Слободкина Ольга
Р.М. Рильке "Дуинские Элегии". Элегия Четвертая
Lib.ru/Современная:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Помощь]
ЭЛЕГИЯ ЧЕТВЕРТАЯ
О, жизни деревья,
когда ваши зимы?
Мы - не в гармонии,
не инстинктивны,
не перелетные птицы.
Врасплох нас застали,
и, опоздавшие,
мы ни с того ни с сего
бросаемся под ноги ветру
и удивленно выходим
вдруг
к равнодушным прудам.
Мы понимаем
цветение и увядание,
знаем и то, и другое
одновременно.
А где-то
львы по саваннам бредут,
не ведая слабости,
пока их величие длится.
Мы же, когда еще поглощены
чем-то одним,
чувствуем вдруг,
как другое влечет нас уже.
И ненависть близко всегда.
Разве любовники,
те, что друг другу сулили
космос открытый,
желали счастливой охоты,
Родины,
разве они
не кончают
тем,
что всегда
умирают друг в друге?
Так же, когда для наброска,
выписал мастер
с усердием
и для контраста
план дальний -
чтобы нам образ понять.
Сил нам не жаль.
И не ведаем мы
очертания чувств,
только лишь знаем,
что создает их -
извне.
И кто не сидел в напряжении
перед завесой судьбы?
Вот поднялась она.
То была сцена прощания -
несложно понять.
Сад, нам знакомый,
качаемый ветром.
Затем появился танцор.
Нет, только не он!
Довольно!
Как бы легко он ни шел,
он - в маскараде,
переодетый,
и превращается в бюргера,
входит в свой дом
через кухню.
Не надо мне этих
полунаполненных масок -
лучше уж кукла, марионетка.
Они хоть полны!
Я могу вытерпеть
тело тряпичное,
проволоку,
лица,
которые -
внешность и боле ничто.
Вот.
Я жду.
Даже если
погасят и свет,
если мне скажут: "Конец",
если со сцены
сойдет пустота
в серых и дымных клубах,
если никто из моих
предков молчащих
рядом уж больше не сядет -
ни женщина
и ни косой кареглазый мальчишка,
я все равно задержусь,
буду смотреть все равно.
Разве не прав я?
Ты, папа,
чья жизнь
стала столь горькой
после того,
как ты пригубил мою -
первые полные дозы
моей неизбежности,
ее ты испытывал снова
и вновь,
пока подрастал я.
Заинтригованный
(о, послевкусие!)
будущим странным таким,
испытывал ты
мой затуманенный взгляд.
Ты, мой отец,
что так часто
и после смерти
чувствовал страх за меня,
сокрытый в глубокой надежде,
ты покидал свой покой,
свойственный мертвым,
целые Царства Покоя -
ты выходил из них
ради меня,
ради кусочка судьбы.
Разве не прав я?
И ты по-другому считаешь?
Ты, кто любил меня
только за то,
что из любви к тебе
маленьким
в мир я пришел.
Я же
вечно сбивался с пути -
ведь расстояния в лице твоем
даже в минуты, когда я любил,
превращалися в космос открытый,
где мне было тебя не найти...
Вот, в настроении я
ждать возле кукольной сцены,
нет, просто глядеть,
интенсивно глядеть,
так что в конце концов
Ангел приходит
под видом актера,
чтобы восполнить мой взгляд
и ожидание,
тельца тряпичные к жизни вернуть.
Ангел и кукла:
потом, наконец,
начинается пьеса.
И,
что разделяем мы
самым своим существом,
сходится вместе опять.
Так целый цикл перемен
видит своей первый прообраз
в периодах жизни.
Ангел играет над нами,
над нашей судьбой.
Смотри,
кто умирает,
догадаться он должен, наверное,
сколь ничтожно
все, чего здесь достигаем.
В самом деле -
ничто не само.
О, детское время,
часы,
когда форма вещей
говорила нам больше, чем прошлое,
а то, что ждало впереди,
не было будущим.
Конечно, росли мы
и иногда торопились
расти побыстрей,
отчасти
лишь ради тех,
кто не имел ничего,
кроме взрослости.
И все же
мы были довольны
уединенной игрой
с постоянством вещей.
Да, мы стояли в проломе
меж миром
и между игрушкой
в месте, давно приготовленном,
в самом начале
для чистоты бытия.
Кто покажет ребенку,
где он?
Кто посадит его среди звезд
и даст подержать
расстояния меру?
Кто его Смерть сотворит
из серого хлеба,
что затвердеет?
Кто оставит ее
в его круглых губах,
как сердцевину прекрасного яблока?
Убийцу нетрудно понять...
Но это:
Смерть нести в себе,
Полную Смерть
даже еще до начала Жизни.
И так нежно нести ее,
не разозлясь...
Это -
неописуемо.
Связаться с программистом сайта.