?
-Одно слово должно управлять другим. То есть, я хотела сказать, что главное слово управляет зависимым.
-Ну, разумеется. Главное-то на каком месте должно стоять?
-На первом, конечно. Оно же управляет. И еще, я думаю, что оно никак не может быть прилагательным.
-Еще одна гениальнейшая мысль! А почему не может, продолжай свою идею!
-Да потому, что прилагательное не бывает главным членом предложения. Потому оно не может управлять.
-Нет, почему же, краткое прилагательное бывает.
-Но я о полном говорю, которое обозначает признак, а не действие.
-Продолжай, продолжай, мы слушаем!
-Я все сказала.
-Можно, я скажу, Наталья Николаевна? Катя хотела сказать, что управлять другими словами могут либо существительные, либо глаголы, поскольку они могут быть главными.
-Не со всей мыслью согласна, но, в целом, направление верно. При управлении главным словом в словосочетании является глагол. И стоит он, действительно на первом месте. Остается решить, зависимое от него существительное может быть в именительном падеже?
-Нет, не может!
-А если, к примеру, существительное поставим в именительном падеже, тогда что?
-Тогда у нас получится предложение, в котором оба слова главные.
-Я хотела бы вас попросить, ребята, чтобы у всех словосочетаний вы обозначили главное и зависимое слова. Крестиком и стрелкой, как мы это с первым словосочетанием сделали. А, кроме того, под каждым словом напишите, к какой части речи слово относится, сверху над словом обозначьте его форму. А затем каждое слово подчеркните как член предложения. Вова, ты умница, что уже на доске это делаешь! За все труды ты получаешь от меня заслуженную пятерку. Катя, Аля, Миша, Костик, кстати, тоже по пятерке получают. Кто уже все сделал, может раскрыть учебник на странице ... и полюбоваться, так ли в учебнике представлен разбор словосочетания, как вы сделали в тетрадях?
-Наталья Николаевна, смотрите, и в учебнике все так же обозначено!
-Я не сомневалась. Друзья мои, мы с вами не успели сегодня познакомиться еще с одним видом словосочетаний - примыканием. У нас для этого будет еще достаточно времени на следующем уроке. В учебнике на страницах ... просмотрите сейчас ряд упражнений. Просмотрели? Ну, так если кому какое приглянулось, попробуйте выполнить. В классе начинайте, дома продолжите. А теперь у вас есть возможность задать мне любой вопрос по теме урока. Всем все понятно было? Возможно, в ходе урока у кого-то появились какие-нибудь предложения или замечания? Если нет, то приступайте к работе.
Дух и буква закона!
-На повестке дня, господа присяжные заседатели, у нас всего один вопрос, на который я желаю получить предельно исчерпывающий ответ. Кто дал вам право, уважаемые граждане, учинять гнусный самосуд над гражданином Колесниковым Юрием и подвергать его свободную личность репрессиям и остракизму, а также объявлять ему так называемый бойкот от лица всего класса?