Lib.ru/Современная литература:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Помощь]
--------------------------------------------------------------------------------------------------
Эпопея "Трагические встречи в море человеческом"
Цикл 1 "Эстафета власти"
Книга 5 "Ленин и чрезвычайщина"
-------------------------------------------------------------------------------------------------
Никогда в России, до наглого захвата власти Лениным (не у царя, а у революционных партий, собравшихся, чтобы избрать постоянное правительство вместо временного) не было такой нищеты, бесправия и разорения, в которые её вверг этот самонадеянный человек, предавший Родину за 50 млн. марок немцам, не разбиравшийся ни в управлении государством, ни в его экономике. Образованный и неглупый, он был самодовольным, эгоистичным и жестоким. Его секретное распоряжение (после предания церковной анафеме Ульянова-Ленина 5 августа 1918 года) выкалывать перед расстрелом глаза монахам и отреза`ть языки священникам православия свидетельствовало о том, что он понимал, засекречивая свой приказ, что совершает палачество средневековья. А его декрет о "Чрезвычайном положении в России", по которому чекистам Дзержинского разрешалось арестовывать нелояльных к советской власти граждан по одному лишь подозрению и расстреливать их потом без следствий и судов, был открытым попиранием всех гражданских прав. Расстреляны были даже дети царя, врач и слуги. Введение же цензуры печати, против которой выступал сам во времена царизма, было откровенным плевком в лицо всем партиям России, у которых он отнял право на критику. Ленин создал первый в истории фашизм, продолженный Сталиным.
Настоящая книга о Ленине-человеке основана на исторических фактах и свидетельствах многих исторических лиц, показанных автором в живых разговорах и художественных образах. Читателей 20-го века приучили видеть в Ленине икону, "кремлёвского мечтателя", доброго и внимательного к товарищам. На самом же деле "вождь и учитель народов" был предателем Родины, предателем идей Свободы, Равенства и Братства, предателем мужем, предателем товарищей по партии (расстрелял даже Романа Малиновского) и некомпетентным в управлении государством и подборе кадров. Прапорщика Крыленко он сделал Главкомом армии. Работая по 15 часов в сутки в своём кабинете, он писал наивные вещи, как "Государство и революция", и "руководил" по телефону расстрелами.
Книга "Ленин и чрезвычайщина" полна ярких образов политических деятелей, острых диалогов, воспоминаний, и читается с неослабевающим интересом. Жаль, что автор находился 30 лет под негласным надзором КГБ СССР, и её нельзя было издать раньше. Мавзолей фашисту, развязавшему разорительную и жестокую гражданскую войну ради удержания власти, стои`т до сих пор...
Глава первая
1
На личном приёме у председателя Всероссийской Чрезвычайной Комиссии Дзержинского бывший царский министр юстиции и внутренних дел генерал Хвостов, сидевший когда-то за письменным столом в этом же кабинете, а потом в Петропавловской крепости, из которой был выпущен ввиду отсутствия состава преступлений, добился, наконец-то, разрешения на свидание с заключённым в "Кресты" бывшим военным министром Временного правительства Гучковым.
- За что посажен? - спросил лысеющий 40-летний Дзержинский, похожий на горбоносого козла - такие же глаза сатира, такая же бородка-клок и впалые небритые щёки. От него разило табаком и злой внимательностью.
Александр Алексеевич угрюмо ответил:
- А ни за что. Как и меня. Только меня недавно выпустили за недосказанностью вины, а его дело ещё и не рассматривалось в суде. Вам ведь теперь не до расследований.
- Говорите конкретнее! - жёстко заметил комиссар "чрезвычайки". - В чём его обвиняют? Когда посажен? Вы же сами были на моём месте! Должны знать, что разговор "вообще", неконкретный - это демагогия, трата времени впустую.
- Следствие обвиняло его в заговоре с целью свержения Временного правительства, с политикой которого он был не согласен, как и ваша партия.
- Следствие закончено?
- Да. Но суда ещё не было.
О чём-то с минуту подумав, Дзержинский объявил:
- Хорошо, свидание разрешаю. Можете поехать в "Кресты" хоть сейчас. И передайте ему: освободим без суда, если всё обстоит именно так. Я проверю на днях, и выпустим.
- Спасибо! - поднялся Александр Алексеевич.
- Не за что, - машинально ответил Дзержинский. И тут же добавил: - Закон - есть закон: следствие закончено, свидания - разрешаются.
- Всего хорошего... - поклонился Хвостов.
Выйдя на заснеженный двор бывшего департамента полиции, Хвостов решил, пока Дзержинский не передумал, воспользоваться правом на свидание немедленно и отправился на стоянку "Ванек", чтобы отвезли его на северо-восточную сторону Невы, в Выборгский район, где находилась тюрьма, в которой сидел Гучков.
День был явно удачен для Александра Алексеевича. Минут через 50 он уже был доставлен нанятым извозчиком к тюрьме, а ещё через час уже разговаривал с Гучковым в отдельной комнате для свиданий - начальник тюрьмы сделал для них исключение, так как обоих хорошо знал, даже дежурного охранника к ним не приставил: тот "дежурил" за дверью. Гучкова и Хвостова это настолько обрадовало, что позволили себе расчувствоваться:
- Спасибо вам, уважаемый Алексан Алексеич, от всего сердца благодарю вас за эту встречу! - У Гучкова навернулись на глаза слёзы.
Бросился обнимать друга и Хвостов. Целуя его в щёки, бормотал:
- Вот и опять мы свиделись, Алексан Иваныч, здравствуйте! Рад вам сообщить, что на днях вас освободят. Это мне заявил Дзержинский.
- А ему можно верить? Ведь у них тут не следователи, а уголовники.
- Полагаю, что можно. Токо я в отличие от вас, не привёз, прошу прощения, ни коньячку, ни колбаски... не в состоянии нынче купить. Временное ваше правительство лишило меня пансиона ещё до суда. А сейчас, когда я оправдан, с кого спрашивать мне свой пенсион? С большевиков, что ли, которые пришли к власти? Живи, как хочешь!.. - горестно развёл старик руками. - А не хочешь, не живи. Что и сделал жандармский полковник Зубатов во Владимире - застрелился неделю назад, сообщили в газетах. Мол, испугался возмездия. А я-то его знал: бесстрашный был человек! Обидел его Плеве, отправив в ссылку. Вот он и ждал там возраста, чтобы пенсион получить. А к власти пришёл Ленин, которого он ловил. Вместо пенсиона ещё и посадил бы. Словом, понял Зубатов, что нет у него никаких перспектив, и...
- Так это было ясно ещё при Керенском, который предал офицеров и генералов русской армии.
