Слободкина Ольга
Галерея стекла

Lib.ru/Современная: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • © Copyright Слободкина Ольга (olga_slobodkina@mail.ru)
  • Размещен: 27/06/2005, изменен: 03/12/2021. 13k. Статистика.
  • Очерк: Публицистика
  • Скачать FB2
  • Аннотация:
    Опубликовано в журнале "Теплый дом". Июль-август 2002 г.

  • ГАЛЕРЕЯ СТЕКЛА
      
      
      
       Ольга Слободкина-фон Брэмзэн
       По мере того, как человеческий дух продирался сквозь века в непрестанном стремлении к совершенству, пытаясь перекинуть мост через пропасть, отделяющую его от Бога, он находил в искусстве различные формы самовыражения - простые и сложные, непредсказуемые и в то же время логичные. Каждая специфическая форма была вызвана к жизни определенным периодом истории со своими требованиями и капризами, но только те произведения, которые выдержали тест времени, вошли в фонд коллективной культурной памяти человечества, неся в себе квинтэссенции эпох, отраженных талантом мастера. Остальное было занесено песком...
       Одной из таких форм стало художественное стекло. Казалось бы, как хрупкое стекло может послужить приютом для Вечности? Однако в расплавленном виде стекло становится подвижным и легко принимает изгибы человеческого воображения, иногда добавляя нечто и от себя... Потом застывает - навеки.
       В древности Русь славилась своими прикладными искусствами, в том числе стеклодувным делом. Много веков прошло, но непростое это ремесло не исчезло, не вымерло, но развилось под влиянием новой мысли.
       Однажды (и не так уж давно это случилось) одна женщина по имени Анна Левычкина гуляла по Москве и случайно зашла на выставку художественного стекла. Там были представлены работы художников из разных стран - США, Италии, Франции... "А где же российское художественное стекло?" - подумала она. Эта фраза стала ключевой не только в жизни Анны, но и в судьбе российского художественного стеклоделия. Оказалось, что российское художественное стекло не только не представлено на выставке (хотя многие отечественные художники работают именно по стеклу), но и вообще нет в России специализированной галереи или фонда, занимающейся этим видом искусства, так что приходится "стекольщикам" строить свою судьбу самостоятельно - то есть, как придется.
       Так зародилась идея создать в России Фонд Художественного Стеклоделия.
       С того самого дня Анна Левычкина (ныне арт директор галереи "Жизнь стекла") и Елена Титова (президент Фонда Развития Художественного Стеклоделия) начали работать - собирать информацию о современном российском художественном стекле и его создателях и также искать финансы.
       "Мы хотели создать структуру, которая бы объединила российских художников по стеклу, - сказала в интервью Анна Левычкина. - Мы поняли, что российские "стекольщики" нуждаются в помощи - нужно привлекать внимание к их творчеству, публиковать о них материалы, давать стипендии студентам".
       Первым проектом Фонда Развития Художественного стеклоделия стало создание галереи "Жизнь стекла". Эта уникальная галерея художественного стекла (и единственная в нашей стране) открыла двери для художников, искусствоведов и любителей в апреле 2001 года.
       По иронии судьбы, широкая публика нашей страны не знакома с работами современных отечественных художников по стеклу, в то время как крупнейшие музеи мира гордятся своими коллекциями российских мастеров. Трудно себе представить количество оригинальных работ, которые российский зритель уже никогда не увидит дома - они вошли в частные коллекции Западной Европы и США.
       "Мы хотели представить в галерее ведущих специалистов по стеклу, - продолжила Анна Левычкина, - художников с именами, членов Академии Художеств - Владимира Муратова, Любовь Савельеву, и также членов-корреспондентов Академии - Ольгу Победову-Рукавишникову и Бориса Федорова. Мы привлекаем художников, чьи работы - в крупнейших музеях России и мира. Например, работы Тимура Сажина и Лидии Фоминой находятся в Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Эти мастера также создали Зимний Сад в Большом Кремлевском Дворце".
