| |
К 95-летию со дня рождения Леона Закса. Биографический очерк. Первая публикация на портале Classical Music News.Ru: http://www.classicalmusicnews.ru/articles/neverojatnaja-sudba-pervoi-skripki-bolshogo-teatra-k-95-letiju-so-dnja-rozhdenija-leona-zaksa/ |
Доп. информация о Степановой Елене Борисовне: Контакты: |
По словам Марселя Пруста, все мы носим на гранях зрачков силуэт некоего идеала, формирующего наше видение и критерии. И если попытаться представить музыкальный эквивалент такого образа, постоянно звучащий у нас в ушах, то для многих им окажется искусство Леона Закса.' ('Советский артист', 16.12.77.)
НЕВЕРОЯТНАЯ СУДЬБА ПЕРВОЙ СКРИПКИ БОЛЬШОГО Еще при жизни Леона Закса - блистательного музыканта, скрипача-виртуоза, концертмейстера оркестра Большого театра - называли человеком необычной судьбы. Тем не менее, в стенах самого театра, чьи афиши его имя украшало более тридцати лет, мало кто знал, чем же на самом деле необычна его судьба. Но буквально ошеломивший своей фатальностью уход из жизни этого редких дарований солиста прославленного коллектива - в Греции во время Афинского фестиваля искусств в августе 1977 года - в один момент раскрыл секреты и подробности рождения, жизни и смерти этой уникальной личности и без сомнений поставил его судьбу в ряд невероятных судеб XX века.
РОЖДЕННЫЙ В ГОРОДЕ РОЗ Леон Закс родился на самом юге сурового канадского севера - в городе Виндзор. Его появление на свет в этом романтическом месте, которое известно, как 'город Роз', и славится своими многочисленными парками и садами вдоль русла реки Детройт, окутано завесой некоторой таинственности. Родители будущего вундеркинда Борис Закс и Ольга Рейман еще с Эмиграцией первой волны в конце XIX века покинули Россию и отправились в США на поиски счастья. Они осели в американском городе Детройт, столице штата Мичиган. Там и должен был родиться их первенец. Но Богу угодно было изменить ход событий. Как и большинство молодого населения Детройта Борис и Ольга - очень полюбили лодочные прогулки по живописной реке Детройт и на ее противоположный берег, где находится уже Канада, город Виндзор с его живописными зелеными ландшафтами вдоль реки, лесопарками, садами роз, пением птиц и свежим целебным воздухом. Туда и отправилась молодая пара в один из выходных в апреле 1918 года. Но, причалив к канадскому берегу, Ольга, будучи в положении, вдруг почувствовала себя неважно и обратилась к врачу. А 20 апреля 1918 года на свет появился ее первенец - сын Леон.
ПАПА БЕН, ГЕНРИ ФОРД И ЛЕНИН Рождение сына наполнило молодую семью счастьем, но и прибавило ей непредвиденных волнений. У Леона уже в раннем возрасте проявились яркие музыкальные способности. И родители, постоянно испытывавшие нужду, делали все возможное, чтобы учить сына частным образом игре на скрипке. Одно время Заксам удалось наладить в Детройте небольшой бизнес - работу прачечной, но она, к сожалению, просуществовала недолго. Трудился Борис (в Америке его звали Беном) и рабочим тогда на только открывшемся, а впоследствии прославившимся на весь мир заводе Генри Форда (Форд Мотор Компани). Он был одним из тех, кто на заре ХХ века собирал легендарные автомобили Model T. Но и нелегкий труд рабочего не приносил в семью достаточного дохода для обучения маленького Леона игре на скрипке. Тогда же на заводе Форда Борис вступил в коммунистическую партию США. А в 1925 году он с готовностью откликнулся на призыв вождя мирового пролетариата Ленина к американским рабочим - приехать в Россию для участия в стройках молодой Страны Советов. И вся семья, окрыленная новой мечтой и надеждами на лучшую жизнь, навсегда переехала в столицу СССР.
