Сычёв Сергей Федзерович
Гефсиманский сад

Lib.ru/Современная литература: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Сычёв Сергей Федзерович (sergei_sychv@mail.ru)
  • Обновлено: 24/10/2008. 55k. Статистика.
  • Статья: Драматургия
  • Иллюстрации/приложения: 1 штук.
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Есть в мире то, что нам, из-за скудности мысли, понять не дано. Так, например, идеи Иисуса Христа нгастолько велики и обьёмны, что осознать и понять их, могут лишь избранные, но и они, отдают ли себе отчёт в том, к чему прикоснулись. Ведь личность Иисуса Христа состоит не только из набора чудес и проповедей, но и из великой тайны человечества, рождение человека в Боге и Бога в человеке.


  • С.Сычёв

      
      
       Гефсиманский сад
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
       Действующие лица
      
      
      
       Иешуа Га-Ноцри и много, много других.
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
       По наружности мы смиренны, а по нраву -
       жестоки, бесчеловечны. По наружности
       мы благоговейны, а по нраву - убийцы.
       По наружности полны любви, а по нраву -
       враги.
       Ефрем Сирин.
      
       Действие первое.
      
       Пятнадцатый век. Спальня папы Римского, Бенедикта - Х111, который
       безмятежно благоденствует в кровати. Явно взволнованный и не знающий с чего начать,
       входит капеллан Лютеций. Его руки не находят себе места, вздымаются к верху , расходятся
       в стороны, то в молитвенном поклоне складываются на груди.
      
      
       ЛЮТЕЦИЙ - Ваше святейшество. Ваше святейшество! Да проснитесь же вы, Ваше
       святейшество!
       БЕНЕДИКТ - Что ты шумишь? Не в Риме мы, а на задворках. Как собаки, вынуждены веру
       сторожить.
       ЛЮТЕЦИЙ - Беда стряслась!
       БЕНЕДИКТ - Что за беда? Неужели, кармелитки начали рожать? Но тут моё вмешательство -
       бессильно. Здесь даже чудо сотворить нельзя. Ну, разве может Авиньон ,
       столицей Христианства быть? И выгнав нас из Рима, лишили власти - миром
       управлять. Нас обрекли на сон, а ты тревожить вздумал. Кого!? Наместника
       Христа!
       ЛЮТЕЦИЙ - Прошу простить, но долг мой заставляет, минуты не теряя, к делу приступить.
       БЕНЕДИКТ - Так приступай. И не сучи ногами, как монашенка святая, противно на тебя
       смотреть.
       ЛЮТЕЦИЙ - Беда! Беда какая наступила. Мы все растерянны, в умах разброд.
       БЕНЕДИКТ - Да не тяни ты - говори. На то я и наместник, чтоб вправить вам мозги.
       ЛЮТЕЦИЙ - В наш храм, в обличье капеллана, явился сатана!
       БЕНЕДИКТ - Какая новость! Ты это всё серьёзно? И как же ты его узнал?
       ЛЮТЕЦИЙ - По взгляду буйному и по речам. Он курс Вселенского собора сомнению подверг!
       Теперь вся вера наша пошатнулась! И здесь моя вина, не скрою. Я просмотрел
       как ересь проросла, среди духовных лиц.
       БЕНЕДИКТ - Ну, это ты напрасно! Столп церкви - ереси не пошатнуть! И если даже ересь
       раскачает этот столп, то он её же и придавит.
       ЛЮТЕЦИЙ - Всё это так. Но событие сегодняшнего дня, из рамок вышло. И требует
       скорейшего вмешательства его Святейшества!
       БЕНЕДИКТ - Я слушаю, я слушаю тебя.
       ЛЮТЕЦИЙ - Язык не повернётся, такое говорить. Я грех великий на себя приму.
       БЕНЕДИКТ - Его я отпускаю, говори.
       ЛЮТЕЦИЙ - Сегодня, на встрече епископов, приехавших с приходов священной империи;
       Франции, Германии, Италии - выступил с проповедью капеллан Феррерий.
       И наш господь Иисус Христос был подвергнут поруганию. А всемирный враг,
       пославший его на муки, был возвеличен, восхвалён и превознесён! Он защищал
       - Искариота!
       БЕНЕДИКТ - Что ты несёшь? Уже не раз Феррерий проповедь читает, и, все мы знаем
       благочестие его.
       ЛЮТЕЦИЙ - Но видно сатана на этот раз его рассудок помутил. Иуду оправдать, как это
       можно?
       БЕНЕДИКТ - Так, так. И чем же руководствовался он? Помоги-ка мне одеться.
       ЛЮТЕЦИЙ - Сослался он на откровение - Иоанна. Тем самым бросил тень на всех
       евангелистов.
       БЕНЕДИКТ - Ну, кто на что сослался, мы ещё посмотрим. Какие меры приняты к нему?
       ЛЮТЕЦИЙ - Вы знаете как церковь поступает, когда находит ересь. Все слуги дьявола -
       погибнут! Мы не позволим нарушать канон!
       БЕНЕДИКТ - Обвинение в святотатстве капеллана, это более чем серьёзно. Лютеций,
       вывод делал ты?
       ЛЮТЕЦИЙ - Решение принято единогласно. Викентий - враг! И на костёр пойдёт по
       воле Бога! В писании сказано;: " Верующий в сына имеет жизнь вечную; а не
       верующий в сына, не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нём".
       БЕНЕДИКТ - Но мы не можем сжечь человека, проповедающего откровения апостола
       святого.
       ЛЮТЕЦИЙ - Всё дело в том, что откровение не содержит того, что преподнёс нам капеллан.
       Но он в защиту мерзких негодяев выступил, он оправдал потомков жадного
       Иуды! Евреи Бога предали! Господь не повернётся к ним лицом. Ещё епископ
       Ириней заверил церковь о невмешательстве Христа в процесс отмщения
       евреям за Иуду.
       БЕНЕДИКТ - Не думаю, что всеми уважаемый Феррерий, так просто нашей вере изменил.
       Начитан он, не раз в дебатах побеждал и проповедь всегда читал со знаньем
       дела.
       ЛЮТЕЦИЙ - Всё это в прошлом было. А сатана не дремлет! И искушениям его, поддаться
       каждый может, в ком вера не сильна. А к слугам церкви, он свой имеет счёт.
       Вот и Феррерий - слабым оказался.
       БЕНЕДИКТ - Где он сейчас?
       ЛЮТЕЦИЙ - Он заперт в келье и пишет там признание.
       БЕНЕДИКТ - Он был подвергнут пыткам?
       ЛЮТЕЦИЙ - Нет. До вашего решения, эту процедуру решили отложить.
       БЕНЕДИКТ - Ну, хорошо. Посмотрим, что он скажет. Я сам хочу его послушать.
       ЛЮТЕЦИЙ - Народ решения ждёт. Он должен выступить публично и опровергнуть сказанное
       выше. Его признание, в отступлении от церкви, в народе веру укрепит и силы
       дьявола падут пред папой Римским! Все ждут от вас вмешательства в поступок
       безобразный.
       БЕНЕДИКТ - Я с ним поговорю. И если верно всё, от Бога он отрёкся и служит сатане, то на
       костёр пойдёт не он один! Я знаю откуда зло идёт! С тобой я тоже разберусь!
       ЛЮТЕЦИЙ - Вы, как наместник Бога, должны оценку дать и осудить ту ересь, что всем
       Феррерий преподнёс.
       БЕНЕДИКТ - Ты кто? Неужто сан твой позволяет советы мне давать? Я разберусь. И что я
       должен делать, мне скажет лишь Господь!
       ЛЮТЕЦИЙ - Я думаю о прихожанах, как нам обставить это всё?
       БЕНЕДИКТ - Иди к епископам. Обдумайте все доводы, что мы ему предъявим. Ещё раз
       посмотрите откровение Иоанна, что там такое вычитать он мог? Все за и
       против взвесьте - сожжения на костре.
       ЛЮТЕЦИЙ - Искоренять врагов Христа, мы можем не боясь последствий.
       БЕНЕДИКТ - Иди! Но прежде проводи меня к безумцу. Кто дал вам право толковать,
       евангелие святое? Берутся рассуждать о том, что лишь подвластно Богу! Ну и
       наместнику его. Нет, распустил я вас. Всех на костёр, включая и тебя.
      