       Основная задача Фонда Развития Художественного Стеклоделия - показать миру чудо российского художественного стекла, обнаружить огромный потенциал этого вида искусства, а также привлечь внимание профессионалов, любителей художественного стекла и тех, кто заинтересован в пропаганде российского художественного стекла в нашей стране и за рубежом.
       На первой выставке были представлены произведения 20 ведущих мастеров России, работающих в различных стилистических направлениях. В экспозицию вошли новейшие авторские работы, демонстрирующие колоссальный диапазон творческих идей.
       Известные искусствоведы Светлана Кавецкая и Вильям Мейланд помогли разработать концепцию экспозиции.
       В отличие от художников Запада, российские мастера прошли колоссальную школу - они всегда работали на заводах, создавая как серии массового производства, так и уникальные вещи. Немногие западные художники имели возможность поработать на заводах - дорогостоящее это дело.
       Галерея "Жизнь стекла" сделала попытку выявить не только различных художников, но и разные виды стекла - обычное стекло, оптическое стекло, хрусталь, техническое стекло, листовое стекло. Вид стекла зависит от окисей, добавляемых в стекломассу. Хрусталь, например, становится хрусталем, когда в стекло добавляют свинец. Сначала свинец добавляли, чтобы стекло было легче варить, но вскоре обнаружилось, что с его помощью стекло обретает необыкновенные качества - начинает сверкать, сиять и т.д.
       Для получения оптического стекла используют сложную химическую формулу, которая к тому же варьируется. Разные виды оптического стекла используются в лазерной и космической промышленности, в оптике - для очков, биноклей, фотоаппаратов.
       Что до художников по стеклу, то они используют тот или иной вид стекла в зависимости от своих творческих задач.
       "Мы также пытались показать различные техники обработки стекла, - объясняет Анна, - гута (выдувание), выпекание, моллирование (техника моллирования на Западе называется "утраченный воск": полая восковая модель заливается стеклом, и когда стекло застывает, модель разбивают), холодная обработка (все, что делается с оптическим стеклом - опиловка, полировка, то есть по сути скульптурирование). Одним словом, мы пытались показать различные виды стекла, используемые художниками в многообразных техниках".
       Стекло - вещь завораживающая. В отличие от мрамора, бронзы и камня, оно дает художнику широкие возможности для выражения творческих идей. Более того, стекло напрямую зависит от степени развития производства и технического прогресса. В силу этого обстоятельства новые виды стекла дают художнику новые перспективы.
       Одна из новых технологий, представленных в галерее, - это вдувание стекла в металл или в металлическую фольгу. Горячая обработка придает такой композиции архаичность.
       "Стекло отражает внешний мир, - продолжает Анна, - поглощает его, играет с ним, в зависимости от того, как ты к нему подходишь, в зависимости от фона, на котором оно представлено, от времени дня, от света. Стекло взаимодействует с тобой, в него легко влюбляешься".
       В России стекло не воспринимается как произведение искусства, поэтому галерея "Жизнь стекла" стала для многих откровением.
       Одна из выставок называлась "Симфония оптических иллюзий". Представленное на ней оптическое стекло поистине можно было бы назвать симфонией форм, граней, радуг и игрой светотени.
       Экспозиция была организована таким образом, чтобы дать зрителю возможность "пообщаться" с каждой композицией в отдельности и извлечь из этого общения максимум эстетических и духовных эмоций. Полосы черной ткани, закрывающие работы с двух сторон, словно скинию, разрезали белые стены галереи, создавая яркий контраст. Это было настоящее театральное действо, галерея превратилась в сцену, художественные композиции из стекла стали актерами, а мы, гости вернисажа, зрителями. Ни для кого не новость, как различные виды искусства влияют и взаимопроникают друг в друга, но увидеть театральную мистерию в художественной галерее, разыгранную самими экспонатами, это, согласитесь, зрелище далеко не каждого дня. Работы художников Наталии Урядовой, Ольги Победовой-Рукавишниковой, Марины Лисицыной и целого ряда других выдающихся мастеров российского художественного стеклоделия никогда еще не были представлены в таком объеме.