ПОДАРОК ОТ ЛУНАЧАРСКОГО В Москве Леон получил возможность учиться бесплатно. Мало того, по распоряжению наркома просвещения Анатолия Луначарского ему была выделена специальная стипендия из фонда для особо одаренных детей. Сначала он поступил в Музыкальный техникум имени братьев А. и Н. Рубинштейн. Здесь первым педагогом Леона Закса стал замечательный музыкант, ученик основателя русской скрипичной школы Леопольда Ауэра и его последователь Лев Цейтлин. Позднее юный скрипач был переведен в особую детскую группу для одаренных детей при Московской консерватории, сегодня известную как Центральная музыкальная школа. Здесь вместе с ним учились такие впоследствии выдающиеся музыканты как скрипачи Борис Гольдштейн и Леонид Коган, пианистка Роза Тамаркина, виолончелист Федор Лузанов.
А.Констант Смит, 'Москоу Дэйли Ньюз', Май 23, 1935 ЛЕВА ЗАКС, МОЛОДОЙ СКРИПАЧ, ПРОЯВЛЯЕТ ТАЛАНТ Лева Закс, молодой скрипач, недавний выпускник особой детской музыкальной группы, дал свой первый сольный концерт 16 мая в Московской консерватории. Эта детская группа является классом, организованным консерваторией для особо одаренных музыкально детей. Было бы несправедливо учить их в обычной музыкальной школе в одном классе с теми, кто развивается на шаг медленнее, хотя, с другой стороны, было бы и не мудро перевести их в более старший класс. В результате было решено организовать особую группу. После окончания обучения в ней дети продолжают учебу в консерватории и в других высших музыкальных учебных заведениях. Первый концерт показал Закса как серьезного и вполне законченного музыканта, с точки зрения техники. Профессор Цейтлин, его учитель, чей великолепный метод основан на блестящей традиции Леопольда Ауэра, дал своему молодому ученику отличную базу для будущего творчества. Врожденый вкус, чувство ритма, тонкая пальцевая техника - главные достоинства Закса. Мы ждем от него индивидуального качества тона, которое, бесспорно, придет со временем. Его смычковая техника также требует дальнейшего усовершенствования в направлении большей гибкости и свободы. (Перевод с англ. Е.Степановой).
УЧИТЕЛЯ НА ВСЮ ЖИЗНЬ - ЛЕВ ЦЕЙТЛИН И ДАВИД ОЙСТРАХ В 1937 году, будучи студентом Московской консерватории (завкафедрой скрипки - профессор Лев Цейтлин) по классу выдающегося скрипача профессора Давида Ойстраха, Леон Закс принял участие в I Всесоюзном конкурсе скрипачей и виолончелистов и удостоился звания лауреата. К этому времени он - уже несколько лет концертирующий музыкант, успешно выступающий и показавший себя с лучшей стороны на эстрадах разных городов Советского Союза. 'Привлекательная манера игры, понимание стиля и умение раскрыть авторский замысел позволяют отнести Леона Закса к числу наших лучших молодых скрипачей', - отозвался о нем после конкурса крупный авторитет в области преподавания скрипичного исполнительства, автор собственной методики профессор Московской консерватории Константин Мострас.
США 'Дэйли Уоркер', Октябрь 29, 1937 БОРЬБА ЗА УЧАСТИЕ В Москве и других больших городах Советского Союза проходят состязаниия между молодыми музыкантами, которые готовятся принять участие во Всесоюзном конкурсе.
СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР ЦДКА После окончания консерватории Леон Закс был призван в ряды Красной Армии и некоторое время служил в симфоническом оркестре Центрального дома Красной Армии. Работа в этом коллективе позволила ему расширить свой кругозор и впрямую познакомиться с творчеством таких выдающихся дирижеров, как Лев Штейнберг, Оскар Фрид, Курт Зандерлинг и многих других, и приобрести бесценный опыт оркестровой игры. И когда после демобилизации ему предложили участвовать в конкурсе в оркестр Театра оперетты, Леон Закс сумел сразу занять место концертмейстера.