       И долго было слышно бормотание Папы, пока шаги не стихли во дворце.
      
      
      
       * * *
      
       Не слышно воды Иордана несут свою волну. Столетия течёт река.
       Места святыми будут. А пока, лишь Иоанн, в воде евреев крестит.
       И солнце ярко светит, жара стоит, народ стоит, не понимает, что
       хочет Иоанн.
      
       ИОАНН - Покайтесь и креститесь! Через сие крещение узрите Божий свет.
       ФАРИСЕЙ - Ты кто такой? И кто дал право, в реке крестить народ?
       ИОАНН - Я лишь крещу в воде и в покаянии. Но идущий за мною, будет крестить
       вас Духом Святым и огнём!
       ФАРИСЕЙ - Я вижу ты пророк?
       ИОАНН - Нет.
       ФАРИСЕЙ - Ты Илия?
       ИОАНН - Нет.
       ФАРИСЕЙ - А-а-а, ты Христос!
       ИОАНН - Нет. Я глас, в пустыне вопиющий. Но тот уже идёт, о ком пророк Исаия говорил.
       ФАРИСЕЙ - Ты не Христос, а крестишь? Ни Илия ты и не пророк. Крестить ты не имеешь
       права. Ты проходимец есть! Тобою Римляне займутся.
       ИОАНН - Ты слеп! Покайся и смирись. Тогда увидишь Божий свет, здесь, на земле! И кто
       уже стоит за мною, тот вас простит и царствие небесное придёт через него.
       ФАРИСЕЙ - Ты выжил из ума, я никого не вижу.
       ИОАНН - Как можешь ты увидеть Бога? Его никто не видел никогда. Но оглянись, стоит
       средь вас - кто впереди меня, кто прежде был и кто грехи твои воспримет на себя
       и на кого молиться будешь.
       ФАРИСЕЙ - Не слушайте его! Он истинную веру отвергает. Закон писания гласит...
       ИЕШУА - Он правду говорит. Покайтесь за грехи свои и с чистою душой креститесь.
       ФАРИСЕЙ - Ещё один заступник, ещё один пророк! Да сколько же тут наплодилось вас?
       А ты о чём пророчествовать будешь?
       ИЕШУА - Я истинно вам говорю; отныне, видеть небо вы будете отверстым и Божьих
       ангелов сходящих к вам через меня.
       ИОАНН - Вот - агнец Божий, о ком я говорил!
       ФАРИСЕЙ - Он агнец Божий? Тогда я сам - Господь! Сын плотника из Галилеи, вдруг
       Богом стал! Иосиф твой отец? Семейство ваше знаю. Ты здесь зачем?
       ИЕШУА - Креститься я пришёл И если вы, в грехах погрязнуть не хотите, примите веру,
       примите сына, откройте душу в покаянии и дух святой, вселится в вас. Отец,
       прости меня и отпусти грехи мои. Иоанн, исполни то, что сделать должен.
       ИОАНН - Я не могу крестить тебя, мне надобно креститься от тебя.
       ИЕШУА - Оставь. Так надлежит исполнить волю того, кто нас послал.
       ФАРИСЕЙ - Два сумасшедших в реку забрались. Не верьте им! Гоните их камнями!
      
       Толпа в недоумении стоит.
      
       - Ты докажи, что агнец Божий!
       - Что Богом послан к нам!
       - Сын плотника себя к Богам причислил!
       - Да если так пойдёт, мы скоро нищим всем молиться будем!
      
