Аннотация: Ночная репетиция "Каштанки" А.П.Чехова в Театре-доме С.О.Зелинского в 2х действиях
ИСКУШЕНИЕ
СНЕГОМ
Ночная репетиция 'Каштанки'
в Театре-доме С.О.Зелинского
в двух действиях
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
ЗЕЛИНСКИЙ СТАНИСЛАВ ОЛЕГОВИЧ Режиссер, за 50
КОЛЕСОВА ЮЛИЯ ВАДИМОВНА Актриса, 25-27 лет
КОЛЕСОВ ЛУКА АЛЕКСАНДРОВИЧ Бывший актер, бывший муж Колесовой, за 50
РАХМАНОВ ПАВЕЛ ПАВЛОВИЧ Актер, за 80
ГРАЧ ТЕОДОР ТИМОФЕЕВИЧ Актер, около 40
МИНИН ИВАН ИВАНОВИЧ Актер, около 40
ГАЛИНИНА АННА ВАСИЛЬЕВНА Осветитель, около 40
СЛАДКОВА ЛИДИЯ ИВАНОВНА Помощник режиссера, около 50
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
1. ДУРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Сцена театра. Полумрак. Угадывается фигура Зелинского. В его движениях удивительно сочетаются манерность и сосредоточенность. Репетирует вступительное слово, может быть, отвечает на вопрос невидимого журналиста.
ЗЕЛИНСКИЙ ...и уж если это ветер, непременно пронзительный ветер... холодно, неуютно... Отсюда, наверное, эта наша самозабвенная привязанность к зрелищам, празднествам... После Чехова нелепо утверждать, что человеку в России когда-нибудь было по-настоящему уютно... Неловкость. Теперь, всегда...
Свет постепенно набирает силу. С искрами и треском взрывается одна из ламп. Зелинский ослеплен. Некоторое время руками закрывает глаза.
ЗЕЛИНСКИЙ Вот вам и незамедлительное подтверждение моих слов. (Смеется.) Возьмем, к примеру, весну. Удивительное, благодатное время года. Природа пробуждается. А что у Чехова?
Зелинский извлекает из кармана пиджака клочок бумаги, очки, водружает очки на нос, закашливается, достает носовой платок, сморкается, прячет платок.
ЗЕЛИНСКИЙ А что у Чехова?.. 'В Бердичевах, Житомирах, Ростовах, Полтавах - грязь по колена. Грязь бурая, вязкая, вонючая... Прохожие сидят дома и не показывают носа на улицу: того и гляди, что утонешь черт знает в чем. Оставляешь в грязи не только калоши, но даже и сапоги с носками. Ступай на улицу, коли необходимость, или босиком, или же на ходулях, а лучше всего и вовсе не ходи. В матушке Москве...'
Входит Галинина.
ГАЛИНИНА (Грубым мужским голосом, не обращая внимания на Зелинского, поверх зрительного зала, очень громко.) Витенька, дай восьмерочку!
Управляемый неким Витенькой свет на время становится главным действующим лицом.
ЗЕЛИНСКИЙ Анна Васильевна! Нельзя же так, в самом деле!..
ГАЛИНИНА Тройку!
ЗЕЛИНСКИЙ Анна Васильевна!
ГАЛИНИНА Так! Теперь - четвертый и пятый... Хорошо... Всё! Убирай! (Покидает сцену.)
ЗЕЛИНСКИЙ (Выдержав паузу, возвращается к чтению.) 'В матушке Москве, надо отдать справедливость, сапог в грязи не оставишь, но в калоши непременно наберешь. С калошами можно распрощаться навсегда только в весьма немногих местах. А именно: на углу Кузнецкого и Петровки, на Трубе...'
Сцена наполняется ослепительно ярким светом.
ЗЕЛИНСКИЙ В чем дело?!
Обрушивается металлический марш.
По сцене, чеканя шаг, шествует полк солдат.
Поравнявшись с Зелинским, воины, повернув головы, отдают ему честь.
Неожиданно возникает внезапная, на половине фразы, тишина и, в унисон ей - полумрак.
