Тюрин Илья Николаевич
Стихи. 1995-1996

Lib.ru/Современная: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Тюрин Илья Николаевич (ilyadom@yandex.ru)
  • Размещен: 18/04/2012, изменен: 18/04/2012. 43k. Статистика.
  • Сборник стихов: Поэзия
  • Стихи
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Стихи Ильи Тюрина 1995-1996-х годов вошли в книгу "ПИСЬМО" (М., ХЛ, 2000)

  • 
    НОВОГОДНЯЯ СКАЗКА
    
    Я роняю слова на заплеванный снег
    Под сегодняшней жизнью Луны;
    Где-то водят по струнам чудовищных рек, 
    И поют голоса тишины.
    
    Где-то руки деревьев вздымаются "за"
    И хватают за бороду дождь,
    И уже где-то хочет взорвать небеса
    Чей-то громкий, невидимый вождь.
    
    Где-то, разум нехитрых поэтов пленя,
    В грязном небе висит зодиак;
    Отмечающий вскрытие мертвого дня,
    Где-то пьет новогодний дурак.
    
    В стопроцентных лучах, посреди середин
    Что-то празднует Облачный Дед;
    Где-то демоны свой одинокий камин
    Топят связками радостных лет.
    
    И всю ночь, и всю грязь дуновением губ
    Нарумянил московский Аллах;
    Новогоднее счастье обмыто, как труп,
    И висит на фонарных столбах.
    
    Ухмыляется вонь средь каскадов и пен,
    Взгляды режут часы, как пирог...
    Я роняю слова, и уносит их день
    В Новый год на подошвах сапог.
    31.12.1995	
    
    
    СНЫ  ИОСИФА
    
    "И видел Иосиф сон..."
    Бытие, 37, 5.
    Иосиф Бродский умер 28 января, во сне.
    
    1.
    Нью-йоркский асфальт зернистую гладь
    Освежил шелестом звездных век.
    Если не грех человечеству спать, 
    Значит, бодрствовать грех.
    Значит, пускай священный старик
    Посылает с небес карателей рать:
    Ибо достоин костра еретик!
    Аминь. Подпись. Печать.
    Разгневан Всевышний и мечет угли:
    "Ишь, видят что-то там в зеркальцах луж,
    А утром находят в настольной пыли
    Ксерокопии душ.
    Вот ведь: люби их до боли потом
    Спускай им с Синайской горы скрижаль!.."
    ...Океан этажи обдает кипятком,
    Легкие Бруклина простужая.
    Непечатная речь сотрясает Олимп, 
    Осыпаются мелкие боги и кирпичи,
    Над багровою плешью колеблется нимб
    Фонарем в нью-йоркской ночи...
    
    А для гнева уже и нет причин:
    Спят поэты, оставя наброски.
    Рыщет спящий Иосиф, стережется пучин -
    Бродов нет, видно, день небродский.
    Упадают дожди остриями рифм,
    Унося лучи золотых форелей,
    И поет обвал первобытный ритм
    Для святых равнин целлюлозных изделий.
    И листы язвит непростая кровь
    Изо рваных ран от осколков фраз,
    Затекая внутрь, под лихую бровь,
    В белоснежный ноль фарисейских глаз...
    
    2.
    По землям обетованным Альфы с Омегами
    Гасят свет, что вокруг голов.
    Оглушенный Нью-Йорк, миллионно обеганный,
    Ожидает невиданных снов:
    Чтобы розовый крем из блестящего бара
    Бесконечностью литров рождая струю,
    По нагретому камню в пирах Валтасара
    Начертал: Happy Birthday to you! 
    Чтобы грянули, слившись, звезды и полосы
    Что-нибудь из Синатры, и чтобы - all right...
    ...По Бродвею блуждая, разбуженный голос
    Откликается эхом на Брайтоне.
    Сотни глаз, отворившись, глядят в неолит,
    Мылят горсти снотворных молчанием ртов,
    Исчезая... Но сны - не для тех, кто спит,
    А для тех, кто достоин снов...
    
    Пенный Фавн у трельяжа, единый в трех лицах,
    Не по-божьи зевает, демонстрируя небо.
    Утро. Дрожь первых капель-самоубийц, 
    Что, зажмурясь, бросаются с крыш-небоскребов.
    29.01-5.02.1996
    
    
    СТИХИ ПОД ТРЕМЯ ЗВЕЗДАМИ
    
    1.
    За стеклом неизбежная родина,
    Как сосуд для усталого голоса
    Третий Рим - гениальный юродивый -
    Расправляет лохмотья и волосы.
    
    Рассыпается утро дублонами
    В грязной шапке неназванной площади,
    Нищий ветер с земными поклонами
    Глухо шепчет: "Шпаси тебя, Господи..."
    
    Усмехаются, злы и нечищенны, 
    Под мостами пустынные лодочки, 
    И фонарные тени ручищами
    Собирают полушки "на водочку"...
    
    Неказистые первенцы города, 
    Неживые от штампов бессонницы,
    Умывают безбрежные бороды
    В сотнях тысяч оконных Солнц.
    
    С нами день! Беспокойные пальцы
    Рвут затишье безумной палаты,
    И в асфальтовых трещинах скалится
    Стольный град - городской бесноватый.
    24.01.1996
    
    2.
    Я сорвался... (не в духе был древний фетиш,
    Проводник мой не вовремя запил),
    Так срываются вспять с непогашенных крыш
    Поколения бронзовых капель...
    
    Я сорвался, сорвав свое тело с моста,
    В неожиданно ласковый хаос,
    И предрек мне из "нет" направление в "да"
    Фонаря указательный палец.
    1-3.03.1996
    
    3.
    Царство глиняной массы, в белые формы влитой,
    Дышащего сырья для Раннего Бога, что лепит
    Этнос, способный злобно курить и, спускаясь в лифтах, 
    Напоминать лицами сдавленный оттиск на лептах.
    4.03.1996
    
    
    СЕЛЬСКОЕ КЛАДБИЩЕ
    (Через 200 лет)
    
    Шрифт из книжек для неопытного возраста
    Исключил геометрию надгробия.
    Неуместнее меня - посланца бодрости - 
    Из полей встает вулкан клаустрофобии.
    
    Единицей, вавилонскою святынею,
    Выстрел-тень швырнув на луг, оврагом вспоротый,
    Здесь не грех она, быть может, ибо ныне я - 
    У подножья перевернутого города.
    
    В кислород впиваясь вычурными Альпами,
    Он гнетет меня и здесь глухими сводами,
    И на склепах отпечатанными скальпами,
    И незримыми домами-антиподами.
    4.03.1996
    
    
    ПРЕДПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ ПОМПЕЙ
    (Из поэмы)
    
    День начался задолго до себя,
    Родившись в глубине овальной чаши,
    В секунду бытия когда, сидя, 
    Бледнеет ночь... Но свет еще погашен
    На канделябрах труб, в акульих пастях гор,
    Что зримы сквозь контрастную беззубость
    Окна, чей круглый рот, впитав созвездий сор,
    Разверзся, пораженный ими, глупость
    Забыв сокрыть от взоров... Впрочем, чьих,
    Когда по виллам - плоть? Шагов лишь груды,
    Окаменевших в виде кладки мостовых - 
    Процентов в гневе брошенной посуды -
    Единственное бремя в этот час
    Постигшее дороги. На конце их
    Жизнь нынче не предвидится, и глаз
    Ваш странствует, не ведая о цели
    Сих странствий. Между тем, от дальних крыш
    До ближних тянет светом, как из щели
    Под дверью или над - неважно; лишь
    Он здесь - как на разгромленных постелях
    Зрачки, еще слепые, из-под век
    рождаются, подобные светилу,
    Встающему из вод, святой ночлег
    Срывая с тел его паникадилом.
    ...И драгоценность доказав клеймом,
    Отбитым на доверчивой клетчатке,
    Оно встает нещадным сапогом
    Над италийской обувью печальной
    Под скользкий ропот Лар вверху качнулся торс,
    Озвучен петушиным менуэтом,
    И, в предпоследний раз, сквозь слух на Юг пополз
    Собачий лай, в сердцах задушенный рассветом.
    7-10.03.1996
    
    
    КЛИНОПИСЬ
    
    1.
    В этих стенах -
    полуживой, но и выживший Ной,
    (Не из ума,
    только из рук, что молились усердно на факел)  -
    Так и травлю
    жерло свое цианистой кофейной струей,
    Сам себя - 
    вечный Нерон, и любезный палач, и Архангел.
    8.03.1996
    
    2. (Яуза)
    Медная сеть,
    должная нас ограждать от воды, неотличима
    От узелков
    собственной тени, что делит собою пространство
    На кислород
    и nevermore, на который имеем мы зуб, не имея причины
    Оный иметь...
    И застревает в руке черная шишка, как голова африканца.
    12.03.1996
    
    3. (Кремль)
    Обожженное яростью глины, так тело монаха-афонца,
    Вечной святости место не дремлет и не бывает пусто.
    И Васильевский храм - угловатым ожогом на фоне Солнца,
    Словно четвертая, смертная степень шестого чувства.
    13.03.1996
    
    
    СТАНСЫ НА ПОСТРИЖЕНИЕ
    Вышел разумным животным, а возвращаюсь бюстом -
    Снова я мертв, снова меня изваяли.
    Я идеален, чтобы геройски бросаться на бруствер,
    Иль озарять профилем скользкое тело медали.
    Я извлечен метким пинцетом погоды из дымного круга,
    Вновь удостоен шагов, улиц высокого слога...
    Нынче я - зримая запись последнего звука,
    Что издает шестиногая жизнь под пятой гарнизонного бога.
    14.03.1996
    
    
    КОЛЫБЕЛЬНАЯ ДЛЯ НЕСПЯЩИХ
    
    1.
    Ночь расширяет зрачки освещенных подъездов,
    Это уже не жизнь, но и не повод для реанимаций:
    Анабиоз, словно волшебный фонарь, развлекающий плясками в бездне,
    Вас заставляет дышать, а будильник - натужно смеяться.
    
    2.
    Ночь - негатив дня, апофеоз возмездий,
    Время, когда небо - везде: недоступнее рыбы
    В пальцах творится рассвет, и живут фонари-эпигоны созвездий -
    Вечное "нет!" темноте, сатанински глядящее с дыбы.
    15.03.1996 (ночь)
    
    
    ПРОБУЖДЕНИЕ
    
    Что делать?!
    Восставший из мятого ада с вкраплением тела,
    Из мела
    Глухим звероящером, апофеозом господних изделий  - 
    Я ангел постели,
    Ее неизбежный подтекст, словно в воздухе - гелий,
    Как гений,
    Зажатый мечтой меж строками седых цитаделей,
    Чей белый
    Парик, превратившийся в кость из застывшего геля,
    Пастелью
    Привычной выводит на стеклах автограф недели...
    Как "девять"?!
    И вновь я снаружи: изыди изысканный сеятель сеять.
    Что делать?
    17-19.03.1996
    
    
    КОМЕТА
    
    Ты сегодня на дне. Как тусклое верхнее "ля",
    Исчезает вверху твой побег от рояля неба;
    И мои минус восемь до твоего нуля
    Простираются осью, кроша раскаленным хлебом -
    Чтоб лететь к праотцам, по закону сменившим знак
    На беззубую свастику - лучшую часть прицела,
    Заставляя меня повторить в безвоздушных снах
    Этой странной симметрии - это земное тело.
    23.03.1996
    
    
    НАБРОСОК
    
    Мы забываем названия, звания избранных, 
    Мы называем забвение Божией волею.
    Бог триедино царит над углами да избами.
    Воля, не жалуя Бога, роднится с неволею.
    Болью в неволе, в углах, и соседствуя, стало быть,
    С Чистою силою, что дополняет Нечистую,
    Корчатся строки в агонии почерка - старою,
    Новою, среднею, вечною, этою истиной.
    Истина есть: за углом, вон, видали в полтретьего.
    Истины нет. Но недавно была, исповедалась  -
    С рифмою, все как положено: снова, как медиум,
    Некто заносит  подлунную письменность в ведомость.
    В видимость. Тень от смычка посредине безмолвия - 
    Взрыв, меж зрачком и листом порождающий трещину
    В виде строки - называется Божией волею.
    Сном называется. Чудом. Как правило - вечностью.
    Вечность граничит по берегу строк со Вселенною.
    Карта им - сгусток извилин, зажатых в руке...
    Как не признать, что и мир, полный тьмой и Селеною
    Движется к точке.
    К финалу строки.
    К точке.
    К
    .
    
    30.03.1996
    
    
    МОНОЛОГ ПОКИНУВШЕГО ДУШ
    
    Быть. Существовать без времен, словно знак препинанья.
    В день же седьмый - возвращаться туда, откуда ты вышел,
    О предчистилище, мир, уместившийся в шар, принимаемый
    Вскользь, но всерьез - за причину того, что родимся и дышим.
    В воду. С туманной, но необсуждаемой целью:
    Нагрунтовать свое тело, как холст перед мастерской кистью
    Времени. Здесь ощущаешь себя подмастерьем,
    Трущим яичную темперу в собственной жизни.
    Вас первозданного нет. Нагота - разновидность одежды.
    Мы недоступны  в последнем, а в первом нас не дозволяется видеть.
    Мыло вокруг -  предисловье к Венере, но прежде -
    Явитесь вы, сам себе и кусок минерала, и Фидий.
    И, наконец, предоставив себя вертикальным потокам,
    Падая в мир, столь сухой, сколь и окаменелый - 
    Слушать шаги удалившейся влаги, жестоко
    Внявшей минутным урокам тепла и двуногого тела.
    7.04.1996
    
    
    ЗЕРКАЛО
    
    Взгляд в зеркало быть вечным принужден,
    Как вал - девятым...
    Как рукопись, мне профиль возвращен
    Уже измятым.
    Он - память от свечного острия -
    От центра ночи,
    Пристрелянной в десятку; чья струя
    Обычно и соединяет точки
    Лица и света, в каждой опознав
    Свою вершину.
    И свой конец. И свой обратный знак-
    Первопричину
    Всего, что составляет новый день,
    Бредущий через...
    ...Так на лицо отбрасывает тень
    Грядущий череп.
    10.04.1996
    
    
    ТЕМА С ВАРИАЦИЯМИ
    
    Передо мною тот, кто нынче пьян -
    Первопрестольным воздухом иль им же,
    Не сжиженным до состоянья жижи,
    Способным пахнуть, отягчать стакан,
    Как приговор - наличием глотка
    Все той же влаги в трепетном желудке,
    Что вам сулит шестнадцатые сутки.
    Круг замкнут. Не без помощи УК.
    Он - тот, кто, обогнав теченье зим
    и лет, - не смог догнать себя по кругу,
    Случайного устал затылок друга
    Осознавать навязчиво своим.
    А потому -   избрал тропу войны
    С кругами вообще, всесущий вектор
    Струи в гортань, и в грань, где вы - есть Некто
    В лучах геометрической луны -
    Нуля, что исполняет из угла
    Роль пустоты, прислужника на пире,
    Однако вас с е2 на е4
    Привычно переносит из тепла
    В иное на шкале температур
    Понятие. Так холод возвращенья
    Ему знаком, как овдовевшей тени -
    Прообраз. Будто гипсовый амур,
    Он замирает в ней. Она одна,
    Его постель, она - его же слепок,
    Как взгляд с небес на миллионы щепок,
    Что спят на дне бутылочного дна...
    16-17.04.1996
    
    
    ПУСТОЙ ПЬЕДЕСТАЛ НА ЛУБЯНСКОЙ ПЛОЩАДИ
    
    Здешний кипящий воздух дает миражи,
    Для сознанья - шанс бежать от конца, от знака
    Скорбного препинанья, (о коем собака
    Знает, и воет о ком) - и оно бежит...
    Здешнее небо - цвета здешней травы,
    (Кто под кого маскируется, неизвестно) -
    Сущий простор домовым, водяным, древесным
    Страхам. Сатирам. Всадникам без головы.
    И это - уже скульптура. Извечный мавр
    (При всем-то богатстве на расы!) - пустяк, банальность.
    Радушный хозяин при плахе - всего лишь формальность.
    Лабиринт Минотавра - уже Минотавр.
    Дверь всегда противоположна стене,
    Так же, как воздух - Некто на тягостном звере.
    Воздух - апофеозом стены - не приемлет двери:
    Тем объяснимее то, что последней - нет...
    Может быть, память о небе. В опере кресло
    Для Мефистофеля. Бюст вдохновения. Или - 
    Памятник бегу бегущей в тумане кобылы...
    Но - после того, как она исчезла.
    21.04.1996
    
    
    * * *
    
    Я, августейший.
    Это - скорее беда, чем окрик
    Лавра с вершины чела, недоступного даже
    Собственным мыслям; с той благородной охры,
    Что ослепляет хрусталик зеркала, делая влажным
    Глаз...
    <Апрель 1996>
    
    
    НАТЮРМОРТЫ
    
    1
    (Дворник)
    Звуки утром - как игла в тонзуре
    Пластика, - спят в миллиметрах вальса:
    И метла - видение фигуре - 
    Словно кисть в неразличимых пальцах.
    
    2
    (Дерево)
    На взгляд со дна - ты состоишь из гнезд
     И звуков, давших смысл шумерской фразе
    Ветвей; страниц - исписанных до слез
    Творцом. И им же скомканных в экстазе.
    28, 29.04.1996
    
    
    1 МАЯ 1996. ЛУБОК
    
    Звуки марша, соскользнувшего на чарльстон.
    Красный день календаря. Среда. Погода.
    Тем сильнее ощущаешь государство,
    Чем ничтожней о тебе его забота.
    Дети. Голуби. Отцы семейств. Их жены.
    Тенью дома - на асфальте дремлет стая.
    Населенье, глядя невооруженным,
    Большей частию лишь там, куда пускают.
    А пускают - лишь туда, где населенье:
    К парадоксам вообще пространство склонно,
    Ибо столь необъяснимо от рожденья,
    Как валун, впитавший бдительность Горгоны.
    1.05.1996
    
    
    РАЗГОВОР С ДЕРЕВОМ
    
    Если и есть черты
    Лиц, или оного
    В этих ветвях - то Ты
    Смело зовись: "Его",
    Или же: "Их", "Тобой" -
    То есть, смени лицо.
    Это и будет твой
    Взгляд в небеса отцов.
    Взгляд - поворот и взмах
    Век (через свой же мрак)...
    Это и будет знак
    Непревращенья в прах.
    Это и будет вихрь - 
    Знак, что и я, избрав
    Слово - как вид любви - 
    Не был уж так не прав.
    4.05.1996
    
    
    ПИСЬМО
    
    Оставьте все. Оставьте все, что есть:
    За нами, в нас, над нами, перед нами.
    Оставьте все: как музыку, как месть
    Жестокого стекла оконной раме.
    Оставьте все. Оставьте прежде свет - 
    Во всех его телах: в свечах, и возле
    Свечей, и возле тех, которых нет, 
    Но - надо полагать, что будут после.
    Оставьте все. Оставьте день - для глаз, 
    Его конец - для губ, сказавших "Amen".
    Оставьте ночь: она запомнит вас, 
    Забыв себя, заполненную вами.
    И все останется. И лишь часы,
    Спеша вперед, зашепчут: Альфа, Бета...
    ...Омега. Все. Оставьте росчерк - и
    Оставьте Свет. Но не гасите света.
    10.05.1996
    
    
    К СТИХУ
    
    Ты не можешь покинуть меня, о, моя незаметная часть,
    Потому что и я не смогу отпустить на дорогу
    Твое странное тело, не нужное ей, и подчас
    Незнакомое мне, и еще неизвестное Богу.
    Ибо лишь для того, чтобы стать таковым. - рождено.
    И не сетуй, что жизнь удалась недостаточно бурной:
    Некто жаждет во сне досмотреть окончание снов...
    В результате чего - пробуждается в чреве Сатурна.
    Что и есть окончание. Лучше прийти к нему, стих,
    Через черную лестницу, дабы избегнуть хотя бы
    Поклонения слуг, как волхвов - но настолько святых,
    Что на юрких телах незаметна расцветка Каабы.
    18.05.1996
    
    
    * * *
    
    Больница в начале сна -
    Такая же, как в конце,
    В забвении. Ни одна
    Черта не живет в лице.
    На миг отстранив от глаз
    Пургу или прядь волос,
    Увидишь все тот же пласт
    Безмолвия. И мороз,
    Как речь, донесет до стен
    Признательность в виде двух
    Знакомых цветов, систем
    Любви. Черно-белый слух.
    Вычерчивай, без ума,
    Рисунок в карандаше
    И думай, что эта тьма
    Лежит на ее душе.
    И между ветвей, небес,
    Антенных крестов и труб -
    Действительно Бог, но без
    Приметы. Как ночь к утру.
    <Май 1996>
    
    
    Е.С.
    
    Да будет мне позволено признать,
    На дне эпохи мучимому жаждой,
    Что телу твоему, Им через "ять"
    Написанному - не возникнуть дважды.
    Поэтому тебя в моей судьбе
    Взор ищет так свободно, хоть нескоро:
    Лишь то и оставляет по себе
    Сбежавший хор, что волю дирижеру.
    И тишину. Смолчавшая в ответ,
    Она царит, где я (читай: без выгод) - 
    Где смерть не значит столько, сколько свет.
     И вход не значит столько, сколько выход.
    24.05.1996
    
    
    ПОЛЕТ ЯНДАРБИЕВА
    
    Все кончилось, кажется. Сделав широкий жест
    От локтя к прикладу, крыло самолета с шасси
    Не могут сойтись в направлениях, изобразив
    По поводу "кажется" крест.
    И кажется, в этом лишь правы. 
    Действительно: вверх или вниз,
    Направо и влево - симптом неспособных к паролю.
    И тень фонаря расползается кровью, и из-под контроля
    Выходит, как сепаратист.
    27.05.1996
    
    
    ДОЖДЬ НОЧЬЮ
    
    1
    Ноты расстрела с небес тотчас вызывают взрыв:
    Бегство света от тени, поставленной к стенке.
    Бог, не зная вашего имени, или уже забыв - 
    Употребляет звук, похожий на "ты" оттенком
    Голоса - более, чем односложностью. Ваша плоть - 
    Довод бессмертной души в споре о вашем
    Существовании в мире; однако, вплоть
    До самой нее - вы состоите из влаги, доселе спавшей
    Где-то внутри: может быть, в складках стен,
    Или в балконе - мысли небес о камне,
    Или в кустах, смолкших от недостатка тем.
    Где-то внутри. Между дождем и вами...
    27.04.1996
    
    2
    В споре с окном лицо попадает в сеть
    Собственных взглядов, брошенных раньше на милю
    Вглубь. И на щеке записей вечности не разглядеть,
    До тех пор, пока время щетиною  ей не исправит стиля.
    8.06.1996
    
    
    * * *
    
    Тягу к словам и здесь
    Не объяснить без слов.
    Стало быть, буква (месть
    Гордиевых узлов
    Нам за развязку) - не
    Жалуясь, не любя - 
    Терпит нас. Ибо вне
    Нас - узнает себя.
    25.06.1996, Коленцы.
    
    
    МОЕМУ ИМЕНИ
    
    Репетируя Дух, сын с отцом оставляют меня одного,
    Как забытую реплику - наедине с одураченным ухом.
    И уже не вопрос означает спина, принимая автограф его,
    А скорей - запасную тропу, чтоб надежнее скрыться от звука.
    От любого. Теперь и ему здесь - какое житье?
    Разве лишь обнаружить себя, наполняясь до горла на тризне.
    Что и есть окончанье, виньетка: ответ забирает свое,
    И орхестра, познав одиночество, за ночь становится жизнью.
    Только некому жить. И осталось глядеться извне
    В ниспадающий двор, где листву, точно пальцами Листа,
    Подбирает июль. Да маячит в случайном окне
    Удивленный Господь, четвертованный за триединство.
    2.07.1996
    
    
    * * *
    
    Я нес перед собою свет  -
    Фонарь ли? Нимб? Фитиль?
    Он был один, скрепляя две
    Моих руки, но был.
    
    И был лишь потому, что знал:
    Пока нас двое - ртуть
    Еще в дороге; не финал,
    И не пролог, но путь.
    
    Но путь (исход) знаком лишь нам,
    И на испуг чету
    Не взять: каков ни есть - он там,
    Без грима на свету.
    
    ...Он будет первым: им нельзя
    Не быть. Свеча? Киот?
    Кто б ни был он. Кто б ни был я.
    Кто б ни был Тот, кто ждет.
    13.07.1996 (ночь)
    
    
    С ПТИЧЬЕГО ПОЛЕТА
    
    Я жил в Рязани. Что и есть как раз - ни меньше,
    Ни больше - к перемене мест охота мест же.
    Там воздух. Ветер. Кроме них   - пробелом крыши.
    Там видишь все, как строки книг - лишь свыше.
    А что исчезнет - то вина полей, пространства,
    Его: вещь между не видна Его простраций.
    Искать? (Особенно слова) - ни слов, ни слуху,
    Ни духу... Раз уж голова и та - два уха.
    22.07.1996
    
    
    ШЕСТНАДЦАТОМУ ГОДУ 
    
    Не стойте за шторой. Вперед: я сегодня свободен;
    Мне вправду шестнадцать, как чудится Богу и вам.
    Не то, чтоб я рад с вами встретиться, не по погоде
    Одетым. Но вы мне завещаны - с Ним пополам.
    Я жил постоянно - в полшаге от "вечно"; бессменно,
    Пожизненно, впрок, круглосуточно. Плюс ко всему - 
    Я понял бессмертье на ощупь, поскольку бессмертным
    Одним лишь и стоит года завещать. Точно вам и Ему.
    К чему я клоню? Я не рад вам, но надобно встретить;
    Причем, не надеюсь на более нежные чувства к себе
    От вас, ибо знаю: мы нынче одно. Только третий
    Опять не явился. Опять - и на радость судьбе.
    24.07.1996
    
    
    ПОВОДЫРИ
    
    1
    Не память - пророчество: страсть перелистывать главы;
    И змеи кусают не хвост, а неузнанный тыл...
    Не случай забыть остальное, но повод и право
    Оставить на совести времени все, что забыл.
    
    2
    У дня только сутки на то, чтоб исчезнуть, передавая
    Даты и годы - как сверток в ладонь, да "прощай" в уста.
    Ночью в постели даешь круги - типографский валик,
    Только и смогший всосать, что жизнь с молоком листа.
    
    3
    День недели и месяц забыты. Кривой забор
    Не имеет конца, ибо тот обратился вишней,
    Что сестра Фаэтона; а дальше поля - с тех пор,
    Как Творец из путей к бесконечности выбрал ближний.
    
    24.07-3.08.1996
    Москва - Коленцы
    
    
    * * *
    
    Лет нам всегда хоть сколько-нибудь да есть.
    В память об этом нам лишь и осталось жить - 
    С тайной мечтой не забыть их числа, как месть
    Будущему. И со льстивым рывком - продлить.
    Так мы и топчемся по снегу, не зная, кто
    После - с оглядкою: сколько набили дыр?
    Не замечая его, уже шлющего взор плато - 
    Чистый, как сам адресат, как мысль, что замело следы.
    Так и глядим с недоверьем, будто боясь узнать
    Или поверить в то, что редеет лак
    Нашего кресла, и что потолку - плевать
    В нас, и часы не решаются произнести "тик-так".
    Так мы бросаемся к окнам. Неважно, что там: война,
    Мир ли. Раздвинуть шелк, оказаться возле.
    Годы уже не летят, но выкрикивают имена - 
    В качестве тоста, в качестве жизни после
    Них. А она существует. Иначе что
    Нам понимать, если вдруг раздается "Боже"?
    И как нам начать, найдя среди ночи то,
    Что зовется бессмертием? Смертью? Ложью
    Этих двоих - чтоб отвлечь, заслоняя дверь
    Полем, куском стены, подворотней, далью,
    Взгляд на себя... Взгляд, что слыхал "поверь"
    Чуть ли не больше раз, чем ему шептали.
    8.08.1996
    
    
    САНКТ...
    (фрагменты путеводителя)
    
    ***
     "Что будет завтра?" Комната пуста
    Для вздоха улиц, посланного. Чтобы
    Добить мой сон - поскольку и в устах
    Честнейшего он предварит "Ну что вы..."
    
    ***
    Вода живет и умирает стоя.
    Для сна - листая век, от скуки -   дни.
    На что они ей - шум? Она на что им -
    Движенье мимо и помимо них?
    
    ***
    ...И мы затихаем, не слыша оваций. И деспот
    Не морщится в ложе, как будто. Но  - лишь бы не вдаль!
    Для этого - камни. Поэтому - "здесь! Да, вот здесь мы
    Когда-то и были!.." И время нам вторит: "О да!"
    
    ***
    Взгляд, сбереженный небу, знает, где
    Его предел - на лестницах, что рвутся
    За фонари, монетами в воде
    Оставленные Богом, чтоб вернуться.
    
    ***
    Вправду конец, если помнишь, когда встречали.
    Поезд дрожит, словно ближе к воде - весло,
    Чувствуя город, что бродит в окне со свечами,
    Вытянувший оставаться: всегда везло.
    
    Санкт-Петербург, 14-17.08.1996
    
    
    НОЙ
    
    Одиночества нет. Лишь сознание смерти других,
    Или собственной, что для вас одинаково плоско.
    Только Бог и остался, оставленный мозгом, - как штрих
    Для себя: чтоб не крикнуть про землю на этой полоске.
    Память знает о времени то, что не видит в окне,
    Но успела прочесть между "здравствуй" и брошенной трубкой.
    "После нас - хоть потоп", как заметили те, что на дне.
    Как заметит душа, возвращаясь обратно голубкой.
    25.08.1996
    
    
    ОСЕНЬ
    
    Я не думал дожить до тебя - так и стало, не дожил.
    Если что-то выводит рука, в том вины ни ее, ни моей
    Ни на грош: только долг. Я мучительно помню и должен
    Все - своей же душе. Все, что сказано было при ней.
    Поворот, поворот. Пахнет свет? Или улица тоже -
    И слегка молода, и настолько в обрез коротка,
    Что при первой возможности рвется на запахи, точно
    Пес - во тьму с поводка.
    Мостовая и ночь - как набор существительных в речи,
    Скачут: младшая бросит - другая, спеша, подберет,
    Устремляясь обратно все больше на ощупь, все реже,
    Чем трамваи вперед.
    Пятница, 13.09.1996
    
    
    ФРЕСКА
    
    Мне впору молчать. Стихи
    Мои потекли: весна.
    Стремлюсь не подать руки,
    Но чувствую, что узнал.
    Я прячусь за спины, за
    Колонны, за бюсты - и
    Стою, закатив глаза.
    Мне больше к лицу, чем им.
    Они не спасут: их мрак
    Укроет на миг от глаз
    Своих же, и делать шаг
    Оттуда - мне в первый раз.
    Им - хуже. Всему виной
    Боязнь (топора? пера?):
    Творимое за спиной - 
    К добру, Но не от добра.
    И зла - ни на грош во мне:
    Мой челн не потянет двух.
    Я так измельчал, что "вне
    Себя" - я всего лишь дух.
    А значит - стерпеть, свернуть,
    Считай, не пришлось. Гляди:
    Вот лист. Отыщи мой путь.
    Там где-то и я вблизи.
    17, 18.09.1996
    
    
    * * *
    
    Иду вперед, и ничего взамен.
    Так выставленный вон - перебирает
    В уме ответы. Мы почти в зиме,
    И ставим ночи в двух шагах от рая.
    Балконы, сны, ладонь поверх лица -
    Стремятся прочь, как посланные встретить.
    Ад далеко, и голос подлеца,
    Швыряя тело с табурета в стремя,
    Обратное повешенью, дрожит.
    Петрушка пьян без малого неделю,
    И сам себя освистывает жид,
    В свиное ухо скрученный метелью.
    29.09.1996
    
    
    ЧЕРЕЗ ГОД
    				Е.С.
    
    Предав тебя и исказив сей жест
    Позднейшей ложью - я способен помнить.
    До чисел и до имени тех мест,
    Вина и книг, расположенья комнат.
    Их сумма из обоих нас не даст
    Ни одного. Но, выбравшись из вьюги,
    Мы видим, что никто не передаст
    Честнее снега нашу мысль о юге.
    Смотри, смотри! Я сызнова простил
    Себя. Но это лишь способность речи
    Поверить в то, что, может, упростив
    Свершившееся, - мы отыщем нечто
    В грядущем. Так решают спор о дне
    Постройки дома, о трубе бассейна.
    О памяти;  потом - о нас над ней,
    Как над столом с остатками веселья.
    Мы помним то, чего нам поздно ждать,
    Нельзя любить и недосуг бояться.
    Поскольку память нам нужна как блядь.
    По крайней мере - как замена блядству.
    5.10.1996
     
    
    * * *
    
    Если поднять глаза - горе, скорей всего,
    Станет листвою, городом или небом.
    В этом и суть, ибо кто же опричь его
    Сможет избегнуть удачней огня и гнева
    Свыше, где (как нам известно) живет Добро?
    Кануть в пейзаж стеклышком, всплеском фары,
    Будто оно - радость, или тавро
    Слез, что сотрет платок - вместе и скальп и варвар?
    5.10.1996
    
    
    * * *
    
    Петли скрипят. Комната входит в дверь
    Следом за мною, на цыпочках, ради Бога.
    И исчезает внутри: заходи, проверь -
    Нет ли кого? У окна, что одето в тогу
    Тяжких гардин, не спросить, где она теперь.
    
    Нам ли узнать обо всем, если включим свет?
    Самое большее - хаос вещей, посуды.
    Все - без записки (о том, через сколько лет
    Ждать). И следы ее ног, бегущие отовсюду,
    Позже окажутся полом: у вас паркет.
    
    Если загнется Ягве, то промолвит: "Ной".
    Будет ли прав - неизвестно, поскольку вето
    Не наложить никому. За моей спиной
    Только пейзаж. Но поймать себя вдруг на этой
    Мысли - и значит для вас оказаться мной.
    6, 13.10.1996
    
    
    СТАРИК
    
    Ветшающие линии границ
    Между лицом и воздухом настолько
    Приблизилось к согласию, что птиц
    Не хватит небесам на неустойку
    Его окну.
    Закройся, не смотри
    Покуда вьюга беглых слез не смоет
    Бессильным парку и скамье внутри - 
    Такой же белой, как и все зимою.
    18.10.1996
    
    
    * * *
    
    Мой черный стол диктует мне союз
    С толпою развороченных бумаг,
    В которые заглядывать боюсь,
    Как в письма от сошедшего с ума.
    Я словно постоянный адресат
    Для этих груд, хоть в зеркале двойник,
    Пейзаж в окне, и время на часах
    Идут ко мне, опережая их.
    Почтовая ошибка? или знак
    Ноги  на их нетронутом снегу? -
    Я лишний здесь, но мне нельзя никак
    Исчезнуть: не умею, не смогу,
    И не привыкну, и уже свою
    Испытываю память, а не страх,
    Валяясь по измятому белью
    За полночь у бессонницы в ногах.
    23.10.1996
    
    
    КАПРИЗ
    
    Все, что вокруг меня - 
    Неповторимо. Тень
    Не искажает дня
    Копиями, и день
    Счастлив отдать стене
    Той, что напротив глаз -
    Свет, лишь поняв, что мне
    Так же не смочь сейчас.
    Дом и окрестный двор,
    Точно через стекло
    Лупы, почти в упор
    Видят мой приступ слов -
    В силах помочь лишь тем,
    Что принимают вид
    Всех его версий, тем,
    Мостиков, пирамид,
    Улочек,  где идти - 
    Мало, и грех бежать.
    Боже мой, как найти
    Силы не подражать?
    26.10.1996
    
    
    ИДИОТ
    
    Если Парка окажется шельмой
    И отложит мой профиль пока,
    Я забуду, как некий отшельник,
    Этот город. И только река -
    В мостовых, как в скорлупке ореха - 
    Будет детству и жизни сродни
    Истекать, ибо память о реках
    Двухконечна. Как сами они.
    Я закрою на тяжкие ставни
    Вид из окон, где время идет.
    И внутри будет двигать листами
    Незаметный лишь мне идиот.
    27.10.1996
    
    
    НАГОРНАЯ ПРОПОВЕДЬ
    
    Но кто ударит тебя в правую щеку твою, 
    обрати к нему и другую;
     и кто захочет судиться с тобою
    и взять у тебя рубашку, 
    отдай ему и верхнюю одежду;
    и кто принудит тебя идти одно с ним поприще, 
    иди с ним два.
    Евангелие от Матфея 5:39-41
    
    Спаситель не знает ни имени, ни села,
    А значит - не может судить, и твоя взяла.
    Лицо, и одежда, и ступни при всех пяти -
    Достойны руки принуждающего идти,
    Судящегося и бьющего: он не тать,
    Поскольку берет только то, что ты рад отдать, - 
    Не больше. Но если от Бога бежать - беги
    От поприщ, одежды, и левой своей щеки.
    30.10.1996
    
    
    ПУТЕШЕСТВЕННИК
    
    Дощатый пол с губительною свечкой
    Лишь только и могли тебя зачать.
    Кому иначе эту бесконечность
    Восьмеркою колес обозначать,
    
    И слышать, вопреки неповторимым
    Законам, утром плеск воды к бритью,
    Да Троицу считать неоспоримой,
    У жизни обучаясь не житью,
    
    А цифрам, - словно маленькие деньги,
    От скуки кем-то пущенные в рост, - 
    Уже привыкнув к лишнему оттенку
    На наволочке найденных волос.
    1.11.1996
    
    
    * * *
    
    Я лег за полночь. На поднос
    Поставил чай, прошелся кругом
    И к выключателю поднес
    Благословляющую руку.
    
    Погасла люстра, но окном
    Напротив стали стекла полки.
    Не спал, и поделиться сном
    Мне было не с кем. Или долго.
    
    Так  лепят в боги нас. И цель
    Ясна тому, кто после верит - 
    Не требуя креста в конце,
    Ни клятвы Гиппократа перед.
    11.11.1996
    
    
    ГАДАТЕЛЬ
    
    Твой дом посреди зимы
    Так черен, что это знак
    Пришествия князя тьмы.
    К столу накрывают так.
    
    Пути потому пусты,
    Что ждут; и ведут не в Рим.
    Считай, что к тебе. Что ты
    Заранее найден им.
    
    Укрыться нельзя: не глаз
    Тебя обнаружит здесь.
    С тобой это в первый раз,
    И в этом одном - ты весь.
    13.11.1996
    
    
    * * *
    
    В городе нет горизонта: последствие взрыва,
    Что порождает миры. Сумма веток и стен
    Ночью на грани экстаза и нервного срыва.
    Выбор Творца не зависит от выбора тем.
    
    Стоит ли знать о причудах небес дымоходу?
    Или, Везувию местному, хватит ему
    Только составить компанию громоотводу
    На ночь за картами окон в ничейном дыму?
    16.11.1996
    
    
    * * *
    
    Я уеду из дома,
    Не услышав от стен
    Ни добра, ни худого:
    Насовсем, насовсем.
    
    Будет ветер и пусто.
    Мне идти одному:
    Я последние чувства
    Все оставил ему.
    
    Через арку направо,
    И вперед до огней.
    Вот мой Реквием - браво! -
    В перелетном окне.
    
    Десять тактов навстречу
    Голубям на карниз, -
    И вприпрыжку на плечи
    Переулка. И вниз.
    
    Брось печалиться, ужас
    Пережди. Не дрожи
    О консервах на ужин,
    И не бойся за жизнь:
    
    Там, за парой балконов,
    Различимых к утру,
    Тело станет законным.
    Значит, я не умру.
    18.11.1996
    
    
    СМЕРТЬ ОЛЕГА КАГАНА
    Не позволь себе большего. Ты
    Ведь не хочешь; не надо.
    Не заметить каемки, черты
    Скоростям твоего пиццикато.
    
    Ты внутри у кувшина. Там нет
    Ни вина, ни фигур: мы упорно
    Видим красное только на свет.
    Преимущество умерших - в черном.
    
    Преимущество, ибо отдать
    Больше нечего: темь. Почивая,
    Наконец прекращаешь искать.
    И тебя лишь искать начинают.
    
    Эту ощупь с твоей не сравнять,
    Потому что различные мифы
    У обеих: надежда обнять
    Или - смерть от скрипичного грифа.
    
    ----
    
    Ошибись хоть разок, эмпирей.
    И тому, кто не ведал ошибки,
    Допусти отозваться скорей,
    Чем закончатся струны у скрипки.
    24.11.1996
    
    
    Е.С.
    Что я тебе напишу на коленях у сумерек,
    Страшная девка без адреса и без примет?
    Смейся, пора: я почти объясняюсь в безумии.
    Будем считать, что и это сойдет за привет.
    Вся моя комната в ужасе - если б ты видела! -
    От перекрестных шагов. Или мы не вдвоем
    Бедное чувство с шестым миллиардом в делителе
    По единице секундам теперь отдаем?
    Или один я? И некуда с эдакой бездною
    Деться: всерьез не покинешь себя-старика.
    Разве что память спасет: ты не самая честная,
    Я же не гений. Ну вот мы и квиты пока.
    Как назову? Хоть по первой строке, если хочется.
    Не принимай за стихи: это только прием.
    Стихотворение ждет. И пока оно кончится -
    Кто бы мне высчитал, сколько мы лет проживем.
    26.11.1996
    
    
    CТАРИННАЯ ЖИВОПИСЬ
    Предместье Тициана. Мешковина
    С картофелем из высохших долин,
    Полуокно. И свет наполовину.
    И тьма в глазах. И Бог преодолим.
    
    Пожалуйста! Давай остудим глину,
    Октябрь на красный свет перебежим.
    Два выхода: Творцу найти причину
    Или себя почувствовать чужим.
    
    Язык не кисть. Не ждет переворота:
    Меж фраз его всегда найдутся те.
    Но если нет - то хлопнут не ворота,
    А воздух на распоротом холсте.
    29.11.1996
    
    
    (ЕККЛЕСИАСТ)
    
    Я лежу на диване. Передо мной
    Стол, покрытый бумажною белизной
    В декабре. Но единственная белизна
    За окном - это цвет моего окна.
    За окном - декабрь. А за ним - январь.
    Птицы движутся, время стоит. Календарь
    Разминулся со снегом, застрял в пути.
    Или некуда больше ему идти.
    Из рта навсегда вылетает речь,
    И покой наш уже ни к чему стеречь.
    Сняв халат, удаляются от одра,
    Охладевшим надеясь найти с утра.
    Снега нет. Нам нельзя потерять тепло:
    Мы испортимся. Будто бы бьет в стекло
    Постоялец - и видит еду, ночлег.
    Мы не можем открыть, нам не нужен снег.
    Мы уверены: это стучится он,
    Не оставив следа от голов и крон,
    Все, помимо себя, заменив собой - 
    Как умели лишь мы, и никто другой.
    Мы в снегу. Если Бог попадет в метель - 
    Философия сгинет. И как постель
    Будет выглядеть Рай (или Ад - как знать,
    Коли смерть занесло, и не нам умирать).
    После снега уже не мозги его
    Объяснят: что есть серое вещество,
    Как не сам он? Под силу понять ежу.
    Снега нет. Небо счастливо. Я лежу.
    6.12.1996
    
    
    ГЕОГРАФИЯ
    
    Кому, как не тебе - по ремеслу
    Родиться в глубине земли усталой,
    Где пол определяют по веслу
    Иди штыку в глухой руке у статуй;
    
    По фонарю: когда погашен - день,
    И ночь - когда разбит. По тени дома -
    Что дом еще отбрасывает тень,
    И смерть не ждет в конце второго тома
    
    Всех писем, что оставишь по себе,
    Всех адресов (все адреса так узки!),
    Всех песен, где меж строк - лишь Бог и бег,
    да Нобель, окликающий по-русски.
    7.12.1996
    
    
    * * *
    
    Я графоман. Мои листы лежат
    Везде, где их согласно видеть око:
    Не слишком низко, и не так высоко - 
    Чтоб я всегда был им открыт и рад.
    Они страшны. Особенно когда
    За них войну зима ведет бесчестно:
    Казалось бы, протянешь провода
    Среди бумаг - и комната исчезла.
    Едва за дверь - для них уже побег;
    Они зовут, и этот голос томный
    Не отогнать, и в келье полутемной
    За полночь выпадает новый снег,
    В другие дали открывая вид.
    Возможно, там - за церковью и лесом -
    Над лампою еще один стоит...
    И эту связь не удивить железом.
    8.12.1996
    
    
    * * *
    
    Примитивный пейзаж 
    В половину листа,
    За который не дашь 
    Ни окна, ни холста;
    Безопасная даль
    В половину руки,
    Но рука и печаль -
    Как они далеки!
    Если выйти за дверь
    И направо взглянуть,
    То напрасно теперь
    Открывается путь:
    Половина зимы, 
    И дороги бледны,
    И оттудова мы
    На ладони видны.
    Потому что и там
    И, как правило, здесь - 
    Мы не в тягость богам.
    Ибо мы-то и есть
    (Глядя издалека -
    Чтоб достал карандаш)
    Фонари и река,
    Примитивный пейзаж,
    От неблизких картин
    Отстраняющий плоть:
    Чем он дольше один, 
    Тем он больше Господь.
    13.12.1996
    
    
    ПОЧТА
    
    Я полюбил свободные размеры:
    Как тога, или брюки без лампас,
    Они дают мне легкие манеры;
    Но тощ для них словарный мой запас.
    
    Должно быть от болезней или горя -
    Слепого и невидного извне,
    Я бросил стих. И, по привычке, вторя
    Моей судьбе, он изменяет мне.
    
    И на столе, как следствие измены,
    Я нахожу конверты от него:
    Уж распечатаны и непременно 
    Надушены бессилием его.
    
    Теперь я болен службами иными,
    Но, видно, не поддался мятежу
    И, будто из укрытия, за ними
    Со дна мизантропии я слежу.
    
    Но все, что мне нашептывает ворот
    Колодца, все, что сочтено в уме -
    Я с ужасом и нетерпеньем вора
    Прочитываю поутру в письме.
    15.12.1996
    
    
    ЗИМНИЕ КУПЛЕТЫ
    Снег убирает очевидцев. Наспех
    Сопротивляясь нашему концу,
    Житейский чих и благородный насморк
    Нам пурпуру добавили к лицу.
    
    Хвороба века, подбираясь к носу,
    Как пастор к оренбургским мужикам,
    Нас учит европейскому прононсу,
    Дневному сну и кружевным платкам.
    
    Вот просвещенный царь! В минуту строги,
    Или степенны, мы уж не бежим
    Вослед трамваю с воплем по дороге:
    Как нам идет постельный наш режим!
    
    Как кстати нам горячечный румянец:
    Штудировавший дома Хохлому
    И Сурикова, тощий иностранец
    Прославит в голос "русскую зиму"!
    17.12.1996
    
    
    * * *
    
    Не вставай: я пришел со стихами,
    Это только для слуха и рук.
    Не мелодия гибнет, стихая -
    Гибнем мы. Да пластиночный круг.
    
    Потому что - поймешь ли? - у смерти
    Нет вопроса "Куда попаду?"
    Нет Земли: только Бог или черти,
    Только рай или ад. Мы в аду.
    
    То есть гибель - не администратор,
    И не распределяет ключи:
    Все мертвы. Она лишь регулятор
    Этой громкости. Хочешь - включи.
    
    Поразительно, как мы охотно
    Поворачиваем рычаги!
    Между ними - и этот. Погода
    Ухудшается. Снег. Помоги.
    17.12.1996
    
    
    * * *
    
    Выйди хотя бы  к окнам. Помимо стола и прошлого
    В комнате существуют зрачки и виды - 
    Затем, чтобы вычесть из большего еще большее,
    Чтоб жизнь утомилась, и ты бы не знал обиды.
    Ты выдумал петь на чужих языках, и, видимо,
    Ты прав, потому что лишь так убивают зависть.
    Но зависть - как топка. Дровишек осталось, видишь ли,
    Чуть-чуть, -  но их хватит на то, чтоб тебя обесславить.
    Из ведомых граней творца (вспоминай стаканы)
    Гармония - некуда легче: и будь поэтом,
    И славь понемногу того, кого хошь - пока он,
    Воздавши тебе не по должности, не пожалел об этом.
    25.12.1996
    
    
    ЧЕТЫРЕ СЮЖЕТА ДЛЯ ПРОЗЫ
    
    1
    Я задаю вопросы, Сатана.
    Кто б ни был ты - не принимай на веру,
    Не принимай на смелость эту меру
    Безделия в отчаянных тонах.
    Бессмысленная, снежная страна
    Скрывается за трубами в тумане,
    И если мы кого-нибудь обманем
    С тобой - то только наши голоса,
    Летящие от скуки в небеса:
    С охрипших берегов ума - в Колхиду,
    Безверие, безбожие, обиду
    И бесконечность в дар приобретя.
    Все это говорит тебе шутя
    И не подозревая, что он скажет
    Через строку, больной москвич. Москва же,
    Как многое, - тебе принадлежит.
    А значит, весь мой слог не подлежит
    Хотя бы переводу, мне на радость:
    Без слов - дорога вверх, но грустно падать
    В твой многообещающий карьер,
    А проломить языковой барьер.
    Ты все молчишь, а я, глядишь, рифмую,
    Хоть мало пользы от того уму и -
    И сердцу, как сказал бы здешний бог,
    А больше б ничего сказать не мог.
    Ты знаешь, суеверие упорно
    Лишь в том, что не имеет ясной формы.
    Простим ему: he  speaks  before he thinks
    Другое дело - мы не грек и сфинкс,
    У нас не те века, не те задачи,
    Меж нами - все. И только наудачу,
    Да разве что вслепую - приступлю.
    Бес выслушай.
    Бес, я тебя люблю.
    
    2
    Погибшие в беспамятстве, во лжи,
    В крови, в противоречиях, и в смерти
    По самый рот бредущие - поверьте:
    Каких мы слов на стих ни нанижи,
    Вы рветесь в каждой паузе, в тиши
    Победы, и пока мне было ново
    За переплетом скрывшееся слово -
    Я знал его на вашем языке.
    Вы - груз, что держит лодку на реке, -
    Не столько снизу, сколько даже сверху -
    Подобно небу, песенке и смеху
    Присевшего на весла божества.
    Граница, за которую листва
    Не каждым октябрем переступает -
    Тропинка ваша. Гибель наступает
    Не как удар, немедленный и злой -
    А словно гость. И неизменно свой,
    С вином, в позавчерашнюю газету
    Укутанным, и целому-то свету
    Трезвонящий о даче под Москвой,
    Да севший против лампы, как живой.
    Все это вы. И в пламени камина,
    Куда глядишь, - другая половина
    Всей вашей смерти (будто сквозь стекло):
    Ненужных рук свободное тепло.
    Без памяти, без боли, без начала,
    Завертывая раны в одеяла -
    Мы корчимся заснуть в госпиталях,
    А снег без сил ложится на поля,
    И оба - навсегда. Навечно: то есть,
    Их не поднимут - хоть война и совесть,
    Хоть санитар из красного Креста,
    Застреленный в ночи у блокпоста.
    
    3
    Без темы, и неведомо кому
    Я посвящаю эти строки. Строки
    Переживут меня, и потому -
    Они слабей, хоть менее жестоки.
    Я верую, что только одному
    Лишь мне их удается ненавидеть:
    Другие просто предпочтут не видеть
    Того, чем успокаиваюсь я, -
    И тем сильнее ненависть моя.
    Я жил один, и прямо предо мною,
    За тонкой, белоснежною стеною,
    Под самой крышей жил совсем иной -
    И без крупицы общего со мной.
    Я рифмовал, склоняясь вечерами
    К столу, и беспокойными шагами
    Искал дорогу в мебельном лесу -
    Чем портил ночь тому, кто жил внизу.
    Он был честней, а сны его - спокойны.
    Там, у себя, он вел едва ли войны
    Без крови и без сна за падший ямб:
    Пролетом ниже это делал я.
    Сказать по правде, я его не слышал,
    Хоть, сотни раз войдя к себе, я вышел
    Не меньше - и ни звука от него:
    Пока сполна он не отдал всего.
    В тот день его монашество сменилось
    На дружеский визит (как гнев на милость
    Меняет царь - и виселица вдруг
    Меняется на годы рабских мук).
    Я был один, и чем слабей - тем ближе
    Был он. Магнитофон (я это вижу),
    Как Прометей, приставленный к стене,
    Глухие ритмы посылал ко мне -
    Слепые и убийственные волны.
    Я утонул и плавал сверху, полный
    Мне чуждых, умножающихся сил.
    И океанский ветер доносил
    Один лишь новый гул. И в этом ветре
    Я оставлял балласт: все рифмы, метры,
    Все перья, а потом забыл слова -
    И пересек тропинку божества.
    
    4
    Зима в Москве - скандал и Боже мой.
    Чуть полдень бил - а загорятся плошки,
    И номер семь увозит на подножке
    Комедию Мольерову домой.
    Да явится суббота за средой,
    От вечной ночи позабывши время,
    И слабый день прощается со всеми,
    Как в оспу. И не узнаешь с утра
    Своих стихов, написанных вчера.
    Стоят сюжеты и покойны души.
    Смирив глаза, пурга стремится в уши - 
    Мы прячемся в дома и видим сны
    Про яркий шум - и этим отмщены.
    Зима, конец дорог. Не время помнить.
    Толкаешь дверь, готов себя восполнить,
    Готов войти - и опрометью вон
    Бросаешься. И снегом занесен.
    Конец окна - не время торопиться,
    В приемной у грядущего толпиться.
    Зима в Москве - пора простых вещей:
    Ты видишь снег? Он и везде. По всей
    Твоей земле, и на любой горбатой
    От горя крыше, и в подслеповатой
    Реке, и на мосту, у фонаря.
    А реки замахнулись на моря,
    Моря теснятся и находят тропы,
    И в путь идут (а по краям сугробы).
    Быть может, там, куда они ушли, -
    Не нужно нас, нет места для земли.
    Они идут, и голубеют версты
    На небесах, и снег, зажатый в горсти
    Последнего из долгой череды,
    Едва успеет замести следы -
    Как самому лететь в слепые дали,
    Чтоб нам другие зимы передали
    Свой вечный цвет - как письма от него,
    Где только подпись: только и всего.
    19-23.12.1996
    
    
    ОТ МИССИОНЕРА
    
    Государь и отец. Твой народ от тебя отвык.
    Ворожат, соблюденье поста возмещают свинством.
    И язык им подстать: то ли веруют в постовых
    Или в рака с горы, то ли Господа кличут свистом.
    Их поля ненавидят лишь их, а не твой режим.
    Твоих методов, мудрый, по сану я не приемлю,
    Но мне кажется часто: они бы сумели жить,
    Только если мы сгинем, навечно оставив землю.
    Не прошу о деньгах: и без них меня здесь убьют.
    Через день или месяц - не знаю, но мне не важно.
    Я бы только хотел, чтобы ты мне нашел приют
    Среди этой земли, если вновь она станет ваша.
    Чтоб я верил тебе - приходи в этой край войной
    Только после меня: так нам будет верней и проще.
    Ты не любишь людей, ну а смерть обсудить со мной -
    Не спеши, ибо смерть, слава Богу, проворней прочих.
    25.12.1996
    
    
    ЛЕКСИКОН
    
    Ты рядишься в слова. Потому, слава Богу, свободен
    От любого позора - включая обычную порку,
    Ибо снять с тебя что-то (в особенности при народе)
    Не удастся, поскольку все дело напомнит уборку
    Твоего кабинета, бумаг на столе или в кресле,
    Переборы в шкафу и последний пробег по роялю:
    Ты останешься гол, как и был. Но, послушай-ка, если
    Это так - почему бы тебе не просить подаянье?
    Это было бы смело. Ты б стал идиот для соседа,
    Идиот для жены, для друзей - "А не слышал, что этот
    Идиот с собой вытворил?" То есть - простая победа:
    Регулярные деньги плюс малоизученный метод
    Перебранки с планетой. Когда диогеновой бочкой
    Попрекнут - не теряйся, но все же помедли с ответом.
    Посмотри им в глаза и скажи прошлогоднюю строчку:
    "Да, я умер для мира, но был и остался поэтом".
    После этого ты прослывешь пошляком и, возможно,
    Шарлатаном, тебя отпоют почитатели  -ова
    И твоих подражаний ему. Вот  тогда, осторожно
    Отвернувшись к стене, засыпай. Ты не отдал ни слова.
    28.12.1996
    
    
    
    
    
     Илья Тюрин. Стихи, 1995-1999. Наследники, 2012
     Ирина Медведева, составление, 2012
    
    

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Тюрин Илья Николаевич (ilyadom@yandex.ru)
  • Обновлено: 18/04/2012. 43k. Статистика.
  • Сборник стихов: Поэзия
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.