- Хлынули теперь все на Дон, - тихо перебил Хвостов, чтобы не слышно было за дверью. - Ну, а у кого есть деньги или золото, выезжают за границу. Только большинство-то - на Дон, к генералу Каледину. Схватились там за оружие! Миром это не кончится...
- Ну, коли меня готовы отпустить, не стану занимать вас своими проблемами: побеседуем обо всём вольно, будто я уже на свободе. Объясните, как удалось большевикам свергнуть Керенского? У Корнилова были войска, оружие - а не удалось. А эти - как?..
- Подняли рабочих. Оружие у Ленина, оказывается, было закуплено на германские деньги. Да сами рабочие натащили с военных заводов много винтовок заранее. А Ленин - только блестяще спланировал военную операцию. Захватил телеграф и вокзалы. Его агенты переманили все воинские части гарнизона и балтийский флот на свою сторону. Пообещали солдатам на фронте мир с немцами. И переворот произошёл почти что без крови!
- А куда же смотрел Керенский?..
- Да никуда. Упивался своим восхождением в Наполеоны. А потом, когда началось вооружённое восстание, сбежал из Зимнего в Гатчину, к генералу Краснову, но...
- Ну, говорите же! Что случилось?!
- Да то же самое, что и у Крымова. Разве можно взять Питер конницей?! Даже к городу не допустили! Там, прямо в Гатчине, и арестовали генерала Краснова. В его же поезде! А знаете, кто руководил обороной Петрограда?!
- Откуда же мне тут...
- Личный выкормыш Керенского, его бывший выдвиженец Михаил Муравьёв! Говорят, ликовал, когда ворвался с матросами Дыбенки к Краснову в вагон. Привёз генерала к Ленину в Смольный.
- А куда же делся Керенский?
- Говорят, ускользнул, куда-то скрылся.
- А в какой тюрьме сейчас Краснов?
- Ленин отпустил его под честное слово генерала в домашний арест. А он сбежал недавно на Дон тоже.
- Ленин что, ненормальный?!
- Краснов дал ему слово, что не станет выступать против большевиков.
- Говорите, на Дон бегут все наши офицеры и генералы, берутся там за оружие. А Краснов что же?..
- К сожалению, возвращение Краснова на Дон лишь откололо рядовое казачество от Каледина. Им внушили, что советская власть, мол, не против казачества; отпустила даже вашего генерала.
- Ну, Алексан Алексеич, тогда мы с вами пропали! Если казачество пойдёт за большевиками, нам с вами в России и делать нечего. Придётся бежать за границу!
- На какие деньги?..
- На последние! Продайте всё, что можно, и бегите! Неужели не понимаете, что сделают евреи с Россией!
Хвостов сжался, сидя на стуле, вздохнул:
- Да, деваться больше некуда: Романов и Керенский погубили Россию. Разве можно было начинать войну с Германией?! Самое сильное государство в Европе! С немцами надо было дружить. И не было бы этих революций. - Говоря это, Хвостов был похож на старого филина с подрезанными крыльями. Моргал, всё понимал, а ничего поделать уже не мог - лишь продолжал стонать: - Куда мне теперь, кроме как на паперть? Золотишко, какое было, продано. Вещи ничего нынче не сто`ят. Правительству мы - не нужны.
Гучков озлился:
- Вот я вам что скажу: все - мерзавцы! Оттого и жизнь такая в России. Кто нами только ни правил!.. Монголы, варяги, Литва, немцы. Не хватало лишь жидов. А это - самые беспощадные живодёры! Вы читали что-нибудь про Хазарский каганат?
- Нет, не доводилось. Но почему... и мы-то с вами... мерзавцы?
- Да потому, что с рабством своим вечным смирились. За взятку у нас готовы продать не только казённое добро, но и саму Россию!
Хвостов встрепенулся, словно петух, поднявший на шее перья:
- А вот тут я не согласен с вами, Александр Иванович! Ежели считать, что все люди одинаковы... способны токо предавать, брать взятки, грабить... словом, творить одно беззаконие - тогда нам и обижаться нельзя: ни на царя, ни на Керенского, ни на евреев. Коли все токо мерзавцы. Тогда мы - звери, орда, а не люди. Не нужны нам ни совесть, ни вера в Бога...
- А среди попов - нет, что ли, пьяниц, лукавых мерзавцев? Да там - половина из них - циники!
Хвостов, опустив голову, возразил:
- Попы... считал Лев Толстой... не обязательны для веры. Верить в Бога можно и без посредников.
- Это ему можно, образованному. Да и жил в хоромах! А мужику - нужен священник, чтобы покаяться в грехах. Церковная торжественность, песнопения, иконы, красота! Без этого - он веры в Бога не почувствует.
- Согласен с вами. Мнений - всегда много... Другой хороший писатель, Достоевский, считал, что вера необходима человеку потому, что она укрепляет в нём совесть. А без совести, без Учителей - человек уже и не человек, просто животное.
Гучков дёрнулся от несогласия:
- Значит, если ударили тебя по щеке, подставляй другую? И никакие бунты или сопротивление несправедливостям... больше не нужны?! Рабствуй и дальше, покоряйся!..
Хвостов поднял на него глаза - несчастные, о чём-то молящие:
- Мне, Алексан Иваныч, трудно судить, я - мало сидел. А Достоевский - на каторжных работах был! В руднике! Мне думается, он лучше нас понял и про совесть, и про жизнь вообще. А революционеров - не любил. Они там, на каторге...- почему-то чаще всех предавали своих товарищей, и были циниками! Вы читали его "Бесов"?
- Не хочу! Человек должен своим умом жить. Почему нужно верить больше других Достоевскому? Зная, что он был душевнобольным, ощущавшим свою вину за смерть отца, сгоревшего в доме во время пожара.
- Этак рассуждать, то не следует и детей посылать в школы, в университеты, если Учителя нам не нужны.
- Учителя - обязаны быть духовно здоровыми!
- Я полагаю, если бы каждый человек прошёл ещё... кроме нормальной школы... и через школу страданий, то совесть была бы у всех. Страдания и одиночество - лучшие воспитатели совести.
Гучков усмехнулся:
- Ладно, пусть будет так. Но вот я... уже второй раз в тюрьме, в одиночестве. Да и страдал немало. Но почему-то в России... заставляют всегда страдать... самых честных и передовых! Протопопа Аввакума, Радищева, декабристов. Не задумывались: почему?
- Потому, - улыбнулся и Хвостов, - что властям - беспокойство от них: учат совести.
- Но ведь и Керенский - юрист, и Ленин - юрист. Разве их учили подлости?