       В нашей стране оптическое стекло по старинке ассоциируется в лучшем случае с очками, хотя во всем остальном мире уже давно считается одним из интереснейших художественных материалов, позволяющим создавать уникальные произведения с поразительными эффектами. Оптоволокной кабель, переливающийся разноцветными искрами, теперь не прячется под землю, а украшает сад перед американским коттеджем, одновременно соединяя его с Интернетом. Причудливый объект из оптического стекла, создающий иллюзию чистоты и глубины и притягивающий взгляд игрою света, не только декорирует быт современного японца, но и служит ему для снятия стресса, неизбежного в жизни любого человека, обитающего в мегаполисе.
       Художественное стекло вошло в жизнь частных домов, офисов, городских улиц, мест отдыха, парков и садов, не говоря о музеях и галереях.
       "Сейчас Запад переживает стекольный бум, - говорит Анна. - Моду на художественное стекло диктуют США и Италия".
       В Москве новый декор Зимнего Сада в Большом Кремлевском Дворце - это стеклянные деревья, утонченные стеклянные детали интерьера, а также стеклянные люстры. Они придают старому торжественному стилю новые обертоны оттенков. Зимний Сад из стекла был создан известными мастерами Тимуром Сажиным и Лидией Фоминой.
       "Симфония Оптических иллюзий" предоставила зрителям возможность созерцать неведомое в композициях "Невесомость", кажущейся то частицей открытого космоса с мерцающими звездами, то чашей со светом, то цветком с другой планеты. В экспозиции можно было увидеть очарование "Подмосковных вечеров" с зажженными окнами, то гаснущими, то вспыхивающими вновь, за которыми уже встает фиолетово-розовый рассвет. "Легкая мелодия", "В зазеркалье", "Посвящается Вазарелли", "Парус", "Солярис". Названия эти - лишь робкая попытка вложить музыку лучей в слова, лучей, исходящих из магического стекла, вызванного к жизни руками человека. Зрители увидели внутреннюю жизнь света в прозрачных цветных глубинах многих композиций, которая раньше обитала только в драгоценных камнях. Солнце, начало всего живого, дало свой огонь стеклу, рожденному бурной кипящей лавой, и стекло обрело жизнь в умелых руках мастера.
       Одна из выставок под названием "Грани красоты" посвящалась женщине. Каждый художник показал свое видение женственности в ее различных проявлениях. Оказалось, что женщина и стекло имеют много общего - многогранность, загадочность, хрупкость, непредсказуемость. Стекло - это независимая сложная структура, и зачастую художник не знает, как будет выглядеть конечный продукт, как поведет себя в его руках своевольное стекло. Стекло может меркнуть или сиять в зависимости от отношения к нему света. Произведение из стекла может быть монументальным и все же оставаться хрупким и уязвимым. Попадая в различные интерьерные и экстерьерные ситуации, стекло становится холодным или теплым, меняет цвет, вступает в игру со зрителем, приглашая его в свой мир, полный ассоциаций и иллюзий.
       В экспозицию также вошли оригинальные графические работы - кимоно на рисовой бумаге (автор - Катя Рожкова) и графические работы на плоском стекле Бориса Федорова.
       Во время вернисажа Виктория Андреанова показывала свои новые модели. Виктория - известный модельер, обладательница двух призов "Золотая модель", главного приза Недели Высокой Моды в Москве. И вновь возникла у меня ассоциация с театром, но на сей раз с театром мод.
       Галерея "Жизнь стекла" не только создает необычайные экспозиции высочайшего музейного уровня, но и являет собой пример эксклюзивной выставочной площадки, с прекрасным чувством меры сочетая в себе вкус и богатую простоту.
       Среди спонсоров галереи - Российский МИД и Международный Союз Журналистов.
       В силу того, что галерея стала своеобразным "убежищем" для российского художественного стекла, можно сказать, что этот вид искусства в нашей стране не обитает более в стеклянном замке, но обрел надежную крышу.
      
      
      
      
      
      

  • © Copyright Слободкина Ольга (olga_slobodkina@mail.ru)
  • Обновлено: 03/12/2021. 13k. Статистика.
  • Очерк: Публицистика

  • Связаться с программистом сайта.