Аннотация: Пьеса-размышление о последних днях великой актрисы Марлен Дитрих. Материал предоставляет уникальную возможность во-площения образов Марлен и ее Alter Ego Нормы. Не смотря на оче-видный трагизм фабулы, пьеса наполнена легкой иронией и юмо-ром.
КУДА ИСЧЕЗЛИ
ВСЕ ЦВЕТЫ?
Пьеса в двух действиях
Знать кого-либо здесь или там...
Гете
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
МАРЛЕН
НОРМА
РАБОЧИЕ СЦЕНЫ:
Первый
Второй
Третий
Четвертый
Сцена представляет собой комнату, угол, чердак, все что угодно - некое скромное помещение, где всякий человек может родиться и скоротать старость, спрятаться и встретить гостей, предаться любви и принять яд. Высокое окно, приставленная к окну стремянка, кровать, пара разнородных кресел, пластиковая душевая кабинка, желтая лампа, высокий табурет, дачный столик, большое зеркало, телефон... Что еще? Коробки, платья на вешалках. Коробки, платья... Платья, платья, много платьев.
Быть может, это и не комната вовсе, а платяной шкаф? Если платяной шкаф имеет соответствующие габариты, разве нельзя в нем родиться и скоротать старость, спрятаться и встретить гостей, предаться любви и принять яд? В конце концов, на окно и душевую кабинку можно не обращать внимания.
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
ВОЛШЕБНЫЙ ФОНАРЬ
Марлен и Норма в кровати.
Марлен Дитрих и Норма - Alter ego, фантом, подруга, служанка, травести, подросток... Этакий Гаврош с угольками-глазками.
Марлен спит, Норма прислушивается к ее дыханию.
Убедившись в том, что сон Марлен крепок, Норма выбирается из кровати, крадется к коробкам, извлекает бутылку виски, выходит на авансцену, делает большой глоток, усаживается на табурет, обращается к публике.
НОРМА (Тихо, чтобы не разбудить Марлен.) Ее жилище... Наше жилище... Не то жилище, где теперь находится ее физическое тело, а подлинное ее жилище... 'Жилище'. Других слов я не нахожу, и искать не стану. Напрасный труд. Мы с Марлен любим его, как эскимосы любят свои иглу, как алеуты любят свои бараборки. Других сравнений я не нахожу, и искать не стану... К жилищу прилагается большой зимний таз, очень полезная вещь, в настоящее время отсутствует, волшебный фонарь, в настоящее время отсутствует и ваша покорная слуга, точнее ее покорная слуга, точнее... Несколько лет назад у меня случились первые провалы памяти, что, собственно и спасло меня от прогрессирующей мизантропии... Последние дни безупречная Марлен называет меня Норма. Несколько лет назад у нее случились первые провалы памяти, и она упорно называет меня Норма. Я не возражаю, потому что с детства мечтала играть на валторне... Норма - исключительно нежный, ранимый, умный, а потому чрезвычайно страдающий персонаж... О богине сказать ничего не могу. Не имею права. Просто-напросто я ничего о ней не знаю, потому что она - богиня! Лунный свет. Туман. Ультрамарин... Да что говорить? Марлен Дитрих! Виват, и - палец к губам. (Прикладывается к бутылке.) Виват, и - палец к губам... Закурить бы сейчас, но мы бросили курить... Сейчас покорная слуга отправится на кухню, можете себе представить, что это за кухня. И я не уверена, что меня пустят обратно. Скрытная пума мечтает избавиться от меня. Это, к нашему общему сожалению, невозможно... Фактически меня нет, фактически она - одна... Совсем одна. Но вы же видите, что это не совсем так. Совсем не так... Подведем итог. Количество любви обратно пропорционально размерам бараборки. (Смеется, прикладывается к бутылке.) Хотите легенду? Хорошо. Вот вам легенда - Марлен пьет только за обедом. (Смеется.) Еще легенда - Марлен не курит. (Смеется.) Примечание. Для того чтобы надраться, совсем не обязательно прикладываться к бутылке. Впрочем, вы это знаете лучше меня... Итак. Ее призвание - домработница, мое призвание - актриса цирка. В результате. Она - голубой ангел, а я - пегая лошадка... Нет, пожалуй, тяжеловоз. Знаете, с