- А вот это... называется подтасовкой фактов: если есть воры, негодяи и подлецы, то и все остальные бессовестны, - обиделся Александр Алексеевич.
- Да не об этом я хотел вам сказать! - начал раздражаться Гучков.
- О чём же?..
- О том, что и Керенский, и Ленин - в первую очередь жиды, живущие в России, а не поборники совести и справедливости. У жидов - иная задача за пределами своего народа.
- Но Романовы - не жиды, а тем не менее...
- Романовы - тоже иноземцы, они равнодушны к русскому народу!
- Хватит, Алексан Иваныч, я ведь не спорить пришёл к вам. Да и спорить на такую тему, я считаю, бесполезно.
- Это почему же?..
- Каждый кулик токо своё болото хвалит.
- А вы знаете, что в одном корпусе со мною сидит здесь сейчас и профессор истории Милюков?
- Ну и что?..
- Вот кто заядлый спорщик! К тому же - историк. Вы считаете, он думает о совести, революциях, о большевиках?
- Не знаю. Я с ним не знаком, его мнения меня не волнуют. Что он такого интересного или умного написал?
- Да ладно вам обижаться на меня. Изголодался я тут по общению с близкими мне людьми... Давайте-ка поговорим о государственном засилье в России: то варягов, то немцев, теперь вот начнётся жидовское. Почему это происходит? Я много думал над этим.
- Ну, и к чему же пришли? - живо заинтересовался Хвостов.
- Думаю, что наше политическое рабство началось всё-таки с татаро-монгольского ига. Орда никогда не признавала никаких законов. И столетиями своего насилия формировала в душах наших предков веру в зависимость от грубой силы, а не закона и совести. Поэтому мы так и не научились отстаивать свои гражданские права. Защищать приходилось всегда лишь одно право: на жизнь и независимость от захватчиков. А это ведь разные вещи?
- Да, разные. Вынужден согласиться с вами.
- Поэтому русские немцы и обходили нас на неумении защищать свои национальные интересы. Во времена Ломоносова они настолько нагло оттирали русских политиков от власти в нашем отечестве, русских учёных, что пытались даже отстранить от академии самого Ломоносова, её основателя. И делали это очень просто: внушали Петру Первому, что русские люди - это тупые мужики, ни на что не способные. А немцы-де всё умеют, цивилизованная нация. И будет, мол, вполне справедливо, если русский император окружит себя умными людьми, а не отечественными дураками. Ну, к чему это нас привело, вам известно.
Любая мысль, столетиями внушаемая народу с государственных трибун - а ими владели у нас немцы - проникает в сознание людей настолько глубоко, что потом становится как бы аксиомой: никто уже не смеет не только восстать против неё открыто, но и делать попытки тихого несогласия. Многие... причём образованные люди... искренне считают, что без иностранцев мы не проживём - не сумеем. Вот что такое длительное внушение! Любой народ не являлся таковым до тех пор, пока его вожди не объединяли свои племена в государство с законами, охраняющими независимость всех, как и армия. Если же общество объединено лишь языком, но... приучено жить не по законам, а... по произволу сильных над слабыми, то это орда, а не народ.
- Блестящая формулировка, Алексан Иваныч!
- Было время обдумывать... Жаль, что не дошёл до этих мыслей, когда был председателем Государственной думы!
- Ну, тогда вы были намного моложе. А всякие открытия, сказал французский учёный и философ Паскаль, приходят в головы с подготовленным умом.
- Так вот, позвольте мне продолжить мою мысль...
- Да-да, конечно! - воскликнул Хвостов, умолкая.
- Чтобы народ мог жить счастливой жизнью - повторяю: народ, а не орда - нужно создать в государстве такую демократию и справедливые законы, которые карали бы всякое насилие, произвол или подкуп. Однако в России, ещё никогда, ни одного дня за последние столетия жизни при государственности, законы не выполнялись... самими правителями. А демократией и не пахло. Презрение правящих ордынцев к законам - стало у нас незыблемой традицией настолько, что родилась даже поговорка в народе: "Закон - что дышло, куда повернул, туда и вышло". Чего же вы хотите в таком случае от рядовых граждан? Везде либо взяточничество, либо неприкрытое насилие. Поэтому наше российское рабство никогда не прекращалось. А негодяи, рвущиеся к власти ради личных эгоистических целей, продолжают свою циничную эстафету любыми средствами и по сей день.
- А что же всё-таки делать? Что можно противопоставить этому? Ведь и вы, и я - сами были членами правительства: министрами. Я - внутренних дел, вы - военным.
- Я не думал тогда об этом, - вздохнул Гучков. - Потому и ушёл. Добровольно, так как понял, что военным министром должен быть человек, закончивший академию Генерального штаба. То есть, компетентным. И вообще все министры должны быть специалистами своего ведомства: финансов - должен быть финансистом, иностранных дел - юристом, морских дел - моряком. И так далее.
- Я - как юрист - был компетентен и на посту министра юстиции, и на посту министра внутренних дел, - заметил Хвостов. - Но и с того, и с другого меня, как вы помните, "ушли". И лишь потому, что я делал всё так, как считал нужным. А вот Керенский, занявший ваше место, был посмешищем, а не военным министром. Однако же взлетел с этого поста ещё выше! Почему?..
- Потому, что ему уступил место тряпка, а не государственник, князь Львов! - выпалил Гучков.
- А я полагаю, что дело не только в Львове, но и в членах правительства: зачем согласились с предложением Львова? Да и вы сами... когда освободили место военного министра... почему не выступили против назначения Керенского на эту должность? Ведь знали же, что и он не профессионал в военном деле?
Гучков растерялся:
- Не знаю. Возможно, постеснялся.
- Вот! - воскликнул Хвостов, поднимая вверх палец. - Главная причина, а может быть, наша... всех русских интеллигентов... беда. Нам совестно, мы стесняемся даже там - я имею в виду государственные посты - где стесняться нельзя! Непозволительно.
- Согласен с вами, - легко сдался Гучков, наклоняя голову от стыда. - Хорошо помню, как подумал тогда о Керенском: "Вот, сукин сын! Даже не смутился, что ни бельмеса не смыслит в военном деле. Я хоть занимался военными поставками, знал все военные заводы и нужды фронтов. А этот адвокатишка..." Ну, и так далее.
- Не только адвокатишка Керенский. Я вам сейчас другой пример приведу... - заметил Хвостов, загораясь обидой. - На днях Ленин назначил главковерхом русской армии... прапорщика Крыленко. И тот... - сморщился старик, - тоже не постеснялся занять такой пост. Я навёл справки об этом прапорщике. Это хороший знакомый Ленина, большевик по кличке "Абрамчик", был с Лениным за границей.