       ФАРИСЕЙ - Бейте их! ( И полетели камни, в тех, кто вдруг поверил в сына)
       ИЕШУА - ( А Иешуа смотрел, глаза его слезились) Стойте! Стойте! Верьте мне!
       О! Отче, помоги! Бессилен я жестокие сердца смягчить. Я им не нужен,
       я им чужд. Зачем, зачем им моя вера?
       ФАРИСЕЙ - Вы слышали? Он отче просит! И где же твой отец? Он в Галилеи? В Самарии?
       В Иудеи?
       ИЕШУА - Крести же, Иоанн! Толпа безумна, её не надо слушать. Ты волю исполняй.
       ИОАНН - И да свершится то, что предначертано нам свыше!
       ИЕШУА - Отче, я крест твой принимаю. Спаси нас всех. Спаси и сохрани.
      
      
      
      
       И небеса разверзлись вдруг, и, чудный свет пролился.
       Всё замерло. И даже пение птиц не слышно. И музыка волшебная лилась.
       Иоанн с учениками на колени пал.
      
       АНДРЕЙ - Учитель, это что?
       ИОАНН - Я говорил, мессия явится сюда. Я не достоин даже обувь с него снять.
       АНДРЕЙ - А кто же ты тогда?
       ИОАНН - Я лишь пришёл в воде крестить, чтоб Он Израилю явлен был. Учитесь дальше
       у него.
       АНДРЕЙ - А примет ли он нас?
       ИОАНН - Спросите у него.
       АНДРЕЙ - Равви, можно ли учиться у тебя?
       ИЕШУА - За мною многие пойдут народы. Но лучшие ученики, со мной взойдут на
       небеса. Я собираюсь в Галилею, возьми с собой товарищей своих и следуйте
       за мной.
       АНДРЕЙ - А что сказать им? Кто ты?
       ИЕШУА - Я сын Иосифа, из Назарета.
       АНДРЕЙ - Андрей. А это брат мой.
       ИЕШУА - Его зовут Симон? Ты наречёшься Кифа, что значит - камень! (отошёл)
       ПЁТР - Я имени ему не говорил, а он назвал меня?
       АНДРЕЙ - На то он и учитель.
       ПЁТР - А как же Иоанн?
       АНДРЕЙ - Ты, что не слышал? Кто крикнул; Агнец Божий?
       ПЁТР - Он что? Мессия?
       АНДРЕЙ - Да! Он Христос!
       ПЁТР - Так значит про него писали все пророки?
       АНДРЕЙ - И Моисей в законе говорил. Теперь ты понимаешь кто он? Мы следовать за ним
       должны и посвятить всю жизнь его ученью.
       ПЁТР - А что сказал там Иоанн? Какие-то грехи возьмёт он на себя?
       АНДРЕЙ - Не знаю. Но если он Христос, спаситель наш, то должно ему верить. И по
       мере сил своих учиться у него. Ты видел свет какой пролился, когда крестился он?
       То знак - небес! Явление Христа народу.
       ПЁТР - Ты прав. Но посоветоваться нужно. Пойдём, расскажем обо всём, что скажут
       нам другие? (ушли)
       ИЕШУА - (идущему Нафанаилу) Вот подлинный Израильтянин, в котором нет лукавства.
       НАФАНАИЛ - Откуда знаешь ты меня?
       ИЕШУА - Я знал тебя, когда ты был под смоковицей, а звать тебя Нафанаил.
       НАФАНАИЛ - И я тебя признал. Ты Божий сын! Ты - царь Израиля!
       ИЕШУА - Верно. И ты поверил мне?
       НАФАНАИЛ - Ты тот, кто мне во сне являлся. Кто душу бередил мою, кто наставлял меня,
       кому я верю беззаветно.
       ИЕШУА - Ты многое увидишь, но не всё поймёшь. Ты многое услышишь, но глухим
       пребудешь. Пойдёшь ко мне в ученики?
       НАФАНАИЛ - Ты - царь! Как скажешь, так и будет! Вся жизнь моя, теперь тебе принадлежит.
       ИЕШУА - Иди домой, простись с родными, а завтра приходи сюда.
      
      
       * * *
      
       А Бенедикт расстроен не на шутку. Феррерий был ему как сын.
       И он Лютецию не верил. И потому, спешил на встречу к капеллану.
       Как мог он опозорить церковь?
      