мохнатыми такими копытами. Пони-тяжеловоз... Иногда в нашу конюшню заглядывает наша дочь, писатель Мария. Мария много старше и умнее своей матери. Все писатели много старше и умнее своих родителей... У писателя Марии - бас. Когда она спит, у нее подрагивают веки. Предполагаю, эти третичные признаки появились как следствие ее длительного пребывания в лучах бенгальского солнца в раннем детстве... Хорошо бы вам хоть краем глаза взглянуть на нее... Бедная девочка, она совсем не любит жасмины. Мы обожаем жасмины, но не держим, потому что жасмины поедают свет. А свет - то, без чего нам никак нельзя. Мы обожаем свет, и это взаимно... Как вы уже догадываетесь, мы обожаем нашу дочь Марию... Безумно, бесконечно, беззаветно!.. Любуемся ею. Днем и ночью. Так пумы любуются своими котятами... Не факт, что ночью все кошки серы. Встречаются и черные. Мы обожаем кошек, лошадей, жасмины и других животных. Во всяком случае, отдаем им должное... В мемуарах Марии непревзойденная, великая, божественная мать Марлен, образчик служения людям и долгу, сталь и шелк, как раз предстает в образе животного. Весьма любопытный и сексуальный ракурс... Сексуальный, согласитесь... Жизнь животных всегда привлекала людей. Черты того или иного животного присутствуют в каждом из нас. Впрочем, вы это знаете лучше меня... Марлен представления не имеет о мемуарах бедной девочки... Мы с Марлен представления не имеем о мемуарах бедной девочки, потому что нам до этого нет никакого дела. Потому спим мы крепко и у нас всегда отличное настроение. Всегда отличное настроение. (Прикладывается к бутылке.) Всегда отличное настроение. В конце концов, мы посвятили свою жизнь не чтению, но служению... Виват, и палец к губам!
Марлен ворочается.
НОРМА (Переходит на шепот.) В этом месте хорошо было бы спеть для вас, но я не пою. Увы... Поет Марлен. А я только вытираю ей слезы. Впрочем, Марлен никогда не плачет.
Норма поднимается по лестнице и прячется за окном.
В последствии, когда Норма будет то появляться, то исчезать в окне, каждый раз на ней будет новое платье. По всей видимости, в сокрытом от наших глаз помещении тоже немало платьев. Не там ли прячутся зимний таз и волшебный фонарь?
Марлен просыпается, потягивается, поворачивается на бок, поворачивается на спину, на мгновение замирает, потягивается, поворачивается на другой бок, так, чтобы публика могла видеть, как она открывает глаза. Марлен открывает глаза и тотчас зажмуривается - публика не входят в ее планы.
Через некоторое время Марлен вновь открывает глаза, всматривается в зрительный зал.
МАРЛЕН Эй!.. Публика не входит в мои планы. (Громко.) Норма, публика никак не входит в мои планы... Ты слышишь меня?
ГОЛОС НОРМЫ Что?.. Здесь открыто окно, я ничего не слышу.
МАРЛЕН Так закрой окно!
ГОЛОС НОРМЫ Я ничего не слышу. На улице ужасный шум. Что ты хотела?
МАРЛЕН (Очень громко.) Публика не входит в мои планы!.. Где Джозеф?! Что он придумал? Зачем это?.. Норма, Джозеф с тобой?
НОРМА (Появляется в окне.) Слушай, по-моему, автомобили стали размножаться. Тебе не приходило такое в голову? Еще два года назад их было, как минимум, в пять раз меньше! Невероятный шум. И гарь. Дышать нечем.
МАРЛЕН Джозеф, я знаю, что ты здесь, зачем тебе это понадобилось? Ты же знаешь, что я не переношу чужих на сессии!.. Где ты, черт тебя побери, Джозеф? Норма, Джозеф с тобой?.. Джозеф уже приходил?
НОРМА (В окне.) Что ты кричишь?
МАРЛЕН Джозеф, зачем ты притащил зрителей? Зачем? Что ты придумал?.. Не ты ли обещал, что сегодня будет фото-сессия? При чем здесь публика?.. К тому же я не вижу цветов. Ни одного цветка, Джозеф. Ни ноготка, ни жасмина. Я уже не говорю об орхидеях... Ты не находишь это странным, если не сказать кощунственным, Джозеф?.. Норма, чем занят Джозеф? Зачем ты его прячешь? Почему он не ставит свет? Ты сказала ему, что я уже проснулась?