- Еврей, что ли?
- Этого я не знаю, никогда не встречал. Вот Дзержинского... у которого я только что побывал в моём бывшем ведомстве... арестовывали, когда я был министром юстиции. Его "дело" я запомнил случайно... пришло прошение на моё имя разрешить перевод из Бутырской тюрьмы в варшавскую. Отец - поляк, мать - еврейка католического вероисповедания. Хотела, чтобы её сын выучился на католического священника. А он вместо этого в революцию подался.
- Ну, это уж, как водится: все евреи - революционеры не только в России, - зажёгся Гучков чем-то важным: - Вы продолжайте, а потом мне напомните, что я хотел вам высказать одну любопытную мысль...
- Высказывайте, продолжать-то вроде бы и нечего.
- Хорошо, - вдохновился Гучков, блестя глазами. - Хочу как историк сообщить вам - в продолжение вашей мысли о стеснительности русской интеллигенции и в продолжение моей мысли об орде - некоторые сведения о еврейской психологии, которая восходит к библейским временам.
- Вы имеете в виду стеснительность?
- Наоборот, ордынскую беспардонность.
- Поясните: не улавливаю ваших ассоциаций.
- Сейчас поймёте... Вы читали "Ветхий завет"?
- Разумеется. Правда, очень давно, ещё в гимназии.
- Тогда я вам напомню всю чушь, которую наворотили для евреев их древние священники фарисеи, сочинив историю о заике Моисее. Вывел-де кучу иудеев из египетского плена; погубил войско фараона и его самого в Красном море; затем 40 лет водил этих иудеев по Синайской пустыне, чтобы из их детей выветрить рабский дух; переименовал их потом в партию Божиих избранников, то есть, "евреев": самых-де праведных, самых лучших, самых способных на всё. Вот они с тех пор, не смущаясь, готовы, будучи прапорщиками, командовать войсками, лезть в военные и морские министры, даже руководить государством, как Керенский и Ленин.
- А при чём же тут орда? На которую стали похожи, как вы считаете, мы сами.
Гучков улыбнулся:
- Дослушайте мой рассказ о том, как водил Моисей иудеев 40 лет по пустыне.
- Что, есть и какая-то другая версия?
- Нет, - продолжал улыбаться Гучков. - Я не отклонюсь от Библии ни на шаг, добавлю только свои комментарии. А выводы сделаем вместе. Согласны?
- С удовольствием. Слушаю вас...
- Моисей, как известно из Библии, был единственным сыном пленной иудейки, которого она спасла ещё в грудном возрасте, положив его в корытце на воду Нила. Мальчика выловили внизу по реке и передали жене фараона, которая воспитала его на своём языке, а затем и приставила к нему учителей, обучавших его египетской письменности и наукам. Сообщается даже, что Моисей был заикой, но у какого фараона он рос, нет ни слова. Дело в том, что фарисеи, сочинявшие эту историю, были в то время невежественными и ничего не знали о Египте. Они полагали, что пленным рабам запрещалось рожать в Египте детей, поэтому и сочинили трогательную сказку о том, как иудейка мать Моисея спасла его, пустив плыть в свою судьбу по реке. Другие сочинители, забыв о том, что рабыне рожать нельзя, добавили Моисею родного брата от неё, Аарона, который вдруг объявился в пустыне среди иудеев, которых вёл Моисей. Где он рос, как уцелел, нет ни слова.
Хвостов улыбнулся:
- Так ведь эту Библию фарисеи сочиняли столетиями. Вот и забыли, что было сказано ранее.
Гучков кивнул:
- Видимо, так. Но не это изумляет, а полная абсурдность в описании 40-летнего вождения иудеев Моисеем по пустыне. Ведь 40 лет - это 14 тысяч 600 дней и ночей в пустыне зимою и летом. Без одеял и матрацев, без шатров и посуды, без вёдер для воды и бочек, без лопат, чтобы выкопать отхожие места и могилы для умирающих от болезней. А если питаться хотя бы 2 раза в сутки, то это 29 тысяч трапез! Где было взять 290 миллионов перепелов для 10 тысяч человек? Это не по силам и Богу Яхве. Ведь вся эта бродячая масса людей не умела ни сеять хлеб в пустыне, ни разводить овец, которых не накормишь песком. Да и сами иудеи обносились бы за 40 лет до голых задниц. Покрылись бы коростою без купаний в воде и заросли волосами до пяток. Сам Моисей учился их языку тоже в пустыне, да ещё и заикался. Чему он мог научить их там, если главной его задачей было создать новую, не рабью психологию в народившемся поколении! А рожали-то бабы, в каких условиях? Грязь, антисанитария. Дети должны были стать рахитичными без фруктов, овощей и козьего молока. Но и это ещё не всё. Все они были бездельниками от рождения, не умеющими ни разводить скот, ни пахать. Росли полуголодными, завистливыми и злобными. Чего они могли ждать от Моисея, который их всё водит и водит по пескам?.. Ну, покормил несколько раз куропатками. Ударил посохом по скале, и пошла вода. Надолго ли?.. Много ли в пустыне куропаток и воды вообще? Зато навалом дизентерии, больных и стонущих. Моисея должны были ненавидеть все и разбежаться от него в первый же год! За 40 лет такой жизни психология этого племени сделалась бы хуже, чем у первобытных людей!! У первобытных был всё-таки труд, смысл в жизни: наделать пещер, развести скот, создать запасы еды, трав для лечения.
Хвостов добродушно возразил:
- Но ведь всё это... про Моисея и его иудеев... лишь религиозная легенда.
- Да, легенда, - согласился Гучков с вызовом. - Но, скорее, антисанитарная и антирелигиозная, если в ней нет ни грана добра, ни здравого смысла. Бог Яхве должен был плеваться, глядя на звериное поведение этих людей. Вот это была бы здравая реакция. Ан нет! Он ждал, что из этого вонючего, оборванного и хилого стада, ожесточившегося от немыслимых для человека условий жизни, вдруг получатся его любимцы - евреи. Божии избранники! Знающие лишь одно чувство - ненависть ко всем на свете.
Теперь согласился и Хвостов:
- Да, легенда, пожалуй, жестокая, вы правы.