       БЕНЕДИКТ - Как служба, сын мой? Как проповедь, не в тягость? Лютеций, ты свободен.
       ЛЮТЕЦИЙ - А как же? Я должен слышать, что будет говорить и чем оправдываться, враг.
       Чтоб верно нам построить обвинение.
       БЕНЕДИКТ - С такой поспешностью, ты и меня отправишь на костёр. Ступай и успокой
       гостей. Скажи, я скоро выйду к ним.
       ЛЮТЕЦИЙ - А что им доложить по поводу крамолы?
       БЕНЕДИКТ - Что Бог наш видит всё! Он главный наш судья, защитник и успокоитель. Он
       нам подскажет мудрое решение.
       ЛЮТЕЦИЙ - Ваше Святейшество, мы все надеемся на вас, на милость неба к нам.
       БЕНЕДИКТ - Иди и помолись об этом.
       ЛЮТЕЦИЙ - Уже молюсь.(уходит)
       БЕНЕДИКТ - Я вижу ты лицом осунулся и почернел? Ты был любимый ученик и вдруг
       такое!... Ты восстал на Бога! Почему?
       ФЕРРЕРИЙ - Позвольте объяснить.
       БЕНЕДИКТ - Я этого и жду.
       ФЕРРЕРИЙ - Я много дней провёл средь книг, читая, изучая наследие святое и к выводу
       пришёл. Согласно рукописям...
       БЕНЕДИКТ - Их нет.
       ФЕРРЕРИЙ - Вы знаете, что есть!
       БЕНЕДИКТ - Их нет!
       ФЕРРЕРИЙ - Ну, хорошо. Строитель нашей церкви, апостол Павел, подробно и детально
       изложил всё то, что произошло весенним месяцем нисаном, и то, что нам
       оставлено духовным завещанием Иешуа Мешиаху. Теперь скажите мне, где
       он хоть раз упомянул Иуду? Ведь там ни слова о предательстве мы не найдём.
       БЕНЕДИКТ - Но есть Лука, Матфей, и Марк, и Иоанн! Они нам рассказали, как за тридцать
       серебряных тетрадрахм учитель отдан в руки палачей!
       ФЕРРЕРИЙ - Они записаны с их слов и появились на полвека позже, воззваний Павла!
       БЕНЕДИКТ - Их изложения, не противоречат Павлу, а восполняют то, что Павел
       пропустил.
       ФЕРРЕРИЙ - Зачем, епископ Ириней нам сформулировал, что выходящее за рамки четырёх
       Евангелей - всё ересь?
       БЕНЕДИКТ - Так оно и есть.
       ФЕРРЕРИЙ - А было ли предательство? За что народ проклятью предан?
       БЕНЕДИКТ - Иуда был евреем.
       ФЕРРЕРИЙ - Но все евангелисты тоже!
       БЕНЕДИКТ - Каноны церкви ты не вправе обсуждать!
       ФЕРРЕРИЙ - Мне кажется, была допущена ошибка. Собор Вселенский объявил евреев
       врагами Христианства. И рода человеческого в целом.
       БЕНЕДИКТ - Апостол Павел нам это завещал.
       ФЕРРЕРИЙ - Но если рукописи взять...
       БЕНЕДИКТ - Нет рукописей, нет! Нет гностиков и нет несториан!
       ФЕРРЕРИЙ - Но этим свиткам сотни лет и с ними многие знакомы. И гносис - знание, а
       не слепая вера. Познание Бога - это ересь?
       БЕНЕДИКТ - Являясь капелланом и проповедуя Христа, ты коптской церкви веришь?
       ФЕРРЕРИЙ - К нам правда не течёт рекой, она по капле поступает. Христос нас призывал
       к любви, а мы вражду воспитываем в людях.
       БЕНЕДИКТ - Напрасно ты Иуду защищаешь. И видишь ли, сын мой. Сожгут тебя иль нет,
       в конце концов - не важно. Твоя судьба в истории веков и незаметна даже.
       А Гефсиманский сад создал историю, которую твердит весь мир. И перестроить
       взгляды Христиан, во власти только Бога!
       ФЕРРЕРИЙ - Я никого не защищаю, на то мне власти не дано. Но вы, наместник Бога,
       ответе на вопрос, так мучивший меня.
       БЕНЕДИКТ - Я буду рад вернуть тебя на путь Господний.
       ФЕРРЕРИЙ - Скажите мне, могло ли состояться распятие и воскресение, без Иуды? Он
       предан был Иисусу, как никто другой. В евангелии от Иоанна говорится, что
       был он казначеем у Христа. Зачем же ему деньги? Он мог и с этими уйти?
       БЕНЕДИКТ - Вот в этом вся и суть! Предательство от ближнего исходит.
       ФЕРРЕРИЙ - Ваше Святейшество, личность Иисуса и человеческая и Божественная -
       состоит не только из набора чудес и проповедей. Его идеи слишком велики,
       объёмны, он не может быть так скучно и банально предан. Его жизнь и
       смерть - это драма всего человечества. И он ведь знал всё наперёд. И в
       откровении Иоанна говорится...
       БЕНЕДИКТ - Постой! Ты меня совсем уже запутал. Мне надо всё обдумать и кое-что
       перечитать. Мы завтра наш продолжим разговор. Советую тебе - подумать
       над текстом нового завета. Курс церкви нам не изменить. На то он и Собор
       Вселенский! Евреи признаны врагами церкви, в Иуду сатана вселился! И это
       повествуют нам евангелисты.
       ФЕРРЕРИЙ - Кусочек вечности и в свитках мы находим. А вот цитата откровений Иоанна:
       " Испытал тех, которые называют себя апостолами, а они не таковы, и нашёл,
       что они лживы."
       БЕНЕДИКТ - Но, но! Не Богохульствуй! Всё, я пошёл. А ты вот о себе подумай лучше.
       Вас много нынче - умных развелось. (уходит)
      
       * * *
      
       Иешуа сидит один, в печали. Ему понятно всё Он чудесами истину
       не скажет И лишь Отец Всевышний, своим предначертанием может
       что-то изменить, в умах, сердцах евреев.
      