МУЗА НА ВСЮ ЖИЗНЬ В первый год войны Леон встретил главную и единственную любовь своей жизни. Кажется, невозможно придумать более невероятную историю чем эта: судьбоносная встреча произошла на одной студенческой вечеринке; юная темноволосая девушка с зелеными глазами и фарфоровым личиком поразила тогда уже известного в музыкальных кругах молодого скрипача - просто живая муза! Невероятно, но имя девушки оказалось именно Муза. Муза Денисова, студентка Училища имени Гнесиных, вскоре стала женой Леона Закса, подарила ему сына Виктора и дочь Марию. На всю жизнь их связала преданная любовь друг к другу и к музыке. Она длилась тридцать шесть лет и восхищала всех тех, кто знал эту творческую семью.
У ИСТОКОВ КВАРТЕТА ИМЕНИ БОРОДИНА После демобилизации Леон Закс поступает в аспирантуру Московской консерватории и продолжает оттачивать свое скрипичное мастерство под руководством профессора Давида Ойстраха. Будучи учеником легендарного маэстро Петра Столярского, воспитавшего целую плеяду прославленных музыкантов, Давид Ойстрах был настоящим последователем своего наставника. Столярский огромное значение придавал разностороннему развитию музыкантов, а также считал игру в симфоническом оркестре и ансамблевое исполнительство наряду с сольными выступлениями перед публикой неотъемлемыми условиями формирования и развития скрипача-солиста. Эти уроки 'от Столярского' Леон Закс воспринял всем сердцем и на всю жизнь. В аспирантуре он сам понемногу начинает преподавать и занимается широкой исполнительской деятельностью. Кстати, прославленный Квартет имени Бородина первоначально играл в таком составе: Леон Закс (скрипка), Григорий Кемлин (скрипка), Рудольф Баршай (альт) и Валентин Берлинский (виолончель).
ЛЕОН ЗАКС: ОБУЧАЯ, УЧИМСЯ! С 1943 года наряду с непрерывной концертной деятельностью Леон Закс постоянно вел педагогическую работу. Он преподавал: в Школе-десятилетке и Школе-семилетке имени Гнесиных, в училище при Московской консерватории, в Институте имени Гнесиных. Фамилии многих его учеников в разные годы украшали афиши с участием оркестров Большого театра и Музыкального театра имени К.С.Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, оркестра Всесоюзного радио и многих других. 'К педагогической работе у него особое пристрастие и подход. Будучи сам превосходным инструменталистом, работая со студентами, он умеет создать тот необходимый контакт и непринужденную форму общения, без тени менторства (что, как правило, почти всегда бывает уделом людей малознающих), при которой даже самый слабый ученик чувствует себя свободно и полнее раскрывает свои способности. Следуя известному постулату: обучая, учимся, Леон Борисович считает, что педагогическая деятельность полезна любому музыканту-исполнителю, так как приносит пользу обоюдную.' ('Советский артист', ноябрь 1970 года).
БОЛЬШОЙ ТЕАТР С 1945 года Леон Закс - артист симфонического оркестра Большого театра Союза ССР. С тех пор Большой театр захватил все его существо своим величием, праздничностью, великолепной творческой и художнической дисциплиной. 'Театр стал для меня новой высшей школой музыки, - говорил Леон Борисович. - Мне казалось, что работа в его коллективе - высокая честь для представителя любой специальности. Общение с корифеями дирижерского искусства А.Пазовским, Н.Головановым, А.Мелик-Пашаевым, В.Небольсиным, М.Жуковым научило меня смотреть на музыкальный театр как на высшее достижение исполнительства, позволило быть свидетелем высочайших эталонов прочтения произведений классического и советского репертуара.' ('Советский артист', ноябрь 1970 года). В юбилейном для Большого театра 1951 году, в связи с празднованием 175-летия театра, Леон Борисович Закс был награжден орденом 'Знак Почета'.