- Но ведь в эту легенду вписан жестоким и немилосердным и сам Бог! Какую жуткую сцену наблюдал он с Синайской горы, когда несколько тысяч верных Моисею иудеев бросились убивать 2000 других иудеев за то, что те молились по-язычески своим прежним божкам-идолам. Согласитесь, разбить камнями головы стольким мужчинам и женщинам на ваших глазах - зрелище не из лёгких! Сплошные крики, кровь и вываливающиеся мозги, разбегающиеся в ужасе дети, делающиеся заиками от страха, и озверевший за 40 лет жестокий вождь-наставник посередине, любующийся расправой. А ещё выше, на Синайской горке, и сам Бог Яхве, одобряющий всё это и якобы написавший мудрые заветы на века: "не убий", "не укради" и так далее, но... с оговоркой: "не убий своих", "не укради у своих". У чужих, так называемых "гоев", пожалуйста. И украсть, и убить. Хотя вот на первый раз, оказалось, можно, в назидание на будущее, убить и своих: сразу две тысячи, чтобы запечатлелось в памяти потомков. А за что убили?.. Ведь они ещё не были приняты в "евреи" и не давали обета. А какое кладбище пришлось потом копать!.. Шутка ли, две тысячи могил!! Какой крик родственников взметнулся в небо на похоронах! Или трупы так и оставили валяться на земле и не хоронили? Как собак, и дело с концом. Как вы считаете, Алексан Алексеич?
Хвостов тяжко вздохнул:
- Ну, еврейская жестокость общеизвестна, несмотря на их высказывания о своей доброте и внушения этой мысли всему миру. А вот любопытно мне, на каком языке вручил Господь Моисею свои заветы и заповеди? Ведь Моисей знал только одну письменность - египетскую. Иудейской тогда и в помине ещё не было.
- Верно, - согласился Гучков, - не было. А вручил ему Яхве, видимо, целый мешок с рукописями, судя по тому, что по ним было написано потом, переведённое на иудейский язык, знаменитое Пятикнижие.
Хвостов улыбнулся:
- Теперь понятно, что фарисеи... были никудышными сочинителями! Без воображения.
Гучков разразился на это злой тирадой:
- Но ведь именно по этой бездарной писанине раввины вдалбливали в головы своим евреям... вот уже 2500 лет... что они - самые лучшие из людей! А их вождь и духовный наставник Моисей - мудрец из мудрецов и подвижник, ухлопавший чуть ли не всю жизнь служению своему народу. И никому из евреев и в голову не приходит, что на самом деле все поступки Моисея, подсказанные ему якобы их Богом, есть полнейший идиотизм!
Хвостов в изумлении уставился на Гучкова:
- Простите, не понял.
- А что тут непонятного? - взвился Гучков. - Выведенные Моисеем из Египта иудеи, соскучившиеся по родине и родственникам, оставшиеся после выхода из Красного моря без самых необходимых вещей, вдруг узнают от Моисея, что он поведёт их не домой, а будет 40 лет водить по Синайской пустыне! Это же равносильно пожизненному тюремному заключению! Причём, не под крышей тюрьмы, а на песке, под ветрами и бурями! Без одеял и подстилок. Даже без кружек для воды. Без котлов для приготовления еды. Без...
- Но ведь в Библии сказано, что Моисей кормил их жареными перепелами, ниспосланными Богом, - перебил Хвостов.
- Про перепелов я вам уже говорил, сколько понадобится. - А на чём спать? Где брать фрукты для детей? Как их рожать в тех условиях? Какому здравому человеку могла прийти в голову мысль: 40 лет мучить людей в пустыне, вместо того, чтобы немедленно отправиться домой! Зная, что многие умрут там, не дожив до освобождения из его тюремного плена.
- Пожалуй, вы правы: это нелепо.
- Да и как могли люди безропотно согласиться на такую свободу издыхания в песках? Не разбежались, не возмутились, хотя и могли.
- Согласен, - кивал Хвостов, - только недоумки, не знающие жизни своего народа, могли сочинить такую дурь.
- А ведь сочинили ещё и еврейскую "пасху": праздник, означающий счастливое освобождение иудеев из египетского плена, а не из Моисеева!
- Тоже верно, - согласился Хвостов, уже улыбаясь.
- А сколько бездумного вранья в описаниях возвращения на родину этих десятков тысяч оборванцев, у которых создалась психика развращённых уголовников! Ведь они же воевали по дороге с различными народами, воровали баранов, кур, молоко в погребах. И всё это под водительством прославленного военачальника Иисуса из Навин! Странно, чем он успел в пустыне прославиться, у кого научился военному искусству? Кто вооружил эту орду мечами? Какие кузнецы, на каких углях в пустыне и из чего выковали им оружие? Откуда взялись среди них горнисты, от рёва труб которых обрушились стены Иерихона? Об этом нет ни одного слова! Потому что сочинители не задумывались о таких вопросах. А современные евреи, считающие себя самыми умными на земле, верят этим сочинениям до сих пор!
Хвостов улыбнулся опять:
- Наверное, умные евреи тоже понимают, что бездарными были сочинители, а не Яхве, Моисей и Иисус Навинский.
Гучков досадливо сморщился:
- А где же тогда у этих умников логика?! Догадываться, что сочинители Библии, Талмуда и всех остальных книг были невежественными баранами, и... продолжать верить в "мудрость" Яхве, Моисея, и в дураков, шагающих 40 лет за ними по бесплодной пустыне? Так, что ли? Да ещё эти рахитики побеждали всех на своём пути?!.
Хвостов тихо рассмеялся:
- Но им же помогал их Бог! Они же были его любимцами... эти вшивые и немытые избранники.
- Что из них путного могло вырасти?.. За что же он их так возлюбил?
Хвостов подзадоривал:
- За 40 лет мучений, за покорность. Обещал им господство над всеми народами, считая их самыми умными и достойными. Мне кажется, что именно это и нравится современным евреям в легендах древних фарисеев. Ведь приятно же! Ну, и закрывают глаза на нелепости.
Гучков возбуждённо воскликнул:
- Да, это - правда! Талмуд, который фарисеи подновляли, переделывали, вставляли в него всё новые и новые правила поведения, законы... а это продолжалось 900 лет! - вылился в конце концов в самое подлое сочинение в истории Человечества! Но зато для евреев уже более полутора тысяч лет оно является идеологическим фундаментом, "философией", на которых держится всемирное объединение евреев: сионизм. Талмуд учит на конкретных житейских примерах, как надо облапошивать "гоев", то есть, не евреев, чтобы жить... за чужой счёт! Жить легко и прибыльно. Вот что удерживает многих евреев в преданности своему древнему человеконенавистничеству! Мы эту "философию" сионизма расцениваем как мировую подлянку. А для евреев-националистов - она благо. И они будут скрывать сущность сионизма всегда, чтобы не оказаться разоблачёнными.
- Вы правы! - горячо откликнулся Хвостов. - Помните, я вам рассказывал в 13-м году, когда евреям удалось в Киеве подкупить суд, который оправдал изувера Бейлиса, сделавшего в теле христианского ребёнка ритуальное отверстие для сцеживания крови...