НОРМА (В окне.) Что вам нужно, мадам?
МАРЛЕН Ничего.
Норма прячется.
МАРЛЕН (Рассматривает окно.) Нужно установить витраж. Определенно. Боже, это же моя детская мечта, иметь у себя дома витраж! Боже, почему до сих пор я не сделала этого? (Норме громко.) Что скажешь, дорогая? Как тебе моя идея?.. (Про себя.) Не слышит. Делает вид, что не слышит... Обыкновенно на витражах изображают святых. В нашем бедламе поселить святых было бы богохульством. Так что святые исключаются. (Громко.) Джозеф, я знаю, что ты меня слышишь!.. (Про себя.) Кого и чего здесь только не бывает... Не бывало... Не бывало или не бывает? вот - вопрос. Что - жизнь моя? Мечта о прошлом, череда событий или уже молитва над тихим озером в ночи? (Громко.) Что скажешь?.. Ты слышала, какой экспромт я только что изобразила?!.. (Про себя.) Все же импровизация - это великое чудо, как мираж или половое созревание... Все же я склоняюсь, что это молитва. А если это так, если это молитва, почему бы на витраже не изобразить святых? Я люблю святых. Я хочу, чтобы святые встречали и провожали меня. (Громко.) Что скажешь?.. (Про себя.) Нет. Изобразить простых смертных, плотника, молочницу, корову. С ними спокойно, надежно. С ними я буду чувствовать себя ребенком. (Громко.) Как думаешь, корову можно причислить к категории простых смертных?.. (Про себя.) Я могла бы беседовать с ними. Только-только забрезжило утро, а они уже хлопочут, колготятся, гремят своими бидонами и вилами, не исключено, что поют, посылают мне воздушные поцелуи или машут хвостом, в случае коровы. (Смеется, успокаивается, всматривается в зрительный зал.) Публика не входит в мои планы. Публика никак не входит в мои планы... (Громко.) Послушай, Норма, телефон молчит третьи сутки! Ты знаешь, что без телефона я совершенно беспомощна! Без телефона я глохну как Бетховен! Ты слышишь меня?.. Норма, в чем дело?! Ты вызвала телефонного мастера?
НОРМА (Появляется в окне.) Двадцать минут наблюдала за уличным движением. Ни одной женщины. Пятьдесят шесть взрослых мужчин и два мальчика лет десяти. Они снова затевают войну. Чует мое сердце.
МАРЛЕН (Про себя.) Слава Богу, на фронт я уже не поеду. Хоть какая-та польза от хромоты.
НОРМА (Мечтательно.) Поедем на фронт.
МАРЛЕН (Громко.) Не поедем.
НОРМА Кому война - горе, кому - песня звонкая.
МАРЛЕН Прекрати!
Пауза.
НОРМА Солдатики, солдатики, солдатики, солдатики... и офицеры, и офицеры... Солдатики, солдатики, солдатики, солдатики... и офицеры, и офицеры...
МАРЛЕН (Громко.) Ты вызвала мастера?
НОРМА (В окне.) Как?
МАРЛЕН (Громко.) Дура!.. (Громко.) Он снова приснился мне. Ты слышишь?.. Он снова приснился мне. Ты слышишь меня?
Норма прячется.
МАРЛЕН (Обращается к публике.) Доброе утро... Утро и вы. Странно, не правда ли?.. Если честно, наша встреча не входила в мои планы. Но, раз уж вы пришли, милости просим или ступайте с Богом, над вашим решением я не властна, в любом случае благодарю за все... Если вам хочется, я могу рассказать вам что-нибудь. Могу рассказать, что мне снилось, например... Если вам это интересно, конечно... Ну, хорошо, будь по-вашему. Один мужчина снится мне последнее время. Вот и сегодня приснился мне... Знаю, это может показаться очень и очень скучным, но мне нужно с кем-нибудь поделиться. Заранее прошу меня простить... Норма делает вид, что не слышит меня. Конечно, мне не сложно ее уличить, но я так от нее устала, что не буду этого делать... Вы же не будете против, если я поделюсь с вами? Как говорится, немного личного. Это даже интересно, не так ли?.. Спасибо... Спасибо... Итак. Представьте себе. Просторная холодная комната. Чисто выбеленная пустая комната. С потолка мягкими хлопьями спускается снег. Я сижу на голом некрашеном полу. Голыми ногами обхватила горшок с голой мерзлой землей. Пытаюсь руками рыхлить ее. Это продолжается очень долго. Рукам больно. На глазах слезы, но я не позволяю себе плакать. Мне кажется, наказание мое никогда не кончится. И тут появляется он.