ПЕРВАЯ СКРИПКА БОЛЬШОГО В 1964 году объявляется конкурс на место концертмейстера симфонического оркестра Большого театра. Леон Закс блестяще выдерживает его и становится первой скрипкой одного из крупнейших оркестров в мире. 'Тут следует особо сказать о Леоне Борисовиче как о концертмейстере, - говорил работавший с ним в те годы дирижером Большого театра маэстро Фуат Мансуров. - У меня лично к концертмейстерам оркестра особый пиетет. По-моему, это люди особенной воли, особого характера и железных нервов. Каждый из нас, исполнителей, знает, что игра в оркестре и исполнение solo в оркестре - это две разные специальности, поэтому я с величайшим почтением отношусь к человеку, играющему solo в оркестре; я даже не смотрю в его сторону (он и без этого волнуется больше, чем весь оркестр), так как очень переживаю за него. Все мы многократно слушали solo Леона Закса, но всякий раз поражает удивительная стабильность его игры, теплый, ласковый звук, безупречная 'снайперская' интонация и высокая культура его музыкальной речи. Спасибо ему на это!' ('Советский артист', ноябрь 1970 года).
СОЛО НА СТРАДИВАРИУСЕ 'Звук его скрипки навсегда запечатлелся в памяти каждого. Все в игре Леона Борисовича, да и в его человеческом облике, излучало свет истинного благородства. Каждый штрих, каждый жест были проникнуты духом высокого и темпераментного артистизма, интенсивностью творческого горения души.' ('Советская музыка', №5, 1978). 'Некоторые скажут: но он ведь играет на Страдивариусе! Да, на подлинном Страдивариусе, причем знаменитом - этот коллекционный инструмент некогда принадлежал маршалу Михаилу Тухачевскому. Но ведь это и есть акт высокого доверия и оценка исполнительского мастерства Леона Закса.' ('Советский артист', ноябрь 1970 года).
УРКИ СТОЛЯРСКОГО В ЖИЗНЬ! Для своих младших коллег по оркестру 'Леон Борисович был образцом во многих отношениях. Человек утонченной духовной культуры, безупречного вкуса, он никогда не замыкался в рамках оркестровой работы. Его интересовало все: история, литература, поэзия, живопись, концертная жизнь, исполнительство и композиторское творчество. Музыкальный кругозор его был невероятно широк: Леон Борисович знал, любил и играл музыку самую разную - от старинных сонат до новейших сочинений композиторов XX века: Стравинского, Мессиана, Хиндемита, Шостаковича, Вайнберга... Годы не притупляли, а лишь обостряли его удивительную творческую активность, восприимчивость ко всему новому, интересному... В последние месяцы жизни он выучил и сыграл труднейшую скрипичную партию в 'Квартете на конец времени' Мессиана, за несколько недель до кончины совершил большое гастрольное турне по городам Италии в составе Трио Большого театра...' ('Советская музыка', №5, 1978 год).
ВЛАДЕТЬ ПЕРОМ 'Во всем Леон Борисович оставался яркой, незаурядной личностью, в которой сочетались артистически-приподнятый романтический пафос и строжайшая интеллектуальная самодисциплина. Его суждения отличались той подлинной оригинальностью и независимостью, которая проистекает из органического качества ума, мыслящего смело и без оглядки на все привычное.' ('Советская музыка', №5, 1978 год). В архиве сына Леона Закса Виктора Денисова сохранились пожелтевшие номера газеты 'Советский артист', где отец на протяжении долгого времени занимал должность заместителя ответственного редактора. Надо сказать, что сам Леон Борисович блестяще владел пером. Поразительны его журналистские заметки о невидимых стороннему глазу буднях Большого театра. В них оживают подлинные минуты творчества, ставшие уже его давней историей. И поражаешься, каким абсолютным доверием окружающих пользовался написавший эти строки человек: как он по-детски искренен, откровенен, бесстрашен и открыт в оценках труда своих коллег! И как он в то же время доброжелателен ко всем, о ком пишет! 'Леон Борисович Закс был не только замечательным художником, но и принадлежал к лучшим представителям современной интеллигенции, мыслящей и действующей.' ('Советский артист', 16 декабря 1977 года).