- Конечно, помню! Профессор университета, медик Сикорский доказал экспертизой, что отверстие в теле мальчика было сделано в полном соответствии с правилами еврейского жертвоприношения, но суд... оклеветал профессора, вместо того, чтобы...
- Я сейчас не об этом! - перебил Хвостов. - Мой департамент нашёл несколько профессиональных переводчиков с еврейского, которые выбрали из Талмуда особо поганые места расизма, обучающие евреев методам закабаления "гоев", и мы собирались издать их большим тиражом брошюрой с нашими комментариями. Даётся текст из Талмуда с указанием страницы, после чего - наш комментарий.
Гучков азартно перебил собеседника тоже:
- Да если бы эти тексты вы расклеили в городах просто на стенах домов даже без комментариев, то всё равно было бы понятно всем, что Талмуд - подлейшее сочинение на свете!
- Вот поэтому министерство юстиции и отказало... а вернее, запретило... издание этой брошюры.
- Не понял! - возмутился Гучков. - Почему это... "поэтому"?!.
- Потому, что мы спровоцировали бы всеобщую резню евреев. Массовое уничтожение! Погибло бы много невинных.
- Жидов, что ли... невинных?
- А вы полагаете, невинных евреев нет? Надо было пойти на всероссийский погром? Весь мир решил бы тогда, что мы сами расисты.
- Да... - мрачно вздохнул Гучков. - Вот поэтому в России никто и не обратил внимания ни на подлость Бейлиса, ни на брошюру Сергея Нилуса о "Протоколах сионских" подлецов. А теперь мы уже дожили с вами... из-за нашей слюнявой бесхребетности... до того, что евреи целым стадом пришли к власти над нами со своим новым Моисеем - Лениным. И не задумываясь, начнут расправляться с нашими христианами и православием! Если какой-то прапорщик не постеснялся командовать русской армией, то Ленин не постесняется распять на крестах не только наших священников, но и разрушить православные храмы.
Хвостова покоробило:
- Алекса-ан Иваныч!.. Это уж тоже откровенный пересол!
Гучков обиделся:
- Скажите, что важнее, по-вашему: не существовавший террорист Моисей, якобы приказавший убить две тысячи иудеев за несогласие молиться новому Богу, или Евно Азеф и Мордка Богров с Бейлисом, убивавшие ещё недавно конкретных, существующих людей? Или живой Ленин, заявляющий, что, как Моисей, готов убивать и своих, и чужих, и не боится гражданской войны!
- Зачем придираться к словам? Может, он и не собирается... Гражданская война - это погибель для всех!
- Да разве же сумеет он с этим прапорщиком "Абрамчиком" остановить немцев, когда они ринутся к нам через разваливающиеся фронты? Да никогда! Ему проще спровоцировать гражданскую, чтобы удержаться у власти со своим "пролетариатом". А вы говорите: "слова"!..
Хвостова вздохнул:
- Всё-таки слова и дела... разные вещи.
- Нет, дорогой Алексан Алексеич, и ещё раз нет! Сперва - слова... как идеология... а потом и дела, как осуществление идеологии на практике. Да ещё бывает и наоборот: слова - хорошие, а дела... Тот же Моисей: оставил якобы заповеди - "не убий!". Но тут же убил 2000. А Ленин - это политик-циник. Да и что он умеет ещё, кроме политики? Это не созидатель, а разрушитель. Разложил русскую армию. Разрушит, видимо, и нашу экономику, если спровоцирует гражданскую войну. Потому что идеология еврейства основана именно на разрушении чужих экономик и государственности. Это и проще, и на руку им. Так что слова - это идеология. А яду сионизма - уже более двух тысяч лет! Вы это знаете не хуже меня. Евреи передают его из поколения в поколение сначала словами.
- Да, - согласился Хвостов, - сионизм как учение сплотил еврейство для достижения своей заветной цели, а мы - ничего этому не противопоставили.
- Именно! - перебил Гучков. - Неважно, что не было никакого исхода евреев из Египта и никакого Моисея. Важно то, что евреи сохранили духовное наследие вымышленного Моисея. А что нам делать, чтобы спасти Россию? Мне думается, надо установить жёсткий контроль за исполнением законов в своём государстве. В России это станет возможным, если управлять ею будут русские. Исполнение законов - единственно верный путь к счастью всех людей. Но для этого перед Законом, как и перед Смертью - должны быть равны все граждане: от царя до рядового гражданина.
- Аргентинский историк Эстебан Эчевердия высказался по этому поводу так, - заметил Хвостов, - "Пороки народа почти всегда коренятся в его законодательстве". Я с ним согласен.
Гучков смотрел на Хвостова с торжеством, и тот невольно насторожился:
- Чувствую по вашему виду, что вы... ещё не закончили свою мысль.
- Да.
- Что же тогда следует ещё? Какой-то главный для вас вывод?
- Да. И для всех - тоже. Давайте вместе думать.
- Готов выслушать...
- Понимаю, что люди, которые восстают против беззакония, являются борцами за справедливость. И в истории не было примеров, чтобы безнравственный политический строй преследовал подлецов. Всегда оказывалось, что схваченные политические жертвы - это лучшие представители своих наций.
- То есть, вы снова вернули меня к мысли, что революции и кровь, связанная с ними, всё-таки... необходимы? А ведь революциями... кто соблазнял народы?
- Знаю, евреи. Но я не о них... Надо самим, без евреев... Вдумайтесь, ведь совершенно противоестественно, чтобы люди протестовали против... добра. Нет, люди поднимаются против насилия, когда уже невозможно терпеть подлость правящих Романовых или Керенских. Которые хотят ничего не делать, но жить лучше своего народа. Кто поверит тому, что подлецами были Радищев, Герцен, декабристы, народники?
- Но среди народников были и террористы, - заметил Хвостов. - Которые убивали людей без судов и следствий, лишь по личным обвинениям, а то и подозрениям в их виновности. Однако отнимать у человека жизнь, как бы плох он ни был, это высшая мера и, стало быть, и высшая подлость. Согласитесь.
- С этим я согласен. Никто не имеет права лишать человека жизни по личному побуждению, без суда. Всех террористов я, как и вы, считаю подлецами.
- К сожалению многие видели в них героев, а не убийц.
- Говорят, Ленин ими восхищался. Видимо, и сам мерзавец и способен убить человека, - заключил Гучков.
- А как вы относитесь тогда к евреям-революционерам, субсидируемым иностранными разведками, как этот Ленин и его компания, подрывавшими нашу государственность и пришедшими теперь к власти.