       ИУДА - (подошёл к нему) Чем опечален ты, учитель?
       ИЕШУА - День приходящий, может ли печалиться об утренней заре?
       ИУДА - Прости меня, Христос. Ты видишь голову мою, она мала и мало что вмещает.
       В неё не помещается учение твоё. Вот ты нам говоришь о царствии небесном,
       но как понять тебя? Есть царство здесь, как может быть оно на небе?
       ИЕШУА - Я говорю о том, что есть. А мне никто не верит. И даже ты, мой ученик, слова
       мои сомнениям подвергаешь.
       ИУДА - Я не о том. Что ты мессия, кто бы сомневался? После тех чудес, что совершаешь ты,
       к нам многие примкнули. Все говорят; " Вот истинный - Израиля царь"
       ИЕШУА - Они поверили вину, что из воды я сделал, но не тому, о чём я говорю.
       ИУДА - Но ведь никто из нас не может свершить того, что не дано. А ты один - заставил
       всех поверить, что есть посланник Бога - сын!
       ИЕШУА - А можно ль чудесами истину открыть? Вот если вы сумеете взрастить то, что
       в вас, то это и спасёт вас, а если вы оставите это в себе, то это и убьёт вас.
       ПЁТР - Я вот стою и слушаю. А что плохого в чуде? Лишь им благодаря, народ в тебя
       поверил.
       ИЕШУА - Поверил в чудо, но не в царствие моё. Вы верите лишь в то, к чему руками можно
       прикоснуться, глазами видеть. А дух ваш слаб и служите без веры. Но я люблю
       вас всех такими, как вы есть.
       ПЁТР - И фарисеев любишь?
       ИЕШУА - Всех.
       АНДРЕЙ - Вот если б слышали они, у них бы сердце маслом обливалась.
       ИЕШУА - Что фарисеи. Рождённое от плоти - есть плоть. Рождённое от духа - дух!
       ПЁТР - А вот скажи, ты от кого рождён? Отец Иосиф твой и мать Мария, ну вроде всё
       как у евреев, но почему в тебе такая сила? Ты власть над разумом имеешь, тебе
       мы слепо верим.
       ИЕШУА - Смешной ты, Пётр, человек. Ты веруешь не в истину, не в царство Божие, а в
       человека, который может - более других.
       АНДРЕЙ - Но ты же,- мессия! Сам Иоанн сказал.
       ИЕШУА - Вы, как мои ученики, должны в себя поверить и храм внутри себя найти. Ведь
       Бог Отец есть в каждом, кто верует в него.
       Я научу вас правильно молиться и научу вас вере.
       НАФАНАИЛ - Но разве Моисей, в своих законах, не прописал, как должно иудеям
       молитву исполнять?
       ИЕШУА - Он прописал. Но иудеи перестали чтить отца. Пойдёмте в храм. И вы посмотрите
       на поругание законов, а разум вам подскажет, так ли должно быть.
       НАФАНАИЛ. - Мой разум говорит, что скоро пасха. Торговцев много, мы можем провиантов
       закупить.
       ИЕШУА - Не о насущном думай! ( И он с учениками в храм вошёл) Что видите сейчас?
       НАФАНАИЛ - Великий праздник наступает, народ готовится к нему.
       ИЕШУА - Мы в храм вошли, а это дом Отца. Кругом менялы и торговцы! И это верой вы
       зовёте? Вы скоро покупать её начнёте! И у кого большой кошель, тот значит
       ближе к Богу? ( Разгневанный, кричит) Стойте! Я запрещаю в храме торговать!
       ИУДЕЙ - Ой, да не мешай ты! Ещё, что делать нам евреям? Скоро праздник, кушать надо.
       Ты кто такой? Иди и не мешай работать.
       ИЕШУА - Я послан к вам отцом своим. Во что вы превратили церковь? Не вера движет вами,
       а жажда личного обогащения. Но я вам говорю, за деньги не купить себе
       прощения.
       ИУДЕЙ - Этот сумасшедший говорит, что он мессия. В воде крещение принял, ещё и нас
       учить собрался. Нам мало Моисея? Гоните их отсюда, они не иудеи.
       ИЕШУА - Прочь от меня! А ну-ка дай сюда! ( берёт верёвку и яростно ей хлещет)
       ИУДЕЙ - Он на евреев руку поднял! Он Моисея оскорбил! Убейте дерзкого нахала!
       ИЕШУА - Все вон отсюда! (летят столы, летят товары евреи бегают и в храме суета)
       ИУДЕЙ - Послушайте, милейший! Ты кто такой? Иосифа я знаю и Сара знает, но буйного
       сынка, я вижу первый раз. Ты мытарь? Так я тебя скажу. Иона - зять и младшая
       сноха, налоги платим мы исправно.
       ИЕШУА - Я тот, кто даст вам веру. Не оскверняйте храм потребностию плоти.
       ИУДЕЙ - Меня послушай, старого еврея. Я, лично, с Моисеем не знаком. Пророков не видал.
       Придёт мессия - буду рад. А если ты Христос, то кто свидетельствовать может,
       что ты имеешь право разрушать?
       ИЕШУА - В свидетельстве, нужды я не имею. Разрушьте - храм сей! И я в три дня его
       воздвигну.
       ИУДЕЙ - Ты не мессия! Христос так говорить не может! Храм строился года! А ты в три
       дня его воздвигнешь?
       ИЕШУА - Я истинно вам говорю. Настанет день, когда вы страшный грех свершите! И за него
       расплата будет тяжкой!
       ИУДЕЙ - А чем докажешь ты, что ближе к Богу? Чему народ ты учишь? Храмы разрушать?
       Не надо нам, евреям, другой веры, бунтовщиков, смутьянов - дайте нам спокойно
       торговать. Иди отсюда и забирай разбойников своих.
       ПЁТР - Пойдём, учитель. Там собирается народ. Толпа растопчет нас.
       ИУДЕЙ - Иди и не мешай встречать нам пасху.
       НАФАНАИЛ - Пора нам исчезать, нас тут не понимают.
       ИЕШУА - Пока со мной вы, ничего не бойтесь.
       ПЁТР - Мы не боимся, но...
       ИЕШУА- Ах, сколько ж вас останется, когда придут за плотью.
       АНДРЕЙ - Бежим, учитель, плохо дело.
       ПЁТР - Оно, конечно, можно и остаться, только вот зачем? Я ясно вижу, ты - Божий сын!
       Андрей, ты видишь?
       АНДРЕЙ - Все видят, но не признают.
       НАФАНАИЛ - Я предлагаю, народу это объяснить потом. Сейчас они не в духе Божьем -
       не в состоянии понять, кого из храма гонят.
       ИЕШУА - (кричит в толпу) Да чем же вас заставить можно поверить в сына человека,
       сошедшего с небес!? Ведь всякий верующий в него, да не погибнет, но жизнь
       имеет вечную.
       ИУДЕЙ - Никто не восходил на небо! Как можно человеком быть и снизойти с небес?
       И говорить о царствии небесном, не видя где оно, по меньшей мере - глупо!
       Сам Моисей не мог взойти на небо!
       ИЕШУА - Я говорю вам о земном - вы не хотите верить. Я говорю вам о небесном - вы
       отрицаете меня. А как вы истину понять хотите?
       ФАРИСЕЙ - Вяжите их! Мы суд устроим и это истинно произойдёт!
       АНДРЕЙ - Ну, всё! Конец! Из храма нам не выйти.
       ИЕШУА - (рукой остановил толпу) Как Моисей вознёс змею в пустыне, так должно
       вознесену быть и человеческому сыну!
       ИУДЕЙ - Если ты мессия, зачем ты осуждаешь нас?
       ИЕШУА - Не посылал Бог сына своего судить. А послан он, чтоб мир спасти через него.
       Хотел я свет вам принести, а вы же, к тьме привыкли. Да не поднимется у вас
       рука и ноги ваши пусть окаменеют! Я выхожу из тьмы, как Моисей вас вывел
       из пустыни.
       Толпа тут расступилась и он прошёл, воздевши руки к небу.
       И тишина стояла, и свет над ним струился.
      