Норма появляется в окне.
МАРЛЕН Комната тотчас наполняется запахом жасмина. Мое сердце перестает биться. Он, естественно, смотрит на мои ноги. И этот смотрит на мои ноги - невольно зарождается во мне далеко не новая мысль... Всех интересуют мои ноги. Зачем им мои ноги? Зачем они моим ногам?.. Мне порядком надоели все эти разговоры о моих ногах. Мои ноги нужны мне исключительно для того, чтобы передвигаться. Мне не нравится, что они вызывали и продолжают вызывать столько шума. (Марлен задирает подол пеньюара.) Вот. Извольте полюбопытствовать. Ноги как ноги, ничего особенного. (Марлен опускает подол пеньюара, смеется.) Что, и вы ослеплены моими ногами?.. Всего лишь часть тела. Такая же часть тела, как ухо или палец... Нет?.. Что с ними делать? С одной стороны, это предмет гордости любой женщины. Между прочим, настоящие, подчеркиваю, настоящие мужчины, в первую очередь обращают внимание на ноги... Почему? Не знаю... Грудь - это знаете, для плотников, полицейских, страховых агентов, хотя с ними спокойно, надежно. (Смеется.) Я даже хотела поместить их у себя на витраже. Я, знаете ли, планирую установить витраж, этакую пастораль. Но меня смущает присутствие коровы. Хотя, в Индии, например, корова - священное животное. И это не спроста... Простите, немного отвлеклась. Полтора года тому назад я сломала ногу. Одну и ту же ногу я ломала шесть раз. Ну, думаю - все, finita la comedia. Долгожданный финал истории... Ничего похожего. Оказывается, переломы ног для ног - сущий пустяк... Мальчик-разносчик принес пиццу. Пауль, кажется, его звали Пауль. Не важно. Что вы думаете? Я открываю дверь, и, первым делом перехватываю его взгляд, прямехонько направленный на мои ноги. А я стою и думаю, бедный мальчик, что станется с тобой, когда начнется война?.. Скольких таких мальчиков я видела сваленными в груды в глиняных рвах?! Лежат, бледные, как куклы... Знаете, какая мысль прямо сейчас явилась мне? Мысль о войне. Знаете что такое война? Пожар на кукольной фабрике... По-моему, точно... Отвлеклась... Итак. Появляется он, тот самый мужчина, что снится мне то и дело. Спрашивает - Что ты здесь делаешь? Отвечаю, как ни в чем не бывало - Хочу посадить жасмин... Где же твой жасмин?.. Разве ты не слышишь его запах?.. Я слышу запах дешевой сигары, что ты куришь?.. Каково? (Смеется.) Я слышу запах дешевой сигары, что ты куришь?.. Каково?
Норма прячется.
МАРЛЕН Отвечаю - я ничего не курю. Курение портит цвет лица и призывает рак. Я бросила курить... Где же твой жасмин?.. Откуда я знаю, где он? и зачем ты все время спрашиваешь об этом? и зачем ты смотришь на мои ноги. Разве я - это только мои ноги? А, может быть, ты думаешь, что мои ноги - это я?.. Если жасмина нет, как ты собираешься его посадить? Раздражаюсь. Не кажется тебе, что можно было бы задать вопрос как-нибудь иначе?.. Хорошо, я попробую. Что ты здесь делаешь?.. Понимаю, что если я не возьму ситуацию в свои руки, наш тщедушный диалог обречен на провал. Но мои руки заняты. Отчаяние.
Норма появляется в окне.