- Во-первых, евреи - не представители главной нации России. И не самые бедные и угнетаемые. Но это, уважаемый Алексан Алексеевич, совсем иная тема, хотя и очень тревожная для меня, так как они пришли сейчас к власти. Однако у нас с вами нет времени, обсудим её в другой раз, если останемся живы. Согласны?
- Ещё бы! Это - такая тема, к которой я, пожалуй, более вас подготовлен. Вы - не служили в департаменте полиции и не можете знать, что означает еврейское начало в революционном движении России и каковы его цели.
- Но я же заметил, что это разные темы: использование чужих революций для сионистских целей и необходимость сопротивления тирании патриотами.
- Это хорошо, что вы понимаете эту разницу. К сожалению, многие евреи, примыкавшие к российскому патриотическому революционному движению, в том числе, видимо, и Ленин - не знают, что их ловко используют сионисты и иностранные разведки.
- Да, возможно. Я тоже думал об этом. Но сейчас пора подумать, как выехать из России и куда? Если меня выпустят, я возьму и вас с собою.
Дверь отворилась и дежурный охранник объявил:
- Свидание окончено, граждане!
2
Бывший министр иностранных дел Временного правительства профессор Милюков, находившийся в "Крестах" под следствием, уже знал, что власть в России перешла к большевикам, во главе которых стоял Ленин. Он был знаком с ним лично и хорошо помнил, что в Лондоне этот, молодой тогда, человек имел неосторожность заявить, что он не помышляет о власти над государством. Теперь же он захватил эту власть насильно, и профессор, сидевший опять в одиночной камере, не раз уже пытался вспомнить ту лондонскую встречу и что тогда говорилось, чтобы лучше понять, что же всё-таки представляет собою Ленин на самом деле. Так было и сегодня... 59-летний Павел Николаевич мысленно перенёсся в Лондон, будучи выпущенным из "Крестов" на свободу в январе 1902 года. В феврале в Англии не прекращались густые туманы, стояла зимняя, промозглая сырость, однако настроение у Павла Николаевича было прекрасным в тот день. Он только что постоял в центре города на "нулевом меридиане" - это такая металлическая лента длиною метра в полтора, вделанная в асфальт в направлении на северный полюс. Желающие сфотографироваться над нею становились в раскоряку так, чтобы левая нога была относительно меридиана в западном полушарии Земли, а правая - в восточном. Голова смотрит на северный полюс, а между ног у человека - меридиан, отшлифованный подошвами позирующих до зеркальной светлости. А так как Павел Николаевич был историком и мыслил историческими категориями - "столетие", "Великобритания", "рабство", "Босфор" - да ещё был выпущен из рабства на свободу, да ещё под его отвисшим от земного притяжения мужским достоинством оказался нулевой, отполированный меридиан, устремлённый на Северный Полюс, то и настроение у профессора прыгнуло до самой "Полярной Звезды" герценского альманаха, когда-то издаваемого в Лондоне, а душа устремилась не только ввысь, но и вперёд, к общественному прогрессу...
Встречу эту с российским обществом социал-демократов устроил Павлу Николаевичу в собственном двухэтажном деревянном домике на Клеркенвилл Грин, 37-А эмигрант-историк Фёдор Аронович Ротштейн, с которым он был знаком, находясь за границей в своей первой эмиграции. Теперь Ротштейн был женат, приобрёл на деньги жены дом в так называемом "еврейском" районе города Уайтчепеле и знал всех российских революционеров-эмигрантов. Некоторых из них он и пригласил к себе на ознакомительную встречу с Павлом Николаевичем.
Русскими были только Константин Тахтарёв, сын петербургского генерал-лейтенанта в отставке, женатый на подруге Надежды Крупской Апполинарии, миловидной питерской социал-демократке, и Николай Алексеев, также петербургский социал-демократ, инженер-холостяк. Остальные гости были евреями: 5 бундовцев во главе с Ароном Кремером, который произвёл на Павла Николаевича впечатление (однопартийцы же Кремера оказались настолько безликими, что даже свои пенсне носили "под Кремера", с чёрным шнурком с правой стороны; где уж тут упомнить их имена и фамилии. Это были просто евреи и всё) и Ульянов-Ленин с Цедербаумом-Мартовым, которые оказались личностями, несмотря на неприятно отталкивающий вид. Ленин был рыжим и почти лысым, а Мартов - чахоточным курильщиком с жёлтыми, вонявшими никотином, пальцами и с впалой грудью дегенерата.
Отведя в комнату жены 5-летнего сына Эндрю, которого Ротштейн представил собравшимся гостям как Андрюшу, он объявил:
- Господа, я собрал вас к себе по просьбе русского профессора в изгнании Павла Николаевича Милюкова, который только что приехал к нам и никого здесь, кроме вашего покорного слуги, - наклонил голову Фёдор Аронович, - ещё не знает. Он просил меня познакомить его с российскими оппозиционерами. Ему 43 года. Коренной москвич. Учился у профессора Ключевского. Был у графа Толстого в Ясной Поляне, Толстой ему не понравился. Недавно у нашего гостя - я его сейчас приглашу... - вышла книга по истории русской культуры. О ней одобрительно отозвался Ключевский. Гонения на Павла Николаевича в России начались после смерти Александра Третьего - то есть, вот уже 8 лет. И хотя профессор Милюков принадлежит к оппозиции и даже некоторое время находился в петербургской тюрьме, книги его печатались и выходили за границей.
- А за что был посажен? - спросил лохматый черноголовый Кремер.
- Об этом можете спросить его самого... - Ротштейн вышел в соседнюю комнату, где сидел Павел Николаевич и всё слышал, и вернувшись вместе с ним, объявил:
- Павел Николаевич Милюкова, господа! Прошу любить и жаловать... - Выждав, пока стихнут аплодисменты, хозяин дома стал представлять Павлу Николаевичу каждого своего гостя. Названный им привставал, кланялся, и церемония продолжалась дальше. Наконец, когда знакомство было закончено, начались прощупывающие вопросы:
- Уважаемый Павел Николаевич, - спросил Кремер, - а к какой политической платформе среди российской оппозиции вы себя относите? Кто вы: социал-демократ, эсер? Или просто - либерал?