       АНДРЕЙ - Ну, надо же! Живыми выбрались
       ПЁТР - А потому что с нами Божий сын!
       НАФАНАИЛ - Теперь куда, учитель?
       ИЕШУА - В Галилею. Не любят фарисеи вас. Не нравится им, что крестите вы больше
       Иоанна. Пойдём туда, быть может там, нас примут более радушно.
       АНДРЕЙ - Тебе мы верим, но Бог отец, хоть как-то дал бы знать, что не напрасно мы гонимы.
       ИЕШУА - А ты спроси у Иоанна. ему ты больше веришь?
       ПЁТР - А он уже сказал; "Не я Христос, но послан перед ним. И верующий в сына,
       жизнь имеет вечную."
       ИЕШУА - Вы верите в Отца, но сыну в руку дал он всё. И вам не раз придётся в этом
       убедится.
       НАФАНАИЛ - Да, что там говорить? Мы все свидетелями были, как гнев толпы утих,
       по мановению руки.
       ИЕШУА - Это только лишь начало. Но в скором времени конец придёт. И мне не удержать
       того, что суждено.
       АНДРЕЙ - Они, по-моему, идут за нами. Надо бы ускорить шаг. Беды бы не было какой.
       ИЕШУА - Не к нам направлено их сердце. Они пошли спросить у Иоанна, кто я есть.
       АНДРЕЙ - Глупцы! Мы более свидетели тебе. У нас спросить должны.
       НАФАНАИЛ - Но прежде чем спросить, тебя догнать ведь надо
       АНДРЕЙ - А сам то, сам? Ты видел бы себя!
       ИЕШУА - Вам всем о будущем подумать надо.
       АНДРЕЙ - А что нам думать? Мы за тобой. Ты в царствие Отца, и мы туда же.
       ИЕШУА - Не прост ваш будет путь, ну что ж, пошли?
       НАФАНАИЛ - Продуктов так и не купили.
       ПЁТР - По дороге купим.
      
       * * *
      
       Висит Феррерий, на цепях распятый. И входит Папа Римский -
       Бенедикт.Он хмурый и сердитый, как же!? Всю ночь читал послание Павла и
       откровение Иоанна изучал.
      
       БЕНЕДИКТ - Ты жив ещё, Феррерий? Какое утро хмурое. Тобою недовольны небеса.
       Как тебе спалось? Мне, признаться, плохо. Разбередил меня своей
       крамолой.
       ФЕРРЕРИЙ - А вы попробуйте как я. Здоровый сон и душу укрепляет.
       БЕНЕДИКТ - Шутник! Остался значит разум. Прости, я пыток не хотел. Молись, сын мой.
       Бог милостив. Святая инквизиция решила выслушать тебя.
       ФЕРРЕРИЙ - И обмакнул Иисус в вино свой хлеб и дал его Иуде.
       БЕНЕДИКТ - Опять ты за своё? За оправдание Иуды? По-твоему и кесарь Римский
       не виновен в смерти?
       ФЕРРЕРИЙ - Он ненавидел всё, что связано с Израилем. Он возвеличивал Нерона, ему
       и памятники ставил, в назидание потомкам. А казни, так - забава между дел.
       В последствии, он имени Христа не помнил.
       БЕНЕДИКТ - Своею глупостью, ты вынуждаешь всех, тебя в костёр отправить! Я
       понимаю - смерть во имя Бога! Но за предательство на смерть идти?
       Восстав на церковь, на каноны? ...
       ФЕРРЕРИЙ - Если мы нуждаемся в Боге, то и Бог нуждается в нас. Что бы нашими
       руками творить волю свою. Значит и Иуда действовал по промыслам
       Божьим. Если есть смерть, значит есть бессмертие. И Господь нам это
       доказал. Своею смертью, смерть поправ!
       БЕНЕДИКТ - Ты не Христос, на небо ты не попадёшь. Твой дух не явится ко мне, не
       воплотится в образ. А эти откровения; Фомы, Марии - ничего не значат.
       Они лишь принижают образ Иисуса, делая его земным, подверженным
       страстям, твоим, моим или кого другого. А он есть - Бог! И он не должен
       походить на человека. И Павел прав, не допустив других евангелистов
       до канона.
       ФЕРРЕРИЙ - Возможно вы и правы, но Иоанн!....
       БЕНЕДИКТ - Что Иоанн?
       ФЕРРЕРИЙ - Ему приписывают ещё одно из откровений. А в нём...
       БЕНЕДИКТ - Хватит. Скажи мне, что ты хочешь? Церковь перестроить? Иуду оправдать?
       Строитель нашей церкви - Павел, благодаря тебе, уже сомнениям
       подвергнут. Тогда скажи, чему же верить нам? Что нам народу говорить?
       ФЕРРЕРИЙ - Иешуа Га-Ноцри умер на кресте и это все мы знаем. Он Божий сын, но
       взяв наш грех, он нам оставил веру. Его не поняли тогда. И мы сейчас
       понять не можем. Ведь Гефсиманский сад определён был Богом. И изменить
       историю событий не в силах был никто. А мы привыкли крайнего искать.
       Нашли Иуду, вину взвалив; на Понтия Пилата, народ еврейский. Теперь
       мы торжествуем, виновник - есть, и есть - палач! И прав был Ириней и
       Павел! Всем нам сразу стало легче.
       БЕНЕДИКТ - Мне жаль тебя. Сгоришь ты ни за что. Но каждый волен, путь свой выбирать.
       Прощай!
       ФЕРРЕРИЙ - Когда костёр?
       БЕНЕДИКТ - Думаю, сегодня. Но прежде, суд. Себе во благо, тебе признаться нужно, что
       бес тебя попутал, рассудок отнял, но Бог помог! И ты в борьбе с нечистым -
       победу одержал.
       ФЕРРЕРИЙ - Благо можно принять и понять, только почувствовав в себе Божественную
       искру. А я так болью одержим... Я всё скажу, как вы велите! Забуду
       откровение Иоанна и рукописей нет! Их дьявол создал и через меня пытался
       церковь осквернить!
       БЕНЕДИКТ - Разумно мыслишь, одобряю. Покаешься публично! Теперь и я сказать могу,
       что чудо совершил и дьявола изгнал из тела. Наместник Бога и не в Риме,
       способен чудеса творить. Согласен ты со мною?
       ФЕРРЕРИЙ - Молитвами и чудом вашим, я исцелён теперь на век. Язык мой не отсохнет,
       везде и всюду повторять, какой великий - Папа! На каждой службе буду
       восхвалять все чудеса - Его Святейшеством творимых.
       БЕНЕДИКТ - Меня услышал сам Господь! И милостью его, тебя вернул я к жизни.(кричит)
       Лютеций! Войди и посмотри на брата своего!
       ФЕРРЕРИЙ - (молится) Господи! Спаси помилуй и прости! За святотатство, за грехи и
       за сомнения в вере. Святой апостол Павел, вразумил заблудшую овцу, вернул
       в Господне стадо! Лютеций, брат, прости! Я каюсь! Каюсь! Каюсь!
       ЛЮТЕЦИЙ - Чудеса.
      