ЗЕЛИНСКИЙ (По-видимому, обращается к Витеньке. Крайняя степень раздражения.) В чем дело?!.. В чем дело, я спрашиваю?! (Пауза.) Все. Потерял мысль. (Прячет подсказку в карман, снимает очки.) Что-то о снеге... Все находятся в оцепенении... Нет, не то... Как будто все и всё - в ожидании снега... Вот просыплется снег, укроет уличное безобразие, и души наши укроет... И то верно. Сладко спится, когда снег. (Невидимому Витеньке.) Что, все же происходит, друзья мои?! Третьего - премьера! (Усаживается в кресло, рукой потирает грудь в области сердца.) Лида!
Пауза.
Яркий свет, металлический марш.
По сцене, уже в обратном направлении, шествует знакомый нам полк солдат.
Поравнявшись с Зелинским, воины, повернув головы, отдают ему честь.
Неожиданно возникает внезапная, на половине фразы, тишина и, в унисон - полумрак.
ЗЕЛИНСКИЙ Да что такое?!.. Кто?! Кто?!..
Тенью из-за кулис просачивается согбенная фигура Колесова.
КОЛЕСОВ Это я, Стас.
ЗЕЛИНСКИЙ Кто здесь, Лида?!
КОЛЕСОВ Это я, Стас.
Пауза.
ЗЕЛИНСКИЙ Колесов, ты?
КОЛЕСОВ Я.
ЗЕЛИНСКИЙ Ты как здесь оказался?
КОЛЕСОВ У вас ночная репетиция?
ЗЕЛИНСКИЙ Как ты проник сюда?! Я же велел никого не пускать!
КОЛЕСОВ У вас ночная репетиция?
ЗЕЛИНСКИЙ Что тебе нужно?
Врывается неуклюжая тучная Сладкова. У нее в руках флакончик с лекарством и рюмка.
СЛАДКОВА Что с вами, Станислав Олегович?! (Каплями наполняет рюмку.) Вам плохо, Станислав Олегович?! Сердце?! (Протягивает лекарство Зелинскому.)
ЗЕЛИНСКИЙ (Выбивает рюмку из рук Сладковой.) Да ты что, Лида?! Разве можно мне теперь?! Я немедленно усну!.. Лида, ты в своем уме?
СЛАДКОВА Что же теперь, умереть на сцене?
ЗЕЛИНСКИЙ Лида, кто?.. кто велел массовке... что, что, кто, кто это?!
КОЛЕСОВ Это я, Стас.
ЗЕЛИНСКИЙ Кто пустил его сюда, Лида?!
Сладкова, придерживая затылок Зелинского, силой вливает ему в рот лекарство.
ЗЕЛИНСКИЙ Лида, Лида, что же ты делаешь со мной, Лида? Что же вы все делаете со мной?!
СЛАДКОВА (Колесову.) Шли бы вы, Лука Александрович, разве не видите вы, что творится? Нехорошо здесь. Ступайте себе, прошу.
ГОЛОС ГАЛИНИНОЙ Дай-ка, Витенька, еще раз!
Вспышка света, и, следом, сумерки. Звуки вьюги.
СЛАДКОВА Принесу одеяло, Станислав Олегович?
ЗЕЛИНСКИЙ На шута мне одеяло?!
СЛАДКОВА Ветер.
ЗЕЛИНСКИЙ Ты что, издеваешься надо мной?.. Ступай, Лида, Бога ради, мне уже легче. (Поверх зрительного зала.) Где снег?.. В чем дело?! Почему только вьюга?
ГОЛОС ГАЛИНИНОЙ Машина сломалась.
ЗЕЛИНСКИЙ Что?!
ГОЛОС ГАЛИНИНОЙ Сломалась машина. Мастера уже вызвали.
Пауза.
ЗЕЛИНСКИЙ Мастер уже здесь?
ГОЛОС ГАЛИНИНОЙ Пока нет. Ждем. Говорит, много заказов. (Тихо, ворчливо.) Всем вдруг понадобился снег.
ЗЕЛИНСКИЙ Не слышу!
ГОЛОС ГАЛИНИНОЙ (Громко.) Всем нужен снег.
ЗЕЛИНСКИЙ Кому?
ГОЛОС ГАЛИНИНОЙ Всем!
Пауза.
ЗЕЛИНСКИЙ Да уберите вы эти завывания, наконец! Я себя не слышу! (Пауза.) Всё пропало!
СЛАДКОВА Обойдется, Станислав Олегович, вот увидите, обойдется. Еще вспомните меня... Я - поросячий глаз. Что скажу, то и сбудется.
ЗЕЛИНСКИЙ Содом и Гоморра.