МАРЛЕН Дрожащим голосом говорю - Мои руки сейчас заняты... Руки - не главное твое достоинство!.. Свирепею. Ты хотел о чем-то спросить меня? Задавай свой вопрос!.. Что ты здесь делаешь?.. Я на посту. Исполняю свой долг. Как всегда. И еще, я хочу от тебя ребенка. Сама не знаю, откуда взялась эта фраза. Прямо так ему и говорю - И еще, хочу от тебя ребенка. Здесь и сейчас. Согласитесь, не каждая девушка решится выпалить такое пусть даже и не первому встречному.
Норма прячется.
МАРЛЕН Он смеется! Лечу в пропасть. Согласитесь, любая девушка на моем месте отправилась бы в пропасть. Многие говорили мне, что я кажусь неприступной, даже заносчивой, но это не так. На самом деле, я чрезвычайно сомневающаяся, робкая и беззащитная. И война не исправила меня. Единственное, на что повлияла война - так это на мои волосы. После того, как в моих волосах побывали, простите, вши, мои волосы стали еще гуще и шелковистее. Вообще, с годами я осознала, насколько был прав Мао. Действительно, чем хуже, тем лучше... Встретить на войне Хемингуэя мне не довелось. Зато я нашла своего Жана. Я говорю, достопочтенная публика, о любимом многими из вас Габене... Я знаю, что вы любите обоих. Они того стоят. Сомнений нет. Но, как бы это лучше выразиться, близкое знакомство, не подумайте ничего плохого... близкое знакомство, как бы это сказать? Вносит некоторые коррективы, что ли... Иногда появляется желание дать тому или другому по морде тряпкой. Простите за вульгарность, но иначе вам было бы трудно понять, что именно я имею в виду... Тряпкой или чем-нибудь потяжелее... По-дружески, разумеется, но чувствительно. Бывает такое. Не правда ли?.. Вспомните своих жен, мужей. Иногда бывает все равно, кто перед тобой, Габен или Хемингуэй. Тем более, откровенно говоря, сейчас они для меня все на одно лицо... Я решила отказаться от них... Достаточно - подумала я. Вполне достаточно... Ах, ты была в старинные года моей сестрой или моей женой... Кажется, это из другой оперы. Не важно... Габен... Я искала его целый год. И как вы думаете, какими были его первые слова?.. Что ты здесь делаешь? Как всегда 'Gauloises' во рту, непроницаемый взгляд - Что ты здесь делаешь?.. Отвечаю - Я на посту. Исполняю свой долг. Как всегда. И еще, я хочу от тебя ребенка. Сама не знаю, откуда взялась эта фраза. И еще, хочу от тебя ребенка. Здесь и сейчас. Он смеется! (Норме, громко.) Норма, у меня замерзли руки!.. Ты слышишь? у меня замерзли руки!.. Где ты, черт тебя побери! Где этот чертов зимний таз! (Крик на грани истерики.) Скорее же, Норма!
Открывается дверь. Входит Норма с большим медным тазом. Судя по исходящему от него пару, таз наполнен горячей водой. Норма устанавливает таз на столике. Марлен опускает в воду руки, закрывает глаза.
МАРЛЕН Вот что, Норма. Мне срочно нужно позвонить президенту Горбачеву.
НОРМА Это невозможно.
МАРЛЕН Почему?
НОРМА Он в заточении.
МАРЛЕН Надо же? И он в заточении. Ему-то зачем это понадобилось?.. А когда его отпустят?
НОРМА Через пару-тройку дней.
МАРЛЕН Даже не знаю, радоваться за него или сочувствовать ему?
НОРМА Изумляться.
МАРЛЕН Ты так думаешь?
НОРМА Да, так спокойнее.
МАРЛЕН Спасибо, моя милая.
НОРМА Я могу идти?
МАРЛЕН Спасибо, моя милая.
Пауза.
НОРМА Могу я уже идти?
МАРЛЕН Нет.
НОРМА Что еще?
МАРЛЕН Мне нужно позвонить Папе.
НОРМА Ваш отец погиб на фронте.
МАРЛЕН Мне нужно срочно позвонить Папе Иоанну Павлу Второму.
НОРМА Папа зачем вам?
МАРЛЕН Стало быть, цель моего звонка президенту Горбачеву была тебе известна?
НОРМА Вам хотелось с кем-нибудь поболтать.
