| |
Предисловие ОТ ИЗДАТЕЛЯ Дмитрия Родионова, генерального директора ГЦТМ им. А. А. Бахрушина к книге: Ю. А. Бахрушин. Воспоминания. ГЦТМ им. А. А. Бахрушина, Москва, 2012. |
Доп. информация о Степановой Елене Борисовне: Контакты: |
ОТ ИЗДАТЕЛЯ "Воспоминания" Юрия Алексеевича Бахрушина - книга уникальная. Работа над ней началась в 1941 году и завершилась только в 1955 году, автор дал рукописи название "Из мрака времён". Впервые "Воспоминания" были опубликованы в 1994 году стараниями сотрудников ГЦТМ, и прежде всего Н.И. Сочинской. Настоящее издание, подготовленное к 100-летию со дня передачи А.А. Бахрушиным своего музея в дар российскому народу и к 150-летию со дня рождения К.С. Станиславского, искренне надеюсь, станет значительным вкладом в сохранение исторической памяти и ярким подтверждением важности личного участия в этом деле каждого человека, любящего свою страну, свой народ и его культуру. Представляя книгу читателю, кажется важным рассказать об авторе - Юрии Алексеевиче Бахрушине, который был и останется для нас образцом служения культуре и Отечеству. Юрий (Георгий) Алексеевич Бахрушин (15(27) января 1896 - 4 августа 1973) - сын Алексея Александровича Бахрушина, промышленника и мецената, общественного деятеля, основавшего в 1894 году первый в России литературно-театральный музей, который впоследствии стал Государственным центральным театральным музеем им. А.А. Бахрушина. К концу XIX века Бахрушины входили в число самых почитаемых московских купеческих семейств и были широко известны своей благотворительной деятельностью, а Василий Алексеевич и Александр Алексеевич (отец Алексея Александровича и дед Юрия Алексеевича) были удостоены звания "Почётный гражданин города Москвы". Мать Юрия Алексеевича - Вера Васильевна Носова - происходила из семьи крупных московских текстильных фабрикантов, она всячески поддерживала мужа в музейных делах, имела пожизненное членство в Русском театральном обществе, принимала самое активное участие в устройстве благотворительных базаров и изготовлении подарков для действующей армии. Традиции семьи не могли не оказать сильного и благотворного влияния на жизненные устремления молодого человека, а поездки с родителями в Берлин, Париж, Вену, Мадрид, Геную, Милан, Венецию, Ниццу позволили ему непосредственно познакомиться с европейской культурой и укрепить владение английским и французским языками. Юрий Алексеевич с детских лет полюбил театр, а история русского балета со временем стала главным делом его научно-исследовательской деятельности. Страстный интерес к отечественной культуре, стремление сохранить её исторические свидетельства мы сегодня смело назовем определяющей чертой русского интеллигента. Ю.А. Бахрушин окончил Московское реальное училище К.Ф. Воскресенского (1914)1, затем учился в Московском коммерческом институте, директор которого 28 ноября 1915 года выдал своему слушателю следующую справку: "Юрий Алексеевич Бахрушин уполномочен мною для сбора пожертвований "солдату на праздник". Означенные пожертвования будут разложены по кисетам слушателями института и отправлены на передовые позиции через посредство Московского городского самоуправления"2. В это же время Юрий Алексеевич серьёзно занимался живописью в классах рисования и живописи И.О. Дудина и К.Ф. Юона. Обстоятельства военной поры не позволили Бахрушину завершить высшее образование: вместо института он закончил Александровское военное училище и с декабря 1916 года по февраль 1918 года служил в Петроградском Измайловском полку, где ему было присвоено звание подпоручика. После демобилизации с февраля 1918 года по июль 1919 года работал в постановочной части Большого театра. Затем был мобилизован в Красную армию, но прослужил в Особом конном и 1-ом Московском полках пять месяцев: последствия ранее полученной контузии в голову "вернули" его в мирную профессию. С декабря 1924 года начинается новый этап в жизни - работа по приглашению К.С. Станиславского в его Оперном театре3, выросшем из Оперной студии при Большом театре (ныне Музыкальный академический театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко), сначала в качестве заведующего постановочной, а затем литературной частью. К тому времени Ю.