СЛАДКОВА Нет, нет. Все как всегда будет замечательно. Очень красиво! Очень!..
ЗЕЛИНСКИЙ Замечательного ничего не будет.
Воцаряется тишина.
СЛАДКОВА Вот, ветер перестал. (Уходит.)
Пауза.
ЗЕЛИНСКИЙ (Колесову.) Ты зачем пришел, Колесов?
КОЛЕСОВ У тебя Юлька занята?
ЗЕЛИНСКИЙ Лука. У нас третьего спектакль. Пожалуйста. Ступай... Тебе надо денег?
КОЛЕСОВ При чем здесь деньги?
ЗЕЛИНСКИЙ (Достает из кармана ключ.) Вот - ключ. Возьми. Пойди ко мне в кабинет. Там в шкафчике, ты знаешь где, есть водка. Возьми. И уходи, пожалуйста... Ключ оставишь на вахте.
КОЛЕСОВ При чем здесь водка?
ЗЕЛИНСКИЙ Что тебе надобно, Лука?
КОЛЕСОВ У тебя Юлька занята?
ЗЕЛИНСКИЙ Ты мне ее не тронь!
Колесов берет у Зелинского ключ и удаляется.
ГОЛОС ГАЛИНИНОЙ Зачем он приходил, Стас?
ЗЕЛИНСКИЙ (Поверх зрительного зала.) Тишина!
ГОЛОС ГАЛИНИНОЙ Подумаешь...
ЗЕЛИНСКИЙ Тишина, я сказал!
Возобновляются звуки вьюги.
ЗЕЛИНСКИЙ Анна Васильевна, вы сведете меня с ума!
ГОЛОС ГАЛИНИНОЙ Спасибо.
Вновь тишина.
Поддерживая под руку, Колесова выводит на сцену старца Рахманова.
За плечом у актера громоздкий аккордеон, он с трудом переставляет ноги.
ЗЕЛИНСКИЙ (Громко.) Пал Палыч, ну что, в самом деле?! Вам-то можно было не приходить сегодня. Что же мы третьего числа будем с вами делать?
РАХМАНОВ (Очевидно не слыша Зелинского.) Сейчас, сейчас... (Снимает и устраивает аккордеон на груди.)
ЗЕЛИНСКИЙ (Громко.) Пал Палыч!
РАХМАНОВ Сейчас, сейчас...
ЗЕЛИНСКИЙ (Поверх голов. В интонациях обреченность.) Дайте музыку.
Звучит мелодия 'Половецких плясок' Бородина.
Колесова поет.
Ее леденящий душу голос не надолго задерживается в требуемой тональности, смело отправляется на поиски новой, довольно скоро обнаруживает свою неготовность к подобного рода путешествию, и, не без труда возвращается к точке отправления. Как выясняется, только для того, чтобы еще раз повторить этот диковинный музыкальный узор. Вероятно подобными голосами обладали сирены, лишавшие рассудка аргонавтов.
ЗЕЛИНСКИЙ Юля! В чем дело?!
Пение прекращается.
ЗЕЛИНСКИЙ Юля, пожалуйста.
КОЛЕСОВА Молодая рыжая собака - помесь такса с дворняжкой, очень похожая мордой на лисицу, бегала взад и вперед по тротуару и беспокойно оглядывалась по сторонам. Изредка она останавливалась и, плача, приподнимая то одну озябшую лапу, то другую, старалась дать себе отчет: как это могло случиться, что она заблудилась? Она отлично помнила...
РАХМАНОВ (Громко, как всякий недослышащий человек.) Во гресех роди мя мати во утробе моей! Ох, грехи, грехи! Теперь вот мы по улице идем и на фонарики глядим, а как помрем - в гиене огненной гореть будем...
Врывается Сладкова с одеялом и решительно принимается укутывать ноги Зелинского.
ЗЕЛИНСКИЙ Лида, ну зачем это? Не нужно, Лида...
СЛАДКОВА И не спорьте, я женщина и лучше знаю, что вам нужно!
ЗЕЛИНСКИЙ Лида, вы мешаете мне!
Сладкова забирает одеяло и уходит в слезах.
ЗЕЛИНСКИЙ Пал Палыч, там вначале несколько другой текст.
Музыка прерывается.
РАХМАНОВ Тьфу ты, черт! Давайте повторим.
Звучит мелодия 'Половецких плясок' Бородина.
ЗЕЛИНСКИЙ И, пожалуйста, Пал Палыч, слушайте Юленьку.
РАХМАНОВ (Громко, как всякий недослышащий человек.) Во гресех роди мя мати во утробе моей! Ох, грехи, грехи! Теперь вот мы по улице идем и на фонарики глядим, а как помрем - в гиене огненной гореть будем...
ЗЕЛИНСКИЙ Пал Палыч! После Юленьки!.. И там несколько другой текст, Пал Палыч... А гиена огненная - позже!.. А сперва другой текст.
Музыка прерывается.
РАХМАНОВ (Достает из кармана роль.) Что вы мне рассказываете? У меня отличная память! (Прищурившись, изучает текст.) Ну вот же - Во гресех роди мя мати во утробе моей...
ЗЕЛИНСКИЙ (Из последних сил демонстрируя ангельское терпение.) Это позже, Пал Палыч.
РАХМАНОВ Значит, мне дали не ту реплику.
Пауза.
ЗЕЛИНСКИЙ Юленька, пожалуйста.
РАХМАНОВ У меня отличная память. Молодой позавидует. А ведь мне уже восемьдесят пять будет.
ЗЕЛИНСКИЙ Юленька, пожалуйста.
РАХМАНОВ Я вам в ответ вот что скажу - доживите до моих лет, а уж потом голос подавайте.
ЗЕЛИНСКИЙ Юленька, пожалуйста.
Звучит мелодия 'Половецких плясок' Бородина.
КОЛЕСОВА От радости, что ее взяли гулять, она прыгала, бросалась с лаем на вагоны конножелезки, забегала во дворы и гонялась за собаками. Столяр то и дело терял ее из виду, останавливался и сердито кричал на нее. Раз даже он с выражением алчности на лице забрал в кулак ее лисье ухо, потрепал и проговорил с расстановкой:
РАХМАНОВ Чтоб... ты... из... дох... ла, холера!
Колесова поет без слов. Ее пение напоминает собачий скулеж.
Сцена наполняется ярким светом. По сцене, чеканя шаг, шествует полк солдат. Поравнявшись с Рахмановым, воины, повернув головы, отдают ему честь.
ЗЕЛИНСКИЙ Лида!
Появляется Сладкова с одеялом.
ЗЕЛИНСКИЙ Да оставь же ты это одеяло!.. Ты не тем занята, понимаешь?!.. Третьего - спектакль! Что с массовкой?!
Сладкова уходит в слезах.
ЗЕЛИНСКИЙ Лидия Ивановна!
Входит Сладкова без одеяла.
ЗЕЛИНСКИЙ Пожалуйста, приготовьте массовку.
СЛАДКОВА (В слезах.) Это за то, что я беззаветно... за все, что я делаю для вас...
ЗЕЛИНСКИЙ Пожалуйста, Лида. Не нужно слез! Не нужно сейчас этого! Не место и не время, Лида!.. Лида, будь внимательна, прошу! Вот теперь, не раньше и не позже - фрагмент с солдатами!.. Лида, пожалуйста, приготовьте массовку. (Пауза.) Лида. Что мне делать с тобой? Ну, хочешь, я каждый день стану дарить тебе цветы?
Сладкова, сконфузившись, ретируется.
Вьюга.
ЗЕЛИНСКИЙ Юленька, пожалуйста! Фрагмент с солдатами.
КОЛЕСОВА (В голосе плохо скрываемый протест.) Каштанка оглянулась и увидела, что по улице прямо на нее шел полк солдат... Не вынося музыки, которая расстраивала ей нервы, она заметалась и завыла.
ЗЕЛИНСКИЙ Пошли солдаты! (Пауза.) В чем дело, Лида?!
Входит Сладкова в слезах.
ЗЕЛИНСКИЙ Лида, репетируем сцену с солдатами.
СЛАДКОВА Вы вольны распоряжаться мной как вам заблагорассудится. Вы можете выгнать меня, Станислав Олегович. Но я решилась! Я теперь при всех скажу. Скажу то, что вы тщательно скрываете... Я обязана!.. Вам нельзя на ветру, Станислав Олегович! У вас ревматизм, Станислав Олегович! И если всем наплевать, пусть! А я так не могу!.. Посмотрим, что они будут делать без вас!
ЗЕЛИНСКИЙ Что ты хочешь, Лида?!
СЛАДКОВА Самую малость. Чтобы вы укрыли ноги одеялом.