МАРЛЕН (Взрывается.) Что значит поболтать? Что значит поболтать?!.. Да, я люблю светские беседы с первыми лицами государств. Это отвлекает первых лиц государств от тяжелых мыслей... Между прочим, ты, как человек с ярко выраженными техническими наклонностями, должна знать...
НОРМА С чем?
МАРЛЕН ...с наклонностями к разного рода обману и мистификациям...
НОРМА К обману?
МАРЛЕНА Я подсластила обман мистификацией! Ты что, не слышала?
НОРМА Слышала.
МАРЛЕН Зачем переспрашиваешь?.. Хочешь меня запутать? Запутать меня невозможно... Так вот, что бы ты знала, когда тяжелые мысли достигают критической массы, это приводит к вспучиванию. Как минимум. Это - как минимум!.. Со всеми вытекающими последствиями... Есть возражения?
НОРМА Нет.
Пауза.
МАРЛЕН К Папе у меня очень серьезный вопрос. Набирай.
НОРМА Что?
МАРЛЕН Телефон Папы, неужели не понятно?
НОРМА Не могу.
МАРЛЕН Почему?
НОРМА Телефон не работает.
МАРЛЕН И что делать?.. Что теперь, прикажешь делать?.. Или ты считаешь, что у меня каждый день возникает потребность позвонить Папе?.. Что ты молчишь как ветла?
НОРМА Может быть, я каким-то образом смогу ответить на ваш вопрос, мадам?
МАРЛЕН Нет! Ты сморозишь очередную глупость, и я вынуждена буду усомниться в значимости своего вопроса... Не знаю, может быть... Попробуй. Иногда у тебя промелькивают светлые мысли. Иногда!.. Может быть, на этот раз повезет?
НОРМА Спрашивай уже.
Пауза.
МАРЛЕН Сразу предупреждаю, вопрос был адресован Папе. Это, чтобы ты прониклась ответственностью.
НОРМА Спрашивай, спрашивай.
Пауза.
МАРЛЕН Могу ли я... в мыслях, в письме или телефонограмме... в беседе ли, неважно с кем и не важно, по какому поводу, назвать корову 'простой смертной'.
НОРМА Безусловно.
МАРЛЕН Так вот сразу?
НОРМА А над чем здесь мудрствовать?
Пауза.
МАРЛЕН Аргументируй.
НОРМА Я сталкивалась с мертвыми коровами на Семнадцатой миле пару раз. Неприятное, если не сказать отвратительное зрелище. Очень просто все, никакой мистики. Оводы, пыль, смерть... Я могу идти?
Пауза.
МАРЛЕН Имей в виду, ты не застала меня врасплох, и не поставила в тупик.
НОРМА Я могу идти?
Пауза.
МАРЛЕН Где Джозеф?
НОРМА Не знаю. Я больше не нужна?
Пауза.
МАРЛЕН Ты помнишь, что у меня сегодня фото-сессия?
НОРМА Помню. Я больше не нужна?
Пауза.
МАРЛЕН Чем ты там занимаешься? Я не могу докричаться до тебя битый час!
НОРМА Окно открыто. Невероятный шум. Ничего не слышно.
МАРЛЕН Так закрой окно.
НОРМА Ты тотчас скажешь, что задыхаешься.
МАРЛЕН Я замерзла! Невдомек?
НОРМА Хорошо, я закрою окно.
МАРЛЕН Хочешь, чтобы я задохнулась? Что ты за человек такой?!
НОРМА Я больше не нужна?
МАРЛЕН Куда ты так спешишь?
НОРМА У меня примерка.
МАРЛЕН Что за примерка?
НОРМА Я подбираю нам концертное платье.
МАРЛЕН Концертное платье? Я тебя умоляю! Я не даю концертов уже два года.
НОРМА Я не сказала, что готовлюсь к концерту. Я сказала, что подбираю нам концертное платье. А это, согласись, не одно и то же.
МАРЛЕН Я не даю концертов уже семнадцать лет.
НОРМА Но это не значит, что ты должна выходить на сцену в чем мать родила, не так ли?
Пауза.
МАРЛЕН Что-то мешает мне понять тебя. Что бы это могло быть, ты не знаешь?
НОРМА Наверное, вы еще не проснулись, мадам.
МАРЛЕН Другое.