Вопрос показался Павлу Николаевичу неприятным. Всё ещё стоя позади свободного стула и опираясь руками на его спинку, Павел Николаевич растерянно произнёс:
- Понимаете, господа, сказать вам откровенно, так я - ни к какой конкретной партии... не принадлежу пока. И даже... не причисляю себя к её сторонникам. Хотя и признаю их всех... и сочувствую их целям. Я, собственно, и приехал-то сюда с мыслью... попробовать объединить всю заграничную российскую оппозицию... против самодержавия. К каким бы партиям... она ни принадлежала. Нам... всем... необходимо главное: объединить усилия против единоличной власти царя. Ведь это же - чёрт знает что, господа! Весь мир - живёт по законам цивилизации... имеет свои конституции, демократию... и только Россия, словно мы находимся в каких-то джунглях или на необитаемом острове - управляется единственным человеком, вождём племени, который... может поступать, как ему заблагорассудится!
Кремер, словно драчливый петух, повёл лохматой головой, будто приподнимая на своей шее перья:
- Уважаемый профессор! Мы - тоже... - заговорил он голосом, полным внутреннего достоинства, переходящего в самолюбование, поправил пенсне на горбатом массивном носу, - не хуже вас... понимаем здесь... важность объединения всех противоборствующих сил. Но! Не думайте уже... что это - легко сделать на практике. Это - легко только сказать. А на деле - у партий... есть различия: в программах, конечных целях... и даже - в методах ведения борьбы. И каждая из них - уже хочет главенствовать. И затевает поэтому... политическую борьбу с другими уже партиями. Вы это понимаете?
- Вот и я...
- Особенно отличается в этом отношении, - бесцеремонно перебил Кремер черноглазого и бородатого гостя, - газета "Искра". Которая... совсем недавно... уже пыталась подставить ногу... нашему Бунду, например. И нам... вместо борьбы с самодержавием... приходится уже... таки бороться ещё... и друг с другом. Так что преодолеть это - не так-то просто, поверьте нам!
Павел Николаевич обиделся:
- Я не ребёнок... Но ваше "не просто" - ещё не означает "невозможно"!
- Я вам этого... уже не говорил, - продолжал важничать Кремер. - Я сказал: "не просто". И готов уже повторить вам это ещё тысячу и один раз: не просто-о!
- Ну и что же? Ну, не просто, понимаю. Однако начинать-то объединение - всё-таки нужно? - Павел Николаевич повернулся к Алексееву. - Когда-то в России была только одна "Народная Воля". Разве просто было ей начинать своё дело на голом месте?
Словно школьник, не знающий, что сказать, Кремер смущённо произнёс:
- Здесь, в Лондоне, живёт Вера Ивановна Засулич. Она ведь из бывшей "Народной Воли"...
Павел Николаевич, обрадованный этим сообщением, так и вскинулся:
- Вот кто мне нужен! Вот с кого надо начинать! Со старой гвардии, она - поймёт!.. Кто знает её адрес? Где можно с ней встретиться?
Видя, что к дальнейшему разговору гость уже не расположен, со стула поднялся Ленин:
- Приходите завтра часам к 11-ти к нам в редакцию "Искры" - вот вам адрес, - подал он визитную карточку, - там будет и Вера Ивановна. Желаю всего хорошего... - Прощаясь, кивнул хозяину и обратился к Мартову: - Ну что, Юлий, пошли?.. - Обернулся, глядя на Павла Николаевича, заметил: - Будете гулять по городу, знайте: Лондон - это полное одиночество среди миллионов живых существ! Здесь вы ни с кем не разговоритесь, не пошутите. Хотя юмор - обязательная часть выступлений даже министров и дельцов. Так сказала о Лондоне уважаемая Вера Ивановна Засулич.
Мартов добавил:
- А как историку - я вам советую съездить в Гастингс и посетить на холме Сенлак аббатство Святого Мартина. Его построил там нормандский герцог Вильгельм Завоеватель в честь своей победы над последним королём британцев Гарольдом Годвином Вторым.
Павел Николаевич радостно улыбнулся:
- На дочери которого, Джите, был женат киевский князь Владимир Мономах?
- Вот именно. Битва при Гастингсе произошла 14 октября 1066 года на берегу пролива Па-де-Кале. С холмов графства Суссекс хорошо видно место битвы, после которой королём Англии стал бывший герцог Нормандии Вильгельм Первый Завоеватель.
Павел Николаевич опомнился:
- А зачем вы мне об этом?.. Я ведь историк...
Мартов, добродушно смеясь, сознался:
- А хотел показать вам, что и мы... не лыком шиты!
Павел Николаевич рассмеялся тоже:
- Благодарю, вам это удалось вполне! А то мы - робяты Вятски: 20 на 20 - будем драцца, а 20 - на 21, котомки отдадим.
После этого рассмеялись дружно все, и Мартов, довольный тем, что сгладил неудавшуюся встречу шуткой, побежал догонять чем-то озабоченного Ленина, который угрюмо насупившись, молчал. Молчал он и на другой день, уже в редакции "Искры", куда приехал Павел Николаевич, чтобы повидаться с Верой Ивановной Засулич. Но той всё не было, и Милюков завёл разговор с Мартовым уже как со старым и добродушным знакомым:
- Ну, как же так?.. Я понимаю: марксизм - становится везде популярным и потому позицию вашей газеты, отстаивающей это учение, тоже можно понять. Но я совершенно не могу понять полемики вашей газеты против террора и партии эсеров! Ведь после убийства Балмашевым министра внутренних дел Сипягина ваша газета буквально ополчилась на социалистов-революционеров. Получается, что вы нападаете - на народных мстителей! То есть, как бы защищаете... палачей России?!
В комнате появилась и всё слышала обрюзгшая, провонявшаяся от непрерывного курения табаком, старуха. Опережая Мартова, она с одышкой произнесла:
- Да полноте вам! Вовсе мы не защищаем палачей. Объясняем лишь, что террором - ничего не достигнуть!
Мартов вставил:
- Познакомьтесь, это - профессор Милюков, о котором я вам говорил вчера.
- Засулич. Вера Ивановна! - протянула руку старуха, похожая в своей толстой шерстяной кофте и шали на маленькую толстую кубышку или кочан капусты.
- И это говорите мне... вы?! - изумился Павел Николаевич. - Вы, национальная героиня России, стрелявшая когда-то и сама в палача!
- Ой, ну, какая я вам героиня? Оставьте вы это, помилуйте! Ну, убила бы я Трёпова, а другие титулованные хамы остались бы. Что изменилось бы? Вы полагаете, что после этого в России рухнуло бы угнетение? Исчез каторжный труд и хамство начальников?
- Допускаю, что не исчезли бы. Но зачем же высмеивать в вашей газете - и довольно едко! - революционеров, которые убивают... всё-таки мерзавцев, а не порядочных людей?! И заставляют задуматься о смерти - и других мерзавцев! Ведь этим - вы начинаете войну... как бы внутри собственного лагеря. Вместо того чтобы объединить силы, поднимающиеся на борьбу, вы