А. Бахрушин знаком с К.С. уже давно: Станиславский был дружен с отцом и присутствовал в их доме как член попечительского совета по торжественной передаче литературно-театрального музея в ведение Императорской академии наук, состоявшейся 25 ноября 1913 г. Работу под руководством Станиславского Юрий Алексеевич назовёт в воспоминаниях счастливым временем. Немалая заслуга принадлежит Юрию Алексеевичу в сохранении и пополнении фондов ГЦТМ материалами о творческой деятельности К.С. Станиславского, благодаря которым эту коллекцию можно отнести к одной из самых значительных в России. Именно К.С. Станиславский спас музей от закрытия и перевода фондов в другие музеи, обратившись письмом к Сталину, и ретивые чиновники на время оставили музей в покое. Параллельно с работой у К.С. Станиславского Ю.А. Бахрушин принимает активное участие в создании Государственного литературного музея в Москве, выполняя поручения В.Д. Бонч-Бруевича по сбору материалов для музея в разных регионах страны. После смерти К.С. Станиславского Ю.А. Бахрушин почти сразу покинул Оперный театр (1939 г.) и около четырех лет как "свободный художник" зарабатывал на жизнь литературным трудом4. Он был скромным человеком и стойко переносил житейские невзгоды социалистического общежития, всегда оставаясь достойным примером подлинного интеллигента. Значительный этап в жизни Ю.А. Бахрушина был связан с педагогической деятельностью в Московском хореографическом училище, ГИТИСе, Глазуновском музыкальном училище, школе при Ансамбле народного танца под руководством И.А. Моисеева. Им восхищались ученики, он обладал талантом увлечь слушателей любовью к искусству, развивал умение творчески мыслить. Народная артистка СССР, прима-балерина музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко М.С. Дроздова вспоминает "юную энергию" Ю.А. Бахрушина, притягательную силу личности, называет его "кладезем знаний, кладезем понимания не только балета, но и вообще искусства". Он говорил: "Нельзя быть очередным исполнителем, надо быть индивидуальностью"5. Литературный талант Бахрушина бесспорен. "Воспоминания" написаны легким и ясным языком и читаются на одном дыхании. Нельзя не попасть под обаяние его рассказов о "путешествиях" верхом по окрестностям близ Верино, где семья проводила летнее время. (Усадьба названа А.А. Бахрушиным по имени жены.) В один из таких выездов Юрий попадает в сельцо Жодочи и обнаруживает заброшенный усадебный дом, зорко сохраняемый управляющим и его женой. Внешность дома, его убранство, а главное - "застекленные шкафы красного дерева, сплошь набитые книгами, стоявшими в идеальном порядке", а также связки писем и рукописей - семейный архив хозяев, пленили воображение юноши возможностью "проникнуть в жизнь давно ушедших людей, узнать их заботы, радости и печали, пожить их мыслями, волнениями и переживаниями". Разработан план "знакомства с библиотекой и с архивом", который и позволил узнать из первоисточников историю дома и его владельцев. Одни лишь письма Н.С. Кологривова, чиновника особых поручений канцелярии московского генерал-губернатора Закревского, содержали удивительно разнообразную панораму культурной жизни столицы 40-х годов XIX века. Открытия приводят автора в восторг, но и погружают в "смутное состояние духа": "Я прекрасно понимал, что всё это обречено на гибель, но как спасти хотя бы часть?" И далее: "Выход был найден, и я смело вступил на путь воровства. Да! Я крал и не стыжусь этого, так как будущее меня оправдало. От всего того, что было в Жодочах, впоследствии не осталось ничего, за исключением того, что украл и спас я. Ныне всё это находится в государственных хранилищах, в которые я это передал...". Начавшаяся война 1914 года и мобилизация в армию не дали возможности молодому человеку завершить "операцию" по спасению жодочского архива. Юрий Алексеевич заканчивает мемуары сообщением прессы об убийстве австрийского наследника Франца-Фердинанда, ставшем "спусковым крючком" первой мировой войны, и своим признанием: "... я был далёк от мысли, что стою в преддверии величайшей политической и социальной катаклизмы, которая перевернёт весь мир вверх дном". К сожалению, нет достоверных сведений были ли написаны Юрием Алексеевичем мемуары о времени после "катаклизмы". Описание этих времён не только потребовало бы от автора мужества, но и могло дорого обойтись его близким. Каким был бы рассказ Ю.