Балет 'Сказка о каменном цветке' (Черновой прогон спектакля) Работа над новым балетом С.Прокофьева продолжается. 30 декабря был проведен первый прогон спектакля. Коллектив оркестра в общем успешно исполнил трудную партитуру. С каждой репетицией артисты и дирижер все больше 'въигрываются' в музыку, шлифуют детали. На сцене далеко не все сделано. Создается впечатление, что некоторые важные элементы спектакля не решены полностью самим постановщиком Л.Лавровским. Один из главных персонажей - Катерина. Исполнительница этой роли Галина Сергеевна Уланова находится видимо еще в поисках образа, не танцует в полную силу. Это в свою очередь не дает возможности дирижеру Ю. Файеру установить точные темпы. Некоторые массовые сцены не доработаны. Много в спектакле чисто технических трудностей (перемены декораций, освещение, бутафория). Однако, можно с уверенностью сказать, что спектакль получился красочным, ярким, интересным. Дальнейшие репетиции покажут, что еще необходимо сделать для того, чтобы выпустить хороший спектакль. (Леон Закс, 'Советский артист', 6 января 1954 года.)
КОНЦЕРТЫ В АФИНАХ Каждый вечер зал кинотеатра 'Орфей', вмещающий около двух тысяч человек, переполнен. Несмотря на высокие цены на билеты, достались они только счастливчикам, ибо желание увидеть прославленный Большой балет здесь очень велико. Условия для работы у нас трудные - много репетиций, спектакли начинаются в 10 часов вечера ( по московскому времени в 11 часов вечера), нет репетиционных помещений для балета. Сцена маленькая и низкая, покрыта ленолиумом, танцевать на ней очень трудно. Концерты проходят с большим успехом. Трудно сказать, что больше понравилось зрителям но, пожалуй, классика: второй акт 'Лебединого озера', 'Умирающий лебедь' (Е.Рябинкина бисировала этот номер), бисировался испанский танец из 'Лебединого озера' (Т.Варламова, Л.Дмитриева, Н.Симачев, И.Покровский), бисировала Л.Богомолова вариацию из 'Дон Кихота'. Те номера, что не бисировались, тоже имели большой и заслуженный успех. В этом успехе большая заслуга А. Мессерера, помогающего артистам советами, контролем. Мне трудно выделить кого-либо из наших артистов. На сцену я смотреть почти не могу (это не Большой театр), хотя оркестрового помещения как такового здесь нет: снято несколько рядов партера, и оркестр сидит на их месте, отгороженный барьером от публики... (Леон Закс, наш спец.корр., Афины. 'Советский артист', 17 мая 1963 года.)
ПОЛЕТ ИКАРА А спустя 14 лет и три месяца здесь же, на земле Эллады, во время Афинского фестиваля искусств, трагическая нелепая случайность оборвала жизнь выдающегося музыканта, скрипача-виртуоза, первой скрипки Большого театра Леона Закса. '...Жаркий августовский день в Греции. Короткая остановка на горной дороге, неподалеку от Коринфа. Дивный пейзаж - солнце, море, вдалеке - цепочка скалистых островов, покрытых зеленью олив. В воздухе покой, безмятежность. И вдруг - неожиданное скольжение и падение в пропасть, окруженную стеной неприступных скал... Так трагично, буквально в несколько секунд оборвалась жизнь замечательного музыканта.' (Советская музыка', №5,1978). "В Эпидавре, в неподвижности, в том великом покое, который сошел на меня, я почувствовал, как бьется сердце мира." (Генри Миллер)
'И хотя Леону Заксу суждено было родиться за океаном, а умереть на земле Эллады, исколесить почти весь свет и увидеть многое из того, что было создано человечеством за долгие века существования, он всегда ощущал 'сердцевину мира' там, где провел свою не столь долгую, но наполненную, яркую истинно творческую жизнь.' ('Советский артист', 16 декабря 1977 года). |
|