      
       * * *
      
       Христос же, насаждая веру, шёл по земле, пескам, воде.
      
       НАФАНАИЛ - Идём, идём, конца пути не видно.
       АНДРЕЙ - То Галилея, то Иудея, а в Рим мы не пойдём?
       НАФАНАИЛ - Что там крестить, что здесь? Какая разница - не вижу.
       ПЁТР - Труден путь с пустым желудком, водицы бы испить.
       АНДРЕЙ - А от жары на сон уж потянуло.
       НАФАНАИЛ - Самария уже.
       ПЁТР - Учитель, вот колодезь, отдохнуть бы.
       ИЕШУА - Можно отдохнуть. Сия земля была дана Иаковым сыну своему Иосифу и
       потому она благославенна. Я отдохну, а вы за пищею сходите, купите
       что-нибудь поесть..
       ПЁТР - Андрей с Нафанаилом сходят, а я с тобой останусь, так на всякий случай.
       Не то тебя опять не так поймут.
       ИЕШУА - Здесь нету ни кого.
       ПЁТР - Если нет, то будут. Ты мастер собирать вокруг себя народ.
       ИЕШУА - (смеётся) Ты возомнил, что можешь заменить Отца? Не тешь себя. Ты
       видишь только человека, но суть его не зришь. Ты храм в себе найди,
       тогда познаешь Бога.
       АНДРЕЙ - Я дальше не пойду.
       ПЁТР - Ты хочешь здесь остаться?
       АНДРЕЙ - Нет, я домой хочу.
       НАФАНАИЛ - Мы, что-то ищем, ищем! Какой то храм в себе? А что его искать? Сел,
       помолился Богу, он услышал, а ты его проси.
       АНДРЕЙ - Я ноги в кровь истёр, ходьба с трудом уже даётся.
       ИЕШУА - А ты не лжёшь? А ну-ка покажи.
       АНДРЕЙ - Вот.(показывает)
       ПЁТР - С ногами всё нормально. Домой решил идти? Иди.
       АНДРЕЙ - Клянусь, вот только что они натёрты были.
       ИЕШУА - Я верю. Идите за едой.
       АНДРЕЙ - Учитель, когда ты чудеса творишь, предупреждай. Мы все свидетельствовать
       будем.
       ИЕШУА - (смеётся) Это разве чудо? Чудо то, что вы ещё со мной. Идите, я хочу один
       остаться, подумать, поразмыслить.
      
       АНДРЕЙ - Опять не справедливость Ты с нами мыслями делиться должен! Мы для того
       и ходим за тобой.
       ИЕШУА - А я всегда открыт. Кто внемлет разуму и сердцу, тому и истина открыта.
       ПЁТР - Вот я о чём и говорю. Колодезь есть, есть тень. Учитель должен
       поразмыслить, а мы в своей заботе, за пищей сходим для него. А вот когда
       вернёмся, тогда и поделиться можно, что в голову пришло. Хотя тебе -
       ни что уж не поможет.
       АНДРЕЙ - Я не глупей тебя. Не думай.
       НАФАНАИЛ - Мы быстро сходим, правда ведь, Андрей?
       АНДРЕЙ - Правда. А заодно, кого-нибудь по крестим и в истинную веру обратим.
       ИЕШУА - Где истина сокрыта, вам не дано понять. На то есть тайна Божья.
       АНДРЕЙ - Вот так всегда! Нам это не дано, мы то - понять не можем! Так научи,
       на то ты и учитель.
       ИЕШУА -Я постараюсь объяснить вам понятие, о сущности первичного зачатка.
       А сейчас идите.
       АНДРЕЙ - Спасибо, очень благодарны. (уходят)
      
       Тут женщина к колодцу подошла.
      
       ИЕШУА - Добрый человек, позволь воды напиться.
       ЖЕНЩИНА - Ты просишь у меня? Да разве Иудеи могут с самарянками общаться?
       ИЕШУА - Если бы ты знала кто говорит тебе; " Дай мне пить", то ты сама бы попросила
       у него. И он дал бы тебе воду - живую.
       ЖЕНЩИНА - Да тебе и почерпнуть-то нечем, а колодезь так глубок. Откуда же у тебя вода
       живая? Или ты больше отца нашего Иакова?
       ИЕШУА - Всякий пьющий воду сию, возжаждет опять. А кто будет пить воду, которую
       я дам ему, тот не будет жаждать вовек. И вода, которую я дам ему, сделается
       в нём источником воды, текущей в жизнь вечную.
       ЖЕНЩИНА - Не понятно ты говоришь. Но дай мне той воды, чтоб не приходить мне сюда
       и не черпать.
       ИЕШУА - Поди позови мужа своего и приходи сюда.
       ЖЕНЩИНА - Нет у меня мужа.
       ИЕШУА - Правду говоришь. Было у тебя пять мужей, и тот, которого ныне имеешь,
       не муж тебе.
       ЖЕНЩИНА - Господи, я вижу ты пророк! Но верить то кому? Тут слухи ходят про мессию,
       учеников его, о новой вере. Отцы наши поклонялись на этой горе; а вы
       говорите, что место поклонения в Иерусалиме, кому верить?
       ИЕШУА - Вы не знаете, кому кланяетесь. Но настанет время и настало уже, когда
       Отцу в духе истины, поклонения нести надо.
       ЖЕНЩИНА - Как это?
       ИЕШУА - Бог есть дух, и поклоняться ему нужно в духе истины.
       ЖЕНЩИНА - Я знаю, что придёт Мессия, то есть Христос; когда он придёт, то возвестит
       нам всё.
       ИЕШУА - Это я! Который говорит с тобою.
       ЖЕНЩИНА - Не может быть. Я у людей спрошу. (уходит)
       ИЕШУА - Спроси, но и они настолько же глухи и слепы.
      
       И вот, ученики вернулись.
      
       ПЁТР - Учитель, с кем ты говоришь?
       ИЕШУА - Я говорю со всеми, кто внимает.
       АНДРЕЙ - Мы принесли поесть. Садись, поешь
       ИЕШУА - Конечно. Но у меня есть пища, о которой вы не знаете ещё.
       НАФАНАИЛ - Тебя та женщина, наверно, покормила.
       ИЕШУА - Моя пища есть творить волю, пославшего меня и совершать дела его.
       ПЁТР - Творить дела - одно, а есть - совсем другое.
       ИЕШУА - Вот вы говорите, что ещё четыре месяца и наступит жатва? А я вам говорю;
       возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве.
       Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий
       и жнущий вместе радоваться будут. И справедливо изречение; " Один сеет,
       другой жнёт."
       АНДРЕЙ - Да, я и лекарь и аптекарь, я и жнец, я и кузнец.
       ИЕШУА - Ты пока ещё никто. Но и твоя крупица в жатве будет.
       ПЁТР - Скажи, учитель, вот ты Христос! Ты учишь нас - мы верим. Но я не понимаю,
       как можно мир спасти? Ты исцеляешь, лечишь, но ведь больных не стало меньше.
       ИЕШУА - Я сын - Отца! И плоть лечить больных душою, не благодарственное дело.
       Я говорю вам - "не убий!" Кругом вражда и злоба. "Чти матерь и отца." - а что
       мы видим? Скажите мне, - сколь слёзы стоят?
       НАФАНАИЛ - Это смотря чьи? Свои я даром отдаю.
       АНДРЕЙ - Кому они нужны?
       ИЕШУА - Грехи отцов - оплачены слезами. А разве дети виноваты? И кто примет
       такое дитя во имя моё, тот принимает меня; а кто меня примет, тот не меня
       принимает, но пославшего меня. И вы есть дети мои. И за вас я кровь пролью.
       И грехи ваши - на себя возьму.
       АНДРЕЙ - Значит в храм опять пойдём?
       ПЁТР - А может быть не надо? Опять бесчинствовать там будешь. А выйдем ли на этот
       раз живыми, я поручиться не могу. Не любят фарисеи нас. Мы к ним с душой,
       они с камнями.
       АНДРЕЙ - Зачем ты с ними споришь? И нарушаешь их закон?
       ИЕШУА - Пославшего меня не видно, но именем его, я мир, любовь несу.
       НАФАНАИЛ - Сегодня ночью, ты уходил к нему? Я думал снится мне. Ты мальчиком,
       стоишь пред нами, горько плачешь. А вместо слёз - ручьями кровь течёт.
       А над тобой сияние струится. Я подошёл к тебе, а ты исчез. Я начал всех
       будить, гляжу, а ты лежишь на месте.
       ИЕШУА - Я уходил к другому, святому поколению.
       НАФАНАИЛ - А что за поколение это? Что превосходит нас и более священно? Оно не в
       этом царствии?
       ИЕШУА - (смеётся) Не думайте об этом. Никто из рождённых в этом мире, не увидит то
       поколение. И никакой сонм ангелов небесных не будет властвовать над тем
       поколением. И никто из смертных не может быть связан с ним, ибо то
       поколение не явилось из рода человеческого. И то поколение породило
       другие силы, которые могут быть под вашей властью. Но ваша власть
       закрыта изнутри. И будет время откроется сие. Помолимся Отцу за все
       свершения предначертанные им.
      
      
      
       И час молитвы наступил. Все помолились и поели.
       Не то жара, не то усталость, но сон сморил - они уснули.
      
       Конец первого действия
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
       15
      
      
      
      

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Сычёв Сергей Федзерович (sergei_sychv@mail.ru)
  • Обновлено: 24/10/2008. 55k. Статистика.
  • Статья: Драматургия
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.