А. Бахрушина о "другой" России - советской, можно только предполагать. Один из редких моментов, когда автор позволяет себе в "Воспоминаниях" перенестись во времени и заглянуть в "будущее", - рассказ о посещение церкви в Старо-Никольском после революции, - даёт основание думать, что "ура-коммунистическими" эти воспоминания вряд ли могли быть: "То, что я увидел, придя на место, превзошло все мои ожидания. В храме, двери которого были распахнуты настежь, творилась в полной мере мерзость запустения: свечные ящики были опрокинуты, на полу были рассыпаны медные деньги царской чеканки, в углах было нагажено и всюду валялись щепки, опилки и куски отбитого золотого левкаса. По-видимому, иконостас - творение безвестных русских мастеров - был варварски распилен и расколот на дрова. Фигуры святых в куполе были сорваны и также уничтожены. И во всей церкви не осталось ни одной иконы - они все куда-то бесследно исчезли". Художественная деятельность Ю.А. Бахрушина разнообразна и, можно сказать, всеохватна, но всё же в первую очередь он балетовед, критик, историк театра. Основная область его научной и просветительской деятельности была связана с исследованиями истории русского балета, плодотворным результатом которых явилось множество публикаций, статей, книг: о балерине Е.А. Санковской, балетмейстерах А.А. Горском, К.Я. Голейзовском, основателе Воспитательного дома - предтече Московского хореографического училища И.И. Бецком; о балетах П.И. Чайковского и их сценической истории; о главном машинисте и декораторе Большого театра К.Ф. Вальце (мемуары К.Ф. Вальца были литературно обработаны Ю.А. Бахрушиным во второй половине 20-х годов и вышли в 1928 году в издательстве "Academia" с предисловием И.И. Соллертинского под названием "65 лет в театре"). Совместно с Ю.И. Слонимским Ю.А. Бахрушин подготовил к выходу в свет воспоминания балетмейстеров А.П. Глушковского и И.И. Вальберха. Все эти издания стали неотъемлемой частью российского балетоведения. Особо следует выделить изданную в 1965 году "Историю русского балета", над которой Ю.А. Бахрушин работал почти четверть века. Это выдающийся труд по истории возникновения и развития балетного искусства в России, от истоков и до революции 1917 года, одно из первых фундаментальных исследований этой темы в России. Книга была рекомендована Министерством культуры РСФСР в качестве учебного пособия для студентов институтов культуры, учащихся театральных, хореографических учебных заведений, неоднократно переиздавалась и до настоящего времени представляет значительный интерес для всех любителей балета. Научно-исследовательская и литературно-критическая деятельность Ю.А. Бахрушина, его подвижническая деятельность по сохранению отечественного культурного наследия в качестве члена Комиссии "Старая Москва" и Общества по изучению русской усадьбы стали неоценимым вкладом в русскую культуру. Труды Ю.А. Бахрушина востребованы и сегодня критиками и историками театра. Настоящее издание "Воспоминаний" ставит перед научными сотрудниками музея крайне важную научно-исследовательскую и историческую задачу, которая в силу разных обстоятельств не была выполнена предыдущими поколениями хранителей. Предстоит создать объективную и полномасштабную летопись Государственного центрального театрального музея им.А.А. Бахрушина, написать биографию А.А. Бахрушина, издать его переписку, издать и рукопись Ю.А. Бахрушина по истории русского провинциального балета XVIII - начала XIX вв. и его переписку с выдающимися деятелями культуры. Всё это вместе станет бесценным сводом материалов по истории отечественной культуры. Дмитрий Родионов
Примечания |
|