НОРМА В таком случае... (Вся занимается огнем в предчувствие сногсшибательного открытия.) Не может быть!.. Не может быть!
МАРЛЕН Что?
НОРМА Не верю!
МАРЛЕН Что такое?!
НОРМА Неужели в наш дом вернется май?!
МАРЛЕН Да что же, что?!
Пауза.
НОРМА Ты влюбилась?!
МАРЛЕН Дура.
НОРМА Не факт.
Марлен долго смеется, мало-помалу приходит в себя.
НОРМА Воля ваша, но, не скрою, обидно.
МАРЛЕН Прости.
НОРМА Конечно, смех продлевает жизнь тому, кто смеется, но что делать объекту?
МАРЛЕН (Сдерживая новую волну смеха.) Какому объекту?
НОРМА Объекту насмешек?
МАРЛЕН Прости... Кажется, ты снова хотела запутать меня, не так ли?
НОРМА Ну, вот.
МАРЛЕН Какая любовь?.. Ты отлично знаешь, о чем я хотела говорить с тобой. А говорить с тобой я хотела...
НОРМА (В глазах ужас.) Скорее, скорее!
МАРЛЕН Что?
НОРМА Скорее же!
МАРЛЕН Да что такое?!
НОРМА Пора вынимать руки. Скорее! Вы сваритесь заживо, мадам! Для того чтобы свариться целиком, мадам, достаточно одной руки, даже одного пальца в кипятке!
Марлен спешно вынимает руки из таза.
МАРЛЕН Снова пытаешься надуть меня?
НОРМА (Сама невинность.) Я?!
МАРЛЕН Ты снова пытаешься надуть меня.
НОРМА Исключено! И в мыслях не было.
МАРЛЕН Вода имеет свойство остывать.
НОРМА В обычном тазу. А мы, если вы еще помните, имеем дело с зимним тазом.
МАРЛЕН И что?
НОРМА То!
Пауза.
МАРЛЕН И ты не хотела обвести меня вокруг пальца?
НОРМА Вам будет стыдно, мадам, но будет поздно, мадам.
МАРЛЕН Но перед тем я была права?
НОРМА А никто и не подвергает это сомнению.
Пауза.
МАРЛЕН Вообще, я не вижу, чтобы ты была расстроена.
НОРМА А вам хотелось расстроить меня?
МАРЛЕН Нет, конечно.
НОРМА В чем же дело?
Пауза.
МАРЛЕН Хотела сказать тебе что-то важное, а вот что - не помню... Ты не помнишь?
НОРМА Нет.
МАРЛЕН Что-то важное... Кстати, где мой волшебный фонарь?
НОРМА Очень кстати.
МАРЛЕН И все же?
НОРМА Его разбил пьяный Равик.
МАРЛЕН Бони?
НОРМА Равик, Бони, какая разница? Я уже докладывала вам, мадам, пьяный Равик несносен. Я бы просила вас как-то образумить его. Пусть он либо пьет, либо приходит к нам. Каждый его визит заканчивается трагедией. Кроме того, что он пристает ко мне, он уничтожает дорогие нашему сердцу предметы. Взять, хотя бы наш любимый волшебный фонарь. Так ли уж много у нас с вами развлечений? Телевизор вы совершенно справедливо запретили.
МАРЛЕН Я велела бросить его из окна. Ты разве не бросила телевизор из окна?
НОРМА Бросила незамедлительно.
МАРЛЕН Сомневаюсь.
НОРМА Чудом не погиб прохожий.
МАРЛЕН Очень сомневаюсь.
НОРМА Хорошо, что я вовремя спряталась. В противном случае уже через минуту бараборка была бы доверху набита не пингвинами, а полицией.
МАРЛЕН При чем здесь пингвины?
НОРМА Метафора.
МАРЛЕН Очень плохо... А что за звуки раздаются по ночам из твоей комнаты?
НОРМА Сны... Я вижу музыкальные сны.
МАРЛЕН Что, что?
НОРМА Было бы странно прожить с тобой девяносто один год и не видеть музыкальных снов.
МАРЛЕН Иногда в тебе занимается разум. (Погружается в блаженство воспоминаний.) Знаешь, как я в детстве играла на скрипке? Я была маленьким виртуозом.