Тюрин Илья Николаевич
Хор

Lib.ru/Современная: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Тюрин Илья Николаевич (ilyadom@yandex.ru)
  • Размещен: 18/04/2012, изменен: 18/04/2012. 10k. Статистика.
  • Поэма: Поэзия
  • Стихи
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Поэма "ХОР. Памяти Иосифа Бродского" вошла в книгу "ПИСЬМО" (М., ХЛ, 2000)

  • 
    ХОР
    
    Памяти Иосифа Бродского
    
    
    1
    С тех пор, как он вдел в ушко
    Суровую нитку, мы,
    Поняв, что не лет ушло
    Полсотни, а две зимы
    Возвысились вдалеке,
    Как новый для нас маневр, -
    Мы можем быть налегке.
    Мы можем сказать о нем.
    
    2
    Покойный был мизантроп
    От возраста и сигарет,
    Сын злейшей из всех утроб
    Европы, еврей-поэт.
    В церковь его внесли,
    Руку к руке сложив,
    Посланцы чужой земли, 
    Где ждали, пока был жив. 
    
    3
    Его стихи, говорят, 
    Были гордость равнин.
    Кончил он всем подряд,
    Виршами для именин.
    В орудие языка
    На смех себя произвел,
    Ибо нашла тоска.
    Вот и конец пришел.
    
    4
    Жук и кухонный бог,
    Машинописный Феб -
    Он расплетал клубок,
    Бегал и сеял хлеб
    В ссылке, куда попал
    Божески: вместо "пли".
    Пил, по затылкам шпал
    Шел, и куплеты шли.
    
    5
    Боже, теперь зима.
    Голубя не спасти,
    И забегает тьма
    В русский курсив к шести.
    Гений, он знал про смерть
    Малое, но сумел
    Выдать свой страх - и спеть,
    Душу отдав зиме.
    
    6
    Когда он читал их, все ж
    Было обычным: рот
    Дергался, веко тож.
    Голос лишь был не тот.
    Вместе не родились
    Горло и желтый жид.
    То ли не видим в близь,
    То ли сам Бог дрожит.
    
    7
    В страхе от мертвеца -
    Кони исчезли вдруг.
    И не отнять лица,
    Как наглазников, рук.
    Остров похоронил
    Лучшую из обезьян.
    Чувства прилива сил  -
    Горе, а не изъян.
    
    8
    Жмуриком унесешь
    Больше, чем знаешь, в ад, -
    Больше, чем должен. Ложь
    В свете твоих лампад
    Мигом отбросит тень
    Нужных размеров, форм.
    Не выбирать путей -
    Словно команде в шторм.
    
    9
    Это не я шепчу -
    Это я слышу. Звук
    Шепота жжет свечу,
    И на стене я двух
    Сгорбленных вижу. Тень
    Тем и приятна. Что
    В ней не узнать людей.
    Это и есть Ничто.
    
    10
    Сколько листу ни жить
    Будет ему предел:
    Замер же тот мужик,
    Взвился и улетел.
    Все, кто имеет гроб
    В качестве запятой, -
    В Этой скупятся: чтоб
    Не экономить в Той.
    
    11
    Кто бы ни продавал,
    Дни не растут в цене.
    Время плохой товар
    Для хранения вне
    Жизни. Где (по всему) -
    Рай, и нельзя страдать:
    Время для тех, кому
    Нечего больше дать.
    
    * * *
    
    12
    Давайте помянем их,
    Выброшенных на дно
    Слов - в недомолвку, в стих,
    Слитых для нас в одно.
    Встанем. Наш полуштоф
    Их не готов вернуть,
    Но станет сигналом - чтоб
    Мы не теряли путь.
    
    13
    Встанем. Отсель туда
    Не долетает свет,
    И у травы пята
    Не оставляет след.
    До срока нельзя во тьму,
    И не нанять гонца
    Кроме Врага: тому 
    Платят за два конца.
    
    14
    Встанем, и в полный рост
    Вытянемся в окне -
    С рюмкой, с букетом роз,
    Статуей на коне:
    В этот просторный миг
    Влага у наших глаз
    Тенью падет на них,
    Светом падет на нас.
    
    15
    Блик, поглотив толпу,
    Скопище книг, рояль, 
    Встанет бельмом во лбу -
    И перед нами даль 
    От протянутых рук
    Не отвернет лица - 
    Хоть и смутится вдруг,
    В жестах узнав слепца
    
    16
    Боже! метель, метель.
    С полночи снегопад.
    Выглядит как постель
    Опустошенный град.
    Это - для зренья знак,
    Символ пятна, бельма.
    Кровли заносит так,
    Что наступает тьма.
    
    17
    Мир исчерпал свою
    Стойкость во тьме теперь.
    Улицы, как в Раю,
    Неразличимы. Дверь
    Заперта и честна.
    Бродит, ломая наст.
    Ночь - и  она одна,
    Может быть, видит нас.
    
    18
    Не поймать на бегу
    За полу Зла, Добра.
    Сидя на берегу
    Комнатного ковра,
    Ты  от света глаза
    Пальцами скрыл, и тот
    Берег тебя назад -
    Через моря - влечет.
    
    19
    Знай, что любая часть
    Света иль хоть стола,
    Та, куда божья власть
    Нас еще не послала -
    В принципе, "смерть" и есть.
    Все-то различье в том,
    Что смерть - не теперь, не здесь:
    Черт-те когда. Потом.
    
    20
    Кабы нам знать момент!
    Это бы нас спасло
    От похоронных лент,
    Ангелов, баб с веслом.
    Ведь избежавший мук
    Почести воздает
    Не гибели - своему
    Ужасу от нее.
    
    21
    Ужас или восторг -
    Плод удивленья. Бог,
    Ежели и жесток, -
    То в том, что в секрете срок
    Смерти хранит от нас.
    Иль у Отца и чад
    Разные взгляды на
    Время и важность дат?
    
    22
    Или, по простоте
    Яркость ценя во всем,
    Выбрали мы не те
    Дни для своих систем
    Мира и нам искать
    Надо не между двух
    Цифр нашу жизнь, а брать
    Новый аккорд на слух?
    
    * * *
    
    23
    Думаю, мы живем
    В странном миру, и жить
    Высшие силы в нем
    Нам не могли разрешить.
    Кто принимал сей хлев?
    Кто был наш ОТК?
    Общество - первый блеф.
    Главный итог греха.
    
    24
    Общество состоит
    (По изобретателю) в том,
    Что знающий боль и стыд -
    Не допускается в дом.
    Дом разросся, и он
    Перевалил за пять
    В девятой. Посланных вон -
    Также не сосчитать.
    
    25
    Дом слишком полон. Теперь,
    Чтоб на порог ступить -
    Нужно долго терпеть,
    И выдержать тест: убить.
    Лучше всего, себя -
    Получишь свободу, green
    Card. Но дом не судья,
    Коль обойдешься другим.
    
    26
    Во-первых, тем больше прав
    На освободившийся стул,
    На освободившийся шкаф
    Для пиджака. Вздохнул
    Свободнее и балкон. 
    И парк со скамьей внизу.
    Общество знает, в ком
    Подозревать слезу,
    
    27
    В ком - не подозревать.
    Ради Бога, пойми,
    О чем говорит кровать
    В ночь, кто скрипит дверьми
    Днем, что за дым в трубе,
    Какая течет вода -
    Там, где свобода для Б
    Есть освобожденье от А.
    
    28
    Вот механизм смертей,
    Верней, - оправданье их:
    Смотрит из всех частей
    Их конституций, книг
    С их лирикой, чей метр
    Неровный основан был
    На том, что на километр
    Суши - есть два могил.
    
    29
    Все это я затем
    Ночью в поту кричу,
    Чтоб не бранили "систем"
    После меня. Ильичу 
    Не поставишь на вид;
    Славен князь Меттерних.
    Шалашик не ими свит:
    Наоборот, для них.
    
    30
    Это гнездо - их щит,
    Здесь их ясли. Звезда
    Лишь о творце молчит,
    Указывая, куда
    Идти, чтоб увидеть плод -
    У чьих возложить колен
    Дары и себя. И тот,
    Кто чертит в углу "NN",
    
    31
    Не обязательно свят:
    Уже по боязни злой
    Вдруг осчастливить взгляд
    Избранного - собой.
    Две тысячи лет держать
    На обещанье прийти
    Мозг, что привык читать
    Веру как детектив.
    
    32
    Все наши беды - от
    Этой привычки сов
    Развернуть переплет
    Ночью, под бой часов -
    Мечтая под этот клич
    Искреннее всего
    В книге конца достичь
    Раньше, чем своего,
    
    33
    Раньше, чем остальных
    Благ, что оставил дом.
    Зимний день на стальных
    Крыльях с большим трудом
    Поднимается вверх,
    Видимый в золотой
    Капле, что кран изверг
    С воплями на ладонь.
    
    * * *
    
    34
    Некто спросил Творца:
    "Боже, зачем печаль
    Селится нам в сердца?"
    Бог не отвечал:
    Этим и знаменит.
    Загодя обречены
    Все, кто Его затмит
    В области тишины.
    
    35
    Чтобы сильней смолчать -
    Надобна Божья власть:
    Дабы к устам печать
    Не запросто прижилась,
    Но испустила бы вдруг
    То, что над тишиной -
    Отрицательный звук,
    Лучший ответ земной.
    
    36
    Все печали и стон
    Опечаленных - здесь.
    Бог заключается в том,
    Чтобы оставить весь
    Мир без ответа: там,
    Где тот и начался.
    Бог - это слух. Рукам
    Вмешиваться нельзя.
    
    37
    Руки всегда грубей,
    Чем их замысел. Всяк
    Стреляный воробей
    Знает, что это так.
    Руки растут из тьмы,
    Дома у них - ни зги.
    И через век умы
    Не победят руки.
    
    38
    Руки всегда быстрей
    Глаз, и всегда в тени.
    Если умрешь скорей,
    Чем обещали дни -
    Знай: за судьбу решил
    Палец. Никто другой.
    Ягве рукой лепил -
    Чтоб убивать рукой.
    
    39
    Видишь перед собой
    Руку? Взгляни: рука -
    Будто знакомый, свой -
    Хрусталику дорога.
    Взгляд не имеет дна.
    Значит, прельстит глаза
    То в руке, что она
    Не имеет конца.
    
    40
    Лишь для того, заметь,
    Все ее пять чудес,
    Чтобы заочно иметь
    Численный перевес:
    Только перед одним
    Парки затормозят -
    Перед дуэлью, где им
    Тоже концы грозят.
    
    41
    Видишь, какой размах?
    Как это просто, как
    Точно! Вся жизнь в умах -
    Гибели в двух руках
    Не одолеет, не
    Стоит - и не прочтет,
    Ибо в простой войне
    Нужен простой расчет.
    
    42
    Смерть берет простотой.
    Арифметикой, за
    Которую лишь ценой
    Правильного лица
    Можно нам заглянуть.
    Помните класс? пока
    Доску не перевернуть -
    Ждешь, что там - не доска.
    
    43
    Гибель, по существу,
    Очень вульгарна. Нас
    Выучили веществу 
    Смерти. Как свет и газ -
    В дом поступает то,
    Что не имеет труб
    Спуска: в конце поток
    Просто выносит труп.
    
    44
    И что бы ему тогда
    Ни встретилось на пути -
    Толпы, февраль, вода -
    Он не спешит идти,
    Он повернет назад,
    Выскочит на рожон,
    Зная, что лишь в глазах
    Может быть отражен.
    
    
    * * *
    
    45
    Мы сидим на полу,
    Перед нами свеча.
    Книгам, теням, столу
    Не объяснить, для ча.
    Их душа далека
    И от Бога. И от
    Глаза   - и так легка,
    Что нас не возьмет на борт.
    
    46
    Мы сидим на полу,
    Нам не видать окна.
    Ночь шевелит золу -
    Будто бы борона
    По паркету прошла,
    Сунули черенок
    В землю  - и вот зола
    Ночью легла у ног,
    
    47
    Чтобы удобрить рост.
    Хлопья вечерней тьмы!
    Как ритуал ваш прост - 
    Прост, как и сами мы:
    От свечи по кольцу -
    К стулу, к дверям, окну,
    Чтобы сказать концу:
    "Мы не идем ко дну.
    
    48
    Мы начертили круг.
    Так и вертимся, как
    Учит Он: круг - наш друг,
    Прямоугольник - враг.
    Прямоугольник - гроб,
    Яма - ему квадрат,
    Прямая - одна из троп
    Прямо до райских врат".
    
    49
    Тени идут, идут.
    Свечи горят. Лишь мы
    Неподвижны - к стыду
    Нас породившей тьмы.
    Перед нами черта,
    И ступить за нее -
    Значит весь мрак у рта,
    Капающий на белье
    
    50
    Воск - далеко внизу
    Бросить и позабыть.
    Ночью вода в глазу
    Значит, что либо плыть
    Нужно, либо сойти
    На берегу любом,
    И отыскать в пяти
    Пальцах тропу и дом.
    
    51
    Осень справляет марш,
    Стоя, как Бонапарт,
    Вне наблюденья. Ваш
    Город встречает март
    Со слезами - как сын,
    Ждущий у трех дорог
    Гроб отца - и один
    Дол перед ним широк.
    
    52
    Он затопит камин,
    Проводив суету,
    И сквозь глухой кармин
    Будет смотреть на ту
    Точку, что для души
    Глаз подобрал предел,
    Где ощутишь в тиши
    В гибели - новодел,
    
    53
    То, чего никогда
    Не было, блеф и страх.
    И зашумит вода
    На городских дворах,
    И балкон удивит
    Кованным чугуном
    Слезливый конъюнктивит 
    Глаза. И за руном
    
    54
    Ресторан отплывет
    В мартовских фонарях.
    И несравненный год
    Будет стоять в дверях.
    За дверьми, на полу -
    Мы смотрим на воск в упор.
    Видим лишь мел. В мелу
    Появляется хор.
    
    55
    Он говорит: "Ты здесь!
    Правда, я знал, ты здесь.
    Где же еще? Ты весь -
    Жизни и жизни смесь.
    Жизни и жизни: дней,
    Запахов, сквозняков.
    Ты написал о ней
    Столько! таких стихов!
    Столько большой воды
    Бросил! Такой предел!
    Если бы только ты
    Знал, как ты славно пел;
    Как ты умел идти,
    Прятать, маскировать -
    И не выдать пути.
    И о конце смолчать".
    
    Январь, февраль 1997
    
    
    
    Ó Илья Тюрин. Хор, поэма, 1997. Наследники, 2012
    Ó Ирина Медведева, составление, 2012
    
    

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Тюрин Илья Николаевич (ilyadom@yandex.ru)
  • Обновлено: 18/04/2012. 10k. Статистика.
  • Поэма